28.01.2024

Петерсон Людмила Георгиевна: биография. Школьный гид «Построй свою Математику»


Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) .

Людмила Георгиевна Петерсон
Дата рождения 25 июня (1950-06-25 ) (68 лет)
Место рождения
  • Россия
Гражданство СССР СССР →Россия Россия
Род деятельности педагог
Дети Владимир Петерсон
Награды и премии
Внешние изображения
Портреты Л. Г. Петерсон
На сайте интернет-магазина «Лабиринт»
На сайте издательства «Просвещение»

Научно-методическая деятельность

Л. Г. Петерсон, начиная с 1975 года, совместно с математиками Наумом Виленкиным и Георгием Дорофеевым участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения . Одной из первых успешных попыток практической реализации системы развивающего обучения стал разработанный Л. Г. Петерсон в 1991-1997 гг. непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы, который нашёл широкое применение в школах Российской Федерации. Ею также подготовлены программы по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», составлены сценарии уроков к учебникам по математике для школьных педагогов. Она являлась научным руководителем учебно-методического комплекса «Перспектива» . С 1990-х методику Л. Г. Петерсон стали широко использовать в дошкольном и школьном образовании .

В 2014 году первый зампред Комитета Государственной думы по образованию О. Н. Смолин , отмечал, что по учебникам Петерсон занимались большинство членов сборных команд российских школьников, выступавших на международных математических олимпиадах .

Учебная программа по математике

Л. Г. Петерсон разработала комплексную программу обучения математике, начиная с детей трёх лет до девятого класса общеобразовательной школы. В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Ученикам сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы. Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию .

С учебниками авторства Людмилы Петерсон работают как специализированные, так и самые обыкновенные государственные школы и детские сады. Её система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на зазубривание. Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, в результате ученики осваивают навык создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно, причём не только в математике, но при решении любых задач. Те, кого считали отстающими, начав заниматься по системе Петерсон, зачастую выравниваются и становятся успевающими учениками .

Методику критикуют из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя, поскольку от него требуется вести дискуссию, а не просто объяснять тему, требуется организовывать работу в группах и грамотно строить диалог. Бывает, что учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. Одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях, поэтому, если ребёнок отсутствовал на уроке, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится. Иногда дети при знании сложных вещей (например, алгоритмов или теории множеств) могут иметь проблемы с устным счётом .

Инцидент с Минобрнауки

Примечания

  1. Козенко, Андрей . Патриотическое вычитание (неопр.) . // Интернет-газета «Znak.com» (8.04.2014). Проверено 13 апреля 2014.
  2. Система учебников «Перспектива» . Людмила Георгиевна Петерсон (неопр.) . Издательство «Просвещение » . Проверено 23 октября 2015.

доктор педагогических наук, директор Центра СДП «Школа 2000…», профессор кафедры начального и дошкольного образования, лауреат Премии Президента в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода»

Издательства

Петерсон Людмила Георгиевна в своей жизни печатала учебники только в двух издательствах:

  • Ювента
  • Баласс

По подсчётам из каталога интернет-магазина «Лабиринт» она написала всего 64 издания, из них 56 из издательства «Ювента» и 8 из издательства «Баласс».

«Построй свою Математику»

Постро?й свою? Матема?тику - методический курс по математике, написаный Петерсон Людмилой Георгиевной и частично Кубышевой Мариной Андреевной. Учебники этого курса: от первого до шестого класса. Кубышева Марина Андреевна писала с Петерсон Людмилой Георгиевной только учебники из этого курса для первого, второго, третьего и четвёртого класса. Также к курсу прелагается книжечка для учителей, которая называется «Эталоны - помощники учителей и учеников. Методические рекомендации». Эта книжечка напечатана Петерсон Людмилой Георгиевной, Грушевской Лилией Аркадьевной и Мазуриной Светланой Евгеньевной. Весь курс напечатан в издательстве «Ювента» в серии «Начальная школа. Математика».

Петерсон, Людмила Георгиевна

Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон - российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000», профессор кафедры начального и дошкольного образования [уточнить ] , лауреат «Премии Президента Российской Федерации» в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода». Также является автором концепции и учебников по математике для дошкольников, начальной и основной школ, в частности, программ по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», пособия по которым вышли в издательстве «Ювента». Для педагогов составила сценарии уроков к учебникам по математике . Писала учебники для детей от 5 лет.

