23.06.2023

Гены контролирующие развитие противоположных. Контрольная работа по генетике


1. Аллель (от греч. allelon – другой, иной) – одна из двух и более альтернативных форм гена, имеющая определенную локализацию на хромосоме и уникальную последовательность нуклеотидов. Аллельные гены контролируют развитие альтернативных признаков.
2. Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, растения низкие и высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т. д.
3. Апоптоз (греч. – опадание листьев) – явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркёров апоптоза) и молекулярных процессов. Апоптоз – форма гибели клетки, проявляющаяся в уменьшении ее размера, конденсации и фрагментации хроматина, уплотнении наружной и цитоплазматических мембран без выхода содержимого клетки в окружающую среду.
4. Биохимические методы – методы генетики, которые помогают обнаружить ряд заболеваний обмена веществ (углеводного, аминокислотного, липидного и др.) при помощи, например, исследования биологических жидкостей (крови, мочи, амниотической жидкости) путем качественного или количественного анализа.
5. Близнецовый метод – метод генетики, который состоит в изучении развития признаков у близнецов. Он позволяет определять роль генотипа в наследовании сложных признаков, а также оценивать влияние таких факторов, как воспитание, обучение и др.
6. Возвратное скрещивание – тип скрещивания потомков с исходными родителями.
7. Второй закон Менделя для полного доминирования признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.
8. Ген – фрагмент молекулы ДНК, физически никак не отдифференцированный от остальной хромосомы.
9. Генеалогический метод – метод генетики, который позволяет выяснить родственные связи и проследить наследование нормальных или патологических признаков среди близких и дальних родственников в данной семье на основе составления родословной.
10. Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
11. Генетическая карта хромосомы – схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.
12. Генная терапия – введение в организм новой генетической информации, корректирующей генетические дефекты.
13. Генные болезни – это болезни, связанные с мутациями отдельных генов за счет преобразования химической структуры ДНК (изменения последовательности нуклеотидов ДНК, выпадения одних и включения других).
14. Генотип – совокупность всех генов организма.
15. Генофонд вида – совокупность аллелей (генов), встречающихся у особей данного вида.
16. Гены аллельные – это гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие альтернативных вариантов одного признака и обозначаемые одинаковыми символами, например А и а или А1 и А2.
17. Гены доминантные – это гены, которые проявляют свое действие и в гомозиготном, и в гетерозиготном состоянии (генотип АА или Аа; фенотип – А – доминантный признак).
18. Гены комплементарные – это взаимодополняющие гены.
19. Гены летальные – это гены, работа которых приводит либо к смерти организма, либо к снижению жизнеспособности организма (в этом случае говорят о полулетальном гене).
20. Гены неаллельные – это гены, расположенные либо в разных локусах одной хромосомы, либо в хромосомах из разных пар. Они обычно отвечают за развитие разных признаков и обозначаются разными символами, например А и В или А1 и А2.
21. Гены рецессивные – это гены, которые проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии (генотип – аа; фенотип – а – рецессивный признак).
22. Организм гетерозиготный – организм, в котором ген находится в разных состояниях – доминантном и рецессивном (например, А и а).
23. Организм гомозиготный – организм, который имеет два одинаковых аллеля одного гена А и А или а и а, соответственно гомозиготный доминантный или гомозиготный рецессивный.
24. Гибридизация – скрещивание двух организмов, различающихся альтернативными признаками. Полученное при гибридизации потомство называют гибридным поколением (F), отдельную особь в этом поколении – гибридом.
