06.12.2023

Название корабля кусто 7 букв. Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Биография, исследования, изобретения


Сенкевич снимал больше старушку "Калипсо".

"Калипсо" появилась на свет в 1941 году, причем, по проекту она - минный тральщик Британских Королевских ВМС. Спроектирована и построена компанией «Ballard Marine Railway Company» (Сиэтл, Вашингтон, США). Относилась к классу кораблей BYMS - British Yard Minesweeper Mark 1 Class Motor Minesweeper. Заложена 12 августа 1941 года под заводским обозначением BYMS-26, спущена 21 марта 1942 года.

В войну честно занималась разминированиями на Средиземном море. Благодаря деревянному корпусу и довольно маломощному компактному мотору, на нее почти не реагируют мины-"магнитки", а значит, возможна работа на самых сложных типах заграждений. В ремонт попала один раз - в 1944 году, на Мальте. После войны в 1947 году передана из военного флота в гражданский и служила почтовым ботом на Мальте и острове Гоцо (Огигия).

В это время еще молодой исследователь океанских глубин Жак Кусто занялся подбором корпабля для экспедиций. И уговорил одного ирландского богатея спонсировать приобретение и переоборудование такого корабля. Ирландцу, миллионеру и бывшему члену парламента Томасу Лоэлю Гиннессу "Калипсо" попалась на глаза на каком-то средиземноморском курорте. Томас выкупил бот у английской почты, переоборудовал и сдал в аренду французским водолазам... за символический франк в год, попросив при этом о двух одолжениях: не афишировать его благотворительность и больше не лезть с предложениями о спонсорстве.

При модернизации в экспедиционное судно "Калипсо" получила комплект водолазного оборудования с надувным катером обеспечения, съемный контейнер-вертолётник с посадочной площадкой и одним вертолётом, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, несколько батискафов типа "ныряющее блюдце и мини-субмарин, в том числе - радиоуправляемых беспилотных, и пару водяных мотоциклов. В придачу к кораблю Томас купил для Кусто большой белый гидросамолет типа "Каталина", который на борту не помещался и летал за "Калипсо" своим ходом.

Количество ее экспедиций исчисляется десятками. За время службы она трижды намотала на винты полную кругосветку...

11 января 1996 года «Калипсо» столкнулась в Сингапурской гавани с баржей и затонула. На сегодня все что от корабля осталось - это скелет на берегу в портовом городе Конкарно, на побережье Бретань на Западе Франции.
«Калипсо» была иконой экологического движения за сохранение чудес Мирового океана. Путешествия "Калипсо" сделали мировую славу команде Кусто. В своем завещании в 1997 году Жак Ив Кусто оставил четкие указания как нужно содержать корабль который сопровождал его практически 40 лет. Но завещание не было реализовано из-за гибели корабля. После столкновения "Калипсо" с грузовой баржей Фонд Кусто задался целью поднять и восстановить корабль. Но сам командор Кусто через год умер. “Очень грустно видеть, что никто не стал ее покровителем, - сказал Пскаль Шассань, директор Ассоциации морских и речных акваторий Франции. В 2014 году Ассоциация признала "Калипсо" кораблем, представляющим морское культурное наследие страны, но государство не поддержало идею поднять корабль и превратить в музейный экспонат.
"Пренебрежение государственных структур этим кораблем, в принципе, не удивительно, - считает сподвижник Кусто капитан Жерар Абувилль, командир исследовательского пакетбота "Планет Соляр" - экспериментального судна с ходовыми на солнечных батареях, - Франция не оценила вклад "Калипсо" в мировую морскую историю. Мы являемся страной, где у морского наследия существуют серьезные трудности. У "Калипсо" шансы на спонсорство со стороны правительства уменьшилась, так как слава его отступает в прошлое. Если вы спросите у подрастающего поколения во Франции, они не знают об этом"...
Портовые власти требуют утилизации корабля, пребывающего в порту Конкарно после подъема. в 2009 году стоимость ремонтных работ составляла 273 000 евро ($300,000). Сегодня время взяло свое и состояние корпуса корабля многократно ухудшилось. Верфь в Конкарно выставила корабль на продажу по цене лома. Фонд Кусто не располагает средствами для выкупа корабля, вдова командора Кусто Франсина отказалась использовать наследство покойного мужа на эти цели.
Среди моряков города Тулона, где была приписана "Калипсо", идет сбор подписей и пожертвований на выкуп корабля с верфи. Причем, предлагается два варианта дальнейшей судьбы уникального тральщика: передача его в качестве натурного экспоната в морской музей Монако, с которым в последние годы сотрудничал Кусто. Или... затопление в Атлантическом океане на месте, где был развеян прах ее покойного капитана. Председатель инициативной группы тулонцев капитан гражданского флота Арман-Жак Савиньяк заявляет, что “Калипсо" стоит отдать морю, под салют затопив в океане, как полагается хоронить корабли, отслужившие свой век и не подлежащие восстановлению.

