12.08.2023

Парадоксы борьбы с наркобизнесом. Контроль над наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Криминологическая характеристика наркопреступности


Быстрый рост нелегального производства и потребления наркотических средств в большинстве стран мира - одна из наиболее опасных тенденций последних десятилетий.

Мировая незаконная торговля наркотиками, по данным 77 стран, характеризуется такими параметрами: в 1990 году в этих странах изъято 27 тонн кокаина, 1285 тонн, 25,5 тонны, опиума и 14 тонн героина. При этом полиции удается выявить лишь 10-15% от общей массы нелегально распространяемых в мире наркотиков. Доходы наркомафии в мире оцениваются колоссальной цифрой - 600 млрд. долл. в год Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. -- М. : Издательство БЕК, 1994. -- 296 с..

Осложнение наркосистуации побудило большинство стран мира - 158 (80% государств мира) присоединиться к международным конвенциям по контролю над наркотиками. В 90-х годах наркобизнес получил развитие даже в тех странах, где ранее незаконный оборот и злоупотребление ими вообще не отмечались.

Производимые наркотические средства можно разделить на три основные категории:

природные (растительного происхождения), к которым относятся наркотики, получаемые из натуральных продуктов (кокаинового куста, конопли, опийного мака, эфедры и др.);

полусинтетические, изготавливаемые химическим путем с использованием природных алкалоидов (героин, морфин и др.);

синтетические, производимые исключительно посредством химических процессов (амфетамины и др.).

Подпольные производства, использующие в качестве исходного сырья растительную массу (коку, коноплю, мак), располагаются в основном у источников сырья, то есть в тех государствах, где культивируются соответствующие растения. В этих странах наркобизнес оказывает определяющее влияние на экономическое положение.

В Южной Америке широко культивируются кока, мак и каннабис. Этот регион является мировым лидером в изготовлении наркотиков из растительного сырья, где ежегодно производится около 1000 т кокаина. По данным Интерпола, лишь в Боливии в 1995 г. властями уничтожено 2064 подпольных лаборатории по производству базовой кокаиновой пасты, используемой для переработки в кокаин. По сведениям международных экспертов, подпольными нарколабораториями в Боливии и Перу, где располагаются основные плантации кустарника коки, производится сейчас около 90% всей массы незаконно производимой в мире кокаиновой пасты.

Не менее стремительными темпами возрастает незаконное производство опиума, объем которого достигает в настоящее время 4 тыс. тонн в год. Опиумный бизнес, по данным Интерпола, располагает обширной сетью лабораторий и ежегодно поставляет на "черный" рынок от 800 до 1000 т героина Экспорт мафии // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. № 1. 1992..

Так, совокупное незаконное производство героина в районах "Золотого треугольника" (Бирма, Лаос, Таиланд) и "Золотого полумесяца" (Афганистан, Иран, Пакистан) составляет порядка 570 т в год. Не менее 75% указанного количества героина распространяется в странах Европы. По оценкам Управления политики по борьбе с наркоманией США и согласно данным фоторазведки, с 1988 по 1996 г. производство опиума в указанных регионах удвоилось Чечетин А.Е. Опыт борьбы с организованной преступностью в США. Омск. 1998..

Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия, не удается снизить площади посевов наркосодержащих растений. Причинами являются сложность их обнаружения и сильное противодействие наркогруппировок и местных крестьян. Для последних выращивание наркосодержащих культур часто является единственным источником средств к жизни. По данным перуанской антинаркотической организации (CEDRO), в Перу плантации кустарника коки занимают площадь от 109 до 151 тыс. гектар, из которых лишь десятая часть - легальные посевыЛистья коки используются рабочими в Боливии и Перу на законных основаниях в качестве мягкого стимулятора трудоспособности.. Одной из важнейших общемировых тенденций в развитии наркобизнеса является его индустриализация. Незаконное производство наркотических средств приобретает характер хорошо налаженной индустрии.

В зависимости от технологической сложности организации незаконных производств подпольные нарколаборатории можно условно подразделить на две группы:

Кустарные лаборатории, как правило, обладающие низкой производительностью. Производство в них осуществляется без осуществления сложных химических реакций;

Промышленные лаборатории, отличающиеся высокой производительностью и используемые для производства синтетических наркотиков посредством сложного химического синтеза.

В отношении стран, широко производящих наркотические средства, введены строгие экономические санкции. Однако количество нарколабораторий на их территориях не сокращается.

В последние годы наблюдается тенденция к концентрации производства наркотических средств. Имеет место укрупнение мощностей по производству наркотиков. Об этом свидетельствуют многочисленные факты обнаружения лаборатории-гигантов по производству кокаина.

Согласно данным, опубликованным антинаркотической полицией Колумбии, в 1996 г. в Центральной Колумбии была обнаружена и уничтожена подпольная лаборатория - комплекс, охраняемая крупным вооруженным формированием. Она располагала несколькими взлетно - посадочными полосами, была оснащена современной системой оповещения и отличалась высоким уровнем организации производственного процесса. Ежегодная максимальная производительность этой лаборатории могла составлять приблизительно 350 т кокаина Чечетин А.Е. Опыт борьбы с организованной преступностью в США. Омск. 1998..

Следующей важной тенденцией наркобизнеса является увеличение мобильности производителей. Выявлены факты производства наркотиков в мобильных лабораториях, располагающихся в фургонах и на грузовиках. Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зрения правоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к месту назначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий, выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг кокаина в сутки.

Согласно статистическим данным Международного комитета по контролю над наркотиками, в последнее время наблюдаются снижение потребления героина, стабилизация уровня потребления кокаина и стремительный рост потребления синтетических наркотиков, производимых, главным образом, в регионах активного спроса на них.

Официальные статистические данные не дают объективной картины наркобизнеса. Однако даже опубликованные данные указывает на гигантский производственный потенциал лабораторий, производящих синтетические наркотики.

Повышение доли синтетиков - важнейшая тенденция развития мирового наркобизнеса. Это объясняется тем, что они обладают рядом преимуществ перед наркотическими средствами из растительного сырья:

При производстве синтетических наркотиков может использоваться не только ключевой прекурсор Прекурсоры являются наиболее важными компонентами, используемыми при изготовлении любых наркотиков. К ним относятся вещества, которые полностью или частично включаются в состав наркотических средств. Помимо прекурсоров в ходе химического синтеза используются реагенты, которые, участвуя в реакции, не становятся частью конечного продукта, растворители - жидкости, экстрагирующие или извлекающие другие вещества без изменения химического состава растворяемой субстанции, и катализаторы - вещества, ускоряющие химическую реакцию. , но и его заменители, с помощью которых можно получить не один, а несколько конечных продуктов. Например, при изготовлении амфетаминов Под общим термином "амфетамины" понимается амфетаминовая группа наркотических средств: амфенамин, первитин, ДОБ, ДМА, МДА, МДМА, МДЕА. с использованием такого прекурсора, как сафрол, возможно получение нескольких конечных наркотических средств - МДА, МДМА и др. В то же время производство кокаина сопровождается выходом лишь одного продукта (исключая хлоргидрат кокаина и кокаиновую пасту на промежуточных стадиях);

Разнообразие синтетиков и возможность быстрого синтезирования новых аналогов позволяют производителям быстро реагировать на конъюнктуру наркорынка. Изменяя исходные продукты, специалисты-химики получают новые виды синтетиков, не входящие в действующие национальные списки запрещенных и контролируемых наркотиков. Имеет значение также сложность и длительность процедуры включения новых наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ в официальные списки;

Разнообразие используемых для производства наркотиков химических веществ, взаимозаменяемость исходных компонентов обеспечивают доступность и относительную низкие издержки производства синтетиков. В качестве исходных компонентов могут использоваться их неконтролируемые аналоги, что снижает уровень риска. Например, наркодельцы в Голландии вкладывают в производство одной дозы (пилюли, таблетки) "экстази" 7-9 центов, а продают ее оптом за 8-15 долларов;

Возможность изменять степень наркогенности синтетика и моделировать характер его воздействия на потребителя. Современные синтетики - аналоги по силе воздействия на потребителя обычно в сотни и даже тысячи раз превосходят своих предшественников;

Более эффективная маскировка производства и сбыта синтетических наркотиков. Процесс производства синтетиков не имеет жесткой привязки к источникам сырья, местам их транспортировки и сбыта. Вследствие этого наблюдается децентрализация оборота синтетиков. Кроме того, значительно сокращается число промежуточных звеньев в цепи "производитель - потребитель", что снижает уровень риска и издержек. Синтетические наркотики значительно сложнее обнаруживать на всех этапах их незаконного оборота, включающего стадии создания, транспортировки и торговли.