25. Гибридологический метод – скрещивание (гибридизация) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам, и в детальный анализ потомства.
26. Группы сцепления – это группы генов, расположенные в одной хромосоме, которые наследуются совместно, или сцеплено.
27. Доминирование неполное – это форма наследования, при которой у гетерозиготных гибридов первого поколения формируется промежуточный (средний) фенотип по сравнению с родительскими организмами. Впервые это наблюдалось у растения ночной красавицы по окраске цветков.
28. Доминирование полное – это форма наследования, при которой у гибридов наблюдаются такие же фенотипы, как и у родителей. Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда.
29. Закон расщепления при неполном доминировании признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, при промежуточном характере наследования в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1.
30. Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
31. Изменчивость наследственная, или генотипическая – изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
32. Изменчивость ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная – изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.
33. Кариотип – хромосомный набор человека.
34. Мутации – это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
35. Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
36. Норма реакции – степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости.
37. Ограниченные полом признаки – это признаки, выражение или проявление которых различно у представителей разных полов, или проявляющиеся только у одного пола.
38. Онтогенетический метод – метод генетики, который позволяет рассматривать развитие нормальных и патологических признаков в ходе индивидуального развития организма.
39. Пенетрантность – частота проявления доминантного признака у гетерозигот.
40. Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все потомство в первом поколении единообразно.
41. Плейотропия – зависимость нескольких признаков от действия одного гена.
42. Скрещивание анализирующее – это скрещивание для определения генотипа организма.
43. Скрещивание дигибридное – это скрещивание по двум парам признаков. Оно позволяет установить, как наследование одного признака влияет на характер наследования другого.
44. Скрещивание моногибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных (доминантного и рецессивного) признаков. Например, Мендель скрещивал сорта гороха, имеющие желтую и зеленую окраску горошин.
45. Скрещивание полигибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по трем и более парам альтернативных признаков.
46. Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при скрещивании гибридов I поколения по двум парам признаков во II поколении наследование по каждой паре идет независимо друг от друга. В результате образуются 4 фенотипические группы в соотношении 9:3:3:1, причем появляются группы с новыми сочетаниями признаков.
47. Фенотип – совокупность всех признаков организма.
48. Хромосомы – компактные структуры, в которые скручены молекулы ДНК с помощью специальных белков – гистонов. Такая компактизация необходима для того, чтобы все молекулы ДНК могли разместиться в ядре, не запутаться, как нитки, размотанные с катушки, и не разорваться.
49. Хромосомные болезни – это болезни, связанные и с изменениями в структуре хромосом, и с изменением их количества.
50. Хромосомы половые – это хромосомы, которые отвечают за наследование пола.
51. Цитогенетичесий метод – метод генетики, который основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом у здоровых и больных людей.
52. Чистые линии – это организмы, которые в результате скрещивания в потомстве не дают расщепления по изучаемому признаку.
53. Экспрессивность – степень проявления доминантного признака у гетерозигот.
54. Эпистаз – форма взаимодействия, противоположная комплементарности, когда один ген может подавлять действие другого гена.