Калипсо было самым известным океанографическим исследовательским судном за всю историю . Это было не просто судно — это постоянный спутник знаменитого французского исследователь Жака Ив Кусто. К орабль и его капитан прошли более 1 млн морских миль от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана .
Но сегодня все, что осталось от корабля, это скелет корабля на берегу в портовом городе Конкарно , на побережье Бретань на Западе Франции .

Трудно признать то, что мы сейчас видим его с тем, что мы видели в превосходных фильмах и телевизионных программах начала и середины 1990 годов. В те годы «Калипсо» был иконой экологического движения за сохранение и информировании чудес и уязвимости Мирового океана. Путешествия на Калипсо сделали мировую славу команде Кусто, синонимом морской романтики, будь то исследования окена, поиск акул или затонувших кораблей.

То что осталось от Калипсо. Concarneau, France, June 3, 2015. (Dmitry Kostyukov/The New York Times)

Жак Ив Кусто как во Франции, так и во всем мире является первым океанографов и защитником окружающей среды. Однако он был на столько же ученым, как и шоуменом, понимая что для того, чтобы получить финансирование на дальнейшие исследования нужно открыть океан для широкой аудитории.

В своем завещании в 1997 году Жак Ив Кусто оставил небольшие, но четкие указания как нужно содержать корабль, который сопровождал его практически 40 лет.

В 1996 «Калипсо» был в сингапурской гавани, когда сухогруз случайно протаранил ее, «Калипсо» затонуло и легло на дно. Потребовалось несколько дней, чтобы поднять Калипсо на поверхность и еще время, чтобы отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая экологическая организация, созданная еще самим командором, Cousteau Society задалось целью восстановить лодку после смерти Кусто. Там были судебные иски и споры, которые оставили эту возможность, а лодку предоставили ветру и времени.

“Очень грустно видеть, что никто не стал ее покровителем, — сказал Pascal Bladier-Chassaigne, управляющий директор Ассоциации морских и речных акваторий, называя судно, как “легендарное” и “знаковое” для Франции.

В 2014 году ассоциация признала Калипсо как часть морского культурного наследия, но еще не национальным памятником государства, которое дала бы ему шанс на финансирование со стороны правительства Франции.

Калипсо на холсте работы сподвижника Ж.И. Кусто Андрэ Лабана.

Пренебрежение — это неудивительно, — сказал Жерар Д»Aboville, капитан PlanetSolar, научно-исследовательского судна на солнечных панелях по телефону из Венеции, где сейчас находится PlanetSolar. — Мы являемся страной, где у морского наследия существуют серьезные трудности. У Калипсо шансы на спонсорство со стороны правительства уменьшилась так же как слава его отступает в прошлое — отметил он — Если вы спросите у подрастающего поколения во Франции, они не знают об этом.

Нерешенная судьба Калипсо поднимает вопросы о том, что будет, когда это новаторский для своего времени корабль достигает конца своей трудовой жизни. Практика утилизации — измельчения лодки на куски — поражает многих как болезненное оскорбление корабля с такой историей.

Никто не говорил о такой страшном варианте, когда корабль прибыл в Конкарно на реставрацию в 2007 году. Толпы людей наводнили набережную, чтобы увидеть как его отбуксировали в порт. Cousteau Society раздавало красные колпаки типа тех которые носил командор Кусто, и люди аплодировали.