В последние годы появляются новые виды синтетических наркотиков. В их производстве используются наиболее современные технологии. Значительные ресурсы используются для финансирования самостоятельных исследований с целью поиска новых наркотиков и технологий их изготовления. Кустарные и малопроизводительные мануфактуры вытесняются высокотехнологичными компактными лабораториями и крупными промышленными наркопредприятиями, которые обслуживаются квалифицированными специалистами.

К числу основных причин и факторов развития наркобизнеса можно отнести следующие:

Слабость правительств, неспособность государства осуществлять эффективный контроль над находящейся под их юрисдикцией территорией (например, в Боливии, Колумбии, Перу);

Проведение государством политики попустительства по отношению к наркобизнесу в связи с приносимым им доходом обществу, либо из опасения контрмер со стороны преступников (например, в Пакистане);

Политическая и экономическая нестабильность - мощный фактор развития наркобизнеса. Это связано с использованием значительных финансовых ресурсов от производства и продажи наркотиков для достижения политических целей. Подтверждением этому являются случаи, когда финансы, получаемые от контрабанды наркотиков, идут на закупку оружия для развязывания и поддержания межнациональных конфликтов. При этом расширяются взаимосвязи организованной преступности с террористическими и экстремистскими группировками;

Ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований в связи с переходом постсоциалистических стран к рыночной системе хозяйствования. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально- экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса;

Коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе. В ряде стран, используя коррумпированных политиков, соучастников в правоохранительных органах, армии, таможне, наркомафия добилась неограниченного влияния. В то же время суверенитет государства, на территории которого возникают подобные преступные формирования, обеспечивает им надежную защиту от попыток других стран пресечь незаконную деятельность, ликвидировать центральные звенья и филиалы преступных структур;

Увеличивающийся спрос на незаконные товары. Так, появление в начале 80-х годов колумбийских организаций по контрабанде кокаина отчасти объясняется сверхвысокой нормой доходности наркобизнеса, легкостью преодоления пограничных барьеров для ввоза в США;

Сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют их нормальному экономическому прогрессу и реализации возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. В частности, слабость и нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции (в Боливии, Перу и ряде других стран) сделали культивирование коки и опия весьма выгодным занятием для местных крестьян. Либерализация внешнеторговой деятельности;

Экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. К примеру, возникновение колумбийского картеля в качестве одного из главных кокаиновых центров обусловлено уменьшением его роли как крупного производителя текстильных товаров. Торговцы наркотиками обеспечили альтернативную занятость рабочей силы, завоевав тем самым симпатии местного населения.

Наркомания и наркобизнес становятся проблемой все большего числа государств. Экспансия наркобизнеса наблюдается практически во всех регионах мира. Однако радикальных средств решения этой проблемы на сегодняшний день не найдено. Существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков условно объединяют в три группы:

Первая группа - «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.

Статистические данные при этом свидетельствуют, что, несмотря на такие меры, количество преступлений, связанных с наркотиками (в частности с их транспортировкой) возрастает ежегодно на 2-3 процента.

Вторая группа - «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. В последние годы в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения.

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной, прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

Это связано, прежде всего, с осознанием гигантских потерь для общества, которые являются следствием распространения наркомании - ежегодно ущерб от нее оценивается примерно в 150 миллиардов долларов.

Третья - «либеральная группа». Hаиболее известными ее представителями являются Голландия и Швейцария.

Многолетний опыт многих стран мира по поиску путей эффективного контроля над наркобизнесом позволяет выделить ряд результативных мер. Эффективный контроль над наркобизнесом может быть обеспечен посредством реализации комплекса мер, среди которых наиболее важное значение принадлежит следующие:

организация исследований, направленных на изучение механизмов функционирования рынков их сбыта и индустрии, создание системы экспертных оценок эффективности специальных полицейских программ;

разрушение мозговых центров наркопреступности;

разработка единой концепции и стратегии борьбы с наркопреступностью на национальном и международном уровнях;

выделение значительных финансовых средств и материальных ресурсов, разработки комплексных планов нанесения ударов по наркоорагизациям, эффективной системы мер в целях выявления и конфискации незаконных доходов, ликвидации каналов «отмывания» денег и, конечно, широкого международного сотрудничества;

создание системы контроля за перемещением прекурсоров.

Химикаты, используемые в подпольных лабораториях, добываются исключительно на предприятиях (базах, складах) легальной химической или фармацевтической промышленности. Эти вещества имеют как отечественное происхождение, так и импортируются из других государств. Признавая серьезность проблемы утечки прекурсоров с легальных предприятий, международное сообщество и законодательные органы в некоторых странах приняли специальные нормативные акты об управлении легальным оборотом прекурсоров.

В 1988 г. была принята Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж. 1997., в соответствии с которой государственный контроль должен быть установлен за оборотом более 20 веществ, наиболее часто используемых при незаконном производстве наркотиков. Список прекурсоров, контролируемых в рамках Организации американских государств, расширен до 49 наименований. В то же время, по сведениям управления по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США, за последние годы в подпольных лабораториях мира обнаружено около 280 различных химических веществ, применяемых при производстве наркотиков.

Hа пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое. Стратегия США по борьбе с наркотиками основана на ряде принципах, важнейшими из которых является ее общенациональный характер и объединение усилий как по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур.

Расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка одного миллиарда долларов ежегодно Чечетин А.Е. Опыт борьбы с наркобизнесом в США. - Омск: МВД России. Омская высшая школа милиции. 1992..

Hа международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны Организации Объединенных Hаций. Они состоят в основном с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООH и ее специализированных организаций (в частности Всемирной организации здравоохранения).

Вторым важным направлением деятельности ООН является оказание практической помощи ряду стран-производителей наркотиков в плане переориентации крестьян на выращивание сельскохозяйственных структур и в первую очередь в ряде государств Латинской Америки.

ООН ведет реестра запрещенных нарковеществ, который в настоящее время включает около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные - синтетическими.

Международная борьба с незаконным оборотом наркотиков - одна из наиболее злободневных транснациональных проблем. Масштабы незаконного оборота наркотиков в настоящее время столь обширны, а получаемые от такой деятельности финансовые средства столь велики, что создается угроза для экономики и безопасности многих стран Азии и Латинской Америки, правоохранительные органы которых бессильны что-либо сделать. Львиная доля в незаконном обороте наркотиков принадлежит международным преступным синдикатам, которые сконцентрировали в своих руках сотни миллиардов долларов. Годовой объем прибылей от незаконной торговли наркотиками вышел на второе место в мире после торговли оружием, опередив торговлю нефтью. Это позволяет наркомафии все активнее вмешиваться в политическую и экономическую жизнь многих стран. Ни одна отдельно взятая страна не может рассчитывать на успех в борьбе с наркомафией без широкого международного сотрудничества.

Такое сотрудничество началось в начале века и развивалось довольно быстрыми темпами. Первая многосторонняя международная Конвенция по опиуму была подписана в Гааге 23 января 1912 г. Сотрудничество довольно активно продолжалось в рамках Лиги Наций. Однако наиболее широкий размах оно приобрело после создания Организации Объединенных Наций. Когда в марте 1961 года в Нью-Йорке была подписана Единая конвенция о наркотических средствах Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СД СССР. Вып. XXIII. М., 1970. С.105-136. , она заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. В Единой конвенции государства признали, что все операции с наркотическими средствами, совершенные в нарушение постановлений Конвенции, будут преследоваться в уголовном порядке с конфискацией как самих средств, так и предметов оборудования, использованных или предназначенных для их изготовления.

В феврале 1971 года, была принята Венская конвенция о психотропных веществах, в соответствии с которой устанавливается контроль над психотропными веществами, способными оказывать сильное воздействие на центральную нервную систему. Согласно Конвенции, лица, виновные в ее нарушении, должны преследоваться государствами в уголовном порядке.

Спустя год Экономический и Социальный Совет ООН созвал в Женеве новую конференцию, которая приняла 25 марта 1972 г. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. Протокол значительно расширил сферу действия конвенции, в том числе в части, касающейся преследования и наказания лиц, совершивших преступления.

