15.07.2023

Волшебные буквы. Волшебная буква "У" - Форум Волшебников Каким образом обычные буквы превратить в волшебные


Последнее время тема различных азбук и алфавитов для меня лично стала просто животрепещущей. Мой годовалый сын увлекся буквами, причем увлекся серьезно, он видит их везде, по нескольку раз старается в меру возможностей повторить любой звук (я уже о том, что самым маленьким адекватнее называть звуки, а не буквы, со своим сыном я так и делаю), показывает в книжках, на вывесках, называет сам или просит называть меня.

Сейчас великое множество пособий и просто игрушек с алфавитом и буквами, но мне пришлось рассматривать их с пристрастием и дотошно выбирать варианты наиболее достойные моего маленького буквомана. Расскажу о том, что попадалось на глаза мне и что меня, мягко говоря, удивило.

Первый шедевр, который есть у нас дома, это «Морская азбука» , у нее несколько режимов, самым приличным из которых, по моему мнению, является тот, где просто играют мелодии, никак ровным счетом с буквами не связанные.

Все остальное весьма и весьма спорно. В первом режиме в ответ на нажатие кнопки с буквой мы слышим ее название «бэ», «ха» и т.п., и уже один из следующих режимов подтверждает мое твердое убеждение, что учить детей поначалу, да и для чтения вообще, нужно звукам, а совсем не буквам . «Морская азбука» просит составить какое-нибудь слово, например "рот", ты последовательно нажимаешь нужные буквы, она произносит «эр», «о», «тэ», после чего заключает «рот» и хвалит тебя за правильно выполненное задание. Я, конечно, рада, что я молодец, но даже мне взрослому, умеющему читать человеку не понятно, как из «эротэ» (я даже сейчас опущу свои ассоциации:) получилось «рот», и что, собственно, в этом правильного... И это я еще не говорю о чисто физическом недостатке - буквы рельефные, но цвета того же, что и фон кнопки, на которой они написаны, видно плохо и невнятно.

Еще задолго до проснувшегося у сына интереса к буквам я купила такую доску, которая в каталоге продукции гордо называется «русский алфавит» , признаться, я не рассмотрела ее на картинке, но, увидев ее уже дома, заключила, что это может быть что угодно, но никак не привычный русскому уху и глазу алфавит.

Как совершенно справедливо изрекла на днях моя подруга - «Не могу понять, почему людям вообще пришло в голову поменять половину букв местами...», а мой муж предположил, что этот алфавит призван разрушить устоявшиеся стереотипы:)

Да, причины подобных авторских перестановок в алфавите действительно совершенно не понятны, и, стоит ли говорить, последовательность букв русского алфавита на этом дидактическом материале давать не следует.
Еще одна важная вещь, на которую нужно обращать внимание, выбирая подобные алфавиты с картинками под каждую букву, состоит в том, что нарисованные картинки должны иметь однозначное, и первое приходящее в голову ребенку, название - таким образом, никакая буква «е», нарисованная рядом с «ёлкой» не переубедит ребенка, что на картинке не ёлка, а ель. Интересно, сами создатели тоже перед новым годом мечутся по городу в поисках ели, наряжают ель и хороводы водят вокруг ели? :)

И еще об одном моменте, на который мало кто обращает внимание, а, тем не менее, это очень важно и здорово может запутать еще не искушенных в чтении детей - многие звуки искажаются в некоторых позициях . Так например, согласные могут звучать мягко после смягчающих гласных, например, в слове «лев», а эта картинка (как и изображенная здесь лиса) очень популярна в азбуках на букве «л», звучит как «ль», а никак не «л», то же самое с очень популярными «диваном» и «мячом». А безударные гласные вообще могут «прикидываться» другими звуками, огромные проблемы в этом смысле с буквой «о», которая в ударной позиции и при этом в начале слова встречается очень редко, и большинство азбук предлагают нам услышать звук «о» в словах «обезьяна», «окно», «огурец» или «овца». Произнесите их, и если услышите вначале именно «о», я с удовольствием признаю, что была не права (может спасти нарисованный осел, если вы успеете быстро обозвать его осликом, азбук с картинкой «облако» или другими словами, где «о» это действительно «о» я лично не видела ни разу, если найдете и покажете, буду премного благодарна).

Беспроигрышным вариантом для нас явились буквы из набора магнитной азбуки , благо, тут испортить и правда мало что можно, правда для меня остается загадкой, на каком основании и с какой хитрой целью одни и те же буквы (в наборе по несколько одинаковых буковок) окрашены разными цветами и почему вообще буквы красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Сейчас мой сын спасается в основном самодельными (мноюдельными) буквами и про наши игры с буквами я расскажу отдельно, равно как и про то, как выбрать правильный букварь, наверное...

А сейчас резюме, покупая ребенку азбуку или какие-то игры с буквами, следите за тем, чтобы :

Буквы были видны четко (что касается азбук с картинками, очень хорошо бы, чтобы картинки не наезжали на буквы, так как образ буквы должен быть понятным)
. все буквы были одного размера
. цвета букв были по возможности «классическими» (гласные - красные, согласные - синие, мягкий и твердый знаки - зеленые, или все буквы черные)
. картинки под буквами были узнаваемы и максимально похожими на настоящие
. предметы, изображенные на картинках трактовались однозначно и желательно, имели одно самое распространенное название, тогда изображенные предметы ребенок будет называть правильно (если возникает хоть малейшее сомнение, успейте назвать, что нарисовано на картинке, первыми, не дав ребенку простора для фантазии)
. названия соответствующих предметов реально начинались на тот звук, рядом с которым нарисованы (безударные гласные в начале слов могут звучать не так, как нужно услышать ребенку, чтобы узнать букву, смягчающие гласные после согласной, делают согласный звук мягким)
. азбуку электронную лучше не покупать совсем малышам, у которых еще сильно желание просто потыкать в кнопки - они будут жать все подряд, звуки будут произноситься в «куче» и такая же «куча-мала» будет у ребенка в голове.

Использованные в статье фотографии с сайтов.

УРОК 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели и задачи. Познакомить детей с новым учебником. Развивать умение представлять героев (персонажей) литератур­ного произведения. Ввести понятия: «писатель», «произве­дение», «читатель». Упражнять в чтении целыми словами.

Ход урока:

1. Знакомство детей с учебником «Родная речь».

Учащиеся рассматривают обложку учебника, высказывают свое мнение о значении рисунка на обложке, читают название, обсужда­ют его смысл.

Подумайте над названием учебника и над тем, что означает каждое слово в его названии.

Почему учебник так назван?

О чем он будет нам рассказывать?

^ 2. Чтение диалога писателя с читателями.

Почему писатель называет детей «юные читатели»

Что означает это слово­сочетание? Можно ли вас так назвать?

^ 3. Подготовка к чтению стихов В. Данько.

Детям предлагается открыть учебник на странице, где находится первое стихотворное произведение.

С чего должно начинаться зна­комство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

Про­читайте название произведения. Подумайте, как можно превратить обычные буквы в загадочные и волшебные.

^ 4. Чтение стихотворения «Загадочные буквы».

Дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, размышляют над каждой строкой, называют и вписывают отгадан­ные буквы.

^ 5. Работа с вопросами.

Что помогло вам найти правильный ответ: рисунок, первая буква в названии предмета или слова в стихотворении?

Почему автор на­звал свое стихотворение «Загадочные буквы»? (Писатель за каждой буквой спрятал определенное живое существо или предмет и «заста­вил» буквы, силой своего воображения и фантазии двигаться, играть и даже шалить.)

^ 6. Выборочное чтение.

Заучивание строк из стихотворения наизусть. (Сначала найди­те и прочитайте строки о самых «веселых» буквах, а затем о самых «вкусных» И «смешных».)

^ 7. Чтение стихотворения в парах.

Дети, слушая своих товарищей, находят только хорошее, а о допу­щенных ошибках говорят тактично, не обижая друг друга.

^ 8. Домашнее задание.

Детям предлагается порадовать своих родителей выразитель­ным чтением стихотворения.

УРОК 2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква «А»

Цели и задачи. Учить детей вдумчиво читать текст. Развивать речевые умения и творческие способности. Познакомить с понятием «действующие лица». Развивать интерес к перечитыванию текста с целью более глубо­кого понимания содержания.

Ход урока:

^ 1. Повторение стихотворения «Загадочные буквы».

Повторение можно провести в виде конкурса чтецов. В нем при­нимают участие все желающие дети. Важно привлечь к участию в конкурсе менее опытных и застенчивых учеников.