«Построй свою Математику»

Постро́й свою́ Матема́тику - методический курс по математике, написаный Л. Г. Петерсон и частично М. А. Кубышевой. Учебники этого курса: от первого до шестого класса. М. А. Кубышева писала с Л. Г. Петерсон только учебники из этого курса для первого, второго, третьего и четвёртого класса. Также к курсу прилагается брошюра для учителей под названием «Эталоны - помощники учителей и учеников. Методические рекомендации». Авторы брошюры Л. Г. Петерсон, Л. А. Грушевская и С. Е. Мазурина. Весь курс напечатан в издательстве «Ювента» в серии «Начальная школа. Математика». Методический курс «Построй свою математику» является базовым для построения феноменологического подхода в современном образовании, реализуемого, в частности, в виде эксперимента учителями математики школ и других учебных заведений Воронежской области .

Общественное мнение

Учебники Л. Г. Петерсон «Математика, 1-4 классы» для начальной школы (в 12 частях), рекомендованные программой «Школа 2000…» получили весьма неоднозначную оценку как среди родителей учеников, так и преподавателей. Количество крайне негативных отзывов весьма велико. Они в основном касаются значительной сложности материала для учеников начальных классов, а также нелогичности многих заданий «на сообразительность» и так называемых «задач-шуток». Например, материал для 3-го класса начинается с теории множеств, которая в обычных программах встречается не ранее 7-го класса, и т. п.

Примечания

Ссылки

  • Список книг Петерсон Людмилы Георгиевны для дошкольного образования на сайте издательства «Ювента»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петерсон, Людмила Георгиевна" в других словарях:

    Петерсон, Андрей Павлович (1933 1973) советский шахматист, мастер спорта СССР с 1961; Петерсон, Александр Вальтерович (род. 1967) российский музыкант и преподаватель музыки, участник многих музыкальных коллективов. В основном известен … Википедия

    Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко Дата рождения: 12 ноября 1935 (73 года) Место рождения: Х … Википедия

    Людмила Гурченко Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко Дата рождения: 12 ноября 1935 (73 года) Место рождения: Х … Википедия

    Людмила Гурченко Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко Дата рождения: 12 ноября 1935 (73 года) Место рождения: Х … Википедия

    Людмила Гурченко Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко Дата рождения: 12 ноября 1935 (73 года) Место рождения: Х … Википедия

    Это служебный список с … Википедия

    В этом списке собраны сведения о лесгафтовцах (выпускниках и преподавателях Национального государственного Университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт Петербург), которым было присвоено звание Заслуженный тренер … Википедия

    Людмила Гурченко Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко Дата рождения: 12 ноября 1935 (73 года) Место рождения: Х … Википедия

    Людмила Гурченко Имя при рождении: Людмила Марковна Гурченко Дата рождения: 12 ноября 1935 (73 года) Место рождения: Х … Википедия

Книги

  • Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях. ФГОС , Петерсон Людмила Георгиевна , Рабочая тетрадь является дополнительным учебным пособием к курсу математики "Учусь учиться" для 3 класса автора Л. Г. Петерсон (в любом из двух вариантов книги - в твердом переплете и в форме… Категория: Математика. 3 класс Издатель: Бином. Лаборатория знаний ,
  • Математика. 3 класс. Методические рекомендации к учебному пособию , Петерсон Людмила Георгиевна , В методическом пособии описана система работы по учебному пособию математики Учусь учиться для 3 класса Л. Г. Петерсон, приведены программа, тематическое планирование, цели, задачи и… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Начальная школа Издатель:
Образовательная система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» - это технологическая основа открытого учебно-методического комплекта (УМК) «Школа 2000…» , который включает в себя:
1) учебники непрерывного курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон и др.;
2) любые учебники из Федеральных перечней по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений при условии, что технологической основой их использования является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...».

Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО РФ, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон. Авторскому коллективу «Школа 2000…» Указом Президента Российской Федерации присуждена премия Президента РФ в области образования за 2002 год за создание дидактической системы деятельностного метода для общеобразовательных учреждений.

