18.10.2023

Профессиональное самоопределение и профориентация. Профориентационная работа профессиональной образовательной организации со школьниками и их родителями


Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / CAREER GUIDANCE / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Ермаков Дмитрий Сергеевич

Введение. Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов, одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Вместе с тем осуществление этого выбора довольно сложно. Методология. Исследование проведено на основе анализа литературы и обобщения опыта практической работы, представленного в рамках специального проекта «Профориентация» на Московском международном салоне образования 2017. Результаты. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия осознанного выбора весьма разнообразны. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, пространства возможностей, информированного выбора, случайного выбора. В отечественной науке и практике в настоящее время принята концепция . Современное понимание карьеры это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни. Важнейшим средством поддержки профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация . Сложившаяся в нашей стране в 1960-70-х годах система (в историко-педагогическом аспекте охарактеризованы соответствующие направления и формы работы) нуждается в модернизации, поскольку не соответствует современным требованиям постиндустриального общества. Заключение. Показано, что профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающих на протяжении всей жизни человека (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Ермаков Дмитрий Сергеевич

  • Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема

    2018 / Касьянова Татьяна Ивановна, Мальцев Алексей Владимирович, Шкурин Денис Вадимович
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников: региональный аспект

    2017 / Макаренко Т.А., Панина С.В.
  • Современное осмысление проблем профориентации обучающихся

    2017 / Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна
  • Использование технологии "веб-квест" в профессиональном самоопределении

    2018 / Царапкина Юлия Михайловна, Якубова Эльмира Юнировна
  • Ориентир - профессиональное будущее

    2016 / Асеева Светлана Сергеевна
  • Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи

    2018 / Панина Светлана Викторовна
  • 2014 / Буров Константин Сергеевич
  • Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению

    2015 / Соколова Дарья Витальевна, Сеничева Наталья Николаевна
  • Проектирование системы профессиональных проб для школьников

    2018 / Белоусов Андрей Александрович, Некрасова Галина Николаевна
  • Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся

    2019 / Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Мурыгин Никита Сергеевич, Пасечник Алена Сергеевна

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND VOCATIONAL COUNSELLING OF SCHOOLCHILDREN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS, THE MODERN VIEW

Introduction. As it follows from the requirements of federal state educational standards, a conscious choice of future profession is one of the most important outcomes of secondary education. However, this choice is very difficult. Materials and methods. This study is based on the methods of literature analysis and generalization of practical experience, which was presented in the framework of the special project "Vocational guidance" of the Moscow international education fair 2017. Results. In psycho-pedagogical science, understanding of factors, motives, driving forces and mechanisms of this decision are very diverse. The concepts of "free development of personality", "space of opportunity" and "informed choice", "random selection" are broadly accepted in the world. The concept of professional self-determination is currently common in Russian science and practice. The modern understanding of a career suggests not only success in the professional career, but also the success in life. The most important means of support of professional self-determination of schoolchildren is career guidance . According to the opinion of the Minister of education and science of the Russian Federation O. Yu. Vasilyeva, "we need to return orientation to profession to the school". Conclusions. It is shown that we should consider career guidance not only as a choice of certain profession, but as a universal skill, as one of the key competences, which provides an adaptation and employability for the human person through the lifetime. Both traditional and innovative tools, methods and forms of work will help us to achieve this aim.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд»

12. About the Strategy of the national security of Russian Federation until year 2020: decree of the President of Russian Federation № 537 approved on 12.06.2009. Russian gazette . 2009. May 19. (In Russian).

13. The report about the activity of Ministry of Defense of Russian Federation in year 2015 . Available at: http://itogi2015.mil.ru/page145226.html. (accessed 29.08.2017). (in Russian).

14. Putin V. V. To be strong: the guaranties of national security for Russia. Russian gazette . 2012. February 17. (In Russian).

15. Saenko L. A., Bitaev A. C. The positive relations on military service as a socio-pedagogical problem. The world of science, culture and education . 2015. № 6 (65). P. 218-220. (In Russian).

16. Sanina A. G. The Patriotism and patriotic upbringing in modern Russia. Sociological researches . 2016. № 5. P. 44-53 (In Russian).

17. The personnel participation in the military service. Ministry of Defense of Russian Federation . Available at: http://recrut.mil.ru/career/conscription.htm. (accessed 29.08.2017). (In Russian).

18. Smirnov A. V. Attitudes on the military service of the youth (on the materials of Ivanovo Region). Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences . 2011. № 4 (24). P. 60-67. (In Russian).

19. Sorokin P. A. Man. Civilization. Society . A. I_l. Sogomonov, editor. Moscow, 1992. 430 p. (In Russian).

20. Does Russians want to bear arms? . Available at: https://www.gazeta.ru/army/2016/02/22/ 8081159.shtml. (accessed 29.08.2017). (In Russian).

21. Shiharev P. N. Modern social psychology . Moscow, 1999. 448 p. (In Russian).

22. Yanitskii M. S. Value orientations of the person as a dynamic system . Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 152 p. (In Russian).

23. SIPRI Military Expenditure Database. Stockholm International Peace Research Institute. Available at: https://www.sipri.org/ databases/milex. (accessed 29.08.2017). (Translated from English).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AND VOCATIONAL COuNSELLING Of SCHOOLCHILDREN: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS, THE MODERN VIEw

Введение. Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов, одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии. Вместе с тем осуществление этого выбора довольно сложно.

Методология. Исследование проведено на основе анализа литературы и обобщения опыта практической работы, представленного в рамках специального проекта «Профориентация» на Московском международном салоне образования - 2017.

Результаты. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия осознанного выбора весьма разнообразны. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, пространства возможностей, информированного выбора, случайного выбора. В отечественной науке и практике в настоящее время принята концепция профессионального самоопределения. Современное понимание карьеры - это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни. Важнейшим средством поддержки профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация. Сложившаяся в нашей стране в 1960-70-х годах система (в историко-педаго-гическом аспекте охарактеризованы соответствующие направления и формы работы) нуждается в модернизации, поскольку не соответствует современным требованиям постиндустриального общества.

