01.08.2023

Терское казачье войско — русские казаки на Кавказе. Гребенские и терские казаки на северном кавказе Современность вносит коррективы


Атаман Терского войска Александр Журавский считает, что все проблемы в его казачестве - от пагубного влияния неких «внешних сил». В число «врагов» он записал не только ЦРУ, но и бывшего атамана Всевеликого войска Донского, депутата Госдумы Виктора Водолацкого. А может, причины конфликтов - не в происках врагов, а в негодном руководстве?

«Казаки забыли традиции...»

Казаки Терского войска собрались на отчетный круг в Ессентуках, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед казачеством на Северном Кавказе.

Председатель Совета войска, казачий генерал Василий Бондарев обозначил наиболее значимую проблему так: «Многие молодые казаки забыли свои традиции».

Терский атаман Александр Журавский в этом ключе привел ряд примеров разрушения традиционного казачьего уклада: казаки перестали ходить в храмы (даже по самым большим православным праздникам), заметно участились разводы, кроме того, нередко молодые казаки отказываются от венчания и не живут в церковном браке.

Александр Журавский. Фото: grozniy.bezformata.ru

В то же время, как было замечено, во многих казачьих обществах набирает необычайно сильное влияние «родноверия» – оккультного неоязычества.

По словам Журавского, это явление – не случайность, а преднамеренный проект ЦРУ по разрушению российской ментальности.

Казачья молодежь, продолжает атаман, разгуливает не в форменной одежде, как полагается, а в камуфляжных брюках и в черных майках с надписью «Терское войско».

Именно поэтому, считает он, многие обыватели так недоверчиво относятся к казакам.

Терские Казаки. Фото: regnum.ru

Сегодня в Терском войске состоит 232 казачьих общества (районных, хуторских, станичных), 18 тысяч человек из них числятся на госслужбе.

Однако есть вероятность, что эти цифры могут быть сильно завышены: сверок реестра давно никто не проводил.

На недавно прошедшие войсковые смотры из 12 тысяч человек, числившихся «под ружьем», явились только 4 тысячи казаков, говорит Журавский.

Лучше всего себя на Северном Кавказе показало Степновское районное общество – но и здесь на смотре недосчитались каждого седьмого казака, который числился в реестре.

Где остальные?!

Атаманы пытались объяснить: мол, кто на работе, кто в отъезде или болеет.

Но не тысячами же!

Терское казачество на Северном Кавказе находится в глубочайшем кризисе, примеры атамана это подтверждают в очередной раз.

Правда, никакой дискуссии по этому поводу на отчетном круге в Ессентуках так и не состоялось.

Послушали, приняли к сведению – и разошлись по хуторам.

При этом атаман Журавский неустанно сыпал в своем полуторачасовом отчете бравурными цифрами, например о том, как за последние два года в крае было проведено 15 крупных мероприятий (в основном военно-патриотических).

Не бывать мусульманину казаком

На круге Терского казачьего войска было озвучено одно из важных решений о вхождении казаков из Ингушетии в состав ТКВО.

Таким образом, в Терское войско Сунженского казачьего отдела теперь будет входить шесть регионов Северного Кавказа: Ставрополье, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия и Кабардино-Балкария (а Карачаево-Черкесия относится к Кубанскому войску).

В Ингушетии долгое время не могли создать полноценный казачий округ по причине малочисленности русского (в том числе казачьего) населения региона.

Кстати, первоначально в состав округа там помимо русских включили и ингушей. И когда эта информация была озвучена на круге в Ессентуках, она вызвала бурный протест среди собравшихся казаков: многие настолько распалились, что вскакивали и кричали со своих мест.

Не менее напряженной ситуация остается и в других республиках, чего не скрывал и сам атаман Журавский.

Позиция по вопросу мусульман в казачестве встала костью в горле: нечего им делать в рядах казачества! Хотя формально в уставе Терского войска такого запрета нет.

Однако за включение Ингушетии в Терское войско все же проголосовали, хотя и со строгим условием: если в рядах казаков обнаружат хоть одного мусульманина, то немедленно исключат весь округ. Не будет ли это чревато конфликтами в правовом поле?

Есть вероятность, что когда Сунженское общество начнет пользоваться господдержкой, в него наверняка захотят вступить люди других конфессий – с целью получения работы или льгот.

Законных оснований для отказа им не будет, он будет считаться нарушением их конституционных прав. И тогда могут начаться суды, которые снова ударят по имиджу казачества.

Только вот, видимо, нынешнее правление Терского войска относится к этому, как героиня романа «Унесенные ветром»: об этом они подумают завтра.

Атаман Александр Журавский. Фото: forma-odezhda.ru

Не менее напряженной ситуация остается и в других республиках, чего не скрывал и сам атаман Журавский. Правда, он старался говорить об этом вскользь, не заостряя внимания.

Например, смена руководящего поста Терско-Сунженского округа Чеченской Республики с Дениса Дупенко на полицейского Георгия Реунова не была прокомментирована.

Непростые времена переживает Дагестан. После того как многие рядовые казаки заявили о выходе из общества, там был отстранен от должности атаман Тарумовского района Михаил Ващенко.

И снова на круге не было предпринято никаких попыток разобраться в причинах выхода казаков и отстранения Ващенко. Мол, ладно, и это перетерпим.

Атаман тем временем старался сгладить весь негатив (ведь не сказать об очевидных огрехах было невозможно) своими личными отчетами об успехах в работе.

Открытие казачьего центра. Фото: казачье-единство.рф

Он рассказал о недавнем открытии казачьего культурного центра в Кизлярском округе. Хотя ни сам атаман, ни кто-либо еще из Ставропольского округа даже не соизволил приехать на мероприятие и встретиться с дагестанскими казаками.

Это ли не показатель того, что «терская верхушка» воспринимает республики Северного Кавказа как «периферию»?

ЧОП под большим вопросом

Причину разлада в казачестве атаман Журавский, судя по его докладу, видит в происках неких «внешних сил».

Он обрушился с жесткой критикой на бывшего атамана Всевеликого войска Донского, казачьего генерала, депутата Госдумы Виктора Водолацкого, который с недавних пор возглавляет Союз казачьих войск России и зарубежья (СКВРиЗ).

Виктор Водолацкий. Фото: kommersant.ru

Припомнил Журавский, что в мае этого года был создан Ставропольский округ СКВРиЗ, который возглавил атаман объединения «Станица Казанская» Борис Пронин (как уже КАВПОЛИТ, это объединение одним из первых в стране вошло в государственный реестр, не состоя ни в одном из 11 казачьих войск России).

Члены СКВРиЗ обратились на имя губернатора Владимира Владимирова с открытым письмом: сообщили, что постоянное дробление казачьих обществ на Северном Кавказе в целом и на Ставрополье в частности – это результат бездарного управления казачьим движением.

Доказательств тому оказалось немало.

Например, в крае до сих пор не создано ни одного казачьего полка, в который должны были бы входить казаки пригодного для службы возраста и состояния здоровья. Не сформирован мобилизационный резерв из состава общественного казачества на случай непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, Терское войско остается единственным реестровым в стране, которое не имеет собственных кадетов. Сейчас они учатся в Ростове или Краснодаре, а пока строительство Кисловодского казачьего кадетского корпуса даже не начиналось.