^ 2. Подготовка к чтению произведения И. Токмаковой.

Любите ли вы сказки?

Что в сказках всегда происходит?

Кто в них действу­ет?

Могут ли героями сказки быть буквы?

Как вы это себе пред­ставляете?

^ 3. Чтение слов, записанных на доске: не слушались, падали, ссо­рились, кричали, размахивали руками.

Кто так может себя вести?

Кто бы это мог быть?

^ 4. Чтение фрагмента из сказки «Аля Кляксич и буква «А».

Сказка это или рассказ? Объясни­те свой ответ.

Понравилось ли вам это произведение?

Почему у одного из героев сказки такое странное имя - Кляксич?

Расскажи­те, какой вы представляете себе Алю. Трудно ли ей было писать буквы? Почему с ней приключилась эта волшебная история? Слу­шаются ли вас буквы, когда вы их пишете?

^ 5. Перечитывание сказки.

Чем была взволнована буква «А»?

Как она выглядела в этот момент?

Прочитайте соответствующий фраг­мент. Кто рассорил буквы?

Каким образом Кляксичу удалось «выг­нать буквы»?

Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.

^ 6. Коллективное придумывание продолжения сказки.

Чем закончится ваша сказка?

^ 7. Домашнее задание.

Чтение текста стр. 9-10.

УРОК 3

С. Черный «Живая азбука»

Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»
Цели и задачи. Учить детей читать стихотворение и прозаическое произведение целыми словами. Знакомить с приемами драматургии. Учить читать текст в лицах. Учить сравнивать произведения на одну и ту же тему.

Ход урока:

^ 1. Знакомство с произведением С. Черного.

Как вы понимаете название «Живая азбука»?

Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении?

^ 2. Чтение стихотворения учителем.

Кто затеял проказу, шалость?

Почему поэт шалость букв назвал превеселым маскарадом?

Знаете ли вы значение слова «маскарад»?

Что происходит на маскарадах?

^ 3. Чтение стихотворения в парах.

Дети читают стихотворение друг другу, каждый по строке.

(По­советуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.)

4. Придумывание продолжения сказочной истории.

(Как бы вы продолжили прекрасный бал?)

^ 5. Чтение произведения Ф. Кривина.

Какие звуки умеют красиво петь?

Знаете ли вы, как появи­лось название гласные буквы? (Голос - голосить, глас - гласный.)

Назовите буквы, которые могут петь-заливаться. Как их называет писатель? (Голосистые.) - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

^ 6. Выборочное чтение.

Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают согласные буквы. (Шипят, сви­стят, жужжат, рычат, пыхтят, кряхтят и т. д.)

Как вы объясни­те смысл названия согласные буквы?

(Маленькая частичка «со» означает совместное участие в чем-нибудь.)

^ 7. Инсценировка фрагмента произведения «Спор гласных и соглас­ных».

Похожи ли буквы, о которых рассказал Ф. Кривин, на детей? Чем?

Перечислите свойства, которыми наделил писатель гласные и согласные буквы.

Как вы представляете себе спор этих букв? - По­пробуйте разыграть сценку «Спор гласных и согласных». - Как можно примирить спорщиков?

С помощью каких пословиц можно убедить согласные и гласные буквы в том, что их сила, единство, дружба ­в совместной, общей жизни в слове?

^ 8. Обобщение и обмен впечатлениями после чтения произведения Ф. Кривина.

Подумайте, только ли о буквах рассказывается в этой сказочной истории.

Писатель, изображая спор букв, подсказывает нам, что и мы с вами часто выясняем отношения в споре, думаем чаще о том, кто важнее, кто главнее, а не об общем деле, которое можно решать вместе, общими усилиями.

^ 9. «Барометр настроения».

«Барометр настроения» делается в виде циферблата, у которого одна часовая стрелка. Вместо цифр приклеиваются разные изобра­жения мимики человека: грустное - уголки рта опущены вниз, радостное - уголки рта приподняты вверх, обычное - губы изоб­ражены в виде горизонтальной полоски.

Что особенно за­помнилось, понравилось в этих произведениях? Перечитайте.

Попробуйте с помощью «Барометра настроения» показать, какое у вас было настроение до чтения произведения и какое настроение стало после.

^ 10. Домашнее задание.

Дети составляют короткие рассказы о том, что они знают о глас­ных и согласных звуках.