УДК/uDC 37.048.45

Д. С. Ермаков

Заключение. Показано, что профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающих на протяжении всей жизни человека (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.

Introduction. As it follows from the requirements of federal state educational standards, a conscious choice of future profession is one of the most important outcomes of secondary education. However, this choice is very difficult.

Materials and methods. This study is based on the methods of literature analysis and generalization of practical experience, which was presented in the framework of the special project "Vocational guidance" of the Moscow international education fair - 2017.

Results. In psycho-pedagogical science, understanding of factors, motives, driving forces and mechanisms of this decision are very diverse. The concepts of "free development of personality", "space of opportunity" and "informed choice", "random selection" are broadly accepted in the world. The concept of professional self-determination is currently common in Russian science and practice. The modern understanding of a career suggests not only success in the professional career, but also the success in life. The most important means of support of professional self-determination of schoolchildren is career guidance. According to the opinion of the Minister of education and science of the Russian Federation O. Yu. Vasilyeva, "we need to return orientation to profession to the school".

Conclusions. It is shown that we should consider career guidance not only as a choice of certain profession, but as a universal skill, as one of the key competences, which provides an adaptation and employability for the human person through the lifetime. Both traditional and innovative tools, methods and forms of work will help us to achieve this aim.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, школьники.

Keywords: professional self-identification, career guidance, pupils.

Введение

Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, уже в начальной школе необходимо обеспечить получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, мире профессий и важности правильного выбора профессии. Выпускнику основной школы надлежит не только ориентироваться в мире профессий, но и понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии . Вместе с тем осуществление такого выбора весьма сложно. В психолого-педагогической науке представления о факторах, побудительных мотивах, движущих силах и механизмах принятия такого решения весьма разнообразны.

Методология

Исследование проводится на основе методов: анализа литературы и обобщения опыта практической работы. За рубежом имеют место концепции свободного развития личности, согласно которым социальные факторы влияют на человека в течение всей жизни, поэтому выбор профессии - лишь момент в профессиональном становлении. Развитие профессиональных интересов связано с утверждением собственного «я» (Д. Сьюпер). Е. Гинзберг рассматривает профессиональное самоопределение как систему решений индивида на каждом этапе жизненного пути, в основе которых лежит поиск компромисса между интересами, потребностями и возможностями личности и социальным окружением. Процесс профессионального самоопределения при этом является необратимым, поскольку каждое такое решение требует существенных усилий, времени, ресурсов.

В концепциях пространства возможностей (Д. Притчард) и информированного выбора (С. Н. Фейнгольд) особое внимание уделяется потребностям работодателя, объяснению учащимся существующих возможностей рынка труда, критериев выбора той или иной профессии. Концепция

случайного выбора (Т. Каплоу, Р. Риччи, М. Скотт) исходит из тех конкретных жизненных обстоятельств, которые сложились на момент выбора профессии. Согласно Дж. Д. Крамбольтцу, это могут быть генетические, макро- и микросредовые факторы, предшествующий жизненный опыт, имеющиеся профессиональные навыки.

В настоящее время в отечественной науке и школьной практике принята концепция профессионального самоопределения (в конкретной трудовой функции/операции, специальности, на конкретном трудовом посту), связанного с самоактуализацией, самосовершенствованием, самореализацией личности (А. Г Асмолов, Б. М. Бим-Бад, Л. И. Божович, Л. П. Буева, А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Чистякова, П. Г Щедровицкий и др.). Профессиональное самоопределение - самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Оно тесно связано с иными видами самопределения субъекта - жизненным (куда помимо профессиональной деятельности включаются образование, безработица и т. п.), личностным (нахождение и постоянное развитие самобытного образа «я», когда человеку удается стать подлинным творцом собственной жизни и самого себя) и культурным (продолжение себя в других людях, стремление к возможности социального бессмертия). Таким образом, профессиональное самоопределение - личностная характеристика, процесс и результат творческой профессиональной деятельности. В современном понимании карьера - это не только успешность в профессии, но и успешность всей жизни .

Результаты

Философско-психологическая теория самоопределения в педагогическом аспекте реализуется по трем основным направлениям. Первое - диагностическое - основано на трех «китах» («хочу» - «могу» - «надо»): знание и учет собственных профессиональных возможностей и способностей; знание требований профессии к человеку и перспектив профессионального роста; умение правильно соотносить эти факторы . В рамках второго (воспитательного) направления формирование профессионального самоопределения личности рассматривалось в соответствии с планомерными внешними воздействиями. В контексте данной концепции представители психологической и педагогической наук исследовали различные аспекты подготовки школьников к профессиональному самоопределению . В последние годы указанные направления подверглись критике, и профессиональное самоопределение рассматривается с позиций я-концепции личности, в которой отражается ее понимание переживаний и намерений, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных условиях .

Безусловно, важнейшим средством психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников является профориентационная работа . Планомерная система профориентации сложилась в нашей стране в 1960-70-х гг. (постановления Министерства просвещения СССР, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию СССР, ЦК ВЛКСМ «О профессиональной ориентации учащейся молодежи» - 1969 г.; Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» - 1974 г.; ЦК КПСС, Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» - 1977 г.).