Безусловно, о содержании этого письма Журавскому было известно, но на круге на этом не стали заострять внимание. Увы, неудобные вопросы задавать атаману не рискнули и приглашенные делегаты.

Темы собрания плавно перетекали от критики к похвальбе.

Атаман доложил, как еще в январе в Ставрополе было зарегистрировано войсковое ЧОП «Казачий Терек», и, по словам атамана, оно вполне может приносить реальный доход в казну войска.

Однако опять Журавский «забыл» упомянуть, как в августе этого года новым руководителем ЧОП неожиданно был назначен совершенно неизвестный в казачьей среде некий Алексей Щегольков – вместо Павла Соколова, который возглавлял предприятие с момента его создания.

И главное, до сих пор непонятно, какие конкретно объекты будут стоять на охране у предприятия.

Куда делись деньги на штаб?

Сетовал атаман Журавский и на нехватку денег в казне Терского войска. Оказалось, на оплату «коммуналки» для содержания штаба во Владикавказе, где официально зарегистрировано ТВКО, денег едва хватает.

И снова в докладе уважаемого атамана почему-то не прозвучало ни полслова о том, что происходит с окружным штабом в Ставрополе. А ведь недавно на молодежном форуме «Машук» был выигран грант в размере 2,5 млн рублей на функционирование окружного штаба.

Вопросы по расходованию этих средств так и повисли в воздухе. Никто не поинтересовался – никто и не ответил.

Земля казачья

Опять практически ничего не говорили о земельных проблемах. По словам Журавского, денег на обработку арендованных земель у войска нет. Как это ни прискорбно, войско вынуждено сдавать эти земли в субаренду.

Если верить атаману, его предшественники не уделяли никакого внимания развитию экономики Терского войска. Однако ему, пройдя сквозь бюрократические преграды, удалось оформить земельный участок прямо на войско.

Значит, земельный участок будет приносить деньги! А пока, по данным Ревизионной комиссии, за год в казну войска с этих земель «накапало» всего 82 тысячи рублей.

Речь идет, как удалось выяснить КАВПОЛИТу, об участке площадью 483 гектара в станице Лысогорской (Георгиевский район).

Еще в апреле Георгиевское районное общество обратилось к товарищу войскового атамана Юрию Синицыну с просьбой помочь оформить эту землю в субаренду атаману Подгорненского хуторского общества Александру Зубову. Хуторское общество было готово платить за нее 1,2 млн рублей – миллион в казну войска и 200 тысяч районному обществу.

Однако уже в сентябре георгиевские казаки с удивлением узнали, что атаман Журавский передал землю в аренду местному фермеру Александру Иванову, причем за 750 тысяч рублей.

Георгиевские казаки не постеснялись спросить о судьбе земельного участка (который, как обещал Журавский, якобы будет «кормить» Терское войско). Во-первых, почему землю передали в аренду на 49 лет фермеру, который никакого отношения к казачеству не имеет? Во-вторых, почему сделано это было без решения совета атаманов и без утверждения круга?

В ответ атаман Олег Губенко – доверенное лицо терского «воеводы» – заявил, что обсуждать судьбу земель на круге не стоит. Да и вообще, сделка уже зарегистрирована – не отменять же ее теперь.

Отчётный круг Терского казачьего войска. Фото: blago-kavkaz.ru

В конечном счете, смело можно констатировать: ни по одному острому насущному для жизни терского казачества вопросу на круге в Ессентуках обсуждения не было.

За время почти пятичасового собрания публично выразил недоверие Журавскому лишь один человек – член совета стариков Буденновского казачьего общества. Наверняка были бы и другие.

Но неожиданно в защиту атамана с ультиматумом выступил войсковой священник Павел Самойленко: «Будете бузить – покину круг». А это по казачьим традициям означало бы, что мероприятие неправомочно.

В итоге из 336 делегатов лишь 11 признали работу атамана и правления неудовлетворительной.

А остальные? Им, кажется, уже все равно, ведь очевидно, что казачество на Северном Кавказе не спасти от коллапса.

0

Л етописи указывают на то, что первые служивые казаки вместе с астраханскими стрельцами прибыли на Терек в 1563г. по приказу Ивана Грозного для помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в местных междоусобицах.

И сторики И.Д. Попко и В.А. Потто склонялись к тому, что казаки пришли из Червленого Яра Рязанского княжества и объединили свои разрозненные общины вокруг первого русского городка на реке Сунже в 1567г. Городок этот был заложен на гребнях кавказских гор и дал название гребенским казакам.

Д ругой исследователь, Е.П. Савельев, полагал, что предками казаков были азы, потомки ариев, населявших Приазовье (отсюда и созвучное название «казак»). Азы исповедовали христианство, имели Сарскую и Подонскую епархии даже под игом Золотой Орды. Началом истории гребенских казаков историк считал поселение донских казаков на реке Акташе, куда они были вытеснены из городка Гребни, располагавшегося на Дону. Точных указаний на то, где стоял городок, нет, а покинули его казаки атамана Андрея Щадры под давлением отрядов атамана Ермака, усиливавшего свою власть на Дону.
Г ребенцы сохранили свое историческое название, а также предания о том, как их предки накануне Куликовской битвы поднесли князю Дмитрию Донскому хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской, которые и помогли ему в бою против Мамая.
В середине XVI века Московское государство уже имело четко выраженные военно-политические и экономические интересы на территории Северного Кавказа. В Москву неоднократно прибывали посольства от горских народов (пятигорских черкасов, кабардинцев, грузин), просивших у сильного соседа защиты от своих врагов. Так начали строиться первые русские гарнизоны, закреплявшие новые московские владения на Кавказе.

В 1571г. князь Воротынский подготовил первый Устав сторожевой казачьей службы, который поделил казаков на городовых, полковых, сторожевых и станичных.
В 1577г. астраханским воеводой Лукьяном Новосильцевым одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было перестроено в мощную крепость Терки, в которой несли службу царские ратники и вольные казаки. Они поддерживали народы, присягавшие на верность России, контролировали переход караванного пути через Терек и Сунжу, несли охранную, разведывательную службу, были проводниками для отрядов русских князей.
В этом же году вольные гребенские казаки поступили на регулярную службу в гарнизон Терки, было установлено старшинство Терского Казачьего Войска, а уже на следующий год, после заявления о своем намерении охранять южные рубежи России, они получили от Ивана Грозного первую жалованную грамоту.
Н ачалась регулярная служба терских казаков России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, на службу в войско охотно шли и местные горцы. Однако Гребенское войско оставалось исключительно христианским.
В начале XVIII века терские казаки отражали большое количество кровопролитных набегов многих горских народов на свои селения. В 1712г. обострились отношения России с Турцией, в связи с попытками выйти к Черному морю. Чтобы укрепить положение русских позиций, воеводой П.А. Апраксиным была организована пограничная линия по течению Терека. Туда, на протяжении 80 километров с берегов Сунжи были переселены терские казаки. Ими были созданы станицы Червленная, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская.
В 1722г. во время Персидского похода царем Петром I была заложена крепость Святого Креста и началась организация новой кордонной линии по реке Сулак. За верную службу царь пожаловал Гребенскому войску «крест и бороду», разрешив им исповедовать старообрядческую веру и не брить бороды. Высшие казачьи чины, «казачьи головы», стали именоваться ротмистрами и получали дворянство. Во всех войсках упразднялись выборные атаманы, а наказные назначались царской администрацией.
В 1763г. для укрепления русских позиций была возведена крепость Кизляр, и из переселенных в нее астраханских казаков образовалось Терское Семейное войско, Новое укрепление было построено и в урочище Мездоу, в котором из служивших казаков и привлеченных к службе местных дружественных кабардинцев был сформирован Моздокский гарнизон, ставший впоследствии Моздокским казачьим полком.
К азачьи войска мужественно обороняли свои территории, несли регулярную воинскую службу, придерживаясь заповеди: «Самим не нападать, но казачьи потери возмещать сторицей». Так, в 1774г. население станицы Наурской героически отразило нападение горцев, во много раз превосходящее защитников по численности, и нанесло им сокрушительное поражение. В легендарной обороне станицы участвовали и женщины.

