14.10.2021

Первая морская победа. Крупнейшие морские сражения в истории России (12 фото)


Первая в истории России морская победа русского флота над шведской эскадрой у мыса Гангут (п-ов Ханко, Финляндия), Балтийское море, 9 августа 1714 года

Гангутское сражение между русским и шведским флотами сыграло важную роль в благоприятном для России исходе Северной войны 1700-1721 гг. К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту. В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер и вспомогательных судов с 15-тысячным войском) под командованием генерала-адмирала Ф.М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов) под командованием Г.Ватранга.

Петр I применил тактический маневр. Он решил часть своих галер перебросить в шхерный район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхер бота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншельд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Петр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала и погода. Утром 6 августа (26 июля) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили маневренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора М.Х. Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путем, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 7 августа (27 июля) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнем корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Петр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался и флагманский шведский корабль. Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов в условиях шхерного района, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать маневр противника и навязать ему свою тактику. Высокие морально-боевые качества солдат, матросов и офицеров позволили русскому флоту нанести поражение численно превосходящему шведскому флоту.

Оценивая значение флота для государства, Петр I после победы при Гангуте сказал: "Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет" .

Маврикий Бакуа, Гангутское сражение. Гравюра

9 августа 1714 года у мыса Гангут в ходе Северной войны Русский флот под командованием Петра I одержал над шведами первую в русской истории крупную морскую победу. Теперь в деталях — что за сражение и насколько оно было значимо в истории России. Давайте разбираться.

Что знаем о Гангутском сражении

Гангутское сражение — морское сражение Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга.

Тактический ход Петра I

Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 прам, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.


Картина Алексея Боголюбова

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.


Андрей Лысенко. Пётр I встречает иностранный флот, 2004.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.

В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.

Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.


П. Н. Вагнер, Гангутское сражение

Мифы и неточности

Впрочем, Санкт-Петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа русского флота в Гангутском сражении была обусловлена правильным выбором направления главного удара, умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив, хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил.

Свою роль также сыграли искусное использование метеорологических условий театра боевых действий для организации прорыва гребного флота при штилевой погоде и применение военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противнику).

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.

«ЗА ЭТОТ БОЙ ПЁТР I БЫЛ ПРОИЗВЕДЁН В ВИЦЕ — АДМИРАЛЫ»

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

Прам «Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкской протоке, огибающей Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью).


Модель корабля, Класс С-1. Прам «Элефант», масштаб 1:48, Аркадий Поливкин, Вечеслав Поливкин, г. Витебск.

В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году — вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова.

9 августа — в честь этого события в России официально установлен праздник — День воинской славы.

В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены.

Русские потеряли убитыми 124 человека. Раненых было 342 человека.

В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь.


Пантелеймоновская церковь, улица Пестеля. Санкт-Петербург, фото: Евгений Якушев

В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. (Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).

В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись:

«Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек»

Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений. К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.

Гангутская победа произвела большое впечатление на западные державы. Гангут показал, что родилась ещё одна морская держава, с которой придется считаться. Особенно встревожилась Англия, которая взяла курс на нейтрализацию России в Балтике. Английское правительство, опасаясь, что Россия вынудит Швецию капитулировать и резко усилит свои позиции на Балтийском море, стало оказывать давление на Стокгольм, с целью продолжения войны и угрожать русским своим мощным флотом. С лета 1715 года британская эскадра начнет систематически посещать Балтийское море, стараясь сдержать натиск России на Швецию. Впрочем, это уже другая история…

Гангутское сражение
Гангутское сражение - морское сражение Великой Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.
К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.
В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Г.Ватранга. Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.
Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала и погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман - фрегат «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику.

Силы сторон:
Россия - 99 галер, скампавей и вспомогательных судов, 15-тысячный десант
Швеция - 14 линейных кораблей, 1 провиантшип, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер

Военные потери:
Россия - 127 убитых (8 офицеров), 342 раненых (1 бригадир, 16 офицеров), 232 пленных (7 офицеров). Всего - 701 чел.(в т.ч.- 1 бригадир, 31 офицер), 1 галера - захвачена.
Швеция - 1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота, 361 убитый (9 офицеров), 580 пленных (1 адмирал, 17 офицеров)(из них- 350 раненых). Всего - 941 чел.(в т.ч.- 1 адмирал, 26 офицеров), 116 орудий.

Сражение при Гренгаме
Сражение при Гренгаме - морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.

После Гангутского сражения Англия, озабоченная возрастанием могущества русской армии, образовала военный альянс со Швецией. Однако, демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции. Пётр I, узнав об этом, приказал переместить русский флот от Аландских островов к Гельсингфорсу, а около эскадры оставить несколько лодок для патрулирования. Вскоре одна из этих лодок, попавшая на мель, была захвачена шведами, в результате чего Пётр приказал возвратить флот обратно к Аландским островам.
26 июля (6 августа) русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Ламеланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.

Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.
Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадтского мира.

Силы сторон:
Российская империя - 61 галера и 29 лодок
Швеция - 1 линейный корабль, 4 фрегата, 3 галеры, 3 шхербота, шнява, галиот и бригантина

Военные потери:
Российская империя - 82 убитых (2 офицера), 236 раненых (7 офицеров). Всего - 328 чел.(в т.ч.- 9 офицеров).
Швеция - 4 фрегата, 103 убитых (3 офицера), 407 пленных (37 офицеров). Всего - 510 чел.(в т.ч.- 40 офицеров), 104 орудия, 4 флага.

Чесменское сражение

Чесменское сражение - морское сражение 5-7 июля 1770 года в Чесменской бухте между российским и турецким флотами.

После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от черноморского флота - так называемая Первая архипелагская экспедиция. Две российских эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).