Подумайте, чем ваш рассказ будет отли­чаться от произведения Ф. Кривина.

^ УРОК 4

Г. Сапгир «Про медведя»

Т. Собакин «Как ловкий бегемот»

Цели и задачи. Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования. Развивать интерес к словесному искусству путем наблюдения за живописным использованием звукоподражательных слов.

Ход урока:

^ 1. Знакомство со стихотворением Г. Сапгира.

Совместное чтение учителя и детей.

^ 2. Рассматривание иллюстраций.

Какой эпизод из стихотворе­ния проиллюстрировал художник?

Объясните, почему вы так счи­таете.

3. Работа с текстом стихотворения.

Перечитывание текста.

Какими способностями обладал мед­ведь? (Умел рычать и реветь).

Что он выражал звуками: «О-о-о!», «Э-э-э!», «У-у-у!», «Ы-ы-ы!»? Найдите соответствующие строки. (Восторг, удивление и т. д.)

О чем же нам рассказал Г. Сапгир в своем стихотворении? Достаточно ли букв, обозначающих звуки [а], [о], [у], [ы], [э], чтобы выразить свою мысль или написать письмо? Почему?

Почему так говорят: Человеку дана речь, а живот­ным - немота? Как мы узнаем о настроении медведя, изображен­ного Г. Сапгиром? (По интонации.)

^ 4. Упражнения в выразительном чтении (по усмотрению учителя).

Учитель объясняет, что с помощью интонации (изменения силы голоса и его окраски) можно передать свое отношение к окружаю­щим. Предлагает детям прочитать с различной интонацией то, что написано на доске:

«О-о-о!» - с восторгом;

«Э-э-э!» - растерянно (когда не знаете, что сказать);

«У-у-у!» - с удивлением;

«А-а-а!» - нежно;

«О-о-о!» - с различной интонацией.
^ 5. Домашнее задание.

УРОК 5

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Глазкова «Кто как кричит?»

Ход урока:

^ 1. Чтецкая разминка.

Чтецкая разминка проводится по материалам раздела «Разно­цветные страницы». Дети отрабатывают чтение целыми словами и чтение слов в разном темпе: медленном, темпе разговорной речи, быстром (скороговорочном темпе).

^ 2. Знакомство со стихотворением М. Бородицкой.

Чтение стихот­ворения учителем.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Хо­чется ли вам это стихотворение еще раз прочитать?

^ 3. Выразительное чтение стихотворения «Разговор с пчелой».

Какое это стихотворение: грустное, смешное, доброе, веселое? Объясните, почему вы так решили.

^ 4. Размышление над содержанием и формой стихотворения.

Кто участвует в разговоре? (Малыш и пчела.) Из-за чего вышла ссора? Воспроизведите устно разговор (диалог) героев стихотворения. Как мы слышим, что пчела жужжит? В чем особенность таких слов, как ужасно, нужен, ужин?

^ 5. Выразительное чтение.

При чтении стихотворения дети стараются передать обиду маль­чика и его боль от укуса пчелы.

^ 6. Перечитывание текстов.

Вспомните названия стихов и ска­зок, в которых буквы оживают, шалят, ссорятся, играют и ведут между собой разговор. Кто наделяет их такими свойствами: учи­тель, поэт, писатель, художник или музыкант? Почему автор С. Черный назвал азбуку живой? Помните ли вы стихотворения, в которых можно услышать, как топает бегемот, жужжит назойливая муха и сердится пчела? Как это описывают поэты? Прочитайте.

Перечитывая произведения Г. Сапгира, Т. Собакина, М. Боро­дицкой дети еще раз осмысливают, как авторы с помощью звуков и звукоподражательных слов рисуют целые картины и оживляют их.

Откройте секреты писателей, с помощью которых их произве­дения становятся интересными и увлекательными. Выберите самые интересные строки из произведения и подготовьте их для вырази­тельного чтения.

^ 7. Домашнее задание.

Подгот. выраз. чтение стихотворений стр. 16-17.

Урок 6

Тема урока: И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».

Цель урока: Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования.

Ход урока:

^ 1. Творческое задание.

Дети читают текст, который написан на доске:

Три сороки - три трещотки

потеряли по три щетки:

три - сегодня,

три - вчера,

три - еще позавчера!

^ 2. Речевая задача.

