Тема: Окончания имён существительных множественного числа.
Цели: закрепить знания детей о правописании безударных окончаний существительных множественного числа;
совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных;
развивать внимание, память, мышление;
воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.
Оборудование: проектор, слайды, таблицы-помощники.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на урок.
Учитель. Удобно сядьте. Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1. Окончания имён существительных множественного числа.
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель.
Слайд 2. - Что мы знаем об имени существительном?
Слайд 3. Имя существительное:
Самостоятельная часть речи;
Обозначает предмет;
Отвечает на вопросы кто? что?;
Одушевлённое или неодушевлённое;
Имеет род и склонение;
Изменяется по числам и падежам;
В предложении бывает как главным, так и второстепенным членом.
Учитель. Прочитайте словосочетания левого столбика и устойчивые выражения правого столбика.
Слайд 4. Хорошо видно. Гладить по головк… .
Всё время хвалить. Видно как на ладон… .
Очень медленно. Делать из мух… слона.
Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк… .
Учитель. Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые выражения из правого столбика.
Ученики. Хорошо видно. Видно как на ладон… .
Всё время хвалить. Гладить по головк… .
Очень медленно. В час по чайной ложк… .
Сильно преувеличивать. Делать из мух… слона.
Учитель. Как проверить безударное падежное окончание имён существительных в единственном числе?
Ученики. 1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить род, склонение, падеж.
3. Вспомнить окончание.
Учитель. Вставьте пропущенные окончания и определите падеж.
Ученики вставляют окончания и проверяют свои ответы.
Слайд 5. Видно как на ладони (П. п.)
Гладить по головке (Д. п.)
В час по чайной ложке (Д.п.)
Делать из мухи (Р. п.) слона.
Учитель. Давайте запишем другие словосочетания, определим склонение и падеж, а также выделим окончания. Запись под диктовку.
Стоит у дорожк…, приехал к бабушк… Кат…, заботился о матер…, вытащил из проруб…,слушал брата, лежал в постел…, от деревн… к деревн….
Взаимопроверка.
Учитель. Кто выполнил без ошибок?
Кто допустил 1 - 2 ошибки? Более?
Над чем ещё надо поработать тем, кто допустил ошибки?
3. Занимательная минутка.
Учитель. Знаете ли вы, ребята, почему падежи имеют такие названия?
Подготовленные ученики читают стихи о падежах.
Именительный падеж. Я - именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто ? и что ?
Ни с чем не спутает никто.
Родительный падеж. А я падеж - родительный.
Характер мой - общительный.
Кого ? Чего ? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И от , и у , и из.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Дательный падеж. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Винительный падеж. А я - винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Творительный падеж. А я - творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! - Чем?
Творите! - С кем ?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам перед , под и над
В любой момент я очень рад!
Предложный падеж. А я падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет ни мил.
О ком ? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о , и в , и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О ком мечтать и в чём гулять.
4. Физкультминутка.
Учитель. Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то маршируете, а если во множественном - стоите.
Сидели за партами, улыбнулась маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересадка с поезда на поезд, на армейской шинели, у здоровых ребят, на скалистых берегах, жили в доме, несколько килограммов яблок.
5. Окончания имён существительных во множественном числе.
Учитель.
Слайд 6. Что мы знаем об именах существительных во множественном числе?
Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.
Слайд 7. Имена существительные во множественном числе:
Не различаются по склонениям;
Имеют одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п., Т.п., П.п.;
У неодушевлённых существительных одинаковые окончания в И.п. и в В.п.;
У одушевлённых - в Р.п. и в В.п..
5. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.
Страница 94. Упражнение 105. (Ученики 3 группы получают таблицы-помощники «Окончания имён существительных во множественном числе»)
Учитель. Прочитайте задание.
Прочитайте стихотворение.
По цепочке вставьте пропущенные буквы (Орфограмма - проверочное слово).
Спишите ту часть задания, которая вам посильна, с которой вы справитесь.
Кто справится со всем заданием?
Кто с двумя частями? С одной?
Самостоятельная работа.
Коллективная работа над заданием к упражнению.
- Назовите падеж и окончание существительных в единственном числе.
- Назовите падеж и окончание существительных во множественном числе.
- Разберите второе предложение по членам.
- В третьем предложении выделите основу.
6. Закрепление.
Учитель. Прочитайте пословицы и подумайте, какое слово пропущено в них. Это разные формы одного и того же слова.
В.п.
Слайд 8. Жизнь дана на добрые ________.
Р.п.