1.Кетки,образующиеся на начальном этапе дроблени зиготы,называют 1)гаплоидными 2)эктодермальными 3)гаметами

4)бластомерами

2.парные гены,определяющие развитие взаимоисключающих признаков,называют

1)гомозиготными

2)аллельными

3)гетерозиготными

4)доминантными

3,У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. определите генотип родителей,если езвестно,что кареглазость доминирует над голубоглазостью.

4,Соматические мутации у человека

1)не наследуются потомством

2)повышают интенсивность обмена вещ-в

3)служат основой адаптации

4)возникают в гаметах

5,Клеточная стенка грибов,в отличие от растений,содержит преимущественно углевод -

1)глюкозу

3)целлюлозу

4)клетчатку

Парные гены определяющие развитие взаимоисключающих признаков называю:1-Гомозиготными;2-Аллельными;3-Гетерозиготными;4-Доминантные Мне кажется

гетерозиготнами но не уверен...помогите кто нибудт,и да у меня есть 6вариков которые завтра будут на ЕГЭ по биологии,только там нет ответов!кто хочет присоединяйтесь,будем вместе решать....

1)укажите генотип гетерозиготной особи по одному признаку: АА, аА, ААВВ,аавв 2)Может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться чёрным: да, нет,мог

ут быть два варианта 3) что означает термин "моногибридное " скрещивание: независимое распределение генов,преобладание одного из признаков,скрещивание родительских пар,различающихся по одному признаку 4) укажите генотип гомозиготной особи по двум домминантым аллеям: АаВВ,Аавв,ААВВ 5)что изучает генетика: основные закономерности наследования, закономерности размножения,основные свойства организма 6) укажите генотип дигетерозиготной особи: Аа,АА,АаВв,ААВв 7)какие особи называют гибритными: организмы.получаемые от скрещивания особей,различающихся многими наследственными задатками. особи,различающиеся между собой 8)какой признак доминирует,если от скрещивания безрогого (гомозиготного) быка с рогатой (гомозиготной)коровой потомство оказалось безрогим:доминирует аллель рогатости, проявляется домининтный аллель,имеет место дигибритное скрещивание 9)какие гены можно назвать аллельными: все гены аллельные. только те гены,которые контролируют развитие одного признака. гены, находящиеся в гомологичных хромосомах и расположенные друг против друга. гены сцепленные. гены расположенные в разных, негомологичных хромосомах 10)что влияет на формирование фенотипа: ничего не влияют. влияют генотип организма. влияют условия среды. влияет взаимодействие генов. 11)в чём заключается значение метода анализирующего скрещивания для генетического анализа в селекции: не имеет значения. играет роль в эволюции. помогает выявить рецесивные аллеи. помогает выявить доминатные аллеи. помогает определить гаметы анализируемой формы

Разделы: Биология

Класс: 9

“Быть хорошо рождённым – право каждого человека!” Л. Н. Толстой

Цель урока : изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизировать знания об особенностях половых хромосом, аутосом. Задачи:

  • образовательная: рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
  • развивающая:
  • продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;
  • воспитательная:
  • половое воспитание – формировать представления о различиях мужского и женского организмов.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Методы проведения: беседа, объяснение, проблемные, частично – поисковые.

Ход урока

1. Организационная часть:

приветствие; подготовка аудитории к уроку; наличие учащихся.

Обратить внимание!

Соблюдать тактичность изложения материала, т. к. в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. При объяснении усилить оптимистические прогнозы о возможных способах лечения и устранения наследственных заболеваний.

2. Проверка знаний учащихся.

А) Индивидуальная работа с карточками – 2 учащихся

Терминологическая разминка.

  1. Генетика изучает закономерности….
  2. Основоположником генетики является….
  3. Объектом своих исследований Мендель выбрал….
  4. Тип опыления у гороха….
  5. Женская и мужская особь обозначается….
  6. Родители и гибридное потомство обозначается…
  7. Совокупность генов организма…
  8. Гетерозигота обозначается…
  9. Совокупность всех признаков организма….
  10. Гомозиготы обозначаются…
  11. Ген, контролирующий преобладающий признак…
  12. Ген, контролирующий подавляемый признак…
  13. Аллельные гены….
  14. Противоположные признаки называются…
  15. Явление, при котором часть гибридовF2 несет доминантный признак, а часть-рецессивный….
  16. Каждый ген аллельной пары называется…
  17. Растения, в потомстве которых, при самоопылении, не наблюдается расщепление признаков называется…
  18. Проявление промежуточных признаков у F1 при скрещивании чистых линий наблюдается при…..

19*. В каком случае рецессивный ген может проявиться у гибрида?

20*. Сколько аллелей имеет ген, определяющий развитие окраски семян у гороха? Какие?

КАРТОЧКА “НАЙДИТЕ ПАРУ”

1. Генетика 1.получили от родителей
2.ген 2.совокупность внешних и внутренних признаков
3.моногибридное скрещивание 3.F 100-цветы все равно белые
4.рецессивный признак 4.противоположность наследственности
5.доминантный признак 5.основной метод Менделя
6.гибриды 6.учитывается один признак
7.гибридологический метод 7.желтые и зеленые семена
8.чистые линии 8.преобладает всегда у гибридов
9.изменчивость 9.основоположник Мендель
10.генотип 10.сочетаются признаки
11.фенотип 11.молекула ДНК
12.наследственность 12.исчезает в F1
13.альтернативные признаки 13.совокупность всех генов организма

Б) Фронтальная работа с классом “Разговор двух друзей – генетиков”.

