22.12.2021

Нина артюхова большая береза краткое содержание. Отзыв о рассказе Артюховой «Большая береза


Организация: МБОУ СШ №41

Населенный пункт: г. Ульяновск

Внеклассное чтение. 3 класс.

Учитель Софьина Е.В.

Тема: Н. М. Артюхова «Большая берёза»

Цели: учить определять тему произведения,

Учить определять слова, несущие основное содержание и смысл произведения; совершенствовать навыки чтения;

способствовать развитию речи, внимания;

воспитывать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь определять основную мысль, выражать её своими словами;

Уметь различать последовательность событий и последовательность их изложения;

Уметь соотносить поступки героев с их нравственными нормами.

Метапредметные:

Регулятивные:

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

Познавательные:

Находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый);

Коммуникативные:

Уметь аргументировать собственную позицию

Личностные:

Формирование ориентации в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей.

Оборудование: мини проекты творческих групп (1 гр. – раскладушка фотографий совместных дел с мамой, 2 гр.- сборник сочинений о случаях, когда мама помогла, открыла что-то важное в жизни, научила, 3гр. – выставка книг Н. М. Артюховой и сведения об авторе); презентация к произведению;

Ход занятия

1. Организация класса (проверка рабочего места)

Итак, урок внеклассного чтения. Поприветствуем гостей (дети поворачиваются, улыбаются)

Тихо сели.

2. Введение в тему.

Звучит музыка, читается отрывок из рассказа «Мама» Ю. Я. Яковлева.

Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь этот голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить этот голос, эти глаза, эти руки. Ты маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Она учила тебя говорить, ходить, прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц, узнал, что у каждого цветка есть имя.

О ком идёт речь в отрывке? (говорится о маме)

В ноябре по внеклассному чтению мы читаем произведения о маме. Почему? (29 ноября день матери)

И этот урок посвящаем маме.

3. Работа в группах.

Какие творческие задания вы получили?

1 группа. Мы оформляли выставку фотографий, на которой представили фотографии совместных дел с мамой.

Расскажите. (вместе с мамой …читаю книгу) дети договаривают предложение.

2 группа. Мы писали сочинение о случаях, когда мама нам помогла, открыла что-то важное в жизни, научила чему-то)

Прочитайте свои сочинения. (2-3 ученика)

3 группа приготовила сценку. (сценка о том, как мальчики сообщают маме Алёшки, что он забрался на большую берёзу)

Из какого произведения сценка?

Эта книга находится на выставке. Её приготовила 4 группа. Они расскажут об авторе этой книги.

4.Сообщение цели урока.

Итак, мы работаем над произведением Н. М. Артюховой «Большая берёза» и на примере героев попробуем оценить их действия и поступки.

5. Анализ произведения.

На парте у вас лежат тексты с этим произведением.

Какие слова остались непонятны?

Объясните значение слова терраса, смущённый, растерянный . (терраса – летняя пристройка к дому; смущённый – находящийся в состоянии застенчивости, замешательства, стыда; растерянный – беспомощный от волнения, сильного потрясения)

  • Назовите главных героев. (мама, Алёшка) слайд

мама Алёшка

  • О чём говорится в рассказе? Определите тему. (Алёшка забирается на большую берёзу, мама помогает ему слезть с дерева)

Как вы себе представляете большую берёзу? (выше многоэтажного дома)

слайд

Итак, Алёша забирается на большую берёзу, а мама помогает ему слезть с дерева.

слайд

- помогает слезть с дерева - забирается на большую берёзу

  • Как ведёт себя мама в этой опасной ситуации? (не сердится, говорит спокойным, ласковым голосом…..)

(работаем с текстом) Как помогает Алёше? Выходит на слайде

- говорит спокойным, ласковым голосом

- направляет (ставь ногу на этот сучок, вот сюда, поправее; посиди, отдохни и начинай спускаться)

- советует (не спеши, потихоньку)

- вселяет уверенность (хорошо умеет лазить по деревьям)

  • подбадривает (молодец, говорила ободряющие слова)
  • Как ведёт себя Алёшка? (выполняет советы мамы) Выходит на слайде

- слушает

-следует советам

-выполняет

6. Физминутка.

