15.10.2023

РПЦ и старообрядцы борются за имущество. Список спорных зданий


Уважаемый Александр! Отношение Русской Православной Церкви к старообрядчеству формировалось на протяжении многих столетий от возникновения старообрядческого раскола до сегодняшнего дня и прошло несколько периодов. Первоначальный этап был связан с возникновением раскола и с той огромной опасностью, которую он представлял для единства русского православия и Российского государства. Ситуация в то время побуждала Российскую Церковь к очень решительным и жестким (вплоть до наложения проклятий на придерживающихся старых обрядов и не признающих законной иерархии после Патриарха Никона) постановлениям о старообрядцах, которые были вынесены на целом ряде соборов семнадцатого столетия. В синодальную эпоху часть старообрядцев попыталась усвоить себе священство, которое получалось бы не путем переманивания клириков господствующей церкви, как это было до того, а через рукоположение от архиерея. История с начинателем старообрядческой иерархии заштатным греческим архиепископом Амвросием широко известна и описана во многих исторических и канонических пособиях. Следует указать, что действительность старообрядческой иерархии никогда не признавалась нашей церковью. Здесь я отошлю к суждениям таких великих святых, как святитель Димитрий Ростовский, прямо писавший книги по обличению раскола, святитель Филарет Московский, неустанно противодействовавший расколу в пределах Московской епархии и в целом в Православной Церкви, святитель Феофан Затворник и других. Параллельно с обличением раскола как такового смягчалось отношение Российской Церкви к придерживающимся старых обрядов. Была введена практика так называемого единоверия. Для тех старообрядцев, которые безусловно желали служить по дониконовским книгам, но согласны были признать благодатной иерархию господствующей Церкви и войти с ней в общение разрешалась такая форма бытия внутри церкви. Единоверческое движение получило определенное распространение в особенности в девятнадцатом столетии. После исторических катаклизмов начала двадцатого века у старообрядцев возникла еще одна ветвь старообрядцев-поповцев, идущая от бывшего обновленческого епископа Николы (по их произношению) или Николая Гостева, перешедшего к старообрядцам и давшего иную ветвь, которая называется старообрядцами новозыбковской иерархии. Сейчас у старообрядцев есть две иерархии – новозыбковская и так называемая белокриницкая иерархия. Недавно предстоятель новозыбковской старообрядческой ветви усвоил себе титул патриарха, видимо упреждая подобное стремление у преобладающих количественно белокриницких старообрядцев. В 1971 году на Поместном Соборе нашей церкви как знак расположения к старообрядцам в условиях, когда все верующие люди находились в стеснении в атеистическом государстве, было принято решение о снятии клятв, на придерживающихся старых обрядов. Впрочем, это решение не следует воспринимать, как какое-то извинение со стороны Церкви, отмену ее собственной позиции по данному вопросу или тем более признание старообрядческой иерархии как имеющей подлинное достоинство. Таков официальный взгляд Церкви на старообрядчество. Отвечая на вопрос о моем личном отношении к старообрядчеству, и, наверное, более точно будет сказать, к старообрядчеству наших дней, я бы различал два аспекта. К потомственным старообрядцам (ныне очень немногочисленным), пронесшим веру христианскую через годы гонений, не отступившим от неё во все десятилетия советской власти, можно относится с глубоким уважением как к людям, сохранившим благочестие и уклад церковной жизни. К сожалению, им и поныне присущи определенные заблуждения и часто нетерпимость по отношению к Православной Церкви. Именование «никонианин» это самое мягкое и самое печатное из именований, которые можно было бы привести. Что же касается взыскующих старообрядчества из интеллигентов, то здесь я скорее вижу игру ума и горделивый поиск своеобразной элитарности, принадлежности к особенному религиозному сообществу. В этом смысле поиски, связанные с отторжением исторической церкви, на мой взгляд, ничем не лучше ухода в секты рационалистического западного толка.

Вопрос о старых обрядах был рассмотрен VI отделом Предсоборного Присутствия 3 мая 1906 г., который вынес следующее постановление:

“I) Имея ввиду пользу Святой Церкви, успокоение двуперстно молящихся и облегчение встречаемых миссионерами затруднений в разъяснении произнесенной Антиохийским Патриархом Макарием и Собором русских иерархов в 1656 году клятвы на двуперстно молящихся – ходатайствовать перед Всероссийским Собором об отмене означенной клятвы, как положенной по “недоброму разумению” (ср. VI Вселенского Собора, прав. 12)…

2) Ходатайствовать перед Собором и о том, чтобы от лица Всероссийской Церкви было провозглашено,что порицательные на “старые” обряды выражения, полемическими писателями прежнего времени допущенные, явились как следствие духа времени, страстной борьбы противников, возмутительных нападок на обряд, Православной Церковью содержимый, излишней ревности православных полемистов и, наконец, тоже неправильного разумения смысла и значения обрядов, отмененных Собором.

