23.04.2018

Веселые задания для изучения букв. Буквы. Упражнения и игры



Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Игры с буквами и словами для детей 6-8 лет

Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с презентацией.

Кузнецова Марина Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Кишертский РЦДТ», с. Усть-Кишерть Кишертского района Пермского края.
Цель: изучение букв русского алфавита в игровой форме.
Задачи:
-закрепить знания о буквах русского алфавита;
-расширить словарный запас;
-научить сосредоточенности и усидчивости, концентрации внимания;
-помочь в овладении чтением;
-развить наблюдательность, слуховую и зрительную память, воображение, образное и логическое мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, коммуникативные качества;
-познакомить с окружающим миром.

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы – для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В начальной школе она постепенно уступает место учебной деятельности, однако игры остаются одним из наиболее эффективных приемов обучения.
В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Можно проводить игры в классе, или в кругу семьи. В помещении или на улице, в дороге или в путешествии, в гостях или на детском тематическом празднике.

КТО СИЛЬНЕЕ?
Оборудование : карточки с буквами русского алфавита, красочные, можно тематические.
Ход игры :
Играть можно вдвоём, за столом или на полу.
Всем участникам раздается равное количество карточек. Первым начинает тот игрок, у кого карточка с буквой «А». Он кладет эту карточку перед игроком, сидящим слева. Затем произносит: «А, - арбуз. Что сильнее?». Игрок достает любую из своих карточек, показывает всем букву (например, «Х»). Произносит: «Х, - холодильник, он сильнее, потому что больше и может сохранить в себе арбуз». После этого игрок слева забирает себе обе карточки, у него очко. Затем он берет любую из своих карточек и продолжает игру. И так до тех пор, пока не закончатся карточки. Если у игрока попадаются карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», - то он пропускает ход. Можно использовать в игре только карточки с уже изученными буквами.
Вариант игры с группой детей: игроки садятся в круг, у каждого одинаковое количество карточек с буквами. Первым ходит игрок, у которого есть карточка с буквой «А». Далее аналогично. Засчитываются очки игрокам за правильные ответы «Что сильнее?». Детям раздаются жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Карточки остаются у игроков. Ход переходит к следующему игроку – двигаясь против часовой стрелки. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к игре.



БУКВЫ ВОКРУГ МЕНЯ
Оборудование: настенная азбука.
Ход игры: Попросите ребенка оглядеться вокруг и назвать все предметы, которые его окружают. Но только в алфавитном порядке. Можно воспользоваться настенной азбукой с картинками или распечатанным вариантом азбуки.
Примерные ответы ребенка: А-азбука, Б- банка, В- вешалка, Г- гардины, Д- диван и т.д.
Вариант: если играет группа детей, можно передавать ход следующему игроку при неправильном ответе (или его отсутствии). Можно придумать свои правила игры. Например, раздавать жетоны за каждое правильное слово. Или начислять очки (баллы).



КАРТИНЫ
Оборудование: репродукции картин известных художников.

Ход игры:

Можно играть с группой детей или с одним ребенком.
Возьмите картину, покажите ребенку. Прочтите название и имя художника. Немного расскажите об этой картине ребенку, заинтересуйте его. Попросите найти на ней все предметы на определенную букву. Допустим, это репродукция картины И.Е.Репина «Не ждали».



Задание 1: нужно найти все предметы, названия которых начинаются на букву «П» (пол, портрет, пальто, передник, и т.д.).
Задание 2: Попросите ребенка запомнить все слова на эту букву. Закройте картину, и предложите вспомнить все эти предметы.
Вариант: использовать другие репродукции картин, не только русских художников. Или цветную сюжетную тематическую картинку. Или фотографию (иллюстрацию), где изображено много разных предметов.
На выбор: репродукции картин русских художников: А.Пластов «Первый снег»; Д. Я. Александров «Московский дворик»; Е. Г. Балакшин «На санках», «С горки»; Ф. В. Сычков «Катание с горы зимой», «Лепка снеговика», «Тройка», «Возвращение из школы».