Встали. Представим себе и покажем большую берёзу. Сделали вдох, подняли руки и потянулись на носочках вверх, выдох опустили руки. Повторить 3 раза.

7. Работа над произведением.

Слайд

Глеб, дачник

Володя

В ответ мама спешит на помощь.

В опасной ситуации нужно обращаться за помощью к маме или близким людям.

Прочитайте отрывок о дачнике.

Как вёл себя дачник? (сердито и испуганно закричал на Алёшу)

Как слова дачника подействовали на Алёшу? (Алёша напугался)

Как вы определили, что Алёша напугался? (вздрогнул и сделал неверное движение)

А как действовали слова мамы? (вселяли уверенность, успокаивали)

Прочитайте, что сказала мама в ответ дачнику.

Почему она так спокойно обратилась к дачнику?

Мама культурно попросила дачника не вмешиваться в их действия. Дачник понял маму и больше не вмешивался.

Чем заканчивается этот случай? (Алёша благополучно слезает с берёзы)

Посмотрите на действия мамы:

Отправила мальчиков домой, чтобы они не мешали;

Культурно попросила не вмешиваться дачника;

В результате совместных действий помогает Алёше благополучно слезть с берёзы.

Что вы можете сказать об этой маме, какая она? (умная, мудрая, культурная)

Давайте прочитаем, что изменилось в поведении мамы в конце рассказа.

А теперь прочитаем выразительно по ролям слова мамы и Алёши.

Представьте, что это произошло с вами, какие слова вы бы выбрали для мамы?

Алёша благополучно слез, почему мама плакала? (внешне была спокойна, чтобы не напугать сына, а внутри испуг, волнение за жизнь и здоровье Алёши)

Думал ли Алёша, что могло бы произойти, когда залазил на дерево?

А у вас был ли случай, когда мама вам помогла в трудной ситуации?

Часто своими необдуманными поступками дети огорчают свою маму, огорчение оказывает влияние на состояние здоровья человека и укорачивает его жизнь, прежде чем совершать какие-то поступки, подумайте об их последствиях.

Придумайте другое название.(Необдуманный поступок Алёши. Мамина помощь. Чрезвычайный случай.)

8. Рефлексия.

А вообще в жизни вы всегда ведёте себя правильно, например, на прогулках, дома, в школе?

Если вы попали в сложную ситуацию в школе к кому вы обратитесь? (к учителю)

В школе ваш помощник и защитник любой учитель, который оказался рядом. Многое зависит от вас самих, любой поступок несёт какое – то последствие для вас хорошее или плохое.

Чтобы не было плохих последствий, вы ведёте дневник самовоспитания.

Проанализировав действия и поступки свои героев произведения, подумайте, чтобы вы записали в дневник самовоспитания. Посмотрите на экран.

Ответственность за поступки;

Не огорчать маму;

Слушать маму, близких, знакомых людей

Для меня очень важно, когда рядом с вами не будет взрослых, вы вели себя правильно, не причиняли себе и другим вред здоровью, боль.

Я рада всем вашим ответам на уроке и вижу, вы понимаете, что плохие действия могут навредить вашему здоровью.

д/з Одна у человека мать, одна и Родина.

К следующему внеклассному чтению читаем книги о Родине.

Оценивание работы на уроке.

Литература:

  1. Большая энциклопедия природы для детей. Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994. 256с., 300 цв. Ил. Издатель А.Л. Дьяченко.
  2. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Науч-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.-80с.
  3. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.- 3-е изд., дополн.-М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96с.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. –М.: Просвещение, 1998. – 224с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (википедия)
  6. http://readly.ru/author/8103/ (биография Н.М. Артюховой)

1. Работа по разделу “Предварительное чтение”

2. Беседа по содержанию текста

(Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Понравился ли вам рассказ? Чем?

