11.07.2023

Все дороги ведут в рим значение фразеологизма. Все дороги ведут в рим, доказано при помощи интерактивной карты


Вы наверняка слышали древнюю поговорку, которая гласит, что все дороги ведут в Рим. Правда ли это и как можно проиллюстрировать ее? Оказывается при помощи современных технологий это вполне возможно сделать и поможет в этом особая интерактивная карта.

Когда римский император Цезарь Август возвел в самом сердце Древнего Рима Миллиариум (золотую веху), все дороги должны были начинаться у Стеллы, и все расстояния по всей Римской империи измерялись от этой центральной точки отсчета. Много воды утекло с тех пор, и много дорог было построено.

Уже в наши дни пара дизайнеров фактически создала интерактивную карту, которая показывает каждую дорогу, ведущую в Рим, с помощью данных, карт Google и при поддержке программистов с их кодом. Карта показывает сложную сеть, проложенную по всей Европе. Это огромное ветвистое древо тянет свои ветки от Санкт-Петербурга и Стокгольма, от совсем малых автомобильных дорог, которыми мало кто пользуется, до больших транспортных артерий, через которые проезжают сотни тысяч автомобилей ежедневно.

В общей сложности на карту было нанесено более 500 тыс. маршрутов.

Дизайнеры Бенедикт Гросс и Филипп Шмитт начали с того, что расположили 486,713 отправных точек на карте, охватывающей площадь 26,503,452 км 2 , распростирающейся по всей Европе . Затем ими был создан алгоритм, который рассчитал маршрут от отправной точки до Рима для каждой поездки. Чем чаще использовался сегмент дороги, тем жирнее он отображался на карте.

В итоге получилась такая замечательная и крайне необычная карта.

Но на достигнутом они не останавливались: в своих исследованиях любопытные исследователи обнаружили, что Рим (или, по крайней мере, города, носящие название Рим или Рома) существует на каждом континенте. Только в США есть девять городов, названных в честь древней столицы. Они решили создать карту, которая проложила бы пути к ближайшему Риму в каждом штате США . Получившаяся красочная карта показывает самый быстрый маршрут к любому Риму в США, с 312.719 маршрутами. Для обработки данных компьютеру понадобилось два часа.

Зачем останавливаться? Проектировщики также наметили маршруты в каждую столицу штата в США и в каждую столицу в Европейских странах. Первыми на очереди - дороги к Парижу и Берлину, с помощью которых можно выяснить могут ли дороги выявить политический устрой в странах. " как результат этого проекта находятся где-то между визуализацией информации и искусством данных, открывая мобильность в очень большом масштабе" , - написали дизайнеры.

Римские дороги (Romea Via) изначально строились в военных целях и потому назывались viae militares. По мере освоения римлянами окраин своей империи дороги играли всё более значительную экономическую роль - именно они позволяли ассимилировать значительные территории и способствовали созданию римского мира (Pax Romana).

Первые упоминания о римских дорогах можно найти в таком источнике как Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), составленном в 451–450 годах до н.э. - в этом документе устанавливались и регламентировались размеры и юридический статус дорог. Было установлено, что ширина дороги на прямых участках должна составлять 8 футов (2,45 м), на поворотах - 16 футов (4,9 м). Собственников придорожных участков обязали огораживать дорогу в том случае, если её не мостили камнем (в ином случае путники могли передвигаться, где пожелают).

Участок Аппиевой дороги.
italy4.me

Первая известная нам мощённая камнем дорога была построена цензором Аппием Клавдием Цеком в 312 году до н.э., проходила она из Рима до города Капуя, имела 195 км в длину и строилась с военной целью. После подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. вдоль Аппиевой дороги было распято шесть тысяч захваченных в плен рабов. Диодор Сицилийский писал, что изначально на более чем половине протяжённости дорогу вымостили массивными камнями, и что на это была потрачена почти вся государственная казна.

Классификация

Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:

  • viae publicae (consulares, praetoriae или militares);
  • viae privatae (rusticae, glareae или agrariae);
  • viae vicinales.

Viae publicae - общественные, преторианские, военные и консульские дороги. Они являлись основными дорогами империи, принадлежали государству и строились за счёт налогов. Управление ими осуществлялось дорожным смотрителем (curator viarum), ширина составляла от 6 до 12 м.


Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э.
clipartxtras.com

Viae privatae являлись частными дорогами. Зачастую они сооружались владельцами поместий для собственного удобства и хозяйственного использования. Ширина составляла от 2,5 до 4 м - всё зависело от пожеланий хозяина и его финансовых возможностей.

Viae vicinales - наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.

