21.11.2023

Основная образовательная программа не включает в. Основная образовательная программа общего образования


Путеводитель по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.

Личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.; индивидуальные психологические характеристики личности.

Метапредметный результат – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметный результат – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результаты освоения ООП, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – уровень освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Результаты освоения ООП, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).

Основа ФГОС – системно-деятельностный подход.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таблица 1

Сравнение традиционной системы обучения и системы обучения на основе ФГОС нового поколения (на основе статьи Тихвинской А.В.) ¹

п.п.

Критерий сравнения

Традиционная система обучения

Система обучения на основе ФГОС нового поколения

Цель образования

Вооружение знаниями, умениями, навыками.

Развитие личности учащегося, достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире

Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Подход к обучению

Знаниевый

Системно-деятельностный

Основа школьного стандарта

Модернизация отечественного образования (три новации):

1)кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, стандарт предстал как инструмент развития образования;

2)пересмотр содержания школьного образования: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования; сохранение традиционной фундаментальности при одновремнном углублении его практикоориентированности;

3)введение профильного обучения на старшей ступени школы с утверждением вариативности, дифференциации образования

Основная образовательная программа, включающая:

Программу духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

Программу формирования универсальных учебных действий (УУД);

Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Программы конкретных учебных предметов (КУП);

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

Общественный договор – запрос семьи, общества, государства

Требования к результатам освоения ООП

Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

Результат образования

Знания, умения, навыки

Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях

Роль учителя

Транслятор знаний

Организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде

Организатор совместной и продуктивной творческой деятельности

Роль ученика

Получает готовую информацию

Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

Методы и технологии обучения

Доминируют репродуктивные методы обучения.

Частично используются исследовательские, проектные методы

Методы, обеспечивающие саморазвитие, самоактуализацию. Человека, позволяющие самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, коллективный способ обучения, исследовательские и поисковые технологии)

Оценивание результата

Оценка в баллах

Комплексная оценка: балловая, портфолио

¹Тихвинская А.В. К вопросу готовности образовательных учреждений к введению ФГОС. // Сибирский учитель, №1, 2011г., с.38.

Таблица№2

Требования к повышению квалификации кадров при реализации ООП

ООП начального общего образования

ООП основного общего образования

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками.

72

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

2.Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ должна обеспечиваться освоением ими доп. профессиональных программ в объеме не менее 108 часов не реже 1 раза в 5 лет

Таблица 3

Сравнение структуры ООП

Начальное общее образование

Основное общее образование

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

3.Учебный план

4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

5.Программы конкретных учебных предметов (КУП)

6.Программа духовно – нравственного развития обучающихся

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.Программа коррекционной работы

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел1.Целевой

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел 2. Содержательный

2.1.Программа формирования УУД

2.2.Программа КУП

2.3.Программа воспитания и социализации:

Духовно-нравственное развитие обучающихся;

Формирование экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни;

-социализация и профессиональная ориентация.

2.4.Программа коррекционной работы

Раздел 3. Организационный

3.1.Учебный план.

3.2.Система условий реализации ООП.

Таблица 4

Сравнение структуры программы конкретного учебного предмета (КУП)

Начальное общее образование

Основное общее образование

6.Тематическое планирование.

7.Описание материально – технического обеспечения ООП.

8.Описание ценностных ориентиров содержания КУП.

1.Пояснительная записка: цели ООП с учетом КУП

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения КУП.

6.Тематическое планирование.

7.Описавние материально-технического и учебно-методического обеспечения ООП.

8.Планируемые результаты изучения КУП.

При мерный вариант плана по обеспечению перехода школы

на новый образовательный стандарт

Цель: обеспечить условия для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задачи:

1.Выявить уровень ресурсной обеспеченности начального общего образования к введению ФГОС.

2.Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для введения ФГОС НОО.

3.Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.

программу высшего профессионального образования по направлению...
  • Основная образовательная программа начальной школы

    Основная образовательная программа

    Являются основные образовательные программы и примерные образовательные программы , разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием. Основная образовательная программа (далее – ООП ...

  • Состав основной образовательной программы 7 Приложение 1 Форма титульного листа и листа согласований 25 Приложение 2

    Справочник

    Качество подготовки обучающихся. 4Состав основной образовательной программы В ООП должны присутствовать все пункты. Курсивом... Томск (год) Лист согласований Основная образовательная программа ООП составлена с учетом требований Федерального...