-“Привет, друг. Я увидел твое древо. Да, но ты пробанд! А сколько у тебя сибсов и просибсов. Это просто удивительно как ты знаешь свою наследственность”.

– “Я тоже смотрел твое древо и был удивлен, что у твоих предков был случай инцеста”.

Рядом стоящие друзья ничего из разговора не поняли. Помогите им. Переведите разговор на понятный всем язык.

Задание №2. Рассмотрите графическое изображение родословной человека и ответьте на некоторые вопросы. (Слайд 2)

    Сколько поколений людей представлено на родословной?

    Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны матери?

    Какой пол пробанда?

    Имеется ли изучаемый признак у пробанда?

    Сколько еще членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?

    Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?

    Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающая за формирование изучаемого признака: 1) аутосома, 2)Y-хромосома, 3) Х-хромосома.

    Каков генотип пробанда: АА, Х А Х а, Х а Y, ХY А

3. Сообщение темы и цели урока

.

Актуализация и личностно – значимая роль учебной информации урока. Начало романа Льва Толстого “ Анна Каренина ” запоминается многим необычным умозаключением: “ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему ”. Великий писатель, конечно, имел в виду атмосферу семьи, другими словами – социальную сторону семьи. Ну, а если взглянуть на несколько поколений с генетической точки зрения, то можно увидеть, что каждая семья по-своему одновременно и счастлива, и несчастлива.

Физкультминутка.

Так как мы часто похожи на одного из родителей больше, чем на другого (хотя при этом рост, волосы и телосложение можем перенять от обоих), можно сделать вывод, что унаследованный нами ген был сильнее другого, эквивалентного ему. Например, о темных волосах говорят, что они “ доминируют”. С древнейших времен человечество волновала проблема взаимоотношения полов, морфологические и физиологические отличия мужчин и женщин, приблизительно равное соотношение по количеству особей мужского и женского пола.

Давайте попробуем ответить на следующие проблемные вопросы и мы:

  • Можно ли предсказать или предопределить рождение ребенка определенного пола?
  • От чего зависит пол новорожденного младенца?
  • Почему у одной и той же пары родителей рождаются дети разного пола?

Учебная информация: Пол можно рассматривать как один из признаковорганизма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами, локализованными в хромосомах. Если сравнить хромосомный набор особей разного пола, то он будет отличаться по одной паре хромосом, которые назвали половыми, поэтому механизм определения пола имеет хромосомный характер.

Хромосомное определение пола. Особенности кариотипов самцов и самок.

Еще Г.Мендель обратил внимание на то, что соотношение 1:1 по половой принадлежности напоминает расщепление, которое получается при анализирующем скрещивании. Впервые подробно генетику пола изучил Т.Морган в опытах с дрозофилой. Ему удалось установить, что самцы и самки мухи дрозофилы отличаются по хромосомному набору. И у тех, и у других в клетках тела присутствовало по 8 хромосом, 6 из которых были одинаковы у самцов и самок, их назвали аутосомами, а одна пара различалась у особей мужского и женского пола назвали половыми хромосомами. У самокдве одинаковые половые хромосомы – ХХ, у самцов разные половые хромосомы– Х и Y.

В данном случае женский пол является гомогаметным, то есть все яйцеклетки несут Х-хромосому, а мужской гетерогаметным, то есть образует два типа гамет– 50% с Х– хромосомой, 50% с Y– хромосомой. У человека в кариотипе 44 аутосомы и 2 половые хромосомы: хромосомный набор мужчины – 44А+ ХY, женщины – 44А + ХХ. Если образуется зигота, несущая ХХ, то из нее будет формироваться женский организм, а если в зиготе ХY – то мужской. Женский организм имеет две одинаковые половые хромосомы (ХХ), поэтому является – гомогаметным , а мужской, образующий два типа – гетерогаметным. (Слайд 3).