В то время проводилась работа (с дополнениями):

В межшкольных учебно-производственных комбинатах;

Школах (кабинетах профориентации) - посредством организации стендов, уголков абитуриента, диспутов «Кем быть?», вечеров «Здравствуй, профессия»; выступлений руководителей, передовиков производства, ветеранов труда на слетах и собраниях выпускников школ; недели трудовой славы; профориентационных месячников; посещений клубов и лекторий в кинотеатрах; автопробегов; родительских собраний «Будущая профессия вашего ребенка»;

Профтехучилищах (ПТУ) и вузах - посредством выездов учащихся и студентов в школы, спортивных соревнований со школьниками, дней открытых дверей, экскурсий, выставок технического творчества, конференций, концертов коллективов художественной самодеятельности, выступлений агитбригад, кружков технического творчества школьников, школ юных... инженеров, журналистов, химиков и т. д. под руководством преподавателей и мастеров производственного

обучения, занятий школьников по труду; семинаров-практикумов учителей труда на базе мастерских профтехучилищ, совместных заседаний педагогических советов, участия преподавателей и мастеров производственного обучения в школьных родительских собраниях на тему «Дороги, которые выбирают наши дети», посещения семей старшеклассников; шефства учебных групп ПТУ над старшими классами школ: совместных занятий в кружках художественной самодеятельности, туристических походов, викторин, культпоходов в кино и на концерты, военных сборов, лагерей труда и отдыха, комсомольских путевок для поступления в ПТУ выпускникам школ;

На предприятиях - посредством расширенных совещаний с руководителями государственных органов, советов по профориентации, обсуждения вопросов профориентационной работы на собраниях рабочих, заседаниях цеховых и заводских комитетов; деятельности профориентато-ров из числа передовиков производства, экскурсий на предприятия, предоставления базы для производственного обучения школьников, школьных ученических производственных бригад, цехов, лесничеств, детских железных дорог и прочего, трудоустройства учащихся в каникулярное время на рабочие должности;

В местных СМИ.

В то же время сформировался и ряд изъянов профориентационной работы, часть из которых не преодолена до сих пор: преобладание информационно-ознакомительных форм, стихийность, кампанейщина, отсутствие достаточной координации между различными заинтересованными организациями, отрыв от реальных потребностей экономики региона .

В 2016 году министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева заявила, что «нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо». Однако сложившаяся система не соответствует современным требованиям постиндустриального общества, поскольку :

Сформировалось общественное мнение о престижности/непрестижности различных уровней профессионального образования, сохраняется дисбаланс числа выпускников программ высшего, среднего и начального профессионального образования;

В школах, в обществе в целом доминирует установка на ориентацию и подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения;

Недостаточен уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью; отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области профориентации: профориентологов, профконсультантов, профдиагностов;

Имеет место недооценка роли партнерства школы с современными рынками труда, технологий, квалификаций;

Отсутствуют скоординированная система управления, единая информационная система в области профориентационной работы.

Очевидно, что сегодня задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии, должны существенно измениться . В связи с этим представляется целесообразным представить материалы спецпроекта «Профориентация» с Московского международного салона образования - 2017 (ММСО), состоявшегося 12-15 апреля 2017 г в Москве под патронатом ЮНЕСКО .

Салон объединил более тысячи мероприятий, разбитых на кластеры: дошкольное, среднее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное, инклюзивное, непрерывное образование, государственная политика. В рамках каждого кластера были четыре основных инструмента работы: деловая программа, выставка, спецпроекты и сценарии коммуникаций. Фокус спецпроекта «Профориентация», организованного для учащихся (как индивидуально, так и в составе школьных групп) при участии профориентационных компаний, психологических центров, консалтинговых организаций, - это связи между системой образования с рынком труда. Это путеводитель по образованию и карьере, дающий возможность задать актуальные вопросы в области образования и рынков труда, увидеть разные возможности и сценарии, разобраться, как развиваются современные профессии, какими навыками важно обладать современным выпускникам.

Можно ли создать проект будущей карьеры? Ответ на этот вопрос положительный, но он не так прост. Для этого необходимо сформировать свой персональный маршрут в профессии и понять, что и как необходимо изучить, освоить. Нет сомнений, современным подросткам намного труднее, чем 20 лет назад, так как окружающий мир (не только в профессиональной сфере) сильно

изменился и продолжает меняться. Карьера сегодня - это не восхождение на гору, а путешествие по узлам «кристаллической решетки» отраслей и навыков/компетенций.

Выбор профессии - сложная жизненная задача, и готовиться к ней нужно заранее. Подростковый возраст - время такого выбора, который рождает множество вопросов и проблем. Какие условия влияют на выбор? Как определить важные для себя факторы и не ошибиться? Как влияет образование на карьерный путь? На какую образовательную траекторию надо сделать ставку сейчас, чтобы будущая карьера была успешной?

Можно просто обратиться за помощью к психологу-профконсультанту. Он даст совет, но этот выбор будет «чужим», ведь человек должен принять решение сам. Сложность выбора обусловлена еще и психологическими особенности подросткового возраста. В связи с этим уже в школе важно познакомиться с основными инструментами профориентации, а также узнать о типичных ошибках при выборе профессии и спроектировать свою стратегию профессионального самоопределения. Помочь в этом может педагог-тьютор. Но главное - цель должна быть сформулирована самим школьником. Целеполаганию, правильной постановке целей, превращению мечты в конкретные задачи, шагам по достижению желаемого тоже нужно учиться. Целеполагание - не единственный из ключевых навыков XXI века. Работодатели относят к ним также коммуникацию, самоорганизацию, командную работу. К сожалению, этому не всегда хорошо учат в школе.

Однако именно надпрофессиональные навыки (метакомпетенции / универсальные компетенции) сегодня востребованы на рынке труда, становятся ключевыми для успешной карьеры и бизнеса - вне зависимости от выбранной профессии, отрасли, карьерной траектории. Таково мнение экспертов Всемирного экономического форума . Об этом говорили и спикеры ММСО.

