12.08.2023

Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека. Гиппократ


античности

Возрождения

временах года

здоровье

Вступительная статья В. Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца

Составление и комментарии Ю. Ф. Шульца

Все стихотворные тексты, после которых не указана

фамилия переводчика, перевел Ю. Ф. Шульц.

Вступительная статья 5

Времена года и здоровье 7

Гесиод Работы и дни. 22

Перевод В. В. Вересаева

Гиппократ О здоровом образе жизни. 26

О воздухах, водах и местностях. 27

Афоризмы. 29

О диете. 32

Переводы В. И. Руднева

Николай Калликл

Излагаю стихами свойства 12 месяцев. 37

Перевод Ю. Ф. Шульца

Целебные наставления Асклепиадов. 49

Перевод Ю. Ф. Шульца

Неизвестный

Стихи о 12 месяцах. 50

Перевод Ю. Ф. Шульца

Лукреций Кар

О природе вещей. 55

Перевод Ф. Л. Петровского

Авл Корнелий Цельс

О медицине. 59

Перевод П. П. Петрова, С. А. Зызина,

Р. Н. Кириллова

Квинт Серен Самоник

Медицинская книга. 66

Перевод Ю. Ф. Шульца

Валафрид Страбо

О культуре Садов, или Садик. 74

Перевод Ю. Ф. Шульца

Одо из Мена

(Мацер Флоридус)

О свойствах трав. 88

Перевод Ю. Ф. Шульца

Цвет медицины Салерно. 92

О месяцах. 93

О съедобных травах. 95

Переводы Ю. Ф. Шульца

Арнольд из Виллановы

Салернский кодекс здоровья. 97

Перевод Ю. Ф. Шульца

Гелий Эобан Гесс

О сохранении доброго здоровья 102

Абу Али Ибн Сина

(Авиценна)

Канон врачебной науки. 112

Перевод М. А. Салье, У. И. Каримова, А. Р. Рашидова

«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего», - сказал М. Горький.

За несколько тысячелетий своей истории книга прошла сложный путь от древних папирусных свитков до богато иллюстрированных и великолепно полиграфически исполненных печатных изданий. Книга долго оставалась рукописной. Лишь в середине XV столетия благодаря открытию Иоганна Гутенберга книги начали распространяться в невиданном до того времени количестве экземпляров.

В эпоху Возрождения издается огромное количество книг. Так, с 1460 по 1500 г. в Европе было напечатано более 30 тыс. названий тиражом до 5 млн. Экземпляров - гораздо больше, чем создано рукописных книг за все предшествующее время. Особенно много выпускается произведений римских и греческих классиков. В Италии, бывшей, по выражению В. С. Люблинского, «столбовой дорогой возрождения античности», стали раньше, чем в других странах, выходить в свет многочисленные издания творений римских и греческих классиков. «Смелая мысль вливается со страниц Цицерона и Ливия, Плавта и Лукиана в умы читателей в те самые годы, когда открывается Мыс Доброй Надежды и перед Колумбом встают очертания Нового Света» (Люблинский В. С. На заре книгопечатания. М., Учпедгиз, 1959, с. 71.).

В эпоху Возрождения создаются многочисленные библиотеки, не только частные - королевские и княжеские, личные библиотеки ученых, но и общественные. Строятся роскошные библиотечные здания. Так, библиотека Лауренциана во Флоренции была построена по эскизам Микеланджело. Уже с 1470 г. Петер Шеффер - основатель книгоиздательской фирмы - издает списки выпущенных им книг - прообраз наших каталогов.

Вскоре печатная книга украшается иллюстрациями - гравюрами на дереве. Типографский знак печатника - обязательный элемент оформления книги того времени. Вначале это только инициалы и монограммы, затем - красивые многофигурные композиции с затейливым орнаментом. Так, на типографской марке французского ученого и типографа Иодока Бадия Асцензия (с 1501 г.) возникло изображение печатного станка.

В том же XV столетии в книге появляется экслибрис - книжный знак, указывающий на принадлежность книги определенному владельцу. Первоначально экслибрис состоял только из фамилии и

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления.

В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил .

Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки.

Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника:

Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью.

В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо. Все же то, что требует труда и большого напряжения и добывание чего отравляет нашу жизнь, телу не нужно, но есть предмет стремления извращенной мысли .

Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон – положительной и отрицательной. Его философские воззрения отличались сосредоточенностью на исследованиях самого себя и практик самосовершенствования. Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может .

Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть» .

Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Аристотель болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что является признаком здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, качественного водоснабжения.

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение. Каждый человек свободен в выборе того стиля и образа жизни, который ему больше по душе. Но при этом он должен согласовывать его с собственными внутренними ресурсами, которые складываются из состояния его здоровья, особенностей темперамента, полученного от наставников образования и воспитания, материального благосостояния. На этой точке зрения основывали свои рассуждения о здоровье известные врачи древности.

Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделив три стадии заболевания: сытость (начало), сварение (середина), извержение (конец).

Врач древности Гален, основываясь на учениях Платона о пневме, Аристотеля о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о четырех элементах и четырех качествах: сухость – сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню, связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое и не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка).

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в связи с этим к различным практикам здорового образа жизни как социально необходимым и социально одобряемым действиям проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии.

В работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

С точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.

Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, писавшим, что «коллективное представление развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений... накапливали свой опыт и свои знания» .

Ядро дюркгеймовской концепции – теория морали. Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства и, следовательно, должно формировать социально значимые практики здорового образа жизни.

Подобного подхода придерживался и М. Вебер. Анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, он назвал общественными такие действия, которые, во-первых, осмысленно ориентированы на ожидание, во-вторых, целерациональны в соответствии с ожиданиями, в-третьих, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов. Будучи членами социальных групп, индивиды являются продуктом социальной организации. Идеи и поступки индивидов рассматриваются как отличительные черты той или иной организации: в них выражаются ценности и особенности образа жизни определенных социальных групп, из устремлений которых возникает динамика общества. Социально ожидаемое поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» поведения. М. Вебер особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным» .

При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы. Именно эти факторы влияют на выбор человеком определенной практики здорового образа жизни.

Идею о социальной детерминированности и множественности подобных практик продолжает развивать Т. Парсонс . Он отмечает, что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющих структуру личностей. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру. Идея Т. Парсонса о функциональном значении общения в «группах равных» для освоения общественных норм представлена в тесной связи с характеристикой закрытых сообществ со своей субкультурой . Между тем известно, что молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности.

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в психологии.

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям .

Работы Райха в области телесной терапии были впоследствии предложены и развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая танцовщица начала XX в. Айседора Дункан так говорила о тесной связи тела и духа: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспитуемого, на его душе» .

Исследование причин преждевременной старости и смертности давно убедило ученых всего мира, что человек может жить значительно дольше, чем живет, если устранить социальные причины, сокращающие его жизнь в обществе. И. П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом» .

Здоровье человека представляет социальную ценность. Оно является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющуюся чертой, которая отличает его от животных. С социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Аксиологический подход рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

Вряд ли можно оспорить мнение философов, что человек – это такое существо, которое самостоятельно ищет и находит представление о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре, где даже самые простейшие акты жизнедеятельности осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами, чтобы создавать свою телесность, физическую культуру, создавать образ жизни, сохраняющий здоровье.

В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий» .

Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов рассматривал человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «...тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга» .

П. Ф. Лесгафт, основатель системы физического воспитания в России, считал, что умственная и физическая деятельность должны находиться в полном соответствии между собой. Он не допускал возможности сочетания развитой умственной деятельности с весьма слабым телом и указывал, что такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике» . П. Ф. Лесгафт, указывая на взаимную связь между умственным и физическим развитием, писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» . Особенно действенным является смена умственного труда на физические упражнения или подвижные игры с соответствующей развитию и возрасту физической нагрузкой, так как при этом в деятельность вовлекаются неработавшие области мозга (преимущественно моторные) и отдыхают ранее функционировавшие при умственном труде. П. Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства формирования здоровья и основной практики здорового образа жизни современного человека.

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм.

Заблудский, П. Е., Крючок, Г. Р., Кузьмин, М. К., Левин, М. М. История медицины. – М., 1961; Мультановский, М. П. История медицины. – М., 1967.

Цит. по: Таранов, П. С. Философия изнутри. – М., 1996. – Т. 1. – с. 386–387; Древнеримские мыслители. – М., 1958. – С. 154.

См.: Таранов, П. С. Указ. соч. – Т. 1. – С. 298.

Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980. – С. 142.

Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 218.

Лесгафт, П. Ф. Собр. пед. соч. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1951. – С. 57.

Гиппократ

Величайший древнегреческий врач (460-356 гг. до н. э.), с именем которого связано выделение медицины в самостоятельную науку. Родом с острова Коса. Основатель Косской врачебной школы. Три его биографии написаны врачом Сораном (вероятно, Сораном Косским), знаменитым лексикографом Свидой (X в.) и ученым–филологом, прозаиком и поэтом XII в. И. Цецем.

Среди учителей Гиппократа помимо отца и Горгия из Леонтины называют Демокрита Абдерского, одного из крупнейших философов–материалистов древности. До нас дошли 72 книги, составляющие так называемый «Гиппократов сборник». Они написаны на ионийском диалекте. Рукописи его трудов хранились в Знаменитой Александрийской библиотеке и были постоянным предметом изучения.

Уже в древности (со времени Герофила Александрийского - ок. 300 г. до н. э.) составлялись комментарии к произведениям Гиппократа. Их авторы - Зевксис и Гераклид из Тарента, а также Гален, давший сведения о многих, неведомых ныне комментаторах Гиппократа.

Впервые сочинения Гиппократа были изданы (в переводе на латинский язык) в 1525 г. в Риме, а на греческом языке - в следующем, 1526 г., в типографии знаменитого венецианского печатника Альда Пия Мануция (1449–1515 гг.), хотя комментарии к отдельным работам Гиппократа издавались еще в 70–х гг. XV столетия. Затем последовало базельское издание Иеронима Фробена (1538 г.) под редакцией врача Я. Корнаро. В 1545 г. вышел в свет латинский перевод того же Я. Корнаро, получивший широкую известность (переиздавался 8 раз в течение XVI–XVIII вв.).

В 1588 г. в Венеции у Джунтов вышло издание сочинений Гиппократа на греческом языке с приложенным латинским переводом Меркуриалиса и обзором сочинений Гиппократа.

В конце того же века (1595 г.) во Франкфурте появилось издание А. Фоэция, в котором наряду с греческим текстом был также дан превосходный латинский перевод. Из изданий XVII столетия наиболее значительны: лейденское Ван дер Линдена (1665 г.) и парижское Р. Шартье (1679 г.) (последнее в 13–ти томах).

Но лишь в XIX столетии начался период критического изучения «Гиппократова сборника», результатом чего явилось 10–томное издание французского энциклопедиста, филолога и врача Э. Литтре (1801–1881 гг.): т. 1 - в 1839 г., т. 10 - в 1861 г. В это же время выходят отдельные комментированные издания наиболее достоверных сочинений Гиппократа (в Тейбнеровской «Библиотеке греческих и римских писателей»).

В 1936 г. вышел в свет 1–й том «Избранных книг» Гиппократа на русском языке в переводе проф. В. И. Руднева (редакция, вступительные статьи и примечания проф. В. П. Карпова). Так было положено начало изданиям сочинений великого древнегреческого врача на русском языке (2 и 3 тома вышли соответственно в 1944 и 1941 гг.). Приведенные ниже отрывки из сочинений Гиппократа даны по тексту этого русского издания.

Титульный лист Полного собрания сочинений Гиппократа. На лат. яз. Издание Фробена. Базель, 1554.

О здоровом образе жизни

Глава 1

Частные люди 1 должны вести такой образ жизни: зимою они должны как можно больше есть, а пить как можно меньше; питьем пусть будет вино, возможно менее разбавленное, а пищею хлеб и все жареные блюда; но зелени в это время года должно употреблять как можно меньше. От такого образа жизни тело будет наиболее теплым и сухим. Но когда настанет весна, больше следует вводить в себя напитков, именно вина, разведенного большим количеством воды, и пить глотками, а кушанья должно употреблять более мягкие и поменьше; хлеб совсем устранить, а употреблять мазу 2 ; также следует устранить мясо и все жареное заменить вареным. Также и зеленью следует пользоваться уже немного, чтобы человек приготовился к лету, употребляя более мягкие кушанья; мясо вареное, овощи жареные и сырые и напитки, как можно в большем количестве и как можно более разведенные; и это делать постепенно, чтобы не было сразу большой перемены. Летом же должно питаться как мягкой мазой, так и питьем обильным и разведенным и всеми овощами вареными; всем этим должно пользоваться летом, чтобы тело было влажное и мягкое, потому что это время года теплое и сухое и оно делает тела горячими и сухими. Поэтому и нужно охранять их от этого вот этим установленным образом жизни. Таким же точно образом, как от зимы к весне, должно переходить и от весны к лету, именно, уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. Осенью же яства должно употреблять в большем количестве и более сухие и так же точно рыбу и мясо, напитки же в меньшем количестве и менее разбавленные, чтобы зима была для человека хороша; и напитками пусть пользуется более чистыми и в меньшем количестве, а яствами как можно более обильными и сухими. В самом деле, от этого он будет и наиболее здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время года очень холодное и влажное.

Глава 2

При телосложениях мясистых, мягких и красных большую часть года полезно употреблять сухой род пищи, потому что природа их влажная. Твердые же… должны употреблять во все время более влажный род пищи, так как тела их сухие. Более молодым телам полезен род пищи более мягкий и более влажный, ибо этот возраст сухой и тела их стянуты. Старым же должно проводить наибольшую часть времени в более сухом образе жизни, потому что в этом возрасте тела - влажные, мягкие и холодные. Итак, сообразно с возрастом, временем года, привычкой, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье.

Глава 3

Затем зимою должно совершать прогулку быстро, а летом медленно, только не должно совершать пути в продолжение солнечного жара. Людям дородным полезно ходить скорее, а тощим медленнее. Ванны также должно употреблять летом часто, а зимой - пореже. Более полезно мыться худым, чем полным. Еще: зимою следует надевать одежды чистые, а летом - напитанные оливковым маслом.

Глава 7 (отрывок)

Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом-мало бороться и совсем не бегать, но много гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая–либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть.

О воздухах, водах и местностях

Глава 2 (отрывок)

А по прошествии он 3 предскажет на год и то, какие всеобщие болезни будут свирепствовать в городе летом или зимою и какие отдельные болезни могут угрожать каждому, в частности вследствие перемены образа жизни, ибо кто будет знать перемены времен года, восхождение и захождение звезд, каким образом каждое из них происходит, тот будет в состоянии предвидеть состояние будущего года. Кто, исследуя таким образом, будет предузнавать случайности времен, тот лучше всего узнает природу каждого, весьма многое сделает для здоровья и немало преуспеет и в искусстве. Если кому покажется, что все это относится к метеорологии, тот, если отступится от этого мнения, легко поймет, что астрономия имеет к медицинскому искусству не малое отношение, а скорее очень большое. Ведь вместе с временами года изменяются желудки и болезни людей…

Глава 10.

Относительно времен года

Обращая внимание на следующее, всякий может решить, какой именно будет год, здоровый или приносящий болезни. Если признаки погоды, при восхождении и захождении звезд, будут являться согласно расчету, если в продолжение осени будет идти дождь и зима будет умеренная, ни слишком мягкая, ни сверх меры холодная, а весною и летом явятся своевременно дожди, то естественно, что такой год-самый здоровый. Но если зима будет сухая и северная, а весна дождливая и южная, то по необходимости лето изобилует лихорадками и наводит болезни глаз и дизентерии, ибо, когда от весенних дождей и от южного ветра земля будет размягчена и вдруг наступит жара, тогда по необходимости и от земли мокрой и теплой, и от припека солнечного жар удвояется, между тем как желудки людей совсем не устанавливаются и мозг не осушивается. Да и в самом деле, когда такая весна будет, тогда быть не может, чтобы тело и мясо не были напоены излишней влагой, так что на всех и в особенности на флегматиков нападают острейшие лихорадки.

У женщин же и у натур весьма влажных естественно случаются дизентерии. Если при восхождении Пса 4 наступит дождь и зимняя погода и подуют этезии 5 , то есть надежда на прекращение болезней и на то, что осень будет здоровая.

