11.07.2023

Оценка личностных особенностей. Многофакторный личностный опросник FPI Опросник fpi модифицированная форма в


Название: Многофакторный личностный опросник FPI
Формат: exe (rar архив)
Размер: 235 Кб
В архиве: программа в формате exe

Назначение теста

Многофакторный личностный опросник FPI создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы многофакторного личностного опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер.

Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой.

После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Инструкция:

«Предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не надо долго размышлять над каждым вопросом. Старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению».

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная
оценка
Стандартная оценка
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 3 3 1 1 3 3 1 1 2 1
2 4 3 4 4 1 2 4 5 1 1 3 1
3 4 4 4 5 1 3 5 6 2 2 4 1
4 5 5 5 6 2 4 6 6 3 3 4 1
5 5 5 6 7 2 5 7 7 3 4 5 2
6 6 7 6 7 3 6 8 7 4 4 6 3
7 7 8 7 8 4 8 9 9 5 6 7 5
8 7 8 7 8 4 8 9 9 5 6 7 5
9 8 8 8 9 5 9 9 9 6 7 8 6
10 8 9 8 9 5 9 9 9 8 8 8 8
11 8 9 8 9 6 8 9 8 8
12 8 9 9 7 9 9 9 9
13 9 9 9 8 9 9 9
14 9 9 9 9 9
15 9 9
16 9
17 9

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка и интерпретация результатов теста
Анализ результатов Многофакторного личностного опросника FPI следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла , к средним – 4–6 баллов , к высоким – 7–9 баллов .

Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, а X–XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия – интроверсия) . Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность) . Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинность – фемининность) . Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

[свернуть]

Источник

  • Многофакторный личностный опросник FPI (форма В) / Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999. Кн.1.

Скачать многофакторный личностный опросник FPI:

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта

Фрайбургский личностный опросник (англ. Freiburg Personality Inventory – FPI) начал разрабатываться в 1963 г. группой исследователей, куда входили И. Фаренберг, X. Зарг, Р. Г. Гампел. Первая версия FPI была издана в 1970 г. (вторая и третья – в 1973 и 1978 гг.). В Западной Европе этот тест используется наиболее часто.

FPI – многофакторный личностный тест, пригодный для диагностики некоторых важных свойств личности. Он годится для нормальной популяции в целях анализа свойств личности, в клинической практике используется для индивидуальной диагностики. Это надежное средство для практических и научно – исследовательских целей.

FPI построен не на отдельной теории личности, а на англосаксонских психологических взглядах, сложившихся в результате практики применения личностных опросников (таких как 16PF, MMPI, EPI). В окончательном виде он сформулирован заново и его можно считать оригинальной методикой. Опросник экономичен и предоставляет относительно много количественной информации о важных личностных факторах. Основные характеристики FPI следующие:

  • опросник предназначен для широкого круга испытуемых;
  • не подходит для малоинтеллигентных испытуемых (находящихся в пределах нижнего квантиля);
  • имеются параллельные формы, что необходимо для методов такого типа;
  • существует сокращенный вариант;
  • является компромиссом между анализом гомогенности заданий и факторным анализом;
  • возможно индивидуальное и групповое предъявление теста;
  • время для выполнения зависит от формы опросника и составляет от 20 до 50 минут;
  • оценка производится с помощью шаблонов; полученный первичный индивидуальный результат переводится на производный показатель;
  • на оценочном бланке можно наглядно изобразить представительство отдельных факторов.

Для исследования необходимы опросник с инструкцией и бланк для ответов.

Структура FPI соответствует традиционным личностным опросникам. В нем содержатся вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентации, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый может ответить "согласен" или "не согласен". Опросник можно использовать в четырех версиях:

I. Форма G (общая). Содержит 212 вопросов, занимает больше всего времени, но ее достоинством является то, что на один фактор направлено больше вопросов. Данная форма используется в условиях неограниченного времени и при достаточном интересе со стороны испытуемого, исключающем выбор случайных ответов.

  • 2–3. Формы А и В (альтернативные), каждая содержит по 114 вопросов, высказываний и годится для повторного тестирования и группового предъявления теста.
  • 4. Форма К (сокращенная). Состоит из 76 вопросов. Ее краткость является ее основным преимуществом.

