12.08.2023

Международный конкурс артистов балета и хореографов. Тринадцатый международный конкурс артистов балета и хореографов прошел в большом театре


Марк Чино

Младшая группа. Здесь совершенно справедливо оказался Марк Чино, с внешним спокойствием протанцевавший обе свои вариации (Альберта из « » и вариацию из «Венецианского карнавала»). Молодой выпускник Московской академии хореографии отличается статью, приятной внешностью и профессиональными данными. Его наставник Валерий Анисимов приложил все усилия, чтобы из юноши в будущем получился настоящий премьер – с подобающими манерами и стабильной техникой.

Екатерина Клявлина из Московского хореографического училища при театре танца «Гжель» в дуэте с Алексеем Путинцевым обратила на себя внимание аккуратным танцем и детальной отработкой движений в па-де-де из балета « » (хореография В. Вайнонена).

Элизабет Бейер

Блестяще показалась в двух своих вариациях сольная участница из США Элизабет Бейер (вариации из «Арлекинады» и « »). Не уверен, что существует какой-то самобытный американский стиль классического балета, но, несомненно, существует стиль , пластика которого очень близка Бейер, обладающей крепким внутренним стержнем и зрелой балеринской подачей. Ее соотечественница – американка Лорен Хантер – запомнилась мягкой пластикой и гармоничными переходами от одного движения к другому (педагог-репетитор А. Ханиашвили). Можно сказать, что её выступление было менее заметным, чем Бейер, но не менее качественным.

Уроженец Эчмиадзина, темпераментный и импульсивный, но не резкий Размик Марукян не оставил равнодушными зрителей, покорив их благородным и достаточно ровным по технике танцем (вариации Дезире из « » и Франца из «Коппелии»).

Участница и первый лауреат пяти международных конкурсов Елена Исеки из Японии и Виктор Кайшета Гонкаувес из Бразилии станцевали эстетически сложное «Гран-па классик» на музыку Д. Обера. Особых ошибок юные артисты не совершили, но и в силу своего возраста не смогли глубоко проникнуть в детали этого шедевра классического танца. Однако смелости и уверенности им было не занимать.

Денис Захаров

Явные фавориты младшей группы – Елизавета Кокорева и Денис Захаров (педагог Денис Медведев) из Московской академии хореографии. Их танец не только смел, напорист и активен, но и выразителен, свободен и лёгок. Оба артиста явно наслаждались данной им хореографией па-де-де Лизы и Колена из « ».

Московский «академик» Игорь Пугачёв (педагог С. Орехов) на конкурсе продолжил удивлять сложнейшими трюками в вариациях Раба из « » и Филиппа из « ». Но на этот раз темперамент не захлестнул артиста и позволил ему в равных пропорциях сбалансировать в своём выступлении технику и актёрскую выразительность.

Правильно и точно по рисунку продемонстрировала монолог Никии и вариацию Жизели из первого акта Ли Субин из Южной Кореи.

Необычный и выигрышный для себя репертуар подобрала Алеся Лазарева из хореографического училища при «Гжели» (вариации Нунэ из « » в хореографии Н. Анисимовой и из балета «Ручей»). В обоих танцевальных фрагментах она показалась не конкурсанткой, а уже артисткой, стремящейся к образному, содержательному исполнению.

Карлис Цирулис – самый молодой солист Латвийской оперы – не пропал среди своих конкурентов и показал хорошую манеру и грамотный, выразительный танец (вариации Принца из балета «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена и Базиля из « »).

Первокурсница Корейского национального университета искусств Пак Сон Ми вместе с участником из старшей группы Ли Сангмином станцевала па-де-де из балета «Талисман». Предельная собранность и артистическая свобода позволили этим участникам сосредоточиться на хореографии и не совершить явных помарок и ошибок.

Ли Сыи механически чётко станцевала вариации из «Арлекинады» и Медоры из балета «Корсар». С конкурсным настроем исполнил вариации Актеона и Раба Аслан Алиев из Кыргызстана.

Бахтияр Адамжан

Несомненными лидерами в старшей группе стали солистка «Юниверсал Балет» Эвелина Годунова (Латвия) и Бахтияр Адамжан (Казахстан). Сделав яркую заявку на предыдущих турах, эти исполнители ушли в значительный отрыв от других участников конкурса. И по технике, и по темпераменту они удержали лидерское положение и в третьем туре. Хорошие же внешние данные им лишь добавили баллов.