Всех ________ не переделаешь.
Д.п.
По твоим _______ о тебе судят.
П.п.
Умён на словах, да глуп на _________.
Т.п.
Языком не спеши, а _________ не смеши.
И.п.
Как сажа бела.
Ученики высказываются и приходят к выводу, что пропущено слово дела.
Учитель. Поставьте это слово в тот падеж, который необходим.
В.п.
Слайд 9. Жизнь дана на добрые дела.
Р.п.
Всех дел не переделаешь.
Д.п.
По твоим делам о тебе судят.
П.п.
Умён на словах, да глуп на делах.
Т.п.
Языком не спеши, а делами не смеши.
И.п.
Дела как сажа бела.
Учитель. А какие добрые дела совершаете вы?
Ученики рассказывают о своих поступках.
7. Итог урока.
Учитель. Что закрепляли на уроке?
Что было трудно? Что легко?
8. Дифференцированное домашнее задание.
Учитель. Ребята, выберете такое задание, с которым вы можете справиться.
- Написать мини-сочинение о добрых делах, которые вы совершаете. Определить падеж имён существительных в единственном и во множественном числе. Выделить окончания.
- Списать 5 предложений из книги. Определить падеж имён существительных в единственном и во множественном числе. Выделить окончания.
- Просклонять 3 существительных во множественном числе.
МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»
УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2 КЛАСС
тема урока:
Честный мальчик
(корейская сказка)
ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КАЗАКОВА Н. В.
2011 - 2012 учебный год
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема урока: Окончания имён существительных множественного числа
Что мы знаем об имени существительном?
Имя существительное: часть речи; обозначает предмет; отвечает на вопросы кто?, что?; одушевлённое или неодушевлённое; имеет род и склонение; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть как главным членом, так и второстепенным.
Хорошо видно Гладить по головк… Всё время хвалить Видно как на ладон… Очень медленно Делать из мух… слона Сильно преувеличивать В час по чайной ложк…
Гладить по головк… Видно как на ладон… Делать из мух… слона В час по чайной ложк…
1 скл. Д.п. Гладить по головке Видно как на ладон… Делать из мух… слона В час по чайной ложк…
1 скл.Д.п. Гладить по головке 3 скл.П.п. Видно как на ладони Делать из мух… слона В час по чайной ложк…
1 скл.Д.п. Гладить по головке 3 скл.П.п. Видно как на ладони 1 скл.Р.п. Делать из мухи слона В час по чайной ложк…
1 скл.Д.п. Гладить по головке 3 скл.П.п. Видно как на ладони 1 скл.Р.п. Делать из мухи слона 1 скл.Д.п. В час по чайной ложке
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.)
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.),
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.),
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.),
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.), слушал брата (2 скл., В.п.),
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.), слушал брата (2 скл., В.п.), лежал в постели (3скл., П.п.),
Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.), слушал брата (2 скл., В.п.), лежал в постели (3скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.) к деревне (1 скл., Д.п.).
Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?
Имя существительное во множественном числе: - не различается по склонениям; имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях); у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы); у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,-).
В.п. Жизнь дана на добрые ________. Р.п. Всех _____ не переделаешь. Д.п. По твоим _______ о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на _______. Т.п. Языком не спеши, а _______ не смеши. И.п. _________ как сажа бела.
В.п. Жизнь дана на добрые дела. Р.п. Всех _____ не переделаешь. Д.п. По твоим _______ о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на _______. Т.п. Языком не спеши, а _______ не смеши. И.п. _________ как сажа бела.
В.п. Жизнь дана на добрые дела. Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим _______ о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на _______. Т.п. Языком не спеши, а _______ не смеши. И.п. ______ как сажа бела.
В.п. Жизнь дана на добрые дела. Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на ________. Т.п. Языком не спеши, а ________ не смеши. И.п. _______ как сажа бела.
В.п. Жизнь дана на добрые дела. Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на делах. Т.п. Языком не спеши, а ________ не смеши. И.п. _______ как сажа бела.
В.п. Жизнь дана на добрые дела. Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на делах. Т.п. Языком не спеши, а делами не смеши. И.п. _______ как сажа бела.
В.п. Жизнь дана на добрые дела. Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на делах. Т.п. Языком не спеши, а делами не смеши. И.п. Дела как сажа бела.
Домашнее задание Напишите мини-сочинение о добрых делах, которые вы совершаете. У имён существительных определите падеж. Спишите 5 предложений из книги, у имён существительных определите падеж. Просклоняйте 3 существительных во мн.ч. Выделите окончания.