31.01.2022

Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников


г. Москва
Дата: 04.11.2017

Уважаемые коллеги!

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р <Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы> необходимо осуществить совершенствование образовательных программ в области финансовой грамотности и продумать конкретные шаги развития финансовой грамотности населения и предпринимателей.
АНО Консалтинговая группа «Гений ЖИЗНИ» занимается развитием финансовой грамотности населения и предпринимателей с 2005 года и достигла весьма серьезных результатов. Проведено более 800 семинаров в 107 городах Российской Федерации, Франции, Германии, Беларуси, более 26000 выпускников, более 1100 сертифицированных преподавателей из 733 учебных заведений 160 населенных пунктов. Образовательная программа одобрена ФИРО Министерства образования РФ, НИФИ Министерства финансов РФ и Министерством экономического развития РФ для работы в России и Франции. Совместная работа ведется с администрациями 27 регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и др.)

С 2013 года началась реализация франшизы по основам финансовой грамотности.

При покупке франшизы Вы получает:

1. Я управляю своими финансами: практическое пособие по курсу «Основы управления личными финансами»/ Д.Я. Обердерфер, К.В. Кириллов, Е.Ю. Захарова и др. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 232 с: ил. (Дополнительное образование. "Финансовая грамотность каждому");

2. Я управляю своими финансами: программа курса (34+2 и 68+4 часа) «Основы управления личными финансами» и методические рекомендации для учителя / Д.Я. Обердерфер, К.В. Кириллов, Е.Ю. Захарова и др. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 80 с: ил.;

3. Презентационные слайды для проведения занятий по курсу: «Основы управления личными финансами» (140 сл. Power Point);

4. Видео-семинар «Финансовое благополучие и разумное управление личными капиталом» для обучения учителей и проведения занятий по программе: «Основы управления личными финансами» (16 часов);

5. Альбом интерактивных уроков «Планирование личного (семейного) бюджета» .;

6. Видеоматериал и дополнительные материалы для проведения занятий по курсу: «Основы управления личными финансами»;

7. Сертификат АНО Консалтинговой группы «Гений ЖИЗНИ» , дающий право проведения обучения населения и предпринимателей, в том числе учащихся и студентов в учебных заведениях Российской Федерации;

8.Возможность проведения совместных мероприятий для детей и взрослых;

9. Полную методическую поддержку при реализации данного курса и организации мероприятий.

Заявки на приобретение франшизы необходимо направлять: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
По всем вопросам обращайтесь по телефону: 8-985-922-1091

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

Что такое деньги, и для чего они нужны?

Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

Галилео. История изобретений. Деньги - видео

Как зарабатываются деньги?

Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

Уважение

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

Планируйте семейный бюджет вместе

Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Полезные экономические игры и занятия

Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

День финансовой грамотности в школе

8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами.

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.

Учебная программа (PDF, 1.98 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.

Материалы для воспитанников и учащихся (PDF, 120.94 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день


В пособии содержится материал для выпускников детских домов и школ-интернатов по финансовой организации их будущей повседневной жизни. В доступной форме изложены правила разумного обращения с деньгами: формирования личного (семейного) бюджета, простого похода в магазин, оплаты коммунальных услуг, пользования банковскими финансовыми продуктами и др. Особое внимание уделено вопросам оформления на работу, правильному оформлению кредитов и защите от финансового мошенничества.

Советы на каждый день (PDF, 83.72 Мб)


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты


Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений воспитанников и учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 582 Кб)

Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты

Представленные материалы содержат информационно-просветительскую составляющую, направленную на систематизацию знаний и формирование умений обучающихся в сфере финансовой грамотности, повышение мотивации детей в обсуждении вопросов формирования и расходования будущего бюджета. В материалы включены сведения о принципах работы современных финансовых институтов, характеристиках финансовых продуктов и инструментов, словари терминов по каждому модулю курса.

Дидактические материалы (PDF, 848 Кб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Детские дома, школы-интернаты


Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник дополнительных упражнений и заданий ко всем модулям материалов для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, включая задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.