23.10.2023

Марта грэхем что такое танец. Великие танцоры — Марта Грэм


Марта Грэм (англ. Martha Graham, устаревший вариант написания фамилии - Грэхем). Родилась 11 мая 1894 года в Аллегейни - скончалась 1 апреля 1991 года в Нью-Йорке. Марта Грэм — американская танцовщица и хореограф. Создала труппу, школу и танцевальную технику названные ее именем. Она является членом так называемой «великой четвёрки» (англ. The Big Four) (основоположники американского танца модерн). Другие участники «великой четвёрки»: Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и Ханья Хольм.

Семья Грэм была одной из первых, кто перебрался из Шотландии в Америку. Отец Марты был врачом-психиатром. Родители были весьма консервативны во взглядах на жизнь, исповедовали пресвитерианство. В семье был достаток, о малышке Марте заботились, помимо родителей, няня-католичка и многочисленная прислуга. На их семейство трудились китайцы и японцы. Поэтому Марта, сама не понимая, уже в детском возрасте знакомилась с различными культурами.

Родители с упорядоченным и праведным укладом жизни. Все таки позволили ей обучаться в колледже. Вассар колледж славился как качеством образования, так и своими спортивными устоями, и суфражистскими симпатиями.

В религиозных семьях танцы считались греховным занятием. При всей строгости взглядов, однажды Марте позволили сходить на выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени.

Когда Марта увидела выступление Рут Сен-Дени, она загорелась мечтой стать танцовщицей.

В 1913 году она получила разрешение поступить в школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она обучалась в школе «Денишоун», которую в Испании создали сама Сен-Дени со своим партнером Тедом Шоуном.

Классический танец Марта Грэм осваивала с трудом, потому что в хореографию она пришла достаточно поздно – в 20 лет, впрочем он ее и не привлекал.

В коллективе «Денишоун» настаивали на лиричности ее танцев, но она не была склонна к лиричности. Тед Шоун, известный основатель американского танца рассмотрел в Грэм неуемную энергию и зажигательный темперамент, страстную натуру и неординарность. Специально для нее он поставил Xochitl. В этой постановке проявился необычный стиль Марты, «свирепость черной пантеры» и ее красота. Молодая танцовщица самозабвенно влюбилась в модерн, который развивался в соответствии с веяниями того времени. К тому же он, как нельзя лучше соответствовал ее интересам и темпераменту. С ранних лет Марта слушала рассуждения отца-психиатра, который был убежден в том, что движения человека могут передавать внутреннее и эмоциональное его состояние. Детские воспоминания привели ее к идее создать собственную технику исполнения.

Когда Грэм еще только училась, танец воспринимался в обществе как развлекательное действо. Он был яркой составляющей водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Только балет считался искусством и в Америке слыл европейской изюминкой.

В танцевальных школах Америки подопечных готовили для выступлений в шоу и кабаре, поэтому относились к ним как к продукту для добывания денег.

Но строптивая Марта желала себе иной доли, чем быть девицей из кабаре. Она мечтала стать артисткой. В своих мемуарах Грэм не без гордости писала, что только она не подвергалась в школе пристальному наблюдению и строгому режиму. У нее был отдельный статус: «Грэм - это искусство». Позднее, все поклонники – мужчины чувствовали себя на ступеньку ниже, глядя на нее как на непревзойденный талант.

В то время в обществе существовали ограниченные стереотипами мнения о мужской церебральности и женской эмоциональности: мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм категорично заявила, что «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». Она сознательно отказалась в своих постановках от общепринятого взгляда на женственность. Грэм целенаправленно старалась делать свои роли безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. Она призывала видеть в танцоре не наличие пола со свойственным ему чертами характера, а видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Многие критики и наблюдатели ее творчества усматривали ее связь с феминистическим движением.

На суперобложке одной из её биографий красуется фраза, списанная из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Сама она не считала себя феминисткой, просто в танце она доказывала себе и другим, что женщина – это не слабое существо. Хотя это и не было первостепенной ее целью, просто она так чувствовала танец.

