20.12.2023

Средний был ни так ни сяк. Старший - умный был детина, средний был и так, и сяк, младший - вовсе был дурак


Танк - штука очень дорогая и сложная в производстве, поэтому грамотный заказчик хочет получить один лучший танк на определённую роль, а не разводить дорогой зоопарк, который пожрёт весь бюджет. Нередко так и бывает, заказчики организовывают тщательнейшие сравнения конкурентов и выбирают оптимальный вариант. Но по разным причинам случаются сбои, то по вине бездарнейшего заказчика, то из-за конкурентов, которые не могут одолеть друг друга, но и не желают уступать. Тогда на свет появляются такие пары и троицы, как Т-64, Т-72 и Т-80 или Tiger (P) и Tiger (H).

Сегодня речь пойдёт о весьма примечательной троице - H 35, R 35 и FCM 36. Как получилось, что все три танка с одинаковой ролью приняли на вооружение?

Десять лет топтания на месте
Первую Мировую войну Франция закончила ведущей танкостроительной державой. Она развернула массовый выпуск штурмовых САУ, экспериментировала с электромеханическими трансмиссиями, мягкими подвесками и башнями кругового вращения. Она же создала легендарный Renault FT, который был хорош в реалиях той войны. Но именно той, ведь уже в 20-х годах танк стремительно устарел. Его максимальная скорость составляла 8 км/ч при средней в 3 км/ч на бездорожье, а траки гусениц выдерживали пробег в 150-200 км. Из-за этого на дальние расстояния по дорогам Renault FT приходилось перебрасывать на грузовиках.


Renault FT с ходовой частью Кегресса


Renault NC-1

Первое время французы работали над заменой ходовой части устаревающих FT. Так появились переделки FT с ходовой частью Кегресса, а также NC-1 и NC-2. Хотя они покупались за рубежом, самим французам этого показалось мало. В 1926 году военные хотели уже 30-мм броню и 47-мм пушку, поэтому фирма Рено начала работу над новым танком D1 с тремя членами экипажа и радиостанцией. Его вполне можно было довести до ума и получить удачный спутник пехоты с хорошей связью и вооружением.


Char D1 с башнями от FT, 1935 год. Это какой-то позор...

Вместо этого военные вновь повысили требования и фирма Рено начала работы по D2. Скромный спутник пехоты уже почти дорос до ранних Char B1 и в какой-то мере стал его жертвой.

Такими для французов были 15 лет после Первой Мировой войны: скромные поставки NC-1 и NC-2 на экспорт и не менее скромные серии D1 и D2. Стариков Renault FT всё ещё не чем было заменять, хотя к началу 30-х годов они безнадёжно устарели.

Частная инициатива
Заказчики завели программу замены FT в полный тупик. Сложно сказать, как ситуация развивалась дальше, если бы не инициатива фирмы Hotchkiss. Её директор Генри Айнсворт следил за развитием танкостроения и предложил военным концепцию 6-тонного дешёвого массового танка. Корпус собирался болтами из крупных литых деталей, трансмиссия по образцу английских танкеток находилась во лбу, а для экономии веса от башни пришлось отказаться.




Первый прототип Hotchkiss. Здравствуй, мой упоротый друг.

В 1933 году началась разработка прототипа, в этом же году военные заинтересовались концепцией и объявили конкурс. Их требования были похожи на предложение Hotchkiss за исключением наличия полноценной вращающейся башни. На конкурс откликнулось 14 фирм, но лишь немногие довели проекты до испытаний прототипа.

Быстрее всех с заданием справилась фирма Renault, её танк приняли на вооружение под индексом R 35. На нём стояла башня от прототипа танка фирмы APX. Часто её называют наиболее удачной, отсюда, мол, такой выбор. Но насколько честными были результаты конкурса - это отдельный вопрос. Как мне видится, пирог по праву сильного разделили гигант Renault и государственное предприятие APX, которое выпускало литые башни для целого ряда танков. Это устраивало и APX, получавшее прибыль, и военных, которые покупали башни и вооружение дешевле за счёт сосредоточения мощного литейного производства в одних руках.


Макет Renault ZM был не менее стильным, чем прототип Hotchkiss

Что касается фирмы Hotchkiss, то на третьем прототипе она установила башню фирмы APX. Её танк был очень похож на R 35, в чём-то лучше, в чём-то хуже. Но у него было неоспоримое преимущество - более высокая скорость. Тем временем французская кавалерия хотела заказать 600 средних танков SOMUA S 35. Да, это были удачные танки с мощным вооружением и хорошей подвижностью (что важно, не только по французским меркам), но стоили они дорого, да и SOMUA не могла быстро осилить весь заказ. Поэтому кавалеристы приняли на вооружение танк фирмы Hotchkiss под индексом H 35 и уменьшили заказ на S 35.


Третий прототип Hotchkiss. До H 35 остался один шаг

Конечно, куда разумнее было оставить только H 35. В этом случае и пехота, и кавалерия вооружалась бы только одним лёгким танком, что упрощало бы производство, ремонт и обучение танкистов. Однако пехота предпочла R 35, а кавалерия H 35.

Третий лишний
На задание военных в числе прочих откликнулась фирма FCM. Она представила действительно революционный проект танка с дизельным двигателем, классической компоновкой, более удачной для спутника пехоты трансмиссией (бортовые сцепления вместо двойного дифференциала) и сварным корпусом с наклонным расположением бронелистов.


Первый прототип FCM, он же самый красивый

Проект FCM обещал лучшую бронезащиту и дальность хода, поэтому военные очень заинтересовались танком. Хотя фаворит уже определился, работы над перспективным проектом никто не сворачивал. После испытаний 1935 года у танка заменили гусеницы на более удачные, переделали корпус и башню, а также поставили лицензионную версию дизеля Ricardo Comet, который выделялся неприхотливостью и отменной надёжностью. После доработок танк очень понравился пехоте, поэтому они приняли его на вооружение под индексом FCM 36 и заказали первую серию в 100 танков.

Танк FCM смотрелся настолько лучше, что его заказали даже с учётом серийного производства R 35. Дело в том, что у R 35, H 35 и FCM 36 был одинаковый погон, поэтому их башни можно было взаимозаменять. В опытном порядке на FCM 36 поставили литую башню APX:

А на R 35 сварную от FCM:

Выяснилось, что башня FCM легче литой на 265 кг, при этом она более удобная и снарядостойкая. Сразу возник вопрос: почему бы не ставить на H 35 и R 35 именно сварную башню? Испытания обстрелом тоже закончились не в пользу победителей. Литые детали R 35 и H 35 пробивались не только немецкой 37-мм пушкой, но и оказались уязвимы против 25-мм французского орудия. Сварной корпус FCM показал себя намного лучше.

Казалось бы, R 35 похоронен, его серийное производство вот-вот отменят в пользу FCM 36. Но на самом деле проблемы начались именно у фирмы FCM, такой вот парадокс. Во-первых, переход на сварные башни и корпуса означал, что такие крупные игроки, как APX и Ranault, потеряют свои заказы. Кроме того, уже налаженное производство придётся перестраивать с литья, а это немалые расходы. Именно поэтому "литейщики" искали любые предлоги и способы чтобы утопить конкурента. Например, во время обстрела корпусов выяснилось, что R 35 через раз пробивается даже 25-мм пушкой, в то время как лоб корпуса FCM 36 после усиления бронирования до 40 мм на средних и дальних дистанциях вообще не пробивался даже 37-мм орудием. Разумеется, "литейщикам" такой результат был не нужен, поэтому программу испытаний "доработали" и расстреляли FCM 36 из 75-мм орудия, чего он, конечно, не выдержал. Такие результаты позволяли утверждать якобы об уязвимости FCM 36, мол, мы и тот корпус в решето превратили, и этот, а литьё дешевле, значит, будем и дальше литьё использовать.

Ранний сварной корпус FCM с бронированием 30 мм, то есть по старым требованиям до усиления. Лобовая деталь выдержала обстрел, хотя борта, конечно, оказались уязвимы:

Для сравнения, корпус R 35 с бронированием в 40 мм, то есть по новым требованиям. Самое настоящее решето:

Был и другой фактор. Для того, чтобы всеми правдами и неправдами получить заказ и обойти конкурентов FCM сперва занизила в два раза цену на танк, а после выпуска первой серии резко потребовала больше денег. А что, если бы состоялся переход на сварные башни и фирма FCM на монопольном положении пошла бы и дальше заламывать на них цену?

В результате после выпуска первой серии из 100 FCM 36 производство остановили в пользу Char B1.

H 35 не вполне устраивал кавалеристов. Да, он был быстрее R 35, но всё равно отставал от S 35. Фирма Hotchkiss имела немалый автомобильный опыт, её машины четыре раза выигрывали ралли Монте-Карло. Этим она и воспользовалась. Кормовую часть корпуса переделали, увеличив в размерах, и поставили переделанный двигатель от гоночного автомобиля, мощность которого довели до 120 л.с. Кроме того, в ходовой части отказались от резиновых бандажей опорных катков, поскольку на высоких скоростях они слишком быстро разрушались. В итоге максимальная скорость выросла почти до 37 км/ч. Так появился H 39.

Французская кавалерия не получала таких средств, как пехота, и не могла заказать так много танков. Поэтому для получения большого заказа Hotchkiss снова обратилась к пехоте, и не прогадала. H 35 и раньше был конкурентом R 35, а новый H 39 вовсе не оставил ему никаких шансов. Он был не только быстрее по хорошим дорогам, но и лучше показывал себя на бездорожье. К 1 сентября 1939 года у кавалеристов было 16 H 39, а у пехоты 180. Таким образом от разделения танков Гочкисс и Рено на кавалерийские и пехотные не осталось и следа.


Сдача H 39 с орудиями SA 38 и хвостами для преодоления окопов

Тем временем недовольство R 35 всё росло. У победителя конкурса была неудачная ходовая часть, плохо показывающая себя на бездорожье. Её неоднократно пытались переделать. С пятой попытки это даже удалось. Так появился R 40, особого смысла в котором на фоне H 39 не было.


Вторая попытка Renault улучшить ходовую часть R 35

Наконец, стоит затронуть вопрос с перевооружением. Изначально на R 35, H 35 и FCM 36 стояла пушка SA 18 времён Первой Мировой войны. Для экономии средств её просто снимали со старых Renault FT. Против 30-мм брони она была совершенно бесполезна, поэтому с учётом защиты новых немецких танков ещё срочно требовалось менять. Более мощное 37-мм орудие SA 38 было слабее, чем немецкие, чешские и американские аналоги, не говоря уже о британской двухфунтовке, но даже его выпуск налаживался с трудом. В итоге не все H 39 и R 40 получили SA 38, часть так и встретила войну с SA 18. Что показательно, в первую очередь старались перевооружать именно H 39, а не R 35.

С башней APX всё понятно, в неё SA 38 установили без проблем. А вот с FCM 36 получилась довольно странная история. Звучит она примерно так: SA 38 установили в сварную башню, но из-за возросшей отдачи сварные швы дали трещины, поэтому от перевооружения отказались. Как говорится, свежо преданье, да верится с трудом.


SA 38 в FCM 36. Где трещины? "Литейщики" бы с удовольствием их сфотографировали

Во-первых, никаких фото с трещинами я не видел, если кто-нибудь их находил, скиньте, пожалуйста, в комментарии. На всех фото башня в полном порядке. Во-вторых, SA 38 - довольно немощная пушка, откуда там такая сильная отдача, что трескается сварка фирмы, которая вообще-то занималась кораблестроением? Есть и другие нестыковки. Процитирую фрагмент комментария под статьёй Юрия Пашолока об AMX 38 :

"Что касается башни FCM - там тоже все очень непросто.
Так, согласно отчету майора Джиордани (будущего комбата-7), принимавшего участие в ее испытаниях с длинноствольной пушкой, никаких замечаний вообще не было. Косвенно это подтверждается тем, что "трескающиеся швы" никак не помешали фирме впоследствии разработать масштабированный вариант башни под еще более мощную 47-мм пушку, а Танковому управлению - принять ее в производство для танков B.1bis в качестве компенсационной меры в связи с потерей заводов в Лилле и Динане.
У самих французов единого мнения по этому поводу нет: одни считают, что башня пала жертвой борьбы промышленных лобби (литая броня против катаной сварной) в Танковом управлении, другие считают, что так военные чиновники "наказали" FCM за нечистую игру во время конкурса на легкий танк (фирма занизила цену за FCM-36 почти в два раза, а после выпуска первой серии начала "выворачивать руки" Танковому управлению, требуя компенсаций).
Лично я больше склоняюсь к первому варианту, учитывая, как впоследствии при обсуждении ТЗ по теме G.1 лоббисты "Рено"/"Шнейдера" доказывали несостоятельность сварной технологии, размахивая сравнительными результатами обстрела R-35 и FCM-36 (при том, что первый обстреливали из 25-мм и 37-мм пушек, а второй натурально "развалили" из 75-мм пушки, "доработав программу испытаний").
"

В целом танк FCM 36 был наиболее интересным и перспективным. Не зря фирма AMX делала новый перспективный спутник пехоты AMX 38 именно с оглядкой на FCM: сварной корпус, похожая башня с 37-мм пушкой SA 38 (и никаких якобы трескавшихся швов), дизельный двигатель. Новые сварные башни планировались и на Char B1, и на S 40, но из-за поражения французы практически ничего не успели.


AMX 38 с SA 38

А самый неудачный и посредственный из всей троицы, R 35, оказался самым массовым, его не смог похоронить даже H 39.

Танк - штука очень дорогая и сложная в производстве, поэтому грамотный заказчик хочет получить один лучший танк на определённую роль, а не разводить дорогой зоопарк, который пожрёт весь бюджет. Нередко так и бывает, заказчики организовывают тщательнейшие сравнения конкурентов и выбирают оптимальный вариант. Но по разным причинам случаются сбои, то по вине бездарнейшего заказчика, то из-за конкурентов, которые не могут одолеть друг друга, но и не желают уступать. Тогда на свет появляются такие пары и троицы, как Т-64, Т-72 и Т-80 или Tiger (P) и Tiger (H).

Сегодня речь пойдёт о весьма примечательной троице - H 35, R 35 и FCM 36. Как получилось, что все три танка с одинаковой ролью приняли на вооружение?

Десять лет топтания на месте
Первую Мировую войну Франция закончила ведущей танкостроительной державой. Она развернула массовый выпуск штурмовых САУ, экспериментировала с электромеханическими трансмиссиями, мягкими подвесками и башнями кругового вращения. Она же создала легендарный Renault FT, который был хорош в реалиях той войны. Но именно той, ведь уже в 20-х годах танк стремительно устарел. Его максимальная скорость составляла 8 км/ч при средней в 3 км/ч на бездорожье, а траки гусениц выдерживали пробег в 150-200 км. Из-за этого на дальние расстояния по дорогам Renault FT приходилось перебрасывать на грузовиках.


Renault FT с ходовой частью Кегресса


Renault NC-1

Первое время французы работали над заменой ходовой части устаревающих FT. Так появились переделки FT с ходовой частью Кегресса, а также NC-1 и NC-2. Хотя они покупались за рубежом, самим французам этого показалось мало. В 1926 году военные хотели уже 30-мм броню и 47-мм пушку, поэтому фирма Рено начала работу над новым танком D1 с тремя членами экипажа и радиостанцией. Его вполне можно было довести до ума и получить удачный спутник пехоты с хорошей связью и вооружением.


Char D1 с башнями от FT, 1935 год. Это какой-то позор...

Вместо этого военные вновь повысили требования и фирма Рено начала работы по D2. Скромный спутник пехоты уже почти дорос до ранних Char B1 и в какой-то мере стал его жертвой.

Такими для французов были 15 лет после Первой Мировой войны: скромные поставки NC-1 и NC-2 на экспорт и не менее скромные серии D1 и D2. Стариков Renault FT всё ещё не чем было заменять, хотя к началу 30-х годов они безнадёжно устарели.

Частная инициатива
Заказчики завели программу замены FT в полный тупик. Сложно сказать, как ситуация развивалась дальше, если бы не инициатива фирмы Hotchkiss. Её директор Генри Айнсворт следил за развитием танкостроения и предложил военным концепцию 6-тонного дешёвого массового танка. Корпус собирался болтами из крупных литых деталей, трансмиссия по образцу английских танкеток находилась во лбу, а для экономии веса от башни пришлось отказаться.




Первый прототип Hotchkiss. Здравствуй, мой упоротый друг.

В 1933 году началась разработка прототипа, в этом же году военные заинтересовались концепцией и объявили конкурс. Их требования были похожи на предложение Hotchkiss за исключением наличия полноценной вращающейся башни. На конкурс откликнулось 14 фирм, но лишь немногие довели проекты до испытаний прототипа.

Быстрее всех с заданием справилась фирма Renault, её танк приняли на вооружение под индексом R 35. На нём стояла башня от прототипа танка фирмы APX. Часто её называют наиболее удачной, отсюда, мол, такой выбор. Но насколько честными были результаты конкурса - это отдельный вопрос. Как мне видится, пирог по праву сильного разделили гигант Renault и государственное предприятие APX, которое выпускало литые башни для целого ряда танков. Это устраивало и APX, получавшее прибыль, и военных, которые покупали башни и вооружение дешевле за счёт сосредоточения мощного литейного производства в одних руках.


Макет Renault ZM был не менее стильным, чем прототип Hotchkiss

Что касается фирмы Hotchkiss, то на третьем прототипе она установила башню фирмы APX. Её танк был очень похож на R 35, в чём-то лучше, в чём-то хуже. Но у него было неоспоримое преимущество - более высокая скорость. Тем временем французская кавалерия хотела заказать 600 средних танков SOMUA S 35. Да, это были удачные танки с мощным вооружением и хорошей подвижностью (что важно, не только по французским меркам), но стоили они дорого, да и SOMUA не могла быстро осилить весь заказ. Поэтому кавалеристы приняли на вооружение танк фирмы Hotchkiss под индексом H 35 и уменьшили заказ на S 35.


