1. Используя орфографический словарь, составьте словарный диктант из 12–15 слов, представляющих собой сложные существительные. При выборе сложных слов для диктанта учитывайте их слитное, дефисное написание.
2. Спишите сложные существительные, вставив соединительные гласные О, Е. Обратите внимание на характер согласного (твердый, мягкий) в конце первой основы сложных слов. Установите, в каких случаях нарушается правило: «После твердых согласных употребляется соединительная О, а после Ж, Ш, Ц, Ч и мягких согласных соединитель- ная Е».
Какие 2 существительных в этом задании внесены неправильно, т.е. они не являются сложными? Сделайте их словообразовательные разбор (т.е. как существительные образованы). Приведите 4–5 существительных подобного образования.
Кров...наполнение, кров...излияние, кров...подтек, кров...пийца, дальн...зоркость, дальн...видность, агр...культура, агр...район, агр...школа, центр...фуга, центр...сфера, электр...фикация, электр...бритва, электр...связь, газ...фикация, газ...сварка, газ...обмен, чест...любие, басн...писец, звер...ферма, звер...бой, дожд...мер, птиц...лов, тысяч...летие, кон...вод, кон...крад.
3. Образуйте сложные существительные, используя в 1 части числительные СТО, ДВА (ДВУХ-), ТРИ (ТРЕХ-), СОРОК (СОРОКА-), ПЯТЬ (ПЯТИ-), ТЫСЯЧА, ШЕСТЬДЕСЯТ, ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ.
4. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Распределите сложные существительные в группы: а) сложение двух основ, б) сложение двух слов, в) сложносокращенные существительные.
Какие сложные существительные образованы одинаково, а пишутся по-разному?
(Врем...)препровождение, (врем...)исчисление, (сем...)доля, (сем...)почка, (купля)продажа, (конференц)зал, (лес)(пром)хоз, (машина)автомат, (агит)поезд, (кино)проект, (держи)дерево, (дом)работница, (бурят)монгол, (страх)агент, (псевдо)наука, (метео)сводка, (перекати)поле, (северо)запад, (член)корреспондент, (пол)Европы, (культ)товары, (зам)декана, (физкульт)привет, (физкульт)минутка, (премьер)министр.
5. Перепишите словосочетания, распределяя в группы в зависимости от характера образования прилагательных: а) образованные от сложных существительных суффиксальным способом (пароходный ← пароход); б) образованные от словосочетания с помощью суффикса (быстроходный ← быстрый ход, сложение + суффикс); в) образованные от двух равноправных слов. Почему прилагательное ЛЕГКОПЛАВКИЙ можно отнести и к группе б) и группе в)?
(Быстро)ходный катер, (водо)напорная башня, (высоко)развитые страны, (выше)указанный случай, (глубоко)мысленные рассуждения, (горно)лыжный спорт, (дерево)обрабатывающая промышленность, (древне)греческая драма, (естественно)научные проблемы, (железо)бетонные сооружения, (западно)европейская литература, (засухо)устойчивые культуры, (конно)спортивные состязания, (крупно)масштабный план, (лево)фланговые части, (легко)плавкие металлы, (лесо)степная полоса, (мало)убедительные доводы, (мелко)калиберная винтовка, (много)этажный дом, (мясо)консервные продукты, (ниже)следующие подписи, (низко)пробное золото, (остро)инфекционные заболевания, (паро)возное депо, (плодо)овощные консервы, (плоско)горная местность, (право)стороннее движение, (скоро)преходящие явления, (сложно)подчиненное предложение, (средне)годовая температура, (тонко)молотый кофе, (трудно)воспитуемый ребенок, (тяжело)атлетические соревнования, (узко)профессиональные интересы, (хлопко)уборочная кампания, (церковно)славянский язык, (частно)владельческий сектор, (чисто)шерстяные изделия, (шарико)подшипниковый завод, (широко)крылая птица, (яйце)заготовительный пункт.
6. Из упражнения 5 выпишите сложные прилагательные с первой частью НАРЕЧИЕ (типа высоко-, выше-) в 2 группы: а) наречие + прилагательное; б) наречие + причастие.
(Всего таких примеров в упражнении – 11).
7. Образуйте сложные прилагательные от предложенных сочетаний слов, объясните различие в правописании этих прилагательных.
Мясо и молоко, лес и парк, звук и буква, газ и нефть, физика и математика, научный и технический, плодовый и ягодный, английский и русский, учебный и воспитательный, социальный и экономический, научный медицинский, научный исследовательский, древний русский, церковный славянский, старый славянский, светлый синий, яркий желтый, синий и зеленый.