А как вы определили тему: о чем этот рассказ?

3. Чтение текста с подробным анализом

(Работа проводится следующим образом: ученик по вызову учителя читает текст и останавливается на том месте, где, по его мнению, должна закончиться та или иная часть. Каждый вариант обсуждается. По ходу чтения рассказа учитель дает ребятам вопросы и задания.

Что почувствовала мама после сообщения Глеба и Володи? Найдите слова в тексте, где автор говорит об этом.

Правильно ли поступили друзья Алеши в данной ситуации? Свои выводы подкрепите примерами из текста.

Что они делали правильно, а что неправильно? А как надо было?

Прочитайте эту часть по ролям и передайте интонацией самочувствие героев.

Как бы вы озаглавили эту часть? Определите главную мысль – микротему этой части.

2я часть (От слов: “Мама наконец поняла…” до слов: “Ну, тогда спускайся”).

Почему мама отослала мальчиков домой?

Как вела себя мама, подойдя к дереву? Найдите это место в тексте.

В самом ли деле она была спокойной? Какими словами из текста вы можете подтвердить свой ответ?

А как она могла бы себя вести? Как это ее характеризует?

А почему нельзя себя вести так, как вел дачник? Найдите в тексте доказательства.

Легко ли было Алеше спускаться вниз?

Почему ему удалось удачно приземлиться? Прочитайте об этом.

Что мальчик делал правильно, а что нет в этой ситуации?

Определите микротему этой части и придумайте заглавие.

4я часть (От слов: “А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара… ножки…” и до конца рассказа.)

Почему мама мальчика заплакала только тогда, когда он слез с дерева? Что можно сказать об этой маме?

Какие чувства испытывал Алеша?

Как вы думаете, сдержит мальчик свое слово? Из чего вы делаете вывод?

Озаглавьте последнюю часть.

В результате проделанной работы на доске и в тетрадях учащихся был записан план рассказа:

Тревожное сообщение.

Мама увидела сына на березе.

Мамины советы.

Мамины слезы.)

Учитель. А для чего надо уметь составлять план? Дети. – План помогает лучше понять содержание текста.

А также последовательно его пересказать.

С планом лучше запоминается текст.

Учитель. Мы с вами составили план своими словами. А как можно еще?

Дети. – Можно словами текста.

Надо выбрать в каждой части слова, которые будут отражать главную мысль.

Это может быть целое предложение или его часть. Такой план мы уже составляли.

Учитель. Да, мы такую работу уже делали. Этот план можно назвать “цитатным”, вы его составите дома: к каждому пункту плана, который вы придумали своими словами, подберите цитату из текста и запишите.

4. Заключительная беседа

(Беседа проходит по вопросам учителя:

Почему он так его закончил?

Какое другое название рассказа вы бы придумали? А какое лучше? Почему?)

Учитель. Чему учит этот рассказ?

Дети. – Бережно относиться к маме, не расстраивать ее, не доводить до слез.

– А еще рассказ учит, как вести себя в опасных и чрез

Вычайных ситуациях.

Учитель. И как же?

Дети. – Прежде всего, не надо эти ситуации создавать самим.

Нельзя паниковать, как друзья Алеши, а надо вести себя спокойно, чтобы не волновать старших, у них ведь могут быть очень слабые нервы, сердце, здоровье.

Прежде чем совершить какойнибудь поступок, подумать, чем все это может закончиться.

“большая”, а не “высокая”, например, и в это слово он вложил смысл, который можно поразному понимать. И вы уже высказались по этому поводу: это может быть и “большая любовь” мамы, которая помогла сыну в трудную минуту своей выдержкой, самообладанием, силой духа и своими спокойными мудрыми советами. А может быть, автор под таким названием подразумевает “большую и сложную жизнь”, где бывают и опасности, и трудности, которая еще впереди у мальчишек – героев рассказа, ваших ровесников, и автор подсказывает, что каждый человек должен всегда обдуманно подходить к каждому своему действию и поступку, чтобы потом не жалеть.

