05.02.2024

Викторина по басням крылова для учеников начальных классов. Викторина по басням крылова для учеников начальных классов Басня квартет вопросы для викторины


Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению.
I конкурс.
Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл»)
Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»).
Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник»)
Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет»)
Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

II конкурс.
Кому принадлежат слова?
«Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица»)
«Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс.
Вспомните пропущенное слово

  1. «Две... (бочки)».
  2. «Мальчик и... (Змея)».
  3. «Лисица и... (виноград)».
  4. «Трудолюбивый... (Медведь)».
  5. «Тришкин... (кафтан)».
  6. «Стрекоза и... (Муравей)».
  7. «Осел и... (Соловей)».
  8. «Кот и... (Повар)».
  9. «Свинья под... (дубом)».
  10. 10. «Волки и... (Овцы)».

IV конкурс
«Мораль сей басни такова»
- В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

3. «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». («Ларчик».)

4. «Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

V конкурс.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный вино­ват»
  • «Сильнее кошки зверя нет!»

Вспомните, из каких басен эти строки?
(Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»).
Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.)
Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

  • «Видит око, да зуб неймёт»
  • «Борона в павлиньих перьях»
  • «Попрыгунья стрекоза»
  • «Тришкин кафтан»
  • «Мартышкин труд»
  • «Медвежья услуга»
  • «А ларчик просто открывался»
  • «А Васька слушает, да ест»

VI конкурсды.
1 Кроссворд

«Иван Крылов»
По вертикали:

  1. Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).
  2. Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)
  3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)
  4. Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
  5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
  6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
  7. Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)
  8. Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)
  9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

2 Кроссворд

«И.А Крылов»
По вертикали:
1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса).
2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть...» (квартет).
3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).
5. «Вороне где-то Бог послал кусочек...» (сыру).
6. «По улицам... водили, как видно, напоказ» (Слона).
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).
8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал...» Кто? (Волк).

Викторина по басням Крылова.

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

2. На кого лаяла Моська?

А) На ежа

Б) На Ужа

В) На льва

Г) На слона

3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?

А) В том, что намутил воду волку

Б) В том, что волку хочется есть

В) В том, что разбудил волка

Г) В том, что напугал волка

4. Продолжите предложение из басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать….»

А) Пирожник

Б) Мороженник

В) Дворник

Г) Дорожник

5. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

В) На ель

Г) На дерево

6. Куда пустился хитрый волк ил басни «Волк на псарне»?

А) Наутек

Б) В угол

В) В лес

Г) В переговоры

7. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

8. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

В) Пела

Г) Летала к сестре

9. «Я тебя знаю».Из какой басни эта мораль? (соедини стрелкой басню и мораль)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Ларчик»

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» «Ворона и лисица»

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». «Чиж и голубь»

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». «Лебедь, щука и Рак»

10.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

11. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

12.Из какой басни эти слова: «Куда оно? Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?»

А) Ворона и Лисица

Б) Свинья под Дубом

В) Петух и жемчужное зерно

Г) Волк и ягненок

13 . «Ларчик».

– В ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат.

Зеркало –

зерно –

силок –

кусочек сыра –

жёлуди –

14. «Ребусы. Угадай название басни».

15. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать?

16. «Кто сказал такие слова?»

  • «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

  • «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них».

  • «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»

  • «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

  • «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».


Викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса

Цель урока:

1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.

Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.

Ход урока :

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Крылов говорил: «Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать».

И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.

Дети! Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).

I II. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.

Задание 2. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

Задание 3. Чьи это слова:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)
«Все про очки мне лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

«Друзья! К чему весь это шум?

Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне)

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

Задание 4. К кому обращены эти слова?

«Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище». (к Соловью, «Осел и Соловей»)

«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за рожа?» (к Медведю, «Зеркало и обезьяна)

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» (к Стрекозе, «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться, –

Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло». (к Демьяну, «Демьянова уха»)

Задание 5. Вспомните пропущенное слово в названии басни:

«Лягушка и …(Вол)».

«Волк на … (псарне)».

«…(Волк) и ягненок».

«Кот и … (повар)».

«Крестьянин и … (Змея) или (Работник)».

«Свинья под … (дубом)».

«Бумажный … (змей)».

«… (Тришкин) кафтан».

Задание 6. В какой басне:

«К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»).

«Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)

«Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

«Кошка … попалась в когти льву…» (Мышь и крыса»)

«Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)

Задание 7. В какой басне была такая мораль?

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)
«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». («Ларчик»)

Задание 8. Пять вопросов – пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей») «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».

«Соседка, перестань срамиться…- тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська») «Не радуйся, мой свет… и не надейся по пустому».

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»(«Любопытный») «Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса») «В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…»

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья») «Я не приметила богатства никакого».

Задание 9. Продолжи строку.

Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.


  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....

  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
    На ель Ворона взгромоздясь.....
Задание10. Инсценирование басен. Кто лучше?