Все версии взаимно высоко коррелируют и тем самым подтверждают обоснованность их самостоятельности.

МНОГОФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК FPI (МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА В )

Опросник содержит 12 шкал. Общее количество вопросов – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы I–IX являются основными, или базовыми, а шкалы X–XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами: E, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки по данной шкале соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Используя психологическую терминологию, такой тип можно характеризовать как нервный, болезненный, не умеющий выйти из положения, уделяющий внимание собственным чувствам. Для лиц с низкими оценками по фактору "невротичность" характерны спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения. Такой тип характеризуется как агрессивный, импульсивный, непосредственный, неуживчивый. Низкие оценки по шкале свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, конформности, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения, даже о сужении круга интересов и ослаблении влечений.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по данной шкале соответствуют о наличии указанных признаков в эмоциональном состоянии, поведении, в отношениях к себе и социальной среде. Подобный тип можно описать как расстроенный, робкий, неуверенный, грустный, с присущими ему внутренними терзаниями. Низкие оценки по данной шкале отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость.

Шкала IV (раздражительность, возбудимость) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Подобный тип характеризуется как нетерпимый, импульсивный, возбудимый, напряженный, непосредственный, щепетильный. Для лиц с низкими значениями фактора "раздражительность" характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки по данной шкале позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности. Подобный тип характеризуется как разговорчивый, дружеский, общительный, подвижный, предприимчивый. Для лиц с низкими значениями данного фактора типичны такие черты, как уплощенность, вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций, холодность, формальность межличностных отношений.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс – факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности. Такой тип хорошо настроен, устойчив, упорен, спокоен, доверчив, деятелен. Низкие оценки по фактору "уравновешенность" указывают на состояние дезадаптации, тревожность, потерю контроля над влечениями, выраженную дезорганизацию поведения.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Такой тип можно описать как реактивно агрессивный, отстаивающий свое мнение, эгоцентрический, авторитарный, недоверчивый, доминантный. Низкие оценки по шкале "спонтанная агрессивность" свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными нормами, конформности, уступчивости, скромности, зависимости и, возможно, узости круга интересов.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно – оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Для данного типа характерны сдержанность, сниженная способность к контактам, неуверенность, растерянность, стыдливость, взволнованность. Напротив, лица, имеющие низкие оценки по фактору "застенчивость", смелы, решительны, склонны к риску, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно – откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Данный тип характеризуется как самокритичный, открытый, способный признавать собственные недостатки и ошибки.

Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с опросником, что соответствует шкалам лжи других тестов.

Шкала X (Е) (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по данной шкале характерны для лиц с выраженной экстравертированностm., активных, честолюбивых, стремящихся к лидерству, не испытывающих затруднений в общении, установлении контактов, охотно берущих на себя главенствующие роли во взаимоотношениях с окружающими. Низкие оценки по данной шкале свидетельствуют о выраженной интровертированности: затруднения в контактах, замкнутость, необщительность, стремление к видам деятельности, не связанным с широким общением.

Данный фактор связан с пятью шкалами теста, прежде всего со шкалой V (общительность) и шкалой II (спонтанная агрессивность).

Шкала XI (N) (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой. В целом фактор "эмоциональная лабильность – стабильность" характеризует эмоциональную устойчивость или, напротив, неустойчивость, колебание настроений, возбудимость, напряженность, депрессивность, грусть или оптимизм и др.

Данный фактор связан с четырьмя шкалами, главным образом со шкалой III (депрессивность) и шкалой IV (возбудимость).

Шкала XII (М) (маскулинность – фемининность). Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому. Фактор "мужественность – женственность" характеризует активность, уровень ассертивности, самомнение, находчивость. Он связан с семью шкалами, главным образом со шкалой I (невротичность) и шкалой VIII (искренность).

Конструкция метода отличается обдуманностью и поэтапной проверкой психометрических показателей. Высока вероятностьограничения вариантов (за исключением трех заданий). Данные, касающиеся гомогенности заданий и стабильности теста во времени, положительны (наименее стабильна шкала IX). Отмечается высокая степень корреляции между формами А и В. Положительные результаты показало сравнение теста с другими личностными методами (опросником Айзенка, MPI, опросником Кеттелла 16PF и др.).

Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк для ответов, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником, при этом важно достичь положительного, заинтересованного отношения испытуемых к выполнению задания. Исследователь обращает их внимание на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких – либо обсуждений между собой. После разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Первая процедура предусматривает получение первичных, или сырых, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются "окна" в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно в соответствии с порядковым номером шкалы накладываются на заполненный испытуемым ответный лист. Далее подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с "окнами" шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола исследования.

Протокол исследования

Фамилия, имя, отчество

Дата Возраст

Профиль личности

Номер шкалы

Первичная опенка

Стандартная оценка, баллы

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки девятибалльной шкалы с помощью табл. 4.1. Полученные стандартные оценки обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного знака (кружок, крестик и др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми линиями обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных испытуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого откровенно отвечать на поставленные вопросы, исследование нужно считать несостоявшимся. В случае положительного ответа на первый вопрос после обработки результатов исследования внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в 1–3 балла, к средним – 4–6 баллов, к высоким – 7–9 баллов. Особое внимание следует обратить на оценку по шкале IX, не имеющую значения для общей характеристики достоверности ответов.

Таблица 4.1

Перевод первичных оценок в стандартные оценки девятибалльной шкалы

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками, их роли в поведении и деятельности человека.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ

На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким – то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ "да", в противном случае – ответ "нет". Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого – то лучшее впечатление, поскольку ни один ответ не оценивается как "хороший" или "плохой". Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом. Напротив, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все – таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся вам слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально – психологических исследований, как и медицинских исследований, не подлежат широкому обсуждению. Успешной вам работы!

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  • 2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  • 3. Моему желанию познакомиться с кем – либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  • 4. У меня часто болит голова.
  • 5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  • 6. Я быстро теряю самообладание, но так же быстро беру себя в руки.
  • 7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  • 8. Я избегаю о чем – либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  • 9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  • 10. Я могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  • 11. Я чувствую себя неловко, если окружающие почему – то начинают обращать на меня внимание.
  • 12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  • 13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  • 14. Я не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  • 15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  • 16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  • 17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  • 18. Я могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  • 19. Я легко могу развеселить самую скучную компанию.
  • 20. Я легко смущаюсь.
  • 21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  • 22. Нередко я чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  • 23. Я бываю неловким в общении с другими людьми.
  • 24. Иногда без видимой причины я чувствую себя подавленным, несчастным.
  • 25. Иногда у меня нет никакого желания чем – либо заняться.
  • 26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  • 27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал правильно.
  • 28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  • 29. Я люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  • 30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень – то довольным своей судьбой.
  • 31. Часто у меня нет аппетита.
  • 32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  • 33. Обычно я решителен и действую быстро.
  • 34. Я не всегда говорю правду.
  • 35. Я с интересом наблюдаю, когда кто – то пытается выпутаться из неприятной истории.
  • 36. Я считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  • 37. То, что прошло, меня мало волнует.
  • 38. Я не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  • 39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  • 40. Иногда мне кажется, что я вообще ни на что не годен.
  • 41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком – то напряжении, и мне трудно расслабиться.
  • 42. Нередко у меня возникают боли "под ложечкой" и различные неприятные ощущения в животе.
  • 43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  • 44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  • 45. В моей жизни было так, что я почему – то позволил себе бить животное.
  • 46. При встрече со старым знакомым я от радости готов броситься ему на шею.
  • 47. Когда я чего – то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  • 48. Частенько у меня бывает такое настроение, что я с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  • 49. Когда я ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  • 50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  • 51. Иногда я могу похвастаться.
  • 52. Я активно участвую в организации общественных мероприятий.
  • 53. Нередко бывает так, что мне приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  • 54. В свое оправдание я иногда кое – что выдумывал.
  • 55. Я почти всегда подвижен и активен.
  • 56. Я нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  • 57. Иногда я вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  • 58. Если я сильно разозлюсь на кого – то, то могу его и ударить.
  • 59. Меня мало волнует, что кто – то плохо ко мне относится.
  • 60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  • 61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  • 62. Я люблю не всех своих знакомых.
  • 63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  • 64. Не знаю почему, но иногда у меня появляется желание испортить то, чем все восхищаются.
  • 65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  • 66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  • 67. Я предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  • 68. В компании я веду себя не так, как дома.
  • 69. Иногда, не подумав, я скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  • 70. Я боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  • 71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  • 72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  • 73. В компании у меня нередко возникает желание кого – нибудь обидеть или разозлить.
  • 74. Иногда я думаю, что лучше было бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  • 75. Если кто – то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  • 76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  • 77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  • 78. Бывало, я откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  • 79. Я не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  • 80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  • 81. Я не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  • 82. К сожалению, я отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  • 83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  • 84. У меня довольно часто меняется настроение.
  • 85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  • 86. Если я чем – то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  • 87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  • 88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  • 89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  • 90. Я стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  • 91. Я уверен в своем будущем.
  • 92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого – нибудь из окружающих.
  • 93. Я не прочь посмеяться над другими.
  • 94. Я отношусь к людям, которые "за словом в карман не лезут".
  • 95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  • 96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  • 97. Иногда я зачем – то причинял боль любимым людям.
  • 98. У меня нередки конфликты с окружающими из – за их упрямства.
  • 99. Я часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  • 100. Я нередко бываю рассеянным.
  • 101. Я не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я терпеть не могу.
  • 102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  • 103. Иногда неожиданно для себя я начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  • 104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  • 105. Я нередко чувствую себя вялым и усталым.
  • 106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми, и с незнакомыми.
  • 107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  • 108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  • 109. Я не чувствую себя уверенным в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  • 110. Получается так, что в споре я почему – то стараюсь говорить громче своего оппонента.
  • 111. Разочарования не вызывают у меня сколь – нибудь сильных и длительных переживаний.
  • 112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  • 113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  • 114. Иногда меня одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.