Возможные варианты ответов детей по сюжетной картинке
(слайд № 6)



С тол, столешница, скатерть, самовар, скамейка, сачок, стрекоза, стул, самосвал, совочек, сумка, свет, сандалии, сланцы, сарафан, сосиски, собака, самолёт, самокат, солнце, стрелы, сок, сорока, сосна, связка, стрельба, солдат, следы, страницы, сетка, сидение, сердечко, светит, сияет, стоит, сидит, стреляет, строит, стенки, ствол, ступни, смотрит, синий, счастливый, сказка
К олчан, Кепка, Колесо, Кресло, Куличики, Корзина, Кусты, Камешки, Карман, Кружка, Кран, Клюв, Книга, Кружки, Крышка, Крыша, костюм, крылья, косынка, капот, кузов, кабина, крона, колени, кормит, красный, коричневый
М ашина, мяч, мишка, мальчик, малыши, мордочка, мирный, мир, махать, место, маленькие
П есок, песочница, пакет/сока/, пальцы, панама, прическа, платье, платок, площадка, полоски, пятна, пасть, подошва, плечи, палка, пачка, повесть, птица, пить, почва
В едро, вода, волосы, ветки, воздух, воин, веки, везет, веселый
Л апы, лицо, лучи, лук, лавка, листья, листва, лето, ловля, лоб, локоть, ладонь, ладошка, люди, летит, лежит
Г орка, гриб, голос, голова, грузовик, глаза, гольфы, груз, губы, горячий, горошки
Т етива, тапочки, туфли, туловище, тарелки, трубочка, трава, тень, текст, тепло
Х вост, хвостики, хобот, хвоинки
Н ос, ноги, ножки, носки, надувной мяч, ногти, носик, небо, накидка на слоне, насекомое
У ши, усики, усы, углы, улица, угощение, угощает, упаковка
Р учки, руки, рот, руль, ребята, ресницы, ремень, резинки, розовый, рыжий, радость, радостный, рассказ, растет
Д ерево, дуб, доска, друзья, дети, дупло, день, дружба, дверцы, дно, доброта, добрый, девочка, даёт
И гра, игрушки, иголки, играет
Ч тение, чайник, чай, чаепитие, чашка, читает, черный, человек
Ф утболка, форма
Б уквы, бандана, босиком, бабочка, ботинки, бежит, брови, белый
Ц ифры, целые сосиски, центр
О тдых, облака, отдыхает, оранжевый
Ш нурки, шорты, штанишки, шея, шерсть
Я зык
З еленый, золотой, золотистый, заварка, земля, зубы, зрачки, загорать, загар
Ж ара, жарко, жаркий, желтый, железный, жалеет, жалость, животное, ждёт



ВСЁ ИЗ БУКВЫ «О»
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги. Или цветные мелки для рисования на доске, асфальте. Или палочки для рисования на песке или на снегу.
Ход игры: Можно играть с группой детей, или с несколькими командами, дав им задание. По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы «О» (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать. Внимательно рассматривают свой «рисунок», пытаясь угадать, «На что?» или «На кого?» всё это похоже. Затем дорисовывают недостающие детали и дают название своему «шедевру».

ПОРТРЕТЫ БУКВ
Оборудование: листы бумаги или альбом, в котором не менее 33-х листов. Простой карандаш, ластик. Цветные карандаши, фломастеры, или краски с кисточкой/ на выбор ребенка/.
Вариант: использовать распечатанные контуры букв на листах белой бумаги формата А4.
Ход игры: Во время изучения букв можно спрашивать, «На что?» или «На кого?» похожа та или иная буква русского алфавита.
Допустим, А- на крышу дома, Б- на кенгуру, В- на бабочку, сложившую крылья, Ф- на филина и т.д. Для каждой буквы выделите отдельную страницу (в альбоме). Пусть ребенок по мере знакомства с буквами рисует их портреты. Например, так:



ПО ПОРЯДКУ АЛФАВИТА
Оборудование: настенная азбука.
Ход игры : взрослый просит ребенка (детей) называть по очереди слова, но таким образом, чтобы первое слово начиналось на «А» и заканчивалось на «Б», второе начиналось на «Б» и заканчивалось на «В», третье начиналось на «В» и заканчивалось на «Г», и т.д. Например, АраБ – БороВ – ВраГ – ГраД и т.д.



НА ОДНУ БУКВУ
Ход игры: можно играть в помещении, на природе, в дороге или в путешествии. С группой детей или с одним ребенком. Взрослый просит внимательно осмотреть всё вокруг и назвать все предметы, которые начинаются на определенную букву. Например, на букву «К».
Вариант: если играет несколько человек – то победителем считается тот, кто последним назовёт предмет на эту букву.
Вариант: игра может проводиться в виде аукциона. Слова не должны повторяться.



Использованные источники: Синицына, Е. И. Умные слова / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 1998. – 176 с. – (Сер. «Через игру – к совершенству»).