Так как при существовании зимы южной, влажной и теплой ни тело не стягивается, ни вены, то при наступлении весны северной, сухой и холодной мозг, который вместе с весной должен был бы расшириться и очиститься посредством насморка и охриплости, настолько уплотняется и стягивается, что при внезапном наступлении лета и происходящей перемене к жаре возникают указанные болезни. И, конечно, города, которые расположены хорошо к солнцу и ветрам и употребляют хорошие воды, менее чувствуют перемены этого рода; а которые употребляют воды болотные и озерные и нехорошо расположены к ветрам и солнцу-более. И если лето будет сухое, болезни скорее прекращаются, а если дождливое, они становятся продолжительными и естественно на ранах по всякому случаю появляются разъедающие язвы, называемые фагеденическими. И, наконец, ко времени прекращения болезней являются поносы и водянки, так как желудки не могут легко осушиться;

если же лето будет дождливое и южное, также и осень, то зима по необходимости приносит много болезней. И у тех, которые изобилуют слизью и перешли за сороковой год, естественно делаются горячки, у желчных - плевриты и воспаления легких. Но если лето будет сухое и северное, а осень дождливая и южная, то, естественно, к зиме являются боли головы и воспаления мозга, и кроме того охриплости, насморки и кашли, а у иных даже и чахотка. Если же осень будет северная и сухая и не будет дождливой ни во время Пса, ни во время Арктура 6 , то это полезно в особенности флегматикам и влажным по природе и женщинам; желчным же это наиболее вредно, ибо они очень иссушаются и появляются у них сухие болезни глаз и лихорадки острые и продолжительные, а у некоторых также и меланхолии, ибо все, что есть в желчи самого влажного и водянистого, уничтожается, а самое густое и острое остается, и это случается по той же самой причине и в крови, откуда и происходят у них указанные болезни. Флегматикам же все это служит в помощь, ибо они иссушиваются и к зиме подходят, не обилуя влагами, но высушенные.

Глава 11

Итак, кто своим умом все это обнимет и обозрит, тот на основании перемен будет предвидеть весьма многое из того, что имеет произойти. В особенности же должно наблюдать важнейшие перемены времен года, так, чтобы ни лекарства очистительного без необходимости не прописывать, ни резать, ни прижигать, прежде чем не пройдет десяти дней или даже более. Особенно же важные и опасные перемены следующие: оба солнцестояния (в особенности же летнее), а также оба так называемые равноденствия (в особенности осеннее). Следует также остерегаться восхождения звезд и в особенности Пса, затем Арктура и захождения Плеяд 7 , ибо в эти дни болезни преимущественно впадают в кризис…

Афоризмы

Отдел 1

№ 17 Также надо смотреть, кому полезно предлагать пищу раз в день или дважды и в большем или меньшем количестве или по частям. Нужно также сообразоваться и с привычкой каждого, и с временем года, и с местностью, и с возрастом.

№ 18 Летом и осенью пищу переносят труднее всего, зимою - всего легче, а затем - весною.

Отдел 2

№ 25 Летние четверодневные лихорадки большею частью бывают кратки; осенние же - продолжительны, и наиболее те, которые случаются к зиме.

Отдел 3

№ l Перемены времен года больше всего рождают болезни, но и большие перемены то холода, то тепла, а также все прочее в течение этих времен имеют такое же действие.

№ 2 Из натур человеческих одни хорошо или дурно приспособлены для лета, другие - для зимы.

№ 3 Из болезней одни хорошо или дурно переносятся в одни времена года, другие - в другие. Так же точно и некоторые возрасты приспособлены к известным временам года, к местностям и к образу жизни.

№ 4 В те времена года, когда в один и тот же день бывает то жарко, то холодно, должно ожидать осенних болезней.

№ 5 Южные ветры притупляют слух, затуманивают зрение, отягощают голову, производят вялость и расслабление. Когда господствует такая погода, тогда все это испытывают в болезнях. Если же будет время северных ветров, тогда наступает кашель, болезни горла, закрепление желудка, затруднение мочеиспускания, дрожь, боли в боку и груди. Когда этот ветер господствует, тогда всего подобного должно ожидать в болезнях.

№ 6 Когда лето бывает похоже на весну, должно ожидать обильного пота в лихорадках.

№ 7 При засухах лихорадки бывают острыми. И если год в большей части своей будет таким, то какое состояние погоды он определил, такого рода болезней в большинстве случаев следует ожидать.

№8 При устойчивых временах года, если перемены сезонные происходят своевременно, то и болезни бывают своевременны и легко разрешаются; при непостоянных же временах года и болезни бывают непостоянны и трудно разрешаются.

№ 9 Осенью болезни бывают самые острые и самые смертельные; весна, напротив, самое здоровое время и менее всего несет смертности.

№ 10 Осень - плохое время для чахоточных.

№ 11 Относительно времен года: если зима будет сухая и с северным ветром, а весна - дождливая и с южным ветром, то летом необходимо являются острые лихорадки, воспаления глаз, дизентерии, наиболее у женщин и у мужчин, по природе сырых.

№ 12 Если же зима будет с южным ветром, дождливая и спокойная, а весна - сухая и с северным ветром, тогда женщины, которым на весну предстоят роды, выкидывают при всяком случае, а те, которые родят, рождают детей слабых и болезненных, так что эти последние или тотчас гибнут, или живут слабыми и болезненными. У прочих же людей являются дизентерии и сухие офтальмии 8 , а у стариков - катары, скоро убывающие.

№ 13 Если же лето бывает сухое и с северным ветром, а осень - дождливая и южная, то к зиме являются головные боли, кашли, охриплости и насморки, а у иных - и чахотки.

№ 14 Если же осень будет северная и без дождей, то она будет благоприятна для людей сырых по природе и для женщин; у остальных же будут сухие офтальмии, острые лихорадки и хронические насморки; у иных также меланхолии.

№ 15 Из всех состояний года сухие вообще более здоровы и менее смертельны, чем дождливые.

№ 16 При дождливой погоде большей частью появляются такие болезни: продолжительные лихорадки, поносы, гнойные нарывы, припадки эпилепсии, апоплексии и ангины. При сухой же погоде являются: чахотки, офтальмии, воспаления суставов, затруднения мочеиспускания и дизентерии.