Участок римской дороги, Испания.
baavar.mn

Технологии постройки

Процесс прокладки дороги начинался с того, что римские землемеры (mensor) производили разметку. До нас дошли названия и чертежи некоторых инструментов, которыми они пользовались в своих измерениях. Грома - аналог угломера, позволявший проводить перпендикулярные прямые; хоробат - устройство для определения уклона; диоптр служил для установки направления на объект. В целом римляне старались делать дороги как можно более прямыми, а на поворотах увеличивали их ширину, чтобы встречные повозки могли разъехаться.

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что постройкой дорог и прочих инфраструктурных объектов в Древнем Риме занимались рабы, эту работу зачастую производили легионеры. Это подтверждают многочисленные письменные свидетельства и изображения на триумфальных арках. С учётом особенностей рельефа римские дороги не строились по единому плану. Даже на одной дороге обычно имелись участки с разным качеством покрытия.


Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок.
fb.ru

Методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников. В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen - подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus - обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности.


Римская дорога в разрезе.
fb.ru

Во время постройки дорог большое внимание уделялось возведению переправ через реки. Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи - зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.


Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна.
eh-resources.org

Для упрощения определения расстояний и ориентации вдоль дорог устанавливались мильные камни (miliarium). Они располагались не на определённом расстоянии друг от друга, как это делают сейчас. Обычно на таких камнях просто указывалось расстояние до ближайшего населённого пункта. Сами камни обычно были довольно массивными - их вес мог достигать нескольких тонн, а размеры варьировались от 1,5 до 4 м в высоту. Кроме указания расстояний, на камне высекали имя императора, в чьё правление он был установлен.

Мильный камень.
litbook.ru

В 20 году до н.э. император Октавиан Август установил в Риме так называемый «Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum), представлявший собой колонну из позолоченной бронзы. На нём были отмечены названия крупнейших городов империи и расстояния до них. По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».


«Золотой мильный камень», Рим.
peaxy.net

В ходе строительства обычно создавалась и прочая инфраструктура, сопутствующая дорогам. Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей. На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница. Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) - благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.


Римский мост в Мериде.
tiptotrip.ru

Вдоль дорог в Римской империи размещались различные культовые сооружения, зачастую на выезде из города со временем образовывались большие участки захоронений.

Картография

По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт. Обычно карты рисовались на свитках, местность на них была изображена в крайне искажённом виде, законы перспективы и масштабирования не применялись. Бо́льшую часть информации можно было получить из описаний-итинерариев (itinerarium), где указывались длина участков дорог, расстояния между городами, места размещения постоялых дворов и различные препятствия, возникающие на пути. В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.


Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом.
confinelive.it

Результат работы был выгравирован на каменной плите и выставлен возле Пантеона в Риме. Кроме того, современным историкам известен итинерарий Антонина (Itinerarium Antonini Augusti), составленный во времена правления императора Каракаллы (211–217 годы н.э.). Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) - пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина - 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности. Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км. Оригинальная карта создавалась между I и V веками н.э. (предположительно, для императора Октавиана Августа), на протяжении веков в неё вносили правки и дополнения.


Римские дороги в Британии.
commons.wikimedia.org

Дороги являлись скелетом древнеримского государства, связывая между собой части империи, позволяя быстро перебрасывать войска в нужную точку и способствуя экономической экспансии римлян в завоёванных провинциях. Римские легионы нередко прокладывали дороги даже на вражеских территориях.

Литература:

  1. Laurence, Ray. The roads of Roman Italy: mobility and cultural change. – Routedge, 1999
  2. Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
  3. Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
  4. Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Переводчики – В. В. Латышев, М. Е. Сергеенко, В. М. Строгецкий, О. П. Цыбенко, А. Г. Алексанян, И. А. Алексеев, Г. А. Таронян, О. А. Васильева, М. Огинский, В. В. Вертоградова, Д. В. Мещанский, Agnostik. – Самиздат, 2012

Происхождение и значение выражения «Рим - вечный город»

Выражение имеет древнеримское происхождение по латыни «Aeterna urbs». Впервые «вечным городом» Рим назвал древнеримский поэт Альбий Тибулл, живший в 1-ом веке до н.э. Такая характеристика городу изложена им во второй книге «Элегии» в своеобразном гимне, посвященному покровителю Рима богу солнца Аполлону, который по сюжету предсказывает городу необыкновенный расцвет его могущества и величия.

«Ромул еще не сложил те стены вечного града ,

Где поселиться не смог вместе с ним брат его Рем».

Такой величественный образ возник не случайно. Дело в том, что жизнь Тибулла протекала во время правления императора Октавиана Августа (63 - 14 гг. до н.э.), при котором Римская Империя, да и сам Рим, осуществил необычайный подъём практически по всем направлениям и развивался огромными темпами. Наряду с успешными войнами, по всей Империи строились дороги, развивалась торговля.

