29.10.2023

Отрасли частного права и публичного – к какой сфере относится гражданское. Система права


Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права.

Деление на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) право уходит корнями к римскому праву. Объективный характер такого деления связан с естественным различием частных интересов и интересов общества, государства.

Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое от-носится к положению римского государства; частное, — кото-рое относится к пользе отдельных лиц. В последующем крите-рии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на пуб-личное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особен-ностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность бур-жуазного строя.

Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты част-ной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности го-сударства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публич-но-правовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого цен-тра, каковым является государственная власть.

Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Пуб-личное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной пра-вовой системы. С учетом этого публично-правовая и част-но-правовая системы могут быть представлены следующим об-разом.

Публичное право - это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, государственное, финансовое, валютное, экологическое, международное публичное право и др.). Международное публичное право (или, что одно и то же, международное право) входит в национальную систему права не всей совокупностью междуна-родно-правовых норм, а той их частью, которая выступает источником россий-ского права (п. 4 ст. 115 Конституции РФ).

Частное право объединяет отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу личных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, земельное, авторское, предпринимательское, международное частное право).

Абсолютной публично-правовой или част-ноправовой отрасли не существует. Публично-правовые эле-менты присутствуют в отраслях частного права, равно как и на-оборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на ха-рактер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы).

Система права находится под значительным влиянием субъек-тивного фактора — нормотворческой деятельности государст-ва. Соответственно этот фактор также будет оказывать значи-тельное влияние на соотношение между частным и публичным правом.

Динамика развития системы права и основные направления развития права:

  1. Развитие частного права.
  2. Сужение сферы влияния элементов публичного права на частную жизнь.
  3. Охват правом новых сфер общественной жизни, ранее остававшихся за пределом правового поля.
  4. Развитие права за счет появления новых правовых институтов, подотраслей и отраслей.
  5. Пересмотр, изменение многих норм права с учетом кардинальных изменений общественных институтов (конституционное, гражданское, уголовное, финансовое, банковское, биржевое, предпринимательское, аграрное и т.д.).
  6. Активизация и развитие подсистем права, которые начинают проникать в различные сферы применения норм материального права.

Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права . Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, спецификой регулируемых общественных отношений. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

33.​ Отрасль права: понятие и виды. Основания деления системы права на отрасли.

О́трасль пра́ва - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Конституционное право;
- гражданское право;
- административное право;
- уголовное право;
- трудовое право;
- семейное право;
- земельное право;
- аграрное право;
- финансовое право;
- уголовно-исполнительное право;
- гражданское процессуальное право;
- уголовное процессуальное право.

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования . Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание :

дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

К крупным блокам в системе права относятся публичное и частное право - членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т. п. (частное право). Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего Рима. Но они же отмечали и известную условность такого членения, так как многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями. Однако история правового развития показывает, что признание частного права имеет большое социальное значение, так как на первый план выдвигает гражданина, индивида, утверждает о его экономических, личных, культурных правах, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком.

Подсистемы - это наиболее крупные структурные подразделения в системе права. При более детальном рассмотрении в системе права различаются отрасли права и правовые институты. А именно: система правовых норм как подразделяется на отрасли права, которые в свою очередь подразделяются на подотрасли и правовые институты.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного типа определенным методом. В основе доктринального различения отраслей права лежат объективные различия предметов правового регулирования, то есть типов общественных отношений, регулируемых правом. Своеобразие регулируемых отношений (предмет регулирования) определяет метод правового воздействия на них: то или иное сочетание запретов и дозволений, преимущественную диспозитивность или императивность законодательства, специфику санкций. Это не значит, что каждая отрасль права имеет свой уникальный метод регулирования общественных отношений. Но методы отраслей частного права и публичного права принципиально различаются.

Так, для частного или гражданского права более характерен диспозитивный метод регулирования.

В отраслях публичного права - конституционного, уголовного, административного, процессуального - действуют только императивные нормы, запрещающие противоправное поведение или требующие безусловного выполнения определенных обязанностей.

Отрасль права делится на правовые институты - обособленные группы юридических норм, регулирующих однородные отношения.

Наиболее тесная системная связь отдельных правовых норм существует в рамках институтов. Отраслевой правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих однородные отношения в пределах отрасли права, самостоятельное подразделение отрасли права. Так, в гражданском праве существуют, например, институты собственности, наследования, обязательственного права, авторского права; в конституционном - институты гражданства, избирательного права и другие. Кроме того, в науке принято выделять в рамках системы права межотраслевые правовые институты - конструкции, имеющие познавательно-информационное и практическое значение. При этом в отдельные межотраслевые институты объединяются сходные отраслевые институты: например, институт юридической ответственности в гражданском, уголовном, административном праве. Помимо этого в межотраслевой институт можно объединять нормы разных отраслей права, связанные с определенным отраслевым институтом.

Так, в межотраслевой институт избирательного права включают нормы не только конституционного, но и административного и уголовного права, регулирующие отношения, связанные с выборами. В межотраслевой институт международного частного права включаются нормы гражданского, процессуального, а иногда и трудового права, регулирующие отношения с так называемым иностранным элементом.

Отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов юридической науки. Причем правовая доктрина различает отрасли права и отрасли правового законодательства. Отрасли (и подотрасли) права разграничиваются наукой (доктриной). Отрасли же правового законодательства разграничиваются законодателем по мере развития правовых систем в соответствии с выводами науки об отраслях (и подотраслях) права, об их соотношении и взаимодействии. Совокупность отраслей права и совокупность отраслей правового законодательства объемлют один и тот же нормативно-правовой материал, но структурируют его по-разному. Различение отраслей правового законодательства дает более дробное и более сложное структурирование права.

Существует всего пять отраслей права. Во-первых, это частное, или гражданское, право: частное право как подсистема права включает в себя только одну отрасль; следовательно, отрасль права, именуемую гражданским правом, столь же уместно называть частным правом. Во-вторых, есть четыре отрасли публичного права - конституционное («государственное»), уголовное, административное и процессуальное.

Отрасли права различаются по типу регулируемых отношений и методам регулирования. Они имеют объективное предназначение, их формирование и обособление не зависит от усмотрения законодателя. Нормы всех отраслей права существуют с того времени, когда возникает право. Последнее утверждение относится и к нормам конституционного права - нормам, определяющим исходную правосубъектность индивидов. Нормы гражданского права (частное право) описывают права и обязанности, характерные для типичных отношений свободного эквивалентного обмена, и гарантируют установление субъективных прав и юридических обязанностей по принципу «незапрещенное разрешено».

Субъекты гражданского права приобретают и осуществляют субъективные права своей волей и в своем интересе. Гражданское право регулирует, главным образом, имущественные отношения по принципу формального равенства, но оно не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Предназначение конституционного права - установление общих правовых рамок публичной политической власти. В предмет конституционного права входят, прежде всего, отношения типа «индивид-государство». Конституционное право определяет статус полноправных субъектов.

Современные конституции, прежде всего, гарантируют первичные права индивида (общий правовой статус человека и гражданина). Далее, конституционное право устанавливает организацию государственной власти, необходимую ради правовой свободы. Когда законы или обычаи государства регламентируют правомочия высших государственных органов, они тем самым полагают правовые пределы власти.