Какие качества нужны, чтобы достичь успеха? Как оценить свои сильные стороны? Как выявить ключевые компетенции/навыки XXI века и как их развивать? Одним из примеров был представлен ключевой навык - осознанный выбор. Поскольку уровень неопределенности во всех аспектах жизни возрастает, важно научиться выбирать осознанно, нести ответственность и справляться с последствиями своих решений. Навык самоорганизации, как другой пример, помогает подросткам стать успешными в жизни и выдерживать учебные нагрузки. Резервы повышения уровня самоорганизации - это правильно обустроенное рабочее место в комнате, удобные персонально настроенные средства фиксации и анализа планов и задач (использование экранов планирования). Еще важнее освоить средства, которые помогают следовать намеченным планам.

Собственно, сама профессиональная ориентация, навигация и успешная адаптация к условиям рынка труда - это тоже ключевая компетенция. Сегодня понимание профориентации как набора разовых тестов, тренингов, профессиональных проб уже не просто не актуально, а неверно. Причем ошибки эти не всегда можно скорректировать во взрослом возрасте. Профориентация - навык, который будет нужен всегда, чтобы обеспечить востребованность на рынке труда в зависимости от изменений внешней среды.

В рамках салона был представлен широкий спектр форм профориентационной работы - от традиционных встреч с представителями московских и иных вузов до нейропсихологических подходов, учитывающих результаты психофизиологической диагностики работы мозга, а в ряде случаев и генетического анализа. Среди традиционных способов - беседы о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, тактика поступления в вуз, презентации зарубежных университетов и программ международного образования, встречи с представителями ведущих российских и международных компаний, алгоритм траектории построения карьеры, карьерные консультации. В числе инновационных методик - профориентация в Интернете с помощью компьютерных технологий; профориентаци-онные онлайн-игры, квесты, каникулярные профориентационные программы и летние лагеря, стажировки.

Ряд разработок был представлен Агентством стратегических инициатив: «Атлас новых профессий»; настольные игры «Компас новых профессий», «Надпрофессиональные навыки будущего», «Исчезающие профессии» («Профессии-пенсионеры»); модельный урок «Профессии будущего». Наряду с известными профессиями - космонавта, вожатого, воспитателя - большое внимание было уделено профессиям будущего, представленным в «Атласе новых профессий». Рассматривались также перспективы развития отдельных отраслей - сельского хозяйства, киберспорта, самолетостроения; роботизации в сельском хозяйстве, медицине, энергетике, урбанистике; экономики, биотехнологии и биоинженерии, образования, информационных технологий, искусства и музейного дела, медицины и здоровьесбережения.

Речь шла, конечно, и о развитии таланта, одаренности, способностей как предпосылке профессионального самоопределения, а также о даре визионерства - находить новые идеи, открывать самые немыслимые, казалось бы, двери в будущее.

Заключение

Таким образом, работа Московского международного салона образования - 2017 подтвердила важность профориентационной работы - для школьников, родителей, педагогов, образовательных и консалтинговых организаций, работодателей. При этом профориентацию следует понимать не как выбор той или иной специальности, а как надпредметный навык, одну из ключевых компетенций, обеспечивающие человеку на протяжении всей жизни (не только в школе) навигацию, адаптацию и востребованность на рынке труда. Помочь в этом призваны как традиционные, так и инновационные средства, методики и формы работы.

Литература

1. Балдин С. С. Актуальные проблемы профориентации школьников. 60-80-е годы XX в. // Россия и АТР. 2004. № 3. С. 25-31.

2. Будагов Г. П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема//Вектор науки Томского государственного университета. 2012. № 2. С. 50-52.

3. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. : Просвещение, 1979. 203 с.

4. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика //Сибирский психологический журнал. 2014. № 52. С. 67-78.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 c.

6. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. В. Зачесова и др. М. : Перо, 2014. 38 с.

7. Московский международный салон образования [Электронный ресурс]. URL: http://mmco-expo.ru.

8. Смирнов И. П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать? // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 18-21.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/543.

10. Хасанова И. И., Котова С. С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи //European journal of education and applied psychology. 2015. № 3. С. 19-23.

11. Чистякова С. Н., Холодная М. А., Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. М., 2005. 248 с.

12. The future of jobs and skills . URL: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics.

1. Baldin S. S. Contemporary problems of vocational guidance of schoolchildren. 60-80-ies of the XX century. Russia and Pacific . 2004. № 3. P. 25-31. (In Russian).

2. Budagov G. P. Formation of readiness of senior pupils to professional self-determination as a psychological and pedagogical problem // Vector of science of Tomsk state University . 2012. № 2. P. 50-52. (In Russian).

3. Golomshtok A. E. Choice of profession and education of the student"s personality . Moscow: Prosveshhenie, 1979. 203 p. (In Russian).

4. Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Scientific and practical foundations of career counseling: theory and practice //Siberian Journal of Psychology . 2014. № 52. P. 67-78. (In Russian).

5. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination . Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 512 p. (In Russian).

6. Blinov V. I., Sergeev I. S., Zachesova E. V. etc. The concept of organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in conditions of continuous education . Moscow: Pero, 2014. 38 p. (In Russian).

7. Moscow international education fair . Available at: http://mmco-expo.ru. (In Russian).

8. Smirnov I. P. The system of career guidance: to change or develop? Professional education in Russia and abroad . 2017. № 1 (25). P. 18-21. (In Russian).

9. Federal state educational standards of general education . Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543. (In Russian).

10. Khasanova I. I., Kotova S. S. The problem of using innovative technologies in professional self-determination of youth. European journal of education and applied psychology . 2015. № 3. P. 19-23. (In Russian).

11. Chistyakova S. N., Kholodnaya, M. A., Salavina T. I. Your professional career . Moscow, 2005. 248 p. (In Russian).

12. The future of jobs and skills. Available at: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics. (Translated from English).

Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

В статье сравниваются понятия «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение», анализируются причины низкой эффективности профориентационной работы, рассматриваются риски доминирования технократического подхода над гуманистическим, предлагается смена приоритетов в профориентационной работе с молодёжью как условие достижения баланса между потребностями человека и государства, его профессиональными намерениями и требованиями рынка труда.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение,мотивы труда, стратегия и тактика профориентационной работы.