5 июля, бой в Хиосском проливе
После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30-11:45, российский - в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
«Св. Евстафий» под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры «Реал Мустафа» под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта «Реал Мустафы» упала на «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10-15 минут взорвался и «Реал Мустафа». Адмирал Спиридов и брат командующего Фёдор Орлов покинули судно ещё до взрыва. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз. Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

6-7 июля, бой в Чесменской бухте
В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.
В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 17:00 6 июля бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль «Европа», а к 1:00 - «Ростислав», в кильватере которого пришли брандеры.

«Европа», «Ростислав» и подошедший «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступив в бой c турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня «Грома» и/или «Не тронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону, расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только одно из них - 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу - одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Силы сторон:
Российская империя - 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль,
17-19 малых судов, ок. 6500 человек
Османская империя - 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер, 32 малых судна,
ок. 15 000 человек

Потери:
Российская империя - 1 линейный корабль, 4 брандера, 661 человек, из них 636 - при взрыве судна Св. Евстафий, 40 раненых
Османская империя - 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое число мелких судов, ок. 11.000 человек. Захвачены: 1 линейный корабль, 5 галер

Роченсальмские сражения

Первое Роченсальмское сражение - морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 13 (24) августа 1789 года на рейде шведского города Роченсальм и завершившееся победой русского флота.
22 августа 1789 года шведский флот общим числом 49 кораблей под командованием адмирала К. А. Эренсверда укрылся на Роченсальмском рейде среди островов возле современного финского города Котка. Шведы перегородили единственный доступный для крупных судов пролив Роченсальм, затопив там три судна. 24 августа 86 русских кораблей под командованием вице-адмирала К. Г. Нассау-Зигена начали атаку с двух сторон. Южный отряд под командованием генерал-майора И. П. Балле в течение нескольких часов отвлекал на себя основные силы шведов, в то время как с севера пробивались основные силы русского флота под командованием контр-адмирала Ю. П. Литты. Корабли вели огонь, а особые команды матросов и офицеров прорубали проход. Через пять часов Роченсальм был расчищен, и русские ворвались на рейд. Шведы потерпели поражение, потеряв 39 кораблей (в том числе адмиральский, захваченный в плен). Потери русских составили 2 корабля. В сражении отличился командующий правым крылом русского авангарда Антонио Коронелли.

Силы сторон:
Россия - 86 кораблей
Швеция - 49 кораблей

Военные потери:
Россия -2 корабля
Швеция - 39 кораблей

Второе Роченсальмское сражение - морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 9-10 июля 1790 года на рейде шведского города Роченсальм. Шведские военно-морские силы нанесли сокрушительное поражение российскому флоту, что привело к окончанию практически уже выигранной Россией русско-шведской войны на невыгодных для русской стороны условиях.

Попытка штурма Выборга, предпринятая шведами в июне 1790 года, не увенчалась успехом: 4 июля 1790 года шведский флот, блокированный русскими судами в Выборгском заливе, вырвался из окружения ценой значительных потерь. Отведя галерный флот к Роченсальму (основной состав парусных боевых судов, уцелевших при прорыве выборгской блокады, ушёл на ремонт в Свеаборг), Густав III и флаг-капитан подполковник Карл Улоф Кронштедт начали подготовку к предполагаемой атаке русских. 6 июля были сделаны окончательные распоряжения об организации обороны. На рассвете 9 июля 1790 года, в виду приближающихся русских судов, был отдан приказ к началу сражения.
В отличие от первого Роченсальмского сражения, русские решили прорываться на шведский рейд с одной стороны Роченсальмского пролива. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген подошёл к Роченсальму в 2 часа ночи и в 9 часов утра, без предварительной разведки, начал бой - вероятно, желая сделать подарок императрице Екатерине II ко дню восшествия на престол. С самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, закрепившегося на роченсальмском рейде мощным Г-образным якорным строем - несмотря на значительное превосходство русских в личном составе и корабельной артиллерии. В первый день сражения русские корабли атаковали южный фланг шведов, но были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, а также стоявшими на якоре шведскими галерами и канонерскими лодками.

Затем шведы, умело маневрируя, переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. В ходе панического отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами, затонуло или опрокинулось. Несколько русских парусных судов, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен или сожжено.

Утром следующего дня шведы закрепили свою диспозицию новой успешной атакой. Остатки русского флота были окончательно отогнаны от Роченсальма.
Вторая битва при Роченсальме стоила российской стороне около 40 % балтийского флота береговой обороны. Сражение считается одной из крупнейших военно-морских операций (в отношении количества задействованных судов) во всей военно-морской истории; большее количество боевых кораблей - если не принимать в расчёт данные античных источников о битвах при острове Саламин и мысе Экном - приняло участие только в сражении в заливе Лейте 23-26 октября 1944 года.

Силы сторон:
Российская империя - 20 линейных кораблей, 23 галеры и шебеки, 77 боевых шлюпов, ≈1400 орудий, 18 500 человек
Швеция - 6 линейных кораблей, 16 галер, 154 боевых шлюпа и канонерских лодки, ≈1000 орудий, 12 500 человек

Военные потери:
Российская империя - более 800 убитых и раненых, более 6000 пленных, 53-64 судна (в основном галеры и канонерские лодки)
Швеция - 300 убитых и раненых, 1 галера, 4 малых судна

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея)

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) - морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова и турецкой под командованием Гасана-паши. Произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Гасан-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Черном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Гасан-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.
Утром 28 августа турецкий флот, состоящий из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. И вдруг со стороны Севастополя Гасан обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Гасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата - «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф.Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть Гасан-пашинского корабля разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.
На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги еще не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира - капитана М.Н. Нелединского - помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направил свой курс к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Гаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г.К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним - «Преображение Господне» и еще несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружен, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошел к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг. Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею.

Силы сторон:
Российская империя - 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов, 830 пушек
Османская империя - 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, 1400 пушек

Потери:
Российская империя - 21 убитый, 25 раненых
Османская империя - 2 корабля, более 2 тыс. убитых

Сражение при Калиакрии

Сражение при Калиакрии - последнее морское сражение Русско-турецкой войны 1787-1791 между флотами России и Османской империи, состоявшееся 31 июля (11 августа) 1791 года в Черном море у мыса Калиакра (северная Болгария).

