Существительные, имеющие только формы множественного числа.
К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. ;
2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные) : горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. ;
3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных) : сутки, будни, сумерки, каникулы и др. ;
4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные) : макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. ;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср. : Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.
Существительные, имеющие только формы единственного числа.
Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:
1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные) : масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.
Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;
2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;
3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.
Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;
4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург) ; Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.
К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:
1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;
2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;
3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;
4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двоеворот .
@ Задания УЭ 2.3
- Определите способы выражения категории числа у существительных: 1) морфологический (падежными окончаниями; окончаниями и суффиксами); 2) морфолого-фонетический (окончаниями совместно с изменением места ударения); 3) супплетивный (образование от разных основ); 4) синтаксический (формами согласования или сочетаемостью слов).
Новое такси – новые такси, единственные ворота – все ворота, волна – волны, буря – бури, брат – братья, окно – окна, одни ножницы – трое ножниц, молодежное кафе – молодежные кафе, пенал – пеналы, сын – сыновья, чудо – чудеса, сестра – сестры, человек – люди, пара брюк – три пары брюк, единственные брюки – все брюки, весло – весла, датчанин – датчане, ребенок - дети, книга – книги.
- Распределите существительные по группам, вписывая их в таблицу:
Река, пальто, соль дрова, деньги, кашне, поминки, Москва, листва, интервью, солома, стая, Екатерина, баранина, обои, каникулы, довод, белка, горох, детвора, сумерки, Карпаты, толчок, переговоры, Афины, Пушкин, студенчество, жар, красота, такси, вершина, жабры.
- Распределите имена существительные в соответствии с их значением: 1) слово имеет форму ед.ч., которая обозначает один предмет (значение единичности); 2) слово имеет значение ед.ч., но обозначает множество предметов (значение собирательного множества); 3) слово имеет форму ед.ч., но значения числа нет, т.к. обозначает несчитаемые предметы (категория числа формальна); 4) слово имеет форму мн.ч. и обозначает множество предметов (значение раздельного множества); 5) слово имеет форму мн.ч., но количество предметов неопределенно – может быть один и может быть несколько предметов; 6) слово имеет форму мн.ч., но значения числа нет, т.к. обозначает несчитаемые предметы; 7) слово не имеет форм числа и значение числа неопределенно (может быть выражено только синтаксически, в контексте).
Книги, воздух, школа, молоко, нефть, очки, кенгуру, ножницы, сливки, лист, листва, листья, дружба, книга, стол, детвора, именины, варьете, отруби, тоска, джинсы, шоссе, чернила, роса, небо, снег, песок, учительство, молоко, города, дома, похороны, масть, красота, ребенок.
- Ответьте на вопрос: В чем проявляется связь между категорией числа и лексико-грамматическими разрядами имен существительных? Приведите по 2-3 примера.
- В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова снабжены пометами «мн.нет» следующие слова: диета, договоренность, июнь, июль, кросс, надой, наружность, недовес, недовольство, неявка, новоселье, обвес, обгон, обман, осмотры, отклонение, отделка, отгул, отъезд, привоз, почин, проверка, простуда, противодействие, раздумье, разница, разлука, рассвет, реальность, рост, сложность, снегопад, сходство, употребление, чаепитие, экранизация. Изменилось ли числовое поведение этих слов в языке последних десятилетий? В чем, на ваш взгляд, причина этих изменений? (Чтобы выполнить данное задание, используйте «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой /последние издания/).
- Существительные с отвлеченным значением, как правило, не образуют формы множественного числа. Чем можно объяснить соотношения колкость его слов – говорить колкости; подлость его поведения – делать подлости? Приведите аналогичные примеры и прокомментируйте их.
- Можно ли изменить формы числа существительных на –ость в данных предложениях? Объясните каждый случай.
