26.08.2023

Жизнь за смертью раймонда моуди читать. Рэймонд Моуди: «Те, кто пережил клиническую смерть, меняются навсегда


Psychologies:

Откуда у вас такой пристальный интерес к потустороннему миру? Может быть, вы родились и выросли в религиозной семье?

Рэймонд Моуди:

Вовсе нет. Я родился в маленьком городке в Джорджии, на юго-востоке США, в июне 1944 года, в тот самый день, когда мой отец поднялся на борт военного корабля, – во время Второй мировой войны он служил на флоте санитаром. Вернувшись, он закончил свое медицинское образование и стал хирургом. Отец – прирожденный врач и очень любил свою профессию. Он был убежденным атеистом, и мы никогда не говорили с ним о религии. Он воспринимал смерть лишь как прекращение жизни и угасание сознания. К сожалению, он был резок и непримирим, когда отстаивал свои убеждения, поэтому я всегда его побаивался. Надо сказать, я был любознательным ребенком, поэтому родители отдали меня в частную школу для одаренных детей. Я очень увлекался космосом и астрономией. В 14 лет я уже гордился тем, что мне дважды довелось встретиться и подолгу разговаривать с сотрудником NASA Вернером фон Брауном (Wernher von Braun), известным специалистом в области ракетостроения. Позднее в университете я записался на курс астрономии. Как вы видите, у меня был скорее научный, материалистический склад ума.

А что изменило направление ваших мыслей?

Р. М.:

Однажды я прочитал «Республику» Платона*. Его философия буквально захватила меня! И я был поражен любопытной историей, которая завершает первую часть этой книги, – мифом об Эре, греческом солдате, тело которого нашли на поле боя... а потом он неожиданно вернулся к жизни и рассказал о странствиях своей души в царстве мертвых. Позднее, в 1965 году, наш преподаватель философии рассказал нам о путешествии на тот свет Джорджа Ричи (George Ritchie), психиатра, у которого констатировали клиническую смерть от пневмонии. Очнувшись, Ричи рассказал о своих переживаниях, детали которых странным образом перекликались с повествованием Эра, в частности в описании «несказанного света». Движимый любопытством, я встретился с этим дружелюбным и искренним человеком, и он рассказал мне о своем приключении во всех подробностях. Через несколько лет, когда я уже преподавал философию в университете, где прочел лекцию о легенде, рассказанной Платоном, ко мне подошел студент и поделился собственным опытом, который был похож на то, что пережили Эр и Ричи. И опять он упоминал об этом свете, который не поддается описанию. Совпадение или нет? Я решил это проверить, регулярно упоминая эти рассказы в своих лекциях. В результате вскоре мой дом стал местом сбора студентов, которые хотели поговорить об этих переживаниях! Потом свои свидетельства стали приносить мне и другие люди.

И именно эти рассказы побудили вас стать врачом?

Р. М.:

Я, естественно, захотел больше узнать о жизни, о смерти и о сознании. Я начал учиться медицине в 28 лет. В Джорджии многие врачи узнали о моих исследованиях, и, как ни странно, я не встретил никаких нападок со стороны преподавателей и научных сотрудников. Все происходило так, словно путь передо мной открывался сам собой: они очень доброжелательно отнеслись ко мне и даже предложили мне читать лекции. Я стал самым знаменитым студентом-медиком в Джорджии! В эти годы я собрал рассказы о десятках случаях того, что я назвал NDE (Near Death Experience, околосмертный опыт). Затем я написал книгу «Жизнь после жизни», в которой старался, воздерживаясь от попыток метафизически толковать эти свидетельства, просто тщательно изложить их, с тем чтобы задать важные вопросы: действительно ли эти люди были мертвы? Что на самом деле происходит с мозгом? Почему все рассказы так странно похожи? И конечно, самый главный: можно ли сделать вывод о том, что дух продолжает жить и после смерти?

МНОГИЕ ДЕТАЛИ ЭТИХ РАССКАЗОВ СОВПАДАЮТ: ЛЮДИ СЛЫШАТ СМУТНЫЙ ГУЛ, ПОКИДАЮТ ТЕЛО, ВИДЯТ ТУННЕЛЬ И НЕОПИСУЕМЫЙ СВЕТ, ВСТРЕЧАЮТ СВОИХ БЛИЗКИХ

Что описывают те, кто побывал за гранью жизни и вернулся к ней?

Р. М.:

Во время клинической смерти они слышат странный гул, затем выходят из своего тела и попадают в темный туннель. Они понимают, что у них теперь «другое тело», видят неописуемый свет, встречают своих умерших близких, которые ожидают их, или «светлое существо», которое их ведет. Перед ними за несколько мгновений проходит вся их жизнь, и, наконец, они возвращаются в свое тело… Мы выделили около пятнадцати этапов, из которых состоит «идеальный» околосмертный опыт: надо сказать, не все пережившие его проходят все эти этапы. Но их описания идентичны, независимо от возраста, страны, культуры или вероисповедания человека. Есть даже случаи, когда слепые от рождения люди пережили тот же опыт с теми же зрительными образами. И еще одно очень важное следствие, которое наблюдается у всех: «околосмертный опыт» всегда вызывает положительную (иногда радикальную) трансформацию личности. Это «возвращение себя» вызывает глубокие, стойкие комплексные изменения. Кстати, именно этот аспект интересует психологов и психотерапевтов, которые работают с этой темой.

Легко ли вам было добиться признания ваших исследований?

Р. М.:

Я бы не сказал, что трудно. В США мою работу сразу же хорошо приняли в медицинских кругах, потому что я никогда не пытался доказать существование загробной жизни. Я сосредоточился лишь на том, что происходит с человеческой психикой, когда мы находимся в состоянии, близком к смерти. Ведь определение клинической смерти до сих пор довольно расплывчато… Исследования, которые я начал, продолжили во всем мире. А я занялся другими аспектами этой темы, в частности, такими, как «негативный» околосмертный опыт, о котором рассказывают люди, испытавшие ужасающие переживания. Особенно же меня интересует «разделенный» околосмертный опыт: иногда родственники или ухаживающая за человеком медсестра эмпатически переживают этот опыт вместе с умирающим. Это явление не так редко, как кажется, и я подробно его описал**. Мы также обнаружили, что некоторые люди могут переживать околосмертный опыт, или, по крайней мере, некоторые его этапы, спонтанно, не находясь в состоянии клинической смерти.

И в этом случае человек все равно внутренне меняется?

Р. М.:

Да, потому я и начал интересоваться терапевтическим потенциалом этого явления и исследовать смежные области. Чтобы лучше понять около-смертный опыт, нужно рассматривать его не как уникальный феномен, а в контексте других явлений, столь же целебно действующих на душу. Например, очень распространенных в США методов психотерапии, направленных на прошлые жизни. В конце 1980-х годов я обнаружил, что мы обладаем способностью «встречать» умерших близких в особом, измененном состоянии сознания. Я опирался тут на древнегреческую традицию так называемых психомантеумов – оракулов мертвых (они описаны у Гомера и Геродота), специальных мест, куда люди приходили разговаривать с душами усопших.

Вы не боитесь с таким предметом исследований получить в научном мире репутацию мистика?

Р. М.:

Мои опыты с так называемым психомантеумом, которые я продолжаю по сей день, принесли мне неприятности… только от моего отца! Дело в том, что я страдаю редким заболеванием, микседемой. Это пониженная функциональная активность щитовидной железы. Она сыграла роковую роль в моей жизни, заставляя меня совершать ужасные ошибки. Например, из-за нее я доверил управление своими финансами человеку, который меня разорил, я развелся и даже дошел до попытки самоубийства. Отец, будучи уверен, что мои эксперименты – плод больного воображения, добился моей госпитализации в психиатрическую больницу… К счастью друзья пришли мне на помощь. В итоге мне подобрали лечение и все пришло в норму. Теперь, когда все позади, я могу отметить, что эта болезнь принесла мне пользу: она развила мою способность к сопереживанию и помогла мне лучше понять людей, которые в конце жизни сталкиваются с тяжелыми испытаниями.

Вы говорите об околосмертном опыте как о данности. Но ведь многие все еще отрицают его существование…

Р. М.:

Этот опыт уже давно официально считается реальным психическим явлением. Те, кто отрицают его, просто невежественны… Понятно, что приближение смерти и переход в загробный мир могут вызвать у некоторых людей атавистический страх. Чтобы успокоиться, им достаточно посмотреть на многих врачей, нейрофизиологов или ученых, которые работают в этой области или даже соглашаются рассказать о своем опыте. Все попытки толковать околосмертный опыт как галлюцинацию, фантазию, реакцию на недостаток кислорода или выделение эндорфинов признаны необоснованными. Почитайте голландского кардиолога Пима Ван Ломмеля (Pim van Lommel): он провел самое крупномасштабное в истории научное исследование околосмертного опыта***.

В 70-х годах двадцатого века американский психотерапевт Рэймонд Моуди написал знаменитый бестселлер, известный в нашей стране под названием «Жизнь после смерти». В своей работе Моуди рассказывает о так называемом «посмертном опыте» людей переживших клиническую смерть. Он описывает видения своих пациентов, пытается их систематизировать и подводит читателя к мысли, что после остановки физиологических процессов в теле человека, его «душа» продолжает самостоятельное существование, сохраняя собственное сознание.

Главная заслуга Рэймонда Моуди, что он привлёк внимание общества к феномену, известному с незапамятных времен, описанному ещё в философских «Диалогах» Платона, жившего в Афинах за 400 лет до н.э. А заблуждение состоит в том, что так называемое «отделение души от тела» возможно только в случае клинической смерти.

Подобные состояния уже описаны и активно изучаются учеными и энтузиастами. Как оказалось, «выход из тела» - совершенно обыденное явление и происходит с нами буквально каждую ночь во сне. Только в случае клинической смерти, происходит спонтанный и не управляемый «выход из тела», а во сне этот процесс имеет естественный характер.

Так что же такое сон и зачем живому существу необходимо эпизодически впадать в беспомощное состояние, отключаясь от реальности? Откуда берутся сновидения? Академическая наука до сих пор не даёт внятных объяснений на подобные вопросы. Пожалуй, первым практическим трудом в этой области стала книга «Сны. Что это такое и как они вызываются», написанная в 1898 году британским священником Чарльзом Ледбитером. Несколько позднее, в 20-50-х годах прошлого века приобрели известность работы Сильвана Мульдона в соавторстве с Гервардом Харрингтоном, создавшим вокруг сновидений множество мистических терминов и теорий, вошедших в обиход различных эзотерических практик. Позднее с 70-х годов по конец 90-х годов двадцатого века, получили известность исследования Роберта Монро, Роберта Брюса, Ричарда Вебстера и конечно же Карлоса Кастанеды. Каждый из упомянутых авторов по-своему трактует феномен сновидений, но все едины в одном - во время сна человек впадает в состояние, при котором его сознание существует отдельно от тела.

И тут же возникает вопрос, а где, собственно говоря, в это время болтается наше сознание? Вот здесь-то начинается самое интересное. Чтобы не путаться в терминологии разных авторов, я обозначу это место наиболее распространенным термином «астрал» или «астральный план». Этот термин употреблялся с незапамятных времен, но значение, используемое в рамках настоящей статьи, ввёл и популяризовал Чарлз Ледбитер. Я не стану приводить определения различных теософских учений, ибо их трактовки сильно разнятся, скажу лишь, что наиболее распространённое понимание термина выглядит примерно так: «астрал» это энергетическая составляющая общего поля Вселенной, в которой материальное и нематериальное едины. Обычно «астральный план» представляют населенным «астральными сущностями», в частности: душами умерших людей, ангелами и их противоположностями, различными барабашками и прочими привидениями. По распространённой версии именно из астрального плана вся эта братия, включая летающие тарелки, проявляется в нашем мире. В качестве альтернативы и реверанса в адрес «непосвященных», иногда это место называют туманным термином - «другие измерения».

«Ну, и где это всё?» - спросит дотошный читатель, и он будет прав. Чтобы удовлетворить скепсис агностиков, я немного расскажу о достижениях в области астрономии. Еще в 1937 году американский астроном Фриц Цвикки из Калифорнийского технологического института был озадачен тем, что суммарная масса видимой приборами Вселенной, оказалась ниже расчётной примерно в 500 раз. С развитием техники была обнаружена некоторая часть «пропавшего вещества», им оказался межпланетный газ. Однако даже после этого суммирование наблюдаемых масс галактик и «найденного» газа не дало общей массы, достаточной для соблюдения законов гравитации и удержания галактик в нынешнем положении. Недостающее и невидимое вещество было названо «тёмной материей» и по оценкам современных учёных, его масса составляет от 80 до 90% вещества во Вселенной! По версии автора статьи, именно здесь нужно искать место расположения «астрального плана».

То, что изложенное не является плодом бурной фантазии, косвенно подтверждает приведенная ниже цитата из всемирной электронной энциклопедии «Википедия»: «22 декабря 2006 года в официальном печатном органе российского государства - «Российской газете» http://rg.ru/2006/12/22/gosbezopasnostj-podsoznanie.html - было опубликовано интервью с генерал-майором Борисом Ратниковым, представленным как «куратор специального подразделения, которое занималось тайнами подсознания» в структуре Федеральной службы охраны (ФСО). В интервью он, среди прочего, говорит о том, что изучение т. н. высших планов ведется спецслужбами разных стран очень давно, но традиционно эта работа была сильно засекречена. По его словам, спецслужбы разных стран ещё «в первой половине прошлого века» активно пытались использовать оккультные знания в своих целях, в связи с чем «порой велись настоящие "астральные" битвы».

