20.01.2024

Александр александрович блок краткая биография. Александр блок - биография (кратко)


Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в "ректорском доме"). Петербургские Высшие женские курсы, называемые "Бестужевскими" (по имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду.

Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает. Собственно, нам уже непонятны своеобразные и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках, как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых годов. Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым.

В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым платком; совершенно по той же причине, по которой И. С. Тургенев, разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались.

Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: "Eh bien, mon petit..." ["Ну, что, милый..." (франц.).].

Иногда на том разговор и кончался. Любимыми собеседниками были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele [Яков Верный (франц.).], который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник Федор Куранов (по прозвищу Куран ), у которого было, говорят, на душе убийство; лицо у него было всегда сине-багровое – от водки, а иногда – в крови; он погиб в "кулачном бою". Оба были действительно люди умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.

Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече березку, сказал ему: "Ты устал, дай я тебе помогу". При этом ему и в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена в нашем лесу. Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой горе, но так и не нахожу, - очевидно, он засеялся случайно и потом выродился.

Все это относится к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года. Дед мой продолжал читать курс ботаники в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович Менделеев.

Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто. Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.

Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь – работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден; последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль – образный, язык – точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими.

Переводные стихи ее печатались в "Современнике", под псевдонимом "Е. Б.", и в "Английских поэтах" Гербеля, без имени. Ею переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма "Лалла-Рук"), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса, В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа. Этот список авторов – далеко не полный. Оплата труда была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых изданиях, а знакомый антикварными ценами знает, как дороги уже теперь хотя бы так называемые "144 тома" (изд. Г. Пантелеева), в которых помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей. Характерная страница в истории русского просвещения.

Отвлеченное и "утонченное" удавалось бабушке моей меньше, ее язык был слишком лапидарен , в нем было много бытового. Характер на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние деревенские утра, в которые она до свету садилась работать. Долгие годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы, пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых лоскутков, – и во всем этом – какое-то невозвратное здоровье и веселье, ушедшее с нею из нашей семьи. Она умела радоваться просто солнцу, просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой жизненности.

Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что "тайный советник Гёте написал вторую часть "Фауста", чтобы удивить глубокомысленных немцев". Также ненавидела она нравственные проповеди Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда в старинную сентиментальность. Она любила музыку и поэзию, писала мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные ноты:

Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя,
Старуха-бабка не впервые
Слагала стансы для тебя.

Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского, пестрые рассказы Чехова. Одною из последних ее работ был перевод двух рассказов Чехова на французский язык (для"Revue des deux Mondes"). Чехов прислал ей милую благодарственную записку.

К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний. У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф. М. Достоевский. Перевод этот печатался во "Времени".

Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после деда – 1 октября 1902 года. От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении их дочери – моя мать и ее две сестры. Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая – Екатерина Андреевна (по мужу – Краснова). Ей принадлежат изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных книги "Рассказов" и "Стихотворений" (последняя книга удостоена почетного отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее "Не судьба" печаталась в "Вестнике Европы". Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон, Хаггарт; издано у Суворина в "Дешевой библиотеке").

Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу – Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского – стихами и прозой (Бальзак, В. Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн, Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала – только детские.

Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского (Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе). Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико), биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии и др.). "Кармозина" Мюссе была не так давно представлена в театре для рабочих в ее переводе.

В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора – Ариадне Александровне Черкасовой.

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности, равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски, преобладание имела здесь еlоquence [красноречие (франц.).]; одной только матери моей свойственны были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique [музыке – фр.] находили поддержку у нее. Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал, все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще. Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:

Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад.

Жизненных опытов" не было долго. Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы. Лишь около 15 лет родились первые определенные мечтания о любви, и рядом – приступы отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет – в первом моем драматическом опыте "Балаганчик", лирические сцены). "Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал "Вестник", в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником три года.

Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке. Все это были – лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги "Стихов о Прекрасной Даме" их накопилось до 800, не считая отроческих. В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.

Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой "новой поэзии" я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал "субъективным" и бережно оберегал от всех. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и... водевили. Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства, которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных кругах. К счастию и к несчастью вместе, "мода" такая пришла, как всегда бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой мистической наживы.

Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному "веянью"; но все это уже выходит за пределы "автобиографии". Интересующихся могу отослать к стихам моим и к статье "О современном состоянии русского символизма" (журнал "Аполлон" 1910 года). Теперь же возвращусь назад.

От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда "Мир божий". Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: "Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!" – и выпроводил меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах.

После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься "серьезно". Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери). Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале "Новый путь" и, почти одновременно, в альманахе "Северные цветы".

Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе (материалы для драмы "Роза и Крест"). С годами я оцениваю все более то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров – А. И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, – долею научности, которая заключена в них, буду я обязан университету.

В сущности, только после окончания "университетского" курса началась моя "самостоятельная" жизнь. Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы об "интеллигенции и народе", о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только).

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 – 1905 года; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало "фабричной" литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания.

Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.

Жизнь одного из самых знаменитых поэтов Серебряного века – Александра Блока, представляет собой ряд необыкновенных событий. В каком-то смысле она перекликается с творческой биографией его великой современницы – .

Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились.

Началом активного творчества Блока является период с 1900-1901 гг. В это время Александр становится истинным поклонником творчества Афанасия Фета и Владимира Соловьева, сыгравшего немалую роль в биографии Блока вообще, и формировании его личности в частности.

Помимо этого, Блоку довелось повстречаться с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в издательстве которых, под названием «Новый путь», Александр Александрович впервые начал печататься.

В начале творческого пути Блок испытывал интерес к литературному символизму. Это направление, повлиявшее на все виды культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам и любовью к таинственности.

После того, как Блок стал печататься в «Новом пути», его произведения начали опубликовывать и в московском альманахе «Северные цветы».

Блок постоянно посещал кружок молодых почитателей Владимира Соловьева, проходивший в Москве. В роли своеобразного руководителя данного кружка был молодой поэт Андрей Белый.

Все члены литературного кружка восхищались творчеством Блока, с которым очень сильно сдружился и сам Белый. Впрочем, это и неудивительно, ведь он был горячо влюблен в жену Александра Блока.

В 1903 г. печатается целый цикл произведений Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Три стиха молодого поэта были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета.

В своих трудах, Блок рассматривал женщину, как источник чистоты и света. Также он рассуждал над тем, насколько подлинное любовное чувство может сближать отдельного человека с мировым целым.

Революция 1905-1907 гг.

Революционные события стали для Александра Блока олицетворением стихийной и хаотичной природы бытия, и довольно сильно повлияли на его биографию вообще, и творческие взгляды в частности. Любовная лирика отошла на второй план.

Александр Александрович проявил себя и в роли драматурга, когда написал свою первую пьесу «Балаганчик». Она была поставлена на театральной сцене в 1906 г.

Несмотря на то, что Блок любил свою супругу, он позволял себе проявлять чувства и к другим женщинам. Например, он испытывал страсть к актрисе Н. Н. Волоховой. Образ этой девушки лег в основу многих его философских стихов.

Это ей Блок посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная маска», а также именно с нее он списывал героинь пьес «Король на площади» и «Песня Судьбы».

Справедливости ради нужно заметить, что жена Блока тоже позволяла себе увлечения. Интересен факт, что на почве этого у Блока возник острый конфликт с Андреем Белым.

В конце первого десятилетия 20 века, основной темой работ Александра Александровича была проблема соотношения простого народа и интеллигенции в социуме.

В стихотворениях, написанных в данный период, можно заметить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реальной жизни.

При этом Блок сравнивал свою Родину с образом любящей супруги, в результате чего его патриотические стихи приобрели особенную и глубокую индивидуальность.

Отказ от символизма

В 1909 г. в биографии Александра Блока произошло сразу две трагедии: умер его отец и новорожденный ребенок от супруги Любови Дмитриевны.

Чтобы отойти от потрясений, он вместе с женой уезжает в Италию. Это поездка заставила поэта переосмыслить жизненные ценности. О его внутренней борьбе повествует цикл «Итальянские стихи», а также заметки из книги «Молнии искусства».

