20.01.2021

Краткое содержание очарованный странник. Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С


Несколько путешественников, плывя по Ладожскому озеру, разговорились с недавно севшим на их корабль пожилым человеком огромного роста и богатырского телосложения. Судя по одежде, он готовился к поступлению в монахи. По характеру незнакомец был простодушен и добр, однако замечалось, что он много повидал на веку.

Он представился Иваном Северьянычем Флягиным и сказал, что прежде много странствовал, добавив: «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». Собеседники уговорили его поведать о том, как это было.

Лесков. Очарованный странник. Аудиокнига

Лесков «Очарованный странник», глава 2 – краткое содержание

Иван Северьяныч родился в Орловской губернии и происходил из крепостных людей графа К. Отец его был господским кучером, и сам Иван вырос в конюшне, с юных лет узнав о лошадях всё, что только можно о них узнать.

Когда он подрос, то тоже стал возить графа. Раз во время такого пути ему не уступил узкую дорогу воз с заснувшим сверху на сене старым монашком. Обгоняя его стороной, Иван вытянул этого монаха по спине кнутом. Продирая глаза, тот спросонок свалился под колесо своей телеги – и был раздавлен насмерть.

Дело замяли, однако погибший монашек в тот же день явился Ивану во сне. Он с укором предрёк ему в будущем тяжёлую жизнь. «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, а потом пойдёшь в чернецы».

Предсказание тут же стало сбываться. Вёз Иван своего графа по дороге у крутой горы – и в самом опасном месте спуска у экипажа лопнул тормоз. Передние кони уже свалились в страшную пропасть, но задних Иван удержал, бросившись на дышло. Господ он спас, но сам, провисев немного, полетел с той горы вниз – и уцелел лишь неожиданным счастьем: упал на глиняную глыбу и на ней до дна как на салазках скатился.

Лесков «Очарованный странник», глава 3 – краткое содержание

Вскоре завёл он у себя в конюшне голубя и голубочку. Но голубят, у них рождавшихся, повадилась воровать и есть одна кошка. Иван поймал её, высек кнутом и хвост ей отрубил.

Кошка эта оказалась господской. Прибежала бранить за неё Ивана графинина горничная и по щеке его ударила. Тот погнал её грязной метлой. За это Ивана жестоко выпороли и послали на нудную работу: стоя на коленках мелкие камешки для дорожек графского английского сада молотком бить. Так невмоготу стало Ивану, что решил он повеситься. Пошёл в лес и уже с петлёй на шее с дерева прыгнул, как вдруг перерезал верёвку невесть откуда взявшийся цыган. Со смехом предложил он Ивану от господ убежать и заняться вместе с ним конокрадством. Не хотел Иван по воровской стезе идти, но иного не оставалось.

Лесков «Очарованный странник», глава 4 – краткое содержание

В ту же ночь вывел он из барской конюшни двух лучших лошадей. Ускакали они с цыганом в Карачев и там коней дорого продали. Но цыган из всей выручки дал Ивану лишь рубль, сказав: «Это потому, что я мастер, а ты еще ученик». Обозвал его Иван подлецом и разошёлся с ним.

За последние деньги сделал он себе через писаря отпускной вид с печатью в Николаев, приехал туда и поступил на работу к одному барину. У барина того жена с ремонтёром (армейским скупщиком лошадей) бежала, а дочь маленькая осталась. Поручил он Ивану её нянчить.

Дело это было лёгкое. Водил Иван девочку на морской берег, сидел с ней там целый день и козьим молочком попаивал. Но раз явился ему в дремоте монах, которого он на дороге убил, и сказал: «Пойдем, Иван, брат, пойдем! тебе еще много надо терпеть». И показал ему в видении степь широкую и диких конников, по ней скачущих.

А к девочке на морской берег стала мать её тайком ходить. Уговаривала она Ивана, чтобы он дочку ей отдал, сулила за это тысячу рублей. Но Иван не хотел своего барина обмануть.

Лесков «Очарованный странник», глава 5 – краткое содержание

Новый муж девочкиной матери, улан-ремонтёр, тоже на берег пришёл. Сначала они с Иваном подрались, ту самую тысячу рублей по берегу разбросав, а потом Иван, сжалившись, дочку матери и так отдал, да и бежал от хозяина вместе с этой матерью и уланом. Доехали они до Пензы, а там улан и с женой дали Ивану двести рублей, и побрёл он нового места искать.

За рекой Сурой тогда торг конями шёл. Татарская орда хана Джангара целые табуны из своих Рынь-песков пригнала. На последний день торга выгнал Джангар на продажу белую кобылку необычайной резвости и красоты. Стали спорить за неё два знатных татарина – Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Ни один другому уступить не хотел, и под конец они из-за кобылы наперепор пошли: сняв рубахи, сели друг против друга и начали один другого со всей силы по спине плетью пороть. Кто первый сдастся, тот сопернику кобылу уступит.