  • Раздел

    Мероприятия

    Планируемый результат

    Срок

    Ответ

    1.Создание организационных условий

    1.1.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения

    Наличие совместного плана работы по переходу школы на новый образовательный стандарт

    1.2.Определить оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности

    Модель организации образовательного процесса

    1.3.Организация взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования

    с целью обеспечения внеурочной деятельности обучающихся (при необходимости)

    Наличие договоров на предоставление услуг учреждениями дополнительного образования

    1.4.Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

    Мониторинг мнения социума по вопросам введения новых стандартов

    1.5.Организация работы рабочей группы по анализу ресурсной обеспеченности начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

    Наличие объективной информации о ресурсном обеспечении введения ФГОС

    2.Создание нормативно-правовых условий

    2.1.Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по введению ФГОС

    Полный комплект нормативных документов

    2.1.Разработка (внесение изменений) локальных актов:

    Положение об основной образовательной программе;

    Положение о программе конкретного учебного предмета»

    Наличие нормативно-правовых документов ОУ, подготовленных в соответствии с требованиями стандарта

    2.2.Разработка и утверждение основной образовательной программы

    Наличие основной образовательной программы, соответствующей требованиям нового стандарта

    2.3.Разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин

    Наличие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта

    2.4.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ

    Комплект должностных инструкций, соответствующих ФГОС, новым тарифно-квалификационным характеристикам

    2.5.Издание приказов по ОУ:

    О переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС;

    Об утверждении годового календарного учебного графика;

    Об утверждении учебного плана;

    Об утверждении списка учебников и учебных пособий;

    Об утверждении плана внутришкольного контроля по реализации ФГОС

    Наличие приказов, регламентирующих планомерность введения ФГОС

    2.6.Заключение договоров с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении общего образования

    Наличие договоров со всеми родителями

    2.7.Внести изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования

    Соответствие системы оценивания стандартам

    3.Создание научно-методических условий

    2.1.Определение списка учебников и учебных пособий

    Наличие списка учебников и учебных пособий

    2.2.Разработка плана методической работы в ОУ; проведение методических совещаний в рамках ШМО классных руководителей, например:

    1.Воспитание воспитателей: подготовка и самоподготовка учителя, будущего учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС.

    2.Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в ходе реализации ФГОС.

    Особенности организации и моделирования внеурочной деятельности по духовно-нрав-

    ственному развитию и воспитанию школьников с учетом требований ФГОС.

    Наличие внутришкольной системы методической работы

    2.3.Приобретение в библиотеку учебно-методической литературы и материалов, в том числе ЭОР, по всем учебным предметам основной образовательной программы начальной школы, основной школы

    Пополнение библиотечного фонда в соответствии со стандартом

    2.4.Проведение открытых уроков по использованию системно-деятельностного подхода в обучении

    Диссеминация опыта лучших педагогов ОУ

    4.Создание кадровых условий

    4.1.Определение готовности педагогов ОУ к введению ФГОС

    Наличие объективной информации о готовности педагогов к работе по новым стандартам

    4.2.Разработка и утверждение плана-графика повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками ОУ

    Утвержденный план – график прохождения курсов повышения квалификации педагогических и руководящих. работников

    4.3.Повышение квалификации учителей по вопросам внедрения ФГОС

    100% педагогических кадров, обученных по ФГОС

    4.4.Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий

    Диссеминация опыта лучших педагогов

    5.Создание финансово-экономических условий

    5.1.Рзработка системы повышающих надбавок учителям начальной школы, работающим по новым образовательным стандартам

    Наличие Положения об оплате труда работников ОУ с внесенными изменениями

    6.Создание материально-технических условий

    6.1.Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм

    6.2.Оснащение рабочих мест учителей начальной школы компьютерной техникой

    Соответствие рабочих мест педагогов требованиям стандартов

    7.Создание информационных условий

    7.1.Открытие Интернет страницы «Новый ФГОС» на сайте школы.

    Реализованный план действий по информированию общественности

    7.2.Публикация серии статей в средствах массовой информации.

    Обобщение опыта

    7..3.Организация администрацией школы «горячей линии» по вопросам введения ФГОС.

    Учет общественного мнения

    7.4.Проведения дня открытых дверей для родителей

    Открытость вводимых инноваций

    7.5. Проведение публичного отчета ОУ о результатах внедрения нового стандарта в школе

    Открытость вводимых инноваций, учет общественного мнения

    Основная образовательная программа - локальный документ, определяющий цели и задачи реализации образовательного процесса, содержание и ступени, планируемые результаты обучения и воспитания детей. Текст программы ориентирован на всестороннее развитие учащихся, формирование общей культуры, а потому служит вектором работы для педагогического коллектива образовательного учреждения. Она:

    • определяет уровень образованности личности;
    • используется в качестве управленческого инструмента;
    • незаменима для аккредитации и лицензирования образовательного учреждения;
    • позволяет установить компетентность и ответственность образовательного учреждения в зависимости от показателей реализации ООП.

    Структура основной образовательной программы

    В законе «Об образовании» нет строгого определения образовательной программы, однако достаточно точно обозначено ее место в системе российского образования. Этот управленческий образовательно-правовой документ:

    • самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении;
    • формируется на базе государственного стандарта и в соответствии с его требованиями к структуре образовательной программы ;
    • включает требования, следование которым позволит достичь определенного уровня образования и получения соответствующего документа.