Российский флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова в составе 15 линейных кораблей, 2 фрегатов и 19 меньших судов (990 пушек) вышел из Севастополя 8 августа 1791 года, и в полдень 11 августа обнаружил турецко-алжирский флот под командованием Хуссейн-паши в составе 18 линейных кораблей, 17 фрегатов (1 500-1 600 пушек) и большого количества меньших судов на якоре недалеко от мыса Калиакра в северной Болгарии. Ушаков построил свои корабли в три колонны, с северо-востока, между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи. Сеит-Али, командующий алжирским флотом, поднял якорь и последовал на восток, за ним последовал Хуссейн-паша с 18 линейными кораблями.
Российский флот повернул на юг, сформировав одну колонну и затем атаковал отступающий флот противника. Турецкие корабли получили повреждения и в беспорядке бежали с поля боя. Сеит-Али был тяжело ранен в голову. Потери русского флота:17 человек погибло, 28 ранено и только один корабль был тяжело повреждён.

Битва приблизила окончание Русско-турецкой войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Силы сторон:
Российская империя - 15 линейных кораблей, 2 фрегата, 19 вспомогательных кораблей
Османская империя - 18 линейных кораблей, 17 фрегатов, 48 вспомогательных кораблей, береговая батарея

Потери:
Российская империя - 17 убитых, 28 раненых
Османская империя - Неизвестно

Синопское сражение

Синопское сражение - разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием адмирала Нахимова. Некоторые историки рассматривают его как «лебединую песню» парусного флота и первое сражение Крымской войны. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Это нападение послужило для Великобритании и Франции поводом для объявления войны России.

Вице-адмирал Нахимов (84-пушечные линейные корабли «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав») был послан князем Меншиковым в крейсерство к берегам Анатолии. Были сведения, что турки в Синопе готовят силы для высадки десанта у Сухума и Поти. Подойдя к Синопу, Нахимов увидел в бухте отряд турецких кораблей под защитою 6-ти береговых батарей и решился тесно блокировать порт, чтобы с прибытием из Севастополя подкреплений атаковать неприятеля.
16 (28) ноября 1853 к отряду Нахимова присоединилась эскадра контр-адмирала Ф. М. Новосильского (120-пушечные линейные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», фрегаты «Кагул» и «Кулевчи»). Турки могли быть усилены союзным англо-французским флотом, расположенном в бухте Бешик-Кертез (пролив Дарданеллы). Решено было атаковать 2-мя колоннами: в 1-й, ближайшей к неприятелю - корабли отряда Нахимова, во 2-й - Новосильского, фрегаты же должны были под парусами наблюдать за неприятельскими пароходами; консульские дома и вообще город решено было по возможности щадить, поражая лишь суда и батареи. Впервые предполагалось использовать 68-фунтовые бомбические орудия.

Утром 18 ноября (30 ноября) шел дождь при порывистом ветре от OSO, самом неблагоприятном для завладения турецкими судами (они легко могли выброситься на берег).
В 9.30 утра, держа гребные суда у бортов кораблей, эскадра направилась к рейду. В глубине бухты 7 турецких фрегатов и 3 корвета расположены были лунообразно под прикрытием 4-х батарей (одна - 8-орудийная, 3 - по 6 орудий каждая); за боевой линией стояли 2 парохода и 2 транспортных судна.
В 12.30 часа дня по 1-му выстрелу с 44-пушечного фрегата «Аунни-Аллах» был открыт огонь со всех турецких судов и батарей.
Линейный корабль «Императрица Мария» засыпан был снарядами, большая часть его рангоута и стоячего такелажа перебита, у грот-мачты осталась нетронутою только одна ванта. Однако корабль безостановочно шел вперед и, действуя батальным огнём по неприятельским судам, отдал якорь против фрегата «Аунни-Аллах»; последний, не выдержав получасового обстрела, выбросился на берег. Тогда русский флагманский корабль обратил свой огонь исключительно на 44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который скоро загорелся и также выбросился на берег. После этого действия корабля «Императрица Мария» сосредоточились на батарее №5.

Линейный корабль «Великий князь Константин», встав на якорь, открыл сильный огонь по батарее №4 и 60-пушечному фрегатам «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер»; первый был взорван через 20 минут после открытия огня, осыпав обломками и телами моряков батарею №4, которая затем почти перестала действовать; второй был выброшен ветром на берег, когда у него была перебита якорная цепь.
Линейный корабль «Чесма» своими выстрелами снёс батареи №4 и №3.

Линейный корабль «Париж», стоя на якоре, открыл батальный огонь по батарее №5, корвету «Гюли-Сефид» (22-пуш.) и фрегату «Дамиад» (56-пуш.); затем, взорвав корвет и отбросив на берег фрегат, стал поражать фрегат «Низамие» (64-пуш.), фок- и бизань-мачты которого были сбиты, а самое судно сдрейфовало к берегу, где вскоре загорелось. Тогда «Париж» снова начал обстреливать батарею №5.

Линейный корабль «Три Святителя» вступил в борьбу с фрегатами «Каиди-Зефер» (54-пуш.) и «Низамие»; первыми неприятельскими выстрелами у него перебило шпринг, и корабль, повернувшись по ветру, подвергся меткому продольному огню батареи №6, причем сильно пострадал его рангоут. Снова заворотив корму, он очень удачно стал действовать по «Каиди-Зеферу» и другим судам и принудил их броситься к берегу.
Линейный корабль «Ростислав», прикрывая «Три Святителя», сосредоточил огонь на батарее №6 и на корвете «Фейзе-Меабуд» (24-пуш.), и отбросил корвет на берег.