Дуэт японцев Мидори Тэрады и Кои Окавы из Татарского театра оперы и балета более всего восхитил зрителей во втором туре, где они станцевали па-де-де из «Талисмана». Однако в па-де-де Дианы и Актеона они не сдали своих позиций и показали чёткую слаженность движений и виртуозную технику!

Коя Окава и Мидори Тэрада

Не столь эффектным оказалось «Гран-па классик» Д. Обера в исполнении высоких и фактурных Екатерины Чебыкиной (Украина) и Ивана Оскорбина (вне конкурса). В предыдущем туре артисты показались лучше и интереснее.

В академическом ключе прозвучало выступление китайской пары из балетной труппы Ляонина Ао Динвэн и Ван Джанфын («Гран-па классик» Д. Обера).

Башкирский оперный театр может по праву гордиться своей солисткой Лилией Зайнигабдиновой, раскрывшей весь свой танцевальный потенциал на московском конкурсе (вариации Лизы из «Тщетной предосторожности» и Китри из «Дон Кихота»), где её отличали и темперамент, и профессиональная выучка.

Никита Ксенофонтов из Новосибирского театра оперы и балета в дуэте с Екатериной Лиховой в па-де-де из «Коппелии» сумел сосредоточиться на качестве танца. Ему, перспективному и привлекательному танцовщику, несомненно, к лицу героический и комедийный репертуар.

Японская танцовщица Оширо Мишио с ощущением внутренней наполненности станцевала вариации Сванильды из «Коппелии» и Гамзатти из « ».

Эрнест Латыпов и Анастасия Матвиенко

Три разных дуэта явно и незримо конкурировали между собой на всех турах. И каждый из них был по-своему привлекателен и интересен для зрителей. Эрнест Латыпов (педагог Геннадий Селюцкий) с опытной Анастасией Матвиенко (Мариинский театр), выступавшей вне конкурса, постарался показать манеру и стиль петербургского балета в па-де-де из «Спящей красавицы». Именно на их пару все смотрели с особой надеждой, и именно они являлись ориентиром для всех в плане канона исполнения. Оправдать артистам такое доверие удалось. Но особой подачи и харизматичности в их танце, всё же, не оказалось.

Аманда Мораес Гомес и Михаил Тимаев

Аманда Мораес Гомес и Михаил Тимаев (Татарский театр оперы и балета), помогавший ей в дуэте из третьего акта « », станцевали выразительно, грамотно. Аманде удалось найти свои нюансы в партии и создать запоминающийся, чарующий образ экзотичной девушки-птицы.

Джой Вомак и Михаил Мартынюк

Напористо, с нарастанием эмоций выступили артисты из «Кремлёвского балета» Джой Вомак и Михаил Мартынюк (вне конкурса). Джой собралась и станцевала буквально на пределе своих возможностей. Отличающаяся редким трудолюбием и целеустремленностью, эта артистка вызывает разные эмоции, но она же не перестаёт удивлять и покорять своей балеринской подачей и искренними эмоциями.

Также в программе третьего тура показались и другие артисты из Китая, Казахстана и Кыргыстана.

На настоящий момент баллы данным исполнителям уже выставлены, вручены премии и распределены призовые места. О результатах и итогах всего конкурса читайте в следующем материале автора этой статьи.

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Фото – Игорь Захаркин

Этот балетный смотр возникает в Москве раз в четыре года, начиная с 1969 года.

Он проводится в три тура по двум возрастным группам: младшей (до 18 лет включительно) и старшей (19 – 27 лет). В каждой группе соревнуются соло и дуэты.

Московский конкурс достаточно консервативен, в первую очередь он ориентирован на балетные традиции, хотя и современность не игнорирует.

Конкурсантам на первом туре предложена обязательная программа (вариации или па-де-де из классических балетов), плюс фрагмент из классики по собственному выбору.

Во втором туре участники, кроме классики, исполняют современный номер или фрагмент из балетов, поставленных не ранее 2005 года. В третьем туре – снова классику.

В конкурсе хореографов участвуют только номера, специально поставленные для московского смотра, причем в любом из стилей хореографии.