Ухудшение положения в связи с незаконным оборотом наркотиков в последние годы потребовало повышенного внимания к данной проблеме в международном плане. Эта проблема постоянно находится в поле зрения ООН, ее специализированных учреждений -- ВОЗ, ЮНЕСКО, МОТ, десятков других международных межправительственных и неправительственных организаций.

В 1981 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную стратегию в области борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами (рез. 36/168), выполнение которой поручено Комиссии по наркотическим средствам.

В 1983 году Генеральная Ассамблея призвала специализированные учреждения и другие организации и программы системы ООН определить специальные мероприятия по контролю над наркотическими средствами в своих соответствующих областях деятельности и уделять больше внимания подобным мероприятиям.

На своей 39-й сессии в 1984 году Генеральная Ассамблея единогласно приняла три резолюции, касающиеся усиления международного контроля над наркотическими средствами. В одной из них подчеркивалась, в частности, важность комплексных согласованных региональных и универсальных действий.

На 40-й сессии в 1985 году Генеральная Ассамблея единогласно постановила (рез. 40/122) созвать в 1987 году на уровне министров международную конференцию по вопросам борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Конференция, которая прошла в Вене в июне 1987 года, приняла программу сотрудничества государств по всему комплексу вопросов, касающихся борьбы с наркоманией, а также политическую декларацию по данному вопросу. Конференция 1987 года явилась своеобразной подготовкой к конференции для принятия новой конвенции, которая состоялась в Вене в ноябре -- декабре 1988 года. Конференция приняла Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая вступила в силу 11 ноября 1990 г.

В отличие от документов 1961 и 1972 годов, новая конвенция делает упор на принятие международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и обеспечению неотвратимости наказания преступников. Она предусматривает возможность ареста и конфискации иностранной собственности, доходов, банковских счетов, если для этого имеются основания, и направлена на активизацию сотрудничества правоохранительных органов разных стран в этой области. Конвенция предусматривает ряд новых форм сотрудничества, например применение метода контролируемых поставок, который стал довольно широко и успешно применяться в международной практике. Смысл метода заключается в том, что соответствующие органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков, не задерживают перевозчика, а вступают в негласный контакт со своими коллегами в стране, куда следует груз. Таким образом, удается выявить не только перевозчика, но и получателей груза, а иногда и более полную цепь преступников, занимающихся наркобизнесом. В конвенции имеются также специальные положения, устанавливающие порядок сотрудничества государств в тех случаях, когда для незаконного оборота наркотиков используются морские суда, несущие флаг какого-либо государства или не несущие флага либо опознавательных знаков, указывающих на их регистрацию.

Россия участвует в Конвенции 1988 года, Единой конвенции 1961 года, Протоколе к ней 1972 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М. 1981.. Она неуклонно выступает за строгое выполнение всеми государствами обязательств в соответствии с этими конвенциями. В целом позиция России характеризуется неизменной и последовательной борьбой за укрепление и совершенствование международной системы контроля над производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ.

Представитель России принимает активное участие в работе Комиссии по наркотическим средствам, созданной в 1946 году. Ее состав избирается Экономическим и Социальным Советом. Комиссия определяет перечень наркотических средств, подлежащих контролю, дает рекомендации по научным исследованиям, содействует выполнению международных соглашений, разрабатывает проекты новых соглашений, дает заключения по вопросам контроля над наркотическими средствами и т. п. В настоящее время в комиссию входят представители 40 государств. Эксперт от России участвует также в Международном комитете по контролю над наркотиками, который был создан в соответствии с положениями Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. Комитет состоит из 13 экспертов, которые избираются ЭКОСОС в личном качестве на пятилетний срок. Комитет осуществляет контроль за соблюдением странами договоров о наркотических средствах, запрашивает государства о ежегодном производстве, потреблении, ввозе и вывозе наркотиков, осуществляет наблюдение за торговлей наркотиками, информирует государства и получает от них разъяснения по различным вопросам торговли, оборота, распределения наркотических средств и т. п.

Россия придает большое значение также и региональному сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Так, в ноябре 1990 года в Москве состоялось первое совещание глав европейских национальных правоохранительных органов по борьбе с наркотиками. В других регионах такое сотрудничество началось раньше и хорошо себя зарекомендовало. Совещание прошло в обстановке делового обсуждения различных аспектов задач, стоящих перед правоохранительными органами в данной области, и положило хорошее начало для продолжения диалога и наращивания усилий в борьбе с наркотиками.

Значительное место отводится также двустороннему сотрудничеству. Россия имеет двусторонние соглашения с Великобританией, США, Францией, ФРГ, Канадой, Италией, Турцией и рядом других стран. В соответствии со сложившейся практикой заключаются межправительственные рамочные договоры о сотрудничестве в борьбе с наркотиками, а на их основе -- межведомственные соглашения, в которых конкретизируются задачи ведомств в осуществлении такого сотрудничества. Наиболее активно вовлечены в этот процесс такие ведомства, как МВД, Таможенный комитет, Федеральная служба контрразведки России.

Озабоченность тенденцией неуклонного и довольно быстрого роста преступности в области наркобизнеса привела к созыву в феврале 1990 года специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по данному вопросу. На этой сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла Политическую декларацию и Всемирную программу действий по международному сотрудничеству в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

По линии ООН принимаются и другие меры. С целью создания более мощной финансовой базы для осуществления сотрудничества в данной области в 1971 году был создан Фонд ООН для борьбы со злоупотреблением наркотиками. Бюджет Фонда состоит из добровольных взносов государств. Основная задача Фонда -- оказание технической помощи государствам, в первую очередь развивающимся, а также международным организациям в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Комиссия по наркотическим средствам неоднократно подчеркивала наличие связи между незаконным оборотом наркотиков и другими видами преступности, и прежде всего международным терроризмом.

Комментариев:

Пути решения борьбы с наркопреступностью

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Написать данное предложение решил потому, что в реальности идеи практиков не доходят до широкого круга общественности и остаются не реализованными.

Мировая торговля незаконными афганскими опиатами остается одной из величайших наркотических и преступных угроз мира - с тяжкими последствиями для здоровья, управления и безопасности на национальном, региональном и международных уровнях.

Мировое сообщество осознает остроту и масштабность проблем, связанных с наркотиками и их незаконным оборотом. Наметившиеся тенденции свидетельствуют о глобальной опасности, угрожающей международной стабильности и безопасности в целом. Незаконный оборот наркотиков становится одним из основных источников финансирования международного терроризма и экстремизма. Очевидно также, что он наносит непоправимый урон генофонду человечества.

Согласно информации Программы ООН «UNODC», около 16,5 миллиона человек по всему миру употребляют опий, героин и морфин, тем самым принося доход наркоторговцам в 68 млрд долларов США ежегодно.

В Афганистане транснациональные организованные преступные группы были основными бенефициарами этой особо прибыльной торговли. ООН предполагает, что примерно 155 млн долларов было заработано в 2011 году афганскими талибами, 2,2 млрд долларов - афганскими наркодельцами и 440 млн долларов - афганскими фермерами.

Героин является самым употребляемым опиатом по всему миру - 12-13 млн пользователей, потребляющих 375 тонн чистого героина каждый год (что равно 2800 тоннам опиума). Злоупотребление опиумом также значительно в свете примерного потребления в 1300 тонн сырого опия в год. В общем, более 4000 тонн производства опия было необходимо для удовлетворения мирового спроса.

Афганское производство существенно превысило ожидавшийся спрос в последние несколько лет, что повлекло создание крупных запасов сырца. Сырец в форме опия и морфина был накоплен в Афганистане и вдоль главных маршрутов контрабанды за период с 2005 по 2011 год и, по оценкам специалистов, равняется 10000-12000 тонн в опиумном эквиваленте.

По последним сведениям ООН, урожай опиума в Афганистане в 2011 году составил 3,6 тысячи тонн. Эксперты ООН отмечают, что в 2011 году в Афганистане рост числа хозяйств, вовлеченных в незаконный посев опиумного мака, составил порядка 248700 семей, а также эксперты предполагают, что если средняя семья состоит из 5-6 членов, то количество людей, занимающихся посевами опиумного мака, составит 1,6 млн человек, что равно 6,4 процента от населения Афганистана.

