02.08.2023

Сложное предложение по немецкому языку с. Сложноподчиненные предложения


Что такое немецкое придаточное предложение, вы можете понять, посмотрев на следующую схему с примером:




Как видите, придаточное предложение может стоять как до, так и после главного предложения.

В придаточном предложении сказуемое стоит на последнем месте . Если сказуемое составное, то спрягаемая часть стоит на самом последнем месте, а неизменяемая - перед ней. Отрицание «nicht» стоит перед сказуемым. Отделяемые приставки не отделяются. Подлежащее стоит сразу за союзом.

Порядок слов в придаточном немецком предложении вы можете увидеть на этой схеме:





Таким образом, очень важно запомнить, что сказуемое стоит в конце предаточного предложения. Сказуемым чаще всего является глагол. Неизменяемая и спрягаемая части появляется, когда, например, у нас есть модальный глагол. Ich kann kommen. kann - спрягаемая часть, kommen - неизменяемая часть.

Есть несколько типов придаточных предложений . Ниже мы приводим таблицу типов придаточных предложений, в которую включены вводные слова (союзы, местоимения),после которых идет вышеописанный порядок слов в придаточном предложении.

Основные типы придаточных предложений:

1) Причины:

Ich komme nicht, weil ich krank bin. Я не приду, потому что я болен/больна.

Ich mache das Fenster auf, da es mir zu heiß ist. Я открою окно, потому что мне слишком жарко.

2) Цели:

Ich lerne Deutsch, damit ich eine gute Arbeit finden kann. Я учу немецкий язык, чтобы я мог/ла найти хорошую работу.

Ich arbeite viel, damit meine Kinder alles haben. Я много работаю для того, чтобы мои дети имели все.

Если действующие лица в главном и придаточном предложениях совпадают, то можно использовать оборот с um... zu :

damit ich Deutsch lerne. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

Ich bin nach Deutschland gekommen, um Deutsch zu lernen. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

3) Условия:

Wenn es morgen nicht regnet, gehen wir in die Berge. Если завтра не будет дождя, мы пойдем в горы.

Falls Sie Kinder haben, bekommen Sie eine Ermäßigung. В случае, если у Вас есть дети, Вы получите скидку.

4) Времени:

Wenn du nach Hause kommst, ruf mich bitte an. Когда ты вернешься домой, позвони мне, пожалуйста.

Während ich arbeite, sind meine Kinder im Kindergarten. В то время, когда я работаю, мои дети находятся в детском саду.

Als ich acht war, habe ich das Schwimmen gelernt. Когда мне было восемь лет, я научился/научилась плавать.

Seitdem ich in Moskau wohne, habe ich immer einen guten Job. С тех пор, как я живу в Москве, у меня всегда есть хорошая работа.

Wir haben noch eine Stunde Zeit, bis die Gäste kommen. У нас есть еще час до того, как придут гости.

Sobald du fertig bist, fangen wir an. Как только ты будешь готов/а, мы начнем.

Bevor ich einkaufen gehe, schreibe ich mir immer eine Einkaufsliste. Прежде чем идти за покупками, я всегда пишу себе список покупок.

Nachdem ich die Prüfung bestanden habe, kann ich mich erholen. После того, как я сдал/а экзамен, я могу отдохнуть.

5) Места и направления:

Ich möchte wissen, wo wir sind. Я хотел/а бы знать, где мы находимся.

Ich weiß nicht, wohin dieser Weg führt. Я не знаю, куда ведет эта дорога.

6) Уступки:

Obwohl es regnet, gehe ich spazieren. Несмотря на то что идет дождь, я пойду на прогулку.

7) Сравнения:

Je mehr Geld ich verdiene, desto mehr Steuern muss ich bezahlen. Чем больше денег я зарабатываю, тем больше налогов я должен/должна платить.

Sie sprechen besser Deutsch, als wir erwartet haben. Вы говорите по-немецки лучше, чем мы ожидали.

