20.10.2023

Реформы парламента в англии 20 веке. Избирательные реформы Великобритании XIX в


Перераспределение избирательных округов 1832 г. 1867 г. 1884-85 гг.
1. Лишены представи­тельства "гнилые" и"карманные" местечки. 2. Города с населени­ем 2000 4000 жителей - только 1 депутат,3. Освободившиеся места - городам и графствам. 1. Лишены представи­тельства мелкие города. 2. Города с населени­ем 2000 - 4000 жителей - только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам и графствам. 1. Лишены представи­тельстванебольшие города. 2. Города с населением 15000-50000 жителей -только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам играфствам. 4. Избирательный округ -1 депутат*
Расширение избирательного корпуса Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф.гт. в год Города Собственники и арендаторы домов и других строении сдоходом 10 ф.ст. в год. Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф.ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф.ст. в год. Города Квартиросъемщики уплачивающие за квартиру 10 ф.ст. в год. Графства Собственники или помещения с доходом 10 ф.ст. в год Города Все домовладельцы или квартиронанима­тели.

Развитие конституционного (и в том числе избирательного) права германских государств на протяжении XIX века испытыва­ло существенное влияние законодательства Франции. В начале XIX века Германия была захвачена войсками Наполеона I. На ее территории в 1807-1813 гг. было создано новое государственное образование - Вестфальское королевство, ставшее первой немец­кой конституционной монархией. Его основной закон содержал ряд норм, заимствованных из французского права 1799-1804 гг. Вестфальская конституция включала положение о Народном со­брании с ограниченными функциями и полномочиями.

Несмотря на непродолжительный срок существования, Кон­ституция Вестфальского королевства стала важным этапом в развитии немецкого права. Позднее, монархи стран Германского Союза активно использовали эту конституцию в процессе созда­ния нового законодательства.

Важным этапом в истории немецких государств стал период после Венского конгресса 1815 г. Документ, принятый на Кон-



Заседание немецкого Бундестага во Франкфурте. Середина XIX века.

грессе (Союзный акт 1815 г.) гласил: «Во всех государ­ствах союза будет иметь место сословное собрание земли» (История буржуаз­ного конституционализма XIX в. М., 1993. С.141). Термин «Verfassung» пред­полагал двоякое толкование: как «сословное собрание» или как «сословная консти­туция». Последовавший в 20-40-х гг. XIX века процесс принятия конституций и со­здания представительных

органов власти в немецких государствах имел сложный и проти­воречивый характер. Война нанесла тяжелый удар по экономи­ке Германии. В этих условиях буржуазия, способная реально влиять на развитие хозяйственной жизни королевств и княжеств, все активнее требовала демократических реформ.

Волна революционных событий конца 40-х годов XIX века охватила и немецкие государства. Революция в Германии так же, как и события 1848 г. во Франции, способствовала созданию прогрессивного избирательного законодательства. Об этом сви­детельствуют статьи «Закона относительно выборов в Народ­ную палату» от 12 апреля 1849 г. Этот документ определял по­рядок выбора общегерманского представительного органа влас­ти. В нем полностью упразднялись имущественные цензы для избирателей, декларировалось всеобщее избирательное право: «1. Избирателем считается всякий неопороченный немец, достиг­ший 25 лет» (Конституции и законодательные акты буржуаз­ных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 545). Под «опороченными» подразумевались лица, лишенные избира­тельных прав. К голосованию также не должны были допус­каться находящиеся под опекой, банкроты, люди, получающие от государства или муниципальных властей денежную помощь по бедности. Кроме того, 4 параграф закона гласил, что: «...вся­кий, кто при выборах покупает голоса, продает свой голос при тех же выборах, назначенных для определенной цели, или вообще пользуется незаконными средствами для воздей­ствия на выборы, лишается избирательного права на срок от 4 до 12 лет» (Там же. С. 545).

Право быть избранным предоставлялось немцам также с 25 лет. Отменялись ограничения для чиновников: «6.Лица, состоя­щие на общественной службе, не нуждаются в каком-либо раз­решении при вступлении в Народную палату» (Там же) и воен­ных (п. 13). Выборы предписывалось проводить с использовани­ем избирательных округов по 100 000 человек населения в каж-

дом, а также избирательных участков. Во всех немецких государ­ствах выборы должны были проходить в один день (за исключе­нием дополнительных туров). Отдельно регламентировались пра­вила учета избирателей: «12. В каждом участке в интересах выборов должны быть составлены списки, в которые вносятся лица, имеющие право участия в выборах - их фамилии, имя, возраст, ремесло и место жительства. Эти списки должны быть, не позднее чем за четыре недели до дня, определенного для общих выборов, предоставлены каждому желающему на про­смотр и открыто опубликованы» (Там же. С. 546-547).