Обобщение опыта работы: методика, положенная в основу этой книги, была мною изучена, переработана, дополнена с учетом интересов, возможностей и направления работы нашего детского объединения. Данная методика с успехом прошла апробацию на занятиях в детском объединении социально-педагогической направленности «Читаем, учимся, играем» (возраст обучающихся – 6-8 лет).
В частности, на одном из занятий дети с интересом выполняли задания, а затем рисовали «портреты» букв. В соответствии с современными образовательными стандартами обучающимся была предоставлена свобода выбора. Например, дети самостоятельно выбрали себе ту букву, которая им нравится – из предложенных им листков (с распечатанными контурами букв русского алфавита). Или – по желанию – рисовали букву сами. Самостоятельно выбирали, в какой технике и как они будут рисовать, чем будут рисовать (выбор материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски). Некоторые воспитанники нарисовали по две буквы. В итоге у каждого обучающегося получилась своя особенная работа: оригинальный и неповторимый «портрет» любимой буквы. Все без исключения творческие работы детей были размещены на выставке в кабинете. Эти «портреты» часто использовались на наших дальнейших занятиях, когда проводились различные игры с буквами и словами.





Данная игровая методика используется на занятиях как вспомогательный компонент в работе по дополнительной общеобразовательной программе. Обучение в игровой форме способствует лучшему усвоению нового учебного материала, а также закреплению уже пройденного. Играя, дети легко и непринужденно выполняют даже самые сложные задания.
Можно порекомендовать использовать данные игровые методы на занятиях с детьми 6-8 лет при изучении букв русского алфавита, русской азбуки, при обучении грамоте, логопедических занятиях и т.п.

Презентация на тему: Игры с буквами и словами

Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс
Перед началом изучения букв важно не забыть:
Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).
Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.
Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:
Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»
Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? - по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)
И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.
Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.

«Учим буквы весело!» - развивающие игры

1. Раскрашиваем.



Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:
- раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
- раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
- использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

2. Укрась букву.
Дети с удовольствием будут буквы украшать!
Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь! Попробуйте украсить букву «А» - арбузиками, букву «Б» - бананами и т.п.



3. Лепим.
Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина.

4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до "Я" – надо постараться букву "А" не забыть Улыбаюсь.
Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.
Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.



5. Мемори.
Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.


Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!



Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.


6. Пишем на манке.
Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!


7. Лото и фольга.
Еще один способ изучения и повторения букв – лото.
Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.
Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.
Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.

Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.



8. Буквоед.
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку. Например петушок – очень необычный!


Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!



В буквоешку можно поиграть и по-другому:
В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков - прорези в коробке).



Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках): Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со "своей" буквой):



9. Конструируем.
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку: Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).
С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».
Для этого можно нарисовать простые схемы.



11. Протыкалочка.
Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).


12. Обводилочка.
Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.
Таким способом можно даже «писать» целые слова.


13. Связь букв и звуков.
На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику! И т.п.


14. «Найди!»
Найди на картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!



Найди все красные буквы «М»… А теперь синие… А теперь оранжевые и т.п. А теперь посчитай – сколько букв «М» всего ты нашел?


15. Игры с мозаикой.
Выложи букву из мозаики по образцу.



Вариант попроще и поинтереснее:
Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!



Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой.

16. Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в "догонялки", а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.
Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые "украшали" вместе с ребенком).
А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь к букве «А»!
Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.
Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять его за руку и побегать вместе с ним.


17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:



Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».
Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).
А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!


18. Звуковой плакат.
Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны… А помог мне в этом – звуковой плакат! Смысл его действия прост - ребенок нажимает на картинку с буквой - плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.
Сколько сил и времени я сэкономила, благодаря этому плакату… И потратила их на другие полезные игры с дочерью, которые без моего участия не состоялись бы.
Единственное «Но!» - лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком – на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть - лучшего способа обучения ребенка не существует!

Играя учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят.

Легейда Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ"Ясли-сад №380 города Донецка"
Играя учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим).
Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы, как комбинации разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К" (в слове КИТ, например).
Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я.
Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв - 10: перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, например), буква Ю=ЙУ (в слове ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО), а Ё=О (МЁД или ЛЁД).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?
Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами.
Поэтому, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...
Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Сложи камешки или веселые макароны.
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков или макарон.
Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине) или макароны.
Как играть? Выкладываете буквы из камешков или макарон, когда учите ребенка новой букве.
Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков, макарон. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера, а если вы выбрали макароны, то лучше взять перья тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков (макарон) у буквы в высоту и в ширину. А если в используемом вами наборе есть камешки разного размера, а макароны разной формы, то воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву О вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие макароны/камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из макарон/камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.
Вариант:
Эта игра прекрасно подходит для полезного времяпровождения когда мама очень занята на кухне с макаронами, а также на улице, на детской площадке, на берегу реки или моря с камушками
Пластилиновый конструктор
Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож.
Как играть? Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.
Обратите внимание! Если ваш ребенок еще не имеет навыка работы с пластилином, предварительно научите его основным приемам работы с этим материалом: потренируйтесь в разминании пластилина, скатывании, вытягивании, в соединении деталей.
Варианты:
Можно разнообразить игру с пластилиновым конструктором, используя пластилин разного цвета. Изготовьте одинаковые наборы деталей 2-4 цветов. Составьте букву из деталей разного цвета. Проверьте, остались ли еще детали соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите ребенку выложить точно такую же букву.
Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Для этого вместе с ребенком выложите первую букву имени человека, которому будет предназначаться подарок, прикрепите ее к яркому картону, украсьте с помощью стеки (нарисуйте на ней черточки, клеточки, точечки, волнистые линии) или прикрепите к букве мелкие камешки, бусинки, семена растений, крупу.
Можно использовать диск «Пластилиновая азбука» Железновых.