Грэм стремилась к самовыражению, и ей удалось создать необыкновенную технику, основанную на дыхании и концентрации. Много работая над своим телом, она прочувствовала его возможности и смогла эстетически их использовать. Это был прорыв в хореографии, ее техника и в 21 веке является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

В 1926 году Марта уходит из «Денишоун», потому что воплотить свои танцевальные идеи в рамках этого коллектива, где господствовала Сен-Дени, не представлялось возможным.

В 1927 году Грэм собирает свою труппу, состоящую из ее преданных последовательниц. Только в 1938 году в их коллектив приходит первый танцор – Эрик Хоукинс. Он помогает Марте выйти на новый уровень модернизации техники танца, они добавляют классические элементы, что делает танец более насыщенным и ярким. Потом в коллективе появляется Мерс Каннингем — разрушитель традиционных хореографических канонов. После турне по странам Европы и Ближнего Востока труппа Марты стала известна всему миру.

В Нью-Йорке была открыта еще одна школа. Этот коллектив существует до сих пор, и не только в память о неповторимой Грэм. Это творчески-действующая труппа, которая сохраняет постановки ее основательницы. Спектакли Марты Грэм сохранены для последователей.

В творческой копилке Марты Грэм как сочинителя и хореографа-постановщика 180 спектаклей. Они разносторонние и необычайно эмоционально-наполненные, из них невозможно выделить какой-то один.

Биография Марты Грэм почти на 100 процентов заполнена балетом. Ее семейная жизнь с партнером по танцу, красавцем– Эриком Хоукинсом продлилась всего 6 лет. Расставание не подкосило ее, придало больше сил и вдохновения в воплощении танцевальных идей. Уходя со сцены, в возрасте 76 лет, она сильно тосковала, впала в депрессию. Но ее волевой характер не сломился и в преклонном возрасте, он нашла в себе силы и вернулась к работе хореографа. И последующие годы принесут миру еще 10 балетов, сочиненных Мартой Грэм. Великой Грэм не стало, когда ей было 96 лет.

Признания и награды

  • 1981 - премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца (первая получательница).
  • В 1987 году в Нью-Йорке состоялся гала-концерт в честь Марты Грэм с участием звёзд балета и , которые исполнили её «Весну в Аппалачах» (1944) и , выступившей в номере Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

Постановки, ученики, партии и др.

Мемуары . Blood Memory: An autobiography. New York: Doubleday, 1991

Самые известные постановки

«Письмо миру», «Пещера сердца», «Клитемнестра», «Федра», «Полуявь-полусон», «Деяния света» и др.

Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени . Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар-колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе Денишоун , которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина - это слабое существо.


Первой танцовщицей, выступавшей в Белом доме, была именно американская танцовщица Марта Грэм. В своей карьере, охватывающей более полувека, она произвела революцию в современном танце и создала более 180 работ в качестве танцовщицы и хореографа. Эта женщина верила в раскрытие внутреннего мира человека и считала искусство танца средством выражения сильных человеческих эмоций. Ее влияние на современный танец часто сравнивали с влиянием Пикассо на современное изобразительное искусство. Эта творческая личность смотрела на танец как на «язык движения», который позволял людям артистически выражать свои внутренние желания, страхи и экстазы. Как хореограф, она сотрудничала не только с другими танцорами, но и с художниками, дизайнерами и музыкантами для создания произведений искусства, которые были эстетически привлекательными, поскольку они были глубоко трогательными. Свои эксперименты с социальными, политическими и психологическими темами она проводила с целыми поколениями хореографов. Она творила с такими танцорами, как: Мерс Каннингем, Пол Тейлор и Твайла Тарп. Марта Грэм основала танцевальную компанию, которая сегодня является старейшей в Америке. Компания служила стартовой площадкой для многих великих современных танцоров и хореографов 20 и 21 века.