По мнению законодателей, организацией выборов должны были заниматься граждане, не состоящие на государственной службе. Для голосования предписывалось использовать избирательные бюллетени «без подписи».

Этот закон бесспорно являлся чрезвычайно прогрессивным явлением общественной жизни Германии. Но этот документ не имел силы прямого действия, поскольку каждое из государств, составляющих Союз, имело собственную правовую систему. И тем не менее, закон от 12 апреля 1849 г. стал основой для постепенной либерализации избирательных норм во всех немецких землях.

В действительности, в середине XIX века в государствах Гер­манского Союза принципы всеобщего и равного избирательного права были существенно ограничены.

В Пруссии два юридических документа: Указ короля Фридри­ха-Вильгельма IV от 30 мая 1849 г. и Конституционная хартия 31 января 1850 г. установили многоступенчатую систему выборов депутатов высшего представительного органа власти - ландтага. На первом этапе избирались выборщики. Права избирателей раз­личались в зависимости от величины уплачиваемых ими налогов: «70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ насе­ления выбирается один выборщик. Избиратели первой степе­ни разделяются на три разряда, по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов, таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается: а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок; б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее ко­личество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, ме­нее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков...» (Там же. С. 553-554).

Как следует из текста закона, избиратели Пруссии были поде­лены на три группы. К первой, включавшей наиболее состоя­тельных граждан, относилось примерно 4 - 5 процентов всех

7-г 203

избирателей, ко второй - менее состоятельные граждане (12 -13 процентов избирателей). К последней группе - 81 - 85 процентов избирателей относились все те, кто платил незначительные нало­ги или был освобожден от них.

ландтага.

Подобная система предполагала изначальное неравенство при выдвижении депутатов. Голоса выборщиков первой и второй групп преобладали над голосами выборщиков третьей группы. В кон­це XIX века при определении категории избирателя, помимо го­сударственных налогов, в Пруссии стала учитываться и сумма уплачиваемых им местных налогов.

В результате объединения Германии и принятия Конститу­ции 16 апреля 1871 г. был установлен новый, демократический порядок избрания депутатов высшего законодательного органа Германии -рейхстага. Несмотря на то, что отдельные части Гер­мании (Пруссия, Бавария и некоторые другие) сохранили для избрания местных органов власти старую систему косвенных выборов (с помощью выборщиков), в единой Германии вслед за Францией утверждается приоритет прямых демократических выборов. Конституция Германии провозгласила, что «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тай­ной подачей голосов» (Там же. С. 564).

Рассматривая особенности избирательного законодательства Ев­ропы, видоизменившегося в результате борьбы за демократичес­кие права и свободы, мы видим ряд качественных изменений. Су­щественно увеличилась численность электората. Наблюдается ус­тойчивая тенденция к устранению препятствий для участия в вы­борах представителей всех социальных слоев общества. Проис­ходит снижение имущественного избирательного ценза или его полное упразднение. Парламентские выборы приобретают под­линно общенациональный характер. Впрочем, ряд мер был на­правлен на то, чтобы не допустить к урнам для голосования лю­дей, выбор которых мог в большей степени подвергаться влиянию (например, получателей благотворительной помощи) и недобро­порядочных граждан - лиц, чья общественная репутация вызыва­ла сомнения (душевнобольные, банкроты, злоупотреблявшие ал­когольными напитками).

Принципы всеобщности и равенства применительно к консти­туционным правам широко распространяются в Европе, в том числе в таких слаборазвитых странах, как Норвегия, Швеция, Греция. Однако успех реформ не был абсолютным. В законода­тельстве многих европейских стран сохраняется ряд ограниче­ний избирательных прав (подробнее см. ниже).