В результате долгих размышлений, Блок пришел к выводу о том, что символизм утратил для него интерес и теперь его больше привлекает самоуглубление и «духовная диета».

В связи с переменами в его творческой биографии, он концентрируется на серьезных литературных трудах и все реже занимается публицистической работой. Более того, он практически совсем не появляется на светских мероприятиях.

В 1910 г. поэт начал сочинять поэму «Возмездие» окончить, которую у него так и не получилось.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) – невылазная грязь, прежде всего – физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции.

В этом же году он издает собрание сочинений в 3 томах.

Летом 1913 г. Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну – Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…

В 1912-1913 гг. из-под его пера выходит знаменитая пьеса «Роза и Крест».

Октябрьская революция

В этот период многие известные поэты и писатели того времени такие, как , Анна Ахматова, Дмитрий Мережковский и другие, очень отрицательно отнеслись к приходу большевиков.

Однако Блок не видел ничего плохого в Советской власти и даже согласился сотрудничать с ней. Благодаря этому имя известного поэта, беспрерывно использовалось новыми государственными лидерами в корыстных целях.

В это время Блок пишет стихотворение «Скифы» и знаменитую поэму «Двенадцать».

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Блока была Любовь Менделеева, которую он искренне любил. Жена была для него поддержкой и источником вдохновения.


Александр Блок и его жена — Менделеева Любовь Дмитриевна

Однако представление о браке у писателя было достаточно своеобразным. Например, он был категорически против интимной близости, воспевая духовную любовь и чувства.

Также для Блока было вполне естественным влюбляться в других женщин, хотя единственной его любовью продолжала оставаться только его супруга. Впрочем, жена Блока также позволяла себе заводить романы с другими мужчинами.

К сожалению, в семье Блоков потомства так и не появилось. И хотя Любовь родила Александру одного ребенка, он оказался слабым и очень скоро умер.

Смерть поэта

После Октябрьской революции жизнь поэта пошла на спад, как в духовном, так и физическом отношении. Перегруженный разной работой и не принадлежащий сам себе, он стал часто болеть.

У него появилась астма, сердечно сосудистые болезни, а также начались психические расстройства. В 1920 г. Блок заболел цингой.

7 августа 1921 г., из-за бесконечных болезней и финансовых трудностей, Александр Александрович Блок умер в своей санкт-петербургской квартире. Причиной смерти поэта стало воспаление сердечных клапанов. Блок был захоронен на Смоленском православном кладбище.

Незадолго до своей смерти, он старался получить разрешение на выезд за границу для лечения. Однако выхлопотать разрешение, которого добивался сам , так и не получилось.

Александр Блок считается одним из самых значимых фигур в русской поэзии, внесший весомый вклад в культурное наследие своего народа.

Если вам понравилась краткая биография Блока – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Дата рождения: 28 ноября, 1880 год
Дата смерти: 7 августа, 1921 год
Место рождения: город Санкт-Петербург

Александр Александрович Блок - поэт, Блок А.А. - один из ярчайших представителей Серебряного века.

Детские годы

Отец будущего поэта, Александр Львович, занимался юриспруденцией. Мать, Александра Андреевна, являлась дочкой ректора Университета Санкт-Петербурга. Когда маленькому Саше было всего девять лет, его мать ушла от отца, и отдала предпочтение гвардейскому офицеру Кублиц-Пиоттуху. С тех пор, детство поэта проходило в Гренадских казармах, расположенных недалеко от Петербурга.

Образование

В девятилетнем возрасте Блок поступает в Введенскую гимназию, после окончания которой изучает юриспруденцию в Петербургском университете. Правда, проучившись три курса, он переводится на историко-филологический факультет.

Творческий путь

Маленький Саша довольно рано увлекся поэзией. Уже в начале двадцатого века, он создаёт удивительно лиричный и музыкальный цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Во многом по своей напевности он даже напоминает романсы.