Нормы, описывающие общий правовой статус человека и гражданина, тем самым косвенно запрещают кому бы то ни было, прежде всего - властным субъектам, нарушать пределы минимальной неотъемлемой свободы. Эти нормы гарантируют такую свободу, которая исключает публичное или частное вмешательство, обеспечивают гражданам возможность участия в публичной жизни, позволяют требовать полицейской и судебной защиты прав и свобод.

Другие нормы конституционного права определяют статус высших государственных органов, разграничивают их компетенцию, устанавливают разделение властей, препятствующее узурпации государственной власти и тирании. Если, вместо разделения властей, конституция закрепляет верховенство одного органа власти («полновластие»), то это - фиктивная конституция, имитирующая ограничение власти.

Специфика конституционного права, в частности, заключается в том, что конституционно-правовые нормы не имеют санкций. Действие норм конституционного права защищается в первую очередь уголовным правом. Это одно из проявлений системной связи всех правовых норм.

Нормы уголовного права угрозой наказания охраняют ценности, гарантированные конституционным правом. Прежде всего, они защищают индивида от посягательств на его жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство, собственность, защищают его неприкосновенность - духовную и физическую, неприкосновенность жилища, тайну частной жизни, тайну коммуникаций, а также защищают естественную среду обитания человека, общественную безопасность и общественный порядок, конституционный строй, порядок государственного управления и другие социальные блага.

Смысл административного права заключается в установлении полицейских полномочий, предназначенных для защиты тех же ценностей, которые гарантируются конституционным правом и охраняются правом уголовным. Это специфическая отрасль права - дозволенные правом полицейские полномочия, то есть правомочия, позволяющие осуществлять публично-властное принуждение вплоть до насилия. Поскольку это - правомочия, а не произвольно установленные полномочия, они должны устанавливаться ради обеспечения и защиты правовой свободы, но не наоборот.

Административные (полицейские) правомочия государственных органов и должностных лиц устанавливаются в законе (дозволяются законом) по принципу «все, что не разрешено правом, запрещено». Конкретно они предназначены для обеспечения правопорядка, пресечения и наказания правонарушений, а также для управления имуществом, находящимся в государственной собственности и вообще для исполнения законов, для осуществления исполнительно-распорядительной (подзаконной) деятельности.

Нормы процессуального права устанавливают надлежащую правовую процедуру разрешения споров, а также правила уголовного преследования и компетенцию органов, осуществляющих процессуальные действия. Несоблюдение процессуальных правил лишает судебные и полицейские решения юридической силы. Надлежащая правовая процедура разрешения споров препятствует произвольному ограничению свободы и собственности.

Это судебная процедура: перед лицом суда формально равны любые субъекты, выступающие в качестве сторон спора, любые участники процесса.

Нормы отраслей права официально формулируются в законах (законодательстве) и других источниках права. При этом отраслевая структура права не совпадает с отраслевой структурой правового законодательства, существующей в развитых правовых системах.

Отрасль правового законодательства - это совокупность правовых норм, обособленных (систематизированных) законодателем в соответствии с доктринальным делением права на отрасли и подотрасли и в соответствии с потребностями законодательного регулирования.

В рамках отрасли законодательства нормы систематизируются путем кодификации (путем создания кодекса) или консолидации (объединения) нормативных актов, относящихся к одному предмету регулирования. Одной отрасли права могут соответствовать как одна, так и несколько отраслей правового законодательства. Так, нормы конституционного права содержатся только в конституции и конституционно-правовом законодательстве, нормы уголовного права - только в уголовном законодательстве (обычно - в уголовном кодексе). Но другим отраслям права обычно соответствуют несколько отраслей законодательства.

По мере исторического развития национальных правовых систем происходит разветвление отраслей законодательства, соответствующих гражданскому, административному и процессуальному праву. При этом, во-первых, отдельные подотрасли гражданского, процессуального и административного права кодифицируются как самостоятельные отрасли правового законодательства. Во-вторых, формируются комплексные отрасли правового законодательства, состоящие, в основном, из норм гражданского и административного права.

Разветвление отраслей правового законодательства - это не произвольное творчество законодателя, оно имеет объективные предпосылки. В ходе исторического развития усложняется структура общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Соответственно усложняется и отраслевая структура системы права: накапливается нормативный материал, и в рамках отраслей обособляются подотрасли права. Эти подотрасли приобретают самостоятельное значение, и законодатель может выделить их в самостоятельные отрасли правового законодательства. Отрасль законодательства, которая состоит из норм одной подотрасли права, имеет свой особенный предмет, выделяющийся из общего предмета соответствующей отрасли права. Комплексные отрасли правового законодательства не только имеют особенный предмет, но и сочетают в себе методы регулирования, характерные для частного права и публичного (административного) права. Это отрасли частно-публичного правового законодательства.

История права демонстрирует разные варианты обособления подотраслей права в качестве самостоятельных отраслей законодательства. Так, для гражданского (частного) права характерно наличие основной отрасли законодательства - кодифицированного «собственно гражданского» законодательства, наряду с которым возможно самостоятельное торговое законодательство - нормы гражданского права, регулирующие торговые отношения, кодифицированные отдельно от гражданского кодекса. Кроме того, в ХХ веке во многих странах от «собственно гражданского» отделяется брачно-семейное законодательство, и во всех правовых системах с развитой отраслевой структурой некоторые институты гражданского права составляют основу комплексных отраслей правового законодательства (земельное, хозяйственное и т. д.). При этом гражданский кодекс выступает как основная законодательная форма гражданского права. В нем сосредоточены общие нормы и большая часть специальных норм гражданского права. Никакие нормы гражданского права не могут противоречить нормам гражданского кодекса.

Комплексные отрасли правового законодательства сочетают в себе нормы, которые, по сути, являются нормами гражданского права и административного права. В процессе их законодательного оформления происходит систематизация норм гражданского и административного права, одновременно регулирующих одни и те же группы отношений, связанные с определенным объектом (например, земля, природные ресурсы) или с определенной деятельностью (хозяйственная, банковская)

Появление комплексных отраслей правового законодательства происходит вследствие расширения предмета административно-правового регулирования, распространения публичного права на некоторые подвиды отношений, традиционно составлявшие предмет частного права. Такая экспансия административного права не является результатом произвольного законотворчества. Она объективно необходима для защиты публичноправового интереса от произвола частных лиц в усложняющихся общественных отношениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

Частное и публичное право

Введение

мировой право частный публичный

Актуальность выбранной мной темы исследования заключается в том, что институт публичного и частного права, является одним из самых существенных и важных в системе общего права. Он регулирует правоотношения между частными лицами и государством. Бесспорно актуальными вопросами становятся такие вопросы как развития публичного и частного права в современном обществе, потому что Российское законодательство постоянно претерпевает изменения в своей основе. Указом Президента РФ был организован Исследовательский центр частного права, который направлен на развитие и регулирование частных правоотношений. Регулярно изменяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в основу которого легли идеи частного права. Сегодня законодательство постоянно изменяется: принимаются новые федеральные законы, вносятся поправки в уже существующие НПА, регулирующие всевозможные сферы общества. Этот процесс долгий и очень трудный, потому что многие не все принятые НПА идут на пользу частным лицам или государству, не редкость, что создание законодательных актов продиктовано личным интересом отдельных социумов сплоченных в группы лиц. Важность разделения частного и публичного права является официальное признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые юридически запрещены и ограничены государству. Государство должно и обязано признавать частную собственность, а так же свободу личной и свободу выбора деятельности человека.

Ещё в Римской империи появились и успешно применялись отрасли публичного и частного права. Заслуга римских юристов заключается в выделили частного права их общего как противоположность праву публичному. Большое внимание было уделено частному праву и совсем мало публичному праву. Одна часть институтов была позаимствована из египетского и греческого права, другая часть была определена волей очередного императора, еще часть состояла из местных традиций, привычек и обычаев. Но как бы то ни было, римское право остается родоначальником права нынешнего. В дальнейшем развитие римского права в других государствах напрямую зависело от места, времени, традиций и обычаев определенного народа либо целого государства.

Целью данной курсовой работы является многостороннее рассмотрение института частного и публичного права. Для достижения поставленной целей при написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи :

Изучить историю зарождения и становления института частного и публичного права;

Определить принципы, методологию, сущность, принципы частного и публичного права;

Определить положение частного и публичного права в общей системе права;

Ознакомится с научными трудами о публичном и частном праве различных современных авторов, определить их взгляды и отношение к данному институту;

Систематизировать весь изученный материал, проанализировать и сделать вывод.

Объектом исследования является изучение частного и публичного права в России.

Предметом исследования являются возникновение и развитие частного и публичного права.

В работе использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез, системный и функциональный подходы), так и частнонаучные - исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 . Общая характеристика частного и публичного права

Разграничение права на частное и публичное определили еще в Римской Империи. Частное право относится к пользе отдельных лиц, а публичное право относится в частности к положению римского государства - таково мнение римского права. В дальнейшем критерии развития отнесения права к частному или публичному многократно уточнялись, однако признание практической и научной значимости данного деления права на частное и публичное оставалось неизменным.

Другое определение характерно для правовой системы России, которая большое время не признавала разграничения права на публичное и частное. Главной причиной этого заключалась в отсутствии института частной собственности. Только после исчезновения могучей державы СССР и признания государством прав частной собственности мы вновь видим появление деления права на частное и публичное. К тому же, зарождающиеся институты торговли и признание частной собственности направляют проблему разделения права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в область практического применения.

Вопрос связанный с разделением права на публичное и частное и их соотношении касается всех сторон человеческого быта. Эти стороны определены как: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Важный смысл разграничения права на публичное и частное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционное определение: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» получает предметно-юридическое воплощение во всей традиционной системе права.

Разграничение права на публичное и частное означает официальное признание всех сфер общественной жизни, вторжение в которые государства официально является запрещенным или ограниченным законом. Тем самым исключается возможность самовольное вторжения государства в сферу личной свободы человека и гражданина, а так же официально узаконивается уровень и границы «прямого приказа» государства и подчиненных ему структур, расширяются пределы свободы частной инициативы и собственности.

Но самое значимое это то, что разграничение начал публично-правовых и частно-правовых в условиях демократического режима активизировалось и оно необходимо важно для процесса психологического освобождения общественного сознания от веры во вседозволенность государственного аппарата. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства.

Россия в содружестве европейских стран предполагает интернационализацию современной российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом. Необходимо выделить, что разделение права на публичное и частное, которое существует во всех развитых европейских странах, будет способствовать достижению поставленной цели данной курсовой работы.

На данном этапе, мне необходимо определиться и задать себе вопрос какие же отрасли права относятся к публичному, а какие к частному праву?

Основная сущность частного права нашла отражение в его принципах - автономии личности и независимости, свободы договора и признании защиты частной собственности. Частное право определяется как право, отстаивающее интересы человека и гражданина в его взаимоотношениях с другими людьми. Его нормы направлены на урегулирование сферы гражданских отношений вмешательство в которые регулируют деятельность государства и ограничивают его вседозволенность. В сложившейся сфере действия частного права лицо самостоятельно определяет и решает, пользоваться ли ему своими правами или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать как ему будет угодно.

Абсолютно другое дело сфера действия публичного права. Государство выступающее в публично-правовых отношениях заведомо имеет преимущество перед другими участниками то есть стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон как я уже отметил всегда выступает государство, его орган в лице сотрудника этого органа, который наделен определенными властными полномочиями. В данной сфере публичного права правоотношения регулируются за счет определенного единого центра, каковым и является государственная власть.

Частное право должно определятся как область свободы физического или юридического лица. Публичное же право является сферой господства императивных начал, неизбежности, а не дозволенность воли и частной инициативы.

Представленная система частного и публичного права обусловлена природой частного и публичного права, особенностями национальной правовой культуры. Принимая во внимание этот факт частно-правовая и публично-правовая системы долны быть определены следующим образом. Частное право составляет гражданское право, земельное право, трудовое право, семейное право и международное частное право. В свою очередь публичное право составляет конституционное право, уголовное право, финансовое право, административное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, а так же международное публичное право.

Бесспорно, что абсолютной частно-правовой или публично-правовой отрасли не существует. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Публично-правовые элементы, как справедливо отмечает В.В. Лазарев, присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Это обусловлено тем фактом, что за последние годы в России прошли существенные изменения форм собственности на землю. Эти изменения принципиально повлияли на основные положения земельного права, перешедшего в большей части под «юрисдикцию» частного права. Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей публичного и частного права. В данном случае можно с уверенностью говорить о нескольких тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Я считаю, что такие отрасли права, как гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, а также отрасли законодательства - арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное, относятся к единой ветви публичного права - процессуальное право. Что касается внутриотраслевой дифференциации, то не так давно произошло выделение муниципального права из состава конституционного и справедливо будет сказать, что по опыту зарубежных стран можно предположить, что в скором времени произойдет отделение налогового права из состава финансового.

Вся система права зависит от влияния субъективного фактора, такого как нормотворческой деятельности государства. Безусловно данный фактор оказывает значительное влияние на соотношение между публичным и частным правом. Очевидно, что если возобладает идея сильного государства, то это будет означать ни что иное как усиление публично-правовых начал в общественной жизни. Если же такой значимый принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частно-правовые начала будут расширять сферы своего влияния.

В настоящий момент под частным правом учеными понимается совокупность правовых норм, направленных на урегулирование частные правоотношения. Правильное понимание данного тезис предполагает первичность отношений складывающихся в обществе и подлежащих правовому регулированию, в сравнению с правовыми нормами. Стоит отметить, что правовые нормы возникают в последствие средств и способов регулирования общественных отношений. Данный тезис относиться к частным отношениям существующим в нашем обществе вне прямой зависимости от их регулирования нормами права. Так же стоит сказать, что в меньшей степени они применяются публичными правоотношениями. Это связано с тем, что на момент образования государства публичные правоотношения возникали спонтанно и лишь со временем по мере развития общественных отношений подвергались тщательному правовому анализу и регулированию.

Выявление критерия отграничения частных правоотношений от всех прочих правоотношений требует тщательного анализа характеристик и всевозможных элементов. Проведя данный анализ можно сделать вывод, что единственным общим свойством всех частных отношений, представляются общественной практикой человеческой цивилизации обусловленные допустимость, возможность, желательность, а подчас и необходимость их возникновения, изменения и прекращения. Гражданам должно быть «доверено» приобретать и использовать имущество, торговать, выполнять работы и оказывать услуги, вступать в брак и воспитывать детей, завещать и наследовать имущество создавать и использовать произведения литературы и искусства и изобретения, наниматься на работу и предоставлять таковую своей волей и в своем интересе, каждый раз самостоятельно определять условия осуществления таких действий. Действия направленные на организацию и регулирования такого рода отношений на иных началах, предполагающих обязательность подчинения поведения участников таких правоотношений воле не участвующего в них лица, оказываются бесплодными и становятся главной причиной наступления негативных последствий в регулируемой сфере и получается так, что их социальный вред многократно превышал преимущества данного вмешательства. Особенность частных отношений выражается в том, что в них эту характеристику следует рассматривать в качестве критерия разделения публичных и частных правоотношений.

Отношения возникающие в сфере государственного управления, властного разрешения споров, обороны и обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка, обеспечения имущественной основы данных сфер возводить на основе свободного усмотрения сторон недопустимо. Эта область исключает с одной стороны добровольность вступления в правоотношение, а с другой стороны возможность свободного определения его содержания. Такие правоотношения подразумевают одностороннее воздействие одного участника отношения на другого, что допускает возможность злоупотребления со стороны управомоченного лица. Ю.А. Тихомиров определил дефиниции публичного интереса и счел нужным раскрыть составляющие данного понятия, определяя последнее как жизненно необходимое состояние общество в целом, прямая обязанность направленная на сохранению и развитию данных отношений которая лежит полностью на государстве, не переплетая между собой публичный интерес с правом.

Необходимость и значимость использования критерия интереса реализуемого в правоотношении, доказана Ю.А. Тихомировым, который приводит существенные доводы в пользу материального критерия разграничения публичного и частного права, так и в пользу определения предмета частного права через категорию интереса. Уровень интереса в своей основе был непосредственным объектом обоснованной критики. Но несмотря на это критика критерия интереса относилась, к публичному праву которое было направленно на службу общественному благу, а также частным интересам. При данной трактовке критерий интереса действительно уязвим, так как право в целом и все его элементы призваны служить достижению баланса частных и публичных интересов, что отмечается и теоретиками права, и правоприменительными органами, включая Европейский суд по правам человека. Между тем, отмеченная уязвимость критерия интереса исчезает, если интерес рассматривать в качестве критерия разграничения не подсистем права, а регулируемых им областей общественных отношений. Положению о том, что частным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых преимущественно реализуются индивидуальные интересы их участников, тогда как публичным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых (в том числе наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) реализуется интерес общества в целом, нельзя противопоставить ни тезис о балансе интересов, ибо реализация в частном отношении частного интереса не противоречит требованию соблюдения баланса интересов частного права, которое при регулировании частных отношений может, а зачастую - даже должно отступить от защиты частного интереса в пользу публичного.

Важнейшим формальным признаком публичного правоотношения, не образующим вместе с тем существа феномена, является участие в нем хотя бы на одной из сторон такого субъекта, который действует в данном отношении в качестве агента публичной власти - носителя публичной функции. Такими субъектами могут быть государство или муниципальное образование как целое, государственный или муниципальный орган, должностное лицо, а также специфический субъект, наделенный в силу закона в установленных обстоятельствах особыми публичными функциями.

Вопрос о соотношении частного и публичного права не является только общетеоретическим вопросом. Он носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство (пределах такого вмешательства) в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Представители одной группы теорий при отыскании критерия разграничения частного и публичного права исходят из самого содержания регулируемых отношений, обращая внимание на то, что регулирует та или иная норма права или их совокупность, что из себя представляет содержание того или иного правоотношения. Таким образом, выставляется, материальный критерий разграничения.

Другие - смотрят на самый способ, прием регулирования или построения тех или иных правоотношений, на то, как регулируют те или иные нормы, как строится то или иное правоотношение. То есть, в основу разделения кладется формальный критерий.

Рассмотрим далее особенности формального и материального критериев. К формальным теориям следует отнести теорию метода правового регулирования. Суть теории метода правового регулирования сводится к тому, что на первый план выдвигается вопрос не о защите правом какого-либо интереса, а о методе (способе) такой защиты (по формальному критерию). Сторонники формального критерия разграничения частного и публичного права придерживаются также весьма существенно друг от друга отличающихся точек зрения, которые могут, однако, быть сведены к трем основным направлениям.

Общей чертой всех этих теорий является то, что они принимают за основу разграничения сам способ регулирования или построения правоотношений. Одна группа представителей формального критерия понимает вопрос о том, как регулируют те или иные нормы в смысле вопроса, кому предоставлена инициатива защиты права в случае его нарушения.

Право публичное-то, которое охраняется по инициативе государственной власти в порядке суда уголовного или административного, а право частное-то, которое охраняется по инициативе частного лица, его обладателя, в порядке суда гражданского. Родоначальником этой теории должен быть признан немецкий правовед Рудольф Фон Иеринг для которого в понятии (частного) субъективного права важна самозащита интереса. В развитом законченном виде мы находим эту теорию у Тона, который выставил следующий критерий для разграничения частного и публичного права: по его мнению, решающим признаком являются те юридические последствия, которые влечет за собой факт нарушения данного права: если защита права в случае его нарушения предоставлена самому заинтересованному лицу, его обладателю, путем частноправового притязания, то здесь мы имеем дело с частным правом; если же органы власти должны выступить на защиту нарушенного права, перед нами право публичное.

В русской науке права выставленная Тоном теория инициативы защиты как критерия разграничения частного и публичного права, нашла своего последователя в лице профессора А.Г. Муромцева, учившего, что гражданские права защищаются не иначе как по призыву частных лиц - их субъектов, напротив, в публичном праве все движение защиты исходит от воли органов власти.

Против теории инициативы защиты можно привести следующие основные возражения. Теория инициативы защиты переносит критерий разграничения к моменту нарушения права, берет болезненное состояние права (правоотношения), а не правоотношение как таковое, само по себе.

Возбуждение уголовного преследования возможно и по частной инициативе, также, как и защита публичных субъективных прав граждан. Нередко наиболее затруднительным является именно выяснение вопроса, кому в том или ином случае предоставлена инициатива защиты: правовая норма часто не дает никаких, даже косвенных указаний для разрешения этого вопроса; в особенности это следует сказать о нормах обычного права.

У римлян частное право составляло часть гражданского права. В средние века юстиниановы кодексы стали приобретать силу в западных государствах под именем свода гражданского права. Но так как из них заимствовались преимущественно постановления, касавшиеся частноправовых отношений, то название «гражданское право» мало-помалу отождествилось с термином «частное право».