В Риме старые и разрушенные здания были реконструированы и восстановлены, была осуществлена постройка новых жилых домов, зданий общественного пользования и культурных заведений. В то время Рим сильно и быстро преображался и за семь веков с момента основания (753 год до н.э.) впитал в себя все взлеты и падения, что выпали на его долю. Это и отразилось на его поистине величественном внешнем виде. Как свидетельствует древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.) в «Божественном Августе», Августу действительно было чем гордиться, поэтому он часто использовал выражение, в дальнейшем ставшее крылатым:

«Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».

Так что неудивительно, что такие преобразования города навеяли Тибуллу мысли о вечности Рима. Впоследствии эта тема часто использовалась другими древнеримскими поэтами, писателями, философами и ораторами.

Например, римский поэт Клавдий Клавдиан с полной уверенностью заявляет, что Риму «не будет конца» . Или поэт Рима Клавдий Рутилий Намациан, уезжая из города, кидает фразу: «Жизни грядущей твоей нет предела» . Римский историк Аммиан Марцеллин о столице Римской империи говорит: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество» .

Конечно, под всеми этими высказываниями о вечности города писатели и мыслители древности подразумевали политическое могущество, военное превосходство и экономическую мощь Рима.

Несмотря на закат и распад Римской империи величественный эпитет «вечный город» за городом сохранился, приобрел новый смысл и стал восприниматься как центр человеческой цивилизации, неотъемлемая и заметная часть ее прогресса и развития. И как один из самых древних городов, испытавший на себе ошеломительный взлет и оглушительное падение, но сумевший сохранить богатейший культурный комплекс, впитавший в себя огромное историческое и религиозное наследие разных эпох, Рим как нельзя лучше подходит под формулировку «вечный город».

И по сей день, говоря о Риме, мы используем выражение «вечный город», отдавая дань этому величественному городу с его богатейшей историей.

Значение и происхождение выражения «все дороги ведут в Рим»

Выражение «все дороги ведут в Рим» не несет какой-то определенной информации, а скорее выглядит как обычная констатация факта, очевидность которого не вызывает сомнений. Так говорят, когда конечный результат предсказуем, и является очевидным фактом независимо от выбранного пути для решения данной задачи.

«В. А. Серов не против Пикассо и Матисса восставал; он, как профессионал, видел, что все дороги ведут в Рим, что во Франции куется большое дело, он возмущался обезьяньей переимчивостью нашей, бравшей только поверхностный стиль французских модернистов, только менявшей чужие рубахи на грязное тело».

К.С.Петров-Водкин (1878-1939 гг.), «Пространство Эвклида», 1932 г.

«Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим . Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы».

Я.Гашек (1883-1923 гг.), «Похождения бравого солдата Швейка», 1923 г.

Пожалуй, впервые выражение «все дороги ведут в Рим» использовал известный французский баснописец Жан Лафонтен в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

«Желая отыскать спасенья двери,

Три человека, все святые в равной мере

И духом преисполнены одним,

Избрали для сего три разные дороги.

А так как все пути приводят в Рим ,

То каждый к цели, без тревоги,

Пустился по тропиночке своей».

Лафонтен (1621-1695 гг.), «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Однако зародилось выражение давным-давно во время расцвета Римской империи и имело прямой смысл, потому что все дороги действительно вели в Рим.

В связи с удачными и победоносными военными походами в 3-ем-1-ом веках до нашей эры границы подконтрольных Риму территорий стали стремительно расширяться. Так началось становление Римской империи, обладающей самой могущественной силой на всем Средиземноморье. Но для защиты своих границ от набегов варваров и для подавления внезапно вспыхнувших восстаний в провинциях империи Риму приходилось быстро реагировать на угрозы как внешних, так и внутренних врагов путем быстрой переброски войск в очаг вооруженного конфликта. Иначе держать все под контролем было бы затруднительно.

Чтобы ускорить процесс переброски войск в нужный пункт назначения римляне стали прокладывать и строить дороги, которые заметно экономили время. Сначала дороги соединяли только крупные города Римской империи и основные города провинций, находившихся под влиянием Рима.

Изначально постройка дорог задумывалась только с военной целью, основным назначением которой была мобильность римской армии, но вскоре дороги стали играть значительную роль в экономическом развитии империи, ведь по ним следовали торговые караваны, и была налажена курьерская связь. Понимая огромную выгоду в развитии дорожной инфраструктуры, Римская империя активно занялась строительством дорог и ко 2-ому веку достигли протяженности по разным сведениям от 100 до 300 тысяч километров, причем большинство из них были с твердым покрытием. Таким образом, между собой были соединены не только крупные города, но и практически все более-менее значимые в торговом плане населенные пункты.

Ярким примером развития наземных путей сообщений может послужить время правления основателя Римской империи Октавиана Августа (63-14 гг. до н.э.), когда строительство дорог достигло максимального уровня. Именно в его годы правления Рим, который уже тогда был назван «вечным городом», стал похож на центр мирового значения или, по крайней мере, Средиземноморского региона, большей части Европы и Западной Азии.