8) Дополнительное придаточное предложение:

Man sagt, dass Benzin bald wieder teurer wird. Говорят, что бензин скоро опять подорожает.

Können Sie mir bitte sagen, wie dieses Gerät funktioniert? Вы можете мне сказать, как работает этот прибор?

Ich weiß noch nicht, ob ich morgen ins Schwimmbad gehe. Я еще не знаю, пойду ли я завтра в бассейн.

9) Определительное придаточное предложение:

Ich möchte einen Mann heiraten, der mich immer verstehen wird. Я хочу выйти замуж за мужчину, который меня всегда будет понимать.

Ich möchte eine Frau heiraten, die mich nie betrügen wird. Я хочу жениться на женщине, которая мне никогда не будет изменять.

Ich möchte ein Kind haben, das mich niemals enttäuschen wird. Я хочу иметь ребенка, который меня никогда не будет разочаровывать.

Ich möchte diesen Film sehen, von dem alle sprechen. Я бы хотел/а посмотреть это фильм, о котором все говорят.

А вот и те союзы, которые НЕ ВЛИЯЮТ на порядок слов вводимого ими предложения: und, aber, denn, oder, sondern

Порядок слов после этих союзов точно такой же, как и в главном предложении: спрягаемая часть сказуемого на втором месте.

Er antwortete sicher, denn er hatte sich auf die Prufung gut vorbereitet.
Он отвечал уверенно, так как хорошо подготовился к экзамену.

Ich habe keine Zeit, und ich gehe nicht zum Fußball.
У меня нет времени, и я не пойду на футбол.

Упражнение: Вставьте подходящие союзы

1) ...du willst, begleite ich dich nach Hause.

2) Ich muss viel arbeiten,... ich genug Geld habe.

3) ... ich krank bin, muss ich meine Arbeit erledigen.

4) Ich weiß nicht,... wir machen sollen.

5) ... du das nicht machst, rede ich nicht mehr mit dir.

6) Ich gehe nach Hause,... ich müde bin.

Изучая немецкий язык, очень важно научиться грамотно составлять предложения. В отличие от русского, построение предложения в немецком языке подчиняется строгим правилам, несоблюдение которых приводит к потере или искажению смысла

Так, в простом повествовательном предложении сказуемое всегда стоит на втором месте. Если вынести его в начало, предложение трансформируется в вопросительное или побудительное.

Например:

  • Sie kommen. Они приходят.
  • Kommen Sie? Вы прийдете?
  • Kommen Sie! Приходите!
  • Wir gehen nach Hause. Мы идем домой.
  • Gehen wir nach Hause? Мы идем домой?
  • Gehen wir nach Hause! Пойдемте домой!

Обратите внимание! Побудительные предложения (2л.ед.ч. и 2л.мн.ч.) имеют и другие отличия от повествовательных предложений. Вопросительные же предложения могут* отличаться только расположением глагола.

  • Du fährst nach Deutschland. Ты едешь в Германию. (в повествовательном предложении сказуемое ставится вторым)
  • Fährst du nach Deutschland? Ты едешь в Германию? (отличает от повествовательного предложения только порядок слов - сказуемое выносится на 1 место)
  • Fahr nach Deutschland! Едь в Германию! (отсутствует подлежащее, не совпадает форма глагола).
  1. Ihr fahrt nach Deutschland. Вы едете в Германию. (сказуемое — второе)
  2. Fahrt ihr nach Deutschland? Вы едете в Германию? (отличается от повествовательного предложения только порядком слов - сказуемое на первом месте)
  3. Fahrt nach Deutschland! Едьте в Германию! (отсутстует подлежащее)

С точки зрения синтаксиса, вопросительные предложения в немецком языке могут быть двух видов:

  • Без вопросительного слова , когда сказуемое выносится на первое место, а подлежащее стоит на втором (примеры именно таких предложений мы рассмотрели выше);
  • С вопросительным словом , когда на первом месте находится вопросительное слово, за ним - сказуемое, а на третьем месте - подлежащее.
  1. Leben Sie in Dresden? Вы живете в Дрездене?
  2. Wo leben Sie? Где вы живете? (wo? — вопросительное слово)

Типы предложения в немецком языке

В немецком языке существует несколько типов предложений. Рассмотрим схему:

Предложение

  • Простое
    • Нераспространенное без второстепенных членов (Ich lese. Я читаю.)
    • Распространенное с второстепенными членами (Ich lese dieses Buch. Я читаю эту книгу.)
  • Сложное
    • Сложносочиненное: 1. Meine Freunde gehen ins Kino, aber ich
      bleibe zu Hause. Мои друзья идут в
      кино, но я остаюсь дома.
      _____ ____ , aber _____ _____ .2. Es ist sehr kalt, darum gehe ich heute nicht
      spazieren. Очень холодно, поэтому я не иду
      сегодня гулять (не гуляю сегодня).
      _____ _____ , darum ______ _____.
    • Сложноподчиненное:
      Nachdem ich gegessen habe, trinke ich
      immer Kaffee. После еды я всегда пью
      кофе.Morgen gehen wir spazieren, wenn
      wir frei sind. Завтра мы пойдем
      гулять, если будем свободны.

Сложносочиненными называются предложения, состоящие из нескольких самостоятельных простых предложений, объединенных общим смыслом. Соединяют такие предложения запятой или сочинительным союзом/союзным словом (und — и, aber — но, oder — или, denn — так как).

В большинстве случаев, союзы не влияют на порядок слов в предложении (см. пример 1 в схеме). Однако существуют союзы/союзные слова, влияющие на порядок слов в сложносочиненном предложении. К ним относятся: darum — поэтому, deshalb — потому, trotztdem — несмотря на это, also — следовательно и другие (пример 2 в схеме).

Сложноподчиненные предложения в немецком языке - это сложные предложения, состоящие из двух и более простых, одно из которых является главным, а остальные - придаточными.

Главное и придаточные предложения могут соединяться подчинительными союзами (wenn — если, weil — так как, als — как и др.), а также наречиями и местоимениями (welcher — какой, warum — почему, wohin — куда, dass — что и др.)

  • Teilen Sie bitte mit, wohin Sie gehen. Сообщите, пожалуйста, куда Вы идете.
  • Ich hoffe, dass du kommst. Я надеюсь, что ты придешь.
  • Wenn das Wetter gut ist, besucht er seine Oma. Если погода будет хорошей, он навестит свою бабушку.

При изучение немецкого языка, необходимо обратить пристальное внимание на придаточные предложения и порядок слов в них. Это поможет лучше понимать носителей языка, речь которых в большинстве своем состоит именно из сложных предложений.

И если со сложносочиненными предложениями все достаточно просто, сложноподчиненные зачастую вызывают трудности при изучении.

Рассмотрим порядок слов в придаточном предложении на примере:
Nachdem die Mutter gegessen hat , trinkt sie gern Tee. После еды мама охотно пьет чай.

Nachdem die Mutter gegessen hat — придаточное предложение.

  • На первом месте всегда стоит союз или союзное слово. В данном случае - nachdem.
  • В конец придаточного предложения выносится изменяемая часть сказуемого (здесь - hat).
  • Неизменяемая часть сказуемого всегда находится на предпоследнем месте (gegessen).

Кроме этого, необходимо запомнить и такие особенности:

  • Если в придаточном предложении есть отрицание nicht, оно всегда стоит перед сказуемым.

Wenn die Mutter zu Mittag nicht gegessen hat, trinkt sie Tee. Если мама не пообедала, она пьет чай.

  • Возвратное местоимение стоит в придаточном предложении перед подлежащим-существительным, но после подлежащего, если оно выражено местоимением.
  1. Ich möchte wissen, wofür du dich interessirt. Я хочу знать, чем ты интересуешься.
  2. Ich möchte wissen, wofür sich mein Freund interessiert. Я хочу знать, чем интересуется мой друг.