“Когда мы узнали, что нам удалось получить заказ на ремонт Калипсо, это было встречено с великой радостью и гордостью”, — вспоминает Бруно Quillivic, заместитель начальника порта в Конкарно, имея в виду верфь военно-морской службы Piriou, одной из крупнейших судостроительных верфей Франции.

Все шло хорошо, изначально. Но к началу 2009 года, Cousteau Society решило, что стоимость ремонтных работ были неадекватными и прекратило оплаты. Piriou перестал работать на лодке и началась долгая серия судебных исков.

Судья вынес решение в пользу Piriou, обязав Cousteau Society оплатить судостроителю 273 000 евро ($300,000) и вывезти Калипсо из дока в Конкарно. Верфь Piriou объявило, что если в этом году Общество Кусто не вывезет Калипсо из дока к середине марта, то Калипсо выставят на торги.

Дата прошла, продажа не состоялась. Нет такого города или страны, которая выкупила б Калипсо. В Cousteau Society сообщили, что они ведут переговоры с Океанографическим музеем в Монако, с которым тесно сотрудничал Жак Ив Кусто долгие годы. По информации от Cousteau Society вдова Жака Ив Кусто — Франсин, не желает компенсировать затраты и комментировать ситуацию по лодке.

Калипсо (Calypso) - пожалуй, одно из самых известных в мире судов, благодаря работе знаменитого океанографа Жака-Ива Кусто и множеству фильмов о его исследованиях, в которых его плавучая лаборатория играет роль одного из главных героев.

Военный корабль для Британских Королевских ВМС построен в Сиэтле (США) компанией Ballard Marine Railway. Он был заложен 12 августа 1941 года (заводское обозначение BYMS-26), и спущен на воду 21 марта 1942 года, а еще через год начал боевые действия в составе группы кораблей на Средиземном море. Тогда будущий исследовательский корабль носил обозначение HMS J-826. К счастью, воевать ему пришлось недолго: уже в 1944 году корабль подвергся модернизации, и в 1947 году исключен из списков флота.

После окончания войны, уже в качестве гражданского судна, Калипсо работал паромом между островами Мальта и Гоцо. Именно тогда появилось имя, которому предстояло прославиться, данное в честь нимфы Калипсо, которая, судя по греческим мифам, жила на острове Огигия, ныне называемом Гоцо.

К тому времени Жак-Ив Кусто, прославившийся изобретением акваланга и несколькими фильмами о подводном мире, подыскивал судно, на котором можно было бы разместить свою плавучую научную базу.

Ирландский миллионер Томас Лоэл Гиннесс выкупил Калипсо в 1950 году и передал его Кусто в лизинг за символический франк в год, при этом взяв обещание не раскрывать его имени и не просить больше денег.

В течение еще двух лет шло переоборудование судна, которое получило аппаратуру для дайвинга, подводных киносъёмок и различных научных исследований. Кроме того, была сформирована вертолетная площадка и отсек для мини-субмарин. Более сорока лет «Калипсо» обходило чуть ли не все моря мира, став узнаваемым членом океанографической и кинематографической команды. Его имя стало нарицательным для исследовательских судов, вошло в литературу, ему посвящены многие произведения искусства.

Флот «Команды Кусто», как называли ее во всем мире, со временем вырос, обзавелся более современными судами, но «Калипсо» продолжало оставаться символом их огромной работы.

К сожалению, 11 января 1996 года в Сингапуре «Калипсо» столкнулось с баржей и затонуло. Через две недели судно было поднято со дна и отбуксировано на французскую базу Команды Кусто. Но для самого легендарного океанографа это был тяжелый удар; в следующем году он умер.