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Наследственные болезни человека.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека. Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни. Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дауна (47 хромосом, трисомия 21 хромосомы 21,21,21), Шерешевского-Тернера (женщина с 45 хромосомами, ХО), Клайнфельтера (мужчина с 47 хромосомами, ХХУ). Одной из причин этого является употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, влияние загрязнений окружающей среды. Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена. К таким заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия А и гемофилия В, дальтонизм, недоразвитие потовых желез и другие. Гены (аллели), определяющие эти заболевания, локализованы в Х – хромосоме.

Наследование дальтонизма. Задача . В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед – дальтоник. “Ой, как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить.” Надо ли жалеть соседских детей?

(Объяснение решения задачи учителем).

Рассмотрим в качестве примера наследование дальтонизма. (Слайды 5,6,7).

Было установлено, что дальтонизм обусловлен рецессивным аллелем (Х d), нормальное цветоощущение – доминантным аллелем (Х D), поэтому женщины, гетерозиготные по этому гену (Х D X d), обладали нормальным зрением. Ученые утверждают, что наследственные болезни возникли вместе с человеком и сопровождали его на протяжении всей его эволюции. Великий врач древности Гиппократ писал: “Семя производит все тело. Здоровое тело производит здоровые части тела, больное – больные. Раз, как правило, у лысого рождается лысый, у голубоглазого – голубоглазый, у косого – косой, ничего не помешает рождению длинноголовых у длинноголовых” . Изучение наследственных болезней человека показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. Так как в родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Ярким примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы. Английская королевская фамилия – пример типичной “ родословной” со сцепленной с полом болезнью, болезни, когда вредные гены расположены в половой хромосоме. Императрица Александра Федоровна, до бракосочетания Алекс– Виктория-Елена – Бригитта – Луиза – Беатриса принцесса Гессенская и Рейнская – дочь Великого герцога Людвига IY Гессенского и Рейнского и Аликс, дочери британской королевы Виктории. Она внучатая племянница императрицы Марии Александровны, жены Александра II, сестра Великой княгини Елизаветы Федоровны. Родилась 25 мая (6 июня по старому стилю) 1872 года. В возрасте 12 лет она впервые побывала в России на свадьбе сестры, где познакомилась с 16-м цесаревичем Николаем. Государь Александр III возражал против брака своего сына с немецкой принцессой. Одной их причин было то, что трон в государстве Российском наследуется по мужской линии, а было известно, что родственники принцессы по мужской линии редко доживали до преклонного возраста. Однако Николай решительно заявил, что ни на ком другом жениться не желает. Уже на смертном одре Александр III благословил брак Николая и Алисы. Свадьба состоялась месяц спустя после смерти Александра, 14 ноября 1894 года. Вскоре после свадьбы – 3 ноября 1895 года царица родила своего первого ребенка. Это была девочка, ее назвали Ольга. Затем подряд родились еще три дочери: 29 мая 1897 года – Татьяна, 14 июня 1899 – Мария, 5 июня 1901 г.– Анастасия. Но нужен был наследник престола. Наконец, 30 июля 1904 года у царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Это страшная неизлечимая болезнь стала трагедией семьи. Обычно с таким заболеванием редко доживают до зрелого возраста, так как любой ушиб и даже мелкое кровоизлияние может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной, знали о которой только члены семьи и приближенные слуги. Несчастный мальчик обладал прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивость, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной у царей простотой; красоте духовной соответствовала и телесная. Алексей Николаевич быстро схватывал нить даже самого серьезного разговора, а в нужных случаях так же быстро находил подходящую шутку для ответа.Английская королева Виктория была гетерозиготной по гену гемофилии. У нее родились сын – гемофилик и две гетерозиготные дочери, передавшие ген гемофилии в царствующие семьи России и Испании. Некоторые их внуки и правнуки, в том числе русский царевич Алексей, были больные гемофилией. Британская же линия наследования потеряла этот болезненный ген. Об этом можно судить на основании того, что сын королевы Виктории Эдуард YII был здоров.