В настоящее время, при более ясном понимании значений обрядовых разностей вообще, Церковь ничего зазорного и еретического в этих обрядах не видит, ничего порицательного в отношении их не принимает, научая тому и чад своих. Прежние же порицательные выражения совершенно отменяет и вменяет яко не бывшие”.

Поместный Собор 1917-18 гг. должен был вынести постановление о старом обряде и по свидетельству участников отменить клятвы и разрешить прием старообрядческих епископов в сущем сане, но из-за революционных событий не успел этого сделать.

В 1929 г. вопрос о древнерусских обрядах обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия, на котором было принято Синодальное определение:

“I) Отзыв о дорогих для старообрядцев богослужебных книгах об обрядах, данный от лица Святой Российской Церкви в книге “Увещание”, в “Изъяснении” Святейшего Синода и в определении архипастырей Синода, бывшего в Богоспасаемом граде Казани в лето от Рождества Христова 1885 – разделяем и подтверждаем.

2) В частности, богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских Патриархах, признаем православными; святохранимые многими православными, единоверными и старообрядцами церковные обряды, по их внутреннему знаменованию и в общении со Святой Церковью, – спасительными. Двоеперстие, слагаемое во образ Пресвятой Троицы и двух естеств в Господе нашем Иисусе Христе – обрядом в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся…

3) Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные не встречались и кем бы не изрекались, – отвергаем и яко не бывшие вменяем.

4) Клятвенные запреты, изреченные Антиохийским Патриархом Макарием и вслед за ним подтвержденные Сербским Митрополитом Гавриилом, митрополитом Никейским Григорием и Молдавским Гедеоном в феврале 1656 года и пастырями Российской Церкви на Соборе 23 апреля 1656 года, а равно и клятвенные определения Собора 1666-1667 гг., как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и поведшие к расколу нашей Святой Церкви, – мы, руководствуясь примером самого же Собора 1666-1667 гг., отменившего клятвенные постановления Собора Стоглавого, по данной нам от Всесвятого и Животворящего Духа власти вязать и решить, разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем” .

“I. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они не изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Постановление о равночестности старого обряда было принято и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 1974 г. В составе епископата Зарубежной Церкви есть старообрядческий епископ Ирийский Даниил, викарий Первоиерарха. В 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием, в котором испрашивалось прощение за гонения. “Мы глубоко сожалеем, – говорится в послании, – о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его… Мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи святителя Иоанна Златоуста в царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: “Простите братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения”… Мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану” .

Осознание ошибочности клятвенных соборных постановлений на старые обряды и гонений на старообрядцев является только первым шагом к будущему единству. Необходимы дальнейшие усилия. Наша синодальная каноническая комиссия может сделать достаточно много в этом благом деле. Тем более, что большая часть старообрядцев Белокриницкой иерархии проживает в Украине.

В первую очередь, необходимым кажется начать конструктивный диалог о путях преодоления пагубного разделения и дальнейшего будущего воссоединения верующих двух обрядов в единой Церкви. Надо сделать все для того, чтобы уврачевать раскол. Путь к этому лежит через смиренное покаяние и молитву, отказ от взаимных претензий и бессмысленных упреков. Необходимо не на словах, а на деле проявить обоюдное стремление к единству нашей Святой Церкви.

В РПЦ, похоже, доигрались. Им прощали гомосексуальные скандальчики с участием духовенства, дорогущие иномарки, разбитые в уличных гонках лихачами-мшелоимцами в рясах, снисходительно дивились заигрыванию с Ватиканом высших иерархов. Последней каплей, пожалуй, стало недавнее обращение патриарха Кирилла к римскому папе в связи с угрозой захвата храмов УПЦ (МП) на Украине – он бы ещё поискал поддержки у преданного анафеме раскольника Филарета! И теперь растерявшее трепетное к себе отношение патриаршее окружение ревниво приглядывается, уж не осеняет ли себя президент России двумя перстами?

