22.01.2024

Валлен деламот жан батист мишель. Возвращение во Францию


Жан-Батист-Мишель ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (1729-1800)

Француз Вален-Деламот был приглашен в Россию в 1759 году по протекции своего дяди-знаменитого французского зодчего Блонделя, у которого работал помощником. За два года до того Елизавета Петровна по образцу французской Королевской Академии основала в России Академию художеств, но для обучения годных архитекторов нужны были иностранные мастера-специалисты, ведь своих не было. Именно Валлен-Деламот стал первым профессором архитектуры в Академии художеств, стал ее вице-ректором, и по его проекту (1764-1788, совместно с Кокориновым) было построено удивительное по своей задумке здание Академии с круглым двором в центре. Учениками Валлен-Деламота были такие зодчие, как Баженов, Старов и Волков.


Академия Художеств



Академия Художеств

Именно Валлен-Деламот заложил в архитектуре города традиции классицизма, безраздельно господствовавшего вплоть до середины 19 века. Но в его постройках классическая планировка и общая структура здания, которым свойственна симметрия, уравновешенность композиции, величавая торжественность, сочетаются с пышной пластичной отделкой фасадов, обогащенных декором и скульптурами.

«Классицизм вошел в наш город через арку Нового Голландии»- писали в 20 веке. Арку эту спроектировал именно Валлен-Деламот в 1765 году. Ему же принадлежит окончательный проект Гостиного двора на Невском проспекте (1761-1785), работу над которым начинал еще Растрелли. На том же Невском проспекте по его проекту был возведен католический костел святой Екатерины (1763-1783,совместно с Антонио Ринальди).


Арка Новой Голландии


Гостиный двор

Как к архитектору к Валлен-Деламоту обращались многие вельможи, для графа Чернышова он строит первую в России палладианскую виллу с центральным подкупольным залом (1760е)- ныне это усадьба «Александрино» на Петергофской дороге, для того же Чернышова он строит дворец на Мойке (1762-68, не сохранился). Вообще на Мойке авторству Валлена- Деламота принадлежали несколько дворцов: дворец гетмана Украины Разумовского (1762-66), где ныне размещается педагогический университет, дворец Андрея Шувалова (1770е), позднее перестроенный для Юсуповых, дворец городского полицмейстера Чичерина на углу с Невским проспектом (1768-81), позже также перестроенный для Елисеевых. Для императрицы он строит Малый Эрмитаж (1766-69,совеместно с Фельтеном), а также завершает отделку покоев Зимнего дворца.


Усадьба Александрино


Дворец Кирилла Разумовского


Дворец Шувалова (позже-Юсуповский)


Дворец Чичерина (позже- Елисеевых)

Валлен-Деламот зачастую выполнял только лишь проект здания, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. Джакомо Казанова писал о Валлен-Деламоте: «он изрядно подивил Петербург, соорудив дом в четыре этажа, где была та, по его разумению, великая достопримечательность, что нельзя было ни увидеть, ни догадаться, где лестницы».


Малый Эрмитаж

Увы, активная деятельность зодчего продолжалась в России недолго- в 1775 году по семейным причинам он вынужден был вернуться во Францию. Вскоре его разбил паралич, от которого архитектор с трудом оправился. Но он стал терять зрение, ослеп на один глаз. После этого Валлен-Деламот вернулся в родной Ангулем. Там зодчий курировал студентов, отправленных во Францию для учёбы на казённые деньги. После казни Людовика XVI Россия прекратился всяческие отношения с революционной Францией, архитектору перестали присылать пенсию. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот умер в Ангулеме 7 мая 1800 года в большой нужде.

ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель (1729, Ангулем, Франция 7 мая 1800, там же), французский архитектор. В работал в России. Представитель раннего русского классицизма. Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя во Франции и в в Италии. В 1759 был приглашен И. И. Шуваловым в Россию на должность архитектора при Московском университете. Заключив контракт сроком на три года, переехал в Петербург, преподавал архитектуру в Шляхетском кадетском корпусе. После учреждения Академии художеств (1757) вскоре стал ее преподавателем; при Екатерине II после утверждения нового устава Академии был назначен членом академического совета (1765); в 1769 произведен в адъюнкт-ректоры по части архитектуры; находился на этой должности до 1776, когда вышел на пенсию. Ясность композиции, характерная для раннего классицизма, в постройках Валлен-Деламота сочетается со свойственной барокко сочной пластикой форм


Малый Эрмитаж


Комплекс зданий Эрмитажа – императорской картинной галереи – создавался по замыслу Екатерины II. В годах по проекту Ж.- Б. Валлен-Деламота на Дворцовой набережной рядом с Зимним дворцом был сооружен изящный трехэтажный павильон – Малый Эрмитаж, предназначавшийся для встреч императрицы в узком кругу. Эта первая законченная постройка раннего классицизма стала манифестом нового стиля и поучительным примером ансамблевого подхода к застройке центра города. Здание согласовано по высоте и двухъярусному членению с Зимним дворцом. Нижний ярус, как и в Академии художеств, сделан в виде несущей аркады с горизонтальным рустом. Он служит постаментом для стройного шести колонного портика со статуями Флоры и Помоны на углах. Пилястры дают плавный переход от объемного ордера к стене. Неизменные филенки и декоративные детали дробят поверхность, образуя уплощенный рельеф стены. За невским павильоном Малого Эрмитажа расположены висячий сад с галереями и еще один павильон, обращенный на Миллионную улицу. В барочных чертах его нижнего этажа как бы отразилось соседство Зимнего дворца. Весь этот комплекс строил Ю. М. Фельтен в соответствии с проектами Деламота.