На основании произведенного разбора различных теорий разграничения частного и публичного права на формальные и материальные критерии необходимо прийти к выводу, что каждая из этих теорий содержит в себе зерно истины, подмечает те или иные черты действительности. В этом отношении до известной степени правы сторонники объединения материального и формального критерия. Их ошибка заключается лишь в том, что они стремятся использовать оба критерия одновременно для одной и той же цели, тогда как каждый из них имеет совершенно самостоятельное значение и область применения. Для сравнительной оценки и уяснения удельного веса материального и формального критерия необходимо также иметь в виду историческую изменчивость границ между частным и публичным правом, а равно и отсутствие резкой демаркационной линии между этими двумя правовыми областями в каждый данный момент. То, что в один исторический период представляет из себя сферу публично-правового регулирования, в другое время может оказаться переброшенным в область частного права.

На примере современного нам права мы всегда имеем возможность убедиться, насколько велико переплетение и проникновение публично-правовых элементов в область частного права, его «публицизация» и наоборот. Поэтому каждый их этих двух типов правового регулирования эффективен лишь тогда, когда он применяется к тем общественным отношения, которые по своей природе нуждаются именно в данном типе правового регулирования.

В заключении данной главы, я пришел к выводу, что в основу разделения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий разграничения. Это разграничение должно проводиться в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего системе частного и системе публичного права. К этому следовало бы добавить, что если судебное производство может быть возбуждено по инициативе частного лица, его волей и в его интересах по спору из правоотношений, построенных на началах координации, то такое правоотношение несомненно относится к частному праву.

Частноправовое отношение построено на началах координации (юридического равенства и автономии воли) субъектов, независимо от усмотрения государственной власти. При этом «государственная власть обязана признавать, конституировать и принудительной силой поддерживать эту юридическую значимость и обеспечивать решение всех спорных опросов независимым судом». Частное право также представляет собой систему децентрализованного регулирования общественных отношений.

2 . Частное и публичное право в правовой системе России

К крупным блокам в системе права относятся публичное и частное право - членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т.п. (частное право). Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего Рима. Но они же отмечали и известную условность такого членения, так как многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями. Однако история правового развития показывает, что признание частного права (гражданского права в современном прочтении) имеет большое социальное значение, так как на первый план выдвигает гражданина, индивида, утверждает о его экономических, личных, культурных правах, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком.

Наличие частных прав делает их носителя активным участником общественной, прежде всего экономической жизни, делает его политически самостоятельным, способутвует стабильности, предсказуемости общественных отношений. Следует отметить, что развитие частного права - это общепланетарная тенденция. В современной России она получила свое воплощение в принятии Гражданского кодекса (первой и второй частей), многих других нормативно-правовых актов. Различение подсистем частного и публичного права дает наиболее общее представление о структуре права, внутреннем строении системы правовых норм.

Подсистемы - это наиболее крупные структурные подразделения в системе права. При более детальном рассмотрении в системе права различаются отрасли права и правовые институты. А именно: система правовых норм как целое подразделяется на отрасли права, которые в свою очередь подразделяются на подотрасли и правовые институты.

Данная отрасль права определяется как совокупность всех правовых норм направленных на регулирование общественных отношений конкретного типа определенным методом. В основе разграничения отраслей права находятся объективные различия предметов правового регулирования. То есть определенного рода типы общественных отношений, которые урегулированы правовыми нормами. Предмет регулирования в сущности определяет метод правового воздействия на них, определенное сочетание дозволений и запретов, преимущественную императивность или диспозитивность современного законодательства, а так же специфику санкций. Каждая отрасль права имеет свой уникальный метод регулирования общественных отношений, но методы отраслей частного права и публичного права принципиально различаются.

Для гражданского права более характерен дозволительный метод регулирования. Юридически признанные и сформулированные в законе нормы гражданского права являются частью всей системы правовых отношений и являются лишь образцом поведения в типичных ситуациях. Стороны частного права независимые и равные друг от друга и регулируют свои отношения договорами, но при этом они пользуются определенным образцом. Не стоит забывать, что и в частном праве есть императивные нормы, нарушение которых влечет за собой полную недействительность договора. В отраслях публичного права существуют и действуют только императивные нормы которые требуют безусловного выполнения определенных обязанностей и запрещают противоправное поведение. Конституционные, процессуальные и административно-правовые нормы, регулирующие и устанавливающие компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц, требуют осуществления этой компетенции и запрещают выходить за ее пределы. В публичноправовых отношениях государственные органы и должностные лица подчинены требованию «все, что не разрешено правом, запрещено». Отрасль (подотрасль) права делится на правовые институты которые составляют обособленные группы юридических норм, регулирующих однородные отношения.

Наиболее тесная системная связь отдельных правовых норм существует в рамках институтов. Отраслевой правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих однородные отношения в пределах отрасли права, самостоятельное подразделение отрасли права. Так, в гражданском праве существуют, например, институты собственности, наследования, обязательственного права, авторского права; в конституционном - институты гражданства, избирательного права и другие. Кроме того, в науке принято выделять в рамках системы права межотраслевые правовые институты - конструкции, имеющие познавательно-информационное и практическое значение. При этом в отдельные межотраслевые институты объединяются сходные отраслевые институты: например, институт юридической ответственности в гражданском, уголовном, административном праве. Помимо этого в межотраслевой институт можно объединять нормы разных отраслей права, связанные с определенным отраслевым институтом.

Так, в межотраслевой институт избирательного права включают нормы не только конституционного, но и административного и уголовного права, регулирующие отношения, связанные с выборами. В межотраслевой институт международного частного права включаются нормы гражданского, процессуального, а иногда и трудового права, регулирующие отношения с так называемым иностранным элементом.

Отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов юридической науки. Причем правовая доктрина различает отрасли права и отрасли правового законодательства. Отрасли (и подотрасли) права разграничиваются наукой (доктриной). Отрасли же правового законодательства разграничиваются законодателем по мере развития правовых систем в соответствии с выводами науки об отраслях (и подотраслях) права, об их соотношении и взаимодействии. Совокупность отраслей права и совокупность отраслей правового законодательства объемлют один и тот же нормативно-правовой материал, но структурируют его по-разному. Различение отраслей правового законодательства дает более дробное и более сложное структурирование права.

Существует всего пять отраслей права. Во-первых, это частное, или гражданское, право: частное право как подсистема права включает в себя только одну отрасль; следовательно, отрасль права, именуемую гражданским правом, столь же уместно называть частным правом. Во-вторых, есть четыре отрасли публичного права - конституционное («государственное»), уголовное, административное и процессуальное.

Отрасли права различаются по типу регулируемых отношений и методам регулирования. Они имеют объективное предназначение, их формирование и обособление не зависит от усмотрения законодателя. Нормы всех отраслей права существуют с того времени, когда возникает право. Последнее утверждение относится и к нормам конституционного права нормам, определяющим исходную правосубъектность индивидов. Нормы гражданского права (частное право) описывают права и обязанности, характерные для типичных отношений свободного эквивалентного обмена, и гарантируют установление субъективных прав и юридических обязанностей по принципу «незапрещенное разрешено».