Какие прочитанные произведения из учебни­ка вы порекомендуете прочитать своим друзьям, которые еще не знакомы с учебником «Родная речь»? Какими словами вы могли бы их убедить?

Подумайте, есть ли отличие в изучении букв на уроках русского языка и чтения. Объясните название темы «Жили - ­были буквы». Почему в названии встречаются слова «жили-были»?

^ 3. Чтение произведения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

Легко ли было договаривать слова? Почему?

Рифмы под­сказывают правильный ответ. Сравните это стихотворение со сти­хотворением «Кто как кричит»? Что в них общее и чем они разли­чаются? Почему авторы И. Гамазкова и Е. Григорьева назвали аз­буку «живой»?

^ 4. Чтение стихотворения в парах.

Учащиеся читают произведение друг другу по две строки.

Пра­вильно ли каждый из вас досказал строки стихотворения? Найдите слова, которые вы произносили при чтении стихотворения. Какое это стихотворение: веселое, смешное или обычное? Похоже ли оно на загадку? Чем?

Если дети затрудняются с ответами, то можно предложить вос­пользоваться подсказкой из учебника.

^ 5. Домашнее задание.

Сделайте дома свою первую книжку-картинку «Жили-были бук­вы». Для этого сначала придумайте какую-нибудь историю про буквы, а затем изобразите ее в картинках, т. е. нарисуйте.

^ УРОК 7

Обобщение. С. Маршак «Автобус номер 26».

Цели и задачи.

Поупражнять детей в выразительном чтении произведения. Развивать умение сопоставлять два произведения на одну и ту же тему, выделяя в них общее и различное.

Развивать интерес к перечитыванию художественных произве­дений для получения новых знаний.

Ход урока:

^ 1. Беседа с учащимися.

Читать стихи, рассказы и сказки очень интересно. Писатели - настоящие волшебники слова. Они так талантливо могут написать свое произведение, что, когда читаешь книгу, можно увидеть пчелу или услышать, как она жужжит. Поэты силой своего воображения, фантазии превращают

^ 2. Чтение произведения С. Маршака «Автобус номер 26».

Чем необычен автобус номер 26.

Только ли о животных говорится в стихотво­рении?

На что обращает наше внимание поэт?

Внимание обращается на то, что в стихотворении прячется сек­рет.

^ Если подчеркнуть первые буквы в каждой строке, то дети отга­дают этот секрет.