Заслуживает отдельного упоминания проблема предоставле­ния избирательных прав женщинам. Агитация европейской оо-щественности за социальное равноправие неизменно включала и важное требование о предоставлении женщинам права голоса наравне с мужчинами. Наиболее активно велась борьба за поли-

тические права женщин в Великобритании и на подвластных ей территориях. В Англии женщины получили право голоса на выборах в советы графств в 1888 г. и приходские советы в 1894 г. Что касается участия женщин в парламентских выборах, то в конце XIX века не удалось добиться соответствующего парла­ментского постановления. В британских доминионах женщины стали участвовать в выборах высшего законодательного органа власти раньше, чем в метрополии: в Новой Зеландии с 1893 г., в Австралии с 1900 г. (в штате Южная Австралия с 1895 г.).

В первые десятилетия XX века в Западной Европе несколько скандинавских государств предоставили женщинам право голо­са: Финляндия (1906 г.), Норвегия (1913 г.), Дания (1915 г.). В других странах процесс окончательного правового закрепления женского равноправия продолжался на протяжении всей первой половины XX столетия.

В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательное право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права .
Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после Второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

Изменения в государственном строе. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было сильно подорвано значение палаты лордов. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал :

  • финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
  • нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.

Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В этот период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства; усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел . Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти . По окончании войны этот акт был отменен , однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества. В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно.

Накануне Второй мировой войны в 1939г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законодательную.

Получило распространение так называемое делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. "Делегирующий акт " наделял исполнительную власть правом издавать нормы в "развитие закона". Это зачастую сопровождалось разрешением в случае необходимости изменять сам делегирующий статут. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д. Делегированное законодательство - одно из проявлений всемогущества кабинета министров.

Парламент практически лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политической власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы. Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. В результате возникает буквально диктатура кабинета, который может сначала действовать, а уже потом ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.
Акт 1949 г. об изменении Акта 1911 г. о парламенте. В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты был следующим :

  • меньшинство составляли потомки старинной земельной аристократии;
  • примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.;
  • треть членов палаты лордов - директора компаний.

Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полномочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение - тормозить начинания избираемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них - право назначения премьер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит С.Болдунну сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает "базис английской конституции". В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необходимости, монархия может стать серьезной резервной силой господствующего класса.

Главное противоречие в развитии парламентской монархии в Англии после "Славной революции" состояло в противоречии между быстро растущим экономическим могуществом промышленной буржуазии и установившимся режимом парламентской олигархии, отражавшим интересы земельной аристократии. Достигнутый в ходе "Славной революции" компромисс между правящим классом земельных магнатов и торгово-финансовой буржуазией в части гарантий интересов последней не соблюдался. Режим парламентской олигархии перестал отвечать потребностям новых классов, вышедших на историческую арену в ходе промышленного переворота 60–80-х гг. XVIII в. Промышленный переворот означал переход от мануфактуры к системе машин – фабрике. Господство фабрики, появление новых станков, активное использование водяной и паровой энергии значительно подняли производительность общественного труда. Это оказало влияние на все стороны жизни английского общества и сделало Англию первой промышленной страной мира. Промышленный переворот изменил социальную структуру английского общества. Основными классами индустриального общества в городах стали промышленная буржуазия и пролетариат, а в сельской местности – крупные капиталистические фермеры, арендовавшие земли у лендлордов-аристократов, и батраки.

К началу XIX в. Англия из сельской страны превратилась в урбанизированную. Быстро росло население городов за счет бежавших из деревень крестьян, которые уже не могли прокормить свои семьи из-за малоземелья. Города стали средоточием буржуазии, но не финансово-торговой, как прежде, а промышленной. Хотя именно промышленная буржуазия и фермеры-арендаторы были лишены возможности определять политический курс, участвовать в управлении государством. Реальная политическая власть была сосредоточена в руках английской аристократии. Промышленная и сельская буржуазия стремилась к перераспределению властных ресурсов в свою пользу в соответствии с возросшим экономическим могуществом. Ее главная задача состояла в установлении политического контроля над нижней палатой парламента – Палатой общин. Однако установлению полновластия буржуазии в нижней палате мешала архаическая избирательная система, сохранившаяся еще со Средневековья, позволявшая земельной аристократии проводить в палату общин своих представителей. Только реформа избирательной системы позволила бы буржуазии расширить свое политическое представительство в парламенте.

