30.08.2023

Танцевальная мозаика. Дидактическое пособие для музыкальной деятельности


Слово «полька» на чешском языке означает половинный шаг. Скорый темп танцевальных движений требует резкости, четкости и проворности, и тем самым делает шаги маленькими и быстрыми. Из-за созвучия танца с названием страны Польша многие думают, что именно это государство является родиной танца, но это не так. Полька появилась почти двести лет назад в чешской провинции Богемия. Благодаря своему резвому исполнению она вскружила голову людям разного социального статуса, и без этого волшебного действа было трудно представить торжественное мероприятие, будь-то светское гуляние или народное. Популярность польки перекинулась с Чехии на Францию, и вскоре она пленила всю Европу. Отсюда и вариации названия, например, финская, белорусская, венгерская и так далее.

Давайте ознакомимся с основными движениями этого танца. Во-первых, полька – это парное выступление. Во-вторых, исполняют ее в быстром темпе, музыкальный размер 2/4. Это достаточно простой танец, и начинающим исполнителям нужно разучить всего пару основных движений. С другой стороны легкие с виду шаги требуют от танцора виртуозного исполнения – слишком быстрый темп не каждому под силу.

Полька – это социальное и в то же время концертное действо. Она уместна не только на вечеринках и корпоративах, но превосходно смотрится и на сцене.

Исполнение польки отличается у разных национальностей. К примеру, белорусы исполняют ее очень грациозно, русские – весело, а вот эстонцы – это, пожалуй, единственный народ, который смог превратить танец из сверхбыстрого в медленный.

Полька вошла в список бальных танцев, но сразу же возникли и ее бальные разновидности, такие как мазурка, галоп и котильон. Основной шаг танца так и называется – полька. Он представляет собой комбинацию полушагов, которые соединяет приставка. Выполняется данная комбинация по кругу либо по линии танца. Вообще польку танцуют люди с разным уровнем подготовки. Это одновременно старинный и .

Кстати, полька стоит одной из первых в списке по разучиванию хореографии в детских садах. Для детей танец полька полезен тем, что отлично развивает возможности вестибулярного аппарата и выносливость организма.

У всех видов польки есть общие основные движения, по которым и можно узнать ее среди сотен других танцев. Давайте рассмотрим и попробуем повторить несколько простых шагов.

Первое, на что мы обратим внимание – шаг с подскоком. На самом деле его название уже говорит само за себя. Выполнять движение нужно легко и непринужденно. Счет такта будет звучать так: «и раз, два, три, и раз, два, три …» либо «и раз, и два, и три...».

Состоит шаг с подскоком из таких элементов:

  1. Поднимитесь слегка на полупальцы на две четверти счета такта танца.
  2. На счет «и» немного присядьте, а на «раз» резким движением выпрямьтесь и выровняйте колени, чтоб они были натянуты как струна.
  3. Далее поднимитесь на полупальцы, а на счет «два» плавно опуститесь и расслабьте колени, чтобы в них не было напряжения, и они выглядели непринужденно.
  4. Это движение продолжается сгибанием ноги, которое выполняют на ¼ такта. Сначала на «и» сделайте небольшое (почти незаметное) приседание, затем ‒ расслабление колен.
  5. На «раз» выпрямляйте согнутое колено левой ноги, а правую согните.
  6. Снова на «и» правую ногу размещаем на всю стопу, и расслабляем колени.

Во время выполнения этого движения корпус танцора должен оставаться идеально ровным и не поддаваться инерционным повторам движений партнерши.

Еще одно основное движение польки называется переступание. Исполняют его за один такт: на «и» сгибаем правую ногу и поднимаем полупальцы на левой, на счет «раз» шагаем правой ногой на месте, далее на счет «и» шагаем на месте левой ногой. Повторите шаги несколько раз, первый делая вперед, затем вправо, влево и назад, а второй шаг должен выглядеть как приставка.

Огромной популярностью сегодня пользуется танец финская полька. Его исполняют не только на территории Финляндии, но и в других странах мира. В этом танце шаг с прискоком и перешагивания тоже используются довольно активно.

Финская полька для детей

Финскую польку любят и взрослые, и дети. Этот танец одним из первых исполняют на утренниках в садиках. Энергичный детский организм воспринимает польку очень легко, все движения запоминаются и повторяются малышами на одном дыхании. Кроме того, через это быстрое действо дети тратят всю не расходованную за день энергию.

Вы только посмотрите, как красиво выглядит финская полька на утреннике. Исполняя самые простые базовые движения (переступание и шаг с подскоком), девочки быстро заводят публику.

Обратите внимание, что в выступлении принимают участие только девочки, а там, где нужно становиться в пару для совершения движений по кругу, малышки становятся в пары между собой.

Вот еще одно выступление – танец финская полька в детском саду в исполнении самых маленьких воспитанников.

Да, детки немного путаются в движениях, но заметно, что они получают удовольствие от этого яркого события. И кто бы мог подумать, что некоторые из малышей еще не умеют внятно и четко говорить, а уже освоили танцевальные па финской польки.