Порядок слов в придаточном предложении. Таблица

Правило Пример
1. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него, а также может быть вставлено в главное предложение. Wenn ich frei bin , besuche ich dich.
Ich besuche dich, wenn ich frei bin .
Если я буду свободен, я навещу тебя.
Wir haben den Studenten, der aus Berlin gekommen ist , gestern im Kino gesehen.
Мы увидели приехавшего из Берлина студента вчера в кинотеатре.
Deine Frage, ob ich dich verstehe , habe ich gehört.
Твой вопрос, понимаю ли я тебя, я услышал.
2.Союзы/союзные слова всегда стоят первыми в придаточных предложениях. Ich weiß, dass niemand kommt.
Я знаю, что никто не прийдет.
3. В некоторых случаях предлог могеж стоять перед союзным словом. Er weiß nicht, mit wem du kommst .
Он не знает, с кем ты прийдешь.
4. Изменяемая часть сказуемого стоит в самом конце придаточного предложения. Die Zeit zeigt, ob er Recht hat .
Время покажет, прав ли он.
5. Неизменяемая часть сказуемого стоит предпоследней (перед изменяемой частью сказуемого) Sie geht dorthin, wohin sie gehen muss .
Она идет туда, куда должна идти.
6. Отрицание nicht всегда стоит перед сказуемым. Der Lehrer hat verstanden, dass ich dieses Buch noch nicht gelesen habe.
Учитель понял, что я еще не прочел эту книгу.
7. Возвратное местоимение стоит перед подлежащим, если оно выражено существительным, и после подлежащего-местоимения. Sagen Sie mir bitte, wofür Sie sich interessieren ?
Скажите, пожалуйста, чем вы интересуетесь?
Ich möchte wissen, wofür sich mein Nachbar interessiert?
Мне хотелось бы знать, чем интересуется мой сосед?

Сложносочинённое предложение


Сложные предложения

сложносочинённые (Satzreihe)

cложноподчинённые (Satzgefuge)


Сложносочинённое предложение

2 или нескольких простых предложений

z.B. Diese Aufgabe ist nicht leicht, ich mache sie richtig.


Сложносочинённое предложение

бессоюзным

cоюзным

z.B. Diese Aufgabe ist nicht leicht , ich mache sie richtig.

z.B. Diese Aufgabe ist nicht leicht, aber ich mache sie richtig.


Союзные сложносочиненные предложения

сочинительными союзами


Сочинительные союзы не влияющие на порядок слов:

und (и, а)

aber (но, однако)

denn (так как, потому что)

oder (или)

sondern (но, a)


Es ist halb neun Uhr und der Unterricht beginnt.

Das Wetter ist heute gut, aber ich gehe nicht spazieren,

denn ich muss meine Hausaufgabn machen.

Bleibst du zu Hause, oder gehst du ins Kino?

Wir lesen nicht nur den Text, sondern űbersetzen ihn

ins Russische.


Сочинительные союзы влияющие на порядок слов:

darum (потому, что)

deshalb (так как, потому что)

also (итак),

trotzdem (не смотря на, все-таки)

sonst (иначе, а то)

dennoch (однако, все же)

entweder…oder (или…или)

nicht nur…sondern auch (не только…но и)

weder…noch (ни…ни)


  • Mein Freund wartet auf mich, deshalb muss ich gehen.
  • Alle waren müde, trotzdem setzen sie ihre Arbeit fort.
  • Wir müssen uns beeilen, sonst versäumen wir den Zug.
  • Wir lesen den Text, dann analysieren ihn.
  • Er muss nicht nur studieren, sondern auch muss er arbeiten zugleich.
  • Sie spricht weder Deutsch noch Englisch.