The article compares the concepts of «professional orientation» and «professional self-determination», analyzes the reasons for the low effectiveness of career-oriented work, examines the risks of the dominance of the technocratic approach over the humanistic approach, proposes a shift in priorities in vocational guidance work with youth as a condition for achieving a balance between the needs of the individual and the state, its professional intentions and labor market requirements.

Keywords: professional orientation, professional self-determination, motives of work, strategy and tactic of career-oriented work.

Перед специалистами в области профессиональной ориентации десятилетиями безуспешно ставятся одни и те же задачи:

  • содействие достижению баланса между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями общества, требованиями рынка труда;
  • прогнозирование профессиональной успешности человека в какой-либо трудовой деятельности;
  • содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Среди причин низкой эффективности профориентационной работы справедливо отмечаются отсутствие научно-методического, нормативно-правового, кадрового и финансового обеспечения. На самом деле причины глубже.

В основе стройной управленческой системы лежат три взаимосвязанных компонента: идеология, методология и технология. Идеология определяет методологию и технологию.

Отечественная профориентация «выросла» из модели профессионального выбора, предложенной более ста лет назад американским социологом Ф. Парсонсом. По мнению учёного, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии и организовать встречу человека с «подходящей» профессией. Эта модель, основанная на протестантской этике, в отечественной профориентации приобрела вид триады «могу», «хочу», «надо». Детям и взрослым очень нравится эта логичная схема. Но, к сожалению, в старших классах все чаще приходится только констатировать рассогласование между этими элементами.

Наивно ожидать эффективности от профориентации, основанной на модели, разработанной в ином культурно-историческом контексте. Между тем, за полвека до идей Парсонса и Мюнстенберга, на столетие определивших вектор профориентационной работы, в отечественном образовании шли жаркие споры о том, кого, прежде всего, должна воспитывать школа – человека или профессионала. Эта полемика нашла отражение в эпиграфе к статье Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»: «К чему вы готовите вашего сына?» – кто-то спросил меня. «Быть человеком», – отвечал я. «Разве вы не знаете, – сказал спрашивающий, – людей, собственно, нет на свете; это отвлечённое, вовсе не нужное для нашего общества понятие. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди».

Через сто лет его мысль почти дословно повторит В.П. Зинченко: «Мы забыли о том, что школа, вуз должны выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, учёные, патриоты и т.д.»

Однако у нас больше известна фраза советских сатириков И. Ильфа и Е. Петрова «хороший человек – это не профессия», которая, вроде бы, оправдывает отсутствие человеческого в профессионале, искусственно противопоставляя то, что должно быть едино.

Приоритет «человеческого» не отменяет «профессиональное», но придаёт любой деятельности гуманистическую направленность, без которой она может быть опасной. Очевидно, что воспитание «человеческого» в человеке предваряет профессиональное становление.

Борьба сторонников гуманистического и технократического подхода в управлении и производственных отношениях активизировалась в 30-е годы XX века, когда результаты психологических исследований доказали значимость «человеческого фактора» в производственных отношениях.

Великий русский философ Н.А. Бердяев в середине XX века отмечал, что «есть два типа философии: философия ценностей и философия блага или пользы». Эту мысль через сорок лет разовьет А.Г. Асмолов в статье «Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства»: «До тех пор, пока культура ориентирована на отношения полезности, а не достоинства, в ней урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

С позиции технократического подхода, человек существует для государства, а его ценность зависит от той пользы, которую он приносит на своём рабочем месте. Идеал профориентации – в достижении максимально полного количественного баланса между потребностями рынка труда и подготовленными кадрами.

В этом случае смысл профориентационной работы заключается в подборе профессий с учётом типологических особенностей человека. Для решения этих задач оптимален типологический подход.

Хотя за сто лет произошли революционные изменения во всех областях науки, вектор психологической диагностики до сих пор направлен на поиск соответствия человека определённым критериям или параметрам, которые устанавливает автор методики, то есть сводится к более или менее оправданной констатации личностных особенностей, значимых для подбора персонала, определения вменяемости и прочих утилитарных задач.

Методики, основанные на типологическом подходе, сужают поле выбора профессии, поэтому они пользуются спросом у людей зависимых и безынициативных, которые предпочитают перекладывать принятие ответственных решений на других, даже если это касается собственной судьбы. Смысл типологического подхода в психодиагностике лучше всего выражен в афоризме Криса Дайсона: «Можно научить индюков лазить по деревьям, но лучше всего для этих целей нанять белок». Вроде бы все логично. Если речь идёт об индюках и белках. Типологический подход создаёт иллюзию, что человека можно просчитать с помощью тестов. К счастью, мы устроены сложнее, чем индюки и белки, и не так жестко детерминированы в своих действиях.

В каждом человеке заложен потенциал, который невозможно выявить в рамках типологического подхода. Отношение к профессии определяется не только и не столько психофизиологическими и характерологическими особенностями, а мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности.Однако прежде, чем пытаться диагностировать эти трудноизмеримые свойства, их надо воспитать. Эта задача решаема в рамках гуманистического подхода, который рассматривает человека не как средство решения экономических задач, а как цель и ценность общественного развития.

В гуманистической парадигме типологического подхода уже недостаточно. Феноменологический взгляд на человека, предложенный в начале XX века немецким психологом К. Ясперсом на основе феноменологической философии и психологии Э. Гуссерля, рассматривает диагностику в иной плоскости. Главное отличие феноменологического подхода – доверие к человеку, обращение к его здоровой и правильной сущности, которая в традиции экзистенциальной психологии называется Person, что близко к нашему «совесть».