В обычных условиях три человека за 21 день могут собрать урожай с 0,2 га. Средняя ежедневная норма заработной платы составляет 9 тысяч долларов. Если в 2010 году за килограмм сухого опиума в сезон созревания на черном рынке давали 64 тысячи долларов, а свежего - 48 тысяч, то сейчас цена возросла до 169 тысяч за килограмм.

В 2011 году производители наркотических растений получили 604 млн долларов дохода.

Выращивание опия-сырца - одно из главных занятий афганских сельчан. Пшеницу дехкане сеют в основном только для своих семей. Плантации опиума сверхрентабельны и дают очень большую прибыль.

Также эксперты ООН сообщают, что в Афганистане глобальный центр производства героина имеет около 300-500 действующих лабораторий, производящих около 380-400 тонн героина каждый год. Героиновые лаборатории в основном базируются там, где деятельность правоохранительных органов ограничена.

Афганский героин поставляется напрямую в Исламскую Республику Иран, Пакистан и Центральную Азию, оттуда он распространяется в остальные части мира.

ООН предполагает, что ежегодно 150 тонн афганского героина достигает Европы, 120 тонн - Азии, 45 тонн пришлись на Африку. Транспортируемые через Центральную Азию афганские опиаты направляются большей частью в Российскую Федерацию и далее в Европу.

По данным ООН, опиаты продолжают наносить тяжкий вред здоровью наркоманов, более 60 процентов обращений за лечением от наркомании в Азии и Европе было связано с потреблением героина.

Согласно данным ООН, сбыт героина только в России ежегодно приносит доход наркомафии около 16 млрд долларов. По заключению экспертов ООН, несмотря на болезни опиумных плантаций, урожайность не упала, наоборот, увеличилась цена на опий.

Эксперты UNODC считают, что, несмотря на то что фермеры в Афганистане поставляют большую часть мировых опиатов, ежегодные доходы в миллиарды долларов получают международные преступные группировки на основных маршрутах контрабанды. Почти все международные маршруты контрабанды опиатов исходят из Афганистана - ключевого мирового производителя. Точные маршруты контрабанды героина из Афганистана на рынке потребителей не закреплены и могут меняться в зависимости от риска обнаружения наркокурьеров.

Учитывая географическое распределение потребителей героина и то, что цены на героин резко растут по мере удаления от источника, неудивительно, что преступные группировки в Европе, России и Азии получают большую часть прибыли. Бенефициары в Афганистане, включая фермеров, сеющих опийный мак, талибов и другие антиправительственные элементы, заработали существенно меньше, чем международные преступные группировки.

Доходы от контрабанды героина быстро растут по мере того, как героин движется по маршрутам транспортировки. Преступные группировки наживаются на разбавлении чистоты героина, получая максимальную прибыль от растущих уличных цен.

В самом деле, оперируя бюджетами, которые больше большинства бюджетов национальных правительств, международные организованные преступные группы представляют серьезную мировую угрозу. Более того, исключительно высокие доходы от торговли героином подпитывают коррупцию, а пока коррупция существует, торговцы всегда будут находить маршруты для контрабанды героина на рынки потребления.

По словам экспертов ООН, усилия правоохранительных органов не дают желаемого результата вследствие того, что международные контрабандисты постоянно меняют свои методы и маршруты, а инициативы международного сотрудничества требуют времени для того, чтобы принести результаты.

Мировое сообщество ежегодно затрачивает миллиарды долларов США на борьбу с этим злом, но результаты остаются плачевными. С каждым годом поток наркотических средств только увеличивается, соответственно растет доход наркоторговцев.

Прежние методы борьбы не дают желаемого результата.

прим.(статистические данные за 2011 год)

Так, предлагаю уничтожить весь ежегодный урожай опийных плантаций, а также действующие лаборатории в Афганистане.

На это предложение будут выступать оппоненты мотивируя доводы, что выращивание опия-сырца - одно из главных занятий афганских сельчан, которое является единственным источником дохода, и данное предложение может быть причиной взрыва и социального неудовольствия среди афганских фермеров.

На мой взгляд, необходимо принять превентивные меры, а именно обсудить вопрос о возможном выкупе всего ежегодного урожая на территории Афганистана и последующем комиссионном уничтожении на месте.

Данное решение позволит принять объективные меры по минимизации проникновения наркотиков в нашу страну, перекроет каналы доступа финансирования экстремизма и терроризма, а самое главное - позволит сохранить здоровье молодого поколения.

Кроме того, действующее на сегодняшний день уголовное законодательство предусматривает, для сбытчиков наркотиков в особо крупных размерах, наказание в виде пожизненного лишения свободы. Однако на практике к данной исключительной мере наказания приговариваются единицы.

Имея опыт работы в органах внутренних дел, я встречался с осужденным за сбыт героина в особо крупных размерах гражданином Таджикистана, который в свободном рассказе, пояснял, что в случае применения данной меры наказания жители данной страны отказывались бы возить наркотики.

Полагаю, что необходимо проанализировать судебную практику по делам вышеуказанной категории и рекомендовать судам наиболее часто применять наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В целя экономии бюджетных затрат на содержание пожизненно лишенных свободы, решать вопрос об экстрадиции на территорию страны наркосбытчика, в случаях если законодательство тех стран предусматривает, пожизненное лишение свободы.


В первые годы Советской власти для лучшего контроля Декретом СНК от 8 апреля 1918 года «О передаче запасов опия» сырье, которое находилось на фармацевтических заводах России, было передано в распоряжение народного комиссариата финансов.

Предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года № 7206-7212 «О борьбе со спекуляцией кокаином», направленным для исполнения в структуры ВЧК, Московского Совета, народные комиссариаты юстиции и внутренних дел, здравоохранения, приказывалось: «...беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и смерти огромного числа людей...». Под спекуляцией понималась любая операция с наркотиками, включая их хранение и перевозку.

Посевы опийного мака и заготовка опия сырца в медицинских целях имелись на территории Киргизии, входившей в Семиреченскую область. В Туркестане и на Дальнем Востоке посевы опийного мака уничтожались. Однако медицинский и полицейский надзор и контроль в годы гражданской войны и после нее был сильно ослаблен.

Запрет на алкоголь, ограничение его производства способствовали переключению части населения на наркотики. Владельцы аптек и фармацевтических предприятий, не желая примириться с экспроприацией собственности, организовали поставки на «черный рынок» большого количества наркотических препаратов, наживая прибыль и рассчитывая вызвать массовые беспорядки.

Принимаемые уголовные меры были достаточно жесткими. К 1926 году за счет местных ресурсов был прекращен импорт опия, его объемы удовлетворяли потребности отечественной медицины. С улучшением социально-бытового положения населения уровень наркотизма снизился. Этому также способствовал жесткий пограничный и таможенный контроль, сведение к минимуму туристического и служебного обмена с зарубежными странами.



Тем не менее, требовалось принятие определенных мер для усиления борьбы с хищением, спекуляцией и контрабандой опия.

Первый Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, не устанавливал ответственности за незаконные действия с наркотическими веществами. Этот правовой пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии со схожими нормами.

На практике в отношении деяний, предметом которых выступали наркотические средства (хранение, покупка и продажа опия, трубок и других приспособлений для эго курения), применялась статья 215 УК РСФСР, которая устанавливала уголовную ответственность за изготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа до 300 рублей золотом или принудительных работ.

Чтобы заполнить законодательный пробел, в сфере уголовной ответственности за действия с наркотическими средства в ноябре 1924 года было принято Постановление СНК РСФСР «О мерах регулирования торговли наркотическими средствами», согласно которому запрещалось свободное обращение в РСФСР всех сильнодействующих средств, разрушающих здоровье населения, кокаина и его солей, опия и его производных. Все наркотические вещества, из-за границы и с внутреннего производства, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им, его местными органами при строгом учете и контроле.

22 декабря 1924 года ВЦИК и СНК СССР дополнили Уголовный кодекс РСФСР статьёй 140-д, которая предусматривала уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Также предусматривалась уголовная ответственность за содержание притонов для сбыта или потребления этих веществ.

Следует отметить, что данная статья была размещена в главе о хозяйственных преступлениях, т. е законодатель связывал общественную опасность этих преступлений с экономическим вредом, с нарушением государственной монополии на производство и отпуск определенных веществ и получением в результате незаконных доходов.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года уголовная ответственность предусматривалась за незаконные операции с наркотиками по ч. 1 ст. 104, за незаконное изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, эфира, других одурманивающих веществ. Санкцией было наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года с конфискацией имущества или без таковой.

Эта статья была помещена в главу о преступлениях против порядка управления. Общественная опасность преступления состояла, по мнению законодателя, в нарушении установленного государством порядка производства и отпуска указанных веществ и препаратов.

В этот период проблема наркомании в нашей стране стала все реже привлекать внимание науки и общественности. Это произошло не вследствие уменьшения масштабов потребления наркотических средств, а в результате наложения официального запрета на проблематику наркомании. 27 октября 1934 года ВЦИК СНК СССР принял постановление «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли», исключая посевы, необходимые для медицинских и научных потребностей.

Соответственно Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей 179-а, устанавливающей уголовную ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения и предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы сроком до одного года с обязательной конфискацией посевов. Эта статья была помещена в главу восьмую «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок».

Локальные очаги наркотизма существовали до шестидесятых годов XX века в СССР в ряде районов Средней Азии и Кавказа. Постепенно начинает увеличиваться число наркоманов, стала расширяться география наркотизма, возросли его масштабы и темпы развития. Эти процессы происходили в условиях умолчания, что ослабляло внимание правоохранительных органов, общественности к этой проблеме. Не проводилось и соответствующих научных исследований.

Конвенции ООН по наркотикам составляют единую основу для законодательства по контролю за оборотом наркотиков, способствуют сотрудничеству правоохранительных органов разных стран в борьбе с наркомафией, помогают объединять информационные базы о наркоситуации в разных странах мира.

Началом следующего этапа борьбы с наркопреступностью было принятие Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, где в соответствии с положениями Конвенции, предусматривалась уголовная ответственность за действия, связанные с распространением наркотических средств и психотропных веществ. Статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, помещались теперь в главу X «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Уголовные дела возбуждались преимущественно в отношении потребителей, но не за потребление, а за незаконные действия с наркотиками - приобретение, хранение. И гораздо меньшая часть - в отношении распространителей.

К началу 80-х годов проблема наркомании в России обострилась, возросло число лиц, допускающих их немедицинское потребление. Незаконный оборот наркотиков превратился, в серьезную социальную проблему, которую можно было решить лишь на основе принятия и реализации государственной программы, сочетающей различные меры превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. Но, несмотря на принятие в октябре 1982 года секретного постановления ЦК КПСС об организации борьбы с наркоманией, реальных практических мер не было принято.

Советское общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотиков, особенно в молодежной среде, репрессивные меры оказались безрезультатными. Принятое 30 января 1986 года постановление ЦК КПССС «О серьезных недостатках в организации борьбы с наркоманией», также не дало желаемого результата. Система образования, и здравоохранения, научные организации в связи с крайне недостаточным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитой материально-технической базой не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.

К началу девяностых годов XX столетия была сформирована группа уголовно-правовых норм, составлявшая основу для борьбы с наркопреступностью. Прослеживается и влияние положений международного права на российское уголовное законодательство. Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществлялись без надлежащей ресурсной поддержки со стороны государства и использования возможностей институтов гражданского общества.

Буквально за два десятилетия наркотическая волна накрыла Россию. Очевидно, что распространение наркотиков несет прямую угрозу национальной безопасности нашей страны. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, год от года растет, как растут и объемы перехваченных партий афганского героина. Что собой представляет сегодня наркобизнес в России, каковы его финансовые возможности, насколько он интегрирован в международную наркосеть и как идет борьба с наркопреступностью? На эти и другие вопросы наших коллег из общественно-политического журнала "Союзное государство" отвечает директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

Виктор Петрович, расскажите, пожалуйста, о наркоситуации в Российской Федерации и основных направлениях формирования государственной политики в сфере борьбы с наркопреступностью.

- На сегодняшний день распространение наркотиков опийной группы как в нашей стране, так и во всем мире напрямую связано с развитием наркоситуации в Афганистане. Эта страна сегодня является основным мировым экспортером наркотиков, где, по экспертным оценкам УНП ООН, производятся до 93 % от общего количества производимых в мире опиатов. Наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть социально-экономической жизни афганского общества.

Несмотря на принимаемые организационные и практические меры, наркотизация населения России продолжает оказывать негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Дальнейший рост количества наркозависимых следует рассматривать как одну из главных угроз безопасности России. В 2008 году официально зарегистрировано более полумиллиона потребителей наркотиков.

Хаос 90-х годов, связанный с распадом страны, дезинтеграция в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, прозрачность государственной границы сделали нашу страну беззащитной перед наркоугрозой.

Международная наркомафия в полной мере воспользовалась создавшейся ситуацией, сформировав на просторах России наркорынок. Быстро были отлажены пути поставок, набрана армия наркокурьеров, создана сетевая структура распространения наркотиков, возникла обширная клиентура.

Основная цель нашей политики в сфере борьбы с наркопреступностью - защита жизни и здоровья граждан и всего общества от угроз, которые несёт незаконный оборот наркотиков. Борьба с наркоманией и наркобизнесом включает в себя объемный комплекс разноплановых мер. В их реализации должны участвовать различные государственные органы и общественные структуры. В целом мы стремимся создать отлаженную, хорошо согласованную и скоординированную систему антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера. Только при чёткой координации действий исполнительных и законодательных органов всех уровней государственной власти, общественных организаций и граждан можно добиться оздоровления общества.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году Концепция государственной политики по контролю за наркотиками ввиду своей декларативности и изначальной оторванности от реальной жизни эту задачу не решила.

Очевидно, требуется разработка новой государственной политики относительно оборота наркотиков, основные положения которой заложены в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В первую очередь речь идет о подготовке Концепции государственной стратегии в сфере оборота наркотических средств как политико-правовом документе, акцентирующем внимание на основных направлениях работы ФСКН России и соответствующем плане по её реализации, что должно найти своё отражение в Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", рассчитанной до 2014 года. Программа призвана стать планом согласованных действий всех заинтересованных органов власти в реализации новой антинаркотической государственной политики. В ней предполагается утвердить основные принципы и направления этой политики, а также механизмы и процедуры совместной работы.

Насколько опасно распространение афганского героина для России?

С 1990 года уровень потребления наркотиков вырос в России почти в 10 раз и в среднем в 8 раз превысил соответствующие показатели стран Европейского сообщества. После короткого периода стабилизации в 2001-2004 годах кривая поставленных на учёт с диагнозом "наркомания" снова поползла вверх. Отрицательная тенденция развития ситуации отчётливо просматривается в ежегодно растущем количестве вновь выявленных наркозависимых лиц. Так, в 2006 году их было 70 тысяч, в 2007 году - 75 тысяч, в прошлом - более 80 тысяч человек. Ремиссия находящихся на специальном учете составляет менее 2%, а в латентной (скрытой) среде употребляющих отраву значение данного показателя практически приближается к нулю.

Специфика российской ситуации состоит в том, что почти 90% зависимых и больных "сидят" на афганском героине. Это особенно пагубно сказывается на их здоровье. С учётом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом.

По данным Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, более 65% ВИЧ-инфицированных в России заражены через инъекции наркотических средств. География поражённых СПИДом полностью корреспондируется с основными маршрутами наркотрафика афганского героина.

Лица, потребляющие героин, быстро становятся необратимо зависимыми и, не получая необходимого лечения, через 5-7 лет обречены на смерть. Россия ежегодно теряет около 30 тысяч в большинстве своём молодых людей.

Потери общества от ввоза и распространения гибельной заразы, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, серьёзные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе финансовыми, по их пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.

Основываясь на данных экспертов о том, что 2% нашего населения в возрасте от 15 до 64 лет, а это почти 2 млн. человек, регулярно употребляют наркотики, следует сказать: только активные и решительные меры позволят реально исправить сложившееся положение и оздоровить ситуацию.

Афганистан стал очагом международной напряжённости. Обсуждался ли в ООН вопрос о борьбе с афганским наркотрафиком?

- Важнейшей составной частью наркотрафика и определяющим фактором стремительного ухудшения наркоситуации в России, безусловно, является очаг геополитической напряжённости в Центральной Азии, доминантой которого стала военно-политическая обстановка в Афганистане. Именно её особенности трансформировали экономику страны в своеобразный генератор наркотиков.