Главное, чтобы вы все извлекли из этого рассказа тоже “большой урок” для себя.

5. Сопоставительная работа над рассказами Н. М. Артюховой “Большая береза” и Ю. Я. Яковлева “Мама”

Учитель. Ребята, а теперь давайте вернемся к тексту, который мы читали на прошлом уроке. Давайте сравним его с рассказом “Большая береза” и найдем, чем они похожи.

Дети. – Оба рассказа о мамах.

И о большой их любви к своим детям.

О том, как мамы помогают детям в жизни.

А еще в каждом из этих рассказов раскрывается смысл цитаты, которую мы подчеркнули во вступительном тексте: “…именно она вводит нас в мир и помогает освоиться в нем… мама, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту”.

Мы в этом убедились, когда читали оба текста. Учитель. Сходство мы нашли, а теперь давайте посмотрим, чем эти тексты отличаются.

Дети. – Эти тексты разные по объему.

– И у них разное содержание.

Учитель. А еще?

(Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Давайте прочитаем вопросы, которые я записала на доске. Возможно, они выведут вас на новые ответы.

(Учитель открывает записанные на доске вопросы для сравнительной характеристики рассказов:

Есть ли в этих текстах конкретные герои? Назовите их.

Прослеживается ли в текстах линия развития событий: ее начало и конец?

Чему больше уделяется внимание в текстах: рассказу о событиях и действиях героев или об их чувствах и настроении? Приведите примеры.

Отвечая на последний вопрос, ребята используют выученные дома наизусть отрывки из рассказа Ю. Я. Яковлева “Мама”, и при чтении их дети убеждаются, что в данном тексте чувства героев выносятся на первое место.)

Учитель. Значит, на что похож этот текст?

Дети. – На стихотворение.

– На поэзию.

Учитель. Давайте вспомним, как мы на прошлых уроках называли стихи, в которых главное место занимают чувства автора или героя.

Дети. – Мы называли такую поэзию “лирикой”.

– А такие стихотворения “лирическими”.

(Если дети забудут это понятие, необходимо еще раз записать его на доске и поговорить о нем (см. урок № 31).) Учитель. Значит, как можно назвать этот текст? Дети. – Лирическим.

– Лирической прозой.

Учитель. А что для вас в сегодняшнем уроке стало открытием?

Дети. – То, что проза может быть похожей на стихи.

И то, что проза может быть лирической.

Что в прозе, так же как и в стихах, может передаваться чувство героя или автора.

Учитель (обобщает работу). Да, ребята, в литературе вы очень часто будете встречаться с такими явлениями, когда наряду с описанием событий будет подробно рассказываться о чувствах, переживаниях, состоянии души героев, а в старших классах узнаете о том, что стихи бывают не только

Рифмованными, но и в прозаической форме. Сегодня вы сделали первый шаг к большой литературе.

Работа над содержанием рассказа Н. М. Артюховой “Большая береза”

Другие сочинения по теме:

  1. Главная его работа – большая книга “Мертвые души”, которую он назвал поэмой. Сюжет был подарен Пушкиным и должен был охватить...
  2. План. Знакомство с героями рассказа. Письмо от папы. Сборы в дорогу. Телеграмма. Ссора между братьями и ее последствия. Сговор братьев....
  3. Учитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором. (Дети пересказывают такие случаи.) Учитель. Как вы относитесь к...
  4. Цель урока Формирование у учащихся навыков словесного описания картин художников. Подготовка детей к написанию сочинений. Материал для чтения В. А....
  5. В большой комнате нашей квартиры есть заветный уголок. Там стоит книжный шкаф. Две полки ее занимают не книжки, а писанки....
  6. На рубеже тысячелетий человечество встало перед многими глобальными проблемами, начиная от экологических и заканчивая духовными. Нет необходимости спорить какие из...
  7. Сочинение на тему: “Береза весной” Радуюсь весне вместе с березкой. Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в...
  8. Твір на тему: “Береза навесні” Радуюся весні разом сберезкой. Береза вважається деревом, що символізує рідну росіянку природу. От чому в...
  9. Цели урока Знакомство учащихся с возможностью автора передать в портрете героя главные черты его характера. Продолжение наблюдений над языковыми художественными...
  10. Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру...
  11. Сейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой...
  12. Сочинение: описание картины Левитана “Весна. Большая вода” Описание темы: Описание картины Левитана “Весна. Большая вода”, весна в русской деревне, половодье....
  13. Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связанных с Географияами “Состав слова и словообразование”, “Морфология”. Основное содержание...
  14. Каждый ребенок мечтает о своем доме, о своей семье, и ему хочется, чтобы реальная жизнь была яркой и радостной. Но...
  15. Виктор Пронякин стоял над гигантской овальной чашей карьера. Тени облаков шли по земле косяком, но ни одна не могла накрыть...
  16. Цели урока Формирование представлений учащихся о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Знакомство учащихся с диалогом. Обучение...
  17. Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом...
  18. Цели: контроль и коррекция уровня усвоения материала, умения применять на практике полученные знания. Оборудование: репродукции картин И. Крамского “Неизвестная” и...
  19. Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в...
  20. Цель урока Обучение учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье. Формирование у школьников первоначальных представлений о портрете...

Главные герои рассказа Нины Артюховой «Большая береза» — мальчик Алеша и его мама, Зинаида. Мама мыла посуду на кухне, когда ей сообщили, что Алеша залез на высокую березу и может упасть с нее и разбиться.

Мама вышла во двор и не сразу разглядела сына, настолько высоко он забрался. Но когда она увидела, где находится ее сын, лицо у нее побелело. Но мама не стала кричать на Алешу и ругать его. Очень спокойным голосом она поинтересовалась, как у сына дела. Мальчик сказал, что ему хорошо наверху, но очень жарко.

Тогда мама посоветовала Алеше отдохнуть и потихоньку начинать спускаться с дерева. Она стояла внизу и подсказывала сыну, куда ему следует поставить ногу. В это время мимо проходил дачник, который, увидев, как высоко забрался Алеша, принялся его ругать, и от испуга мальчик чуть не упал. Тогда мама Алеши спокойным голосом посоветовала дачнику не беспокоиться и сказала, что ее сын хорошо лазает по деревьям.

С помощью маминых подсказок Алеша благополучно спустился на нижние ветки, и потом спрыгнул на землю. И только после этого мама попросила сына больше никогда не залезать так высоко. Потом она убежала к оврагу и там расплакалась. Алеша пошел за ней следом и стал успокаивать, обещая, что больше не будет залезать на такую высоту.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Артюховой «Большая береза» заключается в том, что сердце матери всегда подсказывает ей, как правильно вести себя с детьми в той или иной ситуации. Увидев, что Алеша забрался на опасную высоту, мать поняла, что его нельзя ничем пугать в этот момент. Поэтому она стала разговаривать с сыном спокойным голосом и помогала ему спуститься с дерева. И только когда опасность миновала, женщина позволила себе расплакалаться.

Рассказ Артюховой «Большая береза» учит не паниковать в экстремальных ситуациях и всегда действовать обдуманно и хладнокровно, как это сделала мама Алеши.

В рассказе мне понравилась мама Алеши, которая избрала правильную модель поведения и помогла сыну благополучно спуститься с большой высоты.

Какие пословицы подходят к рассказу Артюховой «Большая береза»?

Не думал, не гадал, как в беду попал.
У сына заболит пальчик, а у матери - сердце.
Знай край, да не падай.

Нина Артюхова

Большая береза (рассказы)

Совсем одинаковые

Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку.

– Вот, – сказала она, – Николай и Андрюша, слушайте внимательно. Здесь, в левом ящике,лежат запасные ленточки. Нарочно сегодня ходила в магазин, четыре метра купила.

– Четыре метра? – удивился папа. – Милок, зачем же так много? Неужели по метру в каждую косичку?