Результат диагностики, основанной на этих принципах – «не ярлык, а описание того, как человек организует свой опыт, это феноменологическое исследование в процессе диалога клиента и терапевта…».

Диагностика, основанная на феноменологическом подходе, не нуждается в защите от неискренних ответов уже потому, что клиент имеет право на любую степень откровенности, которая не будет обращена против него.

Диагностика, основанная на феноменологическом подходе, рассматривает человека как цель, а не как средство решения чьих-то задач или достижения чьих-то целей.

Диагностика, основанная на феноменологическом подходе, не ограничивается констатацией фактов – много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? – а задаёт вектор личностного развития для достижения долгосрочных целей:

  • воспитание граждан, заинтересованных в своём профессиональном и личностном росте;
  • способных к самообразованию и саморазвитию;
  • нравственных;
  • самостоятельно мыслящих;
  • обладающих реалистичным уровнем притязаний;
  • настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества.

По мнению О.Г. Кондратьевой и И.С. Сергеева, цель «профессионального самоопределения – в достижении качественного баланса между требованиями рынка труда и профессионально-трудовой мотивацией работников. Каждый работник должен найти себе такое место работы, которое вполне соответствует его внутреннему, содержательному интересу к данному виду профессиональной деятельности и является результатом его осмысленного профессионального выбора».

Рассмотрим соотношение этих понятий, дополнивтаблицу, представленную в статье Кондратьевой О.Г., Сергеева И.С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества.

Таблица.

Соотношение понятий «профессиональная ориентация»

и «профессиональное самоопределение»

Цели

Профессиональная ориентация

Профессиональное самоопределение

Краткосрочные цели: содействие достижению баланса между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями общества, требованиями рынка труда; поиск оптимального вариантапрофессионального выбора на основе модели «могу-хочу-надо)

Долгосрочные цели: содействие психологической готовности к самостоятельному, реалистичному и осознанному выбору профессии; воспитание граждан, заинтересованных в своём профессиональном и личностном росте, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества

Отношение к оптанту

Объект профориентационной работы

Субъект профессионального самоопределения

Методы

Навязанный выбор (вместо подростка), рекомендательная стратегия, методы диагностики, основанные на типологическом подходе; приоритет внешних мотивов над внутренними

Активизирующие методы, методы диагностики, основанные на аксиологическом и феноменологическом подходах, приоритет внутренних мотивов над внешними

Возраст

9-11 класс

1-11 класс

Заказчики

Государство (работодатели, представители организаций профессионального образования)

Оптант, семья (при условии, что родители не «давят» на ребенка и не пытаются решать свои проблемы)

Тип производственных отношений

Индустриальное общество («оранжевая» стадия по Ф. Лалу)

Информационное общество («бирюзовая» стадия по Ф. Лалу)

Показатели

Количественные

Качественные

Государство – это упорядоченная система, в которой каждый ее участник выполняет определенную роль или функцию. Успешность функционирования всей системы во многом зависит от качества его элементов. Но из этого не следует, что граждане государства должны рассматриваться исключительно как «ресурс экономики», а роль института образования сведена к воспроизводству «элементов», отвечающих заданным параметрам – тем более, что ошибочность этого пути проверена временем. Попытки задать извне некие желаемыепараметры личности без её внутренних изменений упираются в нежелание самой личности этим параметрам соответствовать. Итог – углубление противоречий между интересами государства и человека, бесконечная игра «кто кого надует», в которой не бывает победителей. По этому сценарию веками развиваются отношения между государством и его гражданами: когда снижается значимость этических запретов, размываются представления о добре и зле, общие для всех культур и религий – усиливаются санкции со стороны государства. Чем жестче внешнийконтроль, тем слабее самоконтроль.

Другой путь – развитие конструктивных мотивов трудовой деятельности, внутренней мотивации и универсальных качеств, лежащих в основе профессиональной и личностной успешности, не сводимых к компетенциям.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация соотносятся как внутренние и внешние регуляторы профессионального поведения человека, которые должны находиться в динамическом равновесии, обеспечивающем баланс интересов государства и личности.

Достижение баланса между интересами человека и общества возможно только в том случае, если мы будем строить профориентационную работу на стратегиях, отвечающих современным задачам. Эти задачи диктует логика социально-экономического развития общества. Так, анализируя эволюцию развития производственных отношений, Ф. Лалу выделяет семь стадий, через которые прошли организации во всём мире: инфракрасная, пурпурная, красная, янтарная, оранжевая, зелёная и бирюзовая.

На вершине эволюции находятся успешные организации с поразительными темпами роста. Но главное отличие в том, что отношения в «бирюзовых» компаниях строятся на принципах работы живого организма. Это самоуправление, целостность и эволюция сознания . Благодаря этим принципам, бирюзовые компании недосягаемы для конкурентов, тратящих ресурсы на корпоративные войны и политические игры.

Б ольшинство наших компаний находятся на технократической «оранжевой» стадии, главным идеологом которой сто лет назад стал Тейлор. Цель «оранжевой» стадии – увеличение прибыли за счёт роста производства и потребления, средства – создание конкурентной среды, опора на внешнюю мотивацию. В рамках «оранжевой» парадигмы разработаны профориентационные проекты «Научно-технологическая инициатива» АНО «Агентство стратегических инициатив», комплексы профориентационных мер, движения «WorldSkills» и «JuniorSkills». Сто лет назад в условиях индустриального общества и относительно равномерного экономического развития ведущих государств это было не критично. Сегодня подобная стратегия отбрасывает нас на десятилетия назад. ВXX веке профориентация сводилась к вопросу «кем быть?» Однако новое время требует уточняющих вопросов: «каким быть?», «зачем быть?», ответы на которые можно найти только в рамках гуманистического подхода.

Стратегия предполагает понимание долгосрочных целей: воспитание граждан, заинтересованных в своём профессиональном и личностном росте, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества.