В 1998 году «Калипсо» транспортировали в Морской музей в Ла Рошель и объявили о планах превращения в плавучий музей. Франсине Кусто, вдове ученого, удалось начать восстановление судна; например, получить для него двигатели, чуть ли не лучше, чем те, что использовались прежде. Планировалось, что музей начнет работать к 100-летию Ж.-И. Кусто в 2010 году, но ассоциация, занимавшаяся подготовкой судна, столкнулась со значительным количеством проблем юридического и финансового плана. Неоднократно различные филантропические предприятия заявляли о поддержке проекта, но фактической помощи от них было очень мало. Только к середине двухтысячных начались реальные работы, но двигались они очень медленно. Судно вновь поменяло дислокацию: в 2007 г. из Ла-Рошели перевезено в г. Конкарно, где восстановительные работы начал завод Пириу (Piriou Shipyard). Однако к 2010 году не удалось сделать почти ничего, и до сих пор работы не завершены, восстановлено не все оборудование, утраченное при затоплении и при последующих переездах.

Тем не менее, работы продолжаются, и корабль готовится стать не только музеем, но и образовательной базой для ныряльщиков, готовящихся по программе Ассоциации Кусто. Для этого будет полностью возрождено необходимое оборудование, включая одно- и двухместные субмарины, различные акваланги, фото- и кинокамеры. Есть надежда, что полностью функционировать музей начнет в 2015 году.

Статья Антона Сорокина \ smotorom.ru

1960-е годы стали настоящим прорывом в исследовании морского дна, сотни тысяч людей по всему миру узнали о существовании удивительного природного и животного мира на дне морей и океанов, увидели редкие растения и животные, погрузились в мир кораллов и барьерных рифов. И все это произошло, благодаря одному легендарному человеку Жаку-Иву Кусто и его не менее легендарной яхте – Калипсо.

Исследователь Жак-Ив Кусто

Жак-Ив Кусто – бывший военный, исследователь, водолаз, человек, который в числе первых решился испытать на себе действие водолазного костюма, а также тот, кто впервые придумал фотографировать не просто проводимые водолазами работы, а рыб, растения и рельеф морского дна. настолько полюбил океанские глубины, что решил посвятить их исследованию всю оставшуюся жизнь. Вот только для реализации задуманного денег у исследователя и его единомышленников не было, потому он некоторое время работал простым рабочим и даже механиком.

Исследователь Жак-Ив Кусто

Отчаявшись, начинающий ученый обратился к своему знакомому - директору военной верфи Андре Оньяку за советом, и тот, немного поразмышляв, дал ему дельный совет – попасть на прием к миллионеру и владельцу известной в мире компании по производству пива – Томасу Лоэлу Гиннесу. Так, собственно, Кусто и поступил, с трудом добившись личной аудиенции у столь важного и значимого по тем временам человека.

Гиннес просьбу удовлетворил, но отказался предоставить судно в личное пользование ученого, согласившись только на долгосрочную аренду, стоимость которой измерялась всего одним франком в год. Корабль Кусто мог выбрать самостоятельно, он должен был быть не новым и вполне подходящим для экспедиции.

Покупка Калипсо

Получив корабль, Кусто обязался никогда более ни с какими просьбами к Гиннесу не обращаться, равно, как и не упоминать нигде до самой своей, или его смерти имя мецената. Такие меры предосторожности, предприняты были Гиннесом не случайно, ими он страховал себя от дальнейших просьб о финансировании экспедиций, в том числе и от других просителей. Имя Гиннеса стало известно только с разрешения его наследников после смерти Кусто в 1997 году. Но тогда в 1950-м, ученый бросился прочь, чтобы выбрать судно, пока меценат не передумал.


Калипсо — любимое судно Кусто

Подходящий корабль был найден на Мальте, был он минным тральщиком американской постройки. Первый гвоздь в борт его был забит 12 марта 1942 года в Сиэтле, то есть к моменту приобретения его Кусто, корабль был еще новеньким и ни разу не бывавшим в серьезных передрягах. Судно было оснащено мощнейшим современным двигателем и управлялось командой из 12 человек.

Название, корабль поступивший в полное распоряжение Кусто в тот же день, получил «Калипсо». Имевшаяся конструкция корабля, командора не устраивала, потому он начал его кардинальное переоборудование, добавив дополнительную каюту на 10 человек, кают-компанию и особое отделение в носовой части ниже ватерлинии с иллюминатором, чтобы оттуда с удобством можно было наблюдать за подводным миром.