Теперь, когда мы примерно понимаем, где расположен «астральный план» и осознали, что это очень интересное место, раз от нас его тщательно скрывают спецслужбы, я попробую рассказать, что же из себя представляет «астрал», опираясь на опыт новосибирского исследователя Михаила Радуги. Хочу отметить, что Михаил не имеет отношения к мистике, он учёный - материалист, и чтобы окончательно абстрагироваться от теософских терминов, в своих исследованиях он использует термины «фаза» и «фазовое состояние мозга», но об этом ниже. Однако, чтобы не запутывать читателей, я продолжу оперировать в рамках прежней терминологии.

Каким же образом осознанно можно попасть в «астрал», минуя предсмертные состояния, описанные Рэймондом Монро? Как это ни странно, способов великое множество. В описаниях Кастанеды, присутствуют растения, содержащие наркотические вещества. Таким же образом в «астрал» попадают шаманы и жрецы языческих культов. Адепты восточных религий это делают через медитацию. Наши схимники и монахи попадали через истязание плоти. В общем, годится любой метод, при котором вы будете находиться между сознательным состоянием и провалом в небытиё. Даже мучающая себя голодом толстушка, может ненароком провалиться в «астрал». Но проще всего это сделать через «просоночное» состояние, именно так называется состояние, когда человек засыпает или только что проснулся.

Что чувствует человек при осознанном переходе в «астрал»? Как правило, это вибрации переменной частоты или ощущения сходные с безболезненным прохождением через тело электрического тока. Может быть, чувство раскачивания или сильный гул в ушах, некоторые исследователи его сравнивают с рёвом взлетающего самолёта. Затем происходит «выброс из тела» и «вышедшее из тела» сознание может оказаться над своей кроватью или наоборот скатиться с неё. Обычно человек продолжает ощущать своё «астральное тело» идентичным физическому, может его увидеть и даже пощупать, при том, что само физическое тело будет лежать на кровати. Кстати, интересный момент, большинство людей, практикующих эти техники, отмечают брезгливость по отношению к «оставленному телу». А вот в «вышедшем из тела сознании», все чувства сохраняются, и если до «выхода из тела» были какие-то болевые или другие негативные ощущения, они пропадают - «астральное тело» приобретает необыкновенную лёгкость и свободу. Кстати, интересное наблюдение - если человек в реальности имеет слабое зрение, в «астрале» этот недостаток полностью отсутствует, цвета выглядят яркими и отчётливыми. Окружающая обстановка, как правило, похожа на ту, в которой сознание «вышло из тела» за исключением отдельных деталей. Восприятие предметов и ситуации реалистичны до такой степени, что не имеющие опыта новички зачастую не осознают себя в «астрале» и путают своё состояние с реальностью.

Человек, попавший в «астрал» обретает удивительные свойства - он может летать, мгновенно преодолевать любые расстояния, силой мысли материализовывать живые и неживые объекты, включая самые диковинные, общаться с умершими, путешествовать по разным планетам, исследовать прошлое и будущее. Возможности «астрального» путешественника практически неограниченны и зависят от личного контроля за сознанием и его собственных желаний. Отдельно хочу заметить, что всё это происходит в полном сознании и реальности ощущений всеми органами чувств.

Возврат в тело всегда осуществляется автоматически и даже против воли экспериментатора, как правило, по истечении 1-5 минут. Но, в «астрале» совершенно другое восприятие времени и 5 минут могут восприниматься, как несколько часов. Мне довелось разговаривать с людьми, которые с детства обладают способностью во время сна осознанно попадать в «астрал» и с удовольствием используют эту способность для собственных нужд и развлечений. При этом, они единодушно отмечают, что до поры считали подобное состояние нормой и искренне удивлялись, когда окружающие не понимали о чём они говорят.

Теперь об интересах спецслужб. Как уже было отмечено, «астральный путешественник» может проникать в самые заповедные места, включая секретные сейфы, память компьютеров, видеть скрываемые от посторонних глаз предметы, не зависимо от места их расположения. А при достаточном опыте, можно подключиться к Единому Информационному полю и «получать» оттуда информацию по любому вопросу. Кстати, именно отсюда черпают свои пророчества ясновидящие и некоторые экстрасенсы. Но, для практического применения, есть серьёзная проблема - получаемая из «астрала» информация далеко не всегда достоверна. Думается, это связано с тем, что в нём присутствует множество планов и как следствие информация может соответствовать другой реальности. И мне не известно ни одного случая, чтобы счастливчик угадал выигрышные номера в лотерею или другим образом обогатился с использованием «астральных» сведений. Возможно поэтому прогнозы, получаемые от различных пророков обычно туманны и расплывчаты. Отдельно хочу заметить, что доставка материальных предметов из «астрала» исключена полностью. Допускаю, что упомянутые сотрудники спецслужб со своим техническим арсеналом и мощным финансированием продвинулись дальше любительских изысканий, но тогда их возможности могут стать поистине неограниченными.

А теперь вернёмся к тому, с чего мы начали - снам и сновидениям. По словам участников экспериментов, «астральное тело» спящих людей в «астрале» выглядит как обычный материальный человек, но ведущий себя заторможено и неосознанно, напоминающий «зомби» из «ужастиков». Кстати, именно в таком состоянии на сознание спящего человека, могут повлиять некоторые адепты магических практик. Сама же энергетическая сущность человека, подчиняется законам «астрала» и точно так же материализует для себя картины прошедшего дня, эпизоды увиденного фильма, проецирует волнующие его проблемы. Именно здесь можно увидеть умершего человека, подключиться к Единому Информационному полю и увидеть «пророческие» сны. И всё это было давно известно нашим языческим предкам, а как отголосок их знаний к нам дошла народная пословица, что «утро вечера мудренее».

Человеком, который связал воедино все эти явления, и разработал стройную методику осознанного использования феномена, стал российский исследователь Михаил Радуга http://aing.ru. Однако, сам феномен он объясняет весьма прозаически. По версии учёного, подобное состояние всего лишь малоизученная функция головного мозга. Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «внетелесный опыт», «выход в астрал», «отделение души от тела» при клинической смерти и самый обычный сон, вещи одного порядка, но с разной степенью осознанности. Однако, систематизация описанных явлений не снимает главного вопроса - что всё это значит? Душа ли наша отделяется от тела при каждом удобном случае или же это работа мозга и подсознания. Лично мне приятнее первый вариант ответа. А как там будет на самом деле, покажут новые исследования учёных.