Награды этого года очень щедры: Grand Prix в размере 100000 долларов, (для сравнения, на прошлом конкурсе Гран-при был оценен в 15 тысяч и никому не достался), и по три премии в каждой категории, от пяти до тридцати тысяч. Впрочем, любая награда может не присуждаться. Или ее могут разделить между исполнителями.

По итогам отборочного тура (видеозаписи) к участию в конкурсе было допущено 126 участников в номинации “Артисты балета” и 30 участников в номинации “Хореографы”. Из 27 стран. Казалось бы, картина безоблачная. На самом деле есть проблемы, возникающие уже не в первый раз.


Денис Захаров. Фото – Игорь Захаркин

География этого международного конкурса во многом складывается из азиатских стран и стран СНГ. В Москву не приезжают представители европейских балетных держав – Франции или Дании, например. В этом году большая делегация прибыла из Бразилии. Есть представители Украины и США.

Но Большой театр, на сцене которого проходит конкурс, его фактически проигнорировал. А балетная труппа Мариинского театра не была представлена в своем лучшем виде.

Много и организационных недоработок. Причем они перманентные, кочующие с конкурса на конкурс. Например, постоянные ошибки в объявляемых именах хореографов.

Нет, ударения ставятся правильно. Но сочиненное в классике одним мастером запросто приписывалось другому. Если речь шла о мужских вариациях в классических балетах, поставленных или кардинально отредактированных в советское время.

Как правило, за всех авторов отдувался классик девятнадцатого века Мариус Петипа, который давно уже носит в профессиональных кругах кличку “коллективный псевдоним”. Реплика в условиях конкурса (о любом из стилей хореографии) часто оборачивалась боком: раз жюри важен только год создания, а не признаки современного танца, значит, конкурсантам можно гонять ту же классику на пуантах и в современном номере.

Но самое удручающее – и это тоже традиция – было на конкурсе хореографов. Конкурс не минул организационный скандал. Соискателя Дмитрия Антипова внезапно сняли с показов, он вышел на сцену, чтобы протестовать, но протест заглушили радиобъявлением.

Ответственный секретарь жюри Сергей Усанов объявил зрителям, что Антипов и двое его коллег уволены за нарушение регламента: их постановки уже были показаны ранее. О чем организаторам любезно сообщили конкуренты наказанных.

Формально награды постановщикам розданы. Причем их получили шесть человек. Но реально из череды пластически безликих и однотипных номеров по-настоящему запомнился только золотой медалист, чилиец со звучным именем Андрес Эдуардо Хименес Зунига.

Он умеет и слышать музыку, и нетривиально передавать ее движением. Это показал и номер “Кинжал”, в котором солист в черном увлекательно балансировал между серьезностью и пародией, под повторяемые испанские слова сладкой песни о любви.

И “Архипелаг” – триумф женского начала на музыку Шуберта, где три современных грации в майках и шортах образовывали собственный внутренний мир. Прочие, в том числе и российские участники, в который раз подтвердили, что многолетний кризис хореографов в мире продолжается. Даже второй золотой лауреат-хореограф, Вен Сяочао (Китай), в дуэтном номере “Через невзгоды” не вышел за рамки иллюстрации названия.


Иван Сорокин. Фото – Игорь Захаркин

Три тура для исполнителей принесли и хорошее, и плохое. На третьем туре внезапно сошел с дистанции способный Александр Омельченко: он упал на сцене и получил травму.

Юное чудо конкурса – Иван Сорокин из Сыктывкара – прошел в финал, но не смог выступить, так как не подготовил вариации для третьего тура. Почему? Потому что мальчик не верил, что сумеет так далеко продвинуться!

Поскольку канонический текст классических вариаций на этом конкурсе не утвержден, многие танцевали, кто что хотел, вплоть до наборов па, явно поставленных педагогом под индивидуальные способности ученика. Выбор вариаций тоже не раз озадачивал: кто не умел хорошо вращаться, выходил с танцем на вращение, кто не прыгал – отмечался в прыжковой вариации. Вот зачем?

С пониманием музыки, даже незамысловато-балетной, тоже не все слава богу: замедление темпов стало стихийным конкурсным бедствием. Самое грустное, что многие вообще не танцуют, а просто выполняют отдельные движения, без особого смысла, пытаясь похвалиться техникой в ущерб образу. Часто номинантам не хватало индивидуальности. И в какой-то момент конкурс начал сливаться в некий поток из более или менее профессионально ловких соискателей. Лишь к третьему туру картина, как всегда, стала проясняться.


