14.12.2018

Как научить ребенка правильно говорить гласные звуки


С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

1. Азбуки с простыми четверостишьями;

2. Кубиков с буквами;

3. Электронной говорящей азбуки;

4. Букв на магнитиках;

5. Рисунков;

6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

7. Специальных карточек с картинками.

Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.



Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

1. Практические пособия-тетради;

2. Обучающие мультфильмы;

3. Развивающие флеш-игры.

Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

- рабочей тетради для детей

-тпособия для взрослых

Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

Современная жизнь диктует свои требования к развитию детей. Многие знания и умения им приходится приобретать в более раннем возрасте, чем это было еще несколько лет назад. Ребенок не умеющий читать в первом классе сегодня выглядит как белая ворона. Поэтому вполне понятно желание современных родителей как можно раньше научить своего малыша буквам, чтобы впоследствии научить читать .

Как с ребенком выучить буквы? Как сделать этот процесс интересным? Какие маленькие хитрости можно использовать в процессе изучения? Давайте узнаем, что советуют специалисты.

С какого возраста можно изучать буквы?

Перед тем, как начать знакомство с алфавитом, многие задаются вопросом – а не рано ли? В каком возрасте ребенок лучше запомнит изучаемые буквы?

Однозначного ответа здесь нет. Для каждого ребенка все индивидуально. Если вы регулярно занимаетесь с малышом, читаете ему книжки, рассматриваете картинки в книжках для самых маленьких, если ребенок с самого раннего возраста видит, что буквы – это интересно, что их можно читать, видит вас за чтением книг, то и желание узнать буквы у него может появиться довольно рано. Если родители не любители чтения, то и желание познакомиться с буквами у ребенка может появиться позднее. Обычно знакомство с буквами происходит в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период и следует начинать занятия.

Изучаем буквы, играя

Как превратить изучение букв в интересное занятие, которое будет увлекать, и не будет утомлять ребенка?
Самое главное – это постараться изучение букв проводить в игровой форме. Маленькому ребенку трудно усидчиво заниматься, осваивая новые знания. Поэтому занятия должны быть непродолжительными, но регулярными.

Для начала вам следует обзавестись карточками с буквами, развивающими книжками, обучающими малышей азбуке, цветными кубиками с изображением букв, пластмассовой азбукой или просто распечатать буквы на отдельных листах бумаги на принтере.

Изучать буквы можно в произвольном порядке. Не обязательно проходить алфавит в строгой последовательности, начиная с буквы «А». Обратите внимание, какие буквы ребенку запомнились легче, какие из них ему приглянулись и понравились своей формой, звучанием, вот с них и начните обучение, проходя остальные буквы немного позже.

Многим детям, особенно, если в семье есть старший ребенок-школьник, хочется поскорее стать старше и тоже пойти в школу. В этом случае можно устроить школу прямо дома! Возьмите небольшую магнитную доску, поставьте столик, стул и поиграйте в школу, изучая буквы. Главное занятия не делать слишком продолжительными. 10-15 минут будет вполне достаточно.

Постарайтесь с каждой буквой связать у ребенка какую-то ассоциацию, которая поможет ему лучше ее запомнить. Хорошо в этом случае использовать развивающие книжки, где на каждой страничке вместе с изучаемой буквой есть изображение предмета или животного, начинающегося с этой буквы. Буква «Д» похожа на домик, увидев такую картинку, ребенок довольно скоро запомнит эту букву. Легко запоминаются «папина» буква «П» и «мамина» буква «М».

В процессе изучения читайте короткие стишки посвященные буквам, находите нужную букву на кубиках или карточках, рисуйте буквы с ребенком на бумаге, песке, отпотевшем окне, выкладывайте из камушков и любых других предметов.

«М» или «Эм»?

Часто возникает вопрос – как правильно изучать буквы – по звукам, которые они означают или по их названиям? Как правильно произносить изучаемые буквы: «р» или «эр», «м» или «эм», «к» или «ка»? С одной стороны, каждая буква имеет свое определенное название; «бэ», «вэ», «гэ», «дэ», но, с другой стороны, мы же говорим «дом», а не «дэ-о-эм».

Чтобы не возникало подобной путаницы, изучайте звуки, которые обозначает каждая буква: «л», «м», «н» и т.д. Это позволит ребенку впоследствии легче научиться связывать буквы в слова, произнося звуки, обозначающие буквами. А названия каждой из букв вполне можно изучить впоследствии, когда ребенок хорошо усвоит обозначаемые ими звуки.

Формировался речевой слух и произношение, сделайте так, чтобы ваша речь была примером для подражания. Общайтесь с малышом как можно больше, с рождения используя каждую минуту. Обычные действия сопровождайте неторопливым, ласковым разговором: рассказывайте, что собираетесь делать, называйте предметы, окружающие ребенка. Кроха будет учиться сосредотачиваться, прислушиваться к голосу, реагировать на него.

Чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки. Реагируя на тембр голоса, высоту, мелодику, кроха развивает речевой слух. Улыбка младенца , его смех и первые ответные голосовые подражания будут вам наградой. Повторяйте звуки , которые он произносит, и малыш с улыбкой ответит вам снова.

Вспомните любимые песенки и стихи из детства: потешки, колыбельные, считалки. Используйте их в играх и других ситуациях: во время еды, массажа, купания, при укладывании спать.

С первых месяцев жизни уделяйте внимание развитию общей моторики малыша, подвижности пальчиков. Центры, ответственные за движения рук и органов артикуляционного аппарата (губ, языка, челюстей, мягкого нёба), в коре головного мозга находятся в ближайшем соседстве. Совершенствуя мелкую моторику, вы готовите почву для развития артикуляции ребенка.

Играйте в пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Серый заинька сидит и ушами шевелит», «Идет коза рогатая». Кроме тренировки пальцев, у малыша развивается умение слушать и понимать содержание песенок и потешек, улавливать ритм. Совсем маленьким детям поглаживайте кисти рук, загибайте и разгибайте пальчики.

Когда ребенок начинает произносить первые слова , расширяйте словарный запас за счет названий окружающих предметов. Говорите, четко произнося слова. Можете пользоваться так называемой облегченной речью : машина - «би-би», собачка - «ав-ав» и т.п. Но долго не застревайте на такой речи, а вместе с упрощенным давайте и полное название предмета.

Для правильного произношения малышу необходимы хорошо развитое дыхание и подвижность артикуляционного аппарата. Чтобы развивать дыхание, дуйте на ватные шарики: загоняйте их в «ворота» - пузыречки или коробочки. Надувайте вместе воздушные шары, дуйте на бумажные лодочки, запуская их в тазу. Для тренировки артикуляционного аппарата в игровой форме перед зеркалом выполняйте специальные упражнения.

До четырех-пяти лет недостатки в произношении носят физиологический характер. Но если они сохраняются дольше, обращайтесь за помощью к специалистам. Не лишним будет показать логопеду малыша двух-трех лет, даже если нет повода для беспокойства. В этом возрасте можно выявить такие нарушения речи, которые не соответствуют физиологическим нормам. Чем раньше начнете коррекцию, тем успешнее будет результат.