Волшебные буквы Цель: - развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; - развитие мелкой моторики рук; - помочь ребёнку запомнить образ буквы; - научить писать под диктовку; - предупредить появление письменных ошибок. Ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы. Как помочь ребёнку? 1. Различает ли ребёнок понятия «слева» и «справа»? Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа». 2. Умеет ли ваш ребенок складывать разрезные картинки, картинки из кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительного пространственного анализа и синтеза. (В этом случае начните с простых картинок). Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами» и «строителями». Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приёмы:  Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, а ребёнок опять раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.  Лепка ребёнком буквы из пластилина.  Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.  «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребёнок мгновенно вспомнит её).  Обводка, штриховка, превращение букв в разные предметы, сравнение со знакомыми предметами, другими буквами.  Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.  Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. 1 1. Это буква А. На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй красным карандашом. Преврати буквы А в колпак, звезду, ракету. Бука А,буква А Алфавиту голова. Знает Вова, Знает Света, А похожа на ракету. (В.Степанов) 2. Это буква Б. На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы Б в бочку с краном и в черепаху. Буква Б проснется рано Буква Б - бочонок с краном Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров (В. Степанов) Буква б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев) 2 3. Это буква В. На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы В в очки, в новогоднюю маску, бабочку. Палочка, рядом две новые дужки Вот и готовы Очки … для лягушки (Е. Тарлапан) К единице три приставим … Что за букву мы составим? (В. Волина) 4. Это буква Г. На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы Г в лесенку, косу, кочергу. Г – крючок обыкновенный, Но в труде помощник верный. (В. Степанов) Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге. (С. Маршак) Букву на плече носил. На лугу траву косил. (Е. Тарлапан) 3 5. Это буква Д. На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы Д в чемодан, в парусник, домик. Этот домик – буква Д. В домике – окошко. Из трубы идёт дымок, А в окошке кошка. (В. Степанов) – Дайте чемоданчик, детки! – Где же он? – На табуретке! (Г. Виеру) 6. Это буква Е.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы Е в чемодан, в парусник, домик. На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан) Ева гребнем причесалась В нём три зубчика осталось. (Г. Виеру) Е на грядке пригодилась – Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов) 4 7. Это буква Ё.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? На какую гласную букву похожа буква Ё ? Преврати буквы Е в букву Ё. Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. (В. Степанов) Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. (Е. Тарлапан) 8. Это буква Ж.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы Ж в снежинку, паука. Это – Ж, А это К. Целый жук И полжука. (А. Шибаев) Стала снежинка Буквою Ж, Солнце её Не растопи уже! Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у неё Шесть жучиных ножек. (В. Кожевников) 5 9. Это буква З.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы З в снеговика, пружинку, чайку. На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. (С. Маршак) З – не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. (В. Степанов) Извиваюсь, словно змейка. Срисовать меня сумей-ка! (А. Шибаев) 10. Это буква И.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы И в калитку, конверт и корону. Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? - Три! А какая буква? - И! (Е. Тарлапан) На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. (В. Степанов) 6 11. Это буква Й. На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? На какую гласную букву похожа буква Й? Чем от неё отличается? Н надела поясок, И надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И – наискосок. Ты ей шляпку подари – Станет краткой Буква И. (А. Шибаев) Букву Й зовут «И кратким». И как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. (В. Степанов) Это буква не простая, Голос кроток и сердит, Потому что запятая На её плечах сидит. (В. Кожевников) 12. Это буква К.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы К в телевизор, скамейку. На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит – Буквой К на нас глядит. (Г. Ванюхина) 7 13. Это буква Л.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Л в шалаш, туфельку и горку. Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш. (В. Степанов) 14. Это буква М.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы М в забор, сумку. Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. (Г. Ванюхина) Вот качели – Буква М! Здесь качаться Можно всем! (Е. Тарлапан) взявшись за руки, Мы встали И на М похожи стали. (В. Степанов) 8 15. Это буква Н.