Учить язык сложно не только иностранный, но даже и родной. В этом не простом деле, нам помогут игры.

Сейчас в интернете, на прилавках магазинов можно найти много интересных, увлекательных игр с буквами. Игры с буквами помогут малышу запомнить алфавит и научится читать. Благодаря им, вы легко и играючи освоите азы правильной речи и будете успешно обучатся в школе.

Игры с буквами помогут приобрести ребенку отличные знания.

Предлагаем вашему внимании простые и интересные игры с буквами.

Даже если малыш в 1,5 - 2 года, еще пока не умеет говорить, он уже вполне может запомнить все буквы русского алфавита.

Но маленьких детей нельзя учить, с ними надо играть в разные, полезные игры.

Маленьких детей нельзя учить, как в школе, с ними нужно только играть в полезные игры.

Самый простой способ знакомить ребенка с буквами, это просто писать их на листочки и показывать их ребенку. Правда шрифт этих букв должен быть крупный, и цвет яркий. Главное привлечь внимание детей, потому буквы вы можете нарисовать по- разному: фломастерами, карандашами, красками и т.д. Также буквы можно написать мелками на улице, палочкой на песке, даже пальцем на манной крупе. А любовь к букве - это первая ступенька к любви к слову и книге.

Также очень полезно лепить букву, это и развитие мелкой моторики, а развитие мелкой моторики – это развитие речи. Лепить буквы можно из пластилина, глины, из соленого теста. Не менее увлекательно и полезно лепить буквы.

Если ребенку уже исполнилось два года, то ему уже будет интересно раскрашивать буквы. Лучше всего для этого вырезать буквы из бумаги или картона, и предложить их ребенку раскрасить, можно даже пальчиковыми красками.

Еще один вид творчества, который очень нравится деткам, начиная с двух лет - это аппликации в виде буквы и круп, макаронных изделий, камушков, песка.

Еще малыши очень любят пальчиком обводить контуры буквы. Для этих целей существуют специальные азбуки с различными поверхностями букв. Но если у вас не возможности приобрести эти азбуки, то можно такие буквы сделать самостоятельно. Нарисуйте буквы, и сделайте разные текстуры: одну шершавую (например из манки), другую мягкую (какая-то мягкая ткань), третью гладкую, четвертую выпуклую, бархатную, колючую, из пенопласта, пористую и т.д и т.п. Текстуры могут повторяться, но чем больше разнообразия, тем интереснее ребенку.

После того как вы изготовили все буквы их лучше приклеить на картон. Когда все готово берите пальчик малыша, обводите букву и называйте звук. Не забывайте что надо учить не буквы, а звуки.

Обучение буквам дошкольников в игровой форме (детей 4-6 лет)

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух. Запоминать буквы, слоги, научиться читать и разбирать слова

Чтение слов по складам для малышей - обучение буквам

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Беглое чтение для детей 4-6 лет

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Еще одна идея для игр с буквами. Надо взять старые и не нужные журналы. Берем эти журналы и начинаем играть в вырезалки. Выберите с ребенком самые красивые буквочки и вырежите их. А затем можно составлять из этих букв слоги и слова.

Хочется еще сказать о говорящих азбуках. Детям очень весело обучатся по таким азбукам. Вы можете называть звук, а ребенок будет его искать на плакате и нажимать. И будет очень весело.

Обучение деток азбуке, а впоследствии и чтению с помощью методики Зайцева. Сначала Вы учите гласные (это золотые кубики). Потом подключаются согласные, далее слоги и чтение.В комплекте идут кубики со слогами большие и маленькие, таблицы, диск с попевками, пособие для родителей. Если у Вас есть возможность, то обязательно приобретите его методику. Стоит она примерно 100-110 дол. С этими кубиками можно придумать огромное количество игр.

Компьютер – это самый универсальный инструмент для обучения современных деток. Открываем программу Word, ставим шрифт 60 и красный цвет, нажимаем на букву и повторяем ее. Потом пусть ребенок сам нажимает, а Вы говорите, что это за звук. Так малыш очень быстро их выучит.