Написано для портала Великого Бога Интернета http://greati.net

Рецензии

С вашего позволения, хочу Вас уведомить в том, что тоже побывал в состоянии клинической смерти и могу Вас заверить, что наблюдал, как себя, так и окружающих людей со стороны, более того, неоднократно доказывал это состояние знакомым, которые были в сомнении по поводу моих высказываний.
Не буду подробно описывать то, что уже отобразил в своих публикациях, скажу только, что человеческие способности восприятия, наличия вне телесного сознания и прочих непонятных и необъяснимых явлений, которых приравниваем к оккультизму и мистике имеют место быть. Хочу уточнить по этому поводу утверждение, что выход из тела это совершенно обыденное явление и происходит с нами буквально каждую ночь во сне. Требуется уточнение, выход чего и из какого тела. Если тело больное или здоровое, слабое или сильное, старое или детское, то и выход сознания в виде души-процесс неодинаковый и потому воспринимается по-разному. Многие мои друзья-собутыльники допиваются до алкогольных галлюцинаций и вместе с белочкой начинают путешествия вне тела.
Во время сна наше с вами сознание болтается в головном мозге и болтает с теми стереотипами, которые и возникают в нервных клетках тела. Достаточно себя ущипнуть, чтобы осознать и опознать свои сновидения. Астральный мир-это высший уровень информационного поля мироздания и может представлять не одну вселенную. Вы, когда выходите в новоявленный виртуальный мир, носителем которого является сеть интернета, не ставите же под сомнение его сверхъестественность, так и майднет меж человеческой взаимосвязи пси-энергии тоже естественное проявление информационного поля, имеющего три уровня. Об этом тоже можно почитать в моих публикациях.
И теперь о «тёмной энергии» или материи, которую невозможно пока регистрировать приборами, я тоже высказывался в юмористической форме неоднократно, но скажу кратко, что диапазон колебаний, пульсаций и движения биоэнергетического потенциала в пульсирах, представляющего собой структуры, системы во множестве вариаций, может быть интуитивно опознанным и обозначенным по косвенным влияниям, которые воспринимаются в качестве творческого фантазирования.
По правде говоря, у меня возникают многие вопросы, так к примеру по поводу Михаила Радуги и его исследований, которые я пытаюсь решить. Многое мне не совсем понятно и воспринимается с долей скепсиса.
Хочу отметить, что упомянутая в статье энергетическая сущность человека, подчиняющаяся законам астрала не может материализовать картины или эпизоды фильмов, фотографий или рисунков в реальности, кроме как в виде виртуальных элементов воспроизведенного по памяти. Экспериментально материализовать что-то нереальное можно, если точность эксперимента будет превышать двадцать третью степень, что пока невозможно практически. С уважением и надеждой на продолжение обмена информацией.


Раймонд Моуди — исследователь, психиатр и философ,пионер в своей области, исследовал околосмертный опыт и изложил в книге “Жизнь после жизни”.

В интервью с хиропрактиком Дэниэлом Рэдвудом он рассказывает:

  • об истории исследований жизни после смерти,
  • почему люди видят вознесение к свету в умирании,
  • опасна ли информация из прошлой жизни,
  • о гипнотических состояниях и работе с магическим шаром.

Свет в конце тоннеля

Дэниэл Рэдвуд (ДР): Как бы вы ответили тем, кто говорит, что околосмертный опыт в виде переживаний белого света и трансцендентного мира – это просто последствие нехватки кислорода в мозгу?

Раймонд Моуди (РМ): Когда я впервые услышал об этом, я допускал, что это что-то типа шока для мозга и т.д. Я знаю многих врачей во всем мире, которые исследовали этот феномен, и они все начинали с такого же предположения.

Все мы, разговаривая с людьми, прошедшими такой опыт, очень близки в наших взглядах.

Классическое определение галлюцинации — это сенсорный опыт без соответствующего внешнего события. То есть человек видит и слышит нечто, чего на самом деле нет.

Но мы имеем много опытов умирания, когда пациенты, находясь вне тел, были свидетелями чего-то, происходящего на расстоянии, даже на другой стороне больницы.

И потом находились независимые подтверждения того, что рассказывал этот человек.

Поэтому очень трудно объяснить это просто с психологической или биохимической точки зрения.

Другой момент, заставляющий меня думать, что околосмертный опыт является чем-то иным, нежели просто галлюцинацией, — это то, что глубинное влияние таких опытов на людей просто изумительно.

Они имеют полную уверенность, что то, что мы называем смертью, — это

Хотя, я думаю, что не может быть окончательного ответа на ваш вопрос. Потому что, в конечном счете, в этой передовой области человеческого разума нет специалистов, способных дать нам ответ.

Нет еще общепринятого установленного способа определить такой ответ. Каждому придется посмотреть на это и определиться по-своему.

Все, что я могу сделать, — это говорить за себя и многих моих коллег в медицине, которые с этим сталкивались. И мы все убеждены, что пациенты действительно заглянули за грань реальности.

Очевидные факты истории

ДР: Нашли ли Вы какие-то сходства в проживании опыта умирания среди людей из сильно отличающихся культур? Отличается ли опыт австралийского аборигена, сталевара из Индианы и афганского пастуха?

РМ: Да, очевидно, это так. Это довольно интересно. Культурное различие в этой области кажется очень небольшим. Просто нет много вариаций.

Я сам не видел случаев вне западной иудео-христианской традиции, но это наблюдали мои коллеги. Я получал письма с Востока, из Китая, Японии и Индии, описывающие идентичные опыты.

Письма были и от тех, кто испытал сам подобные вещи, и от врачей, которые писали отчеты.

Время от времени в древних писаниях и даже в дописьменных культурах антропологи находят такие свидетельства, и они похожи на то, что мы находим в учреждениях скорой помощи на Западе.

ДР: Является ли все возрастающее количество сообщений об опыте умирания в последние годы следствием успехов медицины, способной возвращать людей к жизни или того факта, что люди начинают более свободно говорить об этом?

РМ: Мое впечатление, что первое. Если вы заглянете в историю, то найдете множество таких случаев. Они есть в исторических хрониках.

Грегори Тур написал книгу «История франков.» Или работа Венерабла Бида «История английской церкви и народа». Там есть ссылки на очень ранние письмена, за несколько сотен лет до Рождества Христова.

Платон описывает такой случай. Иероним Босх нарисовал картину в 1500-х, изображающую эту тему. Есть даже в медицинской литературе разбросанные факты, начиная с 19-го века.

И швейцарский альпинист профессор геологии Альберт Хайм в поздних 1800-х сорвался, вследствие чего испытал мистический опыт , который кардинально изменил его жизнь.

Он стал интересоваться этой темой, опрашивал своих коллег-альпинистов и обнаружил много околосмертных опытов, опять же идентичных тем, о которых мы слышим сегодня.

Это продолжается уже долгое время, но, я думаю, как Вы и предположили, возможности современной медицины настолько расширились, что мы спасаем от лап смерти гораздо большее количество людей, которые имели такие опыты.

Свет видят те, кто не готов сдаться

ДР: Какой процент людей не испытывает классического вознесения к свету, находясь в условиях близости к смерти, таких, например, как страшная автомобильная авария? Что отличает таких людей?

РМ: Ну, случаи бывают разные, и интересно, что процент таких людей тем выше, чем ближе они были к смерти.

Фред Шунмакер, являющийся главой кардиоваскулярной медицины в Денвере, опросил большое количество пациентов, которых лично оживил, и он обнаружил, что около 60% этих больных , возвращенных к жизни, имели опыт такого рода.