В скоре, в 1784 году, была заложена Владикавказская крепость. Удачное географическое положение привело к быстрому развитию крепости и ее поселений, и в 1861г. она была преобразована в г. Владикавказ, ставший административным центром Терской области, в котором разместились органы управления Терского Казачьего Войска.
И з Гребенского, Терского Семейного, Волгского, Моздокского, Хоперского и Терского казачьих полков была образована Кавказская линия поселенных казаков. С этого момента служивших на этой линии казаков стали называть «линейцами».
В начале XIX века все мужское казачье население считалось военнообязанным с 15-летнего возраста. Каждая семья выделяла одного служилого казака, который нес службу на протяжении 25 лет и получал жалованье. Остальные жалованья не получали и сами обеспечивали свое содержание.
С 1816 по 1827 гг. войсками на Кавказе командовал генерал А.П. Ермолов. Время его командования выпало на первую половину долгой и кровопролитной Кавказской войны, которая велась преимущественно силами казачьих полков. Генерал Ермолов в 1818г. заложил станицу Грозная, ставшую впоследствии городом Грозным. Он же окончательно отменил выборы войсковых атаманов и заменил их наказными, первым из которых был назначен полковник Е.П. Ефимович.
К азачьи полки служили интересам России не только в Кавказской войне. Подразделения линейцев направлялись на войну с Персией (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.).
В этот же период, а точнее в 1828г., из знатных кавказских горцев был сформирован конский взвод для конвоя Его Императорского Величества. Этот взвод был преобразован в Кавказский эскадрон и в 1881г. расформирован.

В 1832г. из состава Сборно-Линейного полка назначалась команда Лейб-гвардии Кавказских линейных казаков в Собственный Его Императорского Величества конвой. Этот год стал переломным для линейцев. Согласно указу от 25 октября 1832г., их войска, за исключением Черноморского войска, были объединены в Кавказское линейное войско, штаб которого располагался в Ставрополе. Первым наказным атаманом войска стал генерал-лейтенант Петр Семенович Верзилин.
В 1837г. сформировался Ставропольский казачий полк.
В 1845г. началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская, Терская, Карабулакская, Троицкая, Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской, Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.
В этом же году было утверждено первое «Положение о Кавказском линейном казачьем войске», регламентировавшее порядок управления и службы в войске.
С падением Гуниба и пленением атамана Шамиля в 1859г. в Кавказской войне произошел перелом, и сопротивление горцев было, в основном, подавлено. Год спустя Владикавказскому, Моздокскому, Кизлярскому, Гребенскому и двум Сунженским полкам были пожалованы Георгиевские знамена «За военные подвиги против непокорных горцев».
С окончанием боевых действий Кавказская линия была разделена на правую - Кубанскую линию и левую - Терскую. Территория Кавказской области разделилась на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Правопреемником Кавказского линейного войска назначалось Терское Казачье Войско, за которым также закреплялась зона административного управления - Терская область. Военное и гражданское руководство в области возлагалось на наказного атамана, а центром стал город Владикавказ.
В ойна закончилась, мир установлен, и служба служилого казака значительно сократилась. С 1870г. на полковую службу выставлялось только то количество казаков, которое было необходимо для комплектования полков и батарей, По окончанию службы казак получал полную отставку. С неслужилого разряда казаков стал взиматься войсковой налог, использовавшийся для финансовой поддержки служилых.
К началу царствования Александра III в 1881г. численность казачьего населения в Терской области достигала 130 тыс. человек обоего пола, а на действительной службе состояло 5,6 % мужчин войскового сословия. В этом году за многовековую героическую службу России Терское Казачье Войско было награждено Георгиевским знаменем с юбилейной Александровской лентой.
2 4 декабря 1890г. для Терского Казачьего Войска установился день войскового праздника - 25 августа (7 сентября по новому стилю), день апостола Варфоломея, святого покровителя Войска.
В Первой мировой войне 1914-1918гг. участвовало 18 тыс. терских казаков, которыми комплектовались 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейские сотни, пять запасных сотен, 12 команд, то есть все полки первой очереди Терского Казачьего Войска.
Д о 1917г. казаки проживали в 70 станицах, входящих в четыре полковых отдела ТКВ: Кизлярский (21 станица), Моздокский (15 станиц), Пятигорский (14 станиц), Сунженский (20 станиц). Во всех 70 станицах невойсковое население составляло примерно четверть.
К азачьим станицам принадлежали обширные земельные территории. Так, в 1916г. Терская область занимала более 6,5 миллионов десятин, или примерно 72 тысячи кв. метров. Войсковые же земли занимали около двух миллионов десятин, то есть почти треть территории Терской области. В эту часть входили пашни, станицы, запасные земли, лесные угодья.
Т радиционную основу казачьей экономики до XVIII века составляло скотоводство, рыболовство и охота. Позже в связи с ростом численности казачьих общин возросли потребности в продовольственном обеспечении, и казаки освоили землепашество. К концу XIX столетия земледелием занималось 80% населения Терской области. Значение скотоводства не теряло своего значения, так как войску требовалось постоянное пополнение строевыми и рабочими лошадьми. Терские конезаводчики вывели кабардинскую породу лошадей, отличавшуюся красотой и выносливостью.
Д оход в казну войска и в казачьи семьи приносило виноделие, получившее широкое распространение в терских станицах. В станице Шелковской имелся войсковой сад, казакам давались ссуды на распространение виноградарства.
Т ерское Казачье Войско владело 1625 кв. верстами морских вод Каспийского моря, водами Терека, Сунжи, Малки. Развивалось рыболовство - пополнялись доходы казны войска и станиц. Разводили тутового шелкопряда, сначала в домашних условиях, а в 1735г. в станице Шелковской был построен шелковичный завод.
К азачьи семьи также занимались пчеловодством и немного кустарными промыслами. В каждой станице были свои плотники, столяры, кузнецы и пр.
В начале XX века общинный образ жизни и ведения хозяйства казачества сдерживал капитализацию экономики. Кроме того, по-прежнему дорого обходились затраты на обмундирование и содержание войсковых лошадей. По-прежнему казаки несли тяготы долгой 18-летней службы, были ограничены в правах выхода из общин. Казачество оставалось малограмотным.
Р азличные проблемы и противоречия умело использовались революционными партиями, среди которых на Северном Кавказе особенно популярна была партия социалистов-революционеров (эсеров). Под их влиянием среди казаков стали распространяться идеи «расказачивания»(свобода выхода из казачьего сословия и из общин и пр.). Первая мировая война еще больше обострила существующие противоречия. В результате массовой мобилизации многие казачьи семьи остались без мужчин и не могли обрабатывать свои земельные участки, многие вынуждены были батрачить.
Н а фронте и в тылу казаки с надеждой встретили известие о Февральской революции и о передаче власти Временному правительству. С отречением от Российского престола Николая II, а затем и его брата Михаила закончилась служба казаков Российской Империи, начался новый этап в истории казачества.
В революциях 1917г. и последующей Гражданской войне решался вопрос о праве землевладения. Казакам были чужды интересы дворянства, имевшего большие поместья и отстаивающего власть монархии. Не совпадала их точка зрения и с пролетариями, добивавшимися ликвидации частной собственности. Радикальные лидеры казачества даже предлагали создать самостоятельное государство Казакию на основе объединения всех казачьих войсковых территорий, но большинство казаков понимало свою неразрывную связь с Россией и не поддерживало идеи отделения казачьих областей.
И ногородцы и горцы были самыми явными противниками казачества в вопросе о земле и претендовали на полное перераспределение всех войсковых земель, что сильно осложняло обстановку в Терской области.
В марте 1917г. во Владикавказе проводился войсковой круг терского казачества, на котором был избран войсковой атаман подъесаул М.А. Караулов.
С итуация стремительно менялась: образовался «Союз горцев», который объявил территории национальных округов Терской области самостоятельным государством, независимым от России.
П ытаясь прекратить политическое противостояние на Тереке, атаман Караулов пошел на заключение союза с теми горцами, которые выступали за сохранение Северного Кавказа в составе России. Была организована Терско-Дагестанская республика, которой до начала 1919г. руководили войсковой атаман и войсковой круг (правительство), председателем которого являлся П.Д. Губарев.
В начале октября 1917г. во Владикавказе была созвана конференция Астраханского, Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, в которой участвовали делегации от калмыков и Союза кавказских горцев и народов Дагестана. 21 октября 1917г. конференция приняла решение об образовании «Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей» для борьбы с «анархо-большевизмом». Члены Союза выступали за сохранение единого российского государства в форме федеративной республики.
О днако намеченные реформы Союзом не были реализованы из-за Октябрьской пролетарской революции и начавшейся Гражданской войны. Не получив широкой народной поддержки, правительство Союза прекратило свою деятельность в начале 1918г.
С оюз возрождался еще, при поддержке Белого движения, но ненадолго - в 1919-1920 гг.
К азачьи области не признали созданный 7 ноября 1917г. Совет народных комиссаров. Атаманы казачьих войск публично в телеграфном обращении высказались о том, что власть в казачьих областях остается в войсковых правительствах. Под руководством генерала Алексеева и генерала Корнилова на Дону началось формирование Добровольческой (Белой) Армии для борьбы с большевизмом и продолжения войны с Германией. Казаки составляли в ней до 50%.
В Терской области до колоссальных размеров разросся бандитизм, которому способствовали брошенные и забытые части русской армии, сражавшиеся в Первую мировую войну на Турецком фронте. Вооруженные и деморализованные солдаты без должной организации и дисциплины отказывались подчиняться кому-либо. На казачьи станицы начались нападения чеченцев, которые добились изгнания всего русского населения из Хасав-Юртовского округа.
В скоре принятый СНК декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил правовые основы социального положения казаков и лишил их особых прерогатив в наделении землей и угодьями. Рушилась вековая самоорганизация казачества.
В декабре 1917г. Совет Союза казачьих войск в Петрограде был разгромлен по указанию СНК. Многие его члены вернулись на Дон и приняли участие в Белом движении. После окончания Гражданской войны Совет выехал за границу, где стал оплотом для казаков-эмигрантов.
В декабре 1917г. на железнодорожной станции «Прохладная» деморализованными «революционными» солдатами был расстрелян атаман Терского Казачьего Войска М.А. Караулов и его спутники. Они были обвинены в попустительстве горским националистам. Новым атаманом ТКВ был избран войсковой старшина ГА. Вдовенко.
И з-за неэффективного сопротивления революционным силам, власть в области перешла к советам рабочих, которые учредили Терскую советскую республику. По указанию чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе из революционных солдат и «красных горцев» создавались специальные отряды, которые занимались принудительным выселением казачьих семей из станиц, заселявшихся потом горцами и неказачьим населением.
Н ападавшие грабили и жестоко убивали переселенцев. По станицам пронеслись казачьи восстания под началом Г. Бичехарова, И.Е. Эрдели, Г.А. Вдовенко. Советской власти наносились сокрушительные удары и 26 июня 1918г. она на Тереке пала. Почти месяц спустя казаки станицы Луковской при поддержке крестьян и казаков других станиц с боями взяли Моздок.
О днако положение было неустойчивым. Под командованием А.3. Дьякова на Тереке действовала «Казачья Красная Армия Сунженской линии», в которую входило около 7 тыс бойцов. В ноябре 1918г. белые заняли Ставрополь, и Северо-Кавказский фронт распался на множество «местных» мелких фронтов. До конца 1918г. в районе КМВ, Владикавказа и Ставрополя действовал казачий партизанский отряд полковника А.Г. Шкуро.
С оветская власть была выбита с территории Терской и Кубанской областей, а также Ставропольской губернии. Ожесточенные бои продолжались еще семь месяцев. Погибло около 40% состава личных частей с обеих сторон.
В январе 1919г. большевики применили тактику «расказачивания», в которую они вкладывали совсем иной смысл, чем эсеры. Директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала всем комиссарам вести беспощадную борьбу с казачеством путем его поголовного истребления. Шел массовый террор: конфисковывался хлеб и все продукты, проводилось полное разоружение, переселение, расстрелы посмевших ослушаться...
И , хотя эта директива признавалась ошибочной и была отменена пленумом ЦК РКП(б) от 16 марта 1919г., аппарат репрессий советской власти против казаков продолжал действовать. Большевики добивались физического уничтожения казаков, полного искоренения их семей и станиц. Массово расстреливали тех, кто отказывался служить в Красной Армии.
М ногие казаки отступали вместе с белогвардейцами в Крым, бежало туда и гражданское население.
С 1920г. российское казачество разделилось на две большие части - казаков, оставшихся в России, и казаков-эмигрантов. В результате Первой мировой войны, революций и Гражданской войны казачество потеряло около половины своей численности.
В тяжелых условиях эмиграции были частыми эпидемии и голод. Многие из покинувших родину казаков умерли в первые же годы, другие бежали в Бразилию, Югославию, Болгарию, Грецию, Турцию. В советскую Россию в 1922-1925 гг. вернулось около 30 тысяч казаков, которые подверглись массовым репрессиям.
В 1924г. в Париже был учрежден Казачий Союз, объединивший казачьи станицы зарубежья. Он координировал решение экономических, культурных и других проблем, оказывал помощь творческой интеллигенции. За рубежом действовали «Союз казачьих писателей», «Литературная казачья семья», «Кружок казаков-литераторов», «Общество изучения казачества», издавалось более 100 журналов и газет.
Р аскол в эмиграции произошел в связи с нападением Германии на СССР. Некоторая часть казаков выступала на стороне немецкой армии, но многие казаки, оставаясь патриотами, вступали в отряды сопротивления на территориях оккупированных государств, в которых они проживали.
В феврале 1920г. 1-й Всероссийский съезд Трудовых казаков под влиянием В.И.Ленина принял резолюцию, в которой говорилось, что «казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, а составляет неотъемлемую часть русского народа. Поэтому ни о каком отделении казачьих областей от остальной Советской России, к чему стремятся казачьи верхи, тесно спаянные с помещиками и буржуазией, не может быть и речи... » (Казачество России. Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии. - М., 1999.- С. 244-245).
В месте с тем продолжалась политика насильственного выселения казаков из мест их исторического проживания. 27 марта 1920г. из 72 тысяч членов казачьих семей, выселяемых за Терек из трех станиц, прибыло к пунктам назначения только 35 тысяч. «Красные горцы» нападали на колонну, и, не встречая сопротивления конвоиров, рубили шашками безоружных казаков, женщин, стариков и детей. Этот день и сегодня считается Днем поминовения терских казаков, репрессированных советским государством.
М ужчины в возрасте от 18 до 50 лет выселялись на Север, в Донбасс, их жены и дети выгонялись из домов, сжигались станицы, а имущество перераспределялось среди новых поселенцев и советских активистов. Казачество, как «враг революции», было лишено всех гражданских прав.
В 1927г. Северо-Кавказский край не выполнил необоснованно завышенный план хлебозаготовок, и продотряды выселили на Север и Урал 10,5 тыс. семей (более 50 тыс. человек), среди которых было и много казаков. В связи с этой «борьбой против внутренних врагов» по приказу ОГПУ, в начале 1930-х гг. на Дону, Кубани и Тереке пронеслись восстания. В районе КМВ развернулось партизанское движение, но в ответ на людской протест советская власть ответила новыми репрессиями и депортациями казачьего населения в различные области страны.
О днако, без казаков, обвиняемых в срыве коллективизации, территориальные части теряли свою численность, а регион терял боеспособность. Поэтому казаки снова стали проходить службу в регулярных воинских частях. В 1930-х гг. по постановлению ВЦИК казаками укомплектовывались кавалерийские дивизии и части, конные корпуса.
С первых дней Великой Отечественной войны участие в боевых действиях принимал 152-й Терский казачий полк и 5-я Ставропольская казачья дивизия им. М.Ф. Блинова. В июле 1941г. на территории Северного Кавказа сформировались кавалерийские казачьи сотни для содействия истребительным батальонам НКВД в борьбе с бандитизмом, охраны подходов к железнодорожным станциям и путям, линий телеграфной связи. В декабре 1941г. в истребительных отрядах было около 6,5 тыс. пеших бойцов и 1,7 тыс. всадников. В период временной оккупации Северного Кавказа немецкими войсками истребительные отряды входили в партизанские отряды, действовавшие в горно-лесных массивах.
Д есятки лет казачество формально было предано забвению в СССР. Но никогда не забывали своих корней потомственные казаки, передавали детям и внукам историю, культурные и военные традиции предков. С середины 1980-х гг. демократические преобразования в стране создали, наконец, условия для объединения потомков российских казаков и возрождения того, что жестоко, несправедливо и бездумно разрушалось в начале XX века.
К азаки сотни лет были и остаются преданными и верными защитниками России. И, несмотря на перенесенные беды и боль, они сохранили свою историю, традиции и законы, первым и главным из которых всегда остается любовь к Отечеству.
В озрождается казачество, и Россия вновь обретает давнего друга, надежного защитника своих рубежей.