В 1 ½ ч. дня показался из-за мыса русский пароходофрегат «Одесса» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В. А. Корнилова, в сопровождении пароходофрегатов «Крым» и «Херсонес». Эти суда немедленно приняли участие в бою, который, однако, уже близился к концу; силы турок очень ослабели. Батареи №5 и №6 продолжали беспокоить русские корабли до 4-х часов, но «Париж» и «Ростислав» вскоре разрушили их. Между тем остальные турецкие суда, зажжённые, по-видимому, своими экипажами, взлетали на воздух один за другим; от этого в городе распространился пожар, который некому было тушить.

Около 2 часов турецкий 22-пушечный пароходофрегат «Таиф», вооружение 2-10 дм бомбических, 4-42 фн., 16-24 фн. орудий, под командованием Яхья-бея, вырвался из линии турецких судов, терпевших жестокое поражение, и обратился в бегство. Пользуясь преимуществом в скорости хода «Таифа», Яхья-бей сумел уйти от преследующих его русских кораблей (фрегаты «Кагул» и «Кулевчи», затем пароходофрегатов отряда Корнилова) и сообщить в Стамбул о полном истреблении турецкой эскадры. Капитан Яхья-бей, ожидавший награду за спасение корабля, был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение».

Силы сторон:
Российская империя - 6 линейных кораблей, 2 фрегата, 3 парохода, 720 корабельных орудий
Османская империя - 7 фрегатов, 5 корветов, 476 корабельных пушек и 44 на береговых батареях

Потери:
Российская империя - 37 убитых, 233 раненых, 13 орудий
Османская империя - 7 фрегатов, 4 корвета, >3000 убитых и раненых, 200 пленных, в том числе адмирал Осман-паша

Цусимское сражение

Цусимское морское сражение - морская битва 14 (27) мая 1905 года - 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904-1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырём удалось дойти до русских портов. Сражению предшествовал изнурительный, беспримерный в истории паровых флотов 18 000-мильный (33 000-километровый) переход большой, разнотипной по корабельному составу, русской эскадры из Балтийского моря на Дальний Восток.


Вторая русская Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского была сформирована на Балтике и была предназначена для усиления Первой Тихоокеанской эскадры, которая базировалась в Порт-Артуре на Желтом море. Начав свой путь в Либаве, эскадра Рожественского к середине мая 1905 года добралась до берегов Кореи. К тому времени Первая Тихоокеанская эскадра уже была практически уничтожена. В руках русских на Тихом океане оставался только один полноценный военно-морской порт - Владивосток и подходы к нему были прикрыты сильным японским флотом. В составе эскадры Рожественского находились 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, один броненосный крейсер, 8 крейсеров, один вспомогательный крейсер, 9 эсминцев, 6 транспортов и два госпитальных судна. Артиллерийское вооружение русской эскадры составляли 228 орудий, 54 из них - калибра от 203 до 305 мм.

14 (27) мая Вторая Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив с целью прорваться во Владивосток, и была обнаружена японским дозорным крейсером «Идзуми». Командующий японским флотом адмирал Х. Того к этому времени располагал 4 эскадренными броненосцами, 8 броненосными крейсерами, 16 крейсерами, 6 канонерскими лодками и кораблями береговой обороны, 24 вспомогательными крейсерами, 21 эсминцем и 42 миноносцами, вооруженными в общей сложности 910 орудиями, из которых 60 имели калибр от 203 до 305 мм. Японский флот был разделен на семь боевых отрядов. Того немедленно начал развертывание своих сил с целью навязать бой русской эскадре и уничтожить ее.

Русская эскадра шла по Восточному проходу Корейского пролива (Цусимский пролив), оставляя по левому борту остров Цусиму. Ее преследовали японские крейсера, следовавшие в тумане параллельно курсу русской эскадры. Русские обнаружили японские крейсера около 7 часов утра. Рожественский, не начиная бой, перестроил эскадру в две кильватерные колонны, оставив в арьергарде транспорты и прикрывавшие их крейсера.

В 13 часов 15 минут на выходе из Цусимского пролива были обнаружены главные силы японского флота (броненосцы и броненосные крейсера), которые стремились пересечь курс русской эскадры. Рожественский стал перестраивать корабли в одну кильватерную колонну. Во время перестроения дистанция между кораблями противников сократилась. Закончив перестроение, русские корабли в 13 часов 49 минут с дистанции 38 кабельтовых (свыше 7 км) открыли огонь.

Японские корабли открыли ответный огонь через три минуты, сосредоточив его на головных русских кораблях. Используя превосходство в эскадренной скорости (16-18 узлов против 12-15 у русских), японский флот держался впереди русской колонны, пересекая ее курс и стремясь охватить ее головную часть. К 14 часам дистанция уменьшилась до 28 кабельтовых (5,2 км). Японская артиллерия имела большую скорострельность (360 выстрелов в минуту против 134 у русской), японские снаряды по фугасному действию превосходили русские в 10-15 раз, бронирование русских кораблей было слабее (40% площади против 61% у японцев). Это превосходство предрешило исход боя.

В 14 часов 25 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» вышел из строя, Рожественский был ранен. Еще через 15 минут погиб экскадренный броненосец «Ослябя». Потерявшая руководство русская эскадра продолжала идти в колонне на север, дважды меняя курс, чтобы увеличить дистанцию между собой и противником. В ходе боя японские корабли последовательно сосредоточивали огонь по головным кораблям, стараясь именно их вывести из строя.

После 18 часов командование было передано контр-адмиралу Н. И. Небогатову. К этому времени уже погибли четыре эскадренных броненосца, все корабли русской эскадры были повреждены. Японские корабли также имели повреждения, но ни один не был потоплен. Шедшие отдельной колонной русские крейсера отражали атаки японских крейсеров; в бою погибли один вспомогательный крейсер «Урал» и один транспорт.