Это сравнимо с открытиями врачей Кена Ринга и Майка Сабома, изучавших группу больных, которые, возможно, находились не в таком критическом состоянии, но были без сознания и близки к смерти.

Они обнаружили, что 45% из таких пациентов испытали эти состояния.

Но это все же не дает конечного ответа на вопрос, почему одни испытывают такие вещи, а другие нет. На самом деле мы не знаем.

Многие факты, которые, как я думаю, мы могли бы предположить – возраст пациента, конкретная причина, приведшая к пограничному состоянию, был ли это мужчина или женщина, предшествующая религиозная подготовка, верования и т.д.

Ни один из этих факторов не кажется существенным. Поэтому могу сказать, что мы просто не знаем, что это такое.

Д-р Брюс Грейсон в своем исследовании несколько лет назад предположил, что это связано с тем, готов или нет человек сдаться в такой момент.

И те, кто приблизились к тому, чтобы сдаться, продвигаются дальше, переживая опыт умирания.

Реинкарнация — это выдумка?

ДР: Как Вы думаете, реинкарнация метафорична или буквальна? И что Вы думаете о выживании души?

РМ: Я определенно думаю, что реинкарнация метафорична, но не в том смысле, как некоторые могут подумать.

Сначала позвольте сказать, что я не знаю, существует или нет реинкарнация, и я проделал большую работу с регрессиями в прошлые жизни.

С точки зрения очевидности, просто не могу сказать ни «да», ни «нет».

Но если бы Вы спросили меня о моих чувствах и интуиции, то я бы ответил «да». Но все-таки я полагаю, что реинкарнация метафорична в том смысле, что это процесс настолько более сложный, что мы не можем даже это выразить обычным языком.

Когда мы говорим об этом в нашем измерении, нам приходится пользоваться линейной формой выражения.

Но я чувствую, что на другой стороне все эти линейные категории, которые мы используем, — очевидность, последовательность времени и все такое – совершенно другие.

Реинкарнация – это гораздо более сложный опыт , который мы сейчас даже не можем себе представить.

Польза и опасности воспоминаний прошлых жизней

ДР: Видели ли Вы людей, которым помогла регрессия в прошлые жизни?

РМ: Да. Насчет этого сомнений нет. Для меня это было удивительно.

Когда я начинал регрессии, я даже и не думал об этом как о терапевтической процедуре. Я исследовал это как измененное состояние сознания.

И что меня реально удивило, — это то, что люди, прошедшие регрессию, получили большую пользу от этого и пришли к осознанию себя на новом уровне и пониманию некоторых трудных моментов и неврологических конфликтов, которые они испытывали в жизни.

ДР: Есть ли какая-нибудь опасность в получении информации из прошлых жизней? При каких обстоятельствах должна проводиться регрессия, и какая квалификация необходима для гида и терапевта?

РМ: Отвечая на второй вопрос, могу сказать, что критерии для гида весьма расплывчаты, и ни один специалист, практикующий в этой области, не даст какой-либо экспертизы.

Что мы имеем в нашей западной культуре, я думаю – это то, что мы систематически исключаем себя из измененных состояний сознания в течение многих сотен лет, но появляются смелые души, которые смогут заглянуть и перебраться туда, а потом будут помогать всем нам, когда мы туда пойдем.

Вы спрашиваете об опасностях. Я думаю, что опасности, конечно, есть, и я их вижу все время.

Первое – это раздувающееся эго и что-то вроде элитаризма – люди, которые говорят “в моей прошлой жизни или в моих прошлых жизнях было это или то”, и это становится путешествием эго.

Некоторые из них, кажется, хотят исключить других, раздувая себя всем этим. Но, конечно же, таких меньшинство.

И затем, есть такая опасность, которую выразили тибетцы. Когда человек вступает на этот путь и начинает исследования в духовных измерениях, то появляются многие вещи, которые, как считают тибетцы, и я с ними согласен, могут отвлечь с истинного пути.

Восточная доктрина подразумевает, что когда начинают появляться прошлые жизни, не надо обращать на них слишком большого внимания, потому что существуют другие вещи сверх этого, которые ты захочешь найти.

Я думаю, что это прекрасно, что появляются прошлые жизни, куда можно заглянуть и узнать оттуда что-то о себе.

Но в то же время надо понимать, что это ступень, и если мы будем тратить слишком много времени, собирая пазлы из деталей прошлых жизней, то мы можем пропустить что-то важное в настоящей жизни.

Университетская практика

ДР: Как Ваша работа с околосмертными опытами и регрессиями отразилась на академической карьере преподавателя психологии в университете? Было ли на Вас какое-то давление с целью направить на менее спорные области исследования?

РМ: Нет, это была бы хорошая история, представить себя преследуемым мучеником, но нет, такого не было.

ДР: Рад это слышать.

РМ: Случилось так, что я работаю в очень либеральном колледже, где люди в моем отделении очень интересуются измененными состояниями сознания.

Я думаю, было бы безответственно показывать это как какую-то убедительную научную очевидность.

Пока кто-то занимается этими темами с целью, что измененные состояния могут многому нас научить в отношении себя, то нет смысла возражать.

ДР: За годы с момента выхода Вашей первой книги ощущаете ли Вы возрастающую открытость людей к этой информации?

РМ: В этом нет сомнения. Недавно я был в Европе и посетил восемь городов.

Во всех странах врачи-терапевты приносили мне свои статьи для медицинских журналов со своими исследованиями опытов умирания.

И мы все можем сказать, и это является большим вкладом за последние 15 лет, что сейчас это общепринятый факт, что люди, находящиеся близко к смерти, проходят через удивительный опыт, меняющий их жизнь.

Но сейчас следующим шагом является интерпретация этих опытов, что они в конечном счете означают. И это даже не вопрос решения для медицинского сообщества.

Не врачам решать, есть ли жизнь после смерти. Точка интереса в медицинской сфере заключается в том, какое объяснение мы можем им дать, когда они появляются.

Мы должны быть готовы, чтобы объяснять пациентам и поддерживать их, объясняя им, что они не одни.

Магические кристаллы

ДР: Что в Вашей работе привлекает больше всего?

РМ: Что я люблю делать – это исследовать границы человеческого разума.

Одна вещь, которая мне очень нравится, это что мне 45 лет, я имею две докторские степени, и я всегда интересовался человеческим разумом.

Я помню, как сидел на веранде у бабушки в 3 года и думал о сознании.

Это всегда в жизни было моим стремлением, и меня поражает такая вещь, что не проходит и недели, чтобы я не столкнулся с каким-то новым удивительным измерением человеческого разума или каким-то явлением, о котором я никогда раньше не слышал.

Сейчас меня очень интересует такое интересное явление, как гадание с помощью зеркала или , которое наше общество считает мистификацией или мошенничеством.

Я тоже так думал еще три года назад. Сейчас я знаю, что это явление имеет очень богатую историю, удивительную историю, которая включает в себя довольно драматичное, необычное, интригующее измерение человеческого сознания.