Беседа: Каковы пути профилактики наследственных болезней:

  1. Запрет на близкородственные браки.
  2. Запрет на употребление алкоголя и наркотиков.

Борьба за чистоту окружающей среды.

Медикогенетическая и дородовая диагностика.

Когда к врачу – генетику с вопросом о возможности рождения у них здорового младенца обращается супружеская пара, у которой уже есть больной ребенок, приходится подробно анализировать родословную этой по линиям жены и мужа. Так как большинство из нас не имеют понятия о вредных генах, которые мы носим в себе. После рождения ребенка с наследственной болезнью, мы узнаем по крайней мере об одном из таких генов. Если пораженным болезнью оказывается кто-нибудь из наших близких родственников, мы обязаны побеспокоится о специальном обследовании. Прежде всего, составляют и изучают родословные семей обоих супругов и постараются установить, какие именно наследственные болезни в них встречались. И только на основе всех полученных данных врач рассчитывает, сколь велик риск появления на свет малыша, отягощенного патологической наследственностью. Каждая женщина волнуется во время беременности, всем сердцем надеясь, что ее ребенок будет нормальным и здоровым. Ее тревогу в бошей или меньшей мере разделяет ее муж. Мы все успокаиваем себя тем, что как известно, примерно 96 из каждых 100 детей появляются на свет без серьезных врожденных дефектов. Но 3-4 % детей рождаются нездоровыми – вот здесь– то и кроется причина наших тревог во время беременности.

Основные способы дородовой диагностики патологии ребенка:

  1. Пункция околоплодных вод (амниоцентоз)– старейший из всех методов. Через стенку брюшины с помощью тонкой иглы, прокалыва плодный пузырь, отбирают из матки 10-20 мл.околоплодных вод на 15-17 неделе беременности. Исследование осуществляется под местным наркозом и при непрерывном ультразвуковом контроле, чтобы не повредить ребенка и плаценту. В околоплодной жидкости плавают клетки ребенка. Их отфильтровывают, размножают в лаборатории и исследуют на хромосомные дефекты. (Слайд 8).
  2. Биопсия ворсинок хориона – на 6-11 неделе беременности, отбирают немного пушистой, имеющей форму коралла ткани, в которой лежит крошечный эмбрион в первые недели жизни до образования плаценты. Защищающие и питающие ворсинки этой ткани содержат такие же клетки, что и ребенок.
  3. Пункция пуповины
  4. : для этого исследования у плода берут немного крови из пуповины, чтобы определить некоторые врожденные болезни. Основная цель постановки раннего пренатального диагноза – успешное лечение плода еще в матке.

Существуют современные методы предимплантационной диагностики эмбриона, которая позволяет исключить генетические патологии на 100 %, дающие возможность иметь здоровых детей родителям с патологией.

Заключение

Современные люди не всегда знают своих двоюродных братьев и сестер не поддерживают с ними связи. Разумеется это важно не только с биологической (генетической) точки зрения, но и социальной. Чем больше люди будут поддерживать и ощущать родственные отношения, тем добрее они станут, тем более социально значимыми себя ощутят. Ведь в родословной каждого человека окажутся люди, которыми можно гордиться. Так давайте гордиться своей наследственностью и беречь ее!

4. Подведение итогов урока:

Выскажите свое мнение:

    Какой тип хромосом играет решающую роль в определении пола у людей?

    Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются при размножении?

    Только ли хромосомами определяется пол организма?

    Просто ли поменять пол? 5. Стоит ли это делать?

Мужчина больной гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Какова вероятность рождения в этом браке больных детей.

Ответ: вероятность рождения больного ребенка 50%.

5. Домашнее задание. Параграф 39, ответить на вопросы.

