15.02.2024

Сказуемое и способы его выражения презентация. Cпособы выражения сказуемого


Синтаксическая разминка. Деловая игра «Я – учитель»А. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
Б. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
В. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
Г. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.

Орфоэпическая разминка

Торты, свекла, звонит, включит,
квартал, договор, каталог,
намерение, обеспечение, творог,
эксперт, оптовый, принять,
начался, ободрить, пломбировать,
феномен, ходатайство, яслей.

Что самое главное надо знать о сказуемом?

Сказуемое
Главный член предложения,
обозначающий признак
подлежащего:
действие
состояние
свойство
отвечающий на вопросы:
что делает
предмет речи?
каков он?...
что он
такое?

Способы выражения сказуемого.

Виды сказуемых
глагольное
простое
Корабль одинокий
несется…
Именное
(только составное)
В то утро был
небесный свод так
чист!...
составное
И стали три пальмы на
Бога роптать.
М. Лермонтов.

Простое глагольное сказуемое

Выражается одной глагольной формой какого-либо
наклонения
Я спал мало.
(Я сплю мало.
Я поспал бы.
Я буду спать мало)
Форма глагола
изъявительного
наклонения.
Вы немного поспите!
Форма
Форма
сослагательного повелительного
наклонения.
наклонения.

Составное глагольное сказуемое.

Составное
глагольное
сказуемое
неопределенная
форма глагола
(инфинитив)
Стал он кликать золотую рыбку.
Возьмите на заметку.

признаки,
В форме
наклонение время лицо
прошедшего
число
времени - род
указывает
на начало и конец
его желательность,
продолжение действия
возможность…
Стал (изъяв. накл., прош. время, м.р., начало действия) +
кликать (инфинитив выражает само действие)
вспомогательный
глагол

Возьмите на заметку.

В качестве вспомогательного часто выступают
глаголы
начать, продолжить, решить, зайти, приказать,
просить
слова
должен, обязан: начали делать, продолжают
говорить, должна спросить…
сочетание кр. прилагательного со связкой быть:
О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
(М.Лермонтов)

Составное именное сказуемое.

Составное
именное
сказуемое
вспомогательный
глагол
Именная часть речи
Не все острова были изучены.
Возьмите на заметку.
Вспомогательный глагол выражает грамматические
признаки,
В форме
наклонение время лицо
прошедшего
число
времени - род
указывает
на начало и конец
его желательность,
продолжение действия
возможность…
были (изъяв. накл., прош. время, мн.число,) +
Изучены (причастие выражает само действие)

Возьмите на заметку.

Вспомогательная часть составного именного
сказуемого (глагол-связка) может выражаться
глаголами
делаться, являться, казаться, называться и др.
Удивительно прекрасным показалось мне утро.
Глаголами движения, состояния
прийти, приехать, вернуться.
Работники вернулись уставшими.

Чем выражены сказуемые?

Нивы сжаты. Рощи голы.
Добрая работа – всему начало.
Алексей учился в вечерней школе.
Мне сегодня нездоровится.
Сирень начала цвести.
При старании вы можете добиться многого.
Молодой специалист хотел заняться делами.
Метель была страшная.
Самолет – быстрое средство передвижения.

Проверь себя

Нивы сжаты. Рощи
голы.(кр.прич.,кр.прил.)
Добрая работа – всему начало.(сущ.)
Алексей учился в вечерней школе.(гл.)
Мне сегодня нездоровится.(н.ф.)
Сирень начала цвести.(гл.+гл..)
При старании вы можете добиться
многого.(гл.+гл..)
Молодой специалист хотел заняться
делами.(гл.+гл.)
Метель была страшная.(гл.+прил.)
Самолет – быстрое средство
передвижения.(словосоч.)

Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые.

Кончилась теплая летняя ночь.
Я хочу быть певцом.

ворвались в крепость.
Говорить могут все, да не все могут слушать.
Скрипач продолжал играть.
Он был весельчак.
Учиться- наша задача.
Брат всегда был душой компании.
Вижу примеры - начинаю понимать причины.
Без помощи я не добрался бы до города.

Проверьте, правильно ли вы нашли сказуемые?

Кончилась теплая летняя ночь.(прост.глаг.сказ.)
Я хочу быть певцом.(сост.имен.сказ.)
В эту минуту мятежники набежали на нас и
ворвались в крепость.(прост.глаг.сказ.)
Говорить могут все, да не все могут
слушать.(сост.глаг.сказ.)
Скрипач продолжал играть.(сост.глаг.сказ.)
Он был весельчак.(сост.имен.сказ.)
Учиться- наша задача.(сост.имен.сказ.)
Брат всегда был душой компании.(сост.имен.сказ.)
Вижу примеры - начинаю понимать
причины.(сост.глаг.сказ.)
Без помощи я не добрался бы до
города.(прост.глаг.сказ.)