По сравнению с 2001 годом, когда военный контингент США и НАТО был введён в Афганистан, количество производимых опиатов выросло в 44 раза. Согласно данным ООН, в этой стране на складах хранится свыше 1 тысячи тонн чистого героина, ставшего своего рода страховым фондом на случай неурожая мака. Сегодня Афганистан переместился на второе место в мире (после Марокко) по производству марихуаны и гашиша.

Президент Афганистана Хамид Карзай официально заявил, что международное присутствие способствовало возникновению параллельных легитимным органам страны структур, создаваемых в рамках проводимых США программ по управлению провинциями. Не случайно международные аналитики задаются вопросом о возможной субсидиарной ответственности всех компонент власти Афганистана за производство и трафик опиатов.

Тем не менее, несмотря на то, что проблема афганского наркотрафика активнейшим образом обсуждается на всевозможных международных конференциях, семинарах и симпозиумах в различных форматах сотрудничества государств, она ни разу не стала предметом отдельного рассмотрения на Совете Безопасности ООН. Хотя до 2001 года тема афганского наркотрафика неоднократно поднималась на заседаниях Совбеза с принятием соответствующих резолюций.

Целесообразно и крайне полезно вновь обратиться на заседании Совета Безопасности ООН к этому вопросу, представляющему собой проблему, несущую гибель десятков, если не сотен тысяч людей, сравнимую разве что с последствиями применения оружия массового поражения.

В марте этого года в Вене состоялось заседание Сегмента высокого уровня 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам. Участники заседания обсудили результаты деятельности мирового сообщества по выполнению решений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, принятых 20-й спецсессией Генеральной ассамблеи ООН. В частности, пункт 19 Политической декларации предусматривал к 2008 году искоренить или существенно сократить объём незаконного культивирования опийного мака. Однако, по оценкам экспертов, объём производства опиума во всём мире за последние десять лет вырос в 2 раза, а в Афганистане - в 3 раза.

Российской стороной подготовлен проект резолюции Генеральной ассамблеи ООН, которым предусматривается внесение изменений в деятельность международных структур в Афганистане. Прежде всего, они должны коснуться введения более широкого контроля в отношении планирования и реализации мероприятии по борьбе с наркопроизводством. Это настоятельная необходимость, поскольку институты, действующие сейчас в Афганистане, не соответствуют всевозрастающему масштабу наркоугрозы, быстро меняющимся способам и географии действий афганской наркоиндустрии.

Участники сегмента высокого уровня приняли политическую декларацию и план действий по налаживанию международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. Российская делегация выступила в ходе дискуссий с целым рядом серьёзных инициатив по пресечению потока нелегальных наркотиков из Афганистана. Это и разработка реальной "дорожной карты", которая предусматривала бы поэтапное продвижение к решению этой задачи, и всемерное содействие афганскому правительству в борьбе с наркоугрозой, и создание международного "наблюдательного совета" для координации и повышения эффективности международной помощи, которая оказывается Афганистану на антинаркотическом направлении. Мы считаем, что находящиеся в Афганистане миссия ООН и коалиционные силы не должны оставаться в стороне от общих усилий и могли бы действовать более активно по перехвату наркокараванов и уничтожению нарколабораторий и складов с опиатами.

В связи с этим, какая роль отводится Государственному антинаркотическому комитету?

- Государственный антинаркотический комитет образован в конце 2007 года для дальнейшего оздоровления наркоситуации, повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и активизации профилактической работы. При сохранении за ФСКН России правоохранительных и координирующих полномочий в сфере борьбы с наркопреступностью новый орган, консолидируя имеющиеся государственные ресурсы, призван обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на качественно ином, более высоком уровне.

В результате выстраивается стройная система координации федеральных органов исполнительной власти с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями; разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере; участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

ГАК всё активнее координирует работу федеральных органов власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, Всё весомее его вклад в борьбу с наркопреступностью. Успешно работают во многих субъектах и антинаркотические комиссии. Они умело организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями. Например, благодаря усилиям ГАК и агропромышленного комплекса, направленным на уничтожение конопли в местах её произрастания, в прошлом году удалось на 20 процентов сократить количество наркотиков, производимых в России.

В стране выстраивается целостная система координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, нацеленная на борьбу с наркобизнесом. От неё мы вправе ждать реальных и весомых результатов.

Что делается для того, чтобы наркотики в России были менее доступны?

- Одной из ключевых задач является разработка действенной системы мер по снижению доступности наркотиков. Так, по данным Госавтоинспекции и наркологической службы, в 2007 году в Кемеровской, Челябинской, Московской, Новосибирской, Самарской и Тюменской областях, Приморском и Пермском краях из общего количества задержанных водителей в состоянии опьянения (более 600 тыс. человек) под воздействием наркотиков находился каждый десятый. Ситуация усугубляется ещё и тем, что по результатам мониторинга фактов медицинского освидетельствования по всей стране более 90% таких водителей ранее на наркологическом учёте не состояли. Это в очередной раз показывает высочайшую степень закрытости рассматриваемой проблемы. Например, только во Владивостоке за последние четыре года выявлено 6 166 водителей в состоянии наркотического опьянения. Лишь 81 из них до этого состоял на учёте, что составляет менее 1,5%.

При проведении медицинских обследований, связанных с призывом на военную службу, в целом по стране за 2006-2007 годы выявлено около 14 тысяч призывников, допускавших немедицинское потребление наркотиков. Абсолютное большинство из них признано негодными к службе.

Несомненную угрозу представляет возможность свободного приобретения наркотиков сотрудниками техногенноопасных объектов и объектов жизнеобеспечения, действия которых могут привести к чрезвычайным ситуациям различного масштаба. В 2006 году после очередного взрыва на шахте в Кемеровской области было установлено, что его виновником стал наркоман. Попытка приготовить на открытом огне очередную "дозу" привела к взрыву и гибели шахтёров. Проверка, инициированная администрацией области и ФСКН России, выявила сотни наркозависимых шахтёров.

Другой не менее важной задачей является сокращение спроса на наркотики. Её решение предусматривает введение комплексной системы мер рядом государственных структур и общественных организаций. В первую очередь это связано с активизацией работы по профилактике и лечению наркомании.

Сети наркоторговли масштабны. Удается ли их выявлять и ликвидировать?

Системная работа правоохранительных органов и спецслужб позволяет оперативно вскрывать и пресекать каналы оптовых поставок наркотиков в Россию. В 2008 году выявлено более 8 тысяч таких поставок - на 15,4 процента больше, чем в 2007 году. По возбуждённым уголовным делам из незаконного оборота изъято более 38 тонн наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе органами наркоконтроля - свыше 24,5 тонны наркотиков, из них - 3,5 тонны героина. Это в полтора раза больше, чем в 2007 году. Фактически в сутки изымалось до 10 кг героина, что соответствует 2 миллионам доз. Пресечено поступление в криминальный оборот свыше 10 миллиардов рублей и предотвращено нанесение экономического ущерба обществу в размере порядка 200 миллиардов рублей. К уголовной ответственности привлечено 117 тысяч организаторов и участников наркоторговли.

Возможность перехода через границу наркокурьеров существенно облегчает действие полусотни несистематизированных международных, межправительственных, межведомственных соглашений, упрощающих режим пересечения границ и перемещения через них грузов. Практически они девальвировали инструменты контроля, особенно на среднеазиатском направлении.

Анализ оперативных данных и уголовных дел ФСКН России показывает, что почти 95% афганских наркотиков завозится к нам через российско-казахстанскую границу. 60% из них - автомобильным транспортом под прикрытием сельхозпродукции из стран Средней Азии, 35% - железнодорожным и морским транспортом и 5% - авиацией.

По данным Минсельхоза России, ежегодно в страну поступает до 6 млн. тонн только плодоовощной продукции. Скрыть в таком потоке грузов любую партию героина при отсутствии должного контроля не составит особого труда. Эти поставки сельскохозяйственной продукции автотранспортом из среднеазиатских государств, в отличие от общепринятых правил международных торговых операций, осуществляются между номинальными либо фиктивными физическими лицами без внешнеторговых контрактов, инвойсов и коносаментов. Документы заполняются прямо на границе перевозчиком (водителем) - иностранным гражданином, обозначающим себя и поставщиком продукции, и получателем.