В ночь на 15 мая японские миноносцы неоднократно атаковали русские корабли, выпустив 75 торпед. В результате затонул броненосец «Наварин», команды трех потерявших управление броненосных крейсеров были вынуждены затопить свои корабли. Японцы в ночном бою потеряли три миноносца. В темноте русские корабли потеряли связь между собой и далее действовали самостоятельно. Под командованием Небогатова остались лишь два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один крейсер.
Часть кораблей и отряд Небогатова пытались все же прорваться к Владивостоку. Три крейсера, в том числе «Аврора», ушли на юг и добрались до Манилы, где были интернированы. Отряд Небогатова был окружен японскими кораблями и сдался противнику, но крейсер «Изумруд» сумел прорвать окружение и уйти к Владивостоку. В заливе святого Владимира он сел на мель и был взорван командой. Японцам сдался также эсминец «Бедовый» с раненым Рожественским.

15 (28) мая в бою погибли сражавшиеся самостоятельно один броненосец, один броненосец береговой обороны, три крейсера и один эсминец. Три эсминца были потоплены своими экипажами, а один эсминец ушел в Шанхай, где был интернирован. Во Владивосток прорвались лишь крейсер «Алмаз» и два эсминца. В целом русский флот потерял в Цусимском сражении 8 эскадренных броненосцев, один броненосный крейсер, один броненосец береговой обороны, 4 крейсера, один вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. Два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один миноносец сдались в плен японцам.

Силы сторон:
Российская империя - 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 3 броненосных крейсера (2 устаревших), 6 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 2 госпитальных судна, 6 вспомогательных судов
Японская империя - 4 броненосца 1 класса, 2 броненосца 2 класса (устаревших), 9 броненосных крейсеров (1 устаревший), 15 крейсеров, 21 эсминец, 44 миноносца, 21 вспомогательный крейсер, 4 канонерские лодки, 3 авизо, 2 госпитальных судна

Потери:
Российская империя - 21 корабль потоплен (7 броненосцев), 7 кораблей и судов захвачено в плен, 6 судов интернировалось, 5045 человек убито, 803 ранено, 6016 взято в плен
Японская империя - 3 миноносца потоплено, 117 человек убито, 538 ранено

Одним из наиболее драматических эпизодов Северной войны, в результате которой Россия прорубила своё знаменитое «окно в Европу», явилось Гангутское морское сражение. Оно стало первой победой России над непобедимым шведским флотом. В память о нём учреждён праздник - День воинской славы России, который отмечается ежегодно 9 августа, в годовщину сражения.

Противостояние флотов двух держав

К весне 1714 года Россия овладела всем югом Финляндии и значительной частью её центральной территории. Но одних сухопутных завоеваний было недостаточно. Для выхода к необходима была победа над шведским флотом, беспрепятственно контролировавшим его акваторию. Именно эта задача и была поставлена Петром I перед командованием российской эскадры.

В июне возникла необходимость в укреплении сил гарнизона, охранявшего захваченный русскими войсками порт Абу, являвшийся важным стратегическим объектом. С этой целью к берегам Гангута была направлена флотилия из девяноста девяти гребных кораблей под командованием Ф. М. Апраксина. В её состав входили шестьдесят семь галер и тридцать две скампавеи (небольшие суда для перевозки десанта). Шведы ожидали появления в этом районе российских кораблей, и им наперехват выдвинулся весь их военный флот во главе с вице-адмиралом Густавом Ватрангом - опытным флотоводцем, до тонкостей изучившим военное дело.

Гангутское сражение - поединок гребного и парусного флота

В отличие от российской гребной флотилии, на вооружении шведов находились в основном что создавало значительные преимущества, но в то же время ставило в зависимость от погодных условий. Среди кораблей неприятеля были три фрегата, пятнадцать два бомбардирских галиота и девять крупных галер. Таким образом, на стороне шведов был явный перевес сил, что заставило Ф. М. Апраксина отступить в Тверминнскую бухту и провести под прикрытием её островов почти месяц.

Получив известие о западне, в которую попала российская флотилия, Пётр I поспешил им на помощь. Возглавляемая им эскадра вышла из Ревеля и 20 июля подошла к Гангуту. Желая остаться инкогнито, император скрыл своё настоящее имя под псевдонимом Петра Михайлова. Здесь, перед лицом неприятеля, он показал себя как выдающийся флотоводец. Гангутское морское сражение стало триумфом русского флота благодаря составленному им дерзкому и оригинальному плану.

Тактический ход Петра I

Воспользовавшись географическими особенностями полуострова, Пётр I сумел тактически переиграть шведского вице-адмирала. Он инициировал постройку в самой узкой его части, находившейся напротив гавани, в которой была заперта флотилия Апраксина, так называемую переволоку. Она представляла собой бревенчатый настил длиной два километра, тянущийся от одного берега к другому и позволявший перетащить по нему блокированные корабли на другую сторону полуострова в залив Рилакс-фиорд. Реализация такого плана позволила бы освободить флотилию из блокады.

Получив от разведчиков эти сведения, Густав Ватранг немедленно разделил свои силы на две части и направил в акваторию Рилакс-фиорда военную флотилию, которой командовал контр-адмирал Н. Эреншельд. В его задачу входило уничтожение огнём своей артиллерии русской флотилии во время её переправки через перешеек. Вторая группа судов, которой командовал вице-адмирал Лиллье, должна была, по его замыслу, атаковать главные силы русских. Такое решение было вполне логичным, но тем не менее содержало в себе ошибку, ставшую для шведского флота роковой.

Прорыв русской эскадры

Этим разделением сил противника и воспользовался российский император. Погода в тот день - 6 августа - стояла безветренная, а штиль, как известно, лишает парусные суда их главного преимущества - маневренности. Благодаря этому подарку судьбы эскадра российских судов, которой командовал М. Х. Змаевич, начала прорыв и на вёслах обогнула шведские корабли, стоявшие с бессильно повисшими парусами. Шведы могли лишь в немой ярости взирать на ускользающего противника, так как значительная дистанция между ними и российскими кораблями не позволяла использовать артиллерию.