Как и в любом другом языке, немецкие предложения могут быть простыми и сложными. Сложные предложения состоят как минимум из двух частей, каждая из которых в отдельности представляет собой простое предложение. Сложные предложения, со своей стороны, делятся на две большие группы на основании особенностей соединения простых предложений в единое целое. Это сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В сложносочиненных предложениях отдельные части сложного предложения, представленные простыми, соединяются при помощи лишь одной интонации или же сочинительных союзов и равноправны, равноценны по отношению друг к другу, например:

Mein Bruder hat sich im vorigen Jahr sehr viel trainiert, er wollte an der Weltmeisterschaft unbedingt teilnehmen. — Мой брат очень много тренировался в прошлом году, он обязательно хотел принять участие в чемпионате на первенство мира (бессоюзное соединение в сложносочиненное предложение простых).

Die genaue Wortbedeutung war ihr nicht bekannt, aber sie hat die Aussage richtig verstanden. — Точное значение слова ей было не знакомо, но она правильно поняла высказывание (союзное соединение в сложносочиненное простых предложений).

Сложноподчиненные предложения в немецком языке состоят не из грамматически равноценных предложений, а из главного и придаточного, соединяемых при помощи союзов подчинительного характера, союзных слов или бессоюзным способом. В роли союзных слов в сложноподчиненных предложениях в немецком языке выступают наречия и относительные местоимения, самыми распространенными из которых являются: наречия — «таким образом» «итак», «следовательно» — «also»; «потом», «тогда» — «dann»; «все же», «несмотря на это» — «trotzdem»; «поэтому» — «deshalb», «deswegen», «darum»; «однако» — «(je)doch»; «кроме того» — «außerdem», относительные местоимениями «которая, которые» — «die», «которое» — «das», «который» — «der».

Основная разница между союзными словами и подчинительными союзами состоит в том, что союзные слова выступают полноценными членами предложения, а союзы таковыми не являются. Данное обстоятельство влияет на особенности порядка слов в предложении. Подчинительные союзы подразделяются на несколько групп и могут быть условными, временными, причинными, целевыми, сравнительными, изъяснительные, уступительными, следственными, ограничительными и образа действия.

  • — Союзы временные: «пока не» – «bis»; «когда» – «wenn», «als», «da wo»; «в то время как», «пока» – «während»; «с тех пор как» – «seit», «seitdem»; «когда», «после того как» – «nachdem»; «прежде, чем» – «bevor», «ehe»; «до тех пор, пока», «пока» – «solange»; «как только» – «sobald»; «когда, всякий раз» – «sooft»;
  • — Союзы условные: «в случае, если», «если» – «wenn», «falls»;
  • — Союзы целевые: «для того чтобы» – «damit»;
  • — Союзы причинные: «так как», «потому что» – «weil», «da»;
  • — Союзы следственные: «чтобы» – «als dass», «так что» – «so dass»;
  • — Союзы образа действия: «так как», «тем, что» — «indem», «хотя и не», «причем», «но», «а» — «ohne dass», «вследствие того, что», «тем, что», «благодаря тому, что» — «dadurch dass»;
  • — Союзы сравнительные: «чем» — «als», «как» — «wie», «als wenn, als wie, als ob — как если бы» и пр.;
  • — Союзы уступительные: «даже если – wenngleich, ob schon, selbst wenn», «несмотря на то, что – obwohl, trotzdem, obgleich» и пр.;
  • — Союзы ограничительные: «насколько – soweit, soviel» и пр.;
  • — Союзы изъяснительные: «ли — ob», «что, чтобы – dass».