Валерий КОРОВИН, член комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ

– Задолго до памятной мартовской встречи с президентом митрополит Корнилий официально присутствовал на государственных торжествах, на оглашении посланий президента, и встречался с первым лицом государства в составе различных делегаций. Но полноформатная их встреча произошла лишь недавно и явила собой полную легитимацию старообрядчества со стороны власти. Старообрядцы вновь стали полноценными элементами российского общества, безо всяких оговорок, недомолвок и негативных коннотаций. В государстве принято смотреть на первое лицо, на некую официальную отмашку – так вот, их встреча стала знаком того, что православная традиция отныне принимается государством во всей полноте. Раскол русской церкви был драмой, подкосившей российскую государственность на несколько столетий. Но если в атеистический период это было несущественно, то сегодня, когда православная традиция становится основой существования общества, недопонимание должно было быть окончательно устранено. И могу сказать с уверенностью – его больше не существует.

На прошлой неделе президент России Владимир Путин неожиданно отправился в центр старообрядчества – Рогожскую слободу, встретившись там с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом Корнилием. Это встреча стала уже второй по счёту, первая состоялась в конце марта. Событие можно считать сенсацией. До этого три с половиной столетия никаких контактов между российским руководством и староверами не было и в помине. Староверы затаили обиду на власть за гонения, а та, в свою очередь, не простила им несговорчивость и негибкость. И лишь этой весной стороны примирились – к удивлению и, поговаривают, даже отчасти к негодованию верхушки РПЦ (МП).

Оно и понятно. В России ведь как: куда нос, туда и хвост. Ленин со Сталиным в Бога не верят? Значит, и мы как они. Им ведь виднее, сверху-то. Бывшие коммунисты Ельцин с Путиным крестятся – и мы станем! Во что скажут, в то и уверуем, хоть в светлое будущее, хоть в царствие небесное, хоть, прости Господи, в переселение душ. И наверняка руководство РПЦ (МП) отдаёт себе отчёт в том, что доставшаяся им паства бывших сплошь убеждённых атеистов запросто может построиться в шеренгу за любимым гражданским руководителем и уйти вслед за ним навсегда – хоть к старообрядцам, хоть к баптистам, хоть к нудистам. Как устремились за «обновленцами» на заре советской власти их не пуганная лекторами общества «Знание» паства. Вот и сейчас: зачастит Путин к староверам, и как знать, не опустеет ли в этой связи храм Христа Спасителя, невзирая на завозные из самой Италии чудеса?

Кстати, обратили внимание, как доверительно беседовали президент с митрополитом – по телевизору показали? Наверняка Путин в душе одобряет их аскетизм, чуждый большинству первосвященников РПЦ. Не пьют, не курят, много работают и не рассекают по столичным дорогам на БМВ. И уж тем паче не якшаются с Римской курией, стремясь сохранить дорогостоящую украинскую недвижимость. В старообрядческих храмах по-прежнему не признают электричества и жгут свечи, как сотни лет назад, – что-то есть в этом от вечности, настоящее. Вот кстати: грядёт 400-летие протопопа Аввакума и старообрядцы просят президента провести празднование юбилея на государственном уровне. И как отказать, ведь Аввакум – отец русской словесности. Но можно только представить себе реакцию РПЦ, ведь для них Аввакум – еретик и раскольник. Чем же обернётся внезапная благосклонность российского президента к старообрядческой церкви?

Версия 1

Смена церковного официоза – патриарха Кирилла со свитой заменят Корнилий с его староверами

«Старообрядчество – вот истинное православие, которое через князя Владимира пришло на нашу землю, – увещевал Путина, заглядывая ему в глаза, митрополит Корнилий. – Мы свято храним эти традиции. Надеемся, что это не только прошлое, но и будущее нашего государства». А почему бы и нет, в самом деле? Как всё здесь, однако, одно к одному: и сакральная Корсунь, она же – крымский Херсонес, и крестившийся там князь Владимир, осенивший Святую Русь двумя, а вовсе не тремя перстами. Вот она, преемственность, вот наши корни, из самой былинной древности. А те, кто стал осенять себя щепотью в погоне за царским расположением и сытым достатком, нынче тонут в мирской суете, деля приходы и паству с раскольниками. И упорно делают вид, что не было никакого воссоединения Крыма с Россией. И кто в таком случае выпадает из российской истории инородным звеном – смиренные ли последователи Аввакума или суетные никонианцы, во все времена алкавшие особого внимания власти мирской? Что в империи, что в СССР, что сейчас. Так не разумнее ли приблизить смиренных и отринуть прочь алчных?