1. Вы вооружены покровительством закона, замками, револьверами, телефонами, полицией, войсками – мы же только ловкостью и смелостью (А.Куприн). 2. Я воспитан рабом человеческой наглости, трусости, глупости (А.Куприн). 3. Как мне приятно, молодой коллега, воскресить в ваших словах мою юность (А.Куприн). 4. «Сербия» - гостиница третьего разряда. Постоянные жительницы в ней редкость…(А.Куприн). 5. …Вы слышали, как один из них /двух молодых людей/ поздравлял другого с известностью. «Поздравляю, вы, говорит, уже известность и начинаете завоевывать славу» (А.Чехов).
6. Снова с тайной благодарностью,
Глубоко дышу коварностью
В сердце льющейся весны <…>
Эти веянья и таянья,
Эти млеянья и чаянья,
Этот милый майский шум, -
Увлекая к беспредельности,
Возвращают тайну цельности
Снов и мира, слов и дум…
(В. Брюсов)
- Как отмечает Л.А. Брусенская (& 1: 25), категория числа может иметь частные значения: 1) обобщенно-собирательное значение единственного числа; 2) значение класса (ед.ч.); 3) дистрибутивное значение (ед.ч.); 4) гиперболическое значение (мн.ч.); 5) значение условной неопределенности (мн.ч.); 6) значение состояния (мн.ч.). Определите частные значения числа в приводимых ниже примерах:
1. Беда в том, что у нас утерян престиж образования. Попробуйте выпускнику ряда университетов предложить работу в школе, его возмущению не будет границ: его, видите ли, унизили (журн.). 2. Пока же неизвестно, кого в степи больше – сурка или браконьера (газ.). 3.Гадюка обыкновенная ядовита. 4. Рыба дышит жабрами. 5. Бунтовщики потупили голову . 6. Какие там еще театры ! 7. Машины только легковые, за рулями только летчики (Э. Рязанов). 7. В дипломах этих, украшенных государственным гербом и большой университетскойпечатью , удостоверялось, что мы с успехом сдали все испытания (В.Вересаев). 8. К этому семейству принадлежат многие съедобные грибы:груздь, рыжик, волнушка . 9. У нас гости : мама приехала! 10. Он из крестьян . 11. Массовый рыбак подвержен психозу, он волнами плещется по водоему, долбит, вертит, ругается, вспоминает прежние рыбалки, клянет прогресс, погубивший рыбу, сожалеет, что не поехал на другой водоем (В. Астафьев).
- Определите значение форм числа в следующих предложениях:
1. Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело на всех большое впечатленье (А. Пушкин). 2. Женщины севера, в помыслах строгие, Анны, Варвары, Лукерьи и Софии! Бойтесь вы физики, эмбриологии, и математики, и философии (Д. Минаев). 3. У него есть Захар и еще триста Захаров (И. Гончаров). 4. Живут Лопуховы четыре года мирно и счастливо (Д. Писарев). 5. Существовали они только во множественном числе, потому что никогда не ходили по одной, а всегда по две, помоложе с постарше, - чуть-помоложе с чуть-постарше… И имя у них было одно, собирательное, и даже не имя, а отчество. Кирилловны, а за глаза – хлыстовки (М. Цветаева).
- Чем объяснить появление в форме множественного числа некоторых имен существительных различных окончаний: хлеб – хлеба, хлебы; лист – листы, листья; образ – образы, образа.
Рефлексивная анкета:
- Что вызвало у вас затруднение при изучении категории числа?
- Были ли у вас затруднения при определении числа у имен существительных в текстах и почему это произошло?
- Вызвало ли у вас затруднение определение значения числа и средств выражения и почему?
Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.
Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.
Существительные единственного числа
С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.
Существительные множественного числа
Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.
Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки
О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.
Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.
А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.
Образование форм множественного числа: особенности
Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.
В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.
Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.
Имена существительные, всегда используемые в единственном числе
В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:
Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);
Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);
Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);
Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);
Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:
Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);
Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);
Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);
Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);
Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).
Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.