Вслед за первым отрядом прорвался и второй, состоявший из 15 кораблей. Совершив этот манёвр, отряд Змаевича обогнул полуостров и, к полной неожиданности шведов, окружил их корабли, ожидавшие сухопутной переправы русской флотилии. Далее Ватранг явно запаниковал. Он весьма опрометчиво отозвал отряд кораблей, блокировавших флотилию Апраксина, по-прежнему находившуюся в Тверминнской бухте. Тем самым он открыл прибрежный фарватер и дал блокированным судам возможность, соединившись с основными силами гребного флота, прорваться к авангарду флота.

Как разворачивалось Гангутское сражение

Навсегда сохранит в своих анналах свидетельства незаурядного тактического мастерства и личного мужества российских моряков. Из документов тех лет известно, что днём корабли, входившие в состав отряда Эреншельда и группировавшиеся у северного побережья полуострова, были атакованы авангардом российского флота.

Шведский вице-адмирал построил их вогнутой линией, края которой достигали островов. Это давало им определённые преимущества для использования артиллерии и помогло отбить две первые атаки. Но третья была для них роковой. Она была предпринята против флангов и тем самым не позволила противнику в полном объёме воспользоваться преимуществами своей артиллерии.

Последний абордажный бой, ставший победой

Любопытный факт: Гангутское сражение при Петре 1 явилось последним, исход которого был определён абордажным боем. Известно, что в тот день российский император сам устремился на абордаж, и, вскарабкавшись по канату на борт вражеского корабля, являл собой пример мужества и героизма. Вскоре все вражеские суда были захвачены, а те члены их экипажей, кому посчастливилось остаться в живых, взяты в плен.

Гангутское морское сражение (1714 год) завершилось захватом флагманского шведского корабля "Элефант". Кроме него, трофеями россиян стали ещё десять судов, находившихся под командованием вице-адмирала Эреншельда. Некоторым их кораблям всё же удалось вырваться и уйти к Аландским островам. В плен был взят и сам Эреншельд. Хотя в этот день счастье отвернулось от старого морского волка, он не запятнал себя позором и, будучи семь раз ранен, сдался русским морякам, лишь подчинившись неизбежности.

Факторы, послужившие российской победе

Современные исследователи называют основные факторы, из которых сложилась победоносная история Гангутского сражения. Кратко их можно обозначить как смекалку, проявленную командованием русской флотилии, блестящее тактическое мышление, позволившее использовать преимущества лёгкого гребного флота перед парусным - более мощным, но менее мобильным, и личные выдающиеся флотоводческие качества императора Петра Великого.

До сих пор у исследователей нет единого мнения о количестве атак, предпринятых русскими моряками против шведского флота. Версия, изложенная выше, основана на свидетельстве историков побеждённой стороны, и вызывает некоторые сомнения. Есть основания полагать, что в действительности атака была всего одна, а две остальных являются выдумкой шведов, желавших хоть как-то поддержать пошатнувшийся тогда престиж своего флота и показать, что победа досталась русским дорогой ценой.

Значение победы при Гангуте

Таким образом, в тот день ещё только формирующимся российским флотом было выиграно его первое морское сражение. При Гангуте Россия показала себя зарождающейся новой могучей морской державой. Это значительно подняло её престиж среди других европейских государств и позволило вести на равных переговоры с монархами ведущих стран мира. Кроме того, выигранное в 1714 г Гангутское морское сражение существенно повлияло на общий ход Северной войны.

Благодаря этой победе сухопутные российские силы получили возможность беспрепятственно действовать на побережье Финского и Ботнического заливов. И хотя до полного разгрома Швеции оставалось ещё семь лет, но после Гангутское морское сражение − первая крупная победа на море - показало всему миру необратимость процесса становления России как одной из законодательниц мировой политики.

Триумф победителей

В сентябре 1714 года победители вернулись в Санкт-Петербург. Здесь они были встречены толпами восторженных граждан и прошли торжественным маршем под сводами специально возведённой Триумфальной арки. Её венчало изображение российского орла, сидящего верхом на слоне. Слон - именно так переводится название шведского флагманского корабля «Элефант». Довершала аллегорию ироническая надпись: «Русский орёл мух не ловит».

За Гангутское морское сражение Пётр I удостоился звания вице-адмирала, что было вполне заслужено, учитывая его ведущую роль в командовании флотом и умении принимать грамотные решения в условиях сложной тактической обстановки. Награды получили и многие другие участники этой баталии.

Сразу по возвращении экипажей в столицу была отчеканена тысяча матросских медалей «За победу при Гангуте», но, по свидетельству современников, их не хватило для награждения всех отличившихся в бою, и в последующие два года это число было утроено. Специальные награды были выпущены и для офицерского состава. Россия чтила героев, благодаря которым было выиграно Гангутское сражение. Морская сила державы недаром всегда считалась важнейшей составляющей её обороноспособности.

Пленные корабли

Трофейные корабли шведов были доставлены в Санкт-Петербург. Их разместили для общего обозрения вдоль Кронверкской протоки, с севера отделяющей Петропавловскую крепость от той части берега, где сегодня расположен Артиллерийский музей. Среди них оказался и знаменитый флагман "Элефант".

Пётр I очень дорожил им как памятью о славной победе, и повелел не использовать впредь для военных действий, а, отремонтировав, вытащить на берег и сделать из него нечто вроде мемориала. Так и поступили. Когда-то грозный боевой корабль простоял на берегу вплоть до 1737 года, пока, окончательно сгнивший, не был разобран на дрова.

Церковь - мемориал славы моряков

Гангутское морское сражение унесло жизни многих российских, но ещё больше шведских моряков. Среди них погибшими числятся 361 человек и 350 получили ранения. Среди российских моряков смертью храбрых погибли 124 человека и 342 были ранены. В честь их победы, одержанной в день, когда православная церковь отмечает память святого Пантелеймона, в Санкт-Петербурге была построена церковь. На её фасаде укрепили памятные мраморные доски, где указывались морские и сухопутные соединения, принимавшие участие в сражении.