Приключения Калипсо

По мере того, как слава и, соответственно, денежные средства Кусто росли, изменялась и конструкция «Калипсо». На корабле появилась вертолетная посадочная площадка, отсек для подводной лодки, специальный кран для спуска оборудования, лодок и водных мотоциклов на воду. На борту судна была создана собственная корабельная фото и кинолаборатория, все фильмы снимать и монтировать Кусто мог теперь, не отрываясь от своей непосредственной работы. Кроме того на носу «Калипсо» был установлен бокс для подводных наблюдений.

«Калипсо», описанная продавцом, как самое крепкое из имеющихся в мире судов такого класса выдержала немало опасностей, на ее счету многомильные плавания, без захода в порт, кругосветные путешествия, свирепые шторма и гигантские волны.


Жак-Ив Кусто в Антарктике

Однажды при пересечении Антарктики корабль столкнулся с айсбергом, но обшивка его, лично разработанная ученым, выдержала. благополучно добралась до ближайшего порта, где она встал на экстренный ремонт, имея минимум повреждений, и это притом, что длина судна составляла всего 47 метров, а ширина 7.7 метров, тогда как размеры айсберга были куда большими.

Длительность плавания «Калипсо» составляла более 5000 морских миль, мощность двух ее дизельных двигателей равнялась 1000 лошадиным силам, подпитывать которые можно было только при колоссальных топливных затратах. Стоимость первой заправки «Калипсо» 19 июля 1950 года составила более 1000 франков, для чего жене Кусто - Симоне пришлось продать все свои драгоценности и даже любимые ею меха.

В итоге капитан самого современного и оборудованного корабля в мире взошел на его борт практически нищим. «Калипсо» стала семейству Кусто, состоящему к тому времени из самого ученого, двух сыновей и жены настоящим домом. Симоне даже было разрешено погружаться, тогда, как мальчики были зачислены на борт юнгами.


Ржавеющая на причале Калипсо

Завершила свое странствие «Калипсо» всего за год до смерти легендарного мореплавателя. 11 января 1996 года она столкнулась с грузовой баржей, совершая разворот в Сингапурской гавани. Исправно прослужив своему капитану 46 лет, старушка «Калипсо» после его смерти оказалась никому не нужна, судно, поднятое с морского дна, осталось ржаветь на причале, несмотря на многочисленные предложения превратить его в музей.

Ровно 107 лет назад родился человек, который открыл людям подводный мир – Жак-Ив Кусто. После себя он оставил великолепные изобретения – очки для плавания, акваланг и камеры для подводных съемок, а также множество документальных фильмов и книг о красоте природы нашей родной планеты. Ко Дню рождения великого исследователя мы выбрали 10 интересных фактов из его жизни.

  1. Большая голубая дыра стала широко известна благодаря Жак-Иву Кусто, который в 1972 году приплыл сюда на легендарном Калипсо. С командой они погрузились на субмаринах в глубины этого места, изучая природу его происхождения.
  1. Жак-Ив увлекался не только морем, но и небом. Он пытался поступить в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Это ещё больше приблизило Кусто к морю. Для восстановления здоровья он начал ежедневно плавать. Именно тогда он изобрёл очки для подводного плавания.
  2. Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

  1. У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.
  2. Корабль Жака-Ива Кусто «Калипсо» когда-то был минным тральщиком ВМС Великобритании. Исследователь пережил корабль ненадолго, Кусто не стало через год после того, как «Калипсо» затонул.

  1. Океанографический музей Монако (Musée océanographique de Monaco) основан в 1889 году, с 1957 года директором музея был Жак Ив Кусто. В аквариуме живут 4000 видов рыб.
  2. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

  1. В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.
  2. В 1956 году Кусто выпустил фильм «В мире безмолвия» с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось два года усердной работы. При этом фильм длится 86 минут. До 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

  1. Легендарная «Одиссея команды Кусто» - цикл документальных фильмов о подводном мире - известна на всех континентах Земли.