Прочитайте также:

В соответствии с классификацией употребляемых союзов, а также использованием местоимений или наречий, различаются и типы придаточных предложений в немецком языке, вводимых этими словами. По своей функции придаточные предложения в немецком языке выступают определением, дополнением или обстоятельством к какому-либо члену главного предложения или этому предложению в целом. Исходя из этого, придаточные предложения в немецком языке классифицируются следующим образом:

  • — определительные (Attributsätze). Эти придаточные выступают определением к какому-либо существительному главного предложения, занимают место непосредственно после него, отвечают на вопрос «какой? — welcher» и преимущественно связываются с главным при помощи местоимений (относительных). Местоимение в этом типе придаточных занимает первую позицию. Местоимение, употребленное в родительном падеже, выступает определением к существительному и занимает позицию перед ним. Например:

Wir kennen einen kleinen Jungen, (welchen?) der vier Sprachen fließend sprechen kann. – Мы знаем одного маленького мальчика, (какого?) который свободно может говорить на четырех языках.

Dostojewski ist der russische Schriftsteller, (welcher?) dessen Name jedem Russen bekannt ist. – Достоевский – это русский писатель, (какой?) чье имя известно каждому русскому человеку.

  • — дополнительные (Objektsätze). Эти придаточные выполняют функцию объекта и подчиняются главному при помощи союзов «чтобы, что – dass», «ли — ob » и вопросительных местоимений «где — wo», «что — was», «когда — wann», «кто — wer» и пр. Вопросительные местоимения используются в случаях наличия косвенного вопроса. Придаточные предложения этого типа относятся к сказуемому в главном предложении и отвечают на всевозможные вопросы косвенных падежей и занимают место после главного предложения.

Deine Mitschüler möchten gerne wissen, (was?) was du deinen Verwandten erzählt hast. – Твои одноклассники хотели бы узнать, (что?) что ты рассказал своим родственникам.

Der Bauleiter hat noch nicht entschieden, (was?) ob er weitere Arbeiten einbeziehen wird. — Прораб пока еще не решил, (что?) будет ли он привлекать дополнительных рабочих.

Иногда в главном предложении имеется дополнительное указание на придаточное, которое в большинстве случаев выражается местоименным наречием типа «о том – darüber» . Например:

Unser Begleiter hat damals schon darauf hingewiesen, (worauf?) dass die festgesetzten Regeln nicht verletzt werden dürfen. – Наш сопровождающий уже тогда указал на то, (на что?) что установленные правила не могут нарушаться.

Разновидностью дополнительных являются изъяснительные придаточные. Изъяснительные придаточные относятся к тому члену предложения, который необходимо прояснить, уточнить, дополнить; обычно они привязаны к глаголам, имеющим отношение к мышлению, восприятию и чувствам («знаю, чувствую, слышу, предвижу» и пр.). Например:

Ich kann nicht vorsehen, ob er reagiert. – Я не могу предвидеть, среагирует ли он.

  • — обстоятельственные (Adverbialsätze). Эти придаточные предложения подчиняются сказуемому главного предложения и подразделяются на 10 отдельных групп в зависимости от того, какое обстоятельственное значение они передают. Отношение к определенной группе определяется семантическими особенностями подчинительных союзов.

Обстоятельственные придаточные предложения в немецком языке бывают:

  • — условные (Konditionalsätze) обычно отвечают на вопрос «при каких обстоятельствах? – unter welchen Umständen?» и могут предполагать реальные и нереальные условия.

Wenn du diese Arbeit rechtzeitig erfüllst, kriegst du eine neue unter besseren Bedingungen. – Если ты своевременно выполнишь эту работу, то получишь новую на лучших условиях. (реальное условие)

Wenn ich diese Arbeit rechtzeitig erfüllt hätte, würde ich eine neue unter besseren Bedingungen bekommen. – Если бы я выполнил эту работу своевременно, я бы получил новую на лучших условиях. (нереальное условие)

  • — временные (Temporalsätze) отвечают на вопрос «когда? – wann?». Особенностью союза «als » выступает привязка однократного действия в прошлом, а «wenn» — многократного в прошлом или настоящего и будущего. Например:

Als ich diese Wohnung gekauft habe, habe ich nicht gewusst, was wir da alles erleben. – Когда я купила эту квартиру, я не знала, что нам здесь придется пережить. (однократное действие)

Wenn wir über die deutschen Verben sprechen, müssen wir deren Besonderheiten berücksichtigen. – Когда мы говорим о немецких глаголах, мы должны учитывать их особенности. (многократно = всегда)

  • — причинные (Kausalsätze) обычно отвечают на вопрос «почему? – warum?». Союзы «weil» и «da» означают одно и то же – «так как, поскольку, потому что». Но при союзе «da» придаточное стоит перед главным, а при союзе «weil» — после него.