Я не знаю, имеют ли эти видения какое-то отношение к событиям будущего. Я не считаю себя вправе даже пытаться подтвердить или установить такие вещи.

Но феномен предсказания по зеркалу или кристаллу и те видения, которые возникают вследствие этого, несомненно существуют и могут иметь какие-нибудь интересные применения.

Особенно когда вы заглянете в историю мысли, то это удивительно, как многие великие творческие гении использовали гипнотические состояния как дополнение к своей работе.

ДР: Кто эти люди?

РМ: , чтобы получить свои идеи. Роберт Луис Стивенсон получал свои идеи и истории, находясь в гипнотическом состоянии.

Жорж Санд использовала это для написания своих романов. Чарльз Диккенс, и список можно продолжать. И все же в нашем обществе мы просто игнорируем эту потрясающую технику.

ДР: А нужно использовать кристалл, чтобы войти в гипнотическое состояние?

РМ: Нет, если вы заглянете в историю этого феномена, то было много разных способов.

Тибетцы смотрели в прозрачные озера и наблюдали видения. Они также использовали зеркала для своих пророчеств. Так же делали и шаманы.

Многие шаманические культуры использовали зеркала для таких целей. Ацтекские жрецы использовали зеркала и шары из обсидиана для своих пророчеств.

В средневековье в Европе и в Индии, где такая технология была, вероятно, очень дорога, предсказатели использовали ноготь большого пальца, каплю масла на ногте, чтобы вызвать видения.

Поэтому существует большое количество техник, и этому можно очень легко научиться.

В моих экспериментах я обнаружил, что этому можно научить половину обычного населения , причем, очень быстро.

И, научившись этому, люди чувствуют большую пользу, как с точки зрения того, что они узнают о таких измерениях себя, которые обычно не осознают, и также с точки зрения возросшей релаксации и доступа к своим творческим процессам.

ДР: А какую пользу лично Вы получили от этого?

РМ: Я обнаружил, что это хорошее дополнение к моей творческой работе.

Я написал несколько рассказов, которые увидел в кристальном шаре и использую это некоторыми довольно интересными способами в моих писательских работах. Я нахожу это очень полезным.

Перевод Ольги Червяковой

Р аймонд Моуди - человек, сумевший полностью изменить давно сложившееся мнение о том, что человек - это прежде всего телесная оболочка. В традиционной медицине не принято обращать внимание на душу. Однако этому человеку удалось не только узнать, но и донести миру истории людей, которые имели пост- и околосмертный опыт. Раймонд Моуди собрал эти истории и взял их за основу своего научного исследования в данной области. С его подачи в обращении появилось выражение «Жизнь после смерти», он же начал говорить и об постсмертных переживаниях, с которыми сталкивается человеческое сознание в параллельном мире.

Раймонд Моуди (также встречаются записи Рэймонд Моуди или Реймонд Муди) посвятил свою жизнь медицине и психологии. Большую популярность ему принесли его труды по изучению околосмертных переживаний и жизни после смерти. Им были написаны несколько книг на эти темы.

Автор известных работ родился в штате Джорджия в городе Портердэйл 30 июня 1944 года. Поступив в университет Вирджинии, он занялся активным изучением философии. Там же им были получены научные степени бакалавра, после - магистра, и уже потом доктора философских наук. Несколько позже он получил звание профессора в области психологии и философии.

Ему также была интересна медицина. Поэтому он занялся и её изучением. В медицинском колледже Джорджии Раймонд Моуди получил степень доктора медицины, датировалось это событие 1976 годом.

Он работал в Университете Лас-Вегаса, Невады, где успешно проводил ряд исследований в 1998 году. После этого он работал в штате Джорджия в тюремной больнице особо строгого режима на должности судебного психиатра.

Моуди рассказывает, что в 1991 году он пытался покончить жизнь самоубийством и именно тогда он получил свой опыт в околосмертных переживаниях. Эту историю он поведал в своей книге. Также объясняется причина такого действия. Попытке суицида предшествовало недиагностируемое состояние щитовидной железы, в результате которого его психологическое состояние несколько пострадало. В 1993 году автор книг и психолог признался, что некоторое время он даже проходил стационарное лечение в специализированном заведении.

Это не помешало ему проводить исследования, писать научные работы, жить счастливой жизнью и создать семью. Он три раза был женат. На сегодняшний день живёт вместе со своей семьей - женой Шерил и детьми Кэролайн и Картером, которые являются ему приёмными, в Алабаме.

За свою научную деятельность Раймонд Моуди первым начал проводить исследования в области околосмертных переживаний. В подтверждение своих теорий он проводил опросы сотни людей, которые пережили клиническую смерть. Они делились с психологом своими воспоминаниями и пережитыми эмоциями, говорили, что видели и как это воспринимали. Самая известная книга психолога, которая его прославила и поведала миру его теорию, это работа «Жизнь после жизни».

Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни»

Как говорит сам Раймонд Моуди, его интересовали тайны жизни и смерти, он всегда хотел узнать, что именно скрывается за известными нам границами. В 28 лет он начал своё обучение медицине и был крайне удивлён, когда преподаватели с энтузиазмом отреагировали на его исследования в неведомой ранее области.

За годы обучения он стал одним из самых популярных студентов университета. Ему было предложено вести лекции по своим научным работам. За годы учёбы и работы он сумел собрать огромную базу историй людей, которые столкнулись со случаями околосмертного опыта - NDE (Near Death Experience).

Так появилась знаменитая книга Раймонда Моуди - «Жизнь после жизни». Цель этой книги не в попытках растолковать всё увиденное людьми в параллельном мире, а как можно подробнее рассказать и описать сами эти истории. Так вопросы возникают сами собой. На самом ли деле эти люди умирали? С чем сталкивается человеческий мозг в подобной ситуации? Почему все услышанные и изложенные рассказы так удивительно схожи между собой? И, наверное, самый интересующий вопрос: даёт ли всё это основания для утверждения того, что после смерти физического тела человеческая душа продолжает жить?

Раймонд Моуди: «Жизнь после смерти»

Раймонд Моуди в своё время сумел привлечь внимание всего мира к давно известному, но не обсуждаемому феномену. В семидесятых годах автор трудов и психотерапевт издал научную книгу, которая мигом стала популярна среди населения. У нас это издание больше известно под названием Раймонд Моуди «Жизнь после смерти».

В этом произведении он старательно описывает истории, которые ему поведали пациенты, столкнувшиеся лицом к лицу со смертью. Главная идея этих его трудов заключается в том, чтобы донести читателю мысль, что после того, как физическая оболочка человека - тело - погибает, его душа продолжает дальше странствовать, она сталкивается с переживаниями и видениями, находясь в сознании.