№ 17 Что касается состояний погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным, сообщают ему хороший цвет, изощряют слух, но также делают твердым желудок, раздражают глаза, а также производят боли в груди, и, если такие раньше существовали, усиливают их. Напротив, жаркие дни расслабляют тело и делают его влажным, притупляют слух и вызывают тяжесть в голове, производят головокружения, затрудняют движения глаз и тела и расслабляют желудок.

№ 18 Что касается времен года, то весною и в начале лета чувствуют себя прекрасно и наиболее бывают здоровы дети и близкие к ним по возрасту; летом же и некоторую часть осени - старики. В остальную часть года, осенью и зимою, - люди среднего возраста.

№ 19 Болезни, конечно, являются всякие при всяких временах года, но некоторые из них и скорее появляются, и наиболее обостряются только в известные времена года.

№ 20 Так, весною бывают: мании, меланхолии, эпилепсии, кровотечения, ангины, насморки, охриплости, кашли, проказы, накожные сыпи, веснушки, множество язвенных прыщей, шишки и боли в суставах.

№21 Летом же бывают и некоторые из этих болезней, а также постоянные лихорадки, жгучие лихорадки и весьма часто лихорадки трехдневные, рвоты, диарреи 9 , офтальмии, болезни ушей, изъязвления рта, гниения половых органов, потницы.

№22 Осенью же бывают многие и из летних болезней, а также лихорадки четырехдневные, блуждающие, болезни селезенки, водянки, чахотки, странгурии 10 , лиентерии 11 , дизентерии, ишиасы, ангины, астмы, завороты кишок, эпилепсии, мании и меланхолии.

№23 Зимою же: плевриты, перипневмонии 12 , насморки, бронхиты, кашли, боли в груди, боках, пояснице и голове, головокружения и апоплексии.

Отдел 8

№8 Все страдания, которые бывают при чахотке от природного к ней расположения, очень сильны и некоторые даже смертельны. А затем уже на втором месте следует то обстоятельство, когда субъект будет болеть в такую пору, когда само время борется заодно с болезнью, как например, с жгучей лихорадкою-лето, а с водянкою- зима, ибо природа далеко сильнее; и в особенности страшна болезнь селезенки.

О диете

Книга III

67 Прежде всего природы людей различны; так сухие природы сухи более или менее как по отношению к самим себе, так и к другим; точно так же и влажные, и всякие другие. Потом - возрасты не имеют одних и тех же нужд; имей в виду также положения мест, перемены ветров, смены времен года, ежегодные состояния погоды…

68 Итак, сначала я опишу для многих людей, что может быть наиболее полезно для тех, которые пользуются пищей и питьем без всякого разбора, занимаются необходимыми работами, путешествуют по необходимости, плавают по морю для накопления средств к жизни, подвергаются жаре больше, чем надлежит, холоду больше, чем полезно, и в общем ведут непостоянный образ жизни. Этим людям в условиях, в которых они находятся, следует придерживаться такой диеты. Год делится на четыре части, известные большинству: зиму, весну, лето и осень. Зима продолжается от захождения Плеяд до весеннего равноденствия, весна - от равноденствия до восхождения Плеяд 13 , лето - от Плеяд до восхождения Арктура 14 , осень - от восхождения Арктура до захождения Плеяд 15 .

Зимой, когда приходится противостоять холодному и крепкому времени года, нужно вести такой образ жизни: прежде всего пищу следует принимать один только раз в день по крайней мере, если желудок не будет очень сух; если он сух - еще легко завтракать. Пищей надо пользоваться сухой, вяжущей, горячительной, из веществ грубых и несмешанных. Предпочтительно следует есть хлеб и кушанья - больше жареные, чем вареные; пить чистое черное вино в небольшом количестве; употреблять меньше овощей, включая согревающих и сухих, и меньше всего-отваров и ячменных супов. Нужно делать много всевозможных упражнений: огибающий бег 16 , который полагается постепенно увеличивать; борьбу «в масле» 17 , которую надо удлинять, начиная с легкого упражнения; быстрые прогулки после упражнений и медленные-после обеда, по солнцу; продолжительные утренние, начиная с медленного шага, ускоряя ход и заканчивая опять тихим шагом. Нужно пользоваться твердой постелью, ночными прогулками, ночным бегом, ибо все это заставляет похудеть и согревает. Нужно больше натираться. Когда кто хочет умыться, если он упражнялся в палестре 18 , нужно мыться холодной водой; после всякого другого упражнения более подходит теплая вода… Надо не бояться подвергать себя холоду, только не после еды и упражнений, а во время утренних прогулок, пока тело не начнет согреваться, и в продолжение бега и в другое время, избегая при этом чрезмерности.

Нехорошо для тела не зябнуть в эту пору: ведь и деревья, не подвергшиеся в свое время холоду, не могут ни производить плодов, ни быть крепкими. Нужно пользоваться в это время всеми видами упражнений, ибо чрезмерности не будет, лишь бы не наступило переутомление, - признак, на который я указываю простым людям. Почему это так происходит, - я объясняю следующим образом: так как время года холодное и туманное, то сами животные испытывают на себе подобное; тела, следовательно, согреваются от упражнений более медленно, причем выделяется только небольшая часть существующей влаги; кроме того, время, отдаваемое упражнениям, недостаточно, а отдых велик, ибо день короток, а ночь длинна; вследствие этого ни время, ни упражнения не имеют чрезмерности. Эту диету надо соблюдать в данное время года, начиная с захождения Плеяд до солнцеворота 19 , т. е. в течение сорока четырех дней, причем около поворота следует быть особенно настороже и, начиная с поворота, пользоваться той же диетой в течение стольких же дней. После этого начинает уже веять Зефир 20 и стоит время года более мягкое; нужно также следовать в диете времени года в течение еще пятнадцати дней. Затем взойдет Арктур, и уже время появляться ласточке. В последующее время нужно уже пользоваться более разнообразным режимом до равноденствия 21 в течение тридцати двух дней. Таким образом, сообразуясь со временем года, следует изменять диету и, делая ее более слабой и более легкой в пище, питье и упражнениях, довести постепенно до весны. Когда приходит равноденствие, дни становятся более мягкими и длинными, ночи - более короткими, приближающееся время-горячо и сухо, а существующее - питательно и умеренно. Если деревья, не имеющие разума, готовят себе в это время года запасы на лето, возрастание и тень, не следует ли и человеку поступать также? Поскольку он имеет разум, он должен подготовить себе здоровое увеличение мяса.