– Они очень часто теряют. Я же говорю – это запас. Вот, Николай, посмотри сюда. Два метра голубой и два розовой. Розовая – для Вари, а голубая – для Вали. Не перепутайте, пожалуйста.

– Не беспокойся, милок, всё сделаем. Позволь, как, как ты сказала? Для Вали? То есть для Вари?

Мама повторила терпеливо:

– Розовая – для Вари, а для Вали – голубая.

– Да ведь я, мама, знаю, – сказал Андрюша.

– Постой, Андрюшка… – Папа сдвинул брови и повторил несколько раз: – Валя – голубая… Варя-розовая. Ва-л-ля… гол-лу… гол-лубая… Вар-р-ря – р-розовая! Прекрасно! Очень легко запомнить!

– А ну-ка проверим! – сказал Андрюша. – Папа, это кто?

– С голубыми косичками – значит, Валя, – твёрдо ответил папа.

– А это кто? – спросила Валя, показывая на сестрёнку.

– А эта с розовыми косичками – значит, Варя!

– Запомнил! Запомнил! – радостно закричали ребята. – Мама! Наконец-то запомнил!

Дело в том, что Валя и Варя были близнецы и так похожи друг на друга, что различать их без ленточек умела только одна мама. К тому же и платьица и шубки – всё у них было тоже одинаковое.

А папа только недавно вернулся из далёкой северной экспедиции и всё время путал своих доночек. Конечно, он знал, как похожи близнецы, но всё-таки каждый раз, видя их рядом, качал головой и говорил:

– Нет, это удивительно! Ну совсем, совсем одинаковые!

Папа взглянул на часы и снял с вешалки мамино пальто.

– Пожалуйста, не волнуйся, ничего мы не перепутаем, всё сделаем как надо. К тому же ты уезжаешь на две недели только! Если несколько раз мы назовём по ошибке Валю Варей, ничего особенного…

– Николай! – Мама сунула правую руку мимо рукава и сказала огорчённо: – Значит, ты всё, всё забыл! Ведь я же повторяла тебе несколько раз: доктор сказал, чтоб Вале гулять как можно больше, а Варе совсем нельзя и лекарство три раза в день…

– Всё сделаем! – докончил Андрюша.

И мама уехала. Это было в субботу. В воскресенье можно было не торопиться вставать, поэтому все проспали. Первыми, впрочем, подскочили близнецы, которым даже и в будни торопиться было решительно некуда. К тому времени, когда папа вышел из ванной, приглаживая мокрые волосы, Варя уже успела потерять левую розовую ленточку.

– Неважно, – сказал папа, – у нас есть большой запас. Сколько отрезать? Полметра хватит? Идите сюда, девочки, я причешу вас.

– Папа, – спросил Андрюша, – а заплести ты сумеешь?

– Надеюсь, что да. Мне приходилось успешно выполнять более сложные задания.

Светлые мягкие волосёнки послушно разделились на пробор.

– Ты не так заплетаешь, папа, – сказал через минуту Андрюша.

– Нет, так.

– Нет, не так. Мама вплетает ленточку вместе с волосами, а ты просто завязал бант на хвостике – и ладно.

– Неважно, – сказал папа, – так даже красивее. Видишь, какие у меня банты большие, а у мамы на банты ничего не остаётся.

– Зато прочнее.

– Вот что, Андрей, довольно критику наводить. Что мама велела? Гулять как можно больше. Пейте молоко, забирай Валюшку и отправляйся. А мы с Варей займёмся уборкой.

После уборки и гуляния папа с Андрюшей готовили обед, мыли посуду и долго отскрёбывали ножами и чистили пригоревшую сковородку. Наконец папа сказал «уф» и лёг на диван с книгой в руках. Однако очень скоро книга захлопнулась сама, папины глаза тоже закрылись сами, и папа заснул. Его разбудили громкие голоса.

– Папа! – кричал Андрюша. – Близнецы потерялись!