Только удержание долгосрочных целей способно приблизить нас к решению краткосрочных утилитарных задач достижения баланса между потребностями человека и общества, профессиональными намерениями молодёжи и требованиями рынка труда, о которых долгие годы только говорится.

Разрыв между передовыми технологиями и устаревшей идеологией несёт риск гуманитарных катастроф, о которых мы пока знаем только по книгам и фильмам. Этот разрыв невозможно преодолеть указами и распоряжениями – для этого необходимо воспитать поколение ответственных, честных, трудолюбивых, порядочных, умных людей, для которых главные мотивы труда – самореализация, служение и творчество.

Список литературы:

  1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Морской сборник, Спб, 1857.
  2. Бердяев Н.А.Царство Духа и Царство Кесаря. М., Республика, 1995.
  3. Асмолов А.Г Непройденный путь: от культуры полезности — к культуре достоинства, Вопросы психологии, №5, 1990.
  4. Калитеевская Е.Р. Диагностика в гештальт-терапии / Е.Р. Калитеевская // Гештальт 98. сб. мат. Московского гештальт-института за 1998. – М. – 1999.
  5. Кондратьева О.Г., Сергеев И.С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 135-140.
  6. Калитеевская Е.Р. Диагностика в гештальт-терапии / Е.Р. Калитеевская // Гештальт 98.сб. мат. Московского гештальт-института за 1998. – М. – 1999.
  7. Калитеевская Е.Р. Диагностика в гештальт-терапии / Е.Р. Калитеевская // Гештальт 98.сб. мат. Московского гештальт-института за 1998. – М. – С. 99.
  8. Лалу Ф.О ткрывая организации будущего, М., Манн, Иванов и Фербер, 2016.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профди-агностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориен-тационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профкон-сультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация - это ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

1) Профессиональное самоопределение- более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение- это более сложное понятие.

2) Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение- от самого человека.

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жиз-

6 Раздел 1. Научно-методическиеосновы школьной профориентации

пи (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, (упруг, хозяин дома, родитель...). Такое понимание близко к жизненному самоопределению и русской традиции.

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь ныть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники - коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда»...



Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение... П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.



Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - самотрансценден-цию (по В. Фрапклу): «...Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а гланное - и умении человека находи и, новые с мыслы и конкретном доле и во всей своей жизни...»

Формирование субъекта профессионального самоопределения 7

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрапсценденции...

Н.А Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»...

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопре деления как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов...

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей...

* Раздел 1.Теоретические основы профессионального
самоопределения
* Возникновение и перспективы развития
профориентации в современных условиях. Сущность
понятий «самоопределение», «профессионального
самоопределения», «профориентация». Психологические
«пространства» профессионального и личностного
самоопределения.

Понятие профориентации, субъекта труда.
Теоретические разработки Ф. Тейлора и А. Файола.
Концептуальная основа профориентации.
Первые психологические тесты. Работа профсоюзов.
Первое применение в школах. Классификация мотивов выбора
профессии: «внешние» мотивационные факторы (факторы
давления,
факторы «притяжения-отталкивания», факторы «инерции»),
«внутренние» мотивационные факторы (собственные
мотивационные факторы профессии,
условия труда, возможности профессиональной сферы для
реализации личных целей).

* Основные понятия (тезаурус)
* Де́ятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во
время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
* Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на
профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система мер,
направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
* Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия,
работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
* Профессиональное просвещение - обеспечение молодежи информацией о мире
профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
* Профессия - специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий
определенного образования, подготовки и навыков, опыта.
* Самоопределение (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью
своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах
жизни
* Склонность - предрасположенность к чему-либо.
* Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными
условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

* Раздел 2. Психологические особенности субъектов

* Специфика профориентационной помощи на разных
этапах развития субъекта труда. Оптант как субъект
профессионального и личностного самоопределения.
* Профессиональный выбор. Индивидуальная ситуация
выбора профессии. Личный профессиональный план.
Специальность, квалификация, должность, труд,
профессия. Продукты профессионального труда,
орудия и средства труда. Классификация С.П.
Струмилина, Дж. Голланда, Л.А. Йовайша, Е.А.
Климова.
*

Личностные особенности оптантов с различными уровнями интеллекта
и творческих способностей (исследования: А.Н. Лук, Е.А. Климова, В.И.
Андреева).
Методы и методики профориентации: Методика Д.Голланда и Р.Кэттела.
Мотивы выбора профессии. Дифференциально-диагностический
опросник (ДДО). Опросник по схеме построения личной
профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С.Пряжникова и Е.А.Климова,
"КОС«. Методика Г.Айзенка. Тест К.Томаса.
Формы и методы профориентации: основные, активизирующие
деятельность, методы изучения личности.
Практическое задание
Провести исследование личностных особенностей и профессионального
самоопределения, проанализировать результаты и сделать выводы.

Составление 5 информационных профессиограмм (системам
трудовой деятельности: «человек-человек»; «человек-природа»;
«человек-техника»; «человек-знаковая система»; «человекхудожественный образ».)

*Раздел 3. Методы профориентации.
*Основные стратегии профконсультационной
помощи. Общее представление о
практической профконсультационной
методике. Основные группы
профориентационных методов. Типы
профконсультаций. Основные формы и
модели профориентациионной помощи.

Исследования Е.А. Климова, В.В. Ярошенко, А. Маслоу,
А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А.
Федорошина, С.А. Чистяковой.
Сущность и результат профессионального
самоопределения.
Система работы профконсультантов.
Типы профессионального самоопределения:
профессиональное, жизненное и личностное.
5 уровней самореализации человека.
Информационно-справочные, просветительские методы.
Методы профессиональной психодиагностики.
Методы морально-эмоциональной поддержки.
Методы помощи в конкретном выборе и принятии
решения.
Практические задания
Разработайте план индивидуальной консультации с
учащимся по вопросам самоопределения и выбора
дальнейшей траектории образования.