Столпились вокруг зрители. Победил Чепкун, ему и кобыла досталась. А Иван-богатырь раззадорился, и захотелось ему самому в таком состязании поучаствовать.

Лесков «Очарованный странник», глава 6 – краткое содержание

А хан Джангар теперь вывел каракового жеребца, ещё лучше той кобылы. Иван сел за него пороться с татарином Савакиреем. Бились плетьми долго, оба кровью истекали, и в конце концов Савакирей мёртвым упал.

Татары претензий не имели – поролись добровольно. Но русская полиция хотела Ивана арестовать за то, что он азиата убил. Пришлось ему бежать с татарами Емгурчеева далеко в Степь, в Рынь-пески. Татары сочли его за лекаря, хотя знал Иван из снадобий только сабур и калганный корень.

Скоро стала мучить его страшная тоска по России. Пробовал Иван убежать от татар, но они его поймали и «подщетинили»: разрезали стопы и набили туда под кожу рубленой коневьей гривы. Стать на стопы стало невозможно: жёсткий конский волос колол, как иглы. Двигаться кое-как удавалось, лишь вывернув ноги, «на щиколотках». Но больше татары русского странника никак не обижали. Дали ему двух жён (одну – девочку лет 13-ти). Через пять лет Ивана послали лечить в соседнюю орду Агашимолы, а та украла «искусного доктора», откочевав далеко в сторону.

Лесков «Очарованный странник», глава 7 – краткое содержание

У Агишимолы дали Ивану двух других жён. От всех них у него были дети, но он их, как некрещёных, своими почти не считал. Посреди степного однообразия тоска по родине мучила всё сильнее. Жуя жёсткую татарскую конину, вспоминал Иван свою деревню: как там на Божий праздник щипят уток и гусей, а пьяненький священник, отец Илья, ходит по домам, выпивает по рюмочке и собирает угощения. У татар же приходилось жить невенчанным, и умереть мог неотпетым. Часто выползал несчастный странник за юрты и потихоньку молился по-христиански.

Лесков «Очарованный странник», глава 8 – краткое содержание

Раз услышал Иван, что пришли в их орду два православных проповедника. Доковылял он до них, упал к ним в ноги и просил выручить от татар. Но те сказали: выкупу дать за тебя у нас нет, а пугать неверных царской силой нам не позволено.

Одного их этих проповедников Иван вскоре неподалёку убитым увидал: с рук и ног кожа содрана, а на лбу крест вырезан. Потом татары и еврея так же убили, который пришёл у них иудейскую веру распространять.

Лесков «Очарованный странник», глава 9 – краткое содержание

Вскоре пришли к татарам невесть откуда два странных человека с какими-то ящичками. Стали они пугать орду «богом Талафой», который может вызвать небесный огонь – и «сею же ночью свою силу вам покажет». И той же ночью в степи вправду сначала что-то зашипело, а потом сверху стал разноцветный огонь сыпаться. Иван смекнул, что это фейерверк. Приезжие убежали, но один свой ящик с бумажными трубками бросили.

Иван подобрал эти трубки и сам стал из них огни пускать. Татары, салютов никогда не видавшие, в страхе попадали перед ним на колени. Иван заставил их креститься, а потом заметил, что «едкая земля», из которой были сделаны фейерверки, обжигала кожу. Притворившись больным, стал он тайком эту землю к стопам прикладывать, пока они не загноились, и конская щетина оттуда с гноем не вышла. Дав для острастки новый фейерверк, Иван сбежал от татар, которые гнаться за ним не осмелились.

Прошёл русский странник всю степь и добрался в одиночку до Астрахани. Но там запил, попал в полицию, а оттуда был доставлен к своему графу в имение. Поп Илья отлучил Ивана от причастия на три года за то, что он в Степи многоженствовал. Граф не захотел беспричастного при себе терпеть, велел Ивана высечь и пустить на оброк.

Лесков «Очарованный странник», глава 10 – краткое содержание

Пошёл Иван на ярмарку и стал, как знаток, помогать мужикам, которых обманывали в конской торговле цыгане. Вскоре снискал он большую славу. Один ремонтёр, благородный князь, взял Ивана к себе помощником.

Три года странник отлично жил с князем, зарабатывал на лошадях большие деньги. Князь доверял ему и свои сбережения, потому что часто проигрывался в карты, а Иван в случае проигрыша деньги ему переставал давать. Мучили Ивана лишь повторявшиеся у него время от времени «выходы» (запои). Перед тем как запить, он сам отдавал свои деньги князю.

Лесков «Очарованный странник», глава 11 – краткое содержание

Один раз особенно потянуло Ивана на «выход» – и в момент самый неудобный: князь как раз уехал торговать на другую ярмарку, и отдать деньги было некому. Долго Иван крепился, но во время чаепития в трактире пристал к нему один пустейший завсегдатай. Человечек этот всегда у всех на выпивку клянчил, хоть и уверял, что раньше был дворянин и раз даже к губернаторше голый приехал.

Завёл он с Иваном витиеватый разговор, всё время выпрашивая водки. С ним и сам Иван начал пить. Пропойца этот стал уверять Ивана, что обладает «магнетизмом» и может его от страсти к вину избавить. Но до вечера оба они напились так, что едва себя помнили.

Лесков «Очарованный странник», глава 12 – краткое содержание

Иван боялся, что «магнетизёр» его обворует, и всё щупал большой свёрток денег у себя за пазухой, но он лежал на месте. Когда оба они вышли из трактира, проходимец и на улице бормотал какие-то заклинания, а потом довёл Ивана до дома с освещёнными окнами, откуда доносилась гитара и громкие голоса – и куда-то исчез.

Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание

Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».

В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.

Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.

Лесков «Очарованный странник», глава 14 – краткое содержание

Он сам не помнил, как домой добрался. Утром вернулся с другой ярмарки проигравшийся в пух и прах князь. Стал он просить у Ивана денег на «реванж», а тот в ответ рассказал, как целых пять тысяч спустил на цыганку. Князя был ошеломлён, но не стал корить Ивана, сказав: «я и сам такой же, как ты, беспутный».

Попал Иван в больницу с белой горячкой, а выйдя оттуда, поехал каяться к князю в деревню. Но тот ему рассказал, что сам, увидев Грушу, отдал не пять тысяч, а пятьдесят, чтобы её отпустили к нему из табора. Князь для цыганки всю свою жизнь перевернул: в отставку вышел и имение заложил.

Груша уже жила у него в деревне. Выйдя к ним, она запела под гитару грустную песню про «печаль сердечную». Князь рыдал, сидя на полу и обняв цыганский башмачок.

Лесков «Очарованный странник», глава 15 – краткое содержание

Ветреному князю Груша скоро наскучила. Затосковала она и часто рассказывала Ивану, как её мучит ревность.

Обедневший князь искал способа возместить свои убытки. Он часто ездил в город, и Груша волновалась: нет ли у него там новой пассии. В городе жила прежняя любовь князя – благородная и добрая Евгенья Семёновна. У неё была дочь от князя, который купил им двоим доходный дом для обеспечения, но сам к ним почти не ездил.

Будучи раз в городе, Иван заехал к Евгенье Семёновне. Вдруг приехал и князь. Евгенья скрыла Ивана в гардеробной, и он слышал оттуда весь их с князем разговор.

Лесков «Очарованный странник», глава 16 – краткое содержание

Князь уговаривал, чтобы Евгения заложила дом, чтобы достать для него тысяч двадцать денег. Он объяснял, что хочет разбогатеть, купив суконную фабрику и развернув торговлю яркими тканями. Но Евгения сразу догадалась: князь просто собирается дать за фабрику задаток, прослыть от этого богачом, жениться на дочери предводителя – и разбогатеть не от сукон, а от её приданого. Князь сознался, что его план именно таков.

Благородная Евгения согласилась дать на дом закладную, но спросила у князя: а куда же он денет свою цыганку? Князь ответил: Груша дружит с Иваном, я поженю их и построю им дом.

Князь приступил к покупке фабрики, а Ивана послал доверенным на ярмарку в Нижний, набрать заказов. Однако, вернувшись, Иван увидел, что Груши уже нет в деревне. Говорили: князь её куда-то увёз.

Уже готовили свадьбу князя с дочерью предводителя. Иван, тоскуя по Груше, не находил себе места. Раз он в волнении вышел на крутой речной берег и в отчаянии начал звать цыганку. А она вдруг появилась откуда ни возьмись и повисла у него на шее.

Лесков «Очарованный странник», глава 17 – краткое содержание

Вся оборванная, находясь при конце беременности, Груша дрожала от исступлённой ревности. Она всё повторяла, что хочет убить невесту князя, хотя сама признавала: та ни в чём не виновата.

Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание

Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.

Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.

Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.

Лесков «Очарованный странник», глава 19 – краткое содержание

Иван в отчаянии побежал, куда глаза глядят. Ему чудилось, что рядом летит грушина душа в виде девочки с крыльями. Случайно он встретил старичка со старушкой, ехавших на телеге. Узнав, что их сына хотят забрать в рекруты, Иван согласился, сменив имя, пойти вместо него в армию. Так он думал хоть отчасти искупить свои грехи.

Более пятнадцати лет он провоевал на Кавказе. В сражении у одного ущелья, где внизу текла река, несколько солдат пытались под выстрелами мятежных горцев переплыть на другой берег, но все погибли от пуль. Когда других охотников не осталось, сделать то же самое вызвался странник-Иван. Под градом выстрелов он добрался до другого берега реки и навёл мост. Плывя, Иван имел видение: над ним летела Груша и загораживала его крыльями.