Папа вскочил как по сигналу боевой тревоги:

– Кто?.. Где?.. Да вот же они! Ну можно ли, Андрюшка, так пугать человека!

– То есть не потерялись, а перепутались. Мы в прятки играли… И под столами, и под вешалкой – ну и задевались куда-то все четыре ленточки. Я же говорил, что не так заплетаешь!

– Валя! Варя! Подите сюда!

Перед папой стояли две совершенно одинаковые дочки, смотрели на него одинаковыми весёлыми глазами, и даже растрёпаны они были совершенно одинаково.

– Неважно! – засмеялся папа. – У нас ещё три с половиной метра этих ленточек. Я теперь хорошо помню: голубую – Вале, а Варе…

– Эх, папа, папа! Ну а как же ты их теперь различишь – какая которая?

– Да очень просто! Говорить-то ведь они умеют. Большие девочки… Тебя как зовут?

– А тебя?

Картавили близнецы тоже совсем одинаково. Папа задумался:

– Неаккуратно это у нас получается… Как же быть, Андрюшка? Ведь Варе уже пора лекарство принимать, а Вале – гулять как можно больше!

За дверью раздалось знакомое покашливание.

– Дедушка! – радостно крикнули ребята. Дедушка поздоровался со всеми и стал протирать очки:

– Гулять, говорите, нужно? Вот я и пришёл пораньше, чтобы погулять с Валечкой. Я и мамочке обещал.

– Вы пришли как раз вовремя, Константин Петрович! – сказал папа. – Видите ли, у нас… то есть… Ну, короче говоря, близнецы перепутались! – И рассказал дедушке, что произошло.

– Как же это ты так, Николай? – Дедушка с упрёком посмотрел на папу. – Родной, можно сказать, отец, а родных, можно сказать, дочек перепутал.

– Что же делать, Константин Петрович, виноват, конечно! Да ведь когда я уезжал, они совсем чуть-чуточные были. Позвольте, Константин Петрович! А вы-то сами? Родной, можно сказать, дедушка? И родных, можно сказать, внучек… А ну-ка, где Валя? Где Варя? Какая которая?

Дедушка медленно надел очки и посмотрел на внучек:

– Кхм! Кхм!.. Н-да! То-есть… Кхм!.. Кхм!.. Очки у меня слабоваты стали! Не по глазам уже. Вот если бы мне очки посильнее…

Андрюша засмеялся громче всех.

– А уже тебе, Андрей, совсем стыдно, – сказал папа, – и не уезжал никуда, видишь их каждый день…

– Да, да, – поддержал папу дедушка, – без очков, и глаза у тебя молодые, а родных, можно сказать, сестрёнок…

– Что же я-то? – оправдывался Андрюша. – Я ничего. Я их до болезни очень хорошо различал: Варя была потолще. А в больнице они похудели по-разному и стали совсем одинаковые!

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Нина Артюхова
Большая береза (рассказы)

Совсем одинаковые

Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку.

– Вот, – сказала она, – Николай и Андрюша, слушайте внимательно. Здесь, в левом ящике,лежат запасные ленточки. Нарочно сегодня ходила в магазин, четыре метра купила.

– Четыре метра? – удивился папа. – Милок, зачем же так много? Неужели по метру в каждую косичку?

– Они очень часто теряют. Я же говорю – это запас. Вот, Николай, посмотри сюда. Два метра голубой и два розовой. Розовая – для Вари, а голубая – для Вали. Не перепутайте, пожалуйста.

– Не беспокойся, милок, всё сделаем. Позволь, как, как ты сказала? Для Вали? То есть для Вари?

Мама повторила терпеливо:

– Розовая – для Вари, а для Вали – голубая.

– Да ведь я, мама, знаю, – сказал Андрюша.

– Постой, Андрюшка… – Папа сдвинул брови и повторил несколько раз: – Валя – голубая… Варя-розовая. Ва-л-ля… гол-лу… гол-лубая… Вар-р-ря – р-розовая! Прекрасно! Очень легко запомнить!