Чтобы не изменять резко диеты, надо разделить это время на шесть частей, по восьми дней в каждой. В течение первой части нужно сократить упражнения, пользуясь более легкими; пища должна быть более мягкой и чистой, питье - более водянистым и более белым 22 ; применима борьба «в масле» на солнце. В каждое время года следует постепенно изменять каждую долю режима; нужно сократить прогулки: больше - послеобеденных, меньше - утренних; мазу следует предпочесть хлебу; употреблять больше вареных овощей и вареных блюд сравнительно с жареными; нужно пользоваться ваннами, легко завтракать… В течение этого времени до восхождения Плеяд диета должна оставаться легкой. Теперь наступает лето, и диета должна быть к нему приспособлена. Итак, с восхождением Плеяд употребляется более мягкая, более чистая пища и в меньшем количестве; затем - больше мазы, чем хлеба, и маза должна быть хорошо замешана, не будучи растерта; питье должно быть мягкое, белое, водянистое; завтрак небольшой; после завтрака - короткий сон; возможно меньше переполнять себя пищей и питьем; питьем во время еды пользоваться в достаточном количестве, в течение же дня пить возможно меньше, если не принуждает к этому сухость тела. Нужно пользоваться вареной зеленью, исключая ту, которая причиняет жар и сухость, пользоваться можно также сырыми овощами, исключая те, которые согревают и осушают… Фрукты более сильны, чем человеческая природа, - следовательно, лучше от фруктов отказаться; если употреблять их с пищей, погрешность будет меньше. Что касается упражнений, то можно производить бег с обручем и двойной бег 23 в небольшом количестве и в течение короткого времени. Прогулки можно делать в тени, бороться «в пыли», чтобы возможно меньше согреваться. Действительно, борьба в пыли лучше, чем бег с обручем, ибо последний сушит тело, лишая его влаги. После обеда не нужно гулять, разве только немного; утром же нужно пользоваться прогулками. Необходимо остерегаться солнца как утром, так и вечером, и холода, происходящего от рек, прудов и снегов. Нужно придерживаться этой диеты до солнцеворота таким образом, чтобы отнять в течение этого времени все сухое, горячее, черное, беспримесное, а также и хлеб, оставив разве только маленький кусочек для удовольствия. Все это время нужно пользоваться веществами мягкими, влажными, освежающими, белыми и чистыми до восхождения Арктура и равноденствия в течение девяноста трех дней.

От равноденствия нужно регулировать свою диету, готовясь осенью к зиме, оберегая себя от перемен в холоде и жаре с помощью плотной одежды. В это время можно пользоваться, не снимая платья, предварительными движениями, потом растиранием и борьбой «в масле», соблюдая в них постепенность. Гулять должно на жаре, принимать горячие ванны, лишить себя дневного сна; пищей пользоваться более горячей, менее влажной и чистой, питьем более черным, но мягким и не водянистым; овощи употреблять сухие, в меньшем количестве. Всю диету нужно вести, сокращая летние кушанья; зимними же пользоваться не до крайности, подводя их возможно ближе к зимней диете в течение сорока восьми дней, начиная с равноденствия до захождения Плеяд.

История представлений о здоровом образе жизни восходит к натурфилософским построениям врачей Косской школы, которую принято отождествлять с именем Гиппократа. Гиппократ и его школа ввели в медицину натурфилософское учение (учение о гуморальной патологии), основанное на аналогиях в строении окружающего мира (макрокосмос) и организма человека (микрокосмос). По существу, это был первый системный подход, позволивший, с одной стороны, создать целостную картину многочисленных взаимосвязей организма человека с окружающей средой, с другой - выделить четыре основных биотипа - знаменитые четыре темперамента.

Медико-гигиеническое понятие здоровый образ жизни возникает в трудах врачей школы Гиппократа как логическое продолжение , как некая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий.

Это понятие получает дальнейшее развитие в творчестве знаменитого врача из Пергама - Клавдия Галена, который, руководствуясь натурфилософскими построениями Гиппократа, стремился охватить гигиеническими мероприятиями почти все стороны человеческого бытия.

Выдающийся экспериментатор Гален делает важные практические выводы из медико-гигиенических представлений Гиппократа о здоровом образе жизни. В его трудах возникает практическое направление в формировании здоровья с раннего детского возраста до глубокой старости (старость получает свою специальную науку о сохранении здоровья - герокомию).

Трансформация представлений о здоровом образе жизни происходит далее в научных школах мусульманского Востока, который после заката культуры античного мира становится местом развития крупнейших научных центров раннего средневековья. Накопление происходит здесь в специальных школах-академиях (крупнейшая из них Гундишапурская), где труды Гиппократа, Галена и других известных мыслителей переводят с греческого и латинского на арабский язык - международный язык восточного Ренессанса. Это накопление происходило около четырех столетий (V-VIII вв.), затем по еще мало известному закону развития научной мысли количество идей переходит в новое качество.

Представления о здоровом образе жизни получают новое философское осмысление. Усложняется не только структура натурфилософских построений (теория о мизадже), углубляется индивидуально-типологическая концепция, намечается ее математическая трактовка. Сама же системность представлений о здоровом образе жизни становится органической частью обширной классификации медицинских знаний о здоровье и болезни человека, выполняя функции основной подсистемы.