Версия 2

Сближаясь со староверами, государство принудит РПЦ к конкуренции и тем самым её оздоровит

Известно, что президент – прихожанин РПЦ (МП). Также известно и то, что Путин крайне неохотно увольняет людей из своего окружения, и даже тем, кто проштрафился, предоставляет шанс исправить ошибки. Расстаётся с подчинёнными он лишь в самых крайних случаях. Да, в последнее время за свитой Кирилла тянется много чего неприглядного. Но ведь он не чужой, патриарх, право слово. Так зачем же его менять, вдруг исправится? Нужно дать шанс. Этот шанс – добровольно-принудительное сближение с РПСЦ. Наверняка Кирилл внимательно наблюдает за поездками президента в Рогожскую слободу и тщательно отслеживает, что ещё Путин пообещал Корнилию. Будь то возвращение храмов или содействие репатриации наших староверов из Южной Америки – с безвозмездным наделением их земельными участками. Глядишь, и сделает Кирилл верные выводы, и вернёт былое расположение главы государства. Да и собственной паствы заодно.

Версия 3

РПЦ ждёт раскол: часть священнослужителей устремится за Путиным и РПСЦ

Во время посещения Рогожской слободы Путину был дан знак свыше, уже разъясняют некоторые. Пред ним явился голубь, символ Святого Духа. А накануне прихожане РПЦ (МП) обратились к президенту с открытым письмом, в котором сообщали, что «ситуация принимает крайне опасный для церкви и для государства характер» – в связи с принятым на Архиерейском соборе проектом экуменической декларации об отношении «с остальным христианским миром». А также другой декларацией, подписанной патриархом Кириллом и римским папой Франциском в ходе прошлогодней встречи в Гаване. Дело пахнет расколом, предупреждают верующие. Потому эксперты отмечают, что часть паствы, из тех, кто доверяет главе государства, но разуверился в РПЦ, может оказаться, вслед за президентом, в Рогожской слободе. А тогда и правда – новый раскол?

В рамках ежегодных встреч общественности "Петербургский диалог" в Висбадене 14 октября состоялась "Экуменическая утренняя молитва" с участием председателя отдела "Экуменические связи и связи с другими странами" евангелической церкви Германии епископа Мартина Шиндехютте и архиепископа Клинского Лонгина, представляющего Русскую православную церковь в Германии. В собственном смысле это не было богослужением, но черты обряда прослеживались: католики принесли к престолу крест, протестанты – Библию, а православные – икону Христа. Читалось Евангелие, совершалось всеобщее благословение. Свою речь, по сути проповедь, епископ Мартин Шиндехютте начал с вопроса, чем является данная молитва: "Это нечто совершенно новое или хорошо забытое старое? Вопрос об ориентирах встает не только для каждого в отдельности, но и для общества в целом. Мы начинаем осознавать, что, основываясь лишь на холодной, рациональной целесообразности и экономическом приросте, долго не прожить, тем более совместно".

Он говорил об ориентирах, ведущих людей за пределы бытия, и особо заметил, что сейчас ни у кого нет монополии на истинную веру. Но такого мнения придерживаются не все.

Недавно вновь состоялся ежегодный собор РПСЦ, на котором присутствовали двести человек и где были приняты решения, касающиеся не только внутренней жизни церкви, но и взаимоотношений с Русской православной церковью и обществом. Русская православная старообрядческая церковь является одной из наиболее закрытых религиозных институций на постсоветском пространстве.

С точки зрения старообрядца никонианство – ересь, и в этом смысле были подтверждены положения предыдущих соборов: Перемазанского, состоявшегося в 1832 году в Москве, и 1846-м в Белой Кринице, ныне поселке городского типа в Херсонской области. Новая формулировка принята в отношении экуменизма. Постановлением Освященного собора РПСЦ экуменизм назван "совокупностью еретических учений", которая "утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет ее канонический и литургический строй".

