10.02.2018

От каких глаголов не образуется повелительное наклонение. Повелительное наклонение


Главным семантическим признаком повелительного наклонения является императивность. Глаголы в повелительном наклонении представляют действие как такое, которое должно осуществляться одним лицом в результате побуждения, требования другого лица: скажи, прочти, пусть сделает. Формы повелительного наклонения называют императивными .

Русские глаголы образуют 5 форм повелительного наклонения: формы 2, 3-го лица ед. и мн.ч. и особая форма совместного действия (ФСД).

Особенности образования форм императива

1)Форма 2-го лица ед.ч. образуется с помощью нулевого суффикса или -и (сядь, иди). Нулевой суффикс имеют глаголы, которые в настоящем времени оканчиваются на парные мягкие согласные (ч, й ; г, ш, ж): брось, плачь, пой, ляг, услышь, смажь, а также односложные глаголы типа шить, бить: шей, пей, лей, мой.

Суффикс присоединяют глаголы с ударением на суффиксе (беги, кричи ) и глаголы с сочетанием согласных в основе: езди, стукни, а также глаголы с приставкой вы-: выброси, выпроси.

Нулевой суффикс является более продуктивным, т.к. свойственен большинству глаголов. В некоторых случаях наблюдается вариативность форм: высуни – высунь, испорти – испорть.

2)Форма 2-го лица мн.ч. образуется с помощью флексии -те, которая присоединяется к форме 2-го лица ед.ч.: говори – говорите, смейся – смейтесь.

3)Формы 3-го лица образуются только аналитически с помощью частиц пусть, пускай, которые употребляются в сочетании с формами 3-го лица ед. и мн.ч.: пусть приезжает, пускай отдадут. Устаревшей формой 3-го лица является аналитическая форма с частицей да: Да здравствует! Да будет!

4)Формы совместного действия образуются синтетически и аналитически. Синтетическая форма омонимична форме 1-го лица мн.ч. наст. и буд. вр.: Бежим! Познакомимся? Идем!

Аналитическая форма образуется с помощью частицы давай и инфинитива спрягаемого глагола (обычно несовершенного вида): давайте молчать, давай петь. Частица давай может присоединяться к форме совместного действия глаголов совершенного вида: давай(те) решим, спросим.

Постфикс -те, присоединяемый к форме совместного действия, обозначает множество собеседников: едемте, давайте подождем.

Итак, повелительное наклонение выражается в формах лица и числа. Форм времени и рода оно не имеет.

Формы повелительного наклонения выражают разные оттенки побуждения, основным средством выражения которых является интонация. Они могут быть следующими:

1)категоричное приказание: встань, вспомни, слезь. Императивность в таких случаях может усиливаться с помощью местоимений и глагола смотри: отстань ты от меня, смотри не забудь.

2)просьба или побуждение к действию: помогите мне, позовите ребят. Может смягчаться частицей -ка: посмотрите-ка.


Формы повелительного наклонения могут употребляться в переносном значении.

1.Они могут выступать в значении изъявительного наклонения, т.е. обозначать реальное действие, которое трудно или невозможно осуществить. Такое употребление наблюдается в экспрессивных конструкциях: жди от него пощады = пощады не дождешься; попробуй поймай.

2.Форма повелительного наклонения может выступать в значении сослагательного , т.е. для выражения предположительности действия: Щепотки волосков лиса не пожалей , остался б хвост у ней = не пожалела бы. Знай я это – никогда бы не женился. Попроси он меня по-хорошему – я бы помог.

3.Формы повелительного наклонения могут передавать модальное значение возможности: она такая красавица, хоть портреты с нее пиши.

Таким образом, в контексте у глаголов может усиливаться значение императивности или они могут терять это значение, приобретая другие оттенки модальных значений.

В значении императива может выступать инфинитив: Встать! Сидеть! Молчать! Такие формы не являются формами императива, т.к. побуждение к действию выражено в них только с помощью интонации.

Вопрос: все ли глаголы образуют формы повелительного наклонения? От большинства глаголов можно образовать формы повелительного наклонения, однако ряд глаголов форм императива не образует. Это

1)все безличные глаголы (темнеет, не спится, не сидится);

2)глаголы, которые не обозначают действие, а обозначают только отношение к нему (хотеть, мочь, значить, стоить);

3)глаголы, обозначающие действия, которые выполняют не лица, а предметы (кипеть, таять, вмещать).

Формы наклонения выражают отношение действия к действительности, к реальности или нереальности его осуществления.
Глаголы употребляются в формах трех наклонений: изъявительного, условного и повелительного .

Изъязвительное наклонение

Изъязвительное наклонение обозначает, что действие, которое относится к настоящему, прошедшему или будущему времени, рассматривается говорящим как факт реальной действительности. Изъявительное наклонение имеет формы всех 3-х времен у глаголов несовершенного вида. Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений. Никакими другими морфологическими показателями оно не характеризуется.
Возможность совершения действия при его определенном условии обозначает условное наклонение.

Условное наклонение

Формы условного наклонения образуются от основ прошедшего времени глаголов при помощи суффикса -л- (или нулевого суффикса) и частицы бы (б): писал бы, писала бы, писали бы; нес бы, несла бы, несли бы . Частица бы (б) пишется отдельно от глагола, она может стоять как после глагола, так и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. При двух или нескольких глаголах условного наклонения может употребляться одна частица бы: Без тебя я не смог бы и загрустил.
Условное наклонение имеет формы числа и рода. Оно может употребляться также для выражения желательности исполнения чего-либо (показывает, что говорящий хочет, чтобы действие осуществилось или продолжалось): Учил бы ты уроки.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение выражает побуждение собеседника к действию, приказание или просьбу, поэтому образует только формы второго лица единственного и множественного числа (читай - читайте, режь - режьте) . Повелительное наклонение образуется от основы настоящего или простого будущего времени присоединением окончания -и или нулевого суффикса (сиди, неси, сядь, режь, читай) . Окончание -и обычно находится под ударением (неси, говори, кричи) , в глаголах с приставкой вы- ударение падает на нее (вынеси).
Глаголы на -ить, в которых и стоит после гласной и находится под ударением, в повелительном наклонении получают -и (доить - дои, кроить - крои, напоить - напои) . На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется ь: сядь, встань, познакомь, режь, ешь, утешь.

Множественное число повелительного наклонения

Множественное число повелительного наклонения образуется с помощью присоединения к готовой форме единственного числа постфикса -те (встаньте, идите, пейте) . Если в единственном числе был в конце ь, он обязательно сохраняется и во множественном числе: познакомь - познакомьте, отрежь - отрежьте, съешь - съешьте (исключение: ляг - лягте не употребляются формы ляжь, ляжьте).

Возвратные глаголы в повелительном наклонении

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце постфикс -ся (-сь), перед которым также сохраняется ь: умойся, утешься, вернись, познакомься.
Форма повелительного наклонения совершенного вида обычно имеет более категорический характер по сравнению с соответствующей формой несовершенного вида: садитесь - сядьте, читайте - прочитайте. Для смягчения приказания к глаголам в форме повелительного наклонения присоединяется частица -ка: Иван Игнатьевич, приведи-ка башкирца (Пушкин). Вежливое приглашение к совместному действию выражается путем прибавления к глаголу в форме 1-ого л. мн. ч. настоящего или будущего простого времени постфикса -те: идемте, едемте, пойдемте.
Побуждение к действию может выражаться формой 3-его лица будущего простого или настоящего времени глагола и частицей пусть (пускай): Пусть сильнее грянет буря! (Максим Горький). Частицы пусть и да широко употребляются при выражении пожелания, в призывах: Да скроется тьма!Пусть всегда будет солнце!

При сказуемом, выраженном глаголом повелительного наклонения, подлежащее ты и вы обычно не употребляются.

От ряда глаголов повелительное наклонение не образуется (мочь, хотеть, слышать, гнить). От глагола бежать повелительная форма беги (не бежи!) . От глагола ехать, еду повелительное наклонение - поезжай (не езжай!) , от глагола класть - клади (не ложи!) , от глагола положить - положи, обнять - обними (не обойми!) .
Формы одного наклонения могут выступать в значении другого. Так, изъявительное наклонение может получить значение повелительного: Пойдем домой; Побежим быстрее! (В разговорной речи может сопровождаться частицами давай, давайте: Давай сыграем в шахматы! ) Повелительное наклонение может употребляться в значении условного и изъявительного: Не подоспей боеприпасы - бой захлестнется без огня! Крикни я громче, он бы услышал (т. е. если бы не подоспели боеприпасы, если бы крикнул громче). Условное наклонение выступает в роли повелительного: Написал бы письмо (смягченное повеление, просьба).

В роли всех наклонений в русском языке может выступать неопределенная форма глагола: Встать! (повелительное наклонение с побудительной интонацией, выражает приказание в самой резкой, категорической форме); Уснуть бы (сослагательное наклонение, со значением желания); Он как закричит, а я - бежать (побежал - изъявительное наклонение).

Тема: Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование формповелительного наклонения.

Цели урока:

    Обучить в ходе урока знаниями учащихся о глаголах в формеповелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:

    образование и употребление в речи глаголов в формеповелительного наклонения

    условия употребления Ь знака в глаголах в формеповелительного наклонения

    правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;

    Развивать у учащихся умения:

    отличать глаголы в формеповелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,

    правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений

    логично излагать мысли в беседе с учителем при анализе глаголов.

    продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

    Воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности за качества знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты по теме урока, мультимедиапроектор.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Проверка домашнего задания

(Сочинение «Если бы я был…»)

Вопросы: Как образуются глаголы условного наклонения

Глаголы условного наклонения образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы/б

Они изменяются по числам, а в единственном числе-по родам.

Стук в дверь

Извините, простите, разрешите войти?

Ответь, где был?

Проявите милосердие, позвольте войти и сесть?

Проходи, садись!

Учитель

Ребята, маленький эпизод, но какой интересный разговор с употреблением глаголов… какого наклонения?

Повелительного

    Объявление темы и цели урока

    Изучение нового материала

Объяснения учителя (у доски)


Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или прости выполнить.

    Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

Единственное число

Множественное число

Уч ,науч

Спряч ся

Бросают(ю= у)

Уч , науч

Спрячь ся

Бросай

Уч , науч ,

Спрячь сь

Бросай

    Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе– -те.

    Найдите глаголы в повелительном наклонении. В каких предложениях по цели высказывания они употребляются? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа

О б р а з е ц : создавай- создавай[те.]

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.

Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется:

    Поехать – поезжай – поезжайте

    Ездить – езди – ездите

    Орфограмма, которую учащиеся должны запомнить

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква Ь.

Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся- и [те]. Исключение : ляг, лягте.

Познако м ь , познако м ь те, познако м ь ся. Отре ж ь , отре ж ь те.

    Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

прятаться - прячьтесь,

плакать - плачь,

упрямиться-не упрямься,

печалиться - не печалься,

избавиться – избавься.


    Определите в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких– -ете? Почему в скобках дана форма второго лица единственного числа?

Когда выйд гулять? Выйд побыстрее!

(ты выйд ) (выйд )

Когда выгон гусей со двора? Выгон гусей!

(ты выгон ) (выгон )

Ответ: 1)во 2-ом лице во множественном числе –ите пишется в повелительном наклонении, 2) в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

    Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

    Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма 3-го лица изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да.

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена. Эй, грянем сильнее, подтянем дружнее! Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг!

    Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Напишите по 3 лозунга к приближающимся праздникам

Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наш трудовой союз!...

    У доски четыре ученика с карточками, а остальные работают в парах…

Если бы вам потребовалось кому-то дать рецепт или какие-то советы, как бы вы это сделали?

Пример рецепта

Салат из фасоли

Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Вареную морковь нарежьте кубиками, а сельдерей - соломкой. Промойте зеленый салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим уксусом заправьте салат.


    Карточка №1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительно наклонения? Как называется такое явление?

Ответ: омонимия, перед нами омоформы.

    Карточка №2

Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний?

Ответ: перед нами омонимия, перед нами омографы.

    Карточка №3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка, слог – ка отделить дефисом?

Ответ: получится повелительное наклонение глаголов. Слог – ка смягчает приказ, такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

    Карточка №4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!

Когда напиш…те, сдадите тетради.

Какое явление мы наблюдаем?

Ответ: это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.



Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте.

Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня, дружок,

Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

Люди, подходите-ка!

Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирайте-ка!
Детям радости доставляйте-ка!

Сами мы - рязанские!

Сельди - астраханские!

Налетай - покупай,

Выбирай – забирай!

    Если есть время, выполняется упражнение 285, 286 стр.144.

    Подведение итогов

Составление синкана или ассоциативного ряда.

Наклонение

Требовательное, просительное

Учит, приказывает, образует.

Наклонение, без которого нельзя обойтись глаголу в случае приказа или просьбы.

Повелительное.

А если попробуем стихотворение «Я» применить к повелительному наклонению?

Образуюсь от глаголов настоящего и будущего времени.

Я - повелительное наклонение,

Пишусь с суффиксами -и- и –те-, или без них.

Я - повелительное наклонение,

Включаю в себя правописание мягкого знака.

Я - повелительное наклонение,

Образуюсь с помощью частиц пусть, пускай, да .

Я - повелительное наклонение,

Наклонение, без которого нельзя ни попросить, ни приказать!

    Рефлексия

Этот урок для меня оказался…

На уроке я узнал(а)…

Сегодня я получил(а)…




Домашнее задание:

Отработать параграфы 20, 21; выполнить упр. 290; привести примеры из жизни, где используется повелительное наклонение.

Повелительное наклонение выражает призыв к собеседнику выполнить действия, названные глаголом. Употребление повелительного наклонения предполагает ситуацию обращения, в которой участвует говорящий и собеседник (коммуниканты). Морфологическая парадигма: основной формой побуждения к действию является форма 2 л. ед.ч. – это основное средство побуждения в русском языке. Форма 2 л. выражает побуждение к действию, адресованное к одному лицу (сходи, возьми), но она может употребляться и при обращении к нескольким лицам (равняйся, в одну шеренгу становись). Повелительное наклонение в форме 2 л. ед.ч. образуется от ОНВ. Несут – нес-и, встаjут – вставай, режут – режь (образуется с помощью суффикса –и или нулевого). Суффикс –и образуется повелительное наклонение, если ударение в ОНВ падает на окончание во всех лицах или только в форме 1-го л. Суффикс –и употребляется без учета ударения в двух случаях: 1. когда основа оканчивается на группу согласных (стукнут – стукни, умолкнут – умолкни); 2. когда глагол имеет приставку вы-, которая перетягивает на себя ударение (вынесут – вынеси, выберут – выбери). Нулевой суффикс употребляется в тех случаях, если ударение в настоящем времени падает на основу (режут – режь, верят – верь, играют – играй). У ряда глаголов в образовании форм повелительного наклонения отмечаются отступления от стандартного образования: 1. у глаголов, у которых ОНВ отличается от ОИ суффиксом –ва (вставать – встаjут – вставай; давать – даjут - давай). У глаголов дать, создать повелительное наклонение образуется от основы на –ай, совпадающей с ОНВ глаголов типа давать, создавать. Есть – едjат – ешь, ехать – поезжай. Следует помнить, что глагол лечь имеет форму повелительного наклонения ляг. Глаголы с корневым –и-, у которых ОНВ состоит из двух согласных, в повелительном наклонении имеют –ей (пить – пьют – пей). Формы 2-го л. ед.ч. образуются не от всех глаголов. Отсутствию формы мешает семантика глагола, потому что есть много действий, которые не включаются в ситуации обращения к собеседнику (весить – нет глагола), но если глагол имеет переносное значение, то повелительное наклонение возможно (не булькай, цвети, пахни, ветвись, плодись и т.д.). 2. 2-е л. мн.ч. Неси – несите, сядь – сядьте. (Крикните (повелительное) ему, когда крикнете (изъявительное, 2-е л.мн.ч.), возвращайтесь). Эта форма может быть обращена к нескольким лицам. Эта же форма может быть употреблена, как вежливая форма обращения к собеседнику. К формам 2-го л. мн. и ед.ч. может присоединяться постфикс –ка.

Кроме этих форм повелительное наклонение может выражаться 1-ым л. мн.ч. – императив совместного действия (Пойдем в библиотеку – призыв к собеседнику совместно осуществить действие). Для выражения призыва к совместному действию могут присоединяться формообразующие частицы давай и давайте (Давай пойдем домой вместе). Они могут быть использованы и при инфинитиве (Давай веселиться. Давайте будем веселиться).

Форма 3-го л. ед.ч. и мн.ч. Пусть уходит/уходят. Форма указывает на лицо, которое не участвует в диалоге.

Отмечаются случаи, когда повелительное наклонение употребляется при полном отсутствии ситуации обращения к собеседнику. Это бывает, когда мы высказываем пожелания типа «Будь ты проклят». Полное разрушение императивной ситуации имеет место в случае типа «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…», т.е. они могут приходить.

Формально повелительное наклонение может иметь форму 2-го л., но использоваться в значении долженствования (Все ушли на дискотеку, а я сиди за учебниками). Форма 2-го л.ед.ч. может употребляться со значением неожиданного и мгновенного действия (И вот приснись мне в ту ночь покойник…).

В значении повелительного наклонения может употребляться инфинитив (Встать. Молчать. Убрать!). Может использоваться форма прошедшего времени (Быстро встал и вышел). Формы повелительного наклонения могут использоваться в форме сослагательного (Не пожалей б лиса).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации ч.р. Система ч.р. в русском языке

Части речи грамматические классы слов характеризующиеся совокупностью следующих признаков наличием общего категориального значения... Категориальное значение общее значение слов каждой группы которой обладают... Морфологические категории род число падеж вид время наклонение и т д МП образец модель словоизменения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущ. общего рода. Особенности употребления существительных типа врач, инженер. Существительные, не имеющие родового значения.
В русском литературном языке насчитывается около 200 существительных так называемого «общего» рода (ябеда, плакса, задира…). В зависимости от их отнесенности к лицу мужского или женского пола, они

Категория падежа имен сущ. Средства и способы выражения грамматического значения падежа.
Всякое предложение описывает какую-либо ситуацию. При этом то, что именно происходит, называет сказуемое, а разные существительные, связанные со сказуемым, называют участников ситуации

Основная грамматическая функция падежа. Значения падежей. Вопрос о количестве падежей в рус. языке.
Значение падежа – это та роль, которую словоформа играет в тексте с учетом ее синтаксической позиции и смыслового наполнения. Значение падежей можно представить в следующем виде:

Полная и краткая форма качественных прилагательных. Семантические, стилистические, грамматические различия полных и кратких форм.
Качественные прилагательные могут употребляться в полных склоняемых и кратких несклоняемых формах. Краткие формы образуются от полных посредством замены адъективных окончаний субстантивным

Степени сравнения качественных прилагательных.
Исходная форма качественного прилагательного называется положительной степенью (gradus positivus). Помимо исходной формы прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень (gradus comp

Субстантивация имен прилагательных.
Субстантивация – переход других частей речи в существительное. Существуют два подхода к вопросу о субстантивации прилагательных (узкий и широкий). При узком понимании говорят о полном переходе прил

Субстантивация прилагательных м.р.
Абсолютное большинство обозначают лицо. 1. Обозначения профессий и должностей (зодчий, окольничий, конюший, рулевой). 2. Названия лиц по какому-либо отличительному признаку:

Субстантивация прилагательных ж.р.
Как правило называют помещения (столовая, прихожая, кладовая, гостиная, проходная, диванная, буфетная, спальная). Названия официальных бумаг и грамот (накладная, докладная, закладная, исхо