Известная танцовщица и хореограф родилась 11 мая 1894 года. Ее отец Джордж Грэм работал врачом, занимался психиатрией и интересовался телесным выражением человеческого поведения. В семье было еще две девочки, сестры Марты. Мать танцовщицы звали Джейн Бирс. Семья жила в штате Пенсильвания. Марта поступила на обучение в танцевальную школу Денишоун, основанную Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном в середине 1910-х годов. Недавно созданная школа изучала различные типы танцевальных стилей, включая народные, классические экспериментальные, восточные танцы, а также танцы американских индейцев, таким образом, представляя богатое культурное наследие танцевального искусства всего мира. Марта проучилась здесь до 1923 года. Тед Шоун, который был ее наставником в школе, увидел потенциал Марты и велел ей исполнить ацтекский балет «Xochitl». Выступления танцовщицы на различных концертах и водевилях были встречены с большим успехом. Грэм исполнила также египетский танец под руководством Шоуна в коротком немом фильме Хуго Ризенфельда в 1922 году.

Марта дебютировала как независимая танцовщица в Нью-Йорке в 1926 году. Она любила экспериментировать с танцевальными движениями, и это отразилось на ее выступлениях. В этом же году она основала свою современную танцевальную компанию, которая стала очень известным учреждением для танцоров и хореографов. С течением времени ее гениальный ум и творчество привлекли внимание критиков. К тому моменту, когда она создала хореографическую постановку «American Document» в 1938 году, ее слава как инновационного хореографа распространилась повсюду. Она считала, что танец является мощным средством выражения и раскрывает некоторые социальные, политические, психологические и сексуальные темы во время выступлений. В 1927 году Грэм исполнила программу, настроенную на авангардную музыку Артюра Онеггера. Это был оригинальный танец, который значительно отличался от ее предыдущих работ. Ее работы 1940-х годов отражали взгляды танцовщицы на человеческое общество и его сложности.

Танцор по имени Эрик Хокинс присоединился к труппе Марты Грэм в 1939 году и сыграл главную роль во многих ее произведениях. В конце концов, у них завязались отношения, и Грэм вышла за него замуж в 1948 году. Пара развелась в 1954 году. В какой-то период жизни Марта стала зависимой от алкоголя, это произошло практически сразу после ее последнего выступления в качестве танцора. Женщина была настолько подавленной, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако вскоре Грэм все-таки смогла отказаться от алкоголя и восстановила свою карьеру в качестве хореографа. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла от пневмонии 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет.


Марта Грэм родилась в пригороде Аллегени (ныне Питтсбург), штат Пенсильвания, 11 мая 1894 года. В детстве на нее оказал очень большое влияние ее отец, который работал врачом и использовал физические движения для устранения нервных расстройств. Доктор Грэм считал, что тело может выражать внутренние чувства человека, и эта идея весьма заинтриговала его дочь.


Будучи подростком, Грэм изучала танец в Лос-Анджелесе в «Denishawn». В 1926 году она основала свою собственную танцевальную компанию в Нью-Йорке. Она танцевала, пока ей не исполнилось 60 лет, и работала хореографом вплоть до своей смерти в 1991 году. Что можно говорить бесспорно - Марта Грэм - это одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться.

В 1910 году семья Грэм переехала в Калифорнию, и когда Марте была 17, она увидела Рут Сен-Дени, которая выступала на сцене оперного театра "Мейсон" в Лос-Анджелесе. После шоу, она умоляла ее родителей разрешить ей учиться танцевать, но, они, будучи заядлыми пресвитерианами, не разрешили это девочке.


Тем не менее Грэм не отступилась от своей мечты и поступила в художественно-ориентированный колледж, а после смерти отца, в недавно открытую школу танцев и смежных искусств Denishawn, основанную Рут Сен-Дени и ее мужем, Тедом Шоном. Грэм провела более восьми лет в Denishawn, в качестве студента, а позже - и преподавателя.

Работая в первую очередь с Тедом Шоном, Грэм улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. Шон сделал постановку танца "шочитль" специально для Марты Грэм, которая исполнила роль атакующей ацтеской девы. Ее дикое эмоциональное выступление получило одобрение критиков.