Большой Гостиный двор,


Проектирование крупнейшего торгового здания Петербурга стало поворотной вехой в развитии русской архитектуры. В 1757 году был утвержден проект Ф.-Б. Растрелли, исполненный в пышных, декоративно насыщенных формах барокко, и начаты строительные работы. Но купцы посчитали его непрактичным, чрезмерно дорогостоящим. В 1760 году обер-камергер, основатель Академии художеств И. И. Шувалов, тяготевший к французской классицистической культуре, передал заказ приехавшему из Парижа Ж.-Б. Валлен-Деламоту. Строительство началось в 1761 году и было окончено лишь в 1785 году, через десять лет после возвращения Деламота во Францию. Большой Гостиный двор – самое раннее (по начальной дате) сооружение классицизма в Петербурге. Здание реставрировано и реконструировано в х годах, при этом изолированные прежде магазины превращены в сквозную анфиладу.


Академия художеств,



Величественное здание Академии создавалось как программный образец нового для России стиля – классицизма. Автором проекта был Ж.-Б. Валлен-Деламот, профессор архитектурного класса Академии. Строительство велось долго, с 1764 по 1788 год, руководил им на первых порах ректор Академии архитектор А. Ф. Кокоринов, позднее – Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколов. Геометрически правильный план, ясная и четкая структура симметричных фасадов, мерный ритм ордерных элементов, сдержанность убранства последовательно воплощали принципы раннего петербургского классицизма, в данном случае – родственного французскому. Все четыре наружных фасада расчленены на два яруса. Нижний, с арочными окнами и горизонтальным («дощатым») рустом, уподоблен сплошной аркаде, несущей вышележащий массив. Верхние два этажа объединены ровным шагом пилястр или лопаток, а окна заключены в высокие филенки. Равномерность и монотонность ритма, слитность ордера со стеной, дробность поверхностей, уплощенный рельеф и суховатый рисунок деталей – все это характерные особенности раннего классицизма. Более репрезентативен и пластически выразителен главный фасад, обращенный к Неве. Он имеет трехосевую композицию с четырехколонными портиками дорического ордера в центре и по краям (построение по трем осям станет почти каноническим в русском классицизме). Но колонны не противопоставлены полю стены, они как бы вырастают из нее, продолжая сплошной ряд пилястр. Отголоски барокко ощутимы лишь в вогнуто-выгнутых частях среднего ризалита и в сложном абрисе купола над ним.


Новая Голландия,


«Новая Голландия» - так называется небольшой остров, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 1765 году С.И. Чевакинский составил план, а Ж.-Б. Валлен-Деламот спроектировал фасады складов для хранения и сушки корабельного леса, сменивших прежние деревянные сараи и эллинги. Возведение кирпичных корпусов завершил в 1780-х годах инженер И. К. Герард. Сугубо утилитарные сооружения впечатляют суровой экспрессией простых и крупных форм: гигантской аркады, являющейся сквозным лейтмотивом фасадов, и неоштукатуренных стен, обработанных «дощатым» рустом. Над каналом, ведущим к внутреннему бассейну, перекинута величественная арка. Это замечательное творение Валлен-Деламота, жемчужина раннего классицизма. Необычная сила образа заключена в контрасте: грациозно парящую арку на хрупких малых колоннах обрамляет мощный дорический ордер – две пары больших колонн и тяжелый раскрепованный антаблемент. Особую выразительность композиции придает редкое сочетание красного кирпича, гранита и известняка. Подобные, но меньшие пары колонн поставлены у скругленных углов складов. К такому приему Валлен-Деламот уже прибегал в решении угловых частей Большого Гостиного двора. Постройка «Новой Голландии» не была полностью завершена. Один из корпусов был достроен в годах (М. А. Пасыпкин). В западной части острова в годах сооружена Морская тюрьма необычной кольцеобразной формы (А. Е. Штауберт). Главный католический храм российской столицы возведен в годах в стиле, переходном от барокко к классицизму. Первый проект церкви с двумя симметричными домами на этом участке составил еще в 1739 году П.-А. Трезини. Осуществить удалось только трехэтажные дома (впоследствии перестроены и надстроены). Новый проект костела разработал в годах Ж.-Б. Валлен- Деламот. Задуманная им композиция с огромной аркой в центре, двумя башнями- звонницами и обильной скульптурой была овеяна дыханием барокко. С 1779 года строительство продолжил А. Ринальди, который несколько упростил и смягчил характер прежнего замысла. В плане собор представляет собой латинский крест, над пересечением нефа и трансепта высится могучий купол. Здание отодвинуто в глубь участка, как предлагал еще П.-А. Трезини. Главный фасад прорезан почти на всю высоту арочной нишей с двумя колоннами. Этот фрагмент аналогичен арке «Новой Голландии» и одновременно вызывает ассоциации с сооружениями итальянского ренессанса. Две меньшие арки по сторонам, ведущие внутрь двора, так же как нижний ярус фасада, обработанный пилястрами, точно отвечали по высоте двум соборным домам. О барокко живо напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете. Изысканное оформление включает так называемый «цветок Ринальди» - своеобразный автограф зодчего. Пилястры и трехчетвертные колонны организуют построение внутреннего пространства. В композиции интерьера уловимы итальянские мотивы – в большей степени ренессанса, чем барокко. Пышное внутреннее убранство утрачено в прошлые десятилетия.



Жан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 году во Франции в городе Ангулеме. По материнской линии он принадлежал к известному во Франции роду Блонделей. О детстве будущего архитектора сведений нет. Известно только, что двадцатилетним юношей он поступил во Французскую академию в Риме, которую успешно закончил. Известно, что он много путешествовал по Италии, где изучал архитектурное наследие античности. Вернувшись в Париж, юноша начал работать помощником у своего дяди архитектора Франсуа Блонделя. Молодой архитектор принял участие в конкурсе на проект оформления одной из центральных площадей Парижа - площади Людовика XV, ныне площадь Согласия. И хотя его проект не был утвержден, этот факт сыграл важную роль в совершенствовании профессионального мастерства зодчего.