Избирательная реформа 1832 г. и ее политические последствия. Политическое представительство земельных магнатов в палате общин позволяло контролировать избирательную систему, которая сложилась в период существования средневекового парламента. Избирательные округа были неравными, депутатский корпус формировали не промышленные города, а мелкие деревни и города, имевшие избирательные преимущества. Из 658 депутатов Палаты общин 467 выбирали мелкие города и деревеньки – "гнилые местечки ". Это были деревни или селения, где проживало несколько сотен человек. В свое время они получили избирательные привилегии и пользовались ими. Очень часто такие местечки принадлежали какому-либо лорду, и выборы фактически превращались в назначение лордом депутата. Арендаторы земли лендлордов голосовали по их указаниям. Местечки такого рода получили меткое название "карманных". По мнению французского историка Шарля Сеньобоса (1854–1942), в соответствии с такой системой голосования считалось, что из 658 депутатов 424 были заранее назначены. В среднем на одно такое местечко по подсчетам русского государствоведа Александра Градовского (1841–1889) приходилось 12 избирателей, посылавших в парламент по два депутата. В то же время интересы 500-тысячного Лондона (XVIII в.) представляли в Палате общин четыре депутата. Избирательный корпус, т.е. число граждан, обладавших правом голосовать, был узким, замкнутым. Из 14 млн человек, проживавших в Англии и Уэльсе в начале XIX в., активным избирательным правом (т.е. правом избирать) пользовались 300 тыс. человек, и лишь 15 тыс. избирателей выбирало большую часть депутатов парламента.

Следовательно, буржуазия, пролетариат, сельские арендаторы и батраки были лишены возможности представлять свои интересы в парламенте. Буржуазии удалось привлечь на свою сторону широкие народные массы. Движение за реформу развернулось по всей стране и охватило миллионные массы населения. Виги, более тесно связанные с буржуазией, чем тори, были вынуждены согласиться с необходимостью проведения избирательной реформы. Проект избирательной реформы вносился в парламент главой правительства вигов Греем и трижды отклонялся палатой лордов. После этого Грей подал в отставку, а по стране прокатились манифестации рабочих и буржуазии в поддержку проекта вигов. Обострению политической борьбы способствовала Июльская революция (1830 г.) во Франции. Англия стояла на пороге новой революции. В этих условиях правительство тори было вынуждено пойти на уступки.

Билль о реформе был утвержден в июле 1832 г. под названием "Акт об улучшении народного представительства в Англии и Уэльсе". Была изменена избирательная география, т.е. осуществлена новая нарезка избирательных округов, учитывающая последствия промышленного переворота. 56 "гнилых" местечек и все местечки, в которых проживало менее 2 тыс. человек, лишились представительства в парламенте. 30 городов с населением от 2 до 4 тыс. человек теперь могли посылать в парламент по одному представителю вместо двух. В итоге в парламенте освободилось 143 места, которые были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 – городам и 18 – Шотландии и Ирландии.

Одновременно с перераспределением избирательных округов вводился новый избирательный ценз. Старый избирательный ценз, введенный в Средние века и составлявший 40 шиллингов – сумму, необходимую на содержание и экипировку рыцаря, был отменен. Право голоса на парламентских выборах получили те жители графств и городов, которые владели имуществом, приносившим в год 10 ф. ст. дохода. В городах это были собственник дома и наниматель дома, чей доход достигал 10 ф. ст. в год (т.е. равнялся доходу арендатора средней руки). В сельской местности это были собственники, долгосрочные арендаторы с доходом в 10 ф. ст. и краткосрочные арендаторы с доходом в 50 ф. ст. В результате проведенной реформы количество избирателей увеличилось незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах – со 188 до 256 тыс. человек. Избирательная реформа 1832 г. означала политическую победу буржуазии над земельной аристократией.

Политические последствия изменения избирательной системы в Англии состояли в следующем. Во-первых, в результате реформы 1832 г. изменилось соотношение сил между палатой лордов и палатой общин в пользу последней. Она теперь получила право называться "представительницей интересов всей страны". Во-вторых, реформа лишила возможности лордов и короля с помощью "карманных" и "гнилых" местечек влиять на состав палаты общин. В-третьих, после проведения избирательной реформы 1832 г. в Англии окончательно установился принцип ответственного правительства, остающегося у власти до тех пор, пока ему оказывают доверие и поддержку большинство палаты общин. Государственный аппарат и местное управление были приспособлены к новым условиям работы. В-четвертых, произошел процесс институционализации политических партий в их современном понимании и складывания классической двухпартийной системы Англии. Однако ни многочисленный промышленный пролетариат, ни мелкая буржуазия, ни сельские батраки не получили избирательных прав в результате реформы 1832 г. и не могли влиять на политику правительства.

Избирательная реформа 1867 г. Избирательная реформа 1867 г. стала следствием объективного совпадения требований, с одной стороны, промышленного пролетариата Англии, который связывал улучшение своих жизненных условий с введением всеобщего избирательного права, а с другой – либеральной буржуазии, выступавшей за дальнейшую демократизацию политического строя и нуждавшейся в новом союзнике в лице рабочей аристократии. Свою цель рабочие надеялись осуществить путем организации демонстраций, митингов, подачей петиций парламенту с требованием всеобщего избирательного права. Эти петиции получили название "Народных хартий" (от англ. – чартер). Отсюда чартисты – это сторонники хартии.

Созданная в 1836 г. в Лондоне Ассоциация рабочих выработала и внесла в парламент в 1838 г. первую петицию о Народной хартии. Под ней стояли подписи 1280 тыс. англичан, и она содержала 6 требований: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в парламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосование. Но парламент отказался признать эту хартию. Митинги протеста были жестоко подавлены полицией. В мае 1842 г. чартисты подали вторую петицию, которую на этот раз подписали 3315 тыс. человек, т.е. более половины взрослого населения Англии того времени. По и эта петиция была отклонена. Правительственные репрессии против чартистского движения были усилены. Третью петицию с подписями 5 млн человек внесли в парламент 10 апреля 1848 г. Однако она также была отвергнута парламентом. Массовые репрессии уничтожили чартистское движение. Но правящие круги Англии понимали невозможность своими силами справиться с растущим рабочим движением. Они искали себе союзника и нашли его в лице рабочей аристократии – слое квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих. Подкупая ее более высокой заработной платой, предоставляя некоторые политические права, буржуазия использовала ее в борьбе с революционным пролетариатом Англии. Этой же цели служила избирательная реформа 1867 г., в результате которой не только промышленная и торговая буржуазия, но и рабочая аристократия получили право голоса на выборах в парламент.

Билль об избирательной реформе был предложен вигами, но принят Кабинетом консерваторов во главе с Б. Дизраэли. Избирательная реформа 1867 г. предусматривала: 1) новое перераспределение мест в парламенте и 2) изменение избирательного ценза. Изменения в избирательной географии были минимальны. Они коснулись 11 "гнилых" местечек, которые были лишены представительства в парламенте, а 35 местечек сохранили право выбора лишь одного депутата. В итоге были перераспределены 53 мандата: 30 депутатских мандатов было отдано графствам, а 23 – крупнейшим городам. Однако по-прежнему крупные города имели 34 мандата из 560. Более радикально был расширен избирательный корпус, который увеличился на 1 млн человек. Он включал в себя большое число мелкой и средней буржуазии, рабочей аристократии, всех тех, кто уплачивал налог. Это было принципиальное новшество в избирательном законодательстве. В графствах имущественный ценз был снижен с 10 до 5 ф. ст. годового дохода. Право голоса было предоставлено также лицам, платившим подоходный налог в размере 12 ф. ст. независимо от вида имущества. Избирательное право в городах получили лица, которые в течение 12 месяцев в качестве собственников или арендаторов занимали жилой дом или часть его в виде отдельной квартиры, безотносительно стоимости квартиры, уплатившие налог в пользу бедных, а также лица, арендующие в течение 12 месяцев немеблированную квартиру за плату в 10 ф. ст. Занимать отдельную квартиру могли только представители рабочей аристократии.

Существенными недостатками избирательной реформы 1867 г. являлись: 1) сохранение неравномерного распределения избирательных округов; 2) лишение избирательных прав основной массы рабочего класса (две трети взрослого мужского населения) и отсутствие права голоса у женщин; 3) сохранение процедуры открытого голосования (вплоть до 1872 г.).

Избирательная реформа 1884–1885 гг. Третья избирательная реформа была призвана: 1) устранить диспропорции между различным числом избирателей и числом мандатов в разных округах; 2) ликвидировать плюральный вотум, т.е. возможность одному избирателю голосовать несколько раз в местах нахождения их недвижимости; 3) предоставить право голоса "новым" избирателям за счет устранения пестроты избирательных цензов.

В декабре 1884 г. вступил в силу закон об избирательной реформе. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн и достигло 5 млн человек. Основное значение нового избирательного закона состояло в том, что он предоставил право голоса в графствах лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату в 10 ф. ст. в год. Имущественный ценз в городах был отменен. Избирательные права были ограничены набором цензов: цензом оседлости, пола, обязательным включением в избирательные списки. Не получили избирательных прав женщины, мужчины моложе 21 года и лица, которым в течение 12 месяцев была оказана помощь от прихода. От участия в выборах отстранялись лица, не прожившие в округе определенного законом срока – шесть месяцев. Обязательным условием обладания активным избирательным правом было включение в избирательные списки. В Англии порядок регистрации избирателей был очень сложным. Он регулировался 117 актами, изданными прежде. Особые затруднения создавались для лиц, арендующих квартиры: они должны были регистрироваться каждый год, поэтому часто не заботились о внесении их в избирательные списки. В результате избирательным правом в Англии перед Первой мировой войной пользовался лишь каждый шестой.

Закон 1885 г. установил новый принцип представительства, радикально изменивший избирательную географию. Прежде депутаты в парламент избирались от графства или города как особых юридических учреждений. Теперь вводилась универсальная единица для городов и сельской местности – избирательный округ. Избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. человек избирая одного депутата. Если в округе насчитываюсь более 50 тыс., но менее 65 тыс. человек, то округ получат право посылать в парламент двух депутатов. Округ с населением более 65 тыс. человек избирал в парламент трех депутатов. Вводилась мажоритарная система относительного большинства: победителем из трех кандидатов в избирательном округе признавался тот, кто набрал больше голосов, чем остальные соискатели. Наконец, был установлен срок легислатуры парламента", депутат избиратся на семь лет.

Несмотря на всю ограниченность избирательных реформ XIX в., к политической жизни страны были приобщены миллионные массы избирателей: пять шестых взрослого мужского населения Англии получили право голоса.

Государственный строй Великобритании в XX в. изменялся как в результате некоторых реформ конституционного характера, так и главным образом путем модификации прежних конвенций неписаной конституции.

Для Великобритании характерна, как известно, большая, чем в других странах, стабильность политических институтов и учреждений, являющаяся результатом не только консенсуса ведущих политических сил, но и предпочтения эволюционного пути развития резким «историческим поворотам», более гибких изменений во взаимоотношениях государственных органов. Британская политическая элита сумела также сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения - монархию и палату лордов.

Изменения, внесенные непосредственно в конституционное законодательство Великобритании, имели в большинстве случаев демократический характер. Среди них следует выделить очередную серию реформ избирательного права, а также реформу парламента.

Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли лишь женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распространила право участвовать в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После второй мировой войны процесс демократизации избирательного права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал «двойной вотум», а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

В конце XIX -начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламентские «кнуты».

Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.

Внутренние, глубинные изменения в государственном строе и политической системе Великобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным Падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего, в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. В предшествующий период акты органов исполнительной власти, издаваемые с разрешения парламента (делегированное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнительным органам право издавать акты и по таким вопросам, которые ранее составляли исключительную прерогативу палаты общин.

Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась «непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц» снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность применения чрезвычайных мер для поддержания «нормальной жизни общества», обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась и теперь он предусматривает предоставление правительству исключительных полномочий в любых чрезвычайных условиях.

В период между двумя мировыми войнами британский кабинет окончательно стал центральным звеном британской политической системы. Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно (хотя и косвенно) признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система «правления кабинета» трансформировалась в систему «правления премьер-министра», так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Свертывание коллективных форм в работе правительства привело к неофициальному образованию так называемого внутреннего кабинета, в заседаниях которого участвует лишь 4-5 наиболее доверенных главе правительства министров, а также к появлению разветвленной системы комитетов. В период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер была отмечена дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра, установление «президенциалистского» стиля руководства партией и государством.

В результате отмеченных выше изменений в политической системе Великобритании в XX в. основные принципы конституционализма XVIII-XIX вв., и прежде всего «верховенство парламента», были постепенно лишены реального содержания. То же произошло и с другим принципом британской конституции - парламентской ответственностью правительства. Поражение правительства в результате вотума недоверия в палате общин стало крайне редким явлением. В XX в. это произошло лишь дважды - в 1924 г. и 1979 г. «Партийное правление» кабинета, опора на связанное партийной дисциплиной парламентское большинство членов собственной партии позволяют сделать его власть устойчивой, обеспечить одобрение парламентом его решений.

Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к «праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать».

Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.

Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100.

Завершение Первой мировой войны принесло Великобритании расширения ее колониальной империи, репарации с побежденной Германии, устранения в лице Германии важнейшего европейского конкурента.

После войны Великобритания уверенно занимала второе место в мировом экономическом соревновании, сразу же за Соединенными Штатами Америки. Однако демилитаризация экономики, внешний долг, военные потери обусловили то обстоятельство, что в 1924 г.. Объем промышленного производства страны составлял 90% от довоенного 1913 Значительно сократился экспорт. Резко увеличились потери рабочего времени в результате забастовок и других акций протеста (35 млн рабочих дней в 1919 против 2500000 в 1917). Обострение противостояния между трудом и капиталом повлекло за собой усиление позиций лейбористской партии.

В последнее либеральным премьер-министром Англии был Д. Ллойд Джордж (1916-1921), после чего привычное противостояние между либералами и консерваторами изменилось политической конкуренции между консерваторами и лейбористами.

В 1923 гг. Впервые был сформирован лейбористское правительство Д. Макдональда, правда, пришел к власти только потому, что консерваторы потерпели поражение на досрочных выборах (258 мест вместо 344 в 1921 г.). Если принять во внимание, что лейбористы имели в палате общин только 191 место (почти столько же имели либералы - 159), то станет ясно, что партия держалась у власти только по милости своих союзников либералов. Лейбористы ввели пособие по безработице, 7-часовой рабочий день для горняков, снизили акцизы на сахар и чай. их кабинет провел через парламент дипломатическое признание СССР.

В ноябре 1924 г.. Кабинет Макдональда ушел в отставку, по сути добровольно, использовав незначительный повод для своего самоустранения. Как объяснял экс-премьер: "Мы были в правительстве, но не при власти".

Следующий кабинет консерватора С. Болдуина продержался 5 лет. Консерваторам удалось победить мощный в истории страны забастовка - 3 млн армии шахтеров (май - декабрь 1926). Как следствие, Закон 1927 запрещал всеобщие забастовки под угрозой судебного преследования.

В сентябре того же года была создана Национальная промышленная совет (НПС), объединявшая представителей Генерального совета тред-юнионов и предпринимателей. Принудительное примирения рабочих с предпринимателями получило название политики мондизму от фамилии А. Монди, лидера группы промышленников, инициатора создания НПС.

В 1929-1931 pp. у власти находился второй лейбористское правительство Макдональда, в основном бездействует.

Важнейшими изменениями в государственном этого периода следует считать избирательные реформы 1918 и 1928 pp. плюс усиление роли правительства, присвоение им ряда функций, которые традиционно считались прерогативой парламента.

Избирательная реформа 1918 вводила всеобщее избирательное право для мужчин в возрасте от 21 года. Женщины получали право голоса с 30 лет при наличии годового дохода, не менее за 5 фунтов стерлингов. Причем право голоса предоставлялось даже тем женщинам, которые не имели самостоятельных источников финансирования, но были замужем за мужчинами с соответствующим доходом. Число избирателей возросло с 8 млн до 21 млн чел. Была проведена реформа избирательных округов - они стали равными, по 70 тыс. Избирателей в каждом. В таком округе избирался только один депутат в палату общин, а не 1-2-3, как это было раньше.

В 1928 г.. Женское избирательное право перестало отличаться от мужского (с 21 года), это принесло еще 4-5 млн дополнительных избирателей.

Единственный ценз, который еще сохранялся, - это ценз оседлости в 3 месяца.

Усиление роли правительства во внутриполитической жизни было закреплено не только психологически, в традиции, но и законодательно. Так, в 1920 г.. Был принят Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который позволял исполнительной власти объявлять чрезвычайное положение в стране, осуществлять аресты, минуя привычную процедуру, проводить произвольные обыски, вводить предварительную цензуру.

Напомним, что с момента принятия Habeas Corpus Act (май 1679) и до 1920 г.. Отменять гарантии прав личности мог только парламент своим особым решением в каждом конкретном случае.

Впервые Закон 1920 был применен правительством против общего шахтерской забастовки, когда был арестован 6 тыс. Человек. С 1933 г.. Были расширены права полиции на проведение обысков, в 1935 г. Она получила право разгонять любой политический митинг, а также входить в частное жилье для "прекращения беспорядков".

Правительство активно вмешивался в законодательной деятельности, предлагая депутатам собственные законопроекты для последующего утверждения их парламентом. А. Дженнигс, известный юрист первой половины XX в., Даже утверждал: "Функции парламента - не управлять, а критиковать. Его критицизм направлен не на фундаментальное изменение правительственной политики, как на воспитание общественного мнения". Как ни странно, такая переоценка ценностей не вызвала сопротивления самих депутатов.

Проблема любой парламентской республики заключается в том, что ее законы принимают в основном "дилетанты". Депутат парламента может буди известным юристом (вариант - военным, деятелем культуры и т.д.), но слабо разбираться в вопросе образования, спорта, внешней торговли или экономики в целом. Зато законы, которые будут касаться этих отраслей, принимаются простым большинством голосов не

специалистов. Английский парламент 20-30-х годов прошлого века попытался снять этот вопрос.

В межвоенный период чрезвычайного распространение получила практика т. Н. делегированного законодательства, то есть следующего издания правительственного акта по поручению парламента. Парламент только намечал основные контуры закона, передавая вопрос его конкретизации в компетенцию правительства. Поэтому на один принятый парламентом акт приходились 15-20 правительственных распоряжений, имевшие силу закона.

Подсчитано, что в 1920-1937 pp. парламент ежегодно принимал до 70 уставов, правительственные органы выдавали их примерно в 20 раз больше. Тем самым де-факто правительство добавил себе в исполнительной власти законодательную, а, учитывая Закон 1920, частично - и судебную власть.

Стремительно вырос государственный аппарат. Если в 1914 Англия имела 21 министерство, то в 1924 г. - 35. Кстати, этот процесс особенно ускорился в годы Второй мировой войны, когда в дополнение к уже существующим появились министерства информации, экономической войны, топливной и энергетической промышленности, гражданской авиации и др. Чиновничий аппарат экономических министерств пополнился выходцами из буржуазии, в меньшей степени эта тенденция распространялась на армию и внешнеполитическое ведомство.

Произошли изменения в отношениях с доминионами, что вело к перерождению бывшей Британской империи.

В 1926 г.. Австралия потребовала назначения губернаторов штатов правительствами самих штатов из числа местных граждан. В том же году Канада самовольно установила дипломатические отношения с США, ставя остальные субъектов Британской империи перед свершившимся фактом.

Перед Лондоном перед дилеммой: попробовать подавить эти стремления к большей самостоятельности силой оружия (откровенно самоубийственный путь) или опустить руки и молча наблюдать за тем, как бывшие доминионы борются полную независимость. И то и другое было неприемлемо по многим соображениям.

Пытаясь сгладить возникающие противоречия между метрополией и доминионами, предотвратить распад империи, министр по делам колоний Эмери выдвинул лозунг: "Содружества ради совместной эксплуатации колоний". Доминионы приняли активное участие в выработке нового документа, устанавливающий принципы их взаимоотношений с Лондоном. 11 декабря 1931 парламент Великобритании одобрил Вестминстерский акт , согласно которому в будущем генерал-губернатор доминиона был назначаться из местных граждан.

Хотя само назначение формально исходило от английской короны, губернатор обязан следовать рекомендациям правительства доминиона. По сути, функции губернатора сводились к представительским, его положение стало аналогичным положению английского монарха в его собственном государстве.

Доминионы "суть автономные единицы Британской империи", равные по

статусом, ни в коем случае подчинены друг другу в любом смысле в их внутренних и международных делах, хотя и объединены общим подданством и свободно объединены как члены Британского содружества наций.

Вестминстерский акт 1931 отменял действие Акта о действительности колониальных законов 1865 Парламенты доминионов получили право отменять любой акт британского правительства, даже специально принят для этого доминиона.

Основной связующим звеном метрополии с доминионами стало совместное гражданство Британского содружества наций (British Commonwealth). Каждый доминион самостоятельно определяет условия приобретения гражданства доминиона, но гражданин доминиона является одновременно гражданином Содружества. Тем самым австралиец имеет в Канаде или Англии те же гражданские права, что и местный подданный, и наоборот. Ежегодно созывались имперские конференции. В доминионы предназначались послы Великобритании, именовались высокими комиссарами.

По договору 1921 г.. Англия признала государственную независимость Ирландии в рамках Соединенного Королевства (за исключением Ольстера). Ирландия в 1937 году. Официально отказалась от статуса доминиона. Новая конституция провозгласила ее республикой. Такой цивилизованный развод тоже был признаком времени.