Терка /Терки (Сунженский острог) на реке Терек (старорусск. Терка /Терки ) напротив впадения в него Сунжи (старорусск. Сююнча, Сунша ) . Однако, современные исследователи (напр. видный кавказовед Е. Н. Кушева) утверждают, что основание данного острога произошло не в 1577, а в 1578 году, также сегодняшней науке известно, что это было уже второе строительство острога Русским государством на этом месте .

История

Ранняя история

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбе царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков) , которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город , который под давлением Турции приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город , приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина . Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечеткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604) , к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья Муромец . Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман-ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты-калмыки. Однако в результате походов иранской армии Хосров-хана (1651-1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведет борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Однако именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими , то есть горными, живущими на Терском хребте , в междуречье Терека и Сунжи . Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и антропотипа местных кавказских племен (осетин, черкесов, грузин, армян, кабардинцев, чеченцев и кумыков) .

Гребенское казачье войско

В 1711 году начинается некоторое оживление в среде гребенских казаков. Они начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся новые станицы: Червлённая , Щедринская , Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская . Эти городки (с конца XVIII века - станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского . Казаки теряют свою вольность, превращаясь в упорядоченное войско, которое вначале подчинялось Астраханскому губернатору, а затем (с 1721 года) Военной Коллегии в Петербурге.

Взамен упраздненных старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста (1723), после срытия которой в 1735 году строится Кизляр . Близ него расселяются донские казаки , которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская , Бороздинская , Каргалинская , Дубовская .

Русско-турецкая война

Астраханское казачье войско

В 1776 году Гребенское, Волгское, Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачье войско вошло в состав Астраханского казачьего войска . Послевоенное время используется для строительства новых станиц: Екатеринградская, Павловская, Марьинская и казачьих поселений при крепостях Георгиевской и Александровской за счет второй половины Волгского полка. В 1784 году, после принятия Грузии под протекторат России , закладывается Владикавказ в преддверии Дарьяльского ущелья - ключевом месте дороги, ведшей в Закавказье.

Кавказское линейное казачье войско

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков .

В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа . Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская , Терская, Карабулакская , Троицкая , Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки , Закан-Юрт , Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской , Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.

Символика

Флаги Терских казачьих полков представлял собой синее полотнище с серебряным шитьем. Из надписей использовался лозунг: С нами Бог, из изображений икона Спаса Нерукотворного или чёрный двуглавый орел на фоне оранжевого медальона

В форменной одежде терские казаки используют чёрный и светло-синие цвета:

Религия

Терские казаки были христианами как православного, так и старообрядческого вероисповедания. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась станица Червленная . Они практиковали крещение, отвергали курение и бритье бород Также как и остальные великорусы терские казаки верили в чертей, русалок, леших и домовых

Войсковые части

  • 1-й Кизляро-Гребенской Генерала Ермолова полк . Дислокация - Грозный Терской области. Возглавлялся полковником.
  • 2-й Кизляро-Гребенской полк .
  • 3-й Кизляро-Гребенской полк .
  • 1-й Волгский Его Императорского высочества наследника Цесаревича полк . Дислокация - Хотин Бессарабской губ. (1.07.1903 г.), Каменец-Подольск (1.02.1913 г., 1.04.1914 г.).
  • 2-й Волгский полк .
  • 3-й Волгский полк .
  • 1-й Горско-Моздокский Генерала Круковского полк . Дислокация - м. Ольты Карской обл .
  • 2-й Горско-Моздокский полк .
  • 3-й Горско-Моздокский полк .
  • 1-й Сунженско-Владикавказский полк генерала Слепцова . Дислокация - ур. Хан-Кенды Елисаветградской губ .
  • 2-й Сунженско-Владикавказский полк .
  • 3-й Сунженско-Владикавказский полк .
  • Терские местные команды
  • Терская Казачья Артиллерия :
    • 1-я Терская казачья батарея
    • 2-я Терская казачья батарея
  • Собственный Его Императорского Величества Конвой 3 и 4 сотни. Дислокация - Царское Село (1.02.1913 г.). Штандарт был вывезен в годы Гражданской войны за рубеж, ныне находится в Лейб-Казачьем музее под Парижем.

Хозяйство

Численность

Расселение

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор . К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.

Исторические отделы

Кизлярский отдел располагался на современных территориях северной части Дагестана (Кизлярский и Тарумовские районы) и Чечни (Грозненский, Гудермесский, Наурский и Шелковской район Александрийская , Александро-Невская , Бороздинская, Барятинская , Гребенская , Грозненская , Дубовская , Ермоловская , Ильинская , Калиновская , Каргалинская , Кахановская , Курдюковская , Николаевская , Петропавловская , Савельевская , Старогладовская , Червлённая , Шелковская , Щедринская

Моздокский отдел располагался на территории Северной Осетии Моздокский район), Кабардино-Балкарии (Прохладненский район), Ставропольского края (Курский район), Чечни (Наурский район) и включал в себя следующие станицы: Галюгаевская , Государственная , Екатериноградская , Ищерская , Курская , Луковская , Мекенская , Наурская , Новоосетинская , Павлодольская , Приближная , Прохладная , Солдатская , Стодеревская , Черноярская

Сунженский отдел располагался на территории Ингушетии (Малгобекский, Сунженский район], Чечни (Ачхой-Мартановский , Грозненский и Сунженский район), Северной Осетии (Ардонский, Дигорский, Кировский , Моздокский , Пригородный район), Кабардино-Балкарии Майский район и включал в себя следующие станицы: Александровская , Ардонская (совр. Ардон), Архонская , Ассиновская , Вознесенская , Воронцово-Дашковская (Комгарон) , Змейская , Карабулакская (совр. город Карабулак), Котляревская , Михайловская, Нестеровская , Николаевская , Пришибская , Самашкинская совр. Самашки , Слепцовская , Сунженская (Сунжа), Тарская (Тарское), Терская , Троицкая , Фельдмаршальская (совр. Алхасты)]]

Пятигорский отдел располагался на территории Ставропольского края (Предгорного и Кировского района) и включал в себя следующие станицы: Александрийская, Боргустанская , Георгиевская, Горячеводская , Ессентукская , Зольская , Кисловодская, Лысогорская, Марьинская , Незлобная, Новопавловская, Подгорная, Старопавловская, Урухская

Современные отделы

Ныне отделы терского казачьего войска именуются «окружными казачьими обществами» (ОКО)

Современные терские казаки возглавляются войсковым атаманом . Во главе округов стоят окружные атаманы в чине полковника . Во главе общин, представляющих отдельные населенные пункты (станицы), стоят атаманы в чине сотника или есаула . Более низшим званием являются подъесаулы и вахмистры . Существует институт товарищей атамана (помощников)

Культура

Среди терских казаков был распространен русский былинный эпос («старинные песни»), в котором упоминаются Илья Муромец , Алёша Попович , Добрыня Никитич , Дюк Степанович, князь Владимир, Киев , «каминая Масква », Хвалынское море . Также хорошо представлена песенная культура с Терским регионом связана знаменитая казачья песня Любо, братцы, любо и казачья лезгинка «Ойся ты ойся »

Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет , папаху, башлык , черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками

В культуре

Быт и нравы терских казаков описаны в повести Л. Н. Толстого «Казаки». Они предстают людьми решительными, ментально сходными с представителями кавказских народов. Нравы терцев описываются в нижеследующей цитате:

Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там. Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением.

См. также

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Илл. 345. Обер-офицер и Всадник Терского Конно-иррегулярного полка (в парадной форме). 13 октября 1860. // Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович
  2. Илл. 544. Конные полки Терского войска. (Казак и Обер Офицер парадная форма) 16 декабря 1871. // Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович . - СПб. : Военная типография, 1857-1881. - До 500 экз. - Тетради 1-111: (С рисунками № 1-661). - 47×35 см.
  3. М. А. Караулов "ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО в прошлом и будущем
  4. Устав Войска
  5. Терское войсковое казачье общество
  6. , с. 6, 171.
  7. , с. 459.
  8. , с. 474 (№ 53325)..
  9. , с. 6, 126, 171, 181.
  10. , с. 259, 366.
  11. Откуда ты, казак лихой?
  12. Google Книги . Н. М. Карамзин : . «ОЛМА Медиа Групп », 2003. Всего страниц: 621
  13. Первые казачьи поселения на Северном Кавказе в XVI-XVII вв.
  14. Кавказская война. В 5-ти томах. - Том 1. От древнейших времён до Ермолова. Кавказ до Петра
  15. ГЕРОЙСКАЯ ОБОРОНА НАУРСКОЙ СТАНИЦЫ В 1774 ГОДУ
  16. Упраздненные или включенные в состав других казачьи войска
  17. А. В. Потто «Кавказская война» (в 5-ти томах) Том 1. От древнейших времён до Ермолова ШЕЙХ-МАНСУР
  18. Войсковая летопись
  19. Казаки в ВОВ

Начнём с терских казаков. Как всё-таки терские казаки, говорящие по-русски и исповедующие православие, оказались у предгорий Кавказа? Не смотря на то, что официальная дата основания Терского казачьего войска 1577 г., первое упоминание о терских казаках, ходивших вместе с донскими казаками в 1552 г. в поход на Казань, по призыву Ивана Грозного, есть в отписке Войска Донского. Итак, 1552 г., Волга ещё полностью контролируется казанскими и астраханскими татарами, задонские и закубанские степи контролируют нагаи, крымские татары и темрюцкие черкесы, и тем не менее, там, на далёком Тереке существует довольно крупное казачье общество, полностью отрезанное от родственной России. Доводы некоторых историков о том, что терцы прибыли туда спустившись по Волге, весьма сомнительны, так как уже говорилось выше, река в это время полностью контролировалась татарами. К тому же волжская дельта могла стать для казаков куда более надёжным убежищем, чем Терек. Терек, где терцы оказывались между молотом и наковальней множества крупных мусульманских народов.

Ещё одна версия о возникновении терских казаков и беглых крестьян, выглядит вообще абсурдной, ведь тогда ни какого крепостного права в России и в помине не было. Вероятность переселения на Терек донских и запорожских казаков, так же достаточно мала. Ведь в начале 16 века, донцы, и запорожцы только начинали вытеснять крымских и нагайских татар из низовий этих рек и укрепляться на месте покинутых татарских юртов. Рыбные ловли на Днепре, Дону и Волге, были куда обильней тех же ловлей на Тереке, как впрочем, и охотничьи угодья. Так что же гнало их сюда, в эту кавказскую Тмутаракань? И гнало ли вообще? Быть может здесь, на Тереке, они оказались под давлением неких обстоятельств гораздо раньше 16 - 17 века. Искать ответ на этот вопрос мы будем в той же, вышеупомянутой Тмутаракани.

Тмутаракань под натиском половцев куманов пала, но, как и в Белой Веже, часть её населения уцелела. И в этом не ни чего странного, ведь даже после куда более разрушительного монгольского нашествия, население на завоёванных ими территориях сохранялось. Глупо вырезать будущих подданных или рабов. Видя неизбежное падение Тмутаракани, Сурожа и других городов, и селений княжества, часть его жителей, отрезанная от Руси половцами, смогла закрепиться на побережье Чёрного моря, в предгорьях Кавказа и на Тереке. Однако есть ли этому хоть какие то подтверждения, спросите вы или все эти утверждения домыслы чистой воды?