Стоит отметить, что подобные учения уже проводились ранее людьми, кто был заинтересован в этой теме. Так называемый «выход из тела» - совсем не новый термин. Вот только применяли его несколько иначе. Под выходом из тела подразумевался обычный процесс - сон, с которым мы сталкиваемся каждую ночь. Вот только относительно клинической смерти и обычного сна выход происходит по-разному. Во сне это плавно и естественно, а в случае смерти выход резкий и неуправляемый.

Из историй людей видно, что при клинической смерти они изначально слышат гул, странный и необъяснимый, после выходят из телесной оболочки и далее направляются в тёмный туннель. Они осознают происходящее, сталкиваются со странным светом. Перед ними проплывает вся их жизнь, моментами, после чего они снова возвращаются в физическое тело.

Книга Раймонда Моуди «Жизнь после смерти» приоткрывает завесу и показывает читателю некоторые аспекты познания личности. Околосмертный опыт включает в себя несколько этапов. Стоит отметить, что их нельзя назвать постоянными, так как не все пережившие такой опыт проходят через все этапы. Моуди, ориентируясь на истории людей и анализируя их, сумел выделить девять ощущений:

  1. странные и необъяснимые звуки, схожие с гудением;
  2. чувство полного умиротворения и абсолютное отсутствие болевых ощущений;
  3. отстранённость от всего окружающего;
  4. неописуемое путешествие вдоль туннеля;
  5. ощущения парения вверх в небеса;
  6. встреча с давно умершими родственниками;
  7. встреча со светящимся образом;
  8. всплывающие моменты из жизни;
  9. отсутствие желания возвращаться к реальной жизни.

Эта книга оставляет незабываемые впечатления. Каждый хотя бы раз думал о том, а что происходит с сознанием и душой после окончания жизни в физическом понимании. Эта книга вмещает множество историй, каждая из которых - небольшое исследование. Рассказы различные, но каждый из них так или иначе перекликается с другими. Все они имеют общие черты, а именно ощущения, которые пережили люди, познавшие клиническую смерть. Люди, рассказывающие истории, не знали друг друга, но говорили похожие вещи. Эта книга уникальна тем, что все истории в ней реальны, все люди действительно переживали эти ситуации.

Книги Раймонда Моуди

Учёный утверждает, что каждый человек, который пережил клиническую смерть и прочувствовал на себе лично околосмертные переживания, навсегда меняется. Его сознание уже не вернётся к прежнему мышлению, ведь он побывал по ту сторону жизни и видел то, что не каждому дано.

За всё время своей деятельности доктор, психолог и писатель издал несколько уникальных книг, каждая из которых - это целая жизнь, это новая и глубокая история, которая заставляет читателя задуматься о жизни, о смерти и о том, что происходит в разных мирах.

  1. «Жизнь после смерти». Книга открывает миру истории людей, переживших клиническую смерть, затрагивает вопросы возможной жизни в параллельном мире.
  2. «Жизнь до жизни». В этой работе описывается, как можно погрузиться в прошлую жизнь.
  3. «Всё о встречах после смерти». Книга рассказывает о людях, имевших опыт общения с призраками умерших родственников.
  4. «Жизнь после утраты». В книге рассказывается, как, несмотря на утрату и пережитое горе, продолжить жить.
  5. «Воссоединение. Объединение с потусторонним миром». Рекомендована к изучению всем, кто скорбит за ушедшими людьми.

Книги Раймонда Моуди - это особые труды, которые посвящают читателя в тайны жизни после смерти.

Р аймонд Моуди - исследователь, психиатр и философ, пионер в своей области, исследовал околосмертный опыт и изложил в книге «Жизнь после жизни». В интервью с хиропрактиком Дэниэлом Рэдвудом он рассказывает:

  • об истории исследований жизни после смерти;
  • почему люди видят вознесение к свету в умирании;
  • опасна ли информация из прошлой жизни.

Свет в конце тоннеля

Дэниэл Рэдвуд (ДР ): Как бы вы ответили тем, кто говорит, что околосмертный опыт в виде переживаний белого света и трансцендентного мира – это просто последствие нехватки кислорода в мозгу?

Раймонд Моуди (РМ ): Когда я впервые услышал об этом, я допускал, что это что-то типа шока для мозга и т.д. Я знаю многих врачей во всем мире, которые исследовали этот феномен, и они все начинали с такого же предположения. Все мы, разговаривая с людьми, прошедшими такой опыт, очень близки в наших взглядах.

Классическое определение галлюцинации - это сенсорный опыт без соответствующего внешнего события. То есть человек видит и слышит нечто, чего на самом деле нет.

Но мы имеем много опытов умирания, когда пациенты, находясь вне тел, были свидетелями чего-то, происходящего на расстоянии, даже на другой стороне больницы. И потом находились независимые подтверждения того, что рассказывал этот человек. Поэтому очень трудно объяснить это просто с психологической или биохимической точки зрения.

Другой момент, заставляющий меня думать, что околосмертный опыт является чем-то иным, нежели просто галлюцинацией, - это то, что глубинное влияние таких опытов на людей просто изумительно. Они имеют полную уверенность, что то, что мы называем смертью, - это просто переход на другой уровень реальности.

Хотя, я думаю, что не может быть окончательного ответа на ваш вопрос. Потому что, в конечном счете, в этой передовой области человеческого разума нет специалистов, способных дать нам ответ. Нет еще общепринятого установленного способа определить такой ответ. Каждому придется посмотреть на это и определиться по-своему.

Все, что я могу сделать, - это говорить за себя и многих моих коллег в медицине, которые с этим сталкивались. И мы все убеждены, что пациенты действительно заглянули за грань реальности.

Очевидные факты истории

ДР : Нашли ли Вы какие-то сходства в проживании опыта умирания среди людей из сильно отличающихся культур? Отличается ли опыт австралийского аборигена, сталевара из Индианы и афганского пастуха?

РМ : Да, очевидно, это так. Это довольно интересно. Культурное различие в этой области кажется очень небольшим. Просто нет много вариаций.

Я сам не видел случаев вне западной иудео-христианской традиции, но это наблюдали мои коллеги. Я получал письма с Востока, из Китая, Японии и Индии, описывающие идентичные опыты.

Письма были и от тех, кто испытал сам подобные вещи, и от врачей, которые писали отчеты.

Время от времени в древних писаниях и даже в дописьменных культурах антропологи находят такие свидетельства, и они похожи на то, что мы находим в учреждениях скорой помощи на Западе.

ДР : Является ли все возрастающее количество сообщений об опыте умирания в последние годы следствием успехов медицины, способной возвращать людей к жизни или того факта, что люди начинают более свободно говорить об этом?

РМ : Мое впечатление, что первое. Если вы заглянете в историю, то найдете множество таких случаев. Они есть в исторических хрониках.

Грегори Тур написал книгу «История франков.» Или работа Венерабла Бида «История английской церкви и народа». Там есть ссылки на очень ранние письмена, за несколько сотен лет до Рождества Христова.

Платон описывает такой случай. Иероним Босх нарисовал картину в 1500-х, изображающую эту тему. Есть даже в медицинской литературе разбросанные факты, начиная с 19-го века.