18 июня 1759 году через полномочного и чрезвычайного русского посла при французском дворе графа М. П. Бестужева-Рюмина с тридцатилетним архитектором был подписан контракт на работы в России в качестве архитектора сроком на три года. В задачу архитектора также входило обучение архитектуре российских талантов. Впоследствии контракт был продлен еще на три года. К этому времени Валлен-Деламот уже считался маститым архитектором, проявившим себя как мастер своего дела. Он был членом Флорентийской и Болонской академий, однако опыта практического строительства у него почти не было.
В Петербурге второй половины XVIII века все больше внимания уделялось постройкам общественного назначения. Наряду с дворцовыми и культовыми сооружениями активно возводились здания учебных заведений, административные, коммерческие. Руководила всем этим обширным строительством Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она же занималась и вопросами планировки. Валлен-Деламот, сочетавший преподавательскую деятельность со строительной практикой, также включился в проектирование и возведение этих сооружений. Одной из первых работ архитектора в Петербурге стал проект каменного Гостиного двора. Проект разрабатывался по распоряжению президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. Строительство началось в 1761 году, но двигалось крайне медленно. На первом этапе к строительству был также привлечен А. Кокоринов.

В 1762 году император Петр III отстранил Валлен-Деламота от строительных работ, поставив ему в вину присвоение чужого замысла. Валлен-Деламот действительно сохранил общий прием композиционного решения Гостиного двора, разработанный , но значительно упростил и удешевил проект предшественника, отказавшись от пышности и декоративности барочных архитектурных форм. Однако с воцарением Екатерины II положение французского зодчего снова упрочилось. Архитектор предложил новый вариант фасада, и императрица его утвердила. К 1767 году было закончено строительство корпуса, выходящего главным фасадом на Невский проспект, но темпы строительства снова вызвали недовольство столичных властей. Многие сомневались, что архитектор вообще сможет довести дело до конца. И это оказалось правдой. В 1768 году Валлен-Деламот окончательно отошел от строительства, а в 1775-м вообще покинул Россию, не увидев свой замысел воплощенным.

Однако за шестнадцать лет, прожитых архитектором в России, он осуществил много замечательных проектов. В 1762 году по проекту зодчего началось строительство главного католического храма Петербурга - костела святого Екатерины на Невском проспекте. Руководил строительством . Сложность проекта заключалось в том, что здание костела было необходимо уместить между двух существующих домов уже застроенной главной магистрали города. Валлен-Деламот блестяще справился с этой задачей. В костеле были погребены последний король Польши Станислав Август Понятовский, в 1938 году его прах был возвращен Польше, и французский генерал Ж. В. Моро. В 1855 году в этом храме отпевали архитектора Огюста Монферрана.

В конце 1763 году вместе с А. Ф. Кокориновым архитектор приступил к работе над проектом здания Академии художеств. В этой крупнейшей их совместной работе впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование колоннады в качестве основы организации фасадов. Замысел зодчих сформировался к 1764 году, и в этом же году начались строительные работы. Но даже после этого Кокоринов и Деламот продолжали совершенствовать проект, уточняя его детали. Строительство предполагалось закончить к 1778 году, но из-за недостатка финансирования оно двигалось очень медленно, а порой вообще приостанавливалось. Строительные работы завершились только к 1789 году, когда архитектора уже не было в России, а отделка здания продолжалась вплоть до 1810 года. Здание Академии художеств было еще одним произведением архитектора, которое он также не смог увидеть.

Еще одной работой Валлен-Деламота явилось строительство здания Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенного к Зимнему дворцу в 1764- 1775 годах. До этого Валлен-Деламот выполнил большое количество проектов интерьеров для Зимнего дворца. По замыслу Екатерины II в Малом Эрмитаже должна была разместиться коллекция картин и других Предметов Искусства, которые императрица приобретала на европейских аукционах. Там же Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - малые эрмитажи. Архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, органично вписав свое творение в комплекс зданий, расположенных в непосредственной близости от Зимнего дворца и образующих с ним единое целое. В 1765 году по приказу Екатерины II зодчего привлекли к работам, проводимым Адмиралтейств-коллегией в «Новой Голландии», которыми до этого занимался С. И. Чевакинский. Валлен-Деламот исполнил проект фасадов, а также эффектной арки над каналом, ведущим в бассейн внутри острова. Величественный портал «Новой Голландии» с аркой над каналом является одним из шедевров петербургской архитектуры и символом нашего города.

Выполнял зодчий и частные заказы. Вместе с А. Ф. Кокориновым им был построен дворец графа К. Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А. И. Герцена). Дворец является прекрасным образцом архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. На набережной Мойки Валлен-Деламот перестроил двухэтажный дом И. П. Шувалова, превратив его в дворец, известный нам как Юсуповский (набережной Мойки, 94). Архитектор также предположительно является автором проекта усадьбы «Александрино» на Петергофской дороге (проспект Стачек, 162) для президента Адмиралтейств-коллегий графа И. Г. Чернышева. Много времени у зодчего занимала преподавательская деятельность. Среди молодых людей, которым он передал свое мастерство, нужно назвать выдающихся русских архитекторов-классицистов Ивана Старова и Василия Баженова. Старов трудился в Петербурге, Баженов в основном в Москве. Но Россия не стала второй родиной архитектора. В 1775 году он покинул Россию. Возможно, на его отъезд повлияла смерть его друга и коллеги А. Ф. Кокоринова. Валлен-Деламот умер в своем родном городе Ангулеме 17 апреля 1800 году. Французский зодчий оказался одним из основоположников русского классицизма.

Экзаменационная работа по истории и культуре СПб

Исполнитель: ученица 9а класса лицея № 419 Каноник Яна

Петродворец 2005

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот.

Деламот (Vallin-Delamothe), Жан-Батист-Мишель (1729 - 1800) - французский архитектор, первый профессор зодчества в Петербургской Академии Художеств. В 1759 г. приглашен И.И. Шуваловым со сроком на 3 года, для занятия должности архитектора при Московском университете и Академии Художеств. Живя в Петербурге, Деламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, преподавал свою специальность его питомцам, состоял при канцелярии строения дворцов и садов Екатерины II и исполнял поручения коллегии иностранных дел. С открытия Петербургской Академии Художеств вступил в число ее преподавателей; в 1765 г., при торжественной ее "инаугурации", назначен членом ее совета. В 1776 г. уехал на родину. Им построены в Москве несуществующие ныне "новые коллегии иностранных дел апартаменты и архива", в Петербурге - здание старого Эрмитажа, католическая церковь святой Екатерины, Новая Голландия, в Почете Черниговской губернии - Воскресенская церковь.

Занимает особое место в истории русской архитектуры. Является основоположником русского классицизма. Невский проспект, В 1729г родился. Происходил из великого рода Блонделей - архитекторов. Поступил во французскую академию в Риме. 18 июня 1759 контракт из Парижа в Петербург Первый мастер классицизма, его убежденный сторонник и пропагандист, зодчий и педагог Академии художеств. Жан Батист Валлен-Деламот, приехавший из Франции, обогатил Петербург крупнейшим торговым зданием- Гостиным двором на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Величественную арку складов на острове Новая Голландия также возвел Деламот. Этот шедевр запечатлен во многих произведениях петербургских художников, как один из символов города. Малый Эрмитаж на Невском проспекте 32-34,костел Святой Екатерины с огромной аркой, начатой Деламотом и завершенный Ринальди. В его облике - почерк обоих великих мастеров. Академия художеств, с величественным фасадом и рационально спланированными корпусами, окружающими крупный двор. Его горделиво вознесенный над Невой фасад ясно говорит о назначении здания как храма искусства.

Академическая церковь.

Проект дворца графа И.Г.Чернышева Набережная левого берега Невы. Проект отделки Большого зала на половине великого князя Павла Петровича в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж, Южный павильон, Северный павильон. Верстовой столб у Обуховского моста Триумфальные ворота

Мариинский дворец. Исаакиевская пл.6 .1762-1768гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот; Памятник эклектического стиля. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, центральный завершён высоким аттиком. Подъезд представляет собой аркаду, поддерживающую балкон. Большой интерес в художественном отношении представляют вестибюль и анфилада залов. Центральная ротонда, украшенная тридцатью двумя колоннами, перекрыта куполом и освещается верхним светом. Ныне здесь работает городское Законодательное собрание.

Малый Эрмитаж.

Дворцовая наб.36 1764-1775гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот, Ю.М.Фельтен, В.П.Стасов. Здание входит в комплекс строений, образующих единое целое с Зимним дворцом. Трехэтажные корпуса этого памятника раннего классицизма ориентированы на Неву и Дворцовую площадь. Рисунок фасадов отмечен строгостью и изысканностью. На уровне второго этажа корпуса соединены висячим садом и двумя параллельными галереями. Здание искусно связано с фасадами Зимнего дворца. Из интерьеров особенно известен Белый мраморный зал, в отделке которого сочетаются мотивы арабской архитектуры и эпохи Ренессанса.

Гостиный двор

Гостиный двор - одно из наиболее примечательных зданий в ансамбле Невского проспекта, выдающийся памятник архитектура раннего классицизма. Здание Гостиного двора возведено в 1761-1785 годах архитектором Ж.-Б. Валлаен-Деламотом. Здание построено в виде неправильного четырехугольника внутренним двором, вдоль которого по периметру тянутся двухъярусные аркады, по углам расположены классические портики. Площадь Гостиного двора свыше 53 тыс.кв.м., по периметру составляет 1 км. Гостиный двор имеет четыре основные линии: Невскую (бывшая Суконная), Перинную (бывшая Большая Суворовская - от слова "суровье" - грубая некрашеная ткань), Ломоносовскую (бывшая Малая Суворовская) и Садовую (бывшая Зеркальная).

Внешний облик Гостиного двора менялся только один раз. В 1886-1887 годах по проекту А.Н. Бенуа фасад со стороны Невского проспекта был переделан в духе эклектики с использованием приемов ренессанса и барокко. Лишь в 1944-1948 годах зданию был возвращен его первоначальный вид.

Легенды и истории, связанные со зданием:

1. Когда-то на месте Гостиного двора стояли многочисленные деревянные лавки петербургских купцов - источник постоянных пожаров. Поэтому и решено было возвести вместо них каменное здание. Долгие годы между казной и купцами шел спор - за чей счет строить: купцы не хотели раскошеливаться. А когда был издан указ о строительстве за счет купцов и архитектор В.В. Растрелли разработал проект роскошного здания торговли в стиле барокко, купцы стали всячески саботировать исполнение указа, а проект Растрелли отвергли как очень дорогой. В то время на смену барокко уже приходил другой стиль - ранний классицизм. В этом стиле и было выстроено здание Гостиного двора по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота.

Академия художеств.

(Университетская наб., 17).

Иван Иванович Шувалов в 1757 году "вошел в Сенат" с представлением об учреждении в Российской империи Академии художеств, в ответ на что последовал правительственный указ об учреждении ее. Шувалов сам возглавил Академию художеств и сам участвовал в отборе ее первых учеников, при этом старался отобрать юношей отмеченных талантом, не важно было к какому сословию они принадлежали. Шуваловский метод отбора оправдал себя - первыми учениками Академии стали Антон Лосенко, Федот Шубин, Иван Еремеев, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов и другие, чьи имена затем прочно вошли в историю русского искусства.

После дворцового переворота 1762 года на русский престол взошла Екатерина II, которая обратила свое "благосклонное внимание и на Петербургскую Академию художеств. Весь шуваловский период деятельности Академии был объявлен "партикулярным", то есть протекавшим лишь под частным руководством ее куратора. Шувалов был отставлен, а на его место назначен "генерал-поручик и кавалер" И.И. Бецкой, который энергично взялся за осуществление реформы Академии художеств, в том числе и за организацию Воспитательного училища при нем. 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1764 года Екатерина II "даровала" реформированной Академии устав и "Привилегию". А в июне 1765 года - в день торжества по случаю основания Академии - состоялось и закладка ее главного здания. При Шувалове Академия художеств располагалась в его доме, находившемся на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Затем для нужд Академии было приспособлено несколько "обывательских" жилых домов на набережной Васильевского острова, между 3-й и 4-й линиями. Со временем Академия художеств приобщила к своим владениям почти весь квартал, ограниченный набережной, 3-й и 4-4 линиями и Большим проспектом Васильевского острова.

В конце 1763 года к работе над проектом здания Академии художеств приступили ее профессора - архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот, приглашенный из Франции в 1759 году и Александр Филиппович Кокоринов. В проекте здания Академии художеств впервые в русской архитектуре обозначились принципы классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование ордера в качестве основы организации фасадов. Но в композиции здания Академии художеств немало и таких черт, которые свидетельствуют о влиянии барокко. Напряженной пластикой отличается переход от центрального выступа к крыльцу, где контрастно взаимодействуют выпуклые и вогнутые поверхности стен. Довольно сложна и форма купола, венчающего центральную часть главного фасада, обращенного к Неве и подчеркнутого тремя выступами, средний из которых украшен четырех колонным портиком и скульптурами Геркулеса и Флоры. Строительство здания Академии художеств было закончено в 1788 году. "Академию трех знатнейших художеств" основали в 1757 г. - идея Шувалова нашла отклик у "просвещающегося" двора. В 1764 г. Екатерина II утвердила "Привилегию" и устав Академии, которую возглавил И.И. Бецкой, остававшийся ее президентом до конца XIXв. При Академии создали Воспитательное училище, куда принимались мальчики 5-6 лет. Обучались изящным наукам и проказничали - дети есть дети, тем более одаренные. До 1811г. президентом был А.С. Строганов. Именно период его "правления художествами" вошел в историю как "золотой век" Академии художеств эпохи классицизма. Особого внимания заслуживает само здание Академии художеств. Строилось оно 23 года - с 1765 по 1788 по плану Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова. Монументальный фасад, двор диаметром в 55 метров и все эти портики и ризалиты - классицизм, да и только. Но казалось, что достройки и перепланировки не прекратятся. Десятки художников и архитекторов годами меняли облик Академии. Не зря: красота порождала красоту. Кустодиев и Левицкий, Айвазовский и Бенуа, Репин - вдохновение посещало их в этих стенах. Жаль, что в 1917 году Императорскую Академию Художеств упразднили. А Высшее художественное училище вскоре стали именовать Институтом пролетарского изобразительного искусства. Красный цвет был объявлен главным на мольберте.

За Новую Голландию взялись по-старому.

До начала лета администрация Петербурга проведет международный инвестиционно-архитектурный конкурс по освоению территории острова Новая Голландия.

Жан Батист Мишель Валлен-Деламот.

Деламот (Vallin-Delamothe), Жан-Батист-Мишель (1729 - 1800) - французский архитектор, первый профессор зодчества в Петербургской Академии Художеств. В 1759 г. приглашен И.И. Шуваловым со сроком на 3 года, для занятия должности архитектора при Московском университете и Академии Художеств. Живя в Петербурге, Деламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, преподавал свою специальность его питомцам, состоял при канцелярии строения дворцов и садов Екатерины II и исполнял поручения коллегии иностранных дел. С открытия Петербургской Академии Художеств вступил в число ее преподавателей; в 1765 г., при торжественной ее "инаугурации", назначен членом ее совета. В 1776 г. уехал на родину. Им построены в Москве несуществующие ныне "новые коллегии иностранных дел апартаменты и архива", в Петербурге - здание старого Эрмитажа, католическая церковь святой Екатерины, Новая Голландия, в Почете Черниговской губернии - Воскресенская церковь.

Занимает особое место в истории русской архитектуры. Является основоположником русского классицизма. Невский проспект, В 1729г родился. Происходил из великого рода Блонделей - архитекторов. Поступил во французскую академию в Риме. 18 июня 1759 контракт из Парижа в Петербург Первый мастер классицизма, его убежденный сторонник и пропагандист, зодчий и педагог Академии художеств. Жан Батист Валлен-Деламот, приехавший из Франции, обогатил Петербург крупнейшим торговым зданием- Гостиным двором на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Величественную арку складов на острове Новая Голландия также возвел Деламот. Этот шедевр запечатлен во многих произведениях петербургских художников, как один из символов города. Малый Эрмитаж на Невском проспекте 32-34,костел Святой Екатерины с огромной аркой, начатой Деламотом и завершенный Ринальди. В его облике - почерк обоих великих мастеров. Академия художеств, с величественным фасадом и рационально спланированными корпусами, окружающими крупный двор. Его горделиво вознесенный над Невой фасад ясно говорит о назначении здания как храма искусства.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Проект дворца графа И.Г.Чернышева Набережная левого берега Невы. Проект отделки Большого зала на половине великого князя Павла Петровича в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж, Южный павильон, Северный павильон. Верстовой столб у Обуховского моста Триумфальные ворота
Мариинский дворец. Исаакиевская пл.6 .1762-1768гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот; Памятник эклектического стиля. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, центральный завершён высоким аттиком. Подъезд представляет собой аркаду, поддерживающую балкон. Большой интерес в художественном отношении представляют вестибюль и анфилада залов. Центральная ротонда, украшенная тридцатью двумя колоннами, перекрыта куполом и освещается верхним светом. Ныне здесь работает городское Законодательное собрание.

МАЛЫЙ ЭРМИТАЖ.