Da ich über diese Geschichte informiert war, wusste ich, wie ich reagieren muss. – Поскольку я был информирован об этой истории, я знал, как нужно реагировать.

Ich wusste, wie ich reagieren muss, weil ich über diese Geschichte informiert war. — Я знал, как я должен среагировать, поскольку был проинформирован об этой истории.

  • — целевые (Finalsätze) обычно отвечают на вопрос «зачем? для какой цели? – wozu? zu welchem Zweck? ». Например:

Ich habe entschieden noch einen Kuchen zu backen, damit die Gäste auch meine Fleischkuchen probieren konnten. – Я решила испечь еще один пирог, для того чтобы гости смогли попробовать еще и мои пироги с мясом.

  • — сравнительные (Komparativsätze) могут выражать как реальное, так и нереальное сравнение, например:

Die Situation hat sich sehr schnell entwickelt, wie ich es mir vorgestellt habe. – Ситуация развивалась очень быстро, как я себе это и представлял.

Er benimmt sich so, als wäre er ein kleiner beleidigter Junge. – Он ведет себя так, как если бы он был маленьким обиженным мальчиком.

  • — уступительные (Konzessivsätze) обозначают действие, вопреки которому действие главного предложения все равно происходит и отвечают на вопрос «вопреки чему? несмотря на что?». В бессоюзных придаточных этого типа часто используется сослагательное наклонение и слова «тоже — auch», «еще — noch», «всегда — immer» и пр. Например:

Obwohl ich mit dieser Marke bereits Probleme gehabt habe, habe ich mich wieder für „Philips“ entschieden. – Несмотря на то, что у меня уже были проблемы с этой маркой, я снова остановил свой выбор на «Филипс».

Sei der Auftrag auch schwer, muss er doch erfüllt werden. – Даже если заказ будет трудным, он все равно должен быть исполнен. (уступительное бессоюзное)

  • — следственные (Konsekutivsätze): их особенностью является то, что придаточное вытекает из главного как следствие чего-либо, а в главном употребляются усилительные слова, например:

Das Püree war so salzig, dass wir es überhaupt nicht essen konnten. – Пюре было таким соленым, что мы его вообще не могли есть.

  • — ограничительные (Restriktivsätze) отвечают на вопрос «насколько? — inwieweit » и пр. и дают оценку главного предложения по степени реализации действия, например:

Soweit wir informiert sind, werden wir in diesem Jahr noch zusätzliche Schulferien haben. – Насколько нам стало известно, в этом году у нас будут еще и дополнительные школьные каникулы.

  • — образа действия (Modalsätze) обычно отвечают на вопросы «как? каким образом? – wie? auf welche Weise ?», например:

Wir helfen unseren Eltern, indem wir uns um sie kümmern. – Мы помогаем нашим родителям, заботясь о них.

Немецкие ССП состоят из равноценных в грамматическом отношении простых предложений (ПП), количество которых может составлять два предложения и более. Связь предложений в ССП может быть союзной и бессоюзной. Союзы, участвующие в построении ССП, называются сочинительными. При отсутствии союзов или их заместителей – союзных слов, которые представляют собой местоименные наречия и наречия, отдельные предложения соединяются в сложные исключительно при помощи интонации.