    В контексте отсутствия нормативной трактовки образовательную программу сопровождает двойственность понятия, которое можно рассматривать в следующих аспектах:

    • по отношению к учащимся - она содержит характеристику планируемых компетенций учеников и систему оценивания образовательных достижений, тогда как методы и формы освоения содержания образовательной программы не должны быть очевидными для школьников;
    • с точки зрения педагога - документ является основой для целеполагания, он характеризует содержание школьного образовательного курса, учебного материала, содержит методическое обеспечение и принципы организации учебного процесса.

    Образовательные учреждения реализуют ООП посредством чередования урочной и внеурочной деятельности, порядок и характер которого образовательные учреждения устанавливают самостоятельно. Внеурочная деятельность осуществляется по шести основным направлениям (общекультурное, социальное, оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и туристско-краеведческое) посредством работы секций и клубов, кружковой работы, конкурсов, викторин, экскурсий, встреч с интересными людьми, краеведческой и проектной деятельности.


    Сохраните это себе, чтобы не потерять:

    Больше узнать о программе развития образовательного учреждения помогут статьи электронного журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"



    Структура образовательной программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Документ структурно делится на обязательную часть, составляющую 80 % текста, и факультативную (20 %), составляемую участниками образовательного процесса.

    Целевой раздел Это вводный раздел ООП, которые определяет цели и задачи документа и образовательно-воспитательной деятельности в целом. Он включает пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки результатов учебно-воспитательной деятельности.
    Содержательный

    Является основным разделом, определяя содержание основного общего образования и то, что входит в образовательную программу . В нем обозначаются механизмы и общие рамки реализации образовательного процесса, указывается:

    • программа развития УУД у учеников с учетом формирования необходимых компетенций и задействования различных видов деятельности;
    • программы всех учебных предметов, включая интегрированные;
    • программа коррекционной работы;
    • программа социализации и воспитания по профориентации, социализации, духовно-нравственному развитию, безопасному образу жизни, формированию культуры здоровья и экологии.
    Организационный Заключительный раздел, содержащий практическую информацию: систему условий реализации ООП по ФГОС и учебный план.

    Школьная образовательная программа традиционно рассматривается в научно-методическом и нормативно-правовом аспектах и представляет собой обобщенный нормативный документ, положения которого должны в обязательном порядке исполняться. В таком ключе в структуре образовательной программы содержится внутренний образовательный стандарт, который устанавливает важность развивающей направленности учебного процесса и включения в него многочисленных компонентов. Она разрабатывается представителями школьного педколлектива с учетом особенностей ученического и педагогического контингента, согласно требованиям главных потребителей образовательных услуг - детей и их родителей - на базе федеральных стандартов.

    Опытные методисты напоминают, что:

    1. Объем образовательной программы не регламентируется требованиями ФГОС, а потому может быть произвольным и достаточным для раскрытия сути трех основных разделов.
    2. Авторами основной образовательной программы могут быть администрация и работники учреждения (к составлению текста ООП допускается привлечение всех заинтересованных лиц, включая родителей учеников и самих учащихся). Разработкой и утверждением программы занимается руководитель ОУ совместно с советом школы, тогда как учителя на базе образовательной программы составляют рабочие, планируя учебный процесс.
    3. Составляя ООП на базе примерной программы, разработчики должны соотносить приоритеты деятельности, характеристику педколлектива и учеников, кадровые и материально-технические условия, цели и задачи со спецификой конкретного образовательного учреждения, для которого составляется документ.

    Основная образовательная программа школы - главный и даже стратегический документ, от которого существенно отличается программа развития - перспективный план, определяющий целеполагание ОУ. ООП же является текущим планом, демонстрирующим текущее состояние школьной образовательной системы,а если опирается на педагогические инновации, тогда она носит инновационный характер.

    Работая над структурой основной образовательной программы , следует помнить, что:

    • при написании текста ООП важно учитывать особенности своей школы, а не бездумно переписывать содержание примерной программы, дублируя не только формулировки, но также цели и задачи, которые должны быть максимально адаптированы к реалиям ОУ;
    • особое значение имеет преемственность ступеней образования, которая должна находить отражение в документе;
    • каждую новую программу от предыдущей должна отличать инновационная составляющая, новизна, обуславливающая ее актуальность;
    • к каждому разделу необходимо характеристику, указав ответственных исполнителей, сроки и задачи;
    • программа должна быть написана точным и грамотным языком и изложена понятными для педагогов формулировками (поскольку текст пишется не для проверяющих органов, а для учителей, стоит отказаться от чрезмерного количества канцеляризмов).