Дворцовая наб.36 1764-1775гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот, Ю.М.Фельтен, В.П.Стасов. Здание входит в комплекс строений, образующих единое целое с Зимним дворцом. Трехэтажные корпуса этого памятника раннего классицизма ориентированы на Неву и Дворцовую площадь. Рисунок фасадов отмечен строгостью и изысканностью. На уровне второго этажа корпуса соединены висячим садом и двумя параллельными галереями. Здание искусно связано с фасадами Зимнего дворца. Из интерьеров особенно известен Белый мраморный зал, в отделке которого сочетаются мотивы арабской архитектуры и эпохи Ренессанса.

ГОСТИНЫЙ ДВОР

Гостиный двор - одно из наиболее примечательных зданий в ансамбле Невского проспекта, выдающийся памятник архитектура раннего классицизма. Здание Гостиного двора возведено в 1761-1785 годах архитектором Ж.-Б. Валлаен-Деламотом. Здание построено в виде неправильного четырехугольника внутренним двором, вдоль которого по периметру тянутся двухъярусные аркады, по углам расположены классические портики. Площадь Гостиного двора свыше 53 тыс.кв.м., по периметру составляет 1 км. Гостиный двор имеет четыре основные линии: Невскую (бывшая Суконная), Перинную (бывшая Большая Суворовская - от слова "суровье" - грубая некрашеная ткань), Ломоносовскую (бывшая Малая Суворовская) и Садовую (бывшая Зеркальная).

Внешний облик Гостиного двора менялся только один раз. В 1886-1887 годах по проекту А.Н. Бенуа фасад со стороны Невского проспекта был переделан в духе эклектики с использованием приемов ренессанса и барокко. Лишь в 1944-1948 годах зданию был возвращен его первоначальный вид.
Легенды и истории, связанные со зданием:

1. Когда-то на месте Гостиного двора стояли многочисленные деревянные лавки петербургских купцов - источник постоянных пожаров. Поэтому и решено было возвести вместо них каменное здание. Долгие годы между казной и купцами шел спор - за чей счет строить: купцы не хотели раскошеливаться. А когда был издан указ о строительстве за счет купцов и архитектор В.В. Растрелли разработал проект роскошного здания торговли в стиле барокко, купцы стали всячески саботировать исполнение указа, а проект Растрелли отвергли как очень дорогой. В то время на смену барокко уже приходил другой стиль - ранний классицизм. В этом стиле и было выстроено здание Гостиного двора по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ.


(Университетская наб., 17).

Иван Иванович Шувалов в 1757 году "вошел в Сенат" с представлением об учреждении в Российской империи Академии художеств, в ответ на что последовал правительственный указ об учреждении ее. Шувалов сам возглавил Академию художеств и сам участвовал в отборе ее первых учеников, при этом старался отобрать юношей отмеченных талантом, не важно было к какому сословию они принадлежали. Шуваловский метод отбора оправдал себя - первыми учениками Академии стали Антон Лосенко, Федот Шубин, Иван Еремеев, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов и другие, чьи имена затем прочно вошли в историю русского искусства.

После дворцового переворота 1762 года на русский престол взошла Екатерина II, которая обратила свое "благосклонное внимание и на Петербургскую Академию художеств. Весь шуваловский период деятельности Академии был объявлен "партикулярным", то есть протекавшим лишь под частным руководством ее куратора. Шувалов был отставлен, а на его место назначен "генерал-поручик и кавалер" И.И. Бецкой, который энергично взялся за осуществление реформы Академии художеств, в том числе и за организацию Воспитательного училища при нем. 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1764 года Екатерина II "даровала" реформированной Академии устав и "Привилегию". А в июне 1765 года - в день торжества по случаю основания Академии - состоялось и закладка ее главного здания. При Шувалове Академия художеств располагалась в его доме, находившемся на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Затем для нужд Академии было приспособлено несколько "обывательских" жилых домов на набережной Васильевского острова, между 3-й и 4-й линиями. Со временем Академия художеств приобщила к своим владениям почти весь квартал, ограниченный набережной, 3-й и 4-4 линиями и Большим проспектом Васильевского острова.

В конце 1763 года к работе над проектом здания Академии художеств приступили ее профессора - архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот, приглашенный из Франции в 1759 году и Александр Филиппович Кокоринов. В проекте здания Академии художеств впервые в русской архитектуре обозначились принципы классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование ордера в качестве основы организации фасадов. Но в композиции здания Академии художеств немало и таких черт, которые свидетельствуют о влиянии барокко. Напряженной пластикой отличается переход от центрального выступа к крыльцу, где контрастно взаимодействуют выпуклые и вогнутые поверхности стен. Довольно сложна и форма купола, венчающего центральную часть главного фасада, обращенного к Неве и подчеркнутого тремя выступами, средний из которых украшен четырех колонным портиком и скульптурами Геркулеса и Флоры. Строительство здания Академии художеств было закончено в 1788 году. "Академию трех знатнейших художеств" основали в 1757 г. - идея Шувалова нашла отклик у "просвещающегося" двора. В 1764 г. Екатерина II утвердила "Привилегию" и устав Академии, которую возглавил И.И. Бецкой, остававшийся ее президентом до конца XIXв. При Академии создали Воспитательное училище, куда принимались мальчики 5-6 лет. Обучались изящным наукам и проказничали - дети есть дети, тем более одаренные. До 1811г. президентом был А.С. Строганов. Именно период его "правления художествами" вошел в историю как "золотой век" Академии художеств эпохи классицизма. Особого внимания заслуживает само здание Академии художеств. Строилось оно 23 года - с 1765 по 1788 по плану Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова. Монументальный фасад, двор диаметром в 55 метров и все эти портики и ризалиты - классицизм, да и только. Но казалось, что достройки и перепланировки не прекратятся. Десятки художников и архитекторов годами меняли облик Академии. Не зря: красота порождала красоту. Кустодиев и Левицкий, Айвазовский и Бенуа, Репин - вдохновение посещало их в этих стенах. Жаль, что в 1917 году Императорскую Академию Художеств упразднили. А Высшее художественное училище вскоре стали именовать Институтом пролетарского изобразительного искусства. Красный цвет был объявлен главным на мольберте.