Рассмотрим примеры ССП:

  • Unser Sohn spricht jetzt Deutsch wesentlich besser, denn er hat seine Sommerferien in Köln verbracht. – Наш сын теперь говорит по-немецки существенно лучше, потому что он провел свои летние каникулы в Кёльне (союз).
  • Peter hat jetzt sehr viel Arbeit, und wir alle helfen ihm dabei. – У Петера сейчас очень много работы, и мы все ему в этом помогаем (союз).
  • Mein Bruder ist zurzeit arbeitslos, aber es wird nicht lange dauern. – Мой брат в настоящее время безработный, но это продлится недолго (союз).
  • Kommt er in das Hotel mit einem Taxi oder muss jemand ihn abholen? – Он приедет в гостиницу на такси, или кому-то нужно его встретить и подвезти (союз)?

Говоря о сочинительных союзах, нужно отметить, что они вовсе не обязательно соединяют в единое целое простые предложения (ПП). Также они могут связывать однородные члены, например:

  • Habt ihr heute gebadet und euch gesonnt? – Вы сегодня купались и загорали (однородные сказуемые в рамках ПП)?
  • Willst du ein Gedicht oder ein Lied vortragen? – Ты хочешь прочитать стихотворение или исполнить песню (однородные дополнения в немецком ПП)?

Немецкие союзы могут быть двойными — парными. Такие союзы могут также соединять и однородные члены, и отдельные ПП, например:

  • Zu Hause hat er weder Fleisch noch Gemüse. – Дома у него нет ни мяса, ни овощей (однородные дополнения в рамках ПП).
  • Dort wird sie nicht nur lernen, sondern auch sich erholen. – Там она будет не только учиться, но и отдыхать (однородные сказуемые в рамках ПП).
  • Sowohl Peter, als auch andere Besucher haben meine Aussage falsch verstanden. – Как Петер, так и другие посетители неверно поняли мое высказывание (однородные подлежащие в рамках ПП).
  • Entweder er oder sein neuer Kollege muss diese Arbeit übernehmen. – Либо он, либо его новый коллега должен взять на себя эту работу (однородные подлежащие в рамках ПП).
  • Entweder steige ich gleich in diesen Bus ein, oder fährst du mich später mit deinem Auto hin. – Либо я прямо сейчас сажусь в этот автобус, либо ты позднее отвезешь меня туда на своей машине (союз связывает два ПП).
  • Bald versteht er alles, bald kapiert er nichts. – То он все понимает, то до него ничего не доходит (парный союз связывает два ПП).
  • Er hat teils aufmerksam zugehört, teils telefoniert. – Он временами внимательно слушал, а временами звонил по телефону (союз соединяет два однородных сказуемых).

Союзы представляют собой соединительные средства, не выступающие членами предложений. Это является их главным отличием от союзных слов. Союзные слова являются соответствующими членами предложений и оказывают влияние на порядок слов. Рассмотрим примеры ССП с союзными словами:

  • Klaus macht immer alle Hausaufgaben, darum lernt er gut. – Клаус всегда делает все домашние задания, поэтому он хорошо учится.
  • Das Wetter ist regnerisch, trotzdem spielen die Kinder gern im Hof. – Погода дождливая, но, несмотря на это, дети охотно играют во дворе.
  • Ihre Cousine kann gut stricken, außerdem näht sie traumhafte Kleider. – Ее кузина умеет хорошо вязать, а кроме того, она шьет сказочные платья.
  • Olga wollte noch einen Kuchen machen, jedoch war sie knapp mit der Zeit. – Ольга хотела испечь еще один пирог, однако у нее не хватало времени.
  • Dort hat er sich das Bein gebrochen, deshalb hockt er jetzt zu Hause. – Там он сломал себе ногу, поэтому он сейчас торчит дома.
  • Monika hat noch einen groben Fehler gemacht, deswegen schweigt sie jetzt. – Моника допустила еще одну грубую ошибку, поэтому она теперь молчит.
  • Mein Bruder ist ein Mechaniker, also ein Fachmann. – Мой брат – механик, то есть специалист.