Третий прототип Hotchkiss. До H 35 остался один шаг

Конечно, куда разумнее было оставить только H 35. В этом случае и пехота, и кавалерия вооружалась бы только одним лёгким танком, что упрощало бы производство, ремонт и обучение танкистов. Однако пехота предпочла R 35, а кавалерия H 35.

Третий лишний
На задание военных в числе прочих откликнулась фирма FCM. Она представила действительно революционный проект танка с дизельным двигателем, классической компоновкой, более удачной для спутника пехоты трансмиссией (бортовые сцепления вместо двойного дифференциала) и сварным корпусом с наклонным расположением бронелистов.


Первый прототип FCM, он же самый красивый

Проект FCM обещал лучшую бронезащиту и дальность хода, поэтому военные очень заинтересовались танком. Хотя фаворит уже определился, работы над перспективным проектом никто не сворачивал. После испытаний 1935 года у танка заменили гусеницы на более удачные, переделали корпус и башню, а также поставили лицензионную версию дизеля Ricardo Comet, который выделялся неприхотливостью и отменной надёжностью. После доработок танк очень понравился пехоте, поэтому они приняли его на вооружение под индексом FCM 36 и заказали первую серию в 100 танков.

Танк FCM смотрелся настолько лучше, что его заказали даже с учётом серийного производства R 35. Дело в том, что у R 35, H 35 и FCM 36 был одинаковый погон, поэтому их башни можно было взаимозаменять. В опытном порядке на FCM 36 поставили литую башню APX:

А на R 35 сварную от FCM:

Выяснилось, что башня FCM легче литой на 265 кг, при этом она более удобная и снарядостойкая. Сразу возник вопрос: почему бы не ставить на H 35 и R 35 именно сварную башню? Испытания обстрелом тоже закончились не в пользу победителей. Литые детали R 35 и H 35 пробивались не только немецкой 37-мм пушкой, но и оказались уязвимы против 25-мм французского орудия. Сварной корпус FCM показал себя намного лучше.

Казалось бы, R 35 похоронен, его серийное производство вот-вот отменят в пользу FCM 36. Но на самом деле проблемы начались именно у фирмы FCM, такой вот парадокс. Во-первых, переход на сварные башни и корпуса означал, что такие крупные игроки, как APX и Ranault, потеряют свои заказы. Кроме того, уже налаженное производство придётся перестраивать с литья, а это немалые расходы. Именно поэтому "литейщики" искали любые предлоги и способы чтобы утопить конкурента. Например, во время обстрела корпусов выяснилось, что R 35 через раз пробивается даже 25-мм пушкой, в то время как лоб корпуса FCM 36 после усиления бронирования до 40 мм на средних и дальних дистанциях вообще не пробивался даже 37-мм орудием. Разумеется, "литейщикам" такой результат был не нужен, поэтому программу испытаний "доработали" и расстреляли FCM 36 из 75-мм орудия, чего он, конечно, не выдержал. Такие результаты позволяли утверждать якобы об уязвимости FCM 36, мол, мы и тот корпус в решето превратили, и этот, а литьё дешевле, значит, будем и дальше литьё использовать.

Ранний сварной корпус FCM с бронированием 30 мм, то есть по старым требованиям до усиления. Лобовая деталь выдержала обстрел, хотя борта, конечно, оказались уязвимы:

Для сравнения, корпус R 35 с бронированием в 40 мм, то есть по новым требованиям. Самое настоящее решето:

Был и другой фактор. Для того, чтобы всеми правдами и неправдами получить заказ и обойти конкурентов FCM сперва занизила в два раза цену на танк, а после выпуска первой серии резко потребовала больше денег. А что, если бы состоялся переход на сварные башни и фирма FCM на монопольном положении пошла бы и дальше заламывать на них цену?

В результате после выпуска первой серии из 100 FCM 36 производство остановили в пользу Char B1.

H 35 не вполне устраивал кавалеристов. Да, он был быстрее R 35, но всё равно отставал от S 35. Фирма Hotchkiss имела немалый автомобильный опыт, её машины четыре раза выигрывали ралли Монте-Карло. Этим она и воспользовалась. Кормовую часть корпуса переделали, увеличив в размерах, и поставили переделанный двигатель от гоночного автомобиля, мощность которого довели до 120 л.с. Кроме того, в ходовой части отказались от резиновых бандажей опорных катков, поскольку на высоких скоростях они слишком быстро разрушались. В итоге максимальная скорость выросла почти до 37 км/ч. Так появился H 39.

Французская кавалерия не получала таких средств, как пехота, и не могла заказать так много танков. Поэтому для получения большого заказа Hotchkiss снова обратилась к пехоте, и не прогадала. H 35 и раньше был конкурентом R 35, а новый H 39 вовсе не оставил ему никаких шансов. Он был не только быстрее по хорошим дорогам, но и лучше показывал себя на бездорожье. К 1 сентября 1939 года у кавалеристов было 16 H 39, а у пехоты 180. Таким образом от разделения танков Гочкисс и Рено на кавалерийские и пехотные не осталось и следа.


Сдача H 39 с орудиями SA 38 и хвостами для преодоления окопов

Тем временем недовольство R 35 всё росло. У победителя конкурса была неудачная ходовая часть, плохо показывающая себя на бездорожье. Её неоднократно пытались переделать. С пятой попытки это даже удалось. Так появился R 40, особого смысла в котором на фоне H 39 не было.


Вторая попытка Renault улучшить ходовую часть R 35

Наконец, стоит затронуть вопрос с перевооружением. Изначально на R 35, H 35 и FCM 36 стояла пушка SA 18 времён Первой Мировой войны. Для экономии средств её просто снимали со старых Renault FT. Против 30-мм брони она была совершенно бесполезна, поэтому с учётом защиты новых немецких танков ещё срочно требовалось менять. Более мощное 37-мм орудие SA 38 было слабее, чем немецкие, чешские и американские аналоги, не говоря уже о британской двухфунтовке, но даже его выпуск налаживался с трудом. В итоге не все H 39 и R 40 получили SA 38, часть так и встретила войну с SA 18. Что показательно, в первую очередь старались перевооружать именно H 39, а не R 35.

С башней APX всё понятно, в неё SA 38 установили без проблем. А вот с FCM 36 получилась довольно странная история. Звучит она примерно так: SA 38 установили в сварную башню, но из-за возросшей отдачи сварные швы дали трещины, поэтому от перевооружения отказались. Как говорится, свежо преданье, да верится с трудом.


SA 38 в FCM 36. Где трещины? "Литейщики" бы с удовольствием их сфотографировали

Во-первых, никаких фото с трещинами я не видел, если кто-нибудь их находил, скиньте, пожалуйста, в комментарии. На всех фото башня в полном порядке. Во-вторых, SA 38 - довольно немощная пушка, откуда там такая сильная отдача, что трескается сварка фирмы, которая вообще-то занималась кораблестроением? Есть и другие нестыковки. Процитирую фрагмент комментария под статьёй Юрия Пашолока об AMX 38 :

"Что касается башни FCM - там тоже все очень непросто.
Так, согласно отчету майора Джиордани (будущего комбата-7), принимавшего участие в ее испытаниях с длинноствольной пушкой, никаких замечаний вообще не было. Косвенно это подтверждается тем, что "трескающиеся швы" никак не помешали фирме впоследствии разработать масштабированный вариант башни под еще более мощную 47-мм пушку, а Танковому управлению - принять ее в производство для танков B.1bis в качестве компенсационной меры в связи с потерей заводов в Лилле и Динане.
У самих французов единого мнения по этому поводу нет: одни считают, что башня пала жертвой борьбы промышленных лобби (литая броня против катаной сварной) в Танковом управлении, другие считают, что так военные чиновники "наказали" FCM за нечистую игру во время конкурса на легкий танк (фирма занизила цену за FCM-36 почти в два раза, а после выпуска первой серии начала "выворачивать руки" Танковому управлению, требуя компенсаций).
Лично я больше склоняюсь к первому варианту, учитывая, как впоследствии при обсуждении ТЗ по теме G.1 лоббисты "Рено"/"Шнейдера" доказывали несостоятельность сварной технологии, размахивая сравнительными результатами обстрела R-35 и FCM-36 (при том, что первый обстреливали из 25-мм и 37-мм пушек, а второй натурально "развалили" из 75-мм пушки, "доработав программу испытаний").
"

В целом танк FCM 36 был наиболее интересным и перспективным. Не зря фирма AMX делала новый перспективный спутник пехоты AMX 38 именно с оглядкой на FCM: сварной корпус, похожая башня с 37-мм пушкой SA 38 (и никаких якобы трескавшихся швов), дизельный двигатель. Новые сварные башни планировались и на Char B1, и на S 40, но из-за поражения французы практически ничего не успели.


AMX 38 с SA 38

А самый неудачный и посредственный из всей троицы, R 35, оказался самым массовым, его не смог похоронить даже H 39.

Сегодня суббота. В садик идти не надо, можно спать, сколько хочешь.
Но почему так: когда можно, тогда не хочется? Петя проснулся, но не встаёт – размышляет, стоит ли вставать раньше брата?

Нам надо поговорить, Рыжов. А ты, как всегда спешишь убежать,- это мамин голос из коридора. Рыжов – это папа. И судя по всему, он уходит на работу. Несмотря на субботу.
Петя догадывается, о чём хочет поговорить мама. Это, наверное, про вчера, про их драку с Колькой. Слышно, как пытается папа надеть туфли, не наклоняясь. Вот два притопа, три прихлопа - и чмок, чмок маму. Петя решает выскочить и получить свои «чмок, чмок», но слышит, как говорит папа: «Опять проблемы с Кольпетями? Вечером поговорим. Тебе, дорогая, не хватает ежовых рукавиц. Иначе сядут на голову. А сейчас извини - не хочу опаздывать на заседание кафедры».

Щёлкнул замок. Стало тихо. Мама ушла в кухню.
«Поваляюсь ещё», - решил Петя. А старший брат всё не просыпается, сладко похрюкивает в подушку. Он старше Пети на два года, и осенью уже пойдёт в школу. У него уже есть крутой ранец, который он Пете трогать не разрешает. Вот почему, спрашивается, такая несправедливость? Почему Коля всегда и во всём должен быть первым?
Петя вчера спросил об этом маму. «Так получилось, - ответила она,- аист слишком долго тебя выбирал». Петя подумал, что этим фактом можно гордиться: ведь выбирал же, тогда как Кольку взял не глядя!

Вечером мама захотела почитать им на ночь сказку про Конька – горбунка. «Не надо, - запротестовал Петя, - ты уже читала».
- Нет, мама, читай, читай, - обрадовался Коля. - Нам вчера в группе показывали мультик. Там про три сына, старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший был совсем дурак, - радостно, хоть и не совсем точно процитировал он сказку.
- Сам ты дурак, - бурно прореагировал Петя. - Я средний, а младший у нас ещё будет, правда, мама?
- Не ссорьтесь, Кольпетики, все давно знают, что вы оба умные. И, конечно, помните, что во всех сказках младший, Иванушка, всегда оказывался самым добрым и сообразительным, вы согласны со мной?
Петя с этим согласился, а Коля нет. И после ухода мамы, своё право
числиться «умным детиной» он стал доказывать кулаками.

Вот об этом и хотела, наверное, рассказать папе мама, когда провожала его утром на работу. Хорошо, что папа спешил на свою физкультуру.
- Какую ещё физкультуру? - не поверил проснувшийся Коля, когда услышал эту версию от брата.
-Я слышал это своими собственными ушами, когда это вылетело из его рта! Вся кафедра на приседаниях!

Коле тут крыть нечем. Логично, что больным людям нужно больше заниматься спортом. Коля давно знает, что папа работает с калеками. Сам слышал, как папа знакомил маму с пришедшим из института дядей: «Знакомьтесь, это Игорь Васильевич, мой калека!» И приходил тот пригласить папу на банкет. Папа сказал тогда, что Игорь Васильевич, наконец, защитился. От кого?? Надо расспросить папу, кто преследовал бедного Игоря Васильевича? Ведь папа его, конечно, защищал? И поймали ли тех бандитов, которые преследовали? И зачем в институте собирают банки, устраивают такие себе банкеты? Мама их просто выбрасывает…

Братья обсуждали планы на день, когда раздался звонок и за дверью послышался лай соседского пуделя Бима.
- Только его нам не хватало! - сказала мама и пошла открыть дверь своей «любимой» соседке.
Первым вскочил Бим, за ним солидно вплыла соседка, тётя Клава.
Бим от радости готов был облизать не только мальчиков, но даже шипящего на него кота Старка.
- Входите, заходите, - щебетал Петя, - нам вас только и не хватало!
- Правда? - удивилась тётя Клава, - приятно слышать!
- Дети так любят вашего Бимчика! - поспешила переключить разговор на другую тему мама, и увела соседку на кухню.

Но у ребят ушки на макушке: ни одной новости не пропустят!
Оказывается, сосед дядя Ваня где-то чего-то нализался, пришёл домой вдрызг мокрый. Видно купался, хотя море было мелкое, ему по колено.
- Потому и нализался всякой гадости, что мелко было, - прокомментировал шёпотом Петя.
- Ты хоть малый, а умный, - похвалил старший брат. - Вот только мне не понятно, почему тётя Клава не может сварить кашу с дядей Ваней? Что там её варить?!
- Да ты не волнуйся, мама её научит, - утешил брата Петя, и вдруг, вспомнив подслушанный утром разговор родителей, спросил: - Коля, а зачем из ёжиков рукавицы делают? Папа сказал, что маме они нужны. - Петя готов был расплакаться.
- Перестань нюнить! Вечером спросим у Рыжова. Может, он хочет
маме такой подарок на 8-е Марта сделать?
- Нет, лучше попросим не делать, и, вообще, мне кажется, что рукавицы против нас…- слеза готова была выкатиться из Петиного глаза.
-Послушай, нюня, ты вчера машинку во дворе потерял? Потерял. Так и рукавицы можно потерять. Согласен? То-то. Слушай всегда старшего брата!

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.


В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать -

Как бы вора соглядать; Соглядать – подсмотреть.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться,

Начал старший брат сбираться,

Вынул вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

Ночь проходит, день приходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой,

Стал стучаться под избой:

«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног».

Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его:

Не видал ли он чего?

Караульщик помолился

Вправо, влево поклонился

И, прокашлявшись, сказал:

«Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

Уж куда как было скучно!..

Впрочем, всё благополучно».

Похвалил его отец:

«Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом».


Стало сызнова смеркаться,

Средний брат пошёл сбираться;

Взял и вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать -

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

Но вот утро. Он к крыльцу:

«Эй вы, сони! Что вы спите!

Брату двери отоприте;

Ночью страшный был мороз -

До животиков промёрз».


Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его:

Не видал ли он чего?

Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился

И сквозь зубы отвечал:

«Всю я ноченьку не спал,

Да к моей судьбе несчастной

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал;

Всю я ночку проскакал;

Слишком было несподручно…

Впрочем, всё благополучно».

И ему сказал отец:

«Ты, Гаврило, молодец!»


Стало в третий раз смеркаться,

Надо младшему сбираться;

Он и усом не ведёт,

На печи в углу поёт

Изо всей дурацкой мочи:

«Распрекрасные вы очи!»

Братья ну ему пенять Пенять – укорять, упрекать. ,

Стали в поле погонять,

Но, сколь долго ни кричали,

Он ни с места. Наконец

Подошёл к нему отец,

Говорит ему: «Послушай,

Побега?й в дозор, Ванюша;

Я куплю тебе лубков Лубки – здесь: ярко раскрашенные картинки. ,

Дам гороху и бобов».

Тут Иван с печи слезает,

Малахай Малахай – здесь: длинная, широкая одежда без пояса. свой надевает,

Хлеб за пазуху кладёт,

Караул держать идёт.


Ночь настала; месяц всходит;

Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом;

Звёзды на небе считает

Да краюшку уплетает.

Вдруг о полночь конь заржал…

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

«Эхе-хе! так вот какой

Наш воришко!.. Но, постой,

Я шутить ведь не умею,

Разом сяду те на шею.

Вишь, какая саранча!»

И, минуту улуча,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И прыгну?л к ней на хребёт -

Только задом наперёд.

Кобылица молодая,

Очью Очью – очами, глазами. бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась как стрела.

Вьётся кру?гом над полями,

Виснет пластью Пластью – пластом. надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам,

Хочет силой аль обманом,

Лишь бы справиться с Иваном;

Но Иван и сам не прост -

Крепко держится за хвост.

Наконец она устала.

«Ну, Иван, – ему сказала, -

Коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

Дай мне место для покою

Да ухаживай за мною,

Сколько смыслишь. Да смотри:

По три утренни зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней -

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

Я же снова выйду в поле

Силы пробовать на воле».

Вот он всходит на крыльцо,

Вот хватает за кольцо,

Что есть силы в дверь стучится,

Чуть что кровля не валится,

И кричит на весь базар,

Словно сделался пожар.

Братья с лавок поскакали,

Заикаяся, вскричали:

«Кто стучится сильно так?» -

«Это я, Иван-дурак!»

Братья двери отворили,

Дурака в избу впустили

И давай его ругать, -

Как он смел их так пугать!


А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

Про ночное похожденье,

Всем ушам на удивленье:

«Всю я ноченьку не спал,

Звёзды на небе считал;

Месяц, ровно Ровно – будто, словно. , тоже све?тил, -

Я порядком не приметил.

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки,

А глаза-то – что те плошки!

Вот и стал тот чёрт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею -

И вскочил ему на шею.

Уж таскал же он, таскал,

Чуть башки мне не сломал.

Но и я ведь сам не промах,

Слышь, держал его, как в жомах Жомы – тиски, пресс. .

Бился, бился мой хитрец

И взмолился наконец:

«Не губи меня со света!

Целый год тебе за это

Обещаюсь смирно жить,

Православных не мутить».

Я, слышь, слов-то не померил,

Да чертёнку и поверил».

Тут рассказчик замолчал,

Позевнул и задремал.

Братья, сколько ни серчали,

Не смогли – захохотали,

Ухватившись под бока,

Над рассказом дурака.

Сам старик не смог сдержаться,

Чтоб до слёз не посмеяться,

Хоть смеяться – так оно

Старикам уж и грешно.

Много ль времени аль мало

С этой ночи пробежало, -

Я про это ничего

Не слыхал ни от кого.

Ну, да что нам в том за дело,

Год ли, два ли пролетело, -

Ведь за ними не бежать…

Станем сказку продолжать.

Ну-с, так вот что! Раз Данило

(В праздник, помнится, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган.

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

«Хм! теперь-то я узнал,

Для чего здесь дурень спал!» -

Говорит себе Данило…

Чудо разом хмель посбило;

Вот Данило в дом бежит

И Гавриле говорит:

«Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал».

И Данило да Гаврило,

Что в ногах их мочи было,

По крапиве прямиком

Так и дуют босиком.

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Кони ржали и храпели,

Очи яхонтом горели;

В мелки кольца завитой,

Хвост струился золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты.

Любо-дорого смотреть!

Лишь царю б на них сидеть.

Братья так на них смотрели,

Что чуть-чуть не окривели.

«Где он это их достал? -

Старший среднему сказал, -

Но давно уж речь ведётся,

Что лишь дурням клад даётся,

Ты ж хоть лоб себе разбей,

Так не выбьешь двух рублей.

Ну, Гаврило, в ту седмицу Седмица – неделя.

Отведём-ка их в столицу;

Там боярам продадим,

Деньги ровно поделим.

А с деньжонками, сам знаешь,

И попьёшь и погуляешь,

Только хлопни по мешку.

А благому дураку

Не достанет ведь догадки,

Где гостят его лошадки;

Пусть их ищет там и сям.

Ну, приятель, по рукам!»

Братья разом согласились,

Обнялись, перекрестились

И вернулися домой,

Говоря промеж собой

Про коней, и про пирушку,

И про чудную зверушку.

Время катит чередом,

Час за часом, день за днём, -

И на первую седмицу

Братья едут в град-столицу,

Что б товар свой там продать

И на пристани узнать,

Не пришли ли с кораблями

Немцы в город за холстами

И нейдёт ли царь Салтан

Басурманить христиан?

Вот иконам помолились,

У отца благословились,

Взяли двух коней тайком

И отправились тишком.

Вечер к ночи пробирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идёт,

Ест краюшку да поёт.

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискочкой, словно пан,

Боком входит в балаган.

Всё по-прежнему стояло,

Но коней как не бывало;

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Как завоет тут Иван,

Опершись о балаган:

«Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!

Я ль вас, други, не ласкал.

Да какой вас чёрт украл?

Чтоб пропасть ему, собаке!

Чтоб издохнуть в буераке! Буерак – небольшой овраг.

Чтоб ему на том свету

Провалиться на мосту!

Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!»

Тут конёк ему заржал.

«Не тужи, Иван, – сказал, -

Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю,

Ты на чёрта не клепи Не клепли – не обвиняй напрасно, не клевещи. :

Братья коников свели.

Ну, да что болтать пустое,

Будь, Иванушка, в покое.

На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту небольшого,

Да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу,

Так и беса настигу Настигу – настигну, догоню. ».

Тут конёк пред ним ложится;

На конька Иван садится,

Уши в загреби Загребь – горсть. берёт,

Что есть мочушки ревёт.

Горбунок-конёк встряхнулся,

Встал на лапки, встрепенулся,

Хлопнул гривкой, захрапел

И стрелою полетел;

Только пыльными клубами

Вихорь вился под ногами,

И в два мига, коль не в миг,

Наш Иван воров настиг.


Братья, то есть, испугались,

Зачесались и замялись.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал».

Старший, корчась, тут сказал:

«Дорогой наш брат Иваша!

Что переться Переться – спорить, отпираться. – дело наше!

Но возьми же ты в расчёт

Некорыстный наш живот Живот – здесь: имущество, добро. .

Сколь пшеницы мы не сеем,

Чуть насущный хлеб имеем.

А коли неурожай,

Так хоть в петлю полезай!

Вот в такой большой печали

Мы с Гаврилой толковали

Всю намеднишнюю ночь -

Чем бы горюшку помочь?

Так и этак мы решили,

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову -

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

Да к тому ж старик неможет Неможет – болеет; немочь – болеть. ,

Работать уже не может,

А ведь надо ж мыкать век, -

Сам ты умный человек!» -

«Ну, коль этак, так ступайте, -

Говорит Иван, – продайте

Златогривых два коня,

Да возьмите ж и меня».

Братья больно покосились,

Да нельзя же! согласились.

Стало на небе темнеть;

Воздух начал холодеть;

Вот, чтоб им не заблудиться,

Решено остановиться.

Под навесами ветвей

Привязали всех коней,

Принесли с естным Естное – съестное. лукошко,

Опохмелились немножко

И пошли, что боже даст,

Кто во что из них горазд.

Вот Данило вдруг приметил,

Что огонь вдали засветил.

На Гаврилу он взглянул,

Левым глазом подмигнул

И, прикашлянув легонько,

Указав огонь тихонько;

Тут в затылке почесал,

«Эх, как тёмно! – он сказал.-

Хоть бы месяц этак в шутку

К нам проглянул на минутку,

Всё бы легче. А теперь,

Право, хуже мы тетерь…

Да постой-ка… Мне сдаётся,

Что дымок там светлый вьётся…

Видишь, эвон!.. Так и есть!..

Вот бы курево Курево – здесь: огонь, костер. развесть!

Чудо было б!.. А послушай,

Побегай-ка, брат Ванюша.

А, признаться, у меня

Ни огнива, ни кремня».

Сам же думает Данило:

«Чтоб тебя там задавило!»

А Гаврило говорит:

«Кто-петь Кто-петь – здесь: кто же. знает, что горит!

Коль станичники Станичники – здесь: разбойники. пристали -

Поминай его, как звали!»

Всё пустяк для дурака,

Он садится на конька,

Бьёт в круты бока ногами,

Теребит его руками,

Изо всех горланит сил…

Конь взвился, и след простыл.

«Буди с нами крестна сила! -

Закричал тогда Гаврило,

Оградясь крестом святым. -

Что за бес такой под ним!»

Огонёк горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнём.

Светит поле словно днём;

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится,

Диву дался тут Иван:

«Что, – сказал он, – за шайтан!

Шапок с пять найдётся свету,

А тепла и дыму нету;

Эко чудо огонёк!»

Говорит ему конёк:

«Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо Жар-птицы,

Но для счастья своего

Не бери себе его.

Много, много непокою

Принесёт оно с собою». -

«Говори ты! как не так!» -

Про себя ворчит дурак;

И, подняв перо Жар-птицы,

Завернул его в тряпицы,

Тряпки в шапку положил

И конька поворотил.

Вот он к братьям приезжает

И на спрос их отвечает:

«Как туда я доскакал,

Пень горелый увидал;

Уж над ним я бился, бился,

Так что чуть не надсадился;

Раздувал его я с час,

Нет ведь, чёрт возьми, угас!»

Братья целу ночь не спали,

Над Иваном хохотали;

А Иван под воз присел,

Вплоть до утра прохрапел.

Тут коней они впрягали

И в столицу приезжали,

Становились в конный ряд,

Супротив больших палат.

В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий Городничий – начальник города в старину – мэр по нонешнему. -

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый;

Он в злату трубу трубит,

«Гости Гость – старинное название купца, торговца. ! Лавки отпирайте,

Покупайте, продавайте;

А надсмотрщикам сидеть

Подле лавок и смотреть,

Чтобы не было содому

Ни давёжа Давёж – давка. , ни погрому,

И чтобы никой урод

Не обманывал народ!»

Гости лавки отпирают,

Люд крещёный закликают:

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары!»

Покупалыцики идут,

У гостей товар берут;

Гости денежки считают

Да надсмотрщикам мигают.


Между тем градской отряд

Приезжает в конный ряд;

Смотрят – давка от народу,

Нет ни выходу, ни входу;

Так кишма вот и кишат,

И смеются, и кричат.

Городничий удивился,

Что народ развеселился,

И приказ отряду дал,

Чтоб дорогу прочищал.

«Эй вы, черти, босоноги!

Прочь с дороги! Прочь с дороги!»

Закричали усачи

И ударили в бичи.

Тут народ зашевелился,

Шапки снял и расступился.


Пред глазами конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой,

Хвост струится золотой…

Наш старик, сколь ни был пылок,

Долго тёр себе затылок.

«Чуден, – молвил, – божий свет,

Уж каких чудес в нём нет!»

Весь отряд тут поклонился,

Мудрой речи подивился.

Городничий между тем

Наказал престрого всем,

Чтоб коней не покупали,

Не зевали, не кричали;

Что он едет ко двору

Доложить о всём царю.

И, оставив часть отряда,

Он поехал для доклада.

Приезжает во дворец,

«Ты помилуй, царь-отец! -

Городничий восклицает

И всем телом упадает. -

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить!»

Царь изволил молвить: «Ладно,

Говори, да только складно». -

«Как умею, расскажу:

Городничим я служу;

Верой-правдой исправляю

Эту должность…» – «Знаю, знаю!» -

«Вот сегодня, взяв отряд,

Я поехал в конный ряд.

Приезжаю – тьма народу!

Ну, ни выходу, ни входу.

Что тут делать?.. Приказал

Гнать народ, чтоб не мешал,

Так и сталось, царь-надёжа!

И поехал я, – и что же?..

Предо мною конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой,

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты».

Царь не мог тут усидеть.

«Надо коней поглядеть, -

Говорит он, – да не худо

И завесть такое чудо.

Гей, повозку мне!» И вот

Уж повозка у ворот.

Царь умылся, нарядился

И на рынок покатился;

За царём стрельцов Стрельцы – старинное войско. отряд.

Вот он въехал в конный ряд.

На колени все тут пали

И «ура!» царю кричали.

Царь раскланялся и вмиг

Молодцом с повозки прыг…

Глаз своих с коней не сводит,

Справа, слева к ним заходит,

Словом ласковым зовёт,

По спине их тихо бьёт,

Треплет шею им крутую,

Гладит гриву золотую,

И, довольно насмотрясь,

Он спросил, оборотясь

К окружавшим: «Эй, ребята!

Чьи такие жеребята?

Кто хозяин?» Тут Иван,

Руки в боки, словно пан,

Из-за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

«Эта пара, царь, моя,

И хозяин – тоже я». -

«Ну, я пару покупаю;

Продаёшь ты?» – «Нет, меняю». -

«Что в промен берёшь добра?» -

«Два-пять шапок серебра» -

«То есть это будет десять».

Царь тотчас велел отвесить

И, по милости своей,

Дал в прибавок пять рублей.

Царь-то был великодушный!

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

Но дорогой, как на смех,

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И к Ивану прибежали.

Царь отправился назад,

Говорит ему: «Ну, брат,

Пара нашим не даётся;

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье Красно платье – нарядное, красивое платье. наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю В приказ даю – отдаю под надзор. ,

Царско слово в том порука.

Что, согласен?» – «Эка штука!

Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Весь конюшенный завод

Царь в приказ мне отдаёт;

То есть я из огорода

Стану царский воевода.

Чудно дело! Так и быть,

Стану, царь тебе служить.

Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!»

Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой Постучали ендовой – выпили. Ендова – сосуд для вина.

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать,

Да Ивана поминать.

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской;

Как в суседки Суседка – домовой (сибирское название). он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился Учинился – сделался. ;

Словом: наша речь о том,

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.