8. Предложенные примеры распределите в зависимости от условий постановки дефиса в сложных прилагательных:
а) компоненты сложных прилагательных указывают на однородные признаки (между частями можно поставить союз И);
б) компоненты указывают на неоднородные признаки (между частями возможен союз НО И или НЕ ТОЛЬКО... НО И);
в) обозначают оттенки (цвета или другого признака). Почему прилагательное СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ нельзя отнести в указанные группы? Как это прилагательное образовано? Приведите 4–5 подобных прилагательных.
(Атомно)молекулярное строение, (бледно)голубое небо, (бобово)злаковые культуры, (буржуазно)демократическая революция, (вертикально)сверлильный станок, (военно)полевой суд, (всемирно)историческое значение, (гнойно)воспалительный процесс, (горько)соленый привкус, (диалектико)материалистическая теория, (добровольно)спортивное общество, (древесно)кустарниковые насаждения, (желудочно)кишечные заболевания, (золотисто)розовый закат, (изумрудно)зеленые водоросли, (иссиня)черный оттенок, (историко)архивный институт, (кирпично)красный цвет, (критико)библиографический отдел, (лимонно)желтая окраска, (литературно)художественные произведения, (массово)политические мероприятия, (молочно)белая пена, (мужественно)суровый вид, (мясо)молочные продукты, (народно)освободительное движение, (научно)исследовательский институт, (огненно)жидкая лава, (опытно)показательное хозяйство, (официально)деловые бумаги, (политико)массовая работа, (поточно)механическая линия, (проектно)конструкторское бюро, (рабоче)крестьянская власть, (русско)английский словарь, (светло)оранжевая полоса, (северо)восточный ветер, (слесарно)штамповочный цех, (словарно)техническое издательство.
9. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных существительных и прилагательных. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.
(Килограмм)молекула, (кино)панорама, (контр)адмирал, (кресло)кровать, (лавро)вишневые капли, (легко)растворимое лекарство, (лично)командное первенство, (мало)вероятный случай, (мелко)собственнические интересы, (много)сторонний договор, (мутно)зеленая тина, (научно)фантастический роман, (обще)употребительные выражения, (пахотно)пригодные земли, (перво)апрельская шутка, (первообытно)общинный строй, (перекати)поле, (пила)рыба, (плащ)палатка, (производственно)техническое обучение, (псевдо)научная теория, (радио)мачта, (ремонтно)тракторная станция, (розовато)серая дымка, (тепло)(энерго)централь, (трудно)переходимый перевал, (трудо)день, (узко)специиальная проблема, (ультра)правая партия, (учебно)тренировочные занятия, (фабрично)заводские комитеты, (фильтр)пресс, (фото)элемент, (хлопчато)бумажные ткани, (чисто)шерстяной костюм, (шахматно)шашечные соревнования, (широко)представительное совещание, (штаб)квартира, (электро)двигатель, (электро)(свето)(водо)лечебница, (юго)восток.
10. Составьте словарный диктант (12–15 примеров), включающий сложные географические и административные названия (типа Орехово-Зуево, Волго-Донской канал). При выполнении используйте справочники по орфографии (см. литературу).
Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.
Урок-исследование (с компьютерной поддержкой. Приложение 1 )
Ход урока
1.
Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (слайд 2 )
– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?
– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?
Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…
– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3 )
– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?
Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4 )
Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5 )
Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6 )
– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?
2
.А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.
Перед вами на слайде четыре слова(слайд7 )
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка
– Что объединяет все эти слова?
– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?
Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.
– А способ образования слов “бумажонка ” и “мухоловка ” одинаков?
Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ (слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)
Посмотрите на слово “спортзал ”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово “ спортивный ” – сокращено. Такие существительные мы называем СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.
Подведем итог на этом этапе нашего урока.
Если в слове корня два – это………(сложные слова)
Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)
Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные
Соединительные гласные в них…запрещенные.
Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!
3.
Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9 ) сложные существительные:Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель
– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?
– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?
Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.
Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е | |
Слитно пишутся сложносокращенные слова | |
Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д. | |
Через дефис названия промежуточных сторон света | |
Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных | |
Через дефис географические названия | |
Существительные с первой частью пол-
|
Примеры будем подбирать из слов на слайде
– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)
Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно )
Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!
Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!
После пол– имя собственное, буква “л” или гласная
Такие слова без дефиса писать опасно!
Если хочешь получить “ пять”,
Правило это ты должен знать!
4. Система закрепительных упражнений.
Упражнение№1 “Слитно или через дефис? ” На листочках даны слова, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. Работу на данном этапе изучения материала можно организовать по группам.
(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.
Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд14 ).
(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.
5. Домашнее задание.
Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.
*Включить в диктант не отдельные слова, а словосочетания (для сильных учеников).
Для закрепления можно использовать упражнения № №140, 141,142 (Учебник для 6 кл./ М.М. Разумовская).