КЛЮЧ

Количество вопросов

Ответы (по номерам вопросов)

Название

Невротичность

4, 5, 12, 15, 22, 26, 31, 41, 42, 57, 66, 72, 85, 86, 89, 105

Спонтанная агрессивность

32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93, 97, 98, 103, 112, 114

Депрессивность

16, 24, 27, 28, 30, 40, 48, 56, 61, 74, 84, 87, 88, 100

Раздражительность

6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, 110

Общительность

2, 19, 46, 52, 55, 94, 106

3, 8, 23, 53, 67, 71, 79, 113

Уравновешенность

14, 21, 29, 37, 38, 59, 91, 95, 108, 111

Реактивная агрессивность

13, 17, 18, 36, 39, 43, 65, 75, 90, 98

Застенчивость

9, 11, 20, 47, 60, 70, 81, 83, 109

Открытость

7, 25, 34, 44, 51, 54, 62, 63, 68, 78, 92, 96, 101

Экстраверсия – интроверсия

2, 29, 46, 51, 55, 76, 93, 95, 106, 110

Эмоциональная лабильность

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 5, 87, 88, 102, 112, 113

Маскулинность – фемининность

18, 29, 33, 50, 52, 58, 59, 65, 91, 104

16, 20, 31, 47, 84

  • От полной версии отличается меньшим числом вопросов.

Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок итогового протокола.

Таблица П.Б.1 – Ключ к Многофакторному личностному опроснику FPI (модифицированная форма В).

№ шкалы Название шкалы Кол-во вопросов Ответ «да» Ответ «нет»
I Невротичность 4,5,12,15,22,26,31,41,42,57,66,72,85,86, 89,105
II Спонтанная агрессивность 32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114
III Депрессивность 16,24,27,28,30,40,48,56,61,74,84,87,88, 100 -
IV Раздражительность 6,10,58,69,76,80,82,102,104,107, 110 -
V Общительность 2, 19,46,52,55,94,106 3,8,23,53,67,71,79,113
VI Уравновешенность 14,21,29.37,38,59,91,95,108,111 -
VII Реактивная агрессивность 13,17,18,36,39,43,65, 75,90, 98 -
VIII Застенчивость 9, 11,20,47,60,70,81, 83,109
IX Открытость 7,25,34,44,51,54,62,63,68.78,92,96, 101 -
X Экстраверсия–интроверсия 2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 20,87
XI Эмоциональная лабильность 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 5,87,88, 102, 112, 113
XII Маскулинизм–феминизм 18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 16,20,31,47, 84

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы.