Грэм ушла из Denishawn в 1923 году, поступив на работу в Greenwich Village Follies. Два года спустя, она ушла и из Follies, чтобы начать сольную карьеру. Она взялась за преподавание в школе музыки Eastman и театре в Рочестере, штат Нью-Йорк, а также в школе Джон Мюррей Андерсон в Нью-Йорке, чтобы обеспечить себя.

В 1926 году она основала "Martha Graham Dance Company". Ее программы в начале были стилистически похожи на те, которые использовали ее учителя, но Грэм быстро нашла свой индивидуальный стиль, свой неповторимый художественный шарм, и начала проводить сложные эксперименты в танцах.

Вот здесь и пригодилась идея, которую Грэм подхватила от своего отца. Все более смелые идеи появлялись в ее танцах, и она иллюстрировала свое видение мира через необычные рваные движения, которые никто ранее не применял в танцах. Грэм считала, что это физическое выражение дало выход духовным и эмоциональным аспектам, которые были полностью проигнорированы в других западных танцевальных формах.


Несмотря на то, что многие ранние критики описали ее танцы, как "уродливые", гений Грэм был признан и ее достижения в танцах, по мнению многих, являются одними из наиболее важных достижений в культурной истории Америки.

В любой энциклопедии современного балета имя танцовщицы Марты Грэм будет стоять на почетном месте. Ее можно назвать революционеркой и разрушительницей устоев. Танцевальная школа Грэм и ее техника стали основой для хореографии модерна и повлияли на развитие балета во всем мире.

Начало пути

11 мая 1894 года в небольшом американском городе родилась Марта Грэм. Ни окружение, ни семья, ни время, казалось, не предвещали великого будущего этой девочке, но судьба распорядилась иначе. Семья Грэм происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители исповедовали пресвитерианство и придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.

Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени, которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун, которой руководила сама Сен-Дени вместе с выдающимся хореографом Тедом Шоуном. Через несколько лет она войдет в труппу "Денишоун" и дебютирует в ее спектаклях на большой сцене.

Танец викторианской эпохи

На рубеже веков в общественном мнении существовало устойчивое представление, что танец - это несерьезное занятие. Он был элементом развлекательных шоу: водевилей, кабаре. В США в то время не получил значительного распространения, не существовало сформированной национальной школы. Также было множество стереотипных представлений о танце. Мужчинам предписывались рациональные, прямолинейные толчковые движения, женщины же должны были воплощать плавность линий. Ограничения распространялись и на сюжеты танцев, предпочтительными были классические, античные сюжеты. Женщина была обязана реализовывать лирические роли с мягким пластическим рисунком.

Постижение возможностей

Марта Грэм пришла в хореографию поздно даже по меркам того времени - в 20 лет, поэтому ей давался с трудом, да он ее и не интересовал. В труппе "Денишоун" от нее требовали лиричности, которая была ей не свойственна. Тед Шоун - признанный отец американского танца - увидел в Грэм особую энергию и способности, ее харизму и страстный характер и сделал для нее постановку Xochitl. В ней смог проявиться особый стиль Марты, «свирепость черной пантеры» и ее красота. Она страстно полюбила модерн, который оказался созвучен не только эпохе, но и ее взглядам и характеру. С детства Марта слышала рассуждения отца о том, что движения могут передавать внутреннее, эмоциональное состояние человека. Именно эта идея привела ее к созданию собственной техники.