– А ну-ка проверим! – сказал Андрюша. – Папа, это кто?

– С голубыми косичками – значит, Валя, – твёрдо ответил папа.

– А это кто? – спросила Валя, показывая на сестрёнку.

– А эта с розовыми косичками – значит, Варя!

– Запомнил! Запомнил! – радостно закричали ребята. – Мама! Наконец-то запомнил!

Дело в том, что Валя и Варя были близнецы и так похожи друг на друга, что различать их без ленточек умела только одна мама. К тому же и платьица и шубки – всё у них было тоже одинаковое.

А папа только недавно вернулся из далёкой северной экспедиции и всё время путал своих доночек. Конечно, он знал, как похожи близнецы, но всё-таки каждый раз, видя их рядом, качал головой и говорил:

– Нет, это удивительно! Ну совсем, совсем одинаковые!

Папа взглянул на часы и снял с вешалки мамино пальто.

– Пожалуйста, не волнуйся, ничего мы не перепутаем, всё сделаем как надо. К тому же ты уезжаешь на две недели только! Если несколько раз мы назовём по ошибке Валю Варей, ничего особенного…

– Николай! – Мама сунула правую руку мимо рукава и сказала огорчённо: – Значит, ты всё, всё забыл! Ведь я же повторяла тебе несколько раз: доктор сказал, чтоб Вале гулять как можно больше, а Варе совсем нельзя и лекарство три раза в день…

– Всё сделаем! – докончил Андрюша.

И мама уехала. Это было в субботу. В воскресенье можно было не торопиться вставать, поэтому все проспали. Первыми, впрочем, подскочили близнецы, которым даже и в будни торопиться было решительно некуда. К тому времени, когда папа вышел из ванной, приглаживая мокрые волосы, Варя уже успела потерять левую розовую ленточку.

– Неважно, – сказал папа, – у нас есть большой запас. Сколько отрезать? Полметра хватит? Идите сюда, девочки, я причешу вас.

– Папа, – спросил Андрюша, – а заплести ты сумеешь?

– Надеюсь, что да. Мне приходилось успешно выполнять более сложные задания.

Светлые мягкие волосёнки послушно разделились на пробор.

– Ты не так заплетаешь, папа, – сказал через минуту Андрюша.

– Нет, так.

– Нет, не так. Мама вплетает ленточку вместе с волосами, а ты просто завязал бант на хвостике – и ладно.

– Неважно, – сказал папа, – так даже красивее. Видишь, какие у меня банты большие, а у мамы на банты ничего не остаётся.

– Зато прочнее.


– Вот что, Андрей, довольно критику наводить. Что мама велела? Гулять как можно больше. Пейте молоко, забирай Валюшку и отправляйся. А мы с Варей займёмся уборкой.

После уборки и гуляния папа с Андрюшей готовили обед, мыли посуду и долго отскрёбывали ножами и чистили пригоревшую сковородку. Наконец папа сказал «уф» и лёг на диван с книгой в руках. Однако очень скоро книга захлопнулась сама, папины глаза тоже закрылись сами, и папа заснул. Его разбудили громкие голоса.

– Папа! – кричал Андрюша. – Близнецы потерялись!

Папа вскочил как по сигналу боевой тревоги:

– Кто?.. Где?.. Да вот же они! Ну можно ли, Андрюшка, так пугать человека!

– То есть не потерялись, а перепутались. Мы в прятки играли… И под столами, и под вешалкой – ну и задевались куда-то все четыре ленточки. Я же говорил, что не так заплетаешь!

– Валя! Варя! Подите сюда!

Перед папой стояли две совершенно одинаковые дочки, смотрели на него одинаковыми весёлыми глазами, и даже растрёпаны они были совершенно одинаково.

– Неважно! – засмеялся папа. – У нас ещё три с половиной метра этих ленточек. Я теперь хорошо помню: голубую – Вале, а Варе…

– Эх, папа, папа! Ну а как же ты их теперь различишь – какая которая?

конец ознакомительного фрагмента