1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”

Задание 11. «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)

Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)

Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)

Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Задание 12. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их

1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.

Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.

IV. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:

“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

Хочется закончить нашу викторину стихотворением:

Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А. Крылову:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский.

Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл. (Вопросы для с ответами)

Мудрые басни

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?

4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?

5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?

6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?

7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона?

8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?

9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?

10. Какую любезность оказал Волку Журавль?

11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»?

12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками?

13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного?

14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?

15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»?

16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»?

17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем?

18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку?

19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?

20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

Ответы:

1. Около 200 басен. 2. «Квартет». 3. На ель. 4. На вола. 5. Муравей. 6. Петуха. 7. Моська и Шавка. 8. Везти воз с поклажей. 9. Нет. Она думала, что это одна из ее подружек. 10. Вытащил, застрявшую в горле кость. 11. Воробей. 12. Ударила об камень и разбила. 13. «Волк и ягненок». 14. Была ночь и он перепутал строения. 15. Не обращать на них внимания. 16. В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным. 17. «Чиж и голубь». 18. Кошку. 19. Виноград. 20. Невежество.

Личностные:

Тип урока
Форма урока: викторина.
Методы урока

Возрастная категория : 5 класс

УМК:
— Литература.
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. М.А. Снежневская и др. - М.:Мнемозина, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. и др. «Литература. 5 кл.» /О.Б.Беломестных. - М.: Издательство «ВАКО», 2002
— раздаточный материал;
— технические средства обучения

Средства наглядности :
— раздаточный материал: карточки с текстами басен;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование :

Оформление:

Эпиграф:

И.А.Крылов

  1. Вхождение в тему урока.


II

III . Викторина.

1) Конкурс-разминка .

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2) Конкурс «Доска объявлений» (Слайд 2)

Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

3)

4) «Конкурс Капитанов».

Время выполнения - 5 минут.

Квартет

Проказница-Мартышка,

Да косолапый Мишка

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.-

Погодите!

Я, прима, сяду против вторы.

Волк на псарне

Попал на псарню.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок

Но мы истории не пишем;

И надобно ж беде случиться,

5) «Я тебя знаю»


Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)


На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)

6) «Ребусы» (Слайд 13)

Стою и твёрд и прям.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.

жёлуди-свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра - Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи-Демьяну «Демьянова уха»

скрипка- мартышке «Квартет»

кисть винограда - хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

9) «Домашнее задание»

На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, пора узнать, какие вы баснописцы. Проверяем ваше домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.

IV . (Слайд 21).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу

Учитель . Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова" »

Викторина: «Знатоки басен дедушки Крылова» в 5 классе

Цель урока- викторины:

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

    проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

    проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся;

    формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Личностные:

* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

    воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока : комбинированный, обобщающий.
Форма урока: викторина.
Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория : 5 класс

УМК:
- Литература.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. М.А. Снежневская и др. – М.:Мнемозина, 2011
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. и др. «Литература. 5 кл.» /О.Б.Беломестных. – М.: Издательство «ВАКО», 2002
- раздаточный материал;
- технические средства обучения

Средства наглядности :
- раздаточный материал: карточки с текстами басен;
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование : карточки с текстами произведений, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии : компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И.А.Крылов

Организационная структура урока:

    Вхождение в тему урока.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами нескольких уроков назад знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова.

II . Слово о баснописце И.А.Крылове.

14 февраля исполняется 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. Он оставил нам в наследство более 200 басен, проникнутых сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н.В.Гоголь называл басни Крылова «… книгой мудрости самого народа». И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.

III . Викторина. В викторине участвуют две команды.

1) Конкурс-разминка .

Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
- Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
- Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
- На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
- Что пленило лисицу? (Сырный дух)
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2) Конкурс «Доска объявлений» (Слайд 2)

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 3- 12)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Квартет

Проказница-Мартышка,

Да косолапый Мишка

Сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

В смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

5) «Я тебя знаю»

По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

Ворона каркнула во все воронье горло. («Ворона и Лисица»)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)

У сильного всегда бессильный виноват.(«Волк и Ягненок»)

А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)

6) «Ребусы» (Слайд 13)

Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

7) Игра со зрителями (Слайд 14)

Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,

Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,

Стою и твёрд и прям.

Как будто б ограждён ненарушимым миром.

Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,

Густою тению ветвей моих покрытой,

От непогод бы я быть мог твоей защитой;

Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья.

Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.(Учитель из «сундучка» поочередно выводит на экран предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

жёлуди–свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи–Демьяну «Демьянова уха»

скрипка– мартышке «Квартет»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

9) «Домашнее задание»

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, пора узнать, какие вы баснописцы. Проверяем ваше домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между двумя командами.

IV .Заключительное слово учителя . (Слайд 21).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу . Чему нас учат басни Крылова?

Учитель . Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?