Прививайте у ребенка любовь к польке, показывая пример на себе – и ваша энергетика всегда будет положительной!


Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто включается в репертуары детских бальных и хореографических коллективов.


Шаг с подскоком

Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Кроме па польки, в танце также используется па галопа, оно чаще исполняется в стремительном продвижении по линии танца. Для того чтобы исполнять подскоки легко и воздушно, попробуйте потренироваться в исполнении составных движений подскока:

Подъем на полупальцы исполняется на две четверти такта. На «и» затакта сделайте небольшое приседание; на раз резко выпрямите колени и поднимитесь на полупальцы; на «два» мягко опуститесь и расслабьте колени.

Сгибание ноги исполняется на одну четверть такта. На «и» затакта расслабьте колени; на «раз» выпрямите колено левой ноги, а правая нога сгибается в положении у щиколотки; на «и» – правую ногу поставьте в позицию с подушечки на всю ступню. После этого колени расслабьте.

При исполнении этого движения следите, чтобы колени были расслаблены только после последнего опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня должна касаться пола всей плоскостью подушечки; а корпуса должен сохранять прямое положение.

Переступания

Исполняются на один такт. На «и» затакта согните правую ногу и подъем на полупальцы левой ноги; на счет «раз» нужно сделать шаг правой ногой на месте; потом на счет «и» – шаг левой ногой на месте; на счет «два» – шаг правой ногой на месте; на «и» левую ногу опустите в позицию. Переступания исполняются попеременно с правой ноги и с левой ноги, а также с продвижением. При этом первый шаг исполняется вперед, вправо, влево или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка.

Варианты использования

1. При закреплении разученного движения детям предлагается из нескольких моделей выбрать названное и показать его.

2. В подвижной игре: ведущий показывает модель движения – дети выполняют его.

3. Для знакомства с композицией танца: педагог выкладывает в определённом порядке изображение моделей – дети показывают движения и выполняют их. Возможен обратный вариант: после знакомства с танцем дети сами выкладывают модель его композиции.

4. В танцевальном творчестве дети (одна–две пары) из моделей движений составляют танец, а затем показывают его сами другим детям. Игровое задание для двух пар: каждая пара сочиняет для другой пары композицию нового танца, представив его моделями. Пара-соперник изучает предложенную модель и танцует. То же делает другая пара. Дети-зрители оценивают, чей танец был интереснее, гармоничнее.

5. Игра «Угадай танец»: ведущий показывает модель – дети называют жанр.

6. Ребёнок самостоятельно берёт модель того движения, которое ему было предложено освоить (или он сам захотел его повторить), и выполняет его или обращается с просьбой о помощи к воспитателю или другим детям.

7. По своему желанию дети организуют игру «А ты так можешь?»: показывают друг другу поочередно модели, а тот, кому показали, – танцует.

Изготовление пособия

Пособие представляет собой папку-раскладушку , для которой потребуется пять листов картона (27 х 35 см ) – их нужно соединить между собой самоклеящейся плёнкой.

С демонстрационной стороны папки к каждому листу двухсторонним бесцветным скотчем прикрепляется прозрачный пластиковый «карман» – в него вставляется рисунок с изображением модели.

К обратной стороне папки прикрепляются такие же «карманы» для хранения комплектов с рисунками моделей разных видов танцев: русской пляски, вальса, польки.

На рисунках линиями изображаются фигуры девочки и мальчика в разных танцевальных позах. На каждый танец – несколько моделей, которые дети могут раскладывать по-своему в «карманы» на демонстрационной стороне папки-раскладушки, выполняя творческое задание (сочиняя композицию того или иного танца).

ВАЛЬС

Состоит из пяти карточек с моделями следующих движений:

– приставной шаг в паре («лодочка»);

– покачивание;

– «звёздочка»;

– «воротики»;

– кружение вокруг мальчика.

ПОЛЬКА

1. «Стрелочка»

2. Шаг польки

3. Хлопки вправо-влево лицом друг к другу

4. Кружение вокруг мальчика шагом польки

5. Поскоки

РУССКАЯ ПЛЯСКА

1. Ковырялочка

2. «Мячик»

3. Кружение на одной руке

4. «Распашонка»

5. Моталочка

Изображения и фотографии

Схемы танцев

Как выглядит п особие



Как используется пособие



Ольга Крикун
Рисунок танца «Новогодняя полька» (Л. Дюкомен)

Дети стоят в парах боком к елке, руки на поясе. Обычно я ставлю мальчиков ближе к центру- елке ("они защищают девочек от колючих иголок", так как обычно костюмы девочек более нарядные и танец смотрится выигрышнее.

Первая часть музыки.

Можно пропустить первые 4 такта, заменив движения на приветственные поклоны и тем самым дать детям подготовиться к началу движения, так как иногда дошкольникам сложно сразу поймать быстрый темп польки .

Можно разделить первую часть на галоп (1-16 такты) и кружение в лодочках (17-24 такты, как усложнение танца , в зависимости от уровня Ваших воспитанников.

1-2 такты– кружение на носках на месте. Остановиться лицом друг к другу.

Вторая часть.

1-8 такты - боковой галоп по ходу движения в лодочках.

1-8 такты- боковой галоп против хода движения в лодочках.

1-8 такты– кружение подскоками в лодочках в правую сторону.

1-8 такты– кружение подскоками в левую сторону.

Третья часть музыки.

1-24 такты– галоп со сменой ноги через каждые 2 счета. Руки на поясе.

1-4 такты– выпад в сторону с отведением свободной руки в сторону и возвращение на место.

1-2 такты– кружение на носках на месте. Остановиться лицом друг к другу. Поклон на последний такт.

Публикации по теме:

На записи репетиция к выпускному. Вступление. Первый аккорд слушаем и потом маленький треугольники 6 раз. 1 часть. Я подобрала хрустальные.

нашем детском саду "Сказка" города Ядрин проходил в сентябре месяце месячник безопасности. Одной из главных задач которого было воспитание.

Осень-самая красивая пора, хотя и грустная немного. Мы грустим по ушедшему лету, по жаркому солнцу, по купаниям в речке, по длинным теплым.

Рисунок танца «Девчонки-мальчишки» Дети стоят парами лицом к зрителям Если дождик на дворе, - 3 шага с правой ноги на месте на 4 - левую в сторону на пятку Если лужи в сентябре,.

Рисунок танца «Кружатся снежинки» Танец Снежинок («Кружатся снежинки») 1 куплет Выход из-за елки на носочках, в руках султанчики Движение по кругу перед елкой или вокруг.

Рисунок танца «Морячка» (музыка и слова О. Газманова) Дети стоят в двух шеренгах у центральной стены. Вступление 1 часть Мальчики хлопают Девочки перестраиваются в шеренгу вдоль правой боковой.

Рисунок танца скоморохов (музыка «Новогодняя полька» И. Штраус) 1-16 Выход из-за елки подскоками по кругу перед елкой и бег подскоками по кругу (можно вокруг елки,.

Рисунок танца «Воспитатель, вы - первый наш учитель» Танец «Воспитатель» У детей за спиной гелевый шар. На 2-ю часть вступления дети подскоками выходят поочередно в 3 звена 1 куплет Родители.

В рамках курса Вы получаете:

Видео курс (из 6 частей длительностью 5 часов)
- Методическое пособие (в электронном варианте)
- Аудио сборник (14 треков)
- Сертификат (об окончании курса обучения (72 часа), с правом преподавания и использования данного материала в работе с детьми) Информация о сертификате.

Данный видео курс имеет две основы: теоретическую и практическую.
В теоретической части , идет рассказ и показ основных видов рисунков танца (линейные, круговые, комбинированные.)
В практической части курса , идет разбор и разучивание танцевальных постановок, построенных на основе выше указанных рисунков. Также педагоги данного семинара, показали на практике свои работы по постановке танцев. Получилось очень интересно и увлекательно. Данный видео курс дает уникальную возможность пополнить свой танцевальный «багаж знаний» грамотным подходом к постановке танцев.
Хореографы, педагоги, музыкальные руководители, смогут почерпнуть методические основы, советы, ознакомиться с рисунками и схемами танцев для своих будущих постановок.

Содержание

1.Рисунок танца, как одно из выразительных средств в хореографии.
- Истоки возникновения рисунка танца.
- Взаимосвязь рисунка танца и танцевальной лексики, драматургии и музыкального материала.
2. Виды рисунка танца:
- Линейные фигуры танца
- Круговые фигуры танца
- Комбинированные фигуры танца
3.Танцевальные схемы и примеры танцев для детей:
- Схема 1. Пример танца «Полька с поворотом»
- Схема 2. Пример танца «Славянская полька»
- Схема 3. Пример хоровода «Во саду ли в огороде»
- Схема 4. Пример танца «Танец снежинок»
4.Постановка танцев на основе линейных, круговых и комбинированных рисунках.
- Танец «Хоровод с веночками»
- Танец «Полька- знакомство»
- Танец «Карело-финская полька»
- Танец «Чарующий вальс»
- Танец «Выпускной вальс»
- Танец «Весенний хоровод»
- Танец «Хоровод с платками»
- Танец «Месяц и звездочки»
- Танец «Торжественный полонез»

Вы можете приобрести данный комплект материала, выбрав удобный способ оплаты из указанных ниже:
1. Способ оплаты: Нажимаете на кнопочку - ОПЛАТИТЬ , оплачиваете удобным для Вас способом оплаты, и мгновенно автоматически получаете ссылки на скачивание материала на Ваш электронный адрес.

2.Способ оплаты (рекомендуем для покупки сразу нескольких материалов, а также для оформления заказа почтой на CD и DVD-дисках): * П оложите товар в корзину , нажав кнопочку - Купить (данная кнопка находится в самом начале описания курса, возле цены) , *при оформлении заказа почтой, добавьте фиксированную стоимость доставки - за переслыку и почтовые расходы, * оплатите через платежную систему Interkassa или банковский перевод , выбрав удобный способ оплаты. *После оплаты, Вам открывается доступ на скачивание материала в Вашем личном кабинете, или