Примером этому служит известное энциклопедическое произведение врача-философа из Бухары Ибн Сины «Канон врачебной науки».

В научной терминологиии того времени появляется новое философское понятие, умран (социальная жизнь), которое рассматривалось как совокупность двух образов жизни - бадва (сельский) и хадар (городской). об идеальных государствах, где: царит всеобщее благоденствие. Так, Ибн Сина указывал, что всеобщий труд и долголетие должны быть главными критериями идеального общественного устройства.. Таким образом, в эпоху восточного Ренессанса идея здорового образа жизни получает своеобразное социальное осмысление.

От Гиппократа до Ибн Сины складывалась сложная системная категория мышления - здоровый образ жизни, кумулирующая в себе огромный исторический опыт народов Запада и Востока. Углублялось ее медико-гигиеническое содержание. Возникали тенденции ее социального осмысления. Все эти усилия мысли и духа по сути своей были обращены к будущему, к достижению некоего идеала биосоциальной гармонии.

Здоровый образ жизни: восточные традиции и современность

Как было уже сказано, книга "О здоровом образе жизни", περὶ διαίτης ὑγιεινῆς, de diaeta (victu) salubri, составляла в древности одно целое с книгой "О природе человека" и была выделена Литтре. Она, действительно, представляет собой совершенно самостоятельное произведение, трактующее о диэте для здоровых людей без всякой связи с предыдущим. Гален считал автором ее Полибия, зятя Гиппократа.
Книга написана простым, понятным языком и дает указания о диэте в различные времена года (гл. 1), для людей различной конституции и возраста (гл. 2), указания о прогулках (гл. З), советы желающим похудеть и потолстеть (гл. 4), правила, когда и как целесообразно принимать рвотное и ставить клизмы в целях диэтетических (гл. 5); далее следует купанье (гл. 6) и глава о гимнастических упражнениях (7). Последние две главы в переводе опущены, так как они не имеют отношения к теме. Многие места в книге стоят в связи с "Афоризмами" и "О воздухах, водах и местностях", представляя дальнейшее развитие высказанных там мыслей, поэтому происхождение книги из круга лиц, близких к Гиппократу, не подлежит сомнению.
Литературу см. "О природе человека".