Церковь в период 1735-1739 гг. перестраивалась под руководством известного российского зодчего И. К. Коробова и дошла до нас в обновлённом виде. Многим знакомо это здание, находящееся в центре города на углу улицы Пестеля и Соляного переулка. Так было увековечено памятником архитектуры Гангутское сражение − первая морская победа России.

Морские бои за Гренгам и оборона Ханки

Та же церковь служит памятником ещё одной славной победе русского флота, одержанной в 1720 году в сражении со шведскими кораблями за остров Гренгам. Гангут стал свидетелем героизма россиян и в годы Великой Отечественной войны. К тому времени он стал называться полуостров Ханка. Навсегда вошла в историю его оборона, начавшаяся в первые дни после нападения Германии на нашу страну и продолжавшаяся 164 дня. О них напоминает расположенная напротив церкви святого Пантелеймона, на противоположной стороне улицы Пестеля.

Часть 1. Архипелагская авантюра

Почти каждый военный моряк скажет, что три белые полоски на гюйсе (воротнике) его формы – это три великие победы Российского флота: Гангут, Чесма и Синоп. И окажется не прав. Эти полоски ничего не означают, в 1822 году воротник форменки украшала всего одна полоска, и лишь в 1888-м их стало три. Почему три? Просто так красивее, да и почти во всех флотах к тому времени было именно так.

Но вот если спросить у случайных прохожих и даже у моряков: а где была Чесменская битва, и какой флот в ней участвовал? Уверен, что абсолютное большинство ответит неправильно: кто-то начнёт говорить про Чёрном море и Черноморский флот, кто-то вспомнит Ушакова, кто-то вообще пожмёт плечами… А ведь это великая и славная победа русского флота – пожалуй, самая славная во всей его трёхвековой истории.

Пролог

Ноябрь 1764 года. В порту Ливорно на севере Италии бросил якорь фрегат «Надежда Благополучия». С собой он привёз чугун, тульские пряники, самовары. Фрегат под российским торговым флагом, с наглухо скрытыми 34 орудиями, постоял с полгода, забрал груз макарон, пряностей, чего-то еще… и отправился в обратный путь. Для всего мира это непримечательное событие – ну, подумаешь, фрегат прибыл с товарами — уже вовсю ведётся торговля с Новым Светом!.. Но для Российской империи того времени это событие было совсем не обыденным. Дело в том, что русские корабли дальше Балтийского моря ещё не ходили — за исключением, разве что, корабля «Арманд», который прибыл в 1717 году в Далмацию для «начала сношения с южными славянами»… А тут боевой фрегат, возглавляемый капитаном 1-го ранга Ф.С.Плещеевым, пусть и под торговым флагом. Официально цель экспедиции — установление торговых отношений морем. Фрегат был зафрахтован паевым обществом Тульского купца Васильева; примечательно, что в составе пайщиков общества числилась сама императрица Екатерина II.

Истинной целью этой экспедиции было проведение разведки морского пути, закупки морских карт, изучение акваторий и возможных мест стоянки. Дело в том, что в то время Россия вела приготовления к войне с Османской империей, но имела только Балтийский флот: Чёрное море всё ещё оставалось в руках турок

На случай боевых действий готовился план, масштабы которого даже сегодня трудно оценить, но и тогда это была настоящая авантюрна. План разработали братья Алексей и Григорий Орловы, а его сутью было намерение «поджечь Османскую империю со всех сторон». То есть с одной стороны — наземная операция на юге Балкан, а с другой — отправка Балтийского флота вокруг Европы в Средиземное море. Далее планировалось высадить десант в Морее (так тогда назывался полуостров Пелопоннес) и поднять восстание православных народов против угнетателей-османов. Флот должен был поддержать восстание боевыми действиями с моря.

Все просто… кроме одного. Флот в то время, по выражению императрицы, был «больше похож на флот для ловли сельди», чем на боевую силу. Да и дальше Балтийского моря наши корабли не ходили.

Вот поэтому-то и отправился военный фрегат на Средиземное море. Место его стоянки – порт Ливорно — было выбрано не случайно. Во-первых, в этом городе толерантно относились ко всем иноземцам и иноверцам; во-вторых, именно в Ливорно обосновал свой штаб граф Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины Григория Орлова. Сюда со всей Европы стекалась разведывательная информация о состоянии турецкой армии, о настроениях среди греков — в общем, всё, что нужно было для осуществления задуманной авантюры. Алексей Орлов, официально находясь в Ливорно на лечении, жил на широкую ногу: содержал свой театр, давал маскарады и балы, то есть вёл светский образ жизни того времени. Хотя министерство иностранных дел того времени во главе с графом Никитой Паниным очень ревниво относилось к расходам на «дипломатическую» деятельность члена Тайного совета графа Алексея Орлова. Что поделаешь, в России всегда была ревность между смежными министерствами и ведомствами…

По морю в Морею

И вот час «Ч» настал. Султан Мустафа III, подогреваемый французской дипломатией, объявил войну России. Повод был формальный – случайный набег казаков на селение, входившее в Османскую империю, но так или иначе в 1768 году боевые действия начались.

После достаточно бурных споров Екатерина II решила отправить десант и оружие в Грецию морем – как это и предусматривалось планом братьев Орловых. Учли опыт плавания фрегата «Надежда Благополучия» — назначенные в дальнее плавание корабли почти семь месяцев обивали войлоком и ещё одним рядом дубовых досок, «дабы черви морские из южных морей не проели корпус». Первую Архипелагскую экспедицию возглавил адмирал Спиридов. Ему были даны все полномочия, офицерам и матросам выплачено жалование за четыре месяца вперёд, и 18 июля 1769 года (здесь и далее все даты по старому стилю) флот «о семи кораблях, одного бомбардирского, одного фрегата, четырёх пинков, двух пакетботов и трёх гальетов» вышел в море.