Собор сопровождался раздором, который можно также назвать расколом. Поводом к нему послужило братское лобзание предстоятеля старообрядческой церкви митрополита Корнилия с патриархом Московским и всея Руси Алексием II и означаемый этим поцелуем курс на сближение церквей. Митрополит Корнилий на соборе, по отзывам участников, раза четыре извинялся, объяснял это недоразумение своей неопытностью. Накануне копились слухи, что митрополит Корнилий будет смещен со своего поста. Однако закончилось тем, что из сана был "извергнут" один из зачинателей раздора протоиерей Елисей Елисеев, иконом Дальневосточной епархии. Его трижды призывали на собор, и на третий раз он явился с требованием безоговорочно признать никонианство ересью. Причем понятие "ересь", как отметил патролог Алексей Муравьев, можно трактовать по-разному. И в данном случае возобладала жесткая трактовка: митрополит Корнилий согласился с тем, что никонианская ересь не спасительна. Но это уже не уберегло Церковь от раздора. С Елисеем Елисеевым, как сообщил участник собора Андрей Езеров, отделилась значительная часть Дальневосточной епархии, из которых, правда, только один по-настоящему крупный приход – Хабаровский, где "многие десятки прихожан, если не сотни", а остальные приходы числом примерно в полтора десятка. Однако для старообрядческой церкви и это значительная потеря. Запрещение верующим выступать в СМИ и на интернет-форумах по церковным вопросам под псевдонимами, похоже, запоздало. Но примечательна формулировка руководителя информационно-издательского отдела старообрядческой митрополии Александра Антонова: "Использование так называемых ников противоречит христианской морали. Человек должен выступать с открытым лицом, под именем, данным при крещении". А протокол встреч епископата и клириков РПСЦ со священнослужителями других конфессий отныне запрещает "совместную молитву, лобзание, благословение инославных клириков", так что можно подумать, будто ранее подобное широко практиковалось.

Все это произошло, когда отношения Русской православной и Русской православной старообрядческой церквей, казалось, налаживались. Однако в старообрядческой среде, по мнению многих, возобладали опасения, что РПЦ может "поглотить" старообрядческую церковь. Указывают на пример – "поглощение Русской православной церкви за рубежом", слияние с которой состоялось 17 мая 2007 года. Объяснение представляется наигранным, ведь между РПЦ и РПЦЗ расхождения носили политический, а не догматический характер. Старообрядчество по-прежнему осознает себя хранителем истинного православия, чистого от догматических заблуждений, сохранившего первоначальный символ веры, двуперстие и неизменное Предание. В размежевании на новом историческом этапе сергианство и прочие грехи и огрехи, которые обыкновенно вменяются в вину Русской православной церкви, по отзывам участников собора, не играли особой роли, поскольку духовные причины расхождения гораздо глубже.

Несмотря ни на что отношения между православными старого и нового обряда все-таки сохранялись до настоящего собора. А совместное общественное служение и сейчас не отрицается как возможность.

Будут ли решения собора способствовать дальнейшей герметизации старообрядчества или, напротив, притоку новых членов, разочарованных экуменизмом Русской православной церкви, пока трудно сказать. Старообрядчество до сих пор представляет одну из "альтернатив" РПЦ. Но в таком деле, как построение государственной религии, в котором участвуют властные политические силы, всякого рода альтернативы внешней поддержкой пользоваться не будут.

Сотрудник отдела внешних церковных связей Русской православной церкви протоиерей Николай Балашов так прокомментировал произошедшее: "Собор Русской православной старообрядческой церкви и принятые на нем решения являются внутренним делом Русской старообрядческой церкви. Не хотелось бы комментировать его решения, но Русская православная церковь по-прежнему готова к диалогу со старообрядцами, с различными старообрядческими согласиями. Главная цель нашей деятельности состоит в совместных трудах на благо нашего народа, поскольку мы считаем, что являемся носителями одной духовной традиции и системы нравственных ценностей. Такое сотрудничество возможно, несмотря на существующие во многих отношениях различия между Русской православной церковью и представителями различных старообрядческих согласий". Но вот о перспективах дальнейшего диалога между церквями говорить отказался.

ДОСЛОВНО

Из "Постановления Освященного собора Русской православной старообрядческой церкви (состоявшегося в граде Москве 16-19 октября 2007 г. н. ст.)"

"2.1. Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет ее канонический и литургический строй.

2.2. Современный экуменизм стремится к созданию некой "общей религии" на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей".

"3.1. Освященный Собор напоминает христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина.

3.2. Поручить канонической комиссии изучить ситуацию в РПЦ МП на предмет наличия новых ересей и доложить результаты следующему Освященному Собору".

"4.1. Исследовав все поступившие на Освященный Собор открытые письма и имев суждение о них, Освященный Собор не нашел в деяниях митрополита действий, подлежащих каноническим прещениям".

Подписали: митрополит старообрядческой церкви Корнилий, архиепископы Костромской и Ярославский Иоанн и Киевский и всея Украины Савватий, епископы Новосибирский и всея Сибири Силуян, Донской и Кавказский Зосима, Кишиневский и всея Молдавии Евмений.