ЗА НОВУЮ ГОЛЛАНДИЮ ВЗЯЛИСЬ ПО-СТАРОМУ.

До начала лета администрация Петербурга проведет международный инвестиционно-архитектурный конкурс по освоению территории острова Новая Голландия.
Чиновники полагают, что кирпичные склады, возведенные Валлен-Деламотом в конце XVIII века, могут послужить основой для многофункционального музейно-делового комплекса. Местные девелоперы сомневаются в привлекательности этого проекта для себя, но не исключают, что он заинтересует западных инвесторов. Площадь острова Новая Голландия, расположенного в квартале от Мариинского театра, - 7,6 га. На острове расположены 26 зданий общей площадью 68 тыс. кв. м. Большая часть построек находится в собственности РФ, из них пять - памятники федерального значения. Основное сооружение - кирпичный складской комплекс для сушки и хранения корабельного леса, возведенный в 1765-1780гг. по проекту Ж.-Б.Валлен-Деламота. До недавнего времени на этой территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ). Возможность реконструкции острова обсуждалась с конца 1970-х годов. В 1990г. французская компания СВС заинтересовалась проектом архитектора Вениамина Фабрицкого, который предложил снести строения в северной части острова, освободив участок под деловую застройку. Комплекс Валлен-Деламота предполагалось отреставрировать и разместить в старинных зданиях учреждения культуры: филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии, а в центре острова -- площадки для музыкальных фестивалей и карнавальных представлений. Стоимость работ оценивалась в 350-400 млн долл. Однако главное условие французов - вывод военных - к 1993г. выполнено не было. И про Новую Голландию на время забыли. В 1997г. художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту РФ Борису Ельцину с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинки с включением в комплекс театральных зданий Новой Голландии. Соответствующий проект представил в начале 2002г. в Петербурге американский архитектор Эрик Мосс, но в конкурсе проектов реконструкции Мариинки он не выиграл. В 2003г. министр экономического развития Герман Греф все же договорился с министром обороны Сергеем Ивановым о выводе военных объектов с острова. И вот вчера вице-губернатор Юрий Молчанов рассказал журналистам, что 28 декабря министр обороны вручит Валентине Матвиенко символический ключ от Новой Голландии. До февраля 2005г. чиновники определят механизм, по которому территория будет выставлена на архитектурно-инвестиционный конкурс. "Мы отдадим остров одному инвестору, поэтому участников конкурса будет немного", - пояснил господин Молчанов. "Город не хочет тратить деньги на инженерную подготовку, но мы уменьшим стоимость земли", - пообещал вице-губернатор. Объем вложений, по словам господина Молчанова, составит "сотни миллионов долларов". Будущий конкурс архитектурных проектов будет иметь статус международного. По словам главы КГИОПа Веры Дементьевой, инвестор будет обязан сохранить здания, входящие в комплекс Валлен-Деламота, не изменяя внутреннюю планировку. Помимо складов это здание кузницы и внутренний водоем. "Планировка складов неудобна, но позволяет создать общественно-деловой и культурный центр с выставочными залами", - считает заместитель председателя КГА Виктор Полищук. Про идею развития Новой Голландии в рамках Мариинки II в Смольном предпочитают не вспоминать. "Госбюджет не потянет такую стройку", - пояснил Юрий Молчанов. Петербургские девелоперы затруднились подсчитать предполагаемую стоимость проекта. "Территория уникальная, окупаемость может затянуться на десятилетия", - полагает председатель совета директоров группы компаний "Бекар" Андрей Тетыш. "Окружающий район депрессивен, там нет деловой активности и платежеспособного населения. Может быть, строительство второй сцены Мариинки изменит ситуацию, но все равно нужна целостная концепция развития окружающей территории", - считает он. А начальник отдела маркетинга корпорации "Петербургская недвижимость" Николай Пашков считает, что международный конкурс привлечет внимание зарубежных инвесторов, у которых, в отличие от местных компаний, есть опыт редевелопмента крупных территорий. По словам Юрия Молчанова, к Новой Голландии уже проявили интерес несколько компаний, в том числе одна московская, и шведский инвестиционный фонд. Кроме того, ранее о своем намерении "вписаться" в проект заявляла австрийская Tilman Kraus. Источники Ъ в Смольном утверждают, что Новую Голландию внимательно изучала группа ЛСР. Но в этой компании вчера предпочли не комментировать этот вопрос.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, памятников руссской культуры VIII—XIX вв. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—62, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—67, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771—87, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783—87, архитектор Дж. Кваренги).

В 1765 - 1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.

Позже, в 1767 -1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен- Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж , в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера, с играми и спектаклями - малые эрмитажи. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

Гостиный двор кочевал почти сто лет. Сначала "устроился" на Петроградской стороне - сгорел. Затем - на Адмиралтейском и Васильевском островах. Все было не то - места мало, воровства в избытке. На нынешнем месте Гостиный двор обосновался с 1735 года. Строился он силами всего купечества - государственная казна - нисколько не пострадала. Первоначальный архитектурный проект Растрелли признали слишком пышным и дорогим. Другой архитекор Валлен-Деламот упростил и удешевил его. Косой четырехугольник имел по 170 лавок в каждом ярусе и был разделен на четыре линии. Названия линий соответствовали роду представленных товаров. На Суконной линии торговали шерстью, на Зеркальной - всяким светлым товаром, Суровская линия завораживала шелками. Именные лавки, настойчивые зазывалы, непременный торг - всего было в достатке. Но время шло - и вот уже единоличное владение лавкой стало грехом. В середине 1950-х отдельные магазины начали объединять в центральный универсам. И через десять лет Невский украсила уже окончательно "объединенная" Гостинка. В подкопе открыли станцию метро "Гостиный двор".

РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА Ж.Б.М. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТА ПО ЗАКАЗАМ ЕКАТЕРИНЫ II

В. К. Шуйский (СПб)

Находящиеся в Париже и Ангулеме и частично опубликованные во Франции чертежи Валлен-Деламота, а так же документальные архивные материалы, находящиеся в Петербурге, позволяют сделать ряд новых атрибуций и уточнений.

В начале правления Екатерины II переживает свое второе рождение Академия художеств. Из рук императрицы она получает не только устав и привилегии, но и новое здание, проект которого разработал Валлен Деламот. В отечественной литературе существует неверное представление о том, что основным автором этого выдающегося архитектурного произведения является А. Ф. Кокоринов. Однако обнаруженные во Франции предварительный проект здания Академии художеств, а также детальные чертежи Валлен-Деламота и отсутствие каких-либо графических материалов Кокоринова противоречат такому представлению.

После отставки Ф.?Б. Растрелли Валлен-Деламот фактически занял его место архитектора в Зимнем дворце. Им было выполнено большое количество проектов интерьеров: в 1762 году в западном корпусе для Екатерины II, в следующем году для нее же в юго-восточной части, в 1770 году в южном корпусе для великого князя Павла Петровича и в 1773 году в западном корпусе для великой княгини Наталии Алексеевны.

В литературе об архитекторе Ю. М. Фельтене категорически утверждается, что он проектировал интерьеры, разрабатывал чертежи каминов и стенных украшений в южном корпусе Зимнего дворца. Но наличие большого количества таких проектов Деламота и полное отсутствие чертежей Фельтена опровергают это утверждение.

Изучение французских источников совместно с отечественными архивными материалами позволило исключить так же авторство Фельтена относительно проекта набережной левого берега Невы, в частности, Дворцовой. Ее сооружение предполагалось еще Растрелли в связи со строительством Зимнего дворца. Воплотить же его замысел в проекте удавалось Валлен-Деламоту.

Предложенный производителем строительных работ Игнацио Росси проект Дворцовой набережной Екатерина II отвергла и утвердила вариант Валлен-Деламота.

Еще одной существенной работой Деламота по заказу Екатерины II явилось здание Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенное к Зимнему дворцу в 1764 - 1775 годах. В литературе утвердилось нелепое представление о том, что это здание с двух сторон одновременно проектировалось разными архитекторами: со стороны Невы — Деламотом, а с Миллионной улицы — Фельтеном. Но проект принадлежал Деламоту, а Фельтен осуществлял строительство от начала и до конца. Такой же вывод подтверждает находящийся во Франции проект фасада здания Вольного экономического общества на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, выполненный Деламотом в 1768 году (здание не сохранилось). По архитектурно-художественным приемам проект был очень близок к фасаду Малого Эрмитажа со стороны Миллионной. В этой части здания Валлен-Деламот проектировал апартаменты для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Последний являлся президентом Вольного экономического общества, на строительства здания которого императрица пожертвовала часть своих собственных средств.

Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 - 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.

Святой костел Екатерины, Невский проспект между 32 и 34

Памятник архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны. Венчает здание высокий парапет с фигурами евангелистов. Отделка интерьеров осуществлена арх. Д. Минчаки, худ. Д. Валериани, Я. Меттенлейтером и скульп. К. Альбани. В 1801 часть интерьера оформил арх. В. Бренна. В 1890-91 храм, имевший многонац. приход (ок. 25 тыс. чел.), был расширен. До 1892 в костеле служили католич. монахи, затем епархиальное духовенство. Будучи гл. католич. храмом столицы, костел имел мн. святынь, богатых даров и утвари. В его склепах погребены последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский (в 1938 его прах возвращен Польше) и франц. ген. Ж. В. Моро. В 1855 здесь отпевали арх. А. А. Монферрана. С 1844 при костеле действовало благотворит. об-во св. Викентия

Паулинского, содержавшее богадельню, две гимназии в соседних с храмом домах, а также нач. уч-ща и убежище для мальчиков. Б-ка костела насчитывала 60 тыс. томов. В 1938 храм закрыт и приспособлен под склад, позднее передан Ленингр. Филармонии; интерьеры пострадали при пожарах 1947 и 1984. В 1990 здание возвращено католич. общине, в 1992 возобновились богослужения.

Дом И.Г. Чернышева. Исаакиевская п., 6

1762-1768 гг., арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот; 1839-1844 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер; 1907-1908 гг., зал заседаний Госсовета - арх. Л. Н. Бенуа, М. М. Пе-ретяткович, Л. Л. Шретер.

Памятник эклектического стиля. При строительстве дворца Штакеншнейдер использовал фундамент и стены стоявшего здесь дома И. Г. Чернышева. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, центральный завершен высоким аттиком. Подъезд представляет собой аркаду, поддерживающую балкон. Большой интерес в художественном отношении представляют вестибюль и анфилада залов. Центральная ротонда, украшенная тридцатью двумя колоннами, перекрыта куполом и освещается верхним светом.

Иллюстрации:

Академия художеств, Университетская набережная 17.

Гостиный двор, Невский проспект 35.

Малый Эрмитаж, Дворцовая набережная 36.

Дом И.Г. Чернышева (Мариинский дворец), Исаакиевская площадь 6.

Костёл Святой Екатерины, Невский проспект между домами 32 и 34

Литература:

1. История русской архитектуры. Спб., Стройиздат Спб., 1994

2. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1996. Т. 3.

3. Ханковска Р. Храм Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. СПб., 2001.

4. Ф.Н. Луре Петербург История и Культура в таблицах, “Золотой век” 2000

5. Н.А. Синдаловский “Норинт” 2001. Легенды и мифы Санкт-Петербурга.

6. Под редакцией О.Е. Лебедевой, В.С. Ягья, Книга о Санкт- Петербурге. Спец.издат. 1996.

7. В.А. Витязева, Б.А.Кириков. Ленинград путеводитель. Лениздат 1986.

8. П.И. Пыляев. Старый Петербург СП “ИКПА” 1990.