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Н в лестницу, кровать. На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки! (Е. Тарлапан) Н – натянутая сетка, Сетку держат очень крепко Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. (Е. Тарлапан) 16. Это буква О.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы О в солнце, мячик, арбуз, огурец, яблоко, бусы. В этой букве нет угла, От того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. (Е. Тарлапан) Посмотри на колесо И увидишь букву О. (А. Шибаев) Буква О всегда стояла Круглая, нормальная, Спать легла, бока помяла И теперь овальная. (Г. Ванюхина) О – как обруч, захочу – По дороге покачу. (Г. Виеру) 9 17. Это буква П.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы П в домик, окно, дверь, одеяло. Буква П в спортивном зале Перекладиной назвали. - Ну-ка, милый, не ленись, Подойди да подтянись. (А. Шибаев) В лес на букву Озорник: Не решил, Что П – турник. (Е. Тарлапан) На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле. (В. Степанов) 18. Это буква Р.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Р в парусник, флажок. - Дрожу от страха до сих пор!Воскликнуло полено: Похожа буква на топор! Расколет непременно! (Е. Тарлапан) Буква Р - на мачте парус, Вдоль плывёт, небес касаясь. (В. Степанов) 10 19. Это буква С.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы С в месяц, банан. Что за буква светится Старым ясным месяцем? Села мышка в уголок Съела бублика кусок. (Г. Виеру) Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. (В. Степанов) 20. Это буква Т.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Т в грабли, гриб, зонт, лопату, парашют. Молоток стучит «Тук-тук! Букве Т я старый друг». (В. Степанов) Буква Т Тебя укроет От дождя, От снега, зноя. (В. Лунин) 11 21. Это буква У.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? Почему? Преврати буквы У в зон тик, веточку, улитку. У – сучок в любом лесу Ты увидишь букву У. (В. Степанов) Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто! (Е. Тарлапан) Буква У Два длинных ушка. (А. Шибаев) У дубочка Два сучочка. (Г. Виеру) 22. Это буква Ф.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Ф в дерево, ключ, яблоко. Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. (В. Степанов) Я футбольный судья. Целый день с мальчишками. Два футбольных мяча У меня под мышками. (Г. Сапгир) 12 23. Это буква Х.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Х в песочные часы, конверт, бант, ножницы, велосипед, детскую коляску. Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. (В. Степанов) Не рогаты мы, не злы. Козлы мы, а не козлы. Держим мы в руках бревно, Чтоб не выпало оно. (Е. Тарлапан) 24. Это буква Ц.На что похожа эта буква? Обведи её. Заштрихуй одну половинку буквы синим карандашом, а другую зеленым. На что похожа эта буква? Преврати буквы Ц в цаплю. Буква Ц – Внизу крючок Точно с краником бочок. (Е. Тарлапан) Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка. (А. Шибаев) 13 25. Это буква Ч. Обведи её. Как ты её заштрихуешь? На какую цифру похожа эта буква? На что ещё похожа эта буква? Преврати буквы Ч в вилку и флажок. Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов) 26. Это буква Ш.На что похожа эта буква? Обведи её. Как ты её заштрихуешь? На что похожа эта буква? Преврати буквы Ш в вилы и окошко. Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев) На что похожа буква Ш? На зубья этого ковша. (В. Степанов) Ах, табуретка хороша! Перевернул И буква Ш! (Е. Тарлапан) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру) 14 27. Это буква Щ. Какой звук она обозначает? Обведи её. Заштрихуй её зелёным карандашом. На что похожа эта буква? Преврати буквы Щ в расческу и зубную щетку. На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. (В. Степанов) 28. Это буква Ъ. Обведи её. Заштрихуй её простым карандашом. На что похожа эта буква? Преврати буквы Ъ в половник, ковш, букву Ь в букву Ъ. Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик – твёрдый знак, Чтобы не облиться. (В. Степанов) - Как мы пишем твёрдый знак? - Твёрдый знак мы пишем так: Колесо и спичка, Позади косичка. (А. Потапова) Опершись на длинный хвост, В цирке кобра встала в рост: -Ш–Ш–Ш–Ш… Я вам не угрожаю, Твёрдый знак изображаю. (Е. Тарлапан) 15 29. Это буква Ы. Какой звук она обозначает? Обведи её. Заштрихуй её красным карандашом. На что похожа эта буква? Преврати букву Ы в птичку. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать её должны. (В. Степанов) 30. Это буква Ь. Обведи её. Заштрихуй её простым карандашом. На что похожа эта буква? Преврати буквы Ь в ложку. Буква Р перевернулась, Мягким знаком обернулась. (В. Степанов) 16 31. Это буква Э. Какой звук она обозначает? Обведи её. Заштрихуй её красным карандашом. На что похожа эта буква? Преврати букву Э в ласточку, месяц и лук индейца. Над лугами в синеве Пролетает буква Э. Это ласточка весной Возвращается домой. (В. Степанов) Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка! (А. Шибаев) Это Э с открытым ртом И большущим языком. (Г. Юдин) 32. Это буква Ю. Обведи её. Как ты её заштрихуешь? На что похожа эта буква? Преврати букву О в букву Ю. Чтобы О не укатилась, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась… буква Ю. (А. Шибаев) 17 33. Это буква Я. Обведи её. Как ты её заштрихуешь? На что похожа эта буква? Преврати букву Я в человечка и бабочку. Каждый знает: Буква я Самая хвастливая. (Г. Юдин) 18