Обратимся к «Запискам о Московских делах» Сигизмунда Герберштейна, австрийского посла в России в 1517 и в 1526 г. «В этом месте, вплоть до реки Мерузы вливающейся в Понт, находятся горы, по которым живут черкесы или цики. В надежде на неприступность гор, они не повинуются ни туркам, ни татарам. Однако русские свидетельствуют, что они христиане, живут по своим законам, согласуются с греками в вере и обрядах и совершают богослужение на славянском языке, который у них в употреблении. Это самые дерзкие морские разбойники, ибо по рекам, текущим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех кого могут, в особенности плывущих из Кафы в Константинополь».

Но являются ли «черкесы» Герберштейна потомками жителей Тмутараканского княжества или это собственно кавказские черкесы? Ведь из русских летописей нам известно, что в начале-середине 16 века, горские черкесы исповедовали православие. В 5 главе 8 тома Карамзина «Истории государства Российского», читаем: «Царь имел на юге усердных слуг в князьях черкесских; они требовали от нас полководца, чтобы воевать Тавриду, и церковных пастырей. Государь послал к ним бодрого Вишневецкого и многих священников, которые в дебрях и на скатах гор Кавказских, основав церкви, обновили там древнее христианство».

Вот что, например, пишет Витсен о собственно горских «черкесах» в 1640 г.: "Страна черкесов лежит у самого Каспийского моря, ее северные соседи - астраханские ногаи, на юге дагестанские и тюрковские татары, на Западе абазы и Мегрельские племена.

Земля черкесов лежит у самых гор; с правой стороны Черное море, где живет народ, называемый абаса, абхазы или абассы, страна которых находится под властью двух государей. Там нет городов, но много селений на очень высоких горах. По случайности их внешность и образ жизни те же, что у черкесов, но они едят сырое мясо большей частью. Там растет виноград. Говорят они на особом языке. Ни писаных законов, ни письменности у них нет. Они христиане по имени, но почти совсем не соблюдают христианских обрядов. Большие воры и обманщики. В этой стране можно встретить много водруженных крестов. Леса - их крепость. Они смелые мореплаватели и иногда из-за них бывает опасно плавание из Каффи (Феодосии - сост.) в Константинополь. Денег там нет, но они ведут меновую торговлю рабами, воском и мехами. Продают своих земляков туркам. На Черном море у них есть хорошая гавань Эшизумуни. Воюют иногда с черкесами и мегрелами. Кроме лука и стрел употребляют также огнестрельное оружие. Одеваются как черкесы, только иначе подстригают волосы. На подбородке волосы у них выбриты, а усы длинно отпущены. Очень ленивы, не любят рыбу в море, хотя она там в изобилии.

Казалось бы, эти факты опровергают мои предположения о том, что в предгорьях Кавказа и на черноморском побережье с 12 века проживали остатки славянского населения Тмутараканского княжества. Опровергают, если бы не найденная и зафиксированная надпись на старославянском языке, обнаруженная в 1865 г., на древнем исполинском дубе в урочище Хан - Кучий, межу Туапсе и Шахе: «Здесь потеряна православная вера. Сын мой возвратись в Русь, ибо ты отродье русское». Здесь комментарии излишни. Черноморские русы, именуемые в России, как и все кавказские народы черкесами, под давлением мусульманских народов, уходят на Терек, а за тем через Каспийское море, Волгу и Переволоку на Дон. Хотя допустим и второй, более рискованный вариант ухода на Дон через Дикое поле, хотя он и мало вероятен. Расселившись по Дону, кавказские русы, смешиваются там с родственными по духу и вере казаками черкасами нижнего подонья, начав формирование тем самым донского казачества - самобытного и отличного от запорожского казачества. Произошло это, по всей видимости, в начале, середине 14 века, ещё до Куликовского побоища. Впрочем, уходят не все, часть их закрепляется на Тереке и Сунже, построив там свои укреплённые городки.

Куликовская битва, а затем вторжение Тамерлана, подорвали силы донского казачества. Уцелевшие на непрядве донцы, были вынуждены укрыться в дремучих лесах верхнего Подонья, Хопра и Медведицы. Уйти в малодоступные для конницы Тамерлана верховья рек. По словам современников, Дон опустел и обезлюдел. Редкие его обитатели вели жестокую борьбу за выживание. Именно в это время, в жестоких и беспощадных схватках выковывались основные черты казачьего характера: необычайная стойкость, храбрость, выносливость, постоянная готовность в любое время отразить удар неприятеля. И нанести ответный удар, имея в несколько раз меньше бойцов. Истории известны множество случаев, когда казаки громили в открытом бою многократно превосходящего их врага. В качестве примера здесь можно привести хронику зимовой станицы атамана Ивана Каторжного.

В конце ноября 1636 г. атаман Каторжный с 36 казаками, отправился в долгий и опасный путь в Москву, через донскую степь, где в поисках добычи рыскали многочисленные разбойничьи шайки крымского хана Инайет Гирея и нагаев. Малочисленная зимовая станица Войска Донского, везущая богатые подарки царю, являлась лакомым куском для степных хищников. Первое нападение произошло у Тёплого Ключа, когда три сотни татар атаковали казаков Каторжного, рассчитывая быстро и без особых потерь истребить неверных. Но донцы были начеку, ружейным огнём они остановили бешеный натиск татар и, ударив в дротики, опрокинули их, и обратили в бегство ошеломлённых врагов.

На реке Деркул, уже две сотни татар вторично атаковали зимовую станицу, но после жестокой схватки, они были разбиты и бежали. Однако богатая добыча, как магнитом притягивала хищных степняков, и они в третий раз набросились на отряд изнурённых и израненых донцов, в открытом поле, между реками Айдар и Явсюг. Казаки, став в круг и сбатовав коней, долго отстреливались от степняков из пищалей, после чего, ударив в дротики, рассеяли непреятелей превосходивших их числом, взяв в плен четырёх татар и доставив, впоследствии, в Москву. Как не вспомнить здесь оборону Кром в годы русской Смуты 500 казаками атамана Корелы и 500 местными жителями, от противостоящей им 80000 армии воевод Шуйского и Мстиславского или знаменитое Азовское осадное сидение.

Ещё одним компонентом казачества стали монголы. С принятием ими ислама при хане Узбеке, вызвало в монгольском обществе своего рода раскол. Часть монгол кереитов (кераитов) отказалась принимать ислам и подверглась притеснениям. Наиболее беднейшие кочевники христиане нашли приют в казачьих городках. Монгольская знать ушла на службу к русским князьям, которые охотно их принимали и давали уделы. Однако не стоит утверждать, как это делают некоторые историки, что монголы являются родоначальниками казачества. Ведь вся система казачьего самоуправления в точности повторяет такую же систему, существовавшую в Киевской Руси, Новгороде и Вятке. Ни чего подобного у тюркских и горских народов не было. Казачий Круг и Рада, это то же, что и Коло южной Руси или Вече Новгорода.