Именно сюда спешили торговцы с надеждой продать товар с наибольшей выгодой и заключить удачные сделки. Там же и проходили важные встречи, принимались политические решения и подписывались договора.

Если посмотреть на карту Римской империи того времени, то развязка напомнила бы солнце, где в центре находился Рим, а к нему сходились основные и важные дороги в виде прямых лучей, ведь тогда дороги строили максимально прямыми по наикратчайшему пути. Именно поэтому невольно и возникло выражение, что «все дороги ведут в Рим».

Подтверждением тому следует тот факт, что в центре Палатинского холма, кстати, находящегося в самом центре Рима, где был расположен главный форум столицы, на котором проходили народные собрания и заседания сената, стояла колонна «Milliarium Aureum», воздвигнутая по приказу Августа. На этой колонне, выполняющую роль своеобразного «нулевого километра», были отмечены расстояния от Рима до всех значимых городов Римской империи. Это лишний раз доказывает, что, как говорят в Италии «tutte к vie conducano a Roma», «все дороги ведут в Рим».

Собственно в любом государстве все дороги ведут в его столицу, о чем упомянул великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) в своем бессмертном творении «Война и мир» (1863-1869 гг.), где на вопрос Наполеона о дороге, ведущей на Москву, посол императора России Александра I Александр Дмитриевич Балашов ответил:

«Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

Все дороги ведут в Рим - поговорка, которая была распространена во времена древнего Рима.

Рим был центром всех торговых путей. Дороги из Рима расходились по империи как спицы у колеса и, соответственно, каждая из них приводила в Рим.

Выражение указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992. Там же указано, что оно применялось в английском языке с 1100-х годов.

Примеры

(1878 - 1939)

" " (1932 г.) (): "В.А. Серов не против Пикассо и Матисса восставал; он, как профессионал, видел, что все дороги ведут в Рим , что во Франции куется большое дело, он возмущался обезьяньей переимчивостью нашей, бравшей только поверхностный стиль французских модернистов, только менявшей чужие рубахи на грязное тело. "

(1883 - 1923)

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)), ч. 2, гл. 2: "Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим . Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы."

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 3, часть I, VII - посол императора Александра I Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

Идиома "все дороги ведут в Рим " сейчас понимается лишь образно и означает,что при разных решениях определенной задачи итог будет одинаковым.Если же попробовать копнуть поглубже в попытках выяснить откуда появился этот фразеологизм,то выясниться интересный факт.

Прекрасные полководцы древнего Рима совершающие завоевательные походы в третьем веке до нашей эры сделали эту республику могучей империей.После завершения всех Македонских и Пунических войн,после экспансии и успешных воинских побед на западе и востоке весьма остро встал вопрос,каким образом контролировать новые провинции.Как проще всего получать подати и о том,как сделать армию Рима более мобильной.Историки утверждают,что в те времена Рим стал основным политическим и торговым центром древнего мира.Огромное количество торговых кораблей приплывало в этот великий город со всей Ойкумены.Дипломаты и политики прибывали в этот город городов,что бы заключить важные договора с Римской империей.

Такая бурлящая жизнь вела к строительству все новых и новых дорог.Если вы решите посмотреть на карту старого Рима,то вы сразу же обратите внимание,на транспортные развязки,которые напоминают своим обликом солнце.Круг с расходящимися лучами дорогами,которые непременно сходились в центре города.А в самом центре этого центра,располагался Палантинский холм ,на котором был построен огромный форум.Эта площадь и являлась основным центром политической и общественной жизни всего Рима.На площади был построен рынок в котором проходили заседания Сената и народные собрания.На этом форуме так же находилась особая колонна.которая носила название "Milliarium Aureum ".
Историки предполагают,что эту колонну установили в те времена,когда Римом правил император Август.Он отдал приказ,начертать на этой колонне расстояние от провинций включая самые дальние до Рима.Сегодня подобный столб назвали бы "нулевым километром "Как бы то ни было,но возникновение подобной поговорки обязано наличию всех этих факторов.Существует созвучное выражение "Язык до Киева доведет ", который гораздо более распространен в нашей стране.

"Все дороги ведут в Рим "(Tutte к vie conducano a Roma), так принято говорить в Италии.
Эту поговорку упомянул в своем произведении "Третейский судья" известный французский писатель Жан Лефонтен.Популярный поэт и писатель Даль-Онгаро цитировал в своих стихах поговорку древних римлян


В России эту идиому впервые употребил писатель Л.Н. Толстой в своем циклопическом произведении "Война и мир". По сути этот фразеологизм употребляют в своей повседневной речи граждане многих стран не задумываясь откуда она взяла свое начало.

Читайте еще .