И швейцарский альпинист профессор геологии Альберт Хайм в поздних 1800-х сорвался, вследствие чего испытал мистический опыт, который кардинально изменил его жизнь.

Он стал интересоваться этой темой, опрашивал своих коллег-альпинистов и обнаружил много околосмертных опытов, опять же идентичных тем, о которых мы слышим сегодня.

Это продолжается уже долгое время, но, я думаю, как Вы и предположили, возможности современной медицины настолько расширились, что мы спасаем от лап смерти гораздо большее количество людей, которые имели такие опыты.

Свет видят те, кто не готов сдаться

ДР : Какой процент людей не испытывает классического вознесения к свету, находясь в условиях близости к смерти, таких, например, как страшная автомобильная авария? Что отличает таких людей?

РМ : Ну, случаи бывают разные, и интересно, что процент таких людей тем выше, чем ближе они были к смерти.

Фред Шунмакер, являющийся главой кардиоваскулярной медицины в Денвере, опросил большое количество пациентов, которых лично оживил, и он обнаружил, что около 60% этих больных, возвращенных к жизни, имели опыт такого рода.

Это сравнимо с открытиями врачей Кена Ринга и Майка Сабома, изучавших группу больных, которые, возможно, находились не в таком критическом состоянии, но были без сознания и близки к смерти.

Они обнаружили, что 45% из таких пациентов испытали эти состояния.

Но это все же не дает конечного ответа на вопрос, почему одни испытывают такие вещи, а другие нет. На самом деле мы не знаем.

Многие факты, которые, как я думаю, мы могли бы предположить – возраст пациента, конкретная причина, приведшая к пограничному состоянию, был ли это мужчина или женщина, предшествующая религиозная подготовка, верования и т.д.

Ни один из этих факторов не кажется существенным. Поэтому могу сказать, что мы просто не знаем, что это такое.

Д-р Брюс Грейсон в своем исследовании несколько лет назад предположил, что это связано с тем, готов или нет человек сдаться в такой момент.

И те, кто приблизились к тому, чтобы сдаться, продвигаются дальше, переживая опыт умирания.

Реинкарнация - это выдумка?

ДР : Как Вы думаете, реинкарнация метафорична или буквальна? И что Вы думаете о выживании души?

РМ : Я определенно думаю, что реинкарнация метафорична, но не в том смысле, как некоторые могут подумать.

Сначала позвольте сказать, что я не знаю, существует или нет реинкарнация, и я проделал большую работу с регрессиями в прошлые жизни.

С точки зрения очевидности, просто не могу сказать ни «да», ни «нет».

Но если бы Вы спросили меня о моих чувствах и интуиции, то я бы ответил «да». Но все-таки я полагаю, что реинкарнация метафорична в том смысле, что это процесс настолько более сложный, что мы не можем даже это выразить обычным языком.

Когда мы говорим об этом в нашем измерении, нам приходится пользоваться линейной формой выражения.

Но я чувствую, что на другой стороне все эти линейные категории, которые мы используем, - очевидность, последовательность времени и все такое – совершенно другие.

Реинкарнация – это гораздо более сложный опыт, который мы сейчас даже не можем себе представить.

Польза и опасности воспоминаний прошлых жизней

ДР : Видели ли Вы людей, которым помогло погружение в прошлые жизни?

РМ : Да. Насчет этого сомнений нет. Для меня это было удивительно. Когда я начинал опыты, я даже и не думал об этом как о терапевтической процедуре. Я исследовал это как измененное состояние сознания. И что меня реально удивило, - это то, что люди, прошедшие такой опыт, получили большую пользу от этого и пришли к осознанию себя на новом уровне и пониманию некоторых трудных моментов и неврологических конфликтов, которые они испытывали в жизни.

ДР : Есть ли какая-нибудь опасность в получении информации из прошлых жизней?

РМ : Отвечая на второй вопрос, могу сказать, что критерии весьма расплывчаты. Что мы имеем в нашей западной культуре, я думаю – это то, что мы систематически исключаем себя из измененных состояний сознания в течение многих сотен лет, но появляются смелые души, которые смогут заглянуть и перебраться туда, а потом будут помогать всем нам, когда мы туда пойдем.

Вы спрашиваете об опасностях. Я думаю, что опасности, конечно, есть, и я их вижу все время. Первое – это раздувающееся эго и что-то вроде элитаризма – люди, которые говорят “в моей прошлой жизни или в моих прошлых жизнях было это или то”, и это становится путешествием эго. Некоторые из них, кажется, хотят исключить других, раздувая себя всем этим. Но, конечно же, таких меньшинство.

И затем, есть такая опасность, которую выразили тибетцы. Когда человек вступает на этот путь и начинает исследования в духовных измерениях, то появляются многие вещи, которые, как считают тибетцы, и я с ними согласен, могут отвлечь с истинного пути. Восточная доктрина подразумевает, что когда начинают появляться прошлые жизни, не надо обращать на них слишком большого внимания, потому что существуют другие вещи сверх этого, которые ты захочешь найти. Я думаю, что это прекрасно, что появляются прошлые жизни, куда можно заглянуть и узнать оттуда что-то о себе. Но в то же время надо понимать, что это ступень, и если мы будем тратить слишком много времени, собирая пазлы из деталей прошлых жизней, то мы можем пропустить что-то важное в настоящей жизни.

Университетская практика

ДР : Как Ваша работа с околосмертными опытами отразилась на академической карьере преподавателя психологии в университете? Было ли на Вас какое-то давление с целью направить на менее спорные области исследования?

РМ : Нет, это была бы хорошая история, представить себя преследуемым мучеником, но нет, такого не было.

ДР : Рад это слышать.

РМ : Случилось так, что я работаю в очень либеральном колледже, где люди в моем отделении очень интересуются измененными состояниями сознания. Я думаю, было бы безответственно показывать это как какую-то убедительную научную очевидность. Пока кто-то занимается этими темами с целью, что измененные состояния могут многому нас научить в отношении себя, то нет смысла возражать.

ДР : За годы с момента выхода Вашей первой книги ощущаете ли Вы возрастающую открытость людей к этой информации?

РМ : В этом нет сомнения. Недавно я был в Европе и посетил восемь городов.

Во всех странах врачи-терапевты приносили мне свои статьи для медицинских журналов со своими исследованиями опытов умирания. И мы все можем сказать, и это является большим вкладом за последние 15 лет, что сейчас это общепринятый факт, что люди, находящиеся близко к смерти, проходят через удивительный опыт, меняющий их жизнь.

Но сейчас следующим шагом является интерпретация этих опытов, что они в конечном счете означают. И это даже не вопрос решения для медицинского сообщества.

Не врачам решать, есть ли жизнь после смерти. Точка интереса в медицинской сфере заключается в том, какое объяснение мы можем им дать, когда они появляются.

Мы должны быть готовы, чтобы объяснять пациентам и поддерживать их, объясняя им, что они не одни.