1 уровень (на оценку “хорошо ”)

2 уровень (на оценку “отлично ”)

1. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске тела) (самцы гетерогаметные, признак сцеплен с полом). 1. Серебристую курицу из породы белый виандот (доминантный признак сцепленный с полом) скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Сколько и каких курочек должно быть среди тысячи цыплят, полученных на ферме?
2. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? 2. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей от брака женщины-дальтоника со здоровым по цветовому зрению мужчиной?

Мужчина больной гемофилией, женится на здоровой женщине, и у них рождаются нормальные дети. Существует ли вероятность заболевания у внуков, при условии, что все дети вступили в брак со здоровыми людьми?

Контрольная работа по генетике 1 вариант

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма это:

1. фенотип 2.генотип 3.генофонд 4. кариотип

2. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом это:

1. генотип 2. Генофонд 3. Геном 4. ген

3. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

1. гетерозиготными 2. Аллельными 3. Гомозиготными 4.моногибридными

4. ПОЛ человека определяется: 1)до оплодотворения яйцеклетки 2)после оплодотворения

3)в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом 4)иным способом

5.В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h): 1) мать X H X h ; отец X h Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 3) мать Х Н Х Н ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y

6. Профилактическим методом предупреждения наследственных заболеваний в будущей семье является : 1)исследование генетического аппарата одного из родителей

2)генеалогическое исследование родителей 3)близнецовый метод

4)отмена лекарств во время беременности

7. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены

8. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в 1. Аутосомах 2. половых хромосомах 3. неполовых хромосомах

9. Генотип - это совокупность: 1)всех генов популяции 2)всех генов организма

3)генов, расположенных на половых хромосомах 4)генов всех видов, образующих биоценоз

Генетические задачи:

    Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили пестрых, черных и белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

2. У морских свинок ген черной окраски шерсти А доминирует над а, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном В, а длинношерстность - его рецессивным аллелем в. Гомозиготное черное длинношерстное животное было скрещено с гомозиготным белым короткошерстным. Какое потомство получится от скрещивания данных свинок

    Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х хромосомой. У здоровых родителей родился ребёнок с шизофренией. Определить вероятность рождения у них здорового ребенка.

Контрольная работа по генетике 2 вариант.

1. Какую часто информации, в среднем, получает ребёнок от своей бабушки?

1) 100 % 2) 75 % 3) 50 % 4) 25 %

2. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились 2 кареглазые девочки и 1 голубоглазый мальчик. Ген карих глаз (А) доминирует. Каковы генотипы родителей?

1)Отец Аа, мать Аа 2) Отец аа, мать Аа 3) АА и АА 4) аа и аа 3. Чистой линией называется потомство:

1)не дающее расщепления 2)полученное только от гетерозиготных родителей

3)пара особей, отличающихся одним признаком 4)особи одного вида

4. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:

1)ABC и ABB 2) ААВВСС и ААВВСс 3)ABC и АВс 4) А, В, С, с

5. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью : 1)25% 3) 50% 2)75% 4) 100%

6. Доминантный аллель - это:

1)пара одинаковых по проявлению генов 2)один из двух аллельных генов

3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена 4)подавляемый ген

7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка - это:

1)ген 2)фен 3)геном 4)генотип

8. Дигомозигота имеет генотип: 1. АаВв 2. ААВВ 3. ААВв 4. АаВВ

9. Т. Морган является первооткрывателем явления:

1)независимого расщепления; 2)чистоты гамет;

3)единообразия гибридов первого поколения; 4)сцепленного наследования признаков.

Генетические задачи:

    При разведении телят крупного рогатого скота (коров породы шортгорн) было установлено, что красная окраска не полностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют чалую окраску. От красного быка и нескольких чалых коров родилось 24 теленка. Как выглядели (скорее всего!) эти телята?

2 . У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над голубоглазостью, родители были гетерозиготны по доминантным признакам. Какова вероятность появления этих детей?

3…Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, - доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, - рецессивный ген Х-хромосомы.