Волшебные буквы

Немного воображения – и ваш ребенок сумеет превратить обычные буквы алфавита в волшебные картинки!

Что понадобится:

Альбом для рисования

Фломастеры или мелки

Осваиваемые навыки

Когнитивные / мыслительные навыки

Творчество и воображение

Координация глаз / рука

Тонкая моторика

Развитие речи и словарного запаса

Подготовка к чтению

Подготовка к письму

Социальное взаимодействие

Что нужно делать:

1. Сядьте вместе ребенком за стол.

2. Попросите его назвать какую-нибудь букву.

3. Крупно напишите эту букву в середине листа бумаги.

4. Передайте бумагу ребенку и предложите ему превратить букву в какую-нибудь забавную картинку – животное, узор или что-нибудь еще.

5. Выберите другую букву и повторите то же самое.

Варианты игры. Выберите цифру или иной символ и предложите ребенку превратить его в забавный рисунок.

Безопасность. Рисуйте достаточно крупные буквы, чтобы ребенку было проще проявить фантазию.

Из книги Педагогический декамерон автора Ямбург Евгений

Волшебные встречи У Б. Пастернака есть строка, подсказывающая педагогу наилучший путь постижения творчества художника: «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь...» Разумеется, опасно воспринимать поэтическую метафору буквально, ибо за ней целые миры:

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Волшебные кейсы, или Вклад в самого себя Обучающие программы «Новой цивилизации» и «Лиги Дела» мы объединили в специальный проект с многообещающим названием «Академия успеха». Как известно, первое правило в любом деле – это понимание того, чего можно реально хотеть от

Из книги От 0 до 2. Лайф-менеджмент для молодой мамы автора Иоффе Наталья

Волшебные «мантры» Зачастую для того чтобы не испытывать чувство фрустрации (лат. «тщетное ожидание», «расстройство замыслов»), возникающее в результате несовпадения наших желаний и возможностей, я прибегаю к помощи волшебных «мантр». Иными словами, внутренних

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Знакомство с алфавитом: учимся узнавать рисунки и буквы Трехлетние дети немало времени потратят на освоение алфавита. Одни могут сладить с этой задачей быстрее, другие медленнее, и ускорить этот процесс не получится. Впрочем, большинство прирожденных читателей рано

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Перепутанные буквы В эту игру лучше играть вдвоем.Загадайте по одному слову. Это должно быть имя существительное, лучше не очень короткое – например из восьми букв. Переставьте в нем буквы как попало и запишите на листок бумаги. Затем обменяйтесь листками и попытайтесь

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Упражнение 2 Ощупываем буквы Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Упражнение 8 Шершавые буквы Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона - в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному)

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Комплекс упражнений для правильного произношения буквы Л Мышка весео жиа, на поу в угу спаа… Примерно так звучит речь малыша до двух с половиной лет. Потом появляется звук «л». Вначале мягкий, неуверенный «ль», делающий речь ребенка по-детски смешной и наивной: «У меня от

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Комплекс упражнений для правильного произношения буквы Р Являясь одним из сложнейших звуков русского языка, звук «р» вызывает самые частые и стойкие проблемы с произношением. Начиная от всевозможных искажений (картавость, гнусавость), замены другими звуками и до

Из книги Я хорошо себя веду и дома, и в гостях [Как отучить ребенка от вредных привычек и научить хорошим манерам] автора Любимова Елена Владимировна

Волшебные слова Родители часто задумываются над тем, как научить ребенка хорошим манерам. Здесь действует общий закон: дети учатся тому, что видят. Если вы говорите «пожалуйста» или «спасибо», ваш ребенок научится этому, когда придет время.Не заставляйте его говорить

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Буквы из ниток С помощью нити можно не только рисовать, но и писать. Попросите ребенка 5–7 лет выложить нитью следующие буквы: «Б», «В», «Г», «З», «И», «Л», «М», «О», «П», «Р», «С»,

Из книги автора

Из книги автора

Три волшебные модели экспромта Если бы вы были военачальником, ведущим войска в бой, вам понадобилась бы хорошая стратегия. Во время настоящего боя случаются всякие неожиданности, и многие решения приходится принимать «экспромтом». Но даже при принятии неправильного

Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.

Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».

Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.

2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.

А - лягушку проглотила.

Л - тележку покатила.

Д - откроем и войдем.

Ш - под елкою найдем.

О - жужжит и больно жалит.

П - в лесу деревья валит.

В - чирикает на ветке.

Т - рычит на нас из клетки.

Н – приятный любит запах.

К – на мягких ходит лапах.

М – спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.

Щ – усердно чистит зубы.

З – велит надеть нам шубы.

Ж – в коробочке сидит.

У – совсем не ядовит.

Ч – с собою домик тащит.

Э – откликнется из чащи.

И - в лесу на курьих ножках.

Г - лежат у нас в лукошках.

С - по шёрстке мы погладим.

Ё - мы к празднику нарядим.

Ф - мерцает огоньком.

Ю - завертится волчком.

Ы - у сыра посерёдке.

Б - пекут на сковородке.

Е - в лесу с куста мы ели.

Р - вокруг Луны летели.

Х - к обеду на столе.

Я - на каждом корабле.

4. Назови «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие их них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?

Веселые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р

Зубастые буквы: А, О, П, Т.

Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.

Серьезные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.

Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.

Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.

Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.

5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.

Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».

М – на всем свете самая милая,

Самая нежная, неповторимая.

Интонация радостная, восторженная, с гордостью.

О – позолотила все вокруг и принесла холода.

Интонация спокойная, повествовательная.

6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.

Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения. Также сделать слова волшебными помогает интонация.