Всё это говорит о необходимости организации на базе Государственного антинаркотического комитета постоянной системной работы по мониторингу правоприменения, анализу и совершенствованию нормативной правовой базы отраслей права, влияющих на характер и степень противодействия распространению наркомании, включая международный трафик и оборот наркотических средств. Мы намерены комплексно изучить судебную и следственную практику по уголовным делам, связанным с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков за 2006-2008 годы. По результатам этой работы будут подготовлены проекты нормативных правовых актов по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Как вы оцениваете проведение межгосударственной оперативно-профилактической операции "Канал"?

Как важнейший этап в становлении механизмов взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с наркоугрозой. Необходимо отметить, что это взаимодействие постоянно совершенствуется, укрепляются контакты, с каждым разом всё весомее результаты операции, состав стран-участников её расширяется. Если в 2003 году в ней были задействованы компетентные органы государств-членов ОДКБ - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, то теперь в "Канале", кроме государств-членов ОДКБ, куда теперь входит и Узбекистан, в качестве наблюдателей участвуют представители правоохранительных органов Азербайджана, Китая, Латвии, Литвы, Монголии, Польши, США, Туркменистана, Украины и Эстонии, Румынии, Сирии, а также представители ОБСЕ и ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма). Впервые в прошлом году в операции участвовали правоохранительные органы стран Латинской Америки, в частности Колумбии, Боливии, а также европейских государств - Испании и Италии.

В операции "Канал-2008", которая на сегодняшний день не имеет аналогов по масштабам и географии проведения, участвовали более 92 тысяч сотрудников антинаркотических ведомств, органов безопасности, внутренних дел, таможенных, полицейских и пограничных служб. В приграничных районах, на объектах железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта было организовано более 5 600 совместных оперативных групп. Создано свыше 4 260 стационарных постов. Перекрывалось около 1 400 железнодорожных узлов и станций, более 2 800 автомобильных дорог, 290 аэропортов.

Участие в операции компетентных органов ближнего и дальнего зарубежья способствовало достижению максимального эффекта в блокировании каналов нелегальной транспортировки наркотиков. Из незаконного оборота было изъято более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 11,7 тонны гашиша, 3,4 тонны героина, более 1,6 тонны кокаина, около 100 кг синтетических наркотиков и более 25 тонн прекурсоров. Выявлено почти 13 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В регионах проведения операции только в ноябре 2008 года выявлено и пресечено 27 каналов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе из Латинской Америки в Европу, из Афганистана в Таджикистан, из Казахстана в Россию, из Таджикистана в Россию, из Киргизии через Узбекистан в Россию, из Эстонии в Россию.

В конце марта состоялось внеочередное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Один из вопросов, который обсуждался на нём, касался реализации принятого в сентябре прошлого года Советом коллективной безопасности ОДКБ решения о придании операции "Канал" статуса постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Были согласованы проекты положений о Межгосударственном антинаркотическом штабе (МГАШ) государств-членов ОДКБ, Информационном координационном центре МГАШ, Региональной антинаркотической операции "Канал", которые будут приняты на Совете коллективной безопасности ОДКБ уже в этом году.

Как развивается взаимодействие правоохранительных органов России и Белоруссии в сфере борьбы с наркопреступностью?

Хочу особо подчеркнуть, что между ФСКН России и МВД Республики Беларусь налажены очень тесные контакты. Наше взаимодействие осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Протоколом об организации приграничного сотрудничества между ФСКН России и МВД Республики Беларусь. Эти документы были подписаны ещё в 2005 году.

Мы регулярно проводим совместные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов поставки наркотиков. Можно привести немало примеров нашего успешного сотрудничества. Вот, скажем, в середине прошлого года в результате совместной операции сотрудников МВД Белоруссии и Управления ФСКН России по Московской области на автотрассе "Витебск - Смоленск" при следовании в сторону России на автомашине "БМВ" были задержаны граждане России и Германии. У наркодельцов изъята крупная партия голландской марихуаны.

А в ноябре брянские наркополицейские и сотрудники МВД Белоруссии задержали наркокурьера, у которого была изъята крупная партия наркотиков.

Ранее в тесном взаимодействии российских наркополицейских и сотрудников правоохранительных органов Белоруссии была пресечена деятельности международного преступного сообщества, занимавшегося контрабандными поставками из России в страны Западной Европы прекурсоров для изготовления синтетических наркотиков.

Как известно, территория Белоруссии используется наркобизнесом как транзитная для переброски из Европы в Россию гашиша, марихуаны, синтетических наркотиков. Однако благодаря профессионализму и умелым действиям сотрудников правоохранительных органов Белоруссии через белорусско-российскую границу контрабанда наркотиков в нашу страну практически сведена к нулю.

Мы очень дорожим нашим сотрудничеством. Ни у нас, ни у белорусских коллег нет сомнения в том, что оно будет и дальше развиваться и крепнуть. А это означает, что совместными усилиями мы сумеем победить страшное зло.

Наркобизнес претендует на полную и безоговорочную власть над всем обществом. Наркотики дают капитал и власть тем, кто контролирует их производство и продажу. Дают власть не только над жертвами наркомании, но и над всем обществом в целом, над каждым из нас.

Вероятно, существует система порочных представлений о том, что есть наркобизнес и как с ним бороться. Природа наркобизнеса оценивается ошибочно. И все чаще звучат голоса о том, что миллиарды наркобизнесу приносят не только производство и поставка товара, но и запрет на их производство и поставку. В одном можно быть уверенным: наркобизнес никогда не поднимет вопрос об отмене запретов на производство и продажу наркотиков.

А между тем, правоохранительным органам всего мира удается перехватить не более четверти всех предназначенных к продаже наркотиков. В обозримой будущем ни одно правительство в мире не способно создать для своих граждан гарантированную защиту от активности наркобизнеса. До сих пор в идеологии борьбы с наркоманией в большинстве стран мира преобладает идеология чрезвычайных мер, которая оказывается неэффективной.

В настоящей подборке материалов представлена одна из точек зрения борьбы с наркоманией – действующая система мер борьбы с наркотиками неэффективна, и для того, чтобы победить наркобизнес, государство должно само взять контроль над продажей наркотиков.

Парадоксы борьбы с наркобизнесом.

Легализовать продажу наркотиков, и тем самым подрубить корни наркобизнеса, устранить опасность авантюрной политики чрезвычайных мер сегодня невозможно. Никто не знает, к каким последствиям может привести свободная продажа марихуаны, героина, синтетических галлюциногенов. Подобных задач человечеству решать еще не приходилось.

А вместе с тем, у человечества вообще никакой альтернативы легализации наркотиков нет.

Общества многих стран мира все более и более попадают в зависимость от наркотиков. В Украине, например, число наркоманов подбирается к полумиллиону человек. Смерть от наркотической передозировки, СПИДа явление привычное в медицинской практике.

Hа молодежных дискотеках - хоть и в самом глухом уголке страны - купить наркотики так же просто, как бутылку кока-колы. Hе менее пяти процентов старших школьников периодически употребляют наркотики. Наркотики стали неотъемлемой частью жизни общества. К ним привыкли. Один наркоман привлекает к наркотизации двух-трех товарищей, и мы бессильно смотрим, как у нас на глазах один за другим погибают дети. Они умирают долго, мучительно, день за днем, месяц за месяцем теряя человеческий облик.

Как бы не была страшна наркомания как медицинская проблема, не менее страшны экономический, а также политический и нравственный аспекты этой проблемы. Как болезнь наркотики – тяжелейшее заболевание наподобие СПИДА. Как экономическое явление - это всегда организованный бизнес, а с точки зрения морали и права, - всегда организованное убийство.

Решение о производстве наркотиков, их контроле и продаже принимают люди. И наркотики дают капитал и власть над всем обществом, над каждым индивидуумом в целом.

Чтобы понять степень опасности, нависшей над обществом, необходимо разобраться в сложном и весьма парадоксальном экономическом и политическом механизме наркобизнеса, используя который, убийца получает и деньги, и власть. Думается, что именно парадоксальный характер этого механизма и мешает понять принцип его действия.

Парадокс первый: запреты на продажу наркотиков создают богатство наркобизнесу.

Успехи борьбы с наркоманией и наркобизнесом принято исчислять в килограммах изъятых наркотиков.