    Разработка ООП

    Работа над созданием основной образовательной программы ведется по нескольким направлениям:

      • нормативное обеспечение - изучение примерной ООП, обеспечение соответствия положений основной образовательной программы требованиям ФГОС и школьной нормативной базы, обозначение перечня учебных пособий и учебников, которые будут рекомендованы документом (при необходимости осуществляется корректировка программы развития школы);
      • организационно-содержательное обеспечение - создание и утверждение плана-графика работы над ООП, формирование рабочей группы, анализ содержания основной образовательной программы , которая реализуется в данный момент, координирование деятельности субъектов учебного процесса, планирование ресурсного обеспечения, привлечение органов госуправления;
      • финансово-экономическое обеспечение - корректировка Положения о системе охраны труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных актов, устанавливающих объем заработной платы, заключение допсоглашений к трудовым договорам с педагогами;
      • кадровое обеспечение - проверка соответствия должностных инструкций требованиям ФГОС, формирование плана-графика повышения квалификации педработников, плана проведения научно-методических семинаров, обучение сотрудников ИКТ-технологиям (допускается система поощрения и поддержки инициативных педагогов);
    • методическое обеспечение - планирование методической работы, направленной на реализацию ФГОС, изучение и создание методического сопровождения рабочих учебных программ, внедрение изменений в план внутришкольных научно-методических семинаров, организация экспериментальной и инновационной деятельности;
    • информационное обеспечение - работа по обновлению (редизайну) школьного сайта для более точного информирования общественности о результатах деятельности, изучение мнения родителей, утверждения локальных актов, регулирующих публичную отчетность;
    • материально-техническое обеспечение - обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием и оснащением (вспомогательными и интернет-ресурсами), разработка локальных актов, регламентирующих требования к школьной инфраструктуре.

    Права и обязанности разработчиков ООП

    Работа над ООП - это не точечный процесс, а непрерывная система действий. Поскольку особое значение придается скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, именно от них зависит и его результативность.

    Требования к структуре образовательной программы

    Стандарт последнего поколения на первое место выносит достижение не предметных, а компетентностных результатов, потому основой разработки современных образовательных программ становится метапредметный подход, интегрирующий школьное образование, дополнительное и саморазвитие в социальный и прикладной опыт учащихся.

    Основная образовательная программа в школе разрабатывается на базе примерной. В построении документа особое значение приобретает оценка образовательных результатов в целом в контексте возрастных особенностей, социализации и метапредметных компетенций школьников. С этой целью при формировании образовательной программы образовательная организация использует технологии рефлексивного, исследовательского и проектного обучения, учитывает технологии консультирования, тьюторской поддержки учащихся.

    Целевой раздел ООП: требования к составлению программы

    Первый раздел программы содержит три главных составляющих.

      1. Пояснительная записка дает общую характеристику программы, раскрывает новизну и актуальность документа, цели и задачи ООП, связывая их с требованиями стандарта, ключевые подходы к осуществлению программы. Важно обосновывать целевую направленность документа фактами, давать выдержки из нормативных актов и ФГОС, чтобы избежать формальных рассуждений и пустых формулировок.
    1. Планируемые результаты освоения ООП должны быть взаимосвязаны с нормами ФГОС, системой оценки результатов и характером образовательного процесса в выбранном учебном заведении. Этот блок текста служит критериальной и содержательной основой для создания рабочих программ учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, а потому должен быть предельно четким и лаконичным, опираясь на нормативную базу и ФГОС. Важно соответствие возрастным особенностям детей и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
    2. В структуре ООП особое место занимает система оценки планируемых результатов, конкретизирующих и уточняющих те компетенции, которых должны достичь учащиеся по завершению школьного курса обучения. То, насколько были достигнуты запланированные результаты, отражается на оценке результатов работы педагогов, школы и системы образования в целом. Система оценки описывает организацию и реализацию промежуточной, государственной аттестации и итогового оценивания по предметам и позволяет:
    • направлять учебный процесс на воспитание и духовно-нравственное развитие детей;
    • акцентировать оценочную деятельность на разных аспектах и направлениях, характеризуя суть, процедуру, форму представления и объект оценивания;
    • осуществлять комплексный аналитический подход, оценивая личностные, метапредметные и предметные результаты в динамике в процессе освоения ООП;
    • задействовать комплекс аналитических методов, взаимодополняющих друг друга;
    • использовать результаты освоения детьми ООП для анализа эффективности работы образовательного учреждения.

    Содержательный раздел ООП: структура и характеристика

    Во втором разделе документа содержатся положения, позволяющие достичь всестороннего развития личности ребенка. Для этого в тексте дается дается характеристика работы учреждения по пяти образовательным областям, перечисляются вариативные способы и методы реализации ООП, ориентированные на индивидуальные и возрастные особенности детей, и принципы коррекционной работы.

    В этот раздел авторы вносят всю необходимую по их мнению информацию касательно стимулирования детской образовательной инициативы, культурных практик, внедрения различных видов деятельности, взаимодействия с семьями учащихся и прочих аспектов. Разработчики программы учитывают социокультурные и национальные условия, потребности и интересы учеников, традиции образовательного учреждения, потому в него могут быть включены адаптационные механизмы и методы формирования условий для обучения детей с ОВЗ, принципы проведения коррекционных занятий.