Ли Субин. Фото – Игорь Захаркин

Несмотря на юный возраст, Субин Ли – совершенно состоявшаяся, очень незаурядная балетная актриса. Для автора этих строк она стала безусловным лидером.

Совсем юная американка Элизабет Бейер, мило похожая на длинноногого жеребенка, прекрасно, до мелочей, выученная балетным премудростям классики. Марк Чино и Денис Захаров, будущие премьеры-принцы. Крепкая японская пара, с пониманием стилей хореографии работающая в Казани – Мидори Терада и Коя Окава. И ряд неплохих танцовщиков из Китая и Бразилии.

Перечислять можно долго, но лучше обратиться к именам лауреатов. По старшей группе ими стали: в дуэтах женщины – умело вертящая тройные туры Аманда Гомес Мораес (Бразилия) со вторым местом (первую премию не дали никому), а Мидори Терада (Япония) и Ао Динвэн (Китай), с ее отличной устойчивостью, стали третьими.


Кая Окава и Мидори Тэрада. Фото – Игорь Захаркин

У мужчин – Коя Окава (Япония) взял золото, старательный Эрнест Латыпов из Мариинского театра получил вторую премию, а Ван Джанфын (Китай) – третью. У женщин лучшей назначена Эвелина Годунова из Латвии, в финале конкурса лихо, с высоким прыжком, станцевавшая Китри из “Дон Кихота”, вторая премия не присуждена.

У мужчин золото у Бактияра Адамжана (Казахстан), умело сочетающего артистизм с техникой, серебро у Ма Мяоюань (Китай), бронза – у Марата Cыдыкова (Кыргызстан), любителя балетных трюков.

По младшей группе в дуэтах: девушки Пак Сонми (Южная Корея) и Елизавета Кокорева поделили первую премию, а мастеровитая Екатерина Клявлина (Россия), у которой хорошо получается Принцесса Флорина из “Спящей красавицы”, взяла третью.

Денис Захаров победил у юношей в дуэтах, второй награды нет, третье место у бразильца Виктора Кайшета Гонкаувеса. У девушек соло лучшей жюри считает Элизабет Бейер, а Субин Ли удостоилась второй награды, как и китаянка Ли Сыи.

У юношей в разделе “соло” первым стал Марк Чино, вторым – не так уж и отличившийся Игорь Пугачев, для которого это место – аванс на будущее, а третьим – Карлис Цирулис (Латвия) честно говоря, ничем особо не поразивший.

Разбирать достоинства и недостатки лауреатов, как и правомочность решений жюри, можно долго. По мнению автора этих строк, младшая группа была на порядок интересней старшей, а наград слишком много. Не такой уж это был выдающийся конкурс. Да и иерархия награжденных в некоторых случаях вполне подлежит оспариванию. Но само за себя говорит то, что не все премии нашли хозяев. А Гран-при не присужден никому.

Тот, кто видел просмотры первого тура, в меру собственной взыскательности может расшифровать гриф в заголовке и как “удовлетворительно”, и как “удручающе”. Справедливой будет любая оценка общего уровня проходящего балетного смотра. Твердую четверку не позволяет поставить довольно значительное число конкурсантов без яркой индивидуальности и с элементарными пробелами школы.

Вожделенный GRAN PRIX опять вряд ли найдет хозяина. Если, конечно, не случится чуда, и кто-то, преодолев дебютное волнение, сможет покорить жюри блестящей техникой танца, артистизмом и… привлекательным обликом (с этим тоже проблемы). Пока никто даже близко не приблизился к четырем обладателям главного приза – Иреку Мухамедову, Андрею Баталову, Денису Матвиенко и первой гран-даме . Уже при их первом появлении на сцене у зрителей перехватывало дыхание. Было непонятно, как, например, в этой хрупкой девочке-пичужке Наде из Перми появился настоящий балеринский шик? Откуда взялась культура ее поразившего всех огромного шага в “ “, который позже другие балерины трансформировали из академического экарте в залихватское раздирание ног?

Если на втором конкурсе успех воспитанницы провинциальной балетной школы казался случайным исключением, то сегодня на карте смотра – вся география страны: Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Уфа, Якутск и Москва с С.-Петербургом. Не все участники пройдут до финала, но сам приезд посланцев отдаленных регионов – зримое свидетельство небывалой популярности в России искусства балета.

Такое происходит по всему миру, что подтверждают участники более двадцати стран, включая тех, где балет не был приоритетом национальной культуры. Потому откровением конкурса можно назвать довольно интересных представителей Албании, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Сильные и многочисленные десанты участников прибыли из Бразилии и Китая, Японии и Южной Кореи.

Правда, появление новых многочисленных балетных школ породило проблемы с качественным обучением. Во-первых, не везде педагоги обладают должным уровнем подготовки. Во-вторых, большинство школ-студий полностью или частично существуют на частные средства, и тогда условия ставят ученики. Захотели дети танцевать Эсмеральду, Китри или Базиля с Актеоном – педагог соглашается, а мама платит. Оторопь берет, наблюдая на конкурсе явное несоответствие избранных вариаций с физическими данными исполнителя и степенью его владения техникой.

Впрочем, с техникой-то особо никто не церемонится, свобода замены поразительная. И когда видишь три подряд вариации Сванильды из “Коппелии” в постановке А. Горского, но абсолютно разные по хореографии, то понимаешь великую мудрость Medici.tv начать прямые трансляции конкурса только со второго тура. Иначе вконец можно запутать как зрителей, так и профессионалов, а, главное, невольно сам станешь пропагандистом дурных образцов классического балета и плохого вкуса.

Довольно слабых, на “троечку”, участников на первом туре было немало и утром, когда выступали младшие (с 14 до 19 лет), и вечером, где соревновались старшие (от 19 до 27). Деление хотя и проходило по паспортным данным, но на сцене все смешалось. Неудачи не стоит списывать на естественное волнение, непривычно покатую сцену или покрытие пола: все находились в равных условиях. И лучше выступал тот, у кого не столько нервы крепче, сколько школа лучше. А с ней у многих проблемы.

Предполагается, что главная задача юных артистов младшей группы – показать корректное, “школьное” исполнение: чистоту движений, правильную форму, музыкальность, вкупе с которыми может проявляться чувство стиля и артистизм. Зачастую преобладало другое – неотработанные стопы, задранные плечи, “грязь” в мелкой партерной технике, не говоря уже о сорванных пируэтах и прыжках без полета.

У старшей группы заметна другая беда. Недостатки школьной базы многие артисты старались преодолеть эффектными трюками, среди которых – немыслимые револьтады-перевертыши в бесчисленных “Пламенях Парижа”, явный расчет на внешнее впечатление, чрезмерная экзальтация каждого движения. Особенно выделялись азиаты, которые бескомпромиссно, в духе восточных единоборств вступали в стихию классического балета. В итоге на сцене хотелось видеть красоту и одухотворенность, а вместо этого прошла целая вереница похожих друг на друга корявых невысоких болванчиков – вертунов и прыгунов. Словно они не балетные танцовщики, а циркачи на арене. Правда, в цирке всё делают чище, прыгают выше и вертятся быстрее.

Результат закономерен: из 127 участников во второй тур прошло меньше половины, и лишь. 62 артиста продолжат борьбу за медали.

Из истории московского международного конкурса артистов балета

I международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Нина Сорокина (СССР)
- Юрий Владимиров (СССР)
- Франческа Зюмбо (Франция)
- Патрис Барт (Франция)
- Малика Сабирова (СССР)
- Михаил Барышников (СССР)

II международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Надежда Павлова (СССР)

Золотые лауреаты:

Ампаро Брито Гонсалес (Республика Куба)
- Александр Годунов (СССР)
- Вячеслав Гордеев (СССР)

III международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Алла Михальченко (СССР)
- Нина Семизорова (СССР)
- Михаил Крапивин (СССР)
- Данило Радоевич (Австралия)

IV международный конкурс артистов балета
Москва, 1981 год, 11 - 26 июня,
Большой театр.

Гран-при:

Ирек Мухамедов (СССР)

Золотые лауреаты:

Алла Артюшкина-Ханиашвили (СССР)
- Маргарита Перкун-Бебезиче (СССР)
- Янис Пикиерис (Республика Венесуэла)

V международный конкурс артистов балета
Москва, 1985 год, 12 - 26 июня,
Большой театр.