Выход за пределы возможного

Поиск пластических возможностей был трендом времени, не стала исключением на этом пути и Марта Грэм, техника которой стала прорывом в Она стремилась ликвидировать гендерное неравноправие в танце, дать женщине право выражать сильные чувства при помощи резких, рваных движений. Грэм хотела создать технику, которая поможет танцорам стать условно-формальными, воплощая эмоцию и идею. Она требовала от танцоров дисциплинированности и высокой концентрации, при этом смогла упростить классическую традицию пластики для более легкого понимания идеи зрителем и дала танцорам больше возможностей для передачи эмоций. Размышления и творческие поиски помогли Грэм понять, что танец базируется на трех основаниях: времени, энергии и пространстве. Энергия связана с эмоциями, которые вызывают движения, это стало исходным положением ее техники. Уроки в классе Марты начинались с цепочки простых движений, которые сплетались в сложные композиции. Техника построена на двух принципах: контракшн (сжатие) и релиз (удлинение). Она заставляла танцора сконцентрироваться на центре и подчиняться анатомическим законам пластики. Поиски самовыражения в танце позволили Грэм создать уникальную технику, в которой важную роль играют дыхание и концентрация. Она смогла понять и использовать в эстетических целях возможности человеческого тела. Ее техника до сих пор является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

Марта понимала, что человек воспринимает мир через образы, мифы, архетипы, и использовала это в своих постановках. Марта Грэм предложила ставить танцы на неклассические сюжеты. Она старалась предоставить танцорам наибольшую свободу в выражении чувства.

Труппа Марты Грэм

В 1926 году Марта уходит из труппы "Денишоун", в которой ей не представлялась возможность реализовать свои идеи. Ведь в труппе была своя царица - Сен-Дени, и места для Грэм там просто не оставалось. Она собирает свою труппу в 1927-м, которая изначально была чисто женской, в нее вошли самые преданные ученицы. Марте были близки феминистские взгляды, она много размышляла о роли женщины в социуме и старалась дать ей больше прав и возможностей. Она даже посвятила этой теме несколько постановок: «Еретик», «Граница» и знаменитый «Плач». В этих постановках Грэм воплощает свои идеи и находки, завораживая зрителей новой пластикой.

В 1938 году в труппе появляется первый мужчина - Эрик Хоукинс, который подвигает Марту на модернизацию техники танца, она обогащается классическими элементами. Чуть позже в труппу приходит Мерс Каннингем, который прославился как разрушитель традиционных хореографических канонов.

Мировую известность труппа Марты получила после турне по странам Европы и Ближнего Востока. Хореограф создает еще школу, которая вместе с труппой получает постоянное место локализации в Нью-Йорке. Этот коллектив существует и сегодня. И не как памятник великой Грэм, но как живой, В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.

Главные постановки

За свою творческую жизнь Марта Грэм сочинила 180 спектаклей. Ее наследие поражает разнообразием и богатством, в нем трудно выделить что-то как самое-самое. Но наиболее заметными постановками Грэм являются "Письмо миру", "Пещера сердца", "Клитемнестра", "Федра", "Полуявь-полусон", "Деяния света". Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.

Великие партнеры

В истории балета немало выдающихся персон, но проживающих свою жизнь как танец - немного. Великая танцовщица 20 века, сумевшая воплотить в танце всю страсть и свою историю, - это Марта Грэм. Фото балерины поражают силой и экспрессией, она до мелочей погружалась в образ, сама продумывала хореографию и костюмы. И очень большое внимание уделяла выбору партнера по танцу. Ей довелось работать со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон). Особая строка в ее биографии связана с созданием танца модерн, и здесь тандем Хосе Лимон и Марта Грэм невозможно не вспомнить. Эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.

Влияние на мировой балет

Если есть персоны, радикально повлиявшие на культуру 20 века, то это Марта Грэм. Цитаты из ее высказываний ярко характеризуют танцовщицу и ее отношение к делу своей жизни. Она говорила: «Движение никогда не лжет, тело передает температуру души». Марта сделала чувство главной идеей танца, и это стало ее основной заслугой. Также она смогла выработать пластический язык для выражения эмоций, который и стал уникальной техникой Марты Грэм. Она по праву считается основательницей танца модерн в Америке, и ее значение для создания национальной хореографической школы нельзя переоценить.

Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Наталия Макарова.

Личная жизнь

Марта Грэм, биография которой всецело отдана балету, не смогла полностью реализоваться как женщина. Ее мужем был партнер по мужчина - Эрик Хоукинс. Они прожили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. Ушла из жизни Марта в 96 лет.