Но поэт не останавливается на достигнутом. Его дальнейшее творчество, по сути, является трансформацией личных взглядов на те изменения, которые происходят вокруг. В цикле «Город» мы можем увидеть ряд острых социальных проблем, а в «Снежной маске» - проблемы религии. «Страшный мир» показывает взгляды автора на ужасы жизни, а тема кары очень хорошо раскрыта в таких его работах, как «Ямбы» и «Возмездие». Об образе Российской империи можно прочесть в «Родине».
После того, как погибает его отец, поэт решает вместе с женой уехать в Италию. Там он пишет просто волшебнейшие произведения, за которые его приглашают стать членом литературного общества «Академия». В этом обществе были такие известные представители Серебряного века, как Иванов, Брюсов, Анненский.

С детских лет Александр Александрович увлекался театром. В 1912 году он даже написал драму «Роза и Крест». Она невероятно впечатлила Немировича-Данченко и Станиславского. Но, к сожалению, на сцене театра её так и не поставили.
Когда началась Первая мировая, Александра призвали. Он с 1916 года служил в Белоруссии, в инженерных войсках.

А вот революция в поэте вызвала ряд крайне противоречивых чувств. С одной стороны, он отказался эмигрировать, как сделали многие его близкие знакомые, считая это бегством. С другой – внутри себя он всё же не мог принять всего, что происходило вокруг. Если смотреть на его творчество, того времени, можно увидеть, что во многом он поддерживал идеи большевиков. Да и новой власти, молодой поэт пришелся по душе, и она стала его активно использовать. Вначале его назначали на разные должности, потом заставляли много писать (даже в то время, когда он сам не хотел этого). Такое отношение стало причиной появления в душе Блока серьезного надлома, к тому же из-за этого пошатнулось здоровье поэта. С каждым днём его самочувствие становилось всё более ужасным.

В 1918 году в свет выходит весьма загадочное произведение «Двенадцать». Споры по поводу этой поэмы ведутся и в наше время. В том же году, Блок издаёт цикл стихов «Скифы», который становится последним штрихом в его творчестве. Автор измучен и опустошен, до самой смерти он больше не написал ни одного произведения.
В начале 1919 Блока арестовывают, поскольку подозревают в антисоветском заговоре. За него заступает Луначарский, и поэта отпускают на свободу. Но это событие еще больше угнетает поэта. Через год погибает его отчим, у Блок забирает свою мать к себе.
В 1921 году во время встречи в Доме литераторов Блок выступает с речью «О назначении поэта». В будущем её превращают в программное произведение.

В начале двадцатых годов Блок был сломлен еще сильнее, чем до этого. Постоянный холод и голод, вечная нехватка денег, слишком сильные физические нагрузки довели его до появления серьёзнейших проблем с сердцем, у него начала развиваться астма, проявилась цинга, и начали появляться психические расстройства. Поэту срочно было необходимо лечение, и в начале весны он подал прошение о получение визы. Он получил разрешение, благодаря тому, что за его спасение хлопотали Горький и Луначарский, но это произошло лишь в середине лета, когда было слишком поздно. К тому времени поэт ослаб настолько сильно, что уже не в силах был куда-либо ехать.

Личная жизнь

С юных лет Александр был ранимой и впечатлительной натурой. Когда ему было 17 лет, он со своей матерью отдыхал в Германии. Там он познакомился с Ксенией Садовской, которая и стала его первой, сильной любовью. Ей он посвятил не одно своё произведение.
Практически каждое лето, Блок выезжал в Шахматово, где было имение его деда. Невдалеке от имения располагалась усадьба Менделеевых. Именно там он и встретил свою будущую супругу – дочь известного химика, Любу Менделееву. Их свадьба состоялась в 1903. Но нельзя назвать этот брак простым, у каждого из супругов было немало увлечений на стороне.

Когда говорят о личной жизни Блока, помимо жены вспоминают еще двух женщин, к которым у него были сильные чувства. Это актриса Наталья Волохова и оперная певица Андреева-Дельмас.
Но к концу жизни, наибольшую радость от отношений, Блок получал именно в браке. Правда, продлилась она не очень долго и завершилась трагической кончиной поэта.

Смерть

Поэт скончался в собственной Петроградской квартире седьмого августа 1921 года. Официальной причиной смерти было признано воспаление сердечных клапанов. Отпели Блока в церкви Воскресения Христа. Вначале его похоронили на Смоленском кладбище, но потом его перезахоронили, в этот раз на Волковское кладбище.

Важные вехи жизни Александра Блока:

Родился в 1880.
В 1889 в жизни семьи появился отчим.
С 1889 учится в Введенской гимназии, которую заканчивает в 1898.
Первая серьёзная влюбленность в К. Садовскую – 1897 год.
С 1898 года учится в Петербургском университете на юриста.
В 1901 году переводится на другой факультет - историко-филологический. Где учится до 1903 года. В этом же году выходят «Стихи о Прекрасной Даме».
1903 также стал знаменательным женитьбой на Лизе Менделеевой.
В 1904 выходит «Город».
В 1907 появляется «Снежная маска».
С 1907 и до 1913 – «Возмездие».
«Ямбы» выходят с 1907 и до 1914.
Цикл «Родина» тоже с 1907 и до 1916.
В 1908 начинает выходить «Страшный мир», продолжается до 1916 года.
В 1909 году погибает его родной отец. После этого поэт решает на какое-то время с женой уехать в Италию.
В 1911 путешествует по Франции.
Его драма «Роза и Крест» выходит в 1912 году.
В 1913 году совершает очередную поездку во Францию.
Во время первой мировой войны, с 1916 года служит в Белоруссии.
В 1918 появляются его последние произведения поэма «Двенадцать» и «Скифы».
Подозрение в деятельности против новой власти и арест – 1919 год.
В 1920 году погибает его отчим.
В 1921 последнее публичное выступление с речью «О назначении поэта». Смерть.

Главные достижения поэта Александра Блока:

Именно его творчество смогло закончить поэтический девятнадцатый век и начать двадцатый. В нём удачно соединились классические мотивы и новейшие тенденции.
На примере собственного творчества показал углублённое понятие символизма.
Всё его творчество можно рассматривать как один огромный цикл, такую грандиозную поэму, в которой можно следить за эволюцией всех образов, и за тем, как их видит поэт.

Занимательные факты из биографии Александра Блока:

Первые попытки писать стихи Блок делал уже в пятилетнем возрасте.
В честь него назвали астероид №2540.
Жена Блока не была верна своему мужу. У неё часто бывали романы на стороне. Один из наиболее запоминающихся, это роман с А. Белым. Поэт даже собирался вызвать его на дуэль, но его супруга нашла в себе силы и бросила своего любовника. Александр сильно любил её и несмотря ни на что был рад тому, что она вернулась. Также Елизаветы был роман с Давидовским, от которого она родила ребёнка. Но вскоре после рождения он скончался.
Мать Блока и его жена никогда не могли поладить и найти общий язык.
Строчки из его знаменитого стиха «Ночь, улица, фонарь, аптека» превратились в настоящий памятник в городе Лейден. Их нанесли на одно из зданий города, в рамках «Wall poems».

Среди лириков поэтического Серебряного века особенное место занимает Александр Блок. Юноша, родившийся в интеллигентной семье в Петербурге на самом исходе 19-го столетия, в 1889 году, получил юридическое и литературное образование в лучшем университете города. Первое стихотворение было написано им еще в раннем детстве, а в дальнейшем Блоку оставалось только развивать собственное дарование.

Как складывалась судьба поэта?

Литература была единственным призванием Александра Блока - он никогда не пробовал своих сил в других профессиях. Уже в десять лет, полностью утвердившись в решении писать стихи, он начинает самостоятельно выпускать пробные журналы для родных и друзей - «Корабль», «Вестник». Благодаря своей семье поэт с ранних лет вращается в высших кругах российской интеллигенции - например, поддерживает близкое знакомство с семьей химика Дмитрия Менделеева. Интересные знакомства появляются у Блока и в университете.

В 1903 году поэт женится на дочери Дмитрия Менделеева - Любови. Ранний брак заключается по любви, и более того, именно жене посвящены многие стихи поэта, в том числе знаменитый цикл стихов «О Прекрасной Даме». Конечно, семейная жизнь поэта не всегда оставалась гладкой - но Любовь Менделеева была его первой и единственной супругой на протяжении всей жизни.

Сложный период в жизни поэта начинается вместе с 20-м веком. В 1909 году Блок теряет отца и собственного первенца, что подрывает здоровье поэта, и он надолго отправляется за границу на отдых и лечение. Затем начинается война - и его призывают на действительную службу в инженерные войска.

Роковую роль в жизни поэта сыграла революция. В отличие от многих других видных деятелей литературы и искусства, Александр Александрович отказался уезжать из страны после переворота. Приняв новую власть, как историческую неизбежность, он по доброй воле пошел на сотрудничество с большевиками и активно работал на благо страны в многочисленных комиссиях и комитетах, позволял свободно использовать свое знаменитое имя. К сожалению, именно напряженная работа и суровые революционные условия стали причиной его смерти. В 1921 году, слишком поздно получив разрешение на выезд за границу, Блок умер в Петербурге от сердечного недуга.

Однако лирика Блока находит своих почитателей и в наши дни. Глубокий символизм его стихов, живейший интерес к истории и современной судьбе родной страны, рыцарственное преклонение перед прекрасной дамой - все это неизменно трогает сердца.

Появился на свет в ноябре 1880 года в семье варшавского юриста с немецкими корнями Александра Львовича Блока. Мать Саши, Александра Андреевна, ушла от мужа сразу после рождения сына. Её всегда угнетало то, что муж относился к ней плохо. Через 9 лет ей удается вновь выйти замуж. Её вторым избранником оказался гвардейский офицер Ф.Ф. Кублицкий-Пиоттух. С того времени, как Александра и Франц Пиоттух приняли решение жить вместе, маленький Саша уже много читал и стал писать свои первые стихи. На обучение его отдали в местную гимназию.

Юность поэта

В семнадцатилетнем возрасте биография Блока пережила первый поворотный момент. Он влюбился. Влюбился так сильно, что эта влюбленность оставила огромный след в последующей жизни великого поэта. Через год, в 1898 году, он окончил гимназию и поступил учиться на юриста в Петербургский университет. Три года спустя, распрощавшись с профессией юриста, он перевелся на историко-филологический факультет того же университета. Окончил учебу Александр Блок в 1906 году, когда ему было 26 лет. К тому времени он уже был женат на дочери знаменитого ученого Дмитрия Менделеева, Любови Менделеевой.

«Красные капли» на белой биографии великого романтика

Биография Блока, его судьба, кажется, могла уже читаться с самого его рождения. С пяти лет он уже писал стихи, мог свободно читать. Свою первую книгу стихотворений он посвящает своей жене. Этот сборник выпущен в 1905 году и называется «Стихи о прекрасной даме». Дальше из-под пера Блока выходит еще много произведений, много разных прекрасных стихов. С момента обручения с Любовью Менделеевой биография Блока начинает приобретать налет трагичности. Они часто ссорились, игнорировали чувства друг друга, позволяли себе многочисленные увлечения вне брака. Однако мрачный оттенок этому периоду жизни великого писателя придают не только конфликты с любимой женщиной, но и начавшаяся Первая мировая война и последовавшие за ней революции. Отношение Блока к ним было двоякое, и это мучило его. В периоды Февральской и Октябрьской революций Александр Блок не стал, как многие, покидать свою родину, а устроился на работу в комиссию, расследовавшую "злодеяния" царского режима. В это время он много пишет и печатается. В свет выходит его знаменитая поэма «Двенадцать».

Краткие итоги короткой жизни

Через несколько лет, в 1921 году, жизнь Александра Блока трагически обрывается. Серьезная болезнь уложила 40-летнего поэта в могилу. В это время он был разорен финансово и морально. Люди говорили, что он сошел с ума. Эта версия его гибели была широко растиражирована во времена строительства социализма. Похоронили поэта на Смоленском кладбище, позднее прах был перенесен на Волковское кладбище. На этом биография Александра Блока заканчивается. За свои сорок лет жизни он написал достаточно литературных произведений, с которыми вошел в историю не только русской, но и мировой литературы. Многие талантливые люди не прожив и половины жизни, становятся великими. И Александр Блок яркое тому доказательство.