Путешествие из Кронштадта в Морею — это, пожалуй, тема отдельной истории. Оно продолжалось более девяти месяцев — втрое дольше, чем плавание фрегата «Надежда Благополучия». Из 15 судов ровно треть не дошла даже до Англии, а у Порт-Магона (Маона в современном написании) на острове Менорка в Средиземном море из своей эскадры Спиридов увидел лишь четыре линейных корабля и четыре фрегата. Сам адмирал на своем флагманском «Евстафии» пришёл 18 ноября 1769 года первым, но потом в течение нескольких месяцев приходилось поджидать отставшие и чинившиеся суда.

За первые же два месяца плавания (и притом сравнительно тёплых месяца - от конца июля до конца сентября) Спиридов потерял сто человек умершими и около 500 тяжело больными. Только во время остановки в английском порту Гулль (Халл), то есть за три недели с небольшим, умерло еще 83 человека.

Состав экспедиции был интернациональным: к английским и датским офицерам в Копенгагене прибавилось 700 датских матросов — взамен умерших или заболевших. Из русских матросов много было бывших крестьян из глубины, никогда до поступления на службу не видевших моря.

Мы не будем здесь останавливаться на быте тогдашних моряков, в качестве примера приведём только один интересный факт. Для того, чтобы бороться с цингой, использовалось так называемое «еловое пиво» — водка, настоянная на еловом сусле (известный сегодня английский рецепт одноимённого напитка несколько отличается от нашего). Заметим, что дело происходило ещё до похода Кука, а ведь, как известно, именно там было определено, что причиной цинги является нехватка витамина С!

Андреевский флаг в Архипелаге

К весне 1770 года флот прибыл к берегам Мореи. Почти сразу же был взят стратегический порт – Наварин. На волне всеобщего ликования греки и русский десант во главе с майором графом Долгоруким брали одно поселение за другим. Казалось, партия Орловых может праздновать победу – план удается. Турки не ожидали прихода русской эскадры, считая это бреднями, и потому удар с тыла застал их врасплох… Но греки оказались ненадежными союзниками. Не готовые к настоящим боевым действиям и боясь за свои семьи, они отступили, как только на полуострове появились османские янычары. Сказалась также нехватка оружия и боеприпасов. И теперь уже завистники партии Орловых могли потирать руки…

Однако произошло ещё одно событие. Через полгода вслед за первой экспедицией была выслана вторая. Она состояла из пяти кораблей, двух фрегатов и двух транспортов с десантом. Возглавлял её шотландец на службе у российской короны – контр-адмирал Эльфинстон. В то время Британия считалась союзницей Российской империи и всячески помогала ей в борьбе с турками – ведь это вредило Франции, так как ослабляло влияние последней на Османскую империю. Эльфинстон получил от императрицы грамоту на крейсирование акватории противника, а точнее, разрешение на корсарство или, по-другому, пиратство.

Так вот Эльфинстон, преисполненный желания заработать (читай пограбить), только войдя в воды Средиземного моря и узнав, что где-то рядом стоит турецкий флот, спешно высадил десант и отправился на поиски противника. Через несколько дней он нагнал 15 вражеских кораблей и сходу бросился в бой.

В истории всегда есть место настоящим героям. Их все знают, их славят, они обычно наделены всеми положительными качествами: мужеством, отвагой, преданностью в деле служения Родине и далее по списку. Но иногда и жажда наживы вкупе с тщеславием могут являться мотивом для совершения подвига. Эльфинстон никак не соответствовал представлениям о настоящем герое и был полной противоположностью осторожному и ревностному служаке Спиридову. По словам Екатерины Великой, он «принадлежал к той категории людей, которая повинуется первому порыву и не думает о последствиях». Франт, гуляка, отчаянный и дерзкий, жаждущий славы, денег и приключений. Но, наверное, именно его безрассудный поступок (а можно сказать, и подвиг) положил начало цепочки событий, которые в итоге привели к Чесменской виктории.

Итак, Эльфинстон с отрядом из пяти кораблей бросился в бой с эскадрой, численно втрое его превышающей. И каково же было его удивление, когда противник уклонился от решающей схватки и предпочёл отойти. Точнее, наступил полный штиль, и турки отбуксировали свои корабли гребными судами подальше от отчаянных русских. Они приняли эскадру Эльфинстона за авангардный отряд Российского флота и подумали, что если 5 линейных кораблей — это лишь авангард, то каков же тогда ВЕСЬ флот!!!

Высаженный Эльфинстоном десант соединился с основными силами, но положение повстанцев и русских войск к этому моменту было уже хуже некуда. Противостоять наступлению турок на суше союзники не могли – приходилось отступать и срочно готовить эвакуацию местных жителей и десанта на корабли. Положение партии Орлова можно охарактеризовать как полный провал замыслов. И тут ещё выясняется, что выскочка-шотландец своим безумным поступком может либо погубить вверенный ему и так необходимый Спиридову флот, либо стать героем! И если последнее, то всю славу он заберёт себе. Поэтому Спиридов срочно отбывает на поиски эскадры Эльфинстона для воссоединения с ним и ведения совместных действий. Орлов с кораблем «Три Иерарха», фрегатом «Надежда Благополучия» и посыльным судном «Почтальон» ещё задерживается в Морее для эвакуации мирного населения. Но порт Наварин уже взорван и сдан османам.

Две российские эскадры воссоединяются 22 мая 1770 года. Между Свиридовым и Эльфинстоном происходит размолвка. Спиридов, основываясь на мандате, выданном Екатериной, считает себя главой всей экспедиции и требует подчинения от Эльфинстона. Однако тот, основываясь на таком же мандате императрицы, считает себя абсолютно самостоятельным в выборе действий. Так бы и спорили между собой адмиралы, если бы вскоре не прибыл генерал-аншеф граф Орлов со своим уже мандатом от Екатерины II и правом поднятия «кайзер-флага». «Кайзер-флаг» означал, что поднявший его имеет полномочия наместника императорской власти. Таким образом, главным, принимающим и отвечающим за все действия на море, стал сухопутный офицер, кавалерист граф Алексей Григорьевич Орлов. Партия Орловых получила ещё один шанс.