Частные люди должны вести такой образ жизни: зимою они должны как можно больше есть, а пить как можно меньше; питьем пусть будет вино, возможно менее разбавленное, а пищею хлеб и все жареные блюда; но зелени в это время года должно употреблять как можно меньше. От такого образа жизни тело будет наиболее теплым и сухим. Но когда настанет весна, больше следует вводить в себя напитков, именно вина, разведенного большим количеством воды, и пить глотками, а кушанья должно употреблять более мягкие и поменьше; хлеб совсем устранить, а употреблять мазу ; также следует устранить мясо и все жареное заменить вареным. Также и зеленью следует пользоваться уже немного, чтобы человек приготовился к лету, употребляя более мягкие кушанья; мясо вареное, овощи вареные и сырые и напитки, как можно в большем количестве и как можно более разведенные; и это делать постепенно, чтобы не было сразу большой перемены. Летом же должно питаться как мягкой мазой, так и питьем обильным и разведенным и всеми овощами вареными; всем этим должно пользоваться летом, чтобы тело было влажное и мягкое, потому что это время года теплое и сухое и оно делает тела горячими и сухими. Поэтому и нужно охранять их от этого вот этим установленным образом жизни. Таким же точно образом, как от зимы к весне, должно переходить и от весны к лету, именно, уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. Осенью же яства должно употреблять в большем количестве и более сухие и так же точно рыбу и мясо, напитки же в меньшем количестве и менее разбавленные, чтобы зима была для человека хороша; и напитками пусть пользуется более чистыми и в меньшем количестве, а яствами как можно более обильными и сухими. В самом деле, от этого он будет и наиболее здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время года очень холодное и влажное.
2. При телосложениях мясистых, мягких и красных большую часть года полезно употреблять сухой род пищи, потому что природа их влажная. Твердые же, тощие, рыжие и черные должны употреблять во все время более влажный род пищи, так как тела их сухие. Более молодым телам полезен род пищи более мягкий и более влажный, ибо этот возраст сухой, и тела их стянуты. Старым же должно проводить наибольшую часть времени в более сухом образе жизни, потому что в этом возрасте тела-влажные, мягкие и холодные. Итак, сообразно с возрастом, временем года, привычкой, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье.
3. Затем зимою должно совершать прогулку быстро, а летом медленно, только не должно совершать пути в продолжение солнечного жара. Людям дородным полезно ходить скорее, а тощим-медленнее. Ванны также должно употреблять летом часто, а зимой-пореже. Более полезно мыться худым, чем полным. Еще: зимою следует надевать одежды чистые, а летом-напитанные оливковым маслом.
4. Если толстые хотят похудеть, то должны натощак делать все физические упражнения и приступать к пище, еще задыхаясь после труда и не остывши, и сначала пить вино разведенное и не особенно холодное. Так же точно рыбу и мясо должно принимать приготовленные с сезамом или с сладким соусом и другими приправами в этом роде; при этом пусть все это будет жирное, ибо таким образом можно насытиться как можно меньшим количеством. Кроме того, пищу должно принимать однажды, удерживаться от ванны, спать на жестком месте и гулять возможно больше неодетым. Те же, кто, будучи тощими, хотят сделаться толстыми, должны делать противоположное этому, а равно не должны натощак предпринимать никакого физического упражнения.
5. Рвотными и клистирами должно пользоваться таким образом : в продолжение шести зимних месяцев надо вызывать рвоту, потому что это время больше, чем летнее, производит слизи и возбуждаются болезни вокруг головы и той области, которая находится выше грудобрюшной преграды. Но, когда настанет лето, должно употреблять клистиры, ибо это время года-жаркое и тело больше изобилует желчью; также поясница и колени чувствуют тяжесть, появляется ощущение жары и живот беспокоится резями. Поэтому тело должно охлаждать, и все, что поднимается вверх, должно из этих мест выводить вниз. Но дородным и более влажным больше полезны клизмы соленые и тонкие, а более сухим, тощим и слабым-более жирные и густые. Клизмы жирные и густые-те, которые приготовляются из молока, горохового отвара и прочего в этом роде, а тонкие и соленые-из рассола, морской воды и прочего в этом роде. Рвоты же должно вызывать таким образом: у тучных и нехудощавых натощак после бега или быстрой прогулки около полудня. Рвотное приготовляется из полкотилии иссопа, растертого в хоее воды : принимать после прилития уксуса и с прибавлением соли, чтобы было возможно приятнее, и сначала надо пить понемногу, а потом скорее. Более же тощие и слабые должны "Производить рвоту после еды и таким образом: после теплой ванны они наперед выпьют котилию чистого вина, затем примут яства всякого рода и пусть не пьют ни во время еды, ни после нее, но удерживаются столько времени, сколько требуется, чтобы пробежать десять стадий . Затем, смешай им для питья тройное вино, горькое, сладкое и кислое, и дай пить сначала неразведенное, по глоткам, с большими промежутками, а затем более разведенное, скорее и вдоволь. Кто же привык производить рвоту каждый месяц дважды, для того лучше делать это в продолжение двух дней подряд, чем на 15-й день; но обыкновенно делают совершенно противоположное. Для тех, которые привыкли выбрасывать пищу рвотой или у кого испражнения нелегко проходят, для всех этих полезно часто в продолжение дня есть и употреблять кушанья всякого рода: и мясо, и рыбу, разнообразно-приготовленные, а также пить вино двух или трех родов. Для тех же, которые не выбрасывают пищи рвотой и имеют влажные желудки, для этих всех полезна диэта, противоположная этому.
6. Малых детей следует купать в теплой воде продолжительное время и давать им пить вино, разбавленное водой и не совсем холодное; им следует давать такое вино потому, что оно меньше всего возбуждает желудок и вызывает вздутие. Это должно делать, чтобы дети меньше подвергались конвульсиям, чтобы более росли и имели более здоровый цвет. Женщин же должно питать более сухим родом пищи, ибо, с одной стороны, более сухие яства лучше приспособлены к мягкости женских мышц, а с другой стороны-более чистые напитки лучше для матки и для питания плода.
7. Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом-мало бороться и совсем не бегать, но много гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть. Те, которые по окончании гимнастических упражнений получают поносы и при этом выделяют испражнения, похожие на пищу и непереваренные, должны уменьшить свои гимнастические упражнения по меньшей мере на третью часть, а кушанья на половину, ибо очевидно, что желудок их не может согреться настолько, чтобы переваривать обильное количество. Пищею пусть будет для них хлеб, как можно лучше выпеченный, обмокнутый в вино, а напитки-как можно в меньшем количестве и возможно меньше разбавленные, и пусть после пищи не предпринимается прогулок. В продолжение этого времени полезно принимать пищу только раз в день, ибо таким образом желудок лучше всего может согреться и преодолеть принимаемую пищу. Этот род поноса чаще всего бывает при телосложениях, одаренных плотным телом, когда кто-либо, несмотря на это, принуждается к ядению мяса , ибо вены, уплотненные, не могут принимать доходящей до них пищи. Такая природа изменчива; она обращается в ту или другую сторону, и в подобных телах хорошее состояние удерживается на высоте только непродолжительное время. Но телосложения, более рыхлые и более волосатые , допускают это ядение мяса по приказанию, лучше выдерживают труды и более продолжительно пребывают в хорошем состоянии. Тем, которые на другой день отрыгивают пищу и у которых поднимается подложечная область (без сомнения, вследствие несварения пищи), полезен более продолжительный сон. Кроме того они должны принуждаться к другим телесным трудам, пить вино более чистое и в большом количестве и в это время принимать пищу в меньшем количестве, ибо явно, что желудок ввиду слабости и холода не может переваривать множества кушаний. Те, которых одолевает жажда, должны устранить часть кушаний и телесных упражнений и пить вино, разбавленное водой и как можно больше холодное. Тем, у которых появляются боли во внутренностях от гимнастических упражнений или от какого-либо другого труда, полезно отдыхать и воздерживаться от пищи. Питье же пусть употребляют такое, которое при самом малом количестве изводит весьма обильную мочу так, чтобы вены, находящиеся во внутренностях, не растягивались от переполнения, ибо от этого возникают опухоли и лихорадки.

Частные люди, ἰδιώται, по объяснению Галена, - те, которые, не состоя на государственной службе, занимаются своими делами; у них есть достаточно времени заботиться о своем здоровьи.
См. «О внутренних страданиях», прим. 25.
Сезам, Sesamum orientale L., кунжут. Соуса или подливки играли большую роль в кухне греков; они приготовлялись из разных трав и овощей и разделялись на сладкие (ἡδύσματα) и соленые или пикантные (ἄλμη), куда входил чеснок. Продавались также готовые соуса, напр. γάρος–рыбий соус.
У греков того времени был обычай периодически очищать организм, как в наше время рекомендуют делать французы.
Иссоп здесь не Hyssopus officinalis L., который в Греции не растет, а вероятно (по Шпренгелю и Фраасу) смирнский ориган: Origanum smyrnaeum L. Котилия=0,27 литра; хоей=3,24 л.
Стадий-177,4 метра.
Здесь имеется в виду тренировка атлетов, связанная с усиленным кормлением.
На рыхлой или редкой коже сильнее растут волосы (см. «О происхождении ребенка», гл.9).