Домашнее задание.

1.Упражнение 106. Выучить теоретический материал.
Подготовить сообщение «Главные члены
предложения».
2.Сочинение – миниатюра « Осенние капризы погоды».
Подчеркнуть грамматические основы, указать, чем
выражено подлежащее и сказуемое.


  • 1. Осень - это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
  • 2. Зима - гравюра, весна - акварель, лето - живопись масляными красками, а осень - мозаика из всех времен года.
  • 3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
  • 4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная...Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.





Сказуемое - главный член предложения, обозначающий действие, состояние, свойство подлежащего и отвечающий на вопросы что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое?



ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

изъявительного,

условного,

повелительного наклонения

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ


СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАГОЛ

грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

и дополнительное

лексическое значение

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА ГЛАГОЛА

основное

лексическое значени е


СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Глагол-связка

Именная часть

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Местоимение
  • Причастие

Грамматическое значение


Осень золотая! - говорят поэты. Я скорее ржавой назову её. Пусть меня презреньем наградят эстеты, Но, увы, такое мнение моё… Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи, Лица недовольных, сгорбленных людей. Треть из них чихает, голос их простужен (Семьдесят процентов - женщин и детей!). Осень - это скука... И темнеет рано: В пять уж ночь настала, тело хочет спать, Тело покидает мягкости дивана, К чёрту телевизор - шагом марш в кровать! Был бы я медведем, я б не знал заботы - Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны, И к восьми не мчался б рысью на работу, Спал бы лишь и видел розовые сны.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение- рассуждение на лингвистическую тему:

« Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль ».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Урок русского языка в 8 классе Учитель ГБОУ СОШ №27 г. Севастополя Белик Людмила Афанасьевна

Что такое «грамматическая основа предложения»? Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них.

Что такое «сказуемое»? Сказуемое – это главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего. Сказуемое обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие.

Виды сказуемого СКАЗУЕМОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ПГС СОСТАВНОЕ СИС СОСТАВНОЕ СГС

На какие вопросы отвечает простое глагольное сказуемое (ПГС) Что делает предмет? Что сделал предмет? Что будет делать предмет? Что с ним делается? Что с ним сделалось? и т.п.

Чем может быть выражено ПГС? глаголом в форме одного из наклонений сложной формой будущего времени инфинитивом (неопределённой формой глагола) глагольной формой междометия глагольным фразеологическим оборотом спрягаемой формой глагола с частицами повторяющимися глаголами сочетанием двух разных глаголов

ГЛАГОЛОМ В ФОРМЕ ОДНОГО ИЗ НАКЛОНЕНИЙ Два месяца прошли в непрерывном ожидании ответа на письмо. Русь! Чего же ты хочешь от меня? С тренером вы тренировались бы более регулярно. Возьмите с собой в поход гитару.

СЛОЖНОЙ ФОРМОЙ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ Весь вечер будет играть музыка. Сегодня я буду читать всю ночь. Ты будешь участвовать в конкурсе? Мы будем поддерживать вас.

ИНФИНИТИВОМ (НФГ) И царица хохотать, И плечами пожимать. И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами...

ГЛАГОЛЬНОЙ ФОРМОЙ МЕЖДОМЕТИЯ У двери кто-то звяк в кольцо. Вот мужу подвели коня... Он холку хвать и в стремя ногу. Прыг с окна – и был таков!

ГЛАГОЛЬНЫМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ОБОРОТОМ Цветухин не спускал глаз с Лизы. (смотрел) Ребята весь день били баклуши. (бездельничали) Он изъявил согласие принять меня завтра. (согласился) Мы одержали победу в этом состязании. (победили) Российские спортсмены приняли участие в олимпиаде. (участвовали)

СПРЯГАЕМОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА... ...в сочетании с частицами: БЫЛО, ЗНАЙ, ЗНАЙ СЕБЕ, ТАК И, КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО. Томясь скукой, Григорий пошёл было в дом. Туман как будто расходится.

ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ ГЛАГОЛАМИ с частицами НЕ, ТАК Они спорят, спорят, а проку мало. Степан – он ударит так ударит. Вы читать не читаете, а книгу берёте. Родители тебя ждут не дождутся.

СОЧЕТАНИЕМ ДВУХ РАЗНЫХ ГЛАГОЛОВ... ...в одинаковой спрягаемой форме, первый из которых обозначает ДЕЙСТВИЕ, а второй указывает на его ЦЕЛЬ. Я пойду возьму книгу в библиотеке. А ты возьми и спроси прямо.

Список используемых источников Литература Русский язык. 8 класс. Учебник. Часть 1. Часть 2. Комплект. ФГОС Издательство: Русское слово Автор: Быстрова Елена Александровна, Кибирева Людмила Валентиновна, Воителева Татьяна Михайловна, Фаттахова Наиля Нурыйхановна Серия: Инновационная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой

Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование". Программа по русскому языку С.И.Львовой....