Золотые лауреаты:

Хулио Бокка (Аргентина)
- Нина Ананиашвили (СССР)
- Марина Леонькина (СССР)
- Александр Ветров (СССР)
- Вадим Писарев (СССР)

VI международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Кристина Мак Дермот (Швейцария)
- Галина Степаненко (СССР)
- Владимир Малахов (СССР)

1993 г, VII международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

- Елена Князькова (Россия)

Бернар Курто де Бутейе (Франция)

Морихиро Ивато (Япония)

1997 г, VIII международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Андрей Баталов (Россия)

Золотые лауреаты:

Мария Александрова (Россия)

Чжань Цзянь (Китай)

Герман Корнехо (Аргентина)

Николай Цискариздзе (Россия)

2001 г, IX международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Оксана Кучерук (Россия)

Ван Циминь (Китай)

Пинто Тьяго Суареш (Бразилия)

Леонид Сарафанов (Украина)

2005 г, X международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Денис Матвиенко (Украина)

Золотые лауреаты:

Анастасия Матвиенкко (Украина)

Образцова Евгения (Россия)

Ищук Виктор (Украина)

Саленко Ярослав (Украина)

Ольга Лепешинская, председатель Организационного комитета II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

Галина Уланова, Председатель жюри Первого Международного конкурса артистов балета.
Юрий Григорович, Председатель жюри II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ

Юрий Григорович, выдающийся русский хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хорео-графические работы - "Каменный цветок" С.Прокофьева и "Легенду о любви" А.Меликова. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили художественные поиски русского ба-летного искусства.
С 1964 года более 30 лет Юрий Григорович являлся главным ба-летмейстером Большого театра России. Это время наивысшего художест-венного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторите-та. Под его руководством труппа Большого балета более 90 раз совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую ар-тистическую плеяду.
В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: "Щелкунчик" П.Чайковского (1966), "Спартак" А.Хачатуряна (1968), "Иван Грозный" на музыку С.Прокофьева, (1975), "Ангара" А.Эшпая (1976), "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1979), "Золотой век" Д.Шостаковича (1982).
Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого - "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969) П.Чайковского, "Раймонда" А.Глазунова (1984), "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Л.Минкуса, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) А.Адама.
Юрий Григорович осуществил также постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиаль-ных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортив-ной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980).
Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри междуна-родных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также Приза "Benois de la Danse" под па-тронажем ЮНЕСКО. С 1975 по 1989 гг. - президент Комитета танца Ме-ждународного института театра, в настоящее время его почетный президент.

МАРИНА СЕМЕНОВА
XI Международный конкурс артистов балета в Москве посвящён Марине Тимофеевне Семеновой, великой балерине XX века. Марина Семенова – легенда русского балета, выдающаяся танцовщица и столь же великий педагог, человек столетия в искусстве хореографии, чей талант вне времени.
Семенова родилась и училась, когда еще можно было увидеть на сцене спектакли императорского театра, получить из первых рук школу и традиции его классического танца, и до совсем недавнего времени репетировала со своими ученицами – звездами сегодняшней балетной сцены. Она была первой и любимой ученицей великого педагога, основательницы современной методики преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой. От нее балерина получила великолепную школу, став олицетворением новой эпохи исполнительского искусства. Своим появлением на сцене молодая Семенова не оставила никаких сомнений в жизнеспособности классического танца, переживавшего в то время кризис. Она лишила его манерности, придала естественность, оставив неприкасаемыми точность и виртуозность исполнения движений.
Семенова восхищала публику безупречной техникой, царственной осанкой и балеринским апломбом. В ее творчестве соединились традиции академичной ленинградской школы, московская яркость чувств и мощь собственного актерского дарования, способного завораживать публику в зале.
Семенова-педагог на протяжении полувека преподавала и оттачивала мастерство своих учениц – в Большом театре, в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), хореографическом училище. Она как никто умела увидеть и отшлифовать индивидуальность. Семеновские классы воспитывали выносливость, формировали безупречные позы и линии, прекрасно готовили к спектаклям. Среди ее учениц такие известные танцовщицы как М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, М.Кондратьева, Н.Тимофеева, Г.Степаненко.
Недавно Марина Тимофеевна Семенова отметила свой столетний юбилей.