Субъекты гражданского права приобретают и осуществляют субъективные права своей волей и в своем интересе. Гражданское право регулирует, главным образом, имущественные отношения по принципу формального равенства, но оно не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Предназначение конституционного права - установление общих правовых рамок публичной политической власти. В предмет конституционного права входят, прежде всего, отношения типа «индивид государство». Конституционное право определяет статус полноправных субъектов. Современные конституции, прежде всего, гарантируют первичные права индивида (общий правовой статус человека и гражданина). Далее, конституционное право устанавливает организацию государственной власти, необходимую ради правовой свободы. Когда законы или обычаи государства регламентируют правомочия высших государственных органов, они тем самым полагают правовые пределы власти. Нормы, описывающие общий правовой статус человека и гражданина, тем самым косвенно запрещают кому бы то ни было, прежде всего - властным субъектам, нарушать пределы минимальной неотъемлемой свободы. Эти нормы гарантируют такую свободу, которая исключает публичное или частное вмешательство, обеспечивают гражданам возможность участия в публичной жизни, позволяют требовать полицейской и судебной защиты прав и свобод.

Другие нормы конституционного права определяют статус (правомочия) высших государственных органов, разграничивают их компетенцию, устанавливают разделение властей, препятствующее узурпации государственной власти и тирании. Если, вместо разделения властей, конституция закрепляет верховенство одного органа власти («полновластие»), то это - фиктивная конституция, имитирующая ограничение власти.

Административные (полицейские) правомочия государственных органов и должностных лиц устанавливаются в законе (дозволяются законом) по принципу «все, что не разрешено правом, запрещено». Конкретно они предназначены для обеспечения правопорядка, пресечения и наказания правонарушений, а также для управления имуществом, находящимся в государственной собственности и вообще для исполнения законов, для осуществления исполнительно-распорядительной (подзаконной) деятельности.

Нормы процессуального права устанавливают надлежащую правовую процедуру разрешения споров, а также правила уголовного преследования и компетенцию органов, осуществляющих процессуальные действия. Несоблюдение процессуальных правил лишает судебные и полицейские решения юридической силы. Надлежащая правовая процедура разрешения споров препятствует произвольному ограничению свободы и собственности. Это судебная процедура: перед лицом суда формально равны любые субъекты, выступающие в качестве сторон спора, любые участники процесса.

Нормы отраслей права официально формулируются в законах (законодательстве) и других источниках права. При этом отраслевая структура права не совпадает с отраслевой структурой правового законодательства, существующей в развитых правовых системах.

Отрасль правового законодательства - это совокупность правовых норм, обособленных (систематизированных) законодателем в соответствии с доктринальным делением права на отрасли и подотрасли и в соответствии с потребностями законодательного регулирования. В рамках отрасли законодательства нормы систематизируются путем кодификации (путем создания кодекса) или консолидации (объединения) нормативных актов, относящихся к одному предмету регулирования. Одной отрасли права могут соответствовать как одна, так и несколько отраслей правового законодательства. Так, нормы конституционного права содержатся только в конституции и конституционно-правовом законодательстве, нормы уголовного права - только в уголовном законодательстве (обычно - в уголовном кодексе). Но другим отраслям права обычно соответствуют несколько отраслей законодательства.

По мере исторического развития национальных правовых систем происходит разветвление отраслей законодательства, соответствующих гражданскому, административному и процессуальному праву. При этом, во-первых, отдельные подотрасли гражданского, процессуального и административного права кодифицируются как самостоятельные отрасли правового законодательства. Во-вторых, формируются комплексные отрасли правового законодательства, состоящие, в основном, из норм гражданского и административного права.

Отрасли гражданского права правоведы выделяются в отдельные отрасли законодательства. Также существует несколько отраслей частного права - это торговое и брачно-семейное законодательство, которые кодифицируются отдельно от гражданского кодекса и собственно гражданское законодательство. В своей сущности брачно-семейное и торговые правоотношения являются под отраслью гражданского права. Так же правовые отношения гражданского права содержатся в комплексных отраслях законодательства таких как административное право.

Разделение правового законодательства имеет объективные предпосылки. В процессе исторического развития государства усложняется структура правоотношений в обществе, которые должны быть урегулированы правом. Вместе с этим усложняется и структура системы права. Это отражается в накоплении нормативно правовой базы, а также обособлением отраслей права в общей системе. Данные под отрасли обретают самостоятельное значение, и следовательно юридически они подлежат выделению их законодателем из общей системы права в самостоятельные правовые отрасли. Для того чтобы законодатель выделил под отрасль права она должна иметь свой собственный предмет который будет выделять ее от отрасли права.

Нормы процессуального права стандартно как правило развивается в форме нескольких отдельных отраслей законодательства: гражданского процессуального и уголовно-процессуального. Помимо этого, существует возможность создания новых отраслей процессуального права.

Процессуальное законодательство является правовой формой властно - публично применения норм материального права. Процессуальное право в системе законодательства состоит из двух под отраслей: уголовно-процессуального и гражданско - процессуального права. В процессе развития правовых систем сперва наперво происходит набор правовых норм, а уже потом происходит деление этих под отраслей на уголовно - правовые и гражданско-правовые под отрасли права. Накопленный материал в каждой области права нуждается в обособлении и унификации. Необходима консолидация с последующей кодификацией норм уголовного процесса отдельно от норм гражданского процесса. В конечном итоге обязательно происходит процедура деление применения норм гражданского права и уголовного права, и процессуальные подотрасли становятся самостоятельными отраслями процессуально-правового законодательства.

Для сравнения, истец и ответчик которые являются сторонами гражданского процесса равные в своих правах и обязанностях и являются независимыми друг от друга субъектами спора о праве. В уголовном процессе сторонами является с одной стороны обвиняющая сторона и обвиняемый. Обвиняющая сторона осуществляет уголовное преследование обвиняемого. В суде обвинитель и подсудимый формально равны, но в правоотношениях уголовного преследования данного. Такие отношения определяются как повеления-подчинения. Вся разница в том, что в гражданском процессе нет такого понятия как презумпция невиновности, а в уголовном есть.

Данные отрасли законодательства содержат в себе нормы гражданского права и административного права. При их оформления существует систематизация норм административного и гражданского права. Систематизация одновременно регулирует определенные группы отношений, связанные с объектом ил определенной деятельностью. Выявление отраслей правового законодательства происходит в процессе расширения предмета правового регулирования и распространения публичного права на некоторые подвиды отношений которые традиционно составляют предмет частного права. Отрасль административного права в целом не является результатом произвольного законотворчества, она необходима для защиты публично правового интереса от произвола частных лиц в усложняющихся общественных отношениях.

Так, земля и другие природные ресурсы составляют особые объекты собственности. Это природные объекты, образующие среду обитания человека, естественную среду, в которой существует население государства, развивается общество. Поэтому земля и другие природные ресурсы являются объектом публичного интереса, выражаемого и защищаемого государством. Путем кодификации норм права, регулирующих отношения собственности на землю и другие природные ресурсы, а также отношения землепользования (использование природных ресурсов) законодатель создает комплексные отрасли земельного или природоресурсного правового законодательства. Специфика этого законодательства - административно-правовое регулирование землепользования (использования природных ресурсов) независимо от формы собственности. В частности, земельное законодательство устанавливает обязательные для всех собственников и землепользователей режимы использования земель разных категорий, земель, имеющих разное предназначение. Смысл земельного законодательства - ограничение правомочий собственности на землю по мотивам публичного интереса.

Итак, частное и публичное право являются двумя необходимыми компонентами системы права. Однако, отмечая сам факт существования двух подсистем права - частного и публичного, нельзя не обратить внимания на явление взаимодействия между ними.

Определить взаимодействие между различными частями права, в том числе между частной и публичной его подсистемами, возможно как их взаимную связь, обусловленную функционированием соотносящихся правовых образований в рамках целого - права, и служащую достижению общей цели права - упорядочению массива взаимопересекающихся общественных отношений. Важно подчеркнуть, что подобная связь является развивающейся, динамичной, хотя бы потому что границы между теми или иными правовыми образованиями могут быть исторически изменчивыми, на что указывается в научной литературе, например, по отношению к частному и публичному праву С.С. Алексеевым, Ю.А. Тихомировым, а также другими авторами. Кроме того, в научной литературе справедливо отмечается, в частности Н.В. Колотовой, что под взаимодействием следует понимать не только взаимные связи между явлениями, но и всякое активное отношение между ними. Представляется, что при оценке такого явления как взаимодействие в праве указанная позиция, несомненно, должна быть учтена.

В.Ф. Яковлев справедливо указывает: «Если нет развитого частного права, рассчитывать на эффективное развитие общества не приходится. Если нет развитого публичного права, частное право не может быть действенным».

Системный характер связи частного и публичного права обуславливает невозможность реального совершенствования правового регулирования исключительно в рамках одного из них, без учета взаимодействия.

Так, Ф.М. Раянов пишет, что частное и публичное право есть «…парные категории, которые работают во взаимодействии друг с другом».

Нерсесянц В.С указывает, что: «…деление права на публичное и частное… предполагает постоянное взаимодействие частноправовых и публично-правовых норм. Совершенство правовой системы зависит от соблюдения баланса между этими частями, разумного использования отсылок от одних норм к другим».

Определяя связь частного и публичного права, необходимо отметить тот факт, если мы хотим чтобы было обеспечено тесное взаимодействие частного и публичного права доле н быть определенный баланс, который постоянно будет регулировать данные правоотношения, без этого ни публичное ни частное право эффективно функционировать не может. Частное право должно подкрепляться нормами публично-правового воздействия и защитой, исходящей от публичного права, тогда оно будет эффективно».

Таким образом, нормы частного и публичного права не могут эффективно действовать друг без друга. При этом, публичное право устанавливает правосубъектность индивидов, обеспечивает правосубъектность и безопасность угрозой наказания для тех, кто посягает на жизнь, личную свободу, собственность и другие правовые ценности.

Следовательно, требуются публично-властные институты, обеспечивающие правовую свободу и принуждающие к соблюдению правовых запретов.

Соответственно требуются нормы публичного права, которые устанавливают правомочия этих властных институтов, необходимые для защиты правопорядка, для пресечения и наказания нарушений правовых запретов, для разрешения конфликтов. Наконец, нужны нормы, регулирующие участие индивидов-субъектов права в формировании и осуществлении государственной власти.

Круг индивидуальных субъектов политического участия и степень их участия определяют, в какой мере государственно-властные субъекты будут признавать, соблюдать и защищать правовую свободу.

Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), тогда как частного права - особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д.

Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие. В то же время, происходит постоянное сближение частного и публичного права. Так, нормы Конституции, закрепляющие экономические права граждан Российской Федерации, получают развитие в отраслевом законодательстве. Происходит сближение норм конституционного и гражданского права. Вот что по этому поводу пишет Нерсесянц В.С: «Итак, с одной стороны, конституционное право начинает регулировать важнейшие экономические отношения, в том числе ранее считавшиеся монополией частного права, с другой стороны, происходит усиление публичных начал в гражданском праве». Тесное взаимодействие публичного и частного права приводит к «размыванию границ между публичным и частным правом, к образованию комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны».

Подводя итоги написания данной главы, я пришел к выводу, что взаимодействие публичного и частного права должно основываться на внедрении частноправовых начал в публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все более широко регулироваться с использованием элементов частноправового метода. Целесообразно также в одном из федеральных конституционных законов предусмотреть механизм устранения противоречий между публично-правовыми и частноправовыми нормами на стадии подготовки и принятия соответствующих законопроектов. Этого можно добиться путем установления законоположения, в соответствии с которым нормы публичного права, изменяющие частноправовые отношения, могут быть введены в действие лишь после соответствующего изменения законодательства, регулирующего эти частноправовые отношения, и, напротив, введение в действие новых частноправовых норм должно сопровождаться (при необходимости) изменением и публично-правового регулирования соответствующих отношений.

3. Международное публичное и частное право

Международное публичное и частное право тесно связаны между собой. Нормы международного публичного и частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях.

Международное частное право - совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.

Международное публичное и частное право различается по нескольким критериям. Первый критерий - содержание регулирующих отношений. Международное публичное право имеет межгосударственный характер правоотношений. Отличительным качеством является суверенитет государств, который обуславливает специфику межгосударственных отношений как властные отношения (в публичном праве хотя бы у одной стороны должны быть властные полномочия). В международном частном праве в содержание отношений входят отношения между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере. Здесь отсутствуют властные полномочия по отношению друг к другу, отношения носят государственно-невластный характер. Международные немежгосударственные невластные отношения возникают, когда: один субъект является иностранным или находится на территории иностранного государства, когда объект на иностранной территории, либо юридический факт происходит заграницей.

Следующий критерий определяют как субъект регулируемых отношений. В международном публичном праве субъектом выступает государство, а в международном частном праве - физические и юридические лица.

Международное публичное и частное право различается по источникам. В международном публичном праве источники такие как международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций. Конференций. В международном частном праве - внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международный правовой обычай и судебные прецеденты.

В международное частное право входят нормы следующих видов:

Материально-правовые;

Коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства).

Различен и порядок рассмотрения споров. В международном публичном праве споры рассматриваются на государственном уровне и специальными органами по защите прав человека. В международном частном праве - международным коммерческим арбитражем или государственным арбитражем.

Международное публичное право состоит десятка из:

Воздушного;

Космического;

Международного морского;

Международно-экономического;

Международного сотрудничества в области науки и культуры;

Международного уголовного;

Международно-правовой охраны окружающей среды;

Международного регулирования иностранных инвестиций;

Права международной безопасности.

Международное частное право включает в себя вопросы:

Интеллектуальной собственности;

Перевозки грузов и пассажиров;

Международной частной собственности;

Трудовых отношений;

Брачно-семейных отношений;

Договорных обязательств;

Денежных обязательств, расчетов;

Внедоговорных обязательств;

Наследования.