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...

Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Охмак М.В.,

учитель русского языка,

МБОУ «Северная ООШ»


Критерии оценивания

20 24 баллов « 5 »

14 19 баллов « 4 »

7 13 баллов « 3 »

0 6 балов « 2 »


Синтаксическая пятиминутка

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

А.С. Пушкин

  • Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
  • Выделите грамматическую основу.

Что такое сказуемое?

Главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие.

Сказуемое отвечает на вопросы:

  • Что делает предмет?
  • Что с ним происходит?
  • Каков он?
  • Что он делает?
  • Кто он такой?

Цели на уроке:

  • Знать : характерные черты сказуемого и способы его выражения.
  • Уметь : находить и характеризовать сказуемое в предложениях.

Работа с учебником

  • Прочитайте § 14.
  • Составьте ОК.

Виды сказуемых

Составное

Простое

Составное именное

Глагольное

Составное глагольное

( СГС )

( ПГС )

( СИС )

Бережёного Бог бережёт .

Два друга – мороз и вьюга .

Стал он кликать золотую рыбку.


Простое глагольное сказуемое

  • Ум не замещает знания. (посл.)
  • Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
  • Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)
  • Ещё я долго буду петь. (Есенин)

Форма будущего времени глаголов несовершен-ного вида состоит из 2 знаменательных слов.


Составное глагольное сказуемое

вспомогательный

глагол

инфинитив

  • ГЛАГОЛЫ (НАЧАЛА, ПРОДОЛЖЕНИЯ, ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ)
  • КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, ГОРАЗД, ВЫНУЖДЕН)
  • СЛОВА СОСТОЯНИЯ (МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО)

НАЙДИТЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Девочка перестала плакать. (Короленко)

И точно, начал свет глупеть. (Грибоедов)

Молодой Дубровский хотел заняться делами.

(Пушкин)

Глаза ей портить не годится. (Грибоедов)

Никто не сможет нас согнуть в бараний рог.

(Паустовский)

Служить бы рад. (Грибоедов)

Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.

(Горький)


1. Самостоятельно определите вид сказуемого и заполните таблицу. Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 5 б.).

1. Я буду долго смотреть телевизор.

2. Мама начала готовить ужин.

3. Мы не будем долго спать.

4. Гости должны были прийти вовремя.

5. Я поспешил отозвать пса.


Составное именное сказуемое

Глагол –

связка

Именная часть

  • Быть,
  • делаться,
  • являться,
  • стать,
  • становиться,
  • казаться,
  • считаться,
  • называться
  • имя (сущ., прил., числ.)
  • местоим.
  • причастие
  • наречие
  • цельное словосоч.
  • фразеологизм
  • глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка)

Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Державин)


2. Определите тип сказуемых и заполните таблицу: Каждый правильный ответ - 1 балл

1. Лейтенант был очень странным.

2. Дома новы, но предрассудки стары. (Грибоедов)

3. Вокруг меня цвёл божий сад. (Лермонтов)

4. И дым Отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)

5. Ему, наверное, хотелось улететь.

6. Когда-нибудь надо уйти.

7. Месяц будет белеть на тёмной лазури.

8. Бойцы вспоминают минувшие дни. (Пушкин)

9. В милицию надо позвонить.


Материалы открытого банка заданий

ФИПИ - 2017г.

Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 10 б.).


3.

(14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

(9)Книга была дорогой.


3. Выпишите грамматическую основу предложения...

(42)Ему хотелось плакать.

(2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём .


3. Выпишите грамматическую основу предложения...

(35)Это понимать надо!

(32)Всё было в порядке.

(41)Толику стало страшно.

(8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?


Выставление оценок

20 24 баллов « 5 »

14 19 баллов « 4 »

7 13 баллов « 3 »

0 6 балов « 2 »

Задание

Количество баллов

1

2

3

Оценка


Итоги урока

Вам предлагается закончить фразы:

  • Я научилась (-ся)…
  • Я запомнил(а)…
  • Я рада (рад)…
  • Мне хочется сказать…
  • Теперь я знаю …

Домашнее задание

Выучить правило § 14, упр. 74



Используемые материалы :

  • Русский язык. 8кл.: учебник/М.М. Разумовская и др.- М.:Дрофа, 2016г
  • Слайд 2,18,19 Картинки: Л.Гераскина. В стране невыученных уроков. М. –"РИПОЛ-КЛАССИК", 1997.
  • Картинка «Мудрая сова» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/db/%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.png ,
  • Картинка «Сова-магистр» http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/12/2bc99ae2c5dffc2499ec5462061874d6.jpg
  • картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg;
  • материалы ОГЭ с сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/
  • Картинка «Солнышко» http://media.ffclub.ru/up100289-9TbEGPuOWV8.jpg