Не выдерживает ни какой критики сложившееся в советской историографии утверждение о том, что казачество произошло и сформировалось из беглых мужиков и холопов России и Украины. Впрочем, этой точки зрения придерживаются некоторые историки и сейчас. Здесь невольно задаёшся вопросом, а какие собственно причины были у крестьян бежать в 14-16 веках в Дикое поле, туда, где кочуют орды нагайских татар? Крепостное право? Его тогда и в помине не было. Несомненно, что на Дон бежали крепостные крестьяне и холопы Украины, но было это в 17-18 веке, когда казачество давно сформировалось. Мало того нет ни одного письменного источника в русских летописях и документах, где бы упоминалось бегство крестьян на Дон, вплоть до 1646 г. Когда атаман Чесночихин (Фёдоров) вёл на Дон более 3000 «вольных охочих Донския службы людей». По пути к ним пристало много беглых холопов, и воронежский воевода Бутурлин потребовал от атамана их выдачи, для дальнейшей передачи беглецов их хозяевам. Но получил резкий ответ: «Беглых боярских холопей мне ни кому выдавать не указано, а изымать их ни кому не сметь!».

Ни кто из историков не озадачил себя простейшим вопросом: а как собственно вчерашние мужики московские, да холопы украинские, нетвердо сидящие в седле, ни когда в жизни не державшие в руках сабель и дротиков, а зачастую ни когда не видевших не то, что пушек, но и завалящей пищали. Как тогда они смогли не только выжить в донских степях, но и с успехом противостоять крымским татарам, нагаям, горцам и туркам? Не только противостоять, но и наводить ужас на крымское и турейкое побережье. Так к концу 16 века 10-12 тысячам казакам противостояло 100-120 тысяч крымских татар, примерно такое же количество Больших, Малых, астраханских, анкерманских и прочих нагаев, 40-50 тысяч темрюкских и горских черкесов, а так же 10-15 тыс. турок, составлявших гарнизоны Азова, Кафы, Судака и других крымских городов. Превосходство почти тридцатикратное. Можно ли поверить, что вчерашний забитый мужик-лапотник, пол жизни, проходивший за сохой, вдруг, в одночасье, становится превосходным наездником, метким стрелком из пищали и лука (а хороший лучник готовился, чуть ли не с пелёнок) и лихим рубакой. Становится казаком способным побеждать не только в единоборстве, но и вдвое, втрое сильнейшего противника.

Как же тогда объяснить тот факт, что во время набегов крымских и нагайских татар на Московское царство и Украину, они угоняли в неволю десятки тысяч тех же мужиков и холопов? И они не оказывали степнякам практически никакого сопротивления. Но те же мужики, якобы оказавшись на Дону, вдруг чудесным образом преображаются и наводят ужас на своих врагов. Чем же объяснить этот чудесный метаморфоз? А может быть ни каких чудес и метаморфоз не было и в помине? Как и не было беглых крестьян на Дону. Ни кто из учёных, сторонников этой идеи, на все вышеперечисленные вопросы, ответов не дал. Они их игнорируют, или просто не задаются ими. Вот уж поистине: «Верую, ибо абсурдно».

Однако беглые на Дону из России, с 14 по середину 17 века были, что, несомненно, и подтверждается множеством источников того времени. Кто же тогда бежал на Дон и дал новый толчок расцвета казачьего движения?

Джигитовка, газыри, шашка и лезгинка, как все это связано с казаками? Уже около пяти веков на Кавказе живут казаки. Терские казаки искусно владеют шашкой и джигитовкой, носят газыри и танцуют свою казачью лезгинку.

«Между серыми камнями,
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.
Начинаясь у Казбека,
Наверху среди снегов,
Он уж больше чем три века,
Поит терских казаков».

Гимн терских казаков

Опыт горцев

Поселившись на Кавказе, казаки быстро приспособили для себя горскую одежду и оружие. А такое холодное оружие как шашка, взятая на вооружение от кавказцев, стало ассоциироваться с казачеством. Один из известных исследователей терского казачества Иван Попко отметил: «Вообще, все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: «что хорошо выдумано, то полезно и перенимать»».

Казаки были призваны селиться на отдаленных рубежах отечества, то есть все время находиться в состоянии боевой готовности, способные отразить нападение противников. Ратной службой был славен казак, своей миссией «часового отечества». Лев Толстой, увидев воочию жизнь казаков на Кавказе, написал: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру».

Беглые люди

Терское казачье войско было сформировано в 1860 году, однако, первое появление казаков на Тереке относится к 1520 году, когда здесь появились казаки-поселенцы во главе с атаманом Андреем Шандрой. Поселившиеся возле рек стали называться «терскими» казаками, а которые поселились ближе к Кавказским горам – «гребенскими».

С появлением казаков на важных торговых путях, Турция и Персия обратилась к Московским властям с жалобой, что казаки дорогу закрыли, с купцов берут оброк, а иных грабят.

На что Москва отвечала: «Сами знаете, что на Тереке и на Дону живут воры, беглые люди, без ведома Государева, не слушают они никого, и нам до казаков какое дело».

Граница на замке

Но дело все-таки было, уже с 1577 года по приказу царя на Кавказ стали переселяться волжские и донские казаки, ставшие оплотом будущего Терского казачьего войска. Постепенно терцы переходят на службу царю, появляются казачьи разъезды и станицы.

К началу XVIII века на Терке было построено 88-километровая кордонная линия. Главной целью царской России было обезопасить границы от нападений горцев и турков, и тем самым постепенно расширять границы России.

При Петре I Гребенское казачье войско стало иррегулярным воинским формированием, подчинившись Военной коллегии. По указу Петра I из числа терских казаков создается Аграханское казачье войско, а в 1736 году создаются Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачьи войска. В 1786 году Россия и Турция договорилась о разделе границ по реке Кубань, для обороны новой границы Терское и Гребенское казачьи войска получили новое имя – Кавказской линии казаков.

Кавказская война

Свою известность казаки «линейцы» получили во времена Кавказских войн. Вот тут-то и понадобились все знания и умения терских казаков, которые с малых лет познали все тяготы жизни на Кавказе. За проявленные подвиги казаки «линецы» были направлены для охраны самого императора в Собственный Его Императорского Величества Конвой. А уже через год войско стало частью России. Казаки получили право на землю, леса и рыбные промыслы. В том же году был назначен первый наказной атаман – генерал–лейтенант Петр Верзилин. По окончанию Кавказской войны, в линейном войске насчитывалось более 10 000 казаков. Для более эффективного управления войском, по инициативе главнокомандующего войсками и наместником Кавказа Александром Барятинским, было принято решение об упразднении Кавказского линейного войска и создания в 1860 году Кубанского и Терского казачьих войск.

Русско-турецкая и Гражданская

Терские казаки принимали активное участие в Русско-турецкой 1877-78 гг. и Русско-японской и первой мировой войнах. Всего в Терской области находилось 70 казачьих станиц, что составляло более 250 000 казаков. Оказавшись в огне Гражданской войны, терское войско выступило против Красной Армии, а в 1920 году терские казаки, как и другие казачьи войска, массово покинули Россию.

25 августа в день святого Варфоломея, который считается покровителем терских казаков, можно услышать терскую казачью песню «полно вам, снежочки», которая так отчетливо напоминает о кавказских казаках:

«С песней разудалой мы пойдем на смертный бой,
Служба наша, служба – чужедальня сторона.
Служба наша, служба – чужедальня сторона,
Буйная головушка казацкая судьба».