ТаблицаП.Б.2 –. Перевод сырых баллов в стандартныепо Многофакторному личностному опроснику FPI (модифицированная форма В).

Первичная оценка Стандартная оценка по шкалам
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
- - -
- - - -
- - - - -
- - - - - - -
- - - - - -- - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Опросник социально-психологической адаптации (оспа)

Инструкция.

«В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберете подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» - это к мне не относится;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» - не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе - оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что Они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему носится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя |как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола, не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг - не справлюсь, а вдруг - не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; совсем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты диагности ценностных ориентаций

Таблица П.Г.1 – Результаты выбора терминальных ценностей у подростков, воспитывающихся в интернате и семье

Терминальные ценности
3. 8. 9. 10. 12. 13. 14. 16. 17.
1.
3.
4.
5.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
16.
17.
18.
19.
22.
24.
26.
27.
28.
29.
30.

Таблица П.Г.2 – Результаты выбора инструментальных ценностей у подростков, воспитывающихся в интернате и семье

Инструментальные ценности
3. 8. 9. 10. 12. 13. 14. 16. 17.
Подростки, воспитывающиеся в семье
1.
3.
4.
5.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Подростки, оставшиеся без попечения родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
16.
17.
18.
19.
22.
24.
26.
27.
28.
29.
30.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Результаты диагностики личностных особенностейподростков

Таблица П.Д.1 – результаты диагностики личностных особенностей подростков контрольной группы.

Невротич-ность спонтанаяагрессив-ность Депрессив-ность Раздражи-тельность Общитель-ность Уравнове-шенность реактивная агрессив-ность Застенчи-вость Откры-тость Экстравер-сия-интровер-сия Эмоциона-льнаялабиль-ность маскулизм-феминизм
1. Средний Низкий Средний Средний Низкий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Средний Низкий
2. Высокий Высокий 7 Средний Средний Высокий Средний Средний Низкий Средний 5 Средний Средний Средний
3. Средний 5 Средний Высокий Высокий 8 Низкий Высокий Высокий Высокий Средний Средний Средний Средний
4. Высокий 8 Высокий Средний Высокий Высокий Низкий Высокий Средний Высокий Средний Средний Высокий
5. Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний Средний Высокий9 Средний Средний Низкий
6. Средний Средний Средний Высокий Средний Средний Высокий Высокий Высокий Средний Средний Средний
7. Высокий 8 Низкий Средний Средний Средний Высокий Средний Средний Средний Высокий Высокий Низкий
8. Высокий Средний Высокий 8 Высокий Высокий Высокий Высокий Средний Высокий Высокий Высокий Средний
9. Средний Высокий Средний Высокий Высокий Средний Высокий Средний Средний Высокий Средний Средний
10. Низкий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Низкий Средний Средний Средний Высокий
11. Средний Средний Высокий Средний Низкий Средний Средний Высокий Средний Средний Низкий Средний
12. Высокий Высокий Высокий Средний Средний Средний Высокий Низкий Высокий Высокий Высокий Высокий

Окончание таблицы П.Д.2

13. Высокий Высокий Высокий Высокий Средний Средний Высокий Средний Высокий Средний Высокий Высокий
14. Средний Высокий Высокий Средний Средний Средний Средний Низкий Высокий Средний Высокий Высокий
15. Средний Средний Высокий Средний Низкий Средний Высокий Высокий Средний Низкий Высокий Средний
16. Средний Средний Средний Средний Высокий Средний

Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер.

Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой.

После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Инструкция:

«Предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не надо долго размышлять над каждым вопросом. Старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению».