Как сюжет телевизионных новостей борьба такого рода выглядит весьма эффектно, однако результативность ее довольно сомнительна. Неэффективность такого рода борьбы становится очевидной, если принять во внимание, что годовой объем сбыта наркотиков в мире составляет не менее трехсот тысяч тонн. Только в Европе годовой оборот наркобизнеса составляет около130 миллиарда долларов. Hа этом фоне разговоры о конфискованных сотнях килограммов или даже тоннах наркотиков не вызывают прилив энтузиазма. Видимо, есть какой-то порок в самой системе представлений о борьбе с наркобизнесом.

Если приглядеться к экономическому механизму наркобизнеса то дело несколько проясняется.

Наркотики - отнюдь не дефицитный товар. Удовлетворить спрос на наркотики не представляет особой сложности. Производство этого товара технологически довольно просто и обходится весьма дешево. Рыночная цена его была бы не выше табака или аспирина. И доходы производителей и поставщиков (за вычетом налогов) не превышали бы доходы производителей табака и алкоголя или аптекарей.

Hо огромные доходы наркобизнеса имеют иную природу. Их приносит не производство и не поставка товара, но, скорее, запрет на их производство и поставку. Очевидно, что рынок наркотиков является самым прибыльным прежде всего потому, что - самый запретный. Самым доходным делом в этом бизнесе является преодоление запрета. Наркобизнес или находит ловкие способы обойти запрет, или покупает "разрешение" у представителей власти. Но так или иначе он превращает запрет в "пропуск" и, в конце концов, перепродает его, расфасовывая вместе с каждой порцией наркотиков.

Эффективность запрета любого товара, имеющего рыночный спрос, всегда сомнительна. Экономический механизм наркобизнеса лишь подтверждает общее правило экономики: административные и юридические запреты не отменяют рыночного спроса, они лишь выталкивают их в сферу черного рынка с теневыми законами поведения и порядка. При любых условиях стремление к экономической выгоде здесь важнее юридического закона. И юридический закон, подчиняясь законам экономическим, становится товаром и перепродается теми, кто должен бы его защищать.

Средства, инвестированные на преодоление запрета и минимизацию риска, наркобизнес перекладывает все расходы на потребителя-наркомана, поднимая цену на товар. Поскольку наркотики для наркомана - товар первой необходимости, всегда находится возможность платить любую высокую цену.

Таким образом, первый и главный парадокс экономического механизма распространения наркотиков заключается в том, что наркоман создает богатство наркомафии в силу того, что существует закон, запрещающий производство, продажу и распространение наркотиков.

Деятельность наркобизнеса главным образом проходится на сферу права и политики. Это форма политики, форма власти - власть, которая стремится стать превалирующей. И здесь мы наталкиваемся на второй парадокс наркобизнеса.

Парадокс второй: наркобизнесу выгодно все, кроме легализации наркотиков.

Деньги наркобизнеса обеспечивают безграничную власть в теневой сфере. По данным ООH, наркотики дают 70% всех прибылей криминальных организаций... Однако деньги дают власть и в привычной для нас жизни. Для того чтобы возможность денег наркобизнеса могли быть реализованы в полной мере, им нужно придать вид легально заработанных. Хорошо понимая это, органы правопорядка всех стран, ученые-финансисты прилагают усилия, чтобы помешать отмыванию криминальных денег. Иногда это удается, а если нет то миллиарды, добытые в наркобизнесе, инвестируются во все сферы жизни: в экономику, политику, культуру, в борьбу с наркоманией. Отмытые средства могут идти не только на приобретение производственных объектов и недвижимости, не только на лоббирование определенных законов и на создание политических партий, но и на содержание клиник, поддержку театров, симфонических оркестров, финансирование детских домов и т.д... За благотворительностью такого рода опять-таки тонкий расчет: душой оставаясь в теневой сфере, конкретные наркодельцы покупают доброе имя и влияние в обществе и широкие возможности лоббировать свои интересы. И тут не будет удивительным, если мы узнаем, что наркомафия финансирует исследования системы борьбы с наркобизнесом. Это выгодно. Но в одном можно быть всегда и полностью увереным: наркобизнес никогда не поднимет вопроса об отмене запретов на производство и продажу наркотиков. Такая легализация не только отняла бы у них баснословные прибыли, но и предельно сузила бы неподвластную закону теневую сферу, котрую они полностью контролируют... Здесь интересы наркомафии неожиданно смыкаются с интересами тех, кто призван бороться с наркоманией и наркобизнесом. И в этом заключается третий парадокс.

Парадокс третий: чрезвычайные меры против наркобизнеса так же опасны, как и сам наркобизнес.

Если наркобизнес - явление экономическое, то нельзя ли и задушить его экономическими методами? Как-никак, а производство, транспортировка, организация системы сбыта наркотиков стоят денег. А главное - колоссальные издержки на преодоление запретов. Очевидно, что уровень этих последних издержек зависит от эффективности государственной системы борьбы с наркоманией, с наркобизнесом. Чем эффективнее такая система, тем больше денег надо потратить, чтобы ее взломать (или купить). Так нельзя ли предположить, что государства решатся создать настолько эффективные барьеры, что их преодоление вообще будет не по карману наркобизнесу?

По данным ООН, правоохранительным органам всего мира удается перехватить не более четверти всех предназначенных к продаже наркотиков. Считается, что если создать охранную систему, которая изымала бы три четверти наркотиков (при наивном условии, что наркомафия не увеличит их производство и соответственно - предложение), то наркобизнес стал бы убыточным. Но вообразить, сколько должна стоить такая система, очень трудно. Вероятно, затраты на нее должны приблизиться к доходам от наркобизнеса, которые, по самым скромным меркам, исчисляются сотнями миллиардов долларов.

Идея чрезвычайных мер весьма популярна в некоторой части общества. Объявление войны представляется универсальным способом решения проблемы в связи с угрозой распространения организованной преступности вообще и наркомании. Но кто выиграет эту войну? Кто пострадает в этой войне? Войну выигрывают деньги, а денег у наркомафии много.

Парадокс четвертый: наркоманию можно обуздать, только если государство само станет наркодельцом.

Одним из парадоксов комплекса мер борьбы с наркобизнесом, должно было бы стать действие, направленное на то, чтобы с наркотиков сняли ярлык "товара". Иными словами, наркотики должны быть свободно доступны всем без исключения, в каком угодно количестве и бесплатно или, по крайней мере, за минимальную цену (например, как цена на билеты на общественном транспорте).

Однако, легализовать продажу наркотиков, и тем самым подрубить корни наркобизнеса и организованной преступности, а вместе и устранить опасность авантюрной политической борьбы сегодня невозможно. Hет информации о том, к каким катастрофическим последствиям может привести свободная продажа марихуаны, героина, синтетических наркотиков. По крайней мере, в России. В отношении наркотиков в обществе нет тех обычаев, традиций которые в течение веков естественно регулируют и отчасти ограничивают потребление алкоголя. Недостаточно развита система наркологической помощи. Да и общественное мнение не готово обсуждать проблемы такого рода.

Однако, если посмотреть на дело с экономической и политической точек зрения, то в исторической перспективе у человечества вообще никакой альтернативы легализации наркотиков нет. По крайней мере, сегодня это кажется единственной возможностью покончить с безграничным развитием и укреплением теневого общественного порядка, который уже теперь ставит под сомнение эффективность традиционных европейских форм государственной власти. Даже в странах наиболее благополучных, таких как США или Германия, потребление наркотиков (а значит и теневая власть наркомафии) продолжает неуклонно увеличиваться, несмотря на все запретительные и конфискационные меры.

Конечно, легализация не есть синоним либерализации производства и продажи. Даже если запреты на распространение наркотиков будут сняты, вся цепочка их движения от производителя к потребителю, видимо, должна быть под полным контролем государства и общества. Все доходы от продажи наркотиков должны поступать в государственную казну, и из этих денег должен оплачиваться широкий комплекс мер по преодолению недуга наркомании: научные исследования, лечение, реабилитация спасенных и т.д.

Понятно, что подобные меры возможны только при высоком уровне общественного развития и политической стабильности. Понятно, что они потребуют соответствующих международных договоренностей и сотрудничества.

Проблема наркомании - социальная, политическая, научная - абсолютно нетрадиционна по своему характеру. Подобных задач человечеству решать еще не приходилось. А потому здесь требуются нетрадиционные подходы, сильная политическая воля и высокое интеллектуальное мужество.

Материал составил Андрей Коршун