    Программа развития универсальных учебных действий - реализует системно-деятельностный подход и позволяет достигать метапредметных и личностных результатов. Она направлена на проектную и исследовательскую деятельность, повышение эффективности усвоения знаний, профориентацию и социальное проектирование. Примерная структура программы формирования УУД выглядит следующим образом:

    1. актуальность программы и ее место среди других ООП;
    2. нормативно-правовая база вопроса;
    3. ценностные ориентиры и задачи документа;
    4. характеристики и функции УУД;
    5. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин;
    6. типовые задачи и преемственность программы при переходе на следующую ступень общего образования.

    Программы учебных предметов и курсов , которые позволяют в полной мере освоить содержание основного общего образования. Эти документы разрабатываются с учетом требований к освоению ООП и становятся частью основной программы. Структура программ отдельных учебных предметов:

    1. пояснительная записка и общая характеристика курса или предмета;
    2. описание курса в учебном плане и учебного предмета в системе среднего образования;
    3. компетенции учащихся, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения;
    4. содержание учебного курса, предмета;
    5. тематическое планирование, учитывающее различные виды деятельности;
    6. необходимое кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;
    7. планируемые результаты.

    Программа социализации и воспитания опирается на национальные и общекультурные ценности (мир, семья, гражданственность, дом, наука, здоровье, природа, искусство) и направлена на получение детьми социального опыта, понимания социальных ролей, норм общественной морали, формирование готовности к выбору профессии, получение установок для ведения здорового образа жизни, экологической культуры.

    Программа коррекционной работы - призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:

    1. цели и задачи коррекционной работы;
    2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
    3. система психолого-медико-социального сопровождения;
    4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
    5. планируемые результаты освоения программы.

    Организационный раздел ООП: структура документа

    Поскольку организационный раздел программы определяет механизмы реализации всех компонентов ООП, в нем отражается практико-деятельностный подход. Третий раздел программы содержит учебный план учреждения и описание системы условий, необходимых для его реализации.

    Новые возможности для карьерного роста

    Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по

    За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

    Учебный план - инструмент реализации требований ФГОС, который регламентирует объем аудиторной нагрузки, структуру и перечень обязательных учебных дисциплин. Важно подчеркнуть, что в структуре образовательной программы может быть не один, а несколько учебных планов (общий и индивидуальные), число которых зависит от контингента образовательного учреждения и потребностей детей, поскольку учебный план школы должен обеспечивать образовательные потребности всех учащихся.

    В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

    • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
    • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
    • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
    • основы духовно-нравственной культуры народов России;
    • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
    • искусство (изобразительное искусство, музыка);
    • технология (технология);
    • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

    Срок освоения ООП составляет 5 лет, за время которых должно быть проведено от 5267 до 6020 учебных занятий.

    В календарном учебном графике чередуется урочная и внеурочная учебная деятельность и плановые перерывы (каникулы). В нем указываются даты начала и завершения учебного года, его продолжительность, каникулярные периоды, сроки проведения промежуточных аттестаций.

    Помимо плана урочной деятельности в структуре ООП должен содержаться план внеурочной деятельности, учитывающий потребности и индивидуальные особенности школьников. Дети принимают участие во внеурочной деятельности, которая реализуется по пяти основным направлениям, исключительно на добровольных началах. Учащимся предлагаются занятия в секциях и клубах, кружковая работа, исследовательская деятельности, военно-патриотические объединения, социальные акции, экскурсии и прочее. В документе отражают перечень и структуру направлений работы, механизмы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся.

    За 5 лет обучения в плане внеурочной деятельности должно быть не более 1750 часов.

    Система условий реализации ООП работает на достижение планируемых результатов при учете организационной структуры ОУ и его локальных нормативных актов. В этом подразделе отражают:

    • имеющиеся в школе материально-технические, кадровые и информационно-методические условия;
    • характеристику и обоснование требуемых изменений уже сложившихся условий;
    • принципы достижения целевых ориентиров;
    • дорожную карту формирования обновленных условий;
    • принципы контроля.

    Проблемы проектирования основной образовательной программы

    Основная образовательная программа образовательного учреждения - документ, который объединяет различные программы воспитания и освоения учебных предметов, социализации, коррекционной работы, развития универсальных учебных действий. Проектируя структуру образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС , разработчики учитывают программно-методическое обеспечение учебного процесса и ориентируются на компетентностную модель выпускника средней школы.

    При этом ответственные за разработку документа педагоги нередко сталкиваются с неготовностью и отсутствием должной мотивации для проектирования ООП, а потому вынуждены действовать по привычной для администрации и педколлектива модели, не учитывая или не в полной мере учитывая интересы других участников образовательного процесса, включая учащихся и их родителей.

    Немало педагогов отмечают наличие затруднений с проектированием каждого из трех разделов программы:

    • непросто сформулировать цели и задачи документа, разработать систему мониторинга достижения планируемых результатов;
    • учителя затрудняются с точным определением планируемых метапредметных и личностных результатов, поскольку зачастую они формулируются весьма условно;
    • проблемы возникают с проектированием учебных планов для школьников с особыми индивидуальными потребностями.

    Поскольку проектирование ООП на уровне школ осуществляется с нарушениями или вызывает серьезные затруднения, целесообразнее выбрать готовую примерную ООП из госреестра и адаптироваться ее для конкретного образовательного учреждения. Однако и в этом случае на администрацию школы возлагается большая ответственность, поскольку выбору примерной программы должна предшествовать профессионально-общественная экспертиза и тщательное изучение. Директору школы следует оценить кадровые, материально-технические, методические, нормативно-правовые и информационные ресурсы, которые потребуются для реализации выбранной программы.

    Привлекая к обсуждению примерной ООП не только коллег-педагогов, но и родителей учеников, директору важно быть готовым к разнице восприятия документа и критериев выбора. Если родители руководствуются доступностью программы для понимания ребенком, соответствием его психолого-физиологическим возможностям, отсутствием негативного влияния на здоровье ввиду переутомления, то учителя акцентируют внимание на степени сложности обучения программе со стороны педагога и освоения программы учениками, соответствии текста возможности достижения планируемых результатов, наличие апробированной системы оценки результатов. Учитывая требования к структуре ООП и специфику ее реализации, администрации школы необходимо взвесить:

    • есть ли в школе научно-методическая литература, инструкции и регламенты, которое позволят успешно адаптировать текст примерной программы для конкретного ОУ;
    • насколько информационно-техническое и материальное обеспечение школы соответствует требуемому по программе;
    • готов ли педколлектив к реализации выбранной ООП, насколько его квалификационный уровень соответствует требованиям программы.

    После разработки и утверждения ООП учительский коллектив школы должен принять участие в формировании учебного плана, достигнув желаемых межпредметных связей, целостности содержания образовательного процесса и создания единого учебно-методического пространства. При этом осуществляется соотнесение имеющейся учебно-методической и материально-технической базы требуемой с последующим приобретением необходимых пособий и оборудования.

    Это не что иное, как комплекс характеристик учебного плана, который закреплен законом. Существуют календарный график, оценочные материалы, рабочие программы, нормы дисциплин, а также другие факторы. Все это закреплено в двенадцатой и двадцать восьмой статье закона "Об образовании в Российской Федерации".

    Образование в России

    В нашей стране каждый человек имеет право на образование. Это даже прописано в Конституции Российской Федерации. Образование - это процесс, который подразумевает под собой воспитание и обучение. Он осуществляется лишь по желанию самого человека и общества по закону государства. Основными признаками образования являются именно развитие умственное, духовное, творческое и даже физическое.

    На территории России система образования появилась еще в Средние века. В десятом веке на Руси образование существовало в Киеве и Новгороде. А уже в девятнадцатом веке появилась система образования, которая была более похожа на современную. Со временем процесс усовершенствовался и развивался, с годами образование становилось лишь лучше и качественнее.

    На сегодняшний день образовательная программа состоит из нижеприведенных факторов:

    • нормы образовательной программы;
    • требования государства;
    • программа образования;
    • учебный план;
    • программа учебы, дисциплины, предметов;
    • календарь учебного плана;
    • реализация образовательной программы;
    • материалы, которые обеспечивают реализацию обучения;
    • внеурочная программа;
    • духовно-нравственное развитие;
    • оценки планируемых и достигнутых результатов;
    • прочие материалы, которые помогают обеспечить условия образования;
    • формирование учебной деятельности;
    • обучение экологической культуре.

    Образовательные программы России

    Основная образовательная программа - это та, которая определяет и регулирует цели, задачи и результаты. Она направлена на развитие интеллекта и самой личности. Также основная образовательная программа - это то, что позволяет развиваться человеку не только умственно, морально и нравственно, но и физически в том числе. Она осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

    Для того чтобы разобраться с освоением основной образовательной программы, следует разобраться, какие именно виды программ актуальны в нашем государстве.

    К таким образовательным программам можно отнести: дошкольную программу общеобязательное, среднее полное общее. Также существует начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное. Это все необходимо для повышения профессионализма человека, а также для увеличения уровня квалификации специалистов.

    Основная образовательная программа начального образования

    Что же это такое? Если основная образовательная программа - это то, что содержит в себе основы образования, то что же такое начальное образование? Это первоначальный шаг детей в общем образовании. В ходе начального образования ребенок делает свои первые шаги к формированию личности. Что есть хорошо как для общества, так и для государства. Ребенок получает первые знания и важные навыки.

    Дошкольное образование

    До того как дети начинают посещать школу и получать начальное образование, они также имеют возможность получить Это воспитание. Ведь ребенка обучают чему-либо, что способствует его развитию. За детьми следует присматривать, а также ухаживать. Этот процесс происходит как в семье, так и в детских садах, прочих специализированных заведениях. Поэтому огромное значение имеет то, какие знания и навыки получит ребенок на начальном этапе своей жизни. В этом ему обязано помочь государство.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

    ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее- ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Гаврилова Татьяна Владимировна

    Учитель начальных классов

    1 К.К. МБОУ СОШ № 61

    Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО

    (части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

    ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее- ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

    Таким образом, ООП НОО, которая должна быть разработана и реализована в каждом образовательном учреждении, содержит компоненты, которые относятся именно к образовательному учреждению. Это в полной мере соответствует п. 6 ст. 9 Закона: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного обще го и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральной государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательной учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

    На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.

    И уже на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.

    Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?

    В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».

    Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

    1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП

    начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например" относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

    2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

    3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке-10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - 10%, в учебном плане - 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

    Очень важным при разработке ООП НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООП НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

    Таблица 1

    Структурные компоненты ООП НОО

    Обязательная часть

    Часть, формируемая участниками образовательного процесса

    Пояснительная записка

    Отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;

    Учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования

    Конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей);

    Уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса

    Планируемые

    результаты освоения обучающимисяосновной образовательной программыначального общего образования

    Уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов;

    Адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся

    Передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

    Являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов

    Учебный план начального общего образования

    Определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения

    Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; - включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность

    Программа формирования универсальных учебных действий

    Содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; - описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

    Обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

    Уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий

    Программы отдельных учебных предметов, курсов

    Обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    Определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов

    Определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества;

    Содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества

    Интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения;

    Формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    Представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

    Содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

    Расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

    Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    Предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; - позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся

    Предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки;

    Обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса

    Особого внимания при разработке ООП НОО школы требует понимание п. 19.3 ФГОС НОО «Учебный план начального общего образования».

    Следует обратить внимание на то, что обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

    Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

    На увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

    На введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

    На внеурочную деятельность.

    И если заданы общий ОБЪЕМ учебных часов(не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) и объем внеурочной деятельности (до 1350 ч.) за четыре учебных года, то можно просчитать ОБЪЕМ обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

    Итак, основная образовательная программа начального общего образования школы:

    Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    Содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

    Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

    Разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.


    В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ

    Примерные ООП ОО разрабатываются с учётом их уровня и направленности в соответствии с ФГОС и по результатам экспертизы включаются в реестр примерных основных общеобразовательных программ, являющийся государственной информационной системой: http://www.fgosreestr.ru/ .

    В настоящее время в соответствии с решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в реестр примерных основных общеобразовательных программ включены Примерная основная образовательная программа начального общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2067)и Примерная основная образовательная программа основного общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2068).

    Вышеуказанные программы существенно доработаны по сравнению с предыдущими вариантами, в них уточнены, конкретизированы, методически подкреплены положения, связанные с результатами освоения ООП (в т.ч. с учетом концепций филологического, математического, исторического образования, введением комплекса ГТО), системой оценивания, внеурочной деятельностью, оценкой качества реализации ООП и другое.

    ООП ОО, включенные в реестр, имеют статус учебно-методической, а не нормативно-правовой документации, поэтому носят рекомендательный характер и используются школой при разработке собственной основной образовательной программы.

    ООП ОО принимаются коллегиальными органами управления образовательной организации в соответствии с Уставом и не требует утверждения, прохождения экспертизы и согласования в региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

    Объектом внешней оценки основная образовательная программа образовательной организации становится в период прохождения процедуры лицензирования, государственной аккредитации, а также государственного контроля и надзора в сфере образования.

    Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленным Уставом, в котором следует указать:

    порядок и периодичность разработки ООП ОО или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);

    состав участников разработки ООП ОО, их полномочия и ответственность.

    порядок обсуждения проекта ООП ОО;

    порядок утверждения ООП ОО и ввода в действие.

    Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм (в ходе ее разработки учитываются внесенные изменения, касающиеся общего объема максимально допустимой урочной и внеурочной, дневной нагрузки, возможности чередования урочной и

    внеурочной деятельности (пп. 17, 20, 21) 6 . Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.

    Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 20% от общего объёма основной образовательной

    программы. На ступени основного общего образования это соотношение составляет 70% и 30% соответственно, среднего общего образования - 60% и 40% 7 . Данное соотношение частей ООП ОО должно быть представленов каждом из трех разделов основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

    Структура ООП ОО должна включать:

    а) Целевой раздел: пояснительная записка;

    планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

    система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

    программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

    программы отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы.

    в) Организационный раздел: учебный план;

    план внеурочной деятельности; календарный учебный график;

    система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

    Необходимо иметь ввиду, что в ООП ОО внесены изменения, согласно которым в организационный раздел наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности добавлен:

    календарный учебный график (Приказами Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 годаN1643, 1644, 1645 уточнено, что «календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций»);

    в систему условий реализации ООП - оценочные и методические материалы;

    иные компоненты по усмотрению образовательной организации.

    Таким образом, ООП является локальным нормативным актом, определяющим цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования в конкретной образовательной организации, 8 с учетом особенностей, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

    При реализации образовательных программ организаций может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 9

    В рамках Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 10 .

    Согласно статье 15 Федерального закона № 273-ФЗ «сетевая форма реализации образовательной программы - совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, посредством организации сетевого взаимодействия».