За этот подвиг он получил офицерский чин, а вскоре – и отставку. Но офицерство не принесло с собой достатка. Отставник Иван помыкался некоторое время то на мелкой конторской должности, то актёром балагана, а потом решил ради пропитания пойти в монастырь. Там его определили кучером.

Лесков «Очарованный странник», глава 20 – краткое содержание

Так закончились мытарства очарованного странника. Правда, в монастыре Ивану поначалу часто докучали бесы, но он противостоял им постами и усердными молитвами. Иван Северьяныч стал читать духовные книги, а от этого – «пророчествовать» о скорой войне. Игумен отправил его богомольцем в Соловки. В этой поездке странник и встретился на Ладоге со слушателями своего рассказа. Повествования собственной жизни он исповедал им со всею откровенностью простой души.

  1. Краткое содержание
  2. Краткое содержание по главам
  3. Главные герои

Описание повести и главная мысль

Год: 1873 Жанр: повесть

Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре, которой находится на Ладожском озере. В повести встречаются описания жизни святых и народный эпос. По своей сути произведение – это биография героя, которая состоит из нескольких эпизодов. Житие святых так же представлены как отдельные фрагменты. Все это характерно для авантюрного романа или же приключений. Самое первое название также было стилизовано

Главный персонаж обычный представитель народа и он раскрывает всю силу русской нации. Показывает, что человек способен совершенствоваться духовно. Этим произведением автор утвердил, что рождались, и будут рождаться русские богатыри, которые не только способны подвиги совершать, но и пойти на самопожертвование.

Краткое содержание Лесков Очарованный странник

Во время путешествия на Ладожском озере, путешественники завели разговор с пожилым мужчиной высокого роста и телосложением, напоминающим настоящего богатыря. По внешнему виду человека видно, что он монах. Его имя Флягин Иван Северьяныч, повествует он о своей биографии. Иван родился и жил в Орловской губернии в простой семье. С самого детства имеет хорошие способности по обращению с лошадьми. Но это не один его талант. Также Флягин рассказывает о своем бессмертии: никак он не погибает.

Как-то раз будучи еще ребенком, Иван задел плетью монаха. Последний погиб и его душа явилась Флягину во сне. Служитель монастыря предвидел мальчику, что тот будет умирать и не умрет, и в конце станет монахом. В скором времени мальчишка повез барина по делам. Ни с того, ни с сего, лошади набрали скорость, так что Иван упал в обрыв. Но каким-то образом уцелел.

Повздорив с хозяевами, Флягин переводится на другую работу. Измученный Иван решается на самоубийство, но в это время появляется цыган, который спасает жизнь Флягину. Иван уходит с цыганом, покидая своих хозяев. При этом похищает двух коней барина, которых потом продаст цыган, а выручкой толком не поделится с Флягиным. По этой причине Иван прекращает путешествовать с цыганом. Герой попадает в город Николаев, где устраивается нянькой у одного барина. Дело в том, что барыня бросила мужа и дочь, а сама ушла к другому. Но Иван разрешает в тайне встречаться барыне с дочерью. Об этом узнает барин. И Флягину приходится бежать вместе с барыней.

Иван оставляет барыню с семьей, а сам отправляется в Пензу. Флягин сражается за жеребца и убивает татарина. Попадает в плен на пять лет. Потом его забирает в плен Агашимола. Ему дают жен, от которых у него рождаются дети. Но они чужие для Флягина. В душе он мечтает вернуться на Родину.

Спустя десять лет в заключении Ивану удается сбежать с плена и вернуться в Астрахань, а затем в свои родные края.

Флягин встречает цыганку Грушу, от которой сходит с ума. Он растрачивает все деньги, который дал ему князь на девушку и остается ни с чем. Князь его понимает и прощает, так как признается, что тоже был влюблен в нее. Но сейчас он решил жениться на знатной особе, богатой девице. Груша безумно влюблена в князя и ревнует его к другой девушке. Он убегает от крестьянок, которые наблюдали за ней. Флягин находит ее в лесу. Цыганка умоляет его убить ее, потому что опасается, что может совершить грех убив князя или его возлюбленную. Заканчивается это тем, что Иван скидывает ее с обрыва.

Герой уходит в другие места. Под чужим именем служит в армии около 15 лет. Во время одной военной операции, он чудом остается живым. Возвращается Иван в Питер, где работает чиновником. И в конце концов уходит служить в монахи. Служители монастыря всячески пытаются излечить нечистую силу из Ивана, но им это не удается, и тогда его отправляют в святые места.