* Раздел 4. Основы организации и планирования
профориентационной работы
* Основные организационные принципы и модели
профориентационной помощи. Организация взаимодействия
профконсультанта со смежными специалистами. Проблема
оценки эффективности профконсультационной помощи.
Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения. Основы составления
профориентационных программ и проведения конкретных
занятий и профконсультаций. Основы организации
профориентационного исследования. Основы
самостоятельного конструирования и модификации
профориентационных методик.

Профориентационное исследование и
профориентационный эксперимент.
Общая логика и основные компоненты
профориентационного исследования, подбор и
обоснование методов в профориентационном
исследовании.
Проблема точности измерения.
Этические проблемы деятельности профконсультанта.
Задание для самостоятельной работы:
Составление кроссворда (не менее 30 позиций) с
использованием основных терминов и понятий по
курсу.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Возникновение и перспективы развития профориентации в современных условиях.
Раскройте сущность понятий «самоопределение», «профессионального самоопределения»,
«профориентация».
Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения.
Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта труда.
Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения
Основные стратегии профконсультационной помощи.
Общее представление о практической профконсультационной методике. Основные группы
профориентационных методов.
Типы профконсультаций.
Основные формы и модели профориентациионной помощи.
Основные организационные принципы и модели профориентационной помощи.
Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами.
Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.
Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.
Основы составления профориентационных программ и проведения конкретных занятий и
профконсультаций.
Основы организации профориентационного исследования.
Основы самостоятельного конструирования и модификации профориентационных методик

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) основная литература (преимущественно 2009 – 2014):
Пряжникова Е.Ю.. Профориентация: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец.
психологии / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 495 с
б) дополнительная литература (преимущественно 2009 – 2014):
Гетман, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильной школы [Текст] :
учебно-методическое пособие / Н. А. Гетман; науч. ред. Н. В. Чекалева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. 110 с.
Грецов А.Г. Выбираем профессию [Текст] : советы практического психолога / А. Г. Грецов. - СПб. :
Питер, 2007. - 216 с
Иванова В.Ф., Южанина Н.С., Кулькова Н.А. Психологические тесты и упражнения: Практикум
Издательство: МИИТ, 2005 г.
139 с. ЭБС: http://library.knigafund.ru
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов,
обучающихся по спец. Педагогика и психология, Социальная педагогика, Педагогика / Е. А. Климов. - 4-е
изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 302 с.
Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика [Текст] : учеб.
для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008. - 479 с.
Мальцева Т.В.Профессиональное психологическое консультирование [Текст] : учеб. пособие для студ.
вузов, обучающихся по спец. "Психология", "Юриспруденция" / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. - М. :
ЮНИТИ, 2010. - 143 с.
Основы профориентологии [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Зарипова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск:
Изд-во ОмГПУ, 2009. - 79 с
ПетрусевичА. А. Формирование профессионального самоопределения школьников в образовательном
процессе : (Метод. пособие в помощь учителю) / А. А. Петрусевич; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск:
ОмГПУ, 2006. - 166 с.
РомановаЕ.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы [Текст] : учебное
пособие / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 460 с.

перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
ЭБС.
http://www.proforientator.ru/ – Профориентация: кем стать. Центр тестирования и
развития.
http://profguide.ru/ – Литература о профессиях, видеоролики, аудиозаписи.
http://azps.ru/porientation/ – Тесты по профориентации.
http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php; http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php –
Эти сайты помогут узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к
выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в
процессе обучения знаний, умений и навыков.
http://www.rabotka.ru/infoworker/ – Справочник профессий Раздел поддерживает
компания «Росработа». Приводится описание около 480 наименований
профессий.

Примерные задания для лабораторных занятий:
Составление кроссворда (не менее 30 позиций) с использованием основных
терминов и понятий по курсу.
Подготовка тематического урока для учащихся по проблематике
профессионального самоопределения.
Разработка индивидуальной консультации с учащимся по вопросам
самоопределения и выбора дальнейшей траектории образования.
Разработка активизирующего опросника для учащихся и родителей с целью
выявления профессиональных предпочтений и намерений подростка.
Подборка информационных материалов

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в городе Страсбурге (Франция) и в 1908 году в городе Бостоне (США): бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее "подходящих" людей уже со стороны работодателей, но все это причины скорее социально-экономические.

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку. Со временем профориентация частично охватила и коммерческие структуры в виде "профотбора персонала".

По большому счету, главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения при пассивной позиции школьника. Профконсультант лишь предлагает ему готовые решения, и в этом случае здесь скорее стоит говорить о традиционной профориентации.

Или можно организовать работу в режиме реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом в решении профориентационных проблем, когда они совместно размышляют над сложными вопросами – это можно назвать совместной активностью.

Наконец, можно стремиться к тому, чтобы постепенно формировать у школьника готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже у клиента происходит формирование внутренней активности, когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога.

Если клиент все же проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Но тогда важно самим разобраться: что такое активная позиция? какие методы могут считаться активизирующими? Многие ответы на данные вопросы нашли свое отражение в нашем курсе.

Краткое содержание курса

1. Теоретические основы профессионального самоопределения

1.1. Теория и практика профессионального самоопределения

1.2. Психологические особенности субъектов профессионального самоопределения

2. Основы построения системы управления профессионального самоопределения

2.1. Основы организации и планирования профориентационной работы

2.2. Методы профориентации

3. Профессиональная ориентация и профессиональная консультация учащихся

3.1. Профессиографические основы профконсультирования

3.2. Активные методы профессионального самоопределения

Базовый курс рассчитан на 72 академических часа самостоятельного изучения материалов курса в системе дистанционного обучения. Дополнительно предоставляются очные или онлайн консультации преподавателя, при этом продолжительность и стоимость курса зависит от их количества.