В различных странах сложилась разная система права. Наиболее распространенной является романо-германская правовая семья, В ней деление права на частное и публичное проводится по тем же критериям, что и в России, а основой выступает римское право. В таких странах как Италия, Франция, ФРГ, Испания, Португалия, частное и публичное право составляют те же отрасли и институты права, что и в России.

Следующая правовая семья - английская. Англия и США не признает деления права на частное и публичное, поскольку в таком делении видят отказ от идеи о том, что государство и его органы подчинены праву. Английские юристы делят право на:

Право справедливости;

общее право.

Такое деление возникло еще в Англии. Право справедливости - совокупность норм, которые создаются судом канцлера, с тем, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. Это право действует в отношении конкретных лиц, которым канцлер выдавал приказы или запрещения. Оно включает в себя разрешение споров о недвижимости, доверительной собственности, о торговых товариществах, несостоятельности (банкротстве), наследовании.

Подобные документы

    Частное и публичное право: из истории становления и развития. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Частное и публичное право в системе РФ: отрасли и правовые блоки. Международное публичное и частное право в России.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2007

    Наука публичного и частного права затрагивает отношения между государством и частными лицами - история возникновения и развития. Предмет, методология, принципы, сущность публичного права и частного права. Их проблемы и место в общей системе права.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2008

    Современное содержание понятий "частное" и "публичное" право. Критерии разграничения частного и публичного права. Основы классификации и соотношение отраслей и правовых блоков в системе права России. Иски о взыскании из государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Частное и публичное право: из истории становления и развития в зарубежных странах и в России. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права. Международное публичное и частное право в правовой системе России, проблемы их соотношения.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2011

    Общая характеристика публичного и частного права. Критерии их разграничения и соотношения в Российской Федерации. Право (пределы) вмешательства государства в частную жизнь граждан. Теория о разделении права древнеримского юриста Доминиция Ульпиана.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Изучение концепций разграничения публичного и частного права в различных теориях права. Принцип и состав деления права на публичное и частное. Сущность современной теории деления права. Проблемы становления и развития публичного и частного права в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Значение взаимодействия международного публичного и частного права, особенности их взаимодействия и проблема соотношения. Анализ проблемы "противоположности" компонентов публичного и частного в международном праве, превалирования первого над вторым.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Зарождение, развитие, падения и взлеты "частного" и "публичного" права в России в ХХ в., отрасли частного право в РФ. Структура и проявление публичного право в отраслях права: конституционном, административном, налоговом, уголовном, международном.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2007

    Представления исследователей о формировании публичного и частного права в России. Формы выражения, нормативная закрепленность и особенности публичного права. Особенности правового обеспечения частного права в Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2017

    Общее понятие частного права. Особенности и характеристики частного, публичного, гражданского права. Источники частного права и их виды. Римское частное право и его влияние на современные правовые системы. Европейская и украинская системы частного права.

  • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
    • Теория государства и права как наука
    • Предмет науки теории государства и права
    • Структура науки теории государства и права
    • Методология науки теории государства и права
    • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
    • Теория государства и права в системе юридических наук
    • Функции науки теории государства, и права
  • Происхождение государства и права
    • Основные теории происхождения государства и правя
    • Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
    • Происхождение государства (современные трактовки)
    • Происхождение права
  • Понятие, сущность, типология и функции государства
    • Понятие государства
    • Сущность государства
    • Социальное назначение и функции государства
  • Государственная власть и ее механизм
    • Понятие государственной власти
    • Структура государственной власти
    • Механизм государственной власти
    • Принципы организации и деятельности государственного аппарата
    • Понятие и классификация органов государства
    • Государственное управление и самоуправление
  • Формы государства
    • Понятие и элементы формы государства
    • Формы правления
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-правовой режим
  • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
    • Понятие, признаки и общая характеристика социальных норм
    • Технические и юридико-технические нормы
  • Сущность права
    • Понятие и признаки права
    • Принципы права
    • Функции права
  • Нормы права
    • Понятие и признаки нормы права
    • Структура нормы права
    • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
    • Виды норм права
  • Источники (формы) права
    • Понятие формы и источника права
    • Виды источников (форм) права
  • Система права
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
    • Частное и публичное право
    • Общая характеристика отраслей российского права
  • Правотворчество
    • Правотворчество: понятие, принципы и виды
    • Понятие и стадии законотворчества в РФ
    • Систематизация законодательства
    • Соотношение системы права и системы законодательства
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
    • Применение права как особая форма его реализации
    • Понятие акта применения права и его виды
  • Толкование права
    • Понятие толкования права
    • Способы толкования права
    • Виды толкования права
    • Аналогия в праве
    • Акты толкования права
  • Правоотношения
    • Правоотношение: понятие, признаки и структура
    • Субъекты правоотношений
    • Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
    • Виды правоотношений
    • Юридические факты
  • Правомерное поведение
    • Понятие и признаки правомерного поведения
    • Состав правомерного поведения
    • Виды правомерного поведения
  • Правонарушение
    • Понятие и признаки правонарушения
    • Юридический состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
    • Цели и функции юридической ответственности
    • Общая характеристика видов юридической ответственности
  • Правосознание и правовая культура
    • Понятие, структура и виды правового сознания
    • Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности
    • Правовой нигилизм
  • Законность и правопорядок
    • Понятие и принципы законности
    • Гарантии законности
    • Правопорядок: понятие и структура

Частное и публичное право

Последнее десятилетие характеризуется оживлением дискуссий о системе права, ее классифицирующих критериях, и актуальным становится вопрос деления права на публичное и частное. Возникший интерес к такой классификации среди российских ученых- правоведов объясняется тем, что в советский период развития правовых наук полностью отвергалось существование частного права, хотя вне социалистической системы его признание было весьма популярным. В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.

Частное и публичное право соотносятся между собой как две взаимодействующие системы. Ст. 2 Конституции России определяет права и свободы человека и гражданина как высшую ценность государства. Однако интересы общественного развития, обеспечения правопорядка и защиты общества от правонарушений требуют для защиты публичных интересов наличия механизма ограничения прав человека, т.е. определяются права общества, государства по отношению к конкретному лицу (ч. 3 ст. 55 Конституции). Поэтому всю систему норм условно можно разделить на две группы: нормы, определяющие права частных субъектов и отношения между ними, и нормы, определяющие статус публичных субъектов и реализацию их полномочий.

В современной России в качестве публичных субъектов могут выступать только органы, реализующие государственную власть либо муниципальные полномочия. Соответственно, те отрасли права, которые «обслуживают» данные правоотношения, являются публичными. Это конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное право и т.д., а также все процессуальные отрасли права. Остальные отрасли права, регулирующие общественные отношения с участием частных субъектов, действующих в своих собственных интересах, образуют блок так называемых частных отраслей права: гражданское, семейное и отчасти трудовое право.

Безусловно, не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права. В любой отрасли права, относящейся к публично-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы. Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Ученые выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному- неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Признавая важность и значение такой классификации, необходимо отметить, что выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано прежде всего на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования. Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.