Краткое содержание Очарованный странник по главам подробно

Глава 1

Судно, которое шло по Ладожскому озеру от Ковевца до Валаама, причаливает у Кораллы и уже отсюда все продолжают движение на лошадях в этот старинный поселок. По пути люди рассуждают, зачем высылать неугодных людей в Петербурге высылать в такую даль. Ведь рядом тоже есть такое место, где человеком завладеет апатия. И кто – то рассказывает, что когда – то ссылали сюда, но вот только никто не мог вынести долгого пребывания здесь. А один из ссыльных и вовсе повесился, но кто-то из пассажиров сказал, что он правильно сделал. Но вмешался в разговор другой пассажир, который был верующим, он был возмущен «ведь за самоубийц даже не может никто молиться». Но тут против этих двух выступает мужчина. Он был высокого роста, с густыми волосами светового цвета, со смуглым лицо. На нем был послушнический подрясник с широким поясом, а на голове был высокий колпак из сукна. Ему примерно было лет за 50, но он походит на настоящего русского богатыря и даже чем-то напоминал Илью Муромца. По его виду можно сказать, что видел он не мало. Он был смелый и самоуверенный, сказал, что есть мужик, который способен облегчить участь самоубийцы. Его зовут попик-пьяница. Его из-за этого даже хотели выгнать, но он бросил пить и хотел наложить на себя руки, поэтому владыка пожалел его и семью. А для его дочки найти жениха, который будет, служит вместо него.

Но как – то раз епископ прилег после трапезы и задержал, ему приснилось, что к нему пришел преподобный Сергий и попросил пожалеть попика. Но проснувшись, он решил, что это. И когда он лег спать еще раз, то уже увидеть, как войско под темными знаменами ведет за собой теней, которые кивают головой и грустно просят пожалеть его, потому что он за них молится. Тогда он позвал к себе попика и спросил, действительно ли он молиться за самоубийц. Тогда он его благословляет и возвращает на место. За беседой узнали, что этот пассажир инок, но был конэсером. Он поведал о том, что очень многое пережил, был в плену, а вот на службу в монастырь пришел не так давно. Конечно, всем стало интересно, и они попросили рассказать о свое жизни. Он согласился и пообещал начать сначала.

Глава 2

Нашего героя зовут Иван Северьяныч Флягин. Он начал рассказывать со своего происхождения от дворцовых особ графа К. из Орловской губернии. Так сложилось, что матушка умерла при родах, а отец его работал кучером и рос он вместе с ним. Большая часть его жизни прошла в конюшне, поэтому он полюбил так сильно лошадей. В одиннадцатилетнем возрасте он уже служил форейтором, но так как был физически слаб, то его привязывали к седлу и подпругам. Но это было крайне неудобно, и иногда он даже терял сознание, но потом привык. Но у него была очень плохая привычка, он бил кнутом тех, кто стоял у него на пути. И как-то он вез графа в монастырь и убил, таким образом, старика. Но граф все разрешил. Но Ивану является этот старик и плачет. Он говорит Ивану, что был у матери моленный и обещанный сын.

Его мать когда-то обещала его Господу, сказав: «Ты будешь много раз погибать и не погибнешь, пока не придет твое время, и вспомнишь обещание матери, и пойдешь в чернецы». Через какое – то время граф, его жена собираются отвезти дочь в Воронеж к врачу. По пути они остановились накормить лошадей, но снова Ивану явился старик и сказал, чтобы он отпроситься у господ в монастырь. Но он проигнорировал. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, но там была крутая гора. Когда они спускались, лопнул тормоз, и кони понеслось к обрыву. Отец успел прыгнуть, а вот Иван повис. Первые лошади упали с обрыва, а экипаж остановился. Тут вдруг он пришел в себя и упал вниз, но остался жив. Граф предложил Ивану просить все, что он пожелает, а он попросил гармошку, но также скоро ее бросил.

Глава 3

Он завел в конюшне пару голубей. Появились птенчики. Одного он по не осторожности задавил, когда таскал, а второго съела кошка. Он поймал ее и отрубил хвост. Но так оказалось, что кошка принадлежит горничной графини, за это его отвели в контору, чтобы его высекли и заставили бить камни молотком для строительства садовых дорожек. Но он не мог этого стерпеть и принял решение повеситься. Он отправился в лес, взяв веревку. Попытался все устроить, но что-то пошло не так, и он сорвался с сучка, свалился на землю, а над ним уже стоял цыган и отрезал веревку. Он позвал Флягина с собой. Иван стал выспрашивать: "Кто они такие? Воры или нет? Режут ли они людей?" Но недолго думал Иван и подался в разбойники.

Глава 4

Но цыган оказался хитрым, он говорил все, что хотел слышать парень, потому что знал, что он работает на конюшне графа и выведет для него пару самых лучших коней. Они проскакали почти всю ночь, затем продали коней. Но Иван ничего не получил, потому цыган его просто обманул. Затем он пошел к заседателю и поведал историю о том, как его обманули, а тот сказал, что за определенную плату сделает ему отпускной вид. Ну, Иван и отдал все, что у него было. Парень приходит в город Николаев и пошел на то место, где собираются люди, которые ищут работу.

