16.10.2023

Зачем нам надо уметь читать карту. Россия на карте


Зачем нужно уметь читать карту, когда в нашей жизни столько полезных гаджетов со встроенными навигаторами и другими устройствами, которые значительно облегчают нашу жизнь. Ответ прост, для того, чтобы попав в экстремальную ситуацию, благодаря элементарным навыкам, спасти свою жизнь и выбраться и сориентироваться на местности, если потерялись.

Дети в школах, уже со 2 класса начинают учиться читать карту. Это очень правильно. В изучении нет ничего сложного, достаточно освоить всего пару важных моментов, и все становится понятно. Начинаешь читать карту, как обычную книгу.

Зачем нужно уметь читать карту? Во-первых, для того, чтобы уметь ориентироваться на незнакомой местности. Во-вторых, чтобы научиться ориентироваться в ландшафте и географических метках. Родителям будет полезно узнать, что навык чтения карты развивает у ребенка логическое мышление, позволяет ему смотреть на вещи с разных сторон и осмысливать полученную информацию.


Как правильно читать карту?

Мало понимать, что значит каждое обозначение на карте. Важно уметь спроецировать себя на том участке карты, который вы изучаете, а это уже развитие фантазии. Чтобы не запутаться в описание предметов, необходимо хорошо выучить терминологию. Знать, что обозначает каждый знак на карте, насколько он важен для изучения локации и построения маршрута. Если вы не будите знать, как на карте обозначается обрыв или отвесная стена горы, то попадете в неприятности.

Это только на первый взгляд все условные обозначения карты, сложны в запоминании. Достаточно выучить, всего пару значений, а дальше, вы уже на интуитивном уровне начнете понимать все знаки карты.

Зачем нужно уметь читать карту, когда я могу купить GPS-навигатор? Навигатор, очень полезная вещь в походе. Но, если с ним что-то случится, то вы останетесь один на один с природой. Карта может промокнуть, порваться, но она сохранит большую часть своих обозначений. Всегда учите, как обозначаются деревья, горы и перепады ландшафта.

Помните, что читая карту, вы развиваетесь, тренируете свой мозг. Вспомните все приключенческие фильмы, которые вы смотрели, разве у героев были навигаторы? Нет, они ловко читали карту, разрабатывали маршрут и находили выход из любой ситуации.

Когда вы начнете учиться, то у вас сам собой отпадет вопрос, зачем уметь читать карту. Вы поймете насколько это увлекательно и интересно. Как волнительно рассматривать схематично нарисованный ландшафт и уверенно ориентироваться в нем.

Я думаю, что ни одно путешествие, ни одна экспедиция не сможет обойтись без использования карты. Но взять её с собой - это одно дело, а как ей пользоваться? Что означают эти символы в углу и цифры? Для ориентации на местности с помощью карты её нужно уметь грамотно читать, и я хочу объяснить, как это делается.

Понятие карты

Изображение нашей планеты или определенной местности в несколько уменьшенном варианте называется картой. Содержит она условные определенные знаки и еще сетку с координатами. Разделяться на отдельные виды карты могут следующим образом:

  • по своему масштабу;
  • по характеру территории;
  • по содержанию.

Географические карты могут содержать в себе отдельно материки, отдельно страны и даже небольшие поселки. Но, помимо такого разделения, они еще могут быть с разным масштабом (размерами). Например, крупномасштабные показывают территорию более детально, а мелкомасштабные - наоборот: большая площадь, но меньше подробностей. Знать классификацию карт, конечно, хорошо, но я думаю, что главное - уметь их читать.


Каким образом осуществляется процесс чтения карт

До того, как начать использование карты, нужно вообще определиться, подходит ли она вам. Ведь существуют разные виды в зависимости от назначения. Если требуется использовать её в дороге, то понадобится карта дорожная, для туристов, соответственно, туристическая.

Для правильно чтения необходимо удостовериться, что карта правильно расположена. Я лично один раз не мог понять в чем проблема, когда, используя карту, приходил в совсем ненужное мне место. Оказалось, что держал я её вверх ногами по отношению к своему маршруту. Чтобы такой ошибки не было, следует обратить внимание на один из углов, где обычно есть компас, он поможет. Также советую обратить внимание на условные обозначения, их можно найти на незадействованной части карты. Следует не забыть о масштабе, поскольку он существенно влияет на понимание расстояния до нужного места. Можно сказать, что в использовании карты нет ничего сложного, стоит лишь быть очень внимательным.

1. Допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

  • Северный Ледовитый океан
  • Восточно-Европейская равнина
  • Баренцево море
  • Уральские горы
  • Западно-Сибирская равнина
  • Чёрное море
  • Кавказские горы
  • Охотское море
  • Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород

1. Допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

  • Северный Ледовитый океан
  • Восточно-Европейская равнина
  • Баренцево море
  • Уральские горы
  • Западно-Сибирская равнина
  • Чёрное море
  • Кавказские горы
  • Охотское море
  • Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

  • Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута.

Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки.
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города.

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров.