29.08.2023

Ассоциация глубинной психологии Теурунг™Архетип Самости и его взаимосвязь с религиозным чувством в аналитической психологии К.Юнга. К.Г.Юнг и аналитическая психология


Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира

Введение

Разум - лишь одна из психических функций. Абсолютное доминирование сознания свидетельствует не о зрелости души, а об односторонности развития. Что же касается социальной адаптации, то Юнг утверждает, что она способствует взрослению лишь тогда, когда помогает "собрать личность воедино", гармонизовать её внутренний мир.

Чтобы обозначить в психике сохраняющееся коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие "архетип". Он дает ему следующее определение: Архетип в значительной мере представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется через сознание и восприятие - и именно в духе того индивидуального сознанания, в котором оно проявляется. Сам по себе архетип - это гипотетический нечувственный образец, подобный в известной биологии "модели поведения". Следовательно, из этого можно было бы сделать вывод: остающиеся чисто формальными архетипы вызывают "архетипический представления", которые достигают области человеческого восприятия. Архетипы являются некой предпосылкой этого чувственного воплощения. Согласно Юнгу, "Архетипы" - это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и при том так, что они могут распознаваться лишь по произведенному эффекту или действию.

В настоящее время современное общество все больше и больше становится потребительским. Я соглошусь с этим поскольку действительно, в обиход современного человека ПОКУПКА стала плотно вживаться, это скорее даже является неотъемлемой частью повседневного дня потребителя. Каждый потребитель очень ценится на конкурентном предпринимательском рынке,и поэтому люди стали задумываться не только о внешнем виде того или иного продукта,но и о его внутреннем психологическом влиянии на человека. В этом, по моему мнению, во многом сыграли важную роль именно юнговские архетипы, которые также подразумевают под собой и скрытое мотивирование человеком.

Самость - важнейший архетип

Из потока индивидуального и коллективного бессознательного выступает "Эго". Как часть психики оно является центром сознания, и прежде всего - его субъектом. Когда Юнг говорит о комплексе "Эго", он понимает под этим также комплекс представлений, связанных с центром сознания.

От Эго отличается Самость, которая включает в себя всю психику, тоесть сознание и подсознательное, объединенные в одно целое. Самость включает все психические феномены человека. Она выражает всю целостность и единство личности. Самость охватывает познаваемое и непознаваемое, или еще не познанное. Юнг показывает нам, что эта Самость имеет архитипический характер и в сновидениях, мифах, сказках, может принимать образы вождей, героев, спасителей, или выявляться в целостных символах, как круг, квадрат, крест. Самость представляет собой не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное, она является центром этой целостности подобно тому, как "Я" является центром сознания. Тем самым Самость - величина, которая подчиняется сознательному "Эго".

Самость - важнейший архетип. Он отличен от внешних масок, ролевых идентификаций, способен примирить и согласовать разнонаправленные психические силы и, наконец, стать точкой соприкосновения с Трансцендентным началом, с Богом, перед лицом которого индивидуальная судьба только и обретает смысл.

Интуиция, фантазия, спонтанно возникающие образы сновидений и мифы - помогают понять нам путь жизни и сориентировать себя в направлении самости, найти себя в обширной области бессознательного. Путем "амплификации", то есть уточнения, прояснения, рационализации спонтанных образов сновидений и фантазий человек способен принимать правильные решения и избегать неврозов.

В реальной действительности лишь редко и в силу случайных обстоятельств возникают ситуации, когда человеку открывается путь к самому себе и когда он достигает самости. Вечные образы мировой литературы имеют столь долгую жизнь и популярность вероятно потому, что символизируют такие пути и ситуации, на которых, вопреки всем препятствиям, сходятся и гармонизуются главные душевные силы личности. При этом каждый раз оказывается, что такая редкая возможность быть самим собой должна быть дорого оплачена.

Путь Дон Кихота, Дон Жуана, Фауста и Гамлета "прорвавшихся" к истине личного бытия через любовь, через знание или право принимать решение, ведет, как оказывается, к гибели или безумию. Судьба архитипических героев (вспомним, к примеру, судьбу Сократа, Наполеона, Пушкина) оказывается трагической.

Работа жизни с "тенью" и "персоной"

Через всю жизнь проходит работа с "тенью", архетипом, собирающим в себе установки, чувства, отвергаемые сознательным "эго". Каждый человек имеет свою тень, которая состоит отчасти из животных родовых влечений, вытесненных культурой, а отчасти возникает в результате индивидуальных вытеснений. Третья часть тени развивается на основе вытесняемого материала, подобно живой фантазии. Соблазнительные и искушающие компоненты тени расцветают, как бы сами собой, подобно отрицательным персонажам художественных произведений, которые бывают более живыми и интересными, чем добродетельные герои.

Чем меньше осознается тень, тем она темнее и гуще. Мощные сопротивления, исходящие из тени, приводят к выработке коллективных образов "врага", "падшего человека", "фашиста", "коммуниста", "безбожника", которые переносятся на других людей - вместе со всей грязью и мерзостью, которых массовый человек не хочет признать в себе самом.

Часто сознание отвергает всякую критику в свой адрес и во всех несчастьях ищет виновника "на стороне", но не в собственной душе. Это означает, что человек боится своей тени, не хочет отдавать себе отчета даже в нелепых, с его точки зрения, своих поступках. Он недоволен жизнью, но сопротивляется всему, что может её изменить. Хочет оправдать свою жизнь, выстраивая в сознании сложный образ враждебной действительности, отказываясь видеть свою жизнь такой, какова она есть.

Если бы тень была только злом, то не возникло бы особых проблем. Но тень не есть то, что целиком скверно. Тень - это нечто неприспособленное, то, что мы не смогли ввести в свой культурный обиход. В состав тени входят, по мнению Юнга, и ценные качества, например, детскость, непосредственность, которые могли бы обновить и украсить жизнь.

Тень всегда желает выйти на свет под любым предлогом. Но тени мешает маска ("персона") - компенсаторный архетип, который, учитывая требования общества и желая скрыть недостатки личности, создает защитные сооружения для борьбы с тенью и всеми, кто хотел бы указать на нее. Персона развивается в автономный образ в социальной роли - учителя, мужа, президента, полицейского. Социальная роль подчитывается иногда и лучшими побуждениями личности, но может расти и автоматически, за счет внешних требований и ожиданий, распространяя профессиональные и рациональные установки на все сферы жизни.

Персона, как и другие архетипы, содержит множество потенций. Она переживается как социальная идентичность - когда человек отождествляет себя с половозрастной когортой, профессией, политической партией; как индивидуальность, когда человек желает подчеркнуть свое отличие от других, самостоятельность, вкус, который он утверждает как всеобщий, "научный" разум, которому все должны следовать.

Юнг отмечает, что в "персоне" присутствуют как личностные, аутеичные, так и безличные компоненты.

Вырождение личности в маску, в роль, задаваемую обществом, происходит часто. Чем больше давление социума, чем выше ранг, ответственнее должность, тем неотвратимее личность трансформируется в маску, которая лишь инсценирует индивидуальность. К примеру, врачу-психиатору, учителю, генералу, президенту, миллиардеру бывает трудно сохранить себя в качестве личности. Эти люди принуждаются окружением играть определенную роль и делают это исходя из соображений психического комфорта, поскольку стандартно - ролевое поведение позволяет выполнять наибольшую сумму обязательств с минимальной затратой сил.

Ролевая маска есть образец профессионала или лидера. Она интегрирует социальные умения, ролевые позиции, фразеологию, жесты, мимику. Все это может вылиться в яркий, привлекательный образ и стать массовым идеалом. Маска особенно выражена у политических вождей, крупных профессионалов, любимцев публики. Она важна и для "среднего человека". Сословно - классовая или половая роли также навязываются с большой силой.

Персона служит психологической основой отчужденных, преемственно сохраняемых культурой форм жизни, как легальных, так и криминальных. Человек уже надевает готовую маску, освобождая себе время для хобби или расширения своего могущества.

Если персона недоразвита, личность оказывается в уязвимом положении. Человек из одной публичной неловкости попадает в другую. Такие люди похожи на детей, они не ведают, что творят. Их безответственность может наделать много зла, а сами они рискуют быть вытолкнутыми на дно общества.

Тень и персона находятся в компенсаторной взаимосвязи. Их конфронтация не должна приводить к антагонизму и неврозу. Приручение тени и ограничение притязаний маски - это вопрос мудрости и такта. Нужно уметь признавать свою тень, свои недостатки. Юмор по отношению к социальной роли помогает поддерживать чувство здоровой самоидентичности.

Тень может быть сдерживаема в определенных границах, но полное изгнание тени - невозможно. Человек, стремящийся к святости, только сильней ощущает свою греховность, ведь святость предполагает принятие на себя и чужих грехов.

Тень - часть нашей личности и имеет право на некоторую долю наших успехов и радостей. неё должна быть своя сфера свободы в виде компенсаторной активности - игры, спорта, писания детективных романов, коллекционирования. Если найти тени подходящее занятие, она может стать помощником сознательной личности.

"Дитя и мудрый старец"

"Вечное дитя", по Юнгу, вне временно. Это архетип молодости, живущий в душе каждого, независимо от возраста. В десять лет человек может чувствовать себя старцем, а в семьдесят - оставаться младенцем. Зевса - бородатого мужа - называли "великим мальчиком", и Христа изображают как младенца. Символ вечного дитяти в фантазиях и сновидениях выражает стремление к свободе. Дитя раздражается поп поводу любых ограничений, презирает мир взрослых и стремиться обойти любые преграды на своем пути. Неоднократно отмечалось, что творческие люди хранят в себе детское начало. Вытеснение детства в тень символизируется во снах и фантазиях решетками, запертыми дверями. Восприятие жизни пропитывается при этом "привкусом тюрьмы".

Архетип "дитяти" действует в связке с архетипом "мудрого старца". Своему старцу Юнг дал даже собственное имя - Филемон. Старец ("сенекс") персонифицирует черты пожилых людей, самоконтроль, ответственность, систематичность, мудрость, консерватизм. Мифология представляет сенекса в образе бога Аполлона, уравновешенного и гармоничного, тогда как дитя ассоциируется у греков с Дионисом - капризным, возбужденным и опьяненным.

Старец - мудрец появляется в снах и сказках в образах учителя - гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.

Родовые архетипы

Освоение коллективного бессознательного сталкивает человека с двумя важнейшими родовыми архетипами, соответствующими душевным сущностям женщины и мужчины ("анима" и "анимус"). Индетефикация с одним из них определяет половую или гендерную принадлежность. Анима и анимус - это общечеловеческие архетипы. Анима находится в тени у мужчины, анимус в тени у женщины. Правда, стремление к андрогинизму, то есть объединению обеих гендерных начал в одном существе, как это доказывается в диалоге Платона "Пир", по-видимому, изначально присуще человеку. К тому же в современной либеральной культуре роли мужчин и женщин стираются. Феминистки требуют полного равенства мужских и женских прав во всех сферах жизни. Эти обстоятельства имеют тот факт, что чистых мужчин и чистых женщин реально не существует. Но гендерные архетипы от этого не теряют специфичности. В мифах и религиях анима символизирует Эрос, Жизнь, а анимус - Логос, Дух. Оба архетипа очень богаты оттенками и легко соединяются с символами других архетипов.

В массовом сознании подчеркиваются рациональность, властность, инструментальность, активность мужчин и эмоциональность, подчиненность, экспрессивность, пассивность женщин. В китайской символике имеется подробная характеристика "инь" и "ян" - женского и мужского архетипов. Буквально все без исключения психические качества. Обнаруживаемые у женщин, присутствуют также у мужчин. В европейской культуре женственность понимается как эмоциональность, переменчивость настроений, а мужественность - как рациональность, верность выбранной цели. До сих пор распространено представление, что мужчина по природе - лидер, а женщина должна быть ведома. Однако социальные роли мужчин и женщин зависят от деятельности, от культуры.

Анима олицетворяется в четырех архетипических образах: Евы, Елены, Марии и Софии. Каждый из них амбивалентен, включает в себя положительные и отрицательные черты, может вызывать восхищение и неприязнь, притягивать и отталкивать.

Нужно подчеркнуть, что анима и анимус - это "проективные образы". Анима рождается в душе мужчины, но проецируется на женщину, а анимус творится женщиной и проецируется на мужчину.

Вызванный из мужской тени женский архетип способствует душевной близости и помогает установить надежные, устойчивые отношения. Если женщина - объект не соответствует архетипу, мужчина пытается её перевоспитать. На этой почве возникают склоки и дело часто кончается разрывом или установлением некоторой оптимальной психологической дистанции. В браке архетип часто проецируется на жену, а частично - на других женщин или же опускается "обратно в тень". Полного соответствия своему идеалу не находит никто.

Разделение архетипов по системе "Героя и бунтаря"

Немного отвлекемся от Юнга и пренесемся к другим авторам, чье внимание тоже коснулось архетипов.После Юнга теорию архетипов стали продолжать развивать Маргарет Марк и Кэрол С. Пирсон в своей книге «Герой и бунтарь"... В этой книге авторы предлагают некую типологию архетипов, упор которой основывается на мотивации человеком. Происходит разделение архетипов по особой специфике, способам выражения и неким смыслом. Выделяют такие группы архетипов: Мудрец и Искатель, Простодушный, Славный Малый, Любовник и Шут, Бунтарь, Маг, Герой, Правитель, Творец, Заботливый. Каждый из архетипов несет на себе определенную смысловую функцию. Человек, к примеру, способен к самосохранению, интеллектуальному продвижению и детской наивности. Все эти качества характеризуются 3 архетипами - Заботливый, Простодушный и Мудрец.

Если подвести предварительный итог, то можно сказать что....дизайнер, становиться своего рода психологом. Теперь это становиться привычным для дизайнера - использование архетипов, у него появляется уже определенный набор смысловых функций,которые он вправе вложить в свой проектируемый продукт,тем самым задать особый характер, который будет связывать человека с архетипическими образами. Именно эти образы позволяют человеку более коммуникативно и психологически воспринимать окружающий предметный мир. Хотя и не исключено, что подсознательно архетипы могут оказывать и отрицательный эффект на психологию человека, поэтому дизайнеру необходимо внимательно относиться к тому,что именно он вкладывает в психологическую структуру продукта.

У людей часто возникает вопрос о смысле существования мира. Это проблема одновременно и философская, и психологическая.

Существуют разные "теории всего", и просто отсутствует возможность выделить одну из них как "единственно правильную". Что же делать тогда? Считать мир творением Божьим? Или чьей-то фантазией, чьим-то сном? Может быть, мир — это компьютерная симуляция? Кто его придумал? Для чего человек в него оказывается заброшен? Человек начинает задавать себе такие вопросы и оказывается в тупике.

Или же возникает желание узнать, в чём смысл жизни конкретного человека — без попыток понять, как возникло всё мироздание.

Все эти вопросы важны в психологическом плане, так как человек встаёт на путь поиска смысла . Он вдруг начинает чувствовать внутри себя какую-то пустоту, которую нужно заполнить. И так он идёт дорогой саморазвития. От вопросов о вселенной он переходит к самому себе и обнаруживает, что его внутренний мир — это тоже вселенная, найти смысл для которой даже важнее, чем обрести понимание того, что происходит в далёких скоплениях звёзд; ведь это его — человека — жизнь.

Человек начинает Саморазвитие, идёт путём постижения и преобразования своей вселенной-души. В конце он достигает целостной Самости и обретает себя таким, каким на самом деле является. И к нему приходит понимание того, в чём смысл жизни. Большинство понимает, что смысл связан со свободой, которая у нас имеется и сохраняется, чем бы этот мир ни был. И свобода — это свобода творить и обретать свой смысл. Таким образом, через Саморазвитие открывается человеку, что смысл жизни — в самой жизни, в возможности в этой жизни через свободу действий придавать своему существованию индивидуальное значение.

И как трудно людям обнаружить индивидуальное значение! Многие даже имеют проблемы с обретением своей индивидуальности. И причины всего этого — в жизни человека, в том числе, конечно же, в его детстве.

Родители загружают в психику ребёнка свои жизненные программы. Дети ведут себя определённым образом для того, чтобы получить похвалу от родителей; ребёнок следует родительским представлениям о жизни. Многие и во взрослом возрасте продолжают реализовывать родительские сценарии и остаются зависимыми от своих матерей и отцов.

Подростки начинают ориентироваться на сверстников, подражают им в одежде, во взаимоотношениях с другими людьми. Во взрослом возрасте люди пытаются быть такими, какими их хотят видеть чиновники, руководители. Человек старается угодить другим, понравиться им, забывает о самом себе и теряет свою индивидуальность.

Пытаться подстроить себя под чужие модели — это безличное существование. Самость человека как будто растворяется при этом, и возникают психологические проблемы. Граница между "быть" и "казаться" для человека стирается, и он теряет понимание того, где он реальный, а где он такой, каким хотят его видеть другие.

Как быть? Беззащитный младенец, конечно, полностью зависит от других людей, без их помощи он погибает. Эта поддержка со стороны других создаёт зависимость младенца от социального окружения. А с возрастом человек приобретает независимость и в этой независимости состоит отличительная особенность взрослости. Человек должен почувствовать, осознать эту независимость и опираться на неё.

Вы — взрослый человек, а родители по-прежнему пытаются Вас контролировать? Скажите им прямо, что Вы уже принимаете решения самостоятельно, расскажите им о чувствах, которые испытываете, когда они на Вас пытаются влиять. Перестаньте смотреть на то, как ведут себя и одеваются другие, найдите свой собственный стиль. Откажитесь от роли чьей-то марионетки. Смело ведите себя как самостоятельная личность, заявляйте о своей независимости, говорите о том, что Вы чувствуете по поводу отношения других людей к Вам. И это только начало обретения себя. Независимость — это ступенька на пути к Самости. Независимый человек встаёт на путь самопознания и саморазвития. Каким образом это происходит? Есть разные методы. Восточные и западные. Познание через действие и познание через наблюдение. Люди начинают вести дневники, заниматься медитацией, йогой, читать книги по философии, мистике, отправляются в далёкие удивительные путешествия. Главное для них в этом поиске — найти ответ на одновременно простой и сложный вопрос: "Кто Я?" . Тем, кто упомянут в этом вопросе, человек и должен быть в первую очередь.

Искатель продолжает задаваться вопросом: "Кто Я?" . Этот поиск сам по себе большое и трудное путешествие. И иногда человек получает ответ, что Я такой, каким меня тяжело принять.

В Я есть что-то такое, что другим кажется странным. Что чувствует Я, когда Другой отвергает Я? Ищущий себя чувствует беспокойство, которое постоянно нарастает. Как же это может быть, что Я не такой, как все?

Стать независимым — сложно, двигаться по пути поиска смысла — ещё сложнее, принять себя — это очень сложно. И у человека сначала возникает тревога, а потом и путаница в голове. Однако со временем путешественник преодолевает свой внутренний конфликт.

Главное здесь — понять, что основное препятствие, которое нужно преодолеть, находится в самом человеке. Другие могут по-разному относиться к обретённому смыслу, а смысл-то в самом человеке, и с самим собой ему и надо работать. Хорошо, если другие помогают. А работать со смыслом человеку всё равно приходится самому. Одному.

Так обретённый смысл становится частью Я, человек начинает жить с этим смыслом. Искатель начинает общаться с людьми, с которыми его этот смысл объединяет. Новый смысл отражается и в новом стиле жизни человека. Так продолжается принятие и обретение себя.

В своей практике К. Г. Юнг довел психоанализ до неописуемых вершин. Однако, вместе с тем он наполнил психологию комплексом сложных идей, которые были подпитаны философией, мифологией, археологией, психологией и теологией. Именно поэтому, до сегодняшнего дня, работы знаменитого психолога являются загадочными и не до конца понятными многим. Из-за необычного стиля его психологические теории (на основе которых были понятие архетип и символ), не всегда однозначно понимаются у большинства. Но, с точки зрения ценности, его работы можно считать бесценными.

Поэтому в данной статье мы поговорим об архетипах Юнга, рассмотрим все важные моменты в его работе, чтобы каждому было понятно, приведем все в упрощенном виде.

Что это такое?

Данный термин, который очень часто использовалось в мифологии, в работах, где проводился теоретический анализ, впервые внес в психологию Юнг.

Сам по себе термин архетипы с перевода от греческого означал »первообразы». Однако, Юнг дал этому термину иное значение. Согласно интерпретации Юнга архетипы – это начальные схемы разных образов, воспроизводящихся на бессознательном уровне, которые в свою очередь активизируют воображение человека. А это все впоследствии начинает отражаться в разных мифах, во снах, в верования, в фантазиях индивидуума и даже в искусстве.

Тут важно понять, что сами архетипы не являются образами, это только схемы. Иными словами, архетипы являются психологической предпосылкой, возможностью.

Архетипы у Юнга имеют формальную характеристику. Первая характеристика появляется в том случае, когда образ проникает в сознание и наполняется материальным опытом. Сам Юнг полагал, что процесс мифотворчества является некой трансформацией понятия в образ. Это могут быть невольные высказывания, которые относят к душевным событиям и, в основном, они носят бессознательный характер.

И хотя архетип является нечто обобщенным, формальным и бессодержательным все равно он имеет свойства. Специалисты уверенны, что исходя из уровня отчетливости, эмоциональной насыщенности, архетипы могут впечатлить, увлечь человеческую природу. А после этого возникает художественный первообраз для творчества.

Помимо этого, Юнг утверждал, что архетипы человечество наследует, то есть первообразы являются коллективным бессознательным наследием.

А сами архетипы вмещаются в глубоком бессознательном индивиде, а бессознательное, в свою очередь, выходит далеко за границами личности .

Для изучения данной концепции специалисты ищут ответы в этнических, типологических многообразии сюжетов, которые бы соответствовали поискам. Это могут быть мотивы архетипического ядра, что выразили мифологи метафорами.

Примеры

В своей деятельности великий психоаналитик попытался дать очертание этой концепции. Именно для этого Юнг сформулировал архетипы бессознательного. Ниже рассмотрим несколько из них по отдельности:

  1. Анима – по определению Юнга, это человеческое бессознательное начало противоположного пола. В мифических образах этот архетип передается в образах двуполых существ или же из китайской категории знаменитый Инь-Ян.
  2. Мудрый старик – это уже первообраз духа и значения, который скрывается в жизненных хаосах. В мифах у разных народов он представлялся как мудрый волшебник, шаман или как ницшеанский Заратустра.
  3. Великая Мать – во всех мифологиях, несмотря на культуру, этот первообраз был истолкован в разных вариантах: к примеру богиня, ведьма, норма, мойра, Богородица и тому подобное. Во всех этих образах был вложен архетип высшего женского начала, которое реализует психологические ощущения смены поколений, дающее человечеству привкус бессмертия или же иллюзию власти над временем.
  4. А образ Прометея и Эпиметея в архетипичной истолкований у Юнга преподносятся как противопоставление в психике »Самости», то есть индивидуально-личностное начало в частности одной ее части, »Персоне», которая обращена вовне.

Все эти концепции и толкования мифологии привели к тому, что были изменены исследования религий и древних мифов. Так как после этого исследователи стали смотреть на существующие образы совсем иначе.

Основные архетипы Юнга

Сами первообразы, если смотреть в пределах коллективного бессознательного, бесконечны. Однако, сам Юнг в своей теоретической системе придавал особое значение всего пяти архетипов. В этих первообразах он пытался раскрыть всю суть бессознательного.

  1. Маска – если перевести этот архетип с латыни, то это личина, публичное лицо индивида. Иными словами это то, как представляется человек в межличностных отношениях. Сама маска является символом многих ролей, которые применяет человек исходя из социальных требований. Сам Юнг истолковал этот архетип как способ добиться цели: либо произвести на других хорошее впечатление, либо скрывать свою истинную сущность.
  2. Персона – если смотреть на нее как архетип, то это необходимая часть психики человека, которая помогает ему налаживать контакт с другими в жизни. Но сам психолог в своих работах предупреждает, что если наделить этому архетипу большое значение, то это может привести человека к таким нежелательным последствиям, как поверхностность. А все потому, что персона отчуждает человека от истинного эмоционального опыта.
  3. Тень – данный архетип – противоположность архетипа »маска». Это темная, плохая, животная сторона индивида, который человек всю жизнь пытается подавить. Именно в архетипе »Тень» скрываются все агрессивные, половые импульсы, аморальные страсти, мысли, которые просто неприемлемы в любом обществе. И несмотря на все это автор был уверен, что данный архетип имеет также и плюсы. Как утверждал исследователь, именно Тень – источник жизненных сил, это творческое начало и спонтанность в жизни каждого индивида. А исходя из данной концепции главная функция »Эго» – это корректирования необходимых направлений энергии этого архетипа и усмирение пагубных сторон до необходимого уровня. Все это позволит индивиду жить в гармонии в обществе и в то же время подавлять свои импульсы, проявляя их в творческой жизни.
  4. Аниме / Анимус – в этих первообразах можно увидеть врожденную андрогенную людскую природу. А именно архетип аниме – это женский образ внутри мужчины (бессознательная женская сторона) и анимус – это мужское начало у женщины (бессознательная мужская сторона). На основу этой концепции Юнг взял тот биологический факт, что в каждом организме есть мужские и женские гормоны. Он был уверен, что со временем произошла эволюция между двумя полами: мужчины феминизировались, а женщины шовинизировались. По словам Карла этот архетип, впрочем, как и все, должны существовать в гармонии, не нарушая баланса. В противоположном случае это спровоцирует у индивида торможения и разные личностные расстройства. Иными словами, мужчина не должен все время скрывать свои женские черты, так же как и женщина не должна всегда скрывать свои сильные черты.
  5. Самость – этот архетип был центром в концепции Юнга и самым важным, именно поэтому необходимо рассмотреть данный архетип более подробно.

Основной из архетипов »Самость»

В концепции великого психоаналитика самость считалась сердцевиной личности, а все вышеуказанные элементы окружают его.

Когда человек достигает интеграции всех своих душевных аспектов, то к нему приходит гармония, чувство целостности и единства. Сам Юнг предполагал, что эволюция самого себя – это наиважнейшая цель в жизни каждого.

Символ самости это »Мандала» со своими разными видами проявлении.

В своей концепции Юнг выражает мнение, что цельность »Я», выраженный в символ завершенности, встречается во снах, в мифологии, в фантазии и в религиозных, мистических опытах у индивида. По мнению ученного, сама религия является ключевой силой, которая содействует внутреннему стремлению индивида достичь целостности.

Но важно при этом учитывать, что достичь вышеупомянутой гармонии не так уж и легко. Да и сам Юнг считал, что если и возможно достигнуть этого архетипа, то только в среднем возрасте. Так как самость не может проявиться у человека, пока все другие душевные аспекты как сознательные, так и бессознательные не будут »работать» в гармонии между собой. Именно на основе этого и специалисты уверяют, что для того чтобы достигнуть зрелого »Я» человеку нужна настойчивость, постоянство, интеллект и существенный жизненный опыт.

Другая трактовка или врожденность первообразов

Для архетипов есть еще одна трактовка, согласно которому архетипы это не что иное, как проявляющиеся воспоминания, идеи, что в свою очередь располагают человека переживать, воспринимать и отреагировать на разные явления конкретным способом. На самом деле это не соответствует истине. Будет точнее сказать, что это причины, которые влияют на поведение собственных факторов у разных людей. А в этом случае врожденным является эмоциональная, поведенческая, когнитивная реакция человека в конкретных ситуациях.

А что касается взаимосвязи архетипов и чувств или мыслей, то тут важно помнить, что сами архетипы являются начальными образами. По мнению Юнга, каждый из архетипов связан с определенными чувствами и мыслями, которые относятся к конкретным ситуациям и объектам. Например, для ребенка мама воспринимается благодаря своим настоящим характеристикам, что бывает окрашены бессознательными первообразами архетипической матери: воспитание, зависимость, плодородие.

Кое-что напоследок

Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.

Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.

Эго является центром сознания и одним из главных архетипов личности. Эго обеспечивает чувство постоянства и направления в нашей сознательной жизни. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт.

Согласно Юнгу, психика в первую очередь состоит из бессознательного. Юнг, как и Фрейд, считал, что эго вырастает из бессознательного и привносит и разнообразный опыт, и воспоминания, продолжая деление между бессознательным и сознанием. В эго нет бессознательных элементов, только сознание содержит в себе выведенное из личного опыта. Мы привыкли верить, что эго является основным элементом психики, и в конце концов игнорируем другую половину психики — бессознательное.

Персона

Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Маска надевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, мы играем роль, используя приемы, свойственные именно этой роли. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ.

Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «согласованным архетипом». Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер. Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии.

Процесс тем не менее не всегда позитивен. В то время как эго идентифицируется с персоной, люди начинают верить, что они являются тем, чем претендуют быть. Согласно Юнгу, мы в конечном счете извлекаем эту идентификацию, чтобы изучить в ходе самореализации, или индивидуации, что же мы собой представляем. Небольшая группа других людей, окружающих нас, содержит проблемы их личностей, из-за культурных предубеждений и социальных срезов их персон.

Персона может быть выражена через объекты, которые мы используем, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты нашего занятия (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в снах как репрезентации персоны. Например, кто-либо с сильной персоной может появиться во сне как слишком нарядно одетый или стесненный слишком большим количеством одежды. Человек со слабой персоной может появиться голым или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.

Тень

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.

«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому».

Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.

В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.

Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей.

Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369—286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский:

«Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.

Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.

Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов».

Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной.

Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:

«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен. Это фактически не является „техникой“, так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны…

Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно„.

Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

Анима и анимус

Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.

Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу.

Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту выполнения личностью женской роли.

Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола:

“Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или „архетипом“ опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами.

…Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения».

Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность.

Самость

Самость — наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость — архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур личности.

«Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог — круг чей центр везде, и границ у него нет».

Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия — целей процесса индивидуации. Юнг так объясняет функцию самости:

«Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем… Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас, мы не знаем, хранится ли он именно в сознании… Если бы самость была целиком выводима из опыта, она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен… Если бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись, знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.».

Самость — глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость — не только центр, но и периферия, которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго — центр сознания». Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология , индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного .

Эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы , или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы , являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции , выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция .

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд . Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.