Тестовый материал
  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Перевод первичных оценок в стандартные

    Первичная
    оценка
    Стандартная оценка
    I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
    0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    1 1 1 3 3 1 1 3 3 1 1 2 1
    2 4 3 4 4 1 2 4 5 1 1 3 1
    3 4 4 4 5 1 3 5 6 2 2 4 1
    4 5 5 5 6 2 4 6 6 3 3 4 1
    5 5 5 6 7 2 5 7 7 3 4 5 2
    6 6 7 6 7 3 6 8 7 4 4 6 3
    7 7 8 7 8 4 8 9 9 5 6 7 5
    8 7 8 7 8 4 8 9 9 5 6 7 5
    9 8 8 8 9 5 9 9 9 6 7 8 6
    10 8 9 8 9 5 9 9 9 8 8 8 8
    11 8 9 8 9 6 8 9 8 8
    12 8 9 9 7 9 9 9 9
    13 9 9 9 8 9 9 9
    14 9 9 9 9 9
    15 9 9
    16 9
    17 9
    Обработка и интерпретация результатов теста

    Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла , к средним – 4–6 баллов , к высоким – 7–9 баллов .

    Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

    Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, а X–XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

    Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

    Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

    Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

    Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

    Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

    Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

    Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

    Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

    Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

    Шкала X (экстраверсия – интроверсия) . Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

    Шкала XI (эмоциональная лабильность) . Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только ‘высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

    Шкала XII (маскулинность – фемининность) . Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

    Источники
  • Многофакторный личностный опросник FPI (форма В) / Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999. Кн.1.

Многофакторный личностный опросник FPI .

(МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА В)

Инструкция испытуемому. На последних страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае – ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Успешной вам работы.

Я внимательно прочел инструкцию и готов ответить на все вопросы анкеты. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т. п.). Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора. У меня часто болит голова. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи. Я быстро теряю самообладание, но также быстро беру себя в руки. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом . Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем. Я предпочитаю не входить в комнату, если уверен, что мое появление пройдет незамеченным. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или биться так, что, кажется, готово выскочить из груди. Не думаю, что можно было бы простить обиду. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять. Могу прибегнуть к физической силе. Если требуется отстоять свои интересы. Легко могу развеселить самую скучную компанию. Я легко смущаюсь. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги. Бываю неловким в общении с другими людьми. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой. Часто у меня нет аппетита. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей. Обычно я решителен и действую быстро. Я не всегда говорю правду. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной ситуации. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем. То, что прошло, меня мало волнует. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику. Бывало, я опаздывал к назначенному времени. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут. Мне доставляет удовольствие, как говориться, ткнуть носом других в их ошибки. Иногда могу похвастаться. Активно участвую в организации общественных мероприятий. Нередко бывает так, что приходиться смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал. Я почти всегда подвижен и активен. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю. Иногда вдруг чувствую, что покрываюсь потом. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится. Обычно мне трудно возражать моим знакомым. Я волнуюсь и переживаю даже от мысли о возможной неудаче. Я люблю не всех своих знакомых. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем все восхищаются. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании. В компании я веду себя не так, как дома. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании. Хороших знакомых у меня очень немного. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей возможно придется испытать в жизни. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя. Мне нравиться так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся. Бывало откладывал то, что требовалось сделать немедленно. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи. Я робею при выступлении перед большой аудиторией. У меня довольно часто меняется настроение. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие. Я уверен в своем будущем. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих. Я не прочь посмеяться над другими. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут». Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко. Подростком я проявлял интерес к запретным темам. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками. Я нередко бываю рассеянным. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу. Нередко чувствую себя вялым и усталым. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и с знакомыми и с незнакомыми. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один. Иногда одолевает такая скука, что хочется чтобы все перессорились друг с другом.

Прошу Вас проверить, на все ли вопросы даны ответы. Благодарю Вас. Всего доброго!


Таблица: Перевод первичных оценок в стандартные.

Первичная

Стандартная оценка по шкалам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Исследование личности

с помощью модифицированной формы вопросника FPI .

Вводные замечания . Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Цель занятия . Формирование навыков работы с многофакторным личностным опросником, которые необходимы практическому псиологу при решении задач психодиагностики, психологического консультирования, экспертизы и т. п.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника с 1-9 являются основными, или базовыми, а 10-12 – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами E, N и M соответственно.

Шкала 1 (невротичность ) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала 2 (спонтанная агрессивность ) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала 3 (депрессивность ) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала 4 (раздражительность ) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала 5 (общительность ) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала 6 (уравновешенность ) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.