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

Курс математики «Учусь учиться» обеспечен: учебниками математики Петерсон Л.Г. для учащихся начальной школы, учебниками математики Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г. для учащихся средней школы , методическими рекомендациями, наглядными и дидактическими пособиями, самостоятельными и контрольными работами, электронными приложениями к учебникам; отлаженной системой курсовой подготовки учителей. Курс является непрерывным и реализует поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Учебники и учебные пособия выпускает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» .

Варианты использования завершенной предметной линии учебников по математике «Учусь учиться»:
1. В составе учебно-методического комплекта (УМК) для начальной школы «Перспектива» .
2. В составе открытого учебно-методического комплекта (УМК) «Школа 2000...».

Учебники математики Петерсон Л.Г. для 1-4 классов включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).

К учебникам Петерсон Л.Г. разработано эффективное средство управления учебным процессом. Компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебнику Л.Г. Петерсон» предназначена для диагностики процесса обучения и сравнения результатов с возрастными нормами. Применение электронного приложения для 1-4 классов существенно облегчает работу учителя и повышает качество образовательного процесса в целом.

Российская академия образования отмечает, что «Авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов «Школа 2000…» и адекватной ей структуры урока».

Разработана система дидактических принципов деятельностного метода обучения , а именно:
1) принцип деятельности , заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) принцип непрерывности , означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
3) принцип целостного представления о мире , предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом, о роли различных наук и знаний);
4) принцип мимнимакса , заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
5) принцип психологической комфортности , предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) принцип вариативности, предполагающий формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем;
7) принцип творчества , означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов.

Такая технология результативна, поскольку не только обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, но и способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

Технология деятельностного метода имеет при этом общедидактический характер, то есть может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени с учетом возрастных особенностей и предшествующего уровня развития рефлексивно-организационных деятельностных способностей. Многолетние психолого-педагогические и медицинские исследования (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Пермь, Ярославль и др.) выявили эффективность предложенной технологии с точки зрения развития у детей мышления, речи, творческих и коммуникативных способностей, формирования умений деятельности, а также для глубокого и прочного усвоения ими знаний. Концепция курса математики «Школа 2000…» позволяет использовать его, на основе разработанной технологии, с широким спектром курсов по другим учебным предметам.

«Школа 2000…» - это непрерывный курс математики Петерсон Л.Г., Дорофеева Г.В., Кочемасовой Е.Е. и др. ДОУ - НШ - СШ (Дошкольная подготовка - Начальная школа - Средняя школа). Поэтому начинать заниматься с ребенком по этой программе можно уже с трех лет.

По материалам сайтов:

Людмила Георгиевна Петерсон - известный отечественный методист-педагог, профессор, доктор педагогических наук. Работает в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. Трудится там на кафедре стратегического проектирования. Также известна в качестве директора и основателя центра системно-деятельной педагогики под названием "Школа 2000".

Биография педагога

Людмила Георгиевна Петерсон появилась на свет в Москве. С детства прилежно училась, имела тягу как к гуманитарным, так и к точным наукам. В этой статье рассмотрим биографию Петерсон Людмилы Георгиевны.

Родилась будущий профессор педагогики в 1950 году. Уж в 25-летнем возрасте начала трудиться над теоретическими основами математического образования. В первую очередь ее интересовали вопросы непрерывного образования и системы развивающего обучения. Со временем Петерсон Людмила Георгиевна добилась первых положительных результатов.

Программы непрерывного образования

Первым результатом ее трудов стал непрерывный курс математики, который назывался "Учусь учиться". Это была ее первая попытка применения на практике своей системы развивающего обучения, над которой Людмила Георгиевна непрерывно работала с начала 1990-х до 1997 года.

Людмила Георгиевна Петерсон разработала соответствующий курс, занятия по которому должны были начинаться с подготовительных групп в детском саду, затем продолжаться в начальной школе. Программа была детально разработана до 6 класса включительно. Она получила большое распространение в российских школах.

Еще одна программа непрерывного образования, которую представила Людмила Георгиевна Петерсон, называлась "Ступеньки". Она была в основном рассчитана на подготовку детей дошкольного возраста к урокам математики.

В обеих программах были проработаны сценарии уроков для школьных учителей, подробно расписаны планы проведения занятий и примеры домашних заданий для детей разного уровня подготовки.

Программы Людмилы Георгиевны Петерсон "Учусь учиться" соответствует всем требованиям федеральных стандартов качества начального общего образования в России. Это неоднократно отмечали рецензенты от отечественного министерства образования.

Активно применять эту программу начали в школах, обучающихся по системе "Школа 2000". Эта уникальная программа обеспечивает детям непрерывную подготовку фактически с трех до 13 лет. Ребята планомерно осваивают азы математики, постоянно расширяя свой кругозор. Если обучаться именно по пособиям Петерсон "Учусь учиться", то восприятие материала будет непрерывным на этапах дошкольного, начального и общего образования.

Подробная методическая программа содержит:

  • пояснительную записку с соответствующими советами для педагогов;
  • результаты, к которым должны прийти дети, изучающие курс;
  • подробное содержание курса для каждого из этапов общего образования;
  • тематическое планирование уроков, самостоятельных и контрольных работ, объемы домашнего задания и материала для самостоятельного изучения;
  • поурочные примеры освоения всей программы;
  • необходимое материально-техническое обеспечение, без которого образовательный процесс окажется неполноценным.

После успеха программы "Учусь учиться" фото Петерсон Людмилы Георгиевны стало появляться в специализированных педагогических журналах и монографиях. Она заработала среди коллег непререкаемый авторитет, к ее мнению стали прислушиваться и уважать его.

Вскоре подоспела еще одна программа - "Ступеньки". Этот курс в первую очередь посвящен детям дошкольного возраста. Постигать математическую науку в его рамках предлагается с трех лет.

На данном этапе Петерсон Людмила Георгиевна, биография которой представлена в этой статье, предлагает разделить образовательный процесс на два этапа.

Первый предназначен для детей 3-4 лет и называется "Игралочка". Второй - для малышей 5-6 лет - "Раз - ступенька, два - ступенька...". Это ключевые курсы, которые дадут ребенку основы такой непростой науки, как математика, а в будущем, если он будет обучаться непрерывно, гарантированно обеспечат высокий уровень освоения материала, хорошие оценки в школе, развитие логического и математического мышления.

В учебном пособие "Ступеньки" математик Петерсон Людмила Георгиевна приводит подробные исчерпывающие планы занятий, которые рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки.

Конечная цель этой программы - развить у ребят неподдельный интерес к этой науке. Достигается это с помощью дидактических игр, разнообразных творческих заданий, развития у малышей способности логически мыслить, а также общеучебных умений и личностных качеств, таких как усидчивость, внимательность, дисциплина, которые в будущем им помогут успешно заниматься в школе.

Центр "Школа 2000"

Центр системно-деятельной педагогики "Школа 2000" был открыт Петерсон в самом начале 2004 года на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Героиня нашей статьи стала не только его создателем, но и директором, а также главным научным руководителем.

Педагогической базой центра стала разработанная самой Петерсон. Работа была высоко оценена не только среди узкого круга коллег-педагогов, но даже на уровне главы государства. Авторский коллектив был удостоен премии президента России в области образования.

Именно учебники Петерсон, как неоднократно отмечалось с тех пор, были настольными книгами практически для всех российских школьников, становившихся призерами и победителями международных олимпиад по математике.

Конфликт с Министерством образования и науки

Несмотря на авторитет, который имелся у Петерсон, в 2004 году у нее произошла конфликтная ситуация с чиновниками Федерального министерства образования и науки. Ее учебники по математике не прошли стандартную государственную экспертизу. В результате учебные пособия не попали в ключевой перечень книг, рекомендованных и допущенных до использования на уроках.

Примечательно, что при этом книги получили положительную оценку ученого сообщества, а отрицательные отзывы дали специалисты, проводившие педагогическую экспертизу. Практически всю работу провела эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина. В педагогической среде она известна, прежде всего, как автор учебных пособий по русскому языку.

Согласно ее оценке, содержание учебника не соответствовало задачам отечественного образования по воспитанию патриотизма и гордости за свою страну. Такой вывод она сделала, основываясь на то, что на страницах учебника Петерсон неоднократно встречались персонажи сказок и детских произведений братьев Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари, в то время как российских авторов и реалий практически не было.

Решение конфликта

Вердикт Минобрнауки привел в возмущение все педагогическое и научное сообщество. Учителя и родители собрали около 20000 подписей под петицией, призванной пересмотреть данное решение, также с критикой выступали и общественники. В конечном счете учебники Петерсон вернули в школьную программу.