Тут появился огромный барин, который просто сразу ухватился в него и повел за собой. А когда узнал, что он жалел голубят, то вообще обрадовался, как оказалось, он хотел его нанять на работу, чтобы тот нянчил дочку. От барина сбежала жена и оставила маленькую дочь, а сам он не может за ней присматривать, потому что работает. Но Иван стал переживать, как он справится с этим делом. Но барин ответил, что русский человек со всем справиться. Так он стал нянькой для маленькой девочки, он очень полюбил ее. Но приходит мать девочки и просит вернуть ее ребенка, но Иван не отдает. Когда он приходит с ребенком к лиману, мать уже сидит, ждет их и начинает снова упрашивать.

И так продолжалось очень долго. И вот она последний раз приходит к Ивану и говорит, что придет ремонтер. Он хочет ему дать 1000 рублей в замен на ребенка, но Иван остается не преклонным. Но когда он видит этого ремонтера, то у него промелькнула мысль, неплохо было бы сыграть с ним. Но так как могут начаться между ними разногласие, то возможно произойдет драка, которой очень желал Иван.

Глава 5

Тут Иван стал придумывать, как ему раздразнить офицера, чтобы тот напал на него. А барыня плачется офицеру, что ей не отдают ребенка. А он ей в ответ говорит, что только покажет деньги Ивану и он сразу же обменяет девочку. Он дает Ивану ассигнации, а он их вырвал, наплевал и бросил на землю. Ремонтер был в ярости и напал на него. Но Иван только толкнул его, так он сразу же и отлетел. Ремонтер оказался гордым и благородным и не стал поднимать их. Он ухватился за ребенка, а Иван взял вторую ручку девочки, сказав: "На чью сторону оторвется, тот и заберет ребенка". Но ремонтер не стал этого делать, плюнул Ивану в лицо и стал уводить барыню. Но тут из города бежит отец девочки с пистолетом, палит из него и кричит, чтобы он держал их. Но он наоборот догоняет барыню и отдает ей девочку, только попросился с ними.

Приехали они в Пензу. Но офицер сказал, что не может оставить его при себе, так как нет документов, и дал ему 200 рублей. Тут он принимает решение пойти в полицию и повиниться, но прежде зайдет в трактир, чтобы выпить. Пьет он долго, потом все - таки пошел. А перейдя реку, встретил коляски, а в них татары. Он видел, что народ топиться, а в центре сидит на цветной кошме татарин в золотой тюбетейки. Он его, конечно, сразу узнал это хан Джангар. Не смотря на то, что земли российские, но владел ими хан. Тут ему привили белую кобылу и начали торг. Многие предлагали, что могли и даже чуть ли не до разорения доводили. Тут вышли два мужика сели друг против друга, им принесли нагайки. Они должны были хлестать друг друга. Кто продержится дольше и заберет кобылу. О тонкостях соревнования рассказал рядом стоящий мужчина. Тот к то выиграл весь окровавленный лег животом на лошадь и уехал. Иван хотел уйти, но его задержал новый знакомый.

Глава 6

Тут опять начался торг, только уже выставили каракового жеребца. В толпе он увидел знакомого ремонтера. Иван с ним стал пороться и выиграл спор, запоров его до смерти. Пассажиры были в ужасе от услышанного, но пояснил, что этот татарин был первым батыром и ни как не хотел уступать Ивану. Но ему помог грош, который он грыз, чтобы не чувствовать боли, а чтобы не думать считал удары. Русские хотели отдать его полиции, но татары помогли скрыться, так и ушел он с ними в степи. Пробыл он там 11 лет. Татары относились к нему не плохо, но чтобы он не убежал, вырезали ему кожу на пятках и вшили рубленный конский волос. Человек после таких процедур не может наступить на пятку и способен ползать только на коленях. Но, тем не менее, отношение было хорошим, ему даже дали жену. А другой хан, который его выкрал, дал ему две жены. Агашимол позвал Ивана вылечить жену, но обманул. Пассажиры слушали, раскрыв рот, и очень ждали продолжения. А Иван продолжил.

Глава 7

Конечно, Агашимол не отпустил, Но дал жен, правда, он их не любил. Они ему родили детей, но отцовских чувств он не питал к ним. Скучал по России. Иногда даже видел монастырь и крещеную землю. Он рассказал пассажирам о быте и жизни татар. Но всех интересовала, как же он справился со своими пятками и убежал от татар.

Глава 8

Он, было, потерял надежду на возвращение, но как- то раз увидел миссионеров. Но когда подошел ближе увидел, что это русские. Он стал просить забрать его из плена. Но те его не слушали. Но он подкараулил, когда священники остались одни и стал просить их опять. Но они сказали, что не вправе пугать неверных и должны быть вежливыми по отношению к ним. А ему нужно молиться и просить Бога о помощи. Они сказали, что заботятся о тех, кто пребывает во тьме, и показали книгу с татарами, которые были присоединены к христианству. Он ушел.

Как-то раз приходит его сын и говорит о том, что на озере найден мертвец, им оказался проповедник. Иван же его схоронил по всем христианским обычаям. Татары убили и миссионера иудейского. Но тогда у его слушателей возник вопрос, как же он сам остался в живых. На что он ответил чудом.

Глава 9

После того как были убиты миссионеры прошел год, но в скором времени привели еще двоих. Но они разговаривали на непонятном языке. Оба были черные с бородой, одетые в халатах. Они стали требовать возвращения коней или в противном случае татары узнают силу Талафа, который пообещал сжечь их. Ночью все и свершилось. Кони от испуга ринулись вперед, а татары, забыв про страх, побежали догонять. Но не тут - то было их и след простыл, оставили только ящик. Когда к нему подошел Иван, то понял, что это просто напросто фейерверк. Стал пускать их в небо и окрестил всех татар в речке. Походу он нашел в них едкое вещество, которое прикладывал к пяткам в течение двух недель, чтобы волосы вышли с гноем. Так пятки и зажили, но он притворялся, что ему еще хуже и наказал, чтобы никто за юрты не выходил в течение трех дней. Запустил большой фейерверк и ушел. Затем ему встретился чуваш, у которого было пять лошадей. Он предложил сесть ему на одну из них, но теперь Иван никому не доверял, поэтому отказался.

Тут он встречает людей, но сначала проверяет кто это. Замечает, что креститься и водку пьют, значит, русские. Это были рыбаки. Они его приняли, а он поведал им о своей жизни. Затем он пошел в Астрахань, заработал рубль и запил. Проснулся в остроге, его отправили в родную губернию, там его высекли в полиции и отдали графу, который высек еще два раза и отдал ему паспорт. Теперь Иван, спустя столько лет свободный человек.

Глава 10

Он попал на ярмарку и заметил, как цыган продает мужику плохую лошадь. Так он помог выбрать и стал зарабатывать таким образом. Он сходил в церковь, и стало много легче.

Глава 11

Тогда он пошел в трактир попить чай, но встретил там человека, которого вроде бы знал. Он когда - то был офицером, но все промотал. И теперь заседал в трактирах и просил кого-нибудь угостить водкой. Он же пристал и к Ивану, также попросил угостить и сказал, что отучит его пить. В итоге их вывели на улицу, потому что время уже подходило к закрытию.

Глава 12

Когда Иван оказался на улице, он проверил пачку денег за пазухой. И сразу успокоился. И тут его собутыльник отводит к цыганскому притону, а сам уходит. Как потом выяснилось, цыгане ему за это платили. Он входит в дом, чтобы спросить дорогу к своему дому.

Глава 13

Иван оказался в большой комнате, где пела красавица - цыганка по имени Груша. Когда она закончила петь, то стала обходить всех с подносом и собирала деньги. Она обошла всех, но цыган сказал, чтобы она подошла к Ивану. Он был очарован ее красотой и положил ей в поднос 100 рублей. А цыганка коснулась его губ. Затем Ивана вывели в первый ряд и обобрали до нитки.

Глава 14

Он даже не мог вспомнить, как пришел домой. А утром вернулся князь с другой ярмарки, где также потратил все деньги. И стал выпрашивать их у Ивана, но он сказал, что все деньги отдал на цыганку. Князь был в недоумении, но не стал заниматься нравоучениями, сказав, что когда - то и сам так делал. Иван попадает в больницу с белой горячкой, а когда выздоравливает, идет к князю виниться. Но тот сказал, что увидев Грушу, вместо 5000 отдал 50000 рублей, чтобы ее отпустили. Князь всю жизнь изменил для цыганки: ушел в отставку и заложил имение. Она жила в деревне с ним. А когда запевала песни под гитару, то князь просто рыдал.

Глава 15

Но вскоре она наскучила князю. Стала и Груша тосковать, она говорила Ивану, что она мучается от ревности. Князь обеднел и искал разные способы, чтобы разбогатеть. Он частенько уезжал в город, и Груша задумывалась, нет ли у него кого. А в городе жила прежняя любовь князя - Евгения Семеновна. У нее была от него дочь, у них было два дома, которые он им собственно и купил. Но как-то раз Иван приехал к ней, а следом же заехал князь. Евгения Семеновна спрятала Ивана в гардеробной, и он услышал весь их разговор.