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам)

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам) являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации. Они могут быть составлены педагогами образовательной организации с учетом примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования, входящих в государственный реестр.

    Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в них не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы и индивидуального стиля учителя.

    Педагоги имеют право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной

    программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) .

    Рабочие программы учебных предметов разрабатываются в соответствии с ФГОС ОО с учетом примерных рабочих программ учебных предметов.

      Рабочие программы по учебным предметам (курсам) начального общего образования.

    Структура программы учебных предметов, курсов определена ФГОС НОО 11 и должна содержать:

    пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

    описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В этом случае в пояснительной записке должна быть прописана обоснованность тех изменений и дополнений, которые отличают ее от примерной программы по предмету, включая особенности основной образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы учителей.

    Таким образом, вариативная часть рабочей программы по учебному предмету (курсу) найдет отражение в большей степени в пояснительной записке.

    Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся составляется четко в соответствии с тем учебником, по которому осуществляется обучение.

    Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса должны быть конкретизированы, включая результатыизучения курса по годам обучения.

    Кроме того, должны быть добавлены образовательные результаты за счет изменения содержания, конкретизированы результаты по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса, а также чему получит возможность научиться в процессе изучения курса.

    В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» по предмету, курсу указываются учебник, учебно-методические пособия, список литературы для обучающихся, развивающей их познавательный интерес к предмету, контрольно-измерительные материалы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование и т.д.

      Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) в рамках реализации ФГОС основного общего образования определена нормативным документом 12 и включает в себя следующие разделы:

    пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

    тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

    описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

    Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна при разработке рабочей учебной программы по предмету, которую целесообразно (например, «История 5-9 класс»). Это позволяет видеть перспективу, поэтапное планирование и продвижение к планируемым образовательным результатам по годам обучения.

    Также разработка рабочей программы по учебному предмету может стать результатом работы методического объединения учителей предметников, в этом случае по ней могут работать все учителя, преподающие этот предмет в данной образовательной организации.

      Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в рамках реализации ФГОС среднего общего образования определена нормативным документом 13 и включает в себя следующие разделы:

    пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

    тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

    описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна, так же как в начальной и основной школе ее целесообразно разрабатывать на уровень обучения среднего общего образования (10-11 класс).

    В соответствии с требованиями стандарта изучение учебных предметов, курсов по выбору обучающихся может вестись на базовом или углубленном уровнях. В соответствии с этим, рабочие программы по учебным предметам могут разрабатываться отдельно (рабочая программа по предмету химия (базовый уровень), рабочая программа по предмету химия (углубленный уровень) или в рамках одной рабочей программы могут быть выделены базовый и углубленный уровни изучения учебного предмета.

    Ряд учебных предметов носят интегрированный характер и в учебный план среднего общего образования они внесены как единый предмет (русский язык и литература; родной язык и литература, математика: алгебра и начала анализа, геометрия) следовательно, такие предметы должны иметь одну рабочую программу. Вместе с тем, такие предметы как обществознание, Россия в мире, экология, естествознание, физкультура, ОБЖ изучаются только на базовом уровне, что должно найти отражение в рабочей программе.

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муници пальных органах управления образованием и методических службах.

    Кроме того, являясь частью содержательного раздела основной образовательной программы, они закрепляются локальным нормативным актом образовательной организации об утверждении основной образовательной программы и не требуют отдельного приказа.

    В рабочей программе по учебному предмету должно соблюдаться то же соотношение вариативной и инвариантной части, что и в целом в ООП.

    Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы .

    Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом.

    Изменения в процессе учебного года вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться локальным нормативным актом образовательной организации.

    В случае, когда учебный предмет реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана и усиливается дополнительными часами из части, формируемой участниками образовательных отношений (например, математика - 4 часа из обязательной части + 1 час из вариативной) разрабатывается одна рабочая программа по математике из расчета 5 учебных часов в неделю.

    В рабочую программу (пункт № 3) вносится соответствующая запись о реализации программы через обе части учебного плана. Если в вариативную часть выносится материал дополняющий, расширяющий содержание базовой программы (например, введение в геометрию, логические игры, математическое проектирование), в таком случае разрабатывается отдельная рабочая программа на данный курс, в соответствии с вышеуказанными требованиями (т.о. рабочих программ будет две - математика (4 часа) и логические игры (1 час).

    При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ начального и основного общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).

    Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательной организации (письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования).

    Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, курсам, соответствующее требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

    программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

    В соответствии с п.3. данного документа организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа, учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год 14 .

    Обращаем внимание на уточнения, внесенные в Федеральный перечень, в связи с утверждением историко-культурного стандарта (на данный момент научную экспертизу РИО прошли линии учебников истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»).

    В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

    не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

    не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (в ред. Приказах Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N1643, 1644, 1645).

    Разъяснения по вопросам приобретения учебников и учебных пособий для обучающихся школ даны в письме комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 мая 2015 года № 19-3723/15-0-0.