Глава 16

Князь упрашивал ее заложить дом, чтобы найти для него деньги. Он говорил, что хочет стать богатым, открыть суконную фабрику и торговать тканями. Но Евгения сразу сообразила, что он хочет только задаток дать и прослыть богатым человеком, а на самом деле жениться на дочери предводителя фабрики и стать богатым за счет ее приданного. Он быстро признался. Она все - таки согласилась заложить дом, но поинтересовалась, что же будет с цыганкой. Он сказал, что поженит их с Иваном. Князь стал заниматься фабрикой, а Ивана отправил на ярмарку. По возвращению в деревню Иван цыганку больше не увидел. Он не мог найти место себе от тоски по ней. Как-то он вышел на берег реки и стал звать ее, а она и появилась.

Глава 17

Она была уже беременная на последнем месяце. Дрожала от ревности и ходила в каких-то лохмотьях. Она твердила одно и то же, что желает убить невесту князя. Хотя прекрасно знала, что та девушка тоже не причем.

Глава 18

Она поведала Ивану, что князь позвал ее на прогулку, сам завез ее в какую-то чащу, сказав, что она будет здесь под присмотром трех девок-однодворок. Но она смогла убежать оттуда, пошла к дому князя, а нашла Ивана. Она просила убить ее, потому что в противном случае они погубит невесту. Вынув из его кармана нож, совала ему в руки. Он всячески отбрасывал его, но она сказала, что если ее он не убьет, то станет самой стыдной женщиной. Он столкнул ее с обрыва берега, и она утонула.

Глава 19

Он бежал сломя голову, и все время ему казалось, что душа Груши летит рядом. По дороге встретил старика со старухой, их сына хотели забрать в армию, он согласился пойти вместо него. Он воевал на Кавказе больше 15 лет. В одном сражении нужно было перебраться на другой берег реки, но все солдаты погибли от пуль горцев. Тогда выполнить это задание решил он и под пулями он переплыл реку и навел мост. В этот момент ему казалось, что его закрывала Груша. За это ему дали офицерский чин и был отправлен в отставку. Но это не принесло достатка, и он решил уйти в монастырь. Там он стал кучером.

Глава 20

Так и закончились все его странствия и беды. Поначалу ему виделись бесы, но он боролся с ними, соблюдая пост и читая молитвы. А когда стал читать книги, то стал предсказывать скорую войну. Поэтому его отправили в Соловки. И как раз он встретил своих слушателей на Ладожском озере. Он им рассказал все честно и откровенно.

Главные герои повести Очарованный странник Лескова:

Груша – молодая цыганка. Она гордая и страстная. К тому же она очень красивая девушка. В повести она выступает как «чаровница-колдунья», которая смогла оспаривать Флягина. Она первая женщина, которую он полюбил, но к сожалению она ему взаимностью не ответила.

Флягин Иван Северьяныч является основным рассказчиком. Он напоминает героя из сказок, который неуязвим, постоянно преодолевает с легкостью все трудности. Он наивный и где- то даже глупый. Он спасает жизнь графа К., его жены и дочерей и за это он берет только гармонь и отказывается от денег и записи в купеческое сословие. В него нет собственного дома, он ищет лучшую долю. Он видит красоту природы, у него есть чувство собственного достоинства, прямодушие.

  • Краткое содержание Брэдбери Ветер

    Аллин – это человек, который весьма необычен, так как вовсе не реалист, а скорее наоборот. Так как он верит в чудеса, верит в то, что на самом деле существует что-то большее, чем просто люди и жизнь на земле.

  • Краткое содержание Шукшин Чудик

    Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях. В этом рассказе говорится о простом мужике по имени Василий Егорыч, который работает киномехаником в селе, он не равнодушен к собакам и сыщикам.

  • Краткое содержание Казаков Тихое утро

    Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку.

  • «Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.

    Меню статьи:

    Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем

    В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.

    Глава вторая: Предсказание убитого монаха

    Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».

    Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.


    Глава третья: Жестокое наказание

    На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.


    Глава четвертая: В роли няньки

    Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.

    Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.

    Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.

    Глава пятая: Голован отдает ребенка

    Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.

    Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.

    Глава шестая: Дуэль

    Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.

    Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.

    Глава седьмая: Пленник у татар

    Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.


    Глава восьмая: Просьбы о помощи

    Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.

    Глава девятая: Освобождение из плена

    Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.

    Глава десятая: Перемены к лучшему

    Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.

    Глава одиннадцатая: В трактире

    Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.

    К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.


    Глава двенадцатая: «Аагнитезер»

    В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.

    Глава тринадцатая: Цыганка Груша

    Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.

    Глава четырнадцатая: Разговор с князем

    Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.

    Глава пятнадцатая: История князя

    Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.

    Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.

    Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу

    Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.

    За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.

    Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки

    Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.

    Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши

    Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.

    Глава девятнадцатая: на войне

    Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.

    Глава двадцатая: Монах

    Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.

    По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, […] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

    Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

    Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

    В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

    Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

    По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

    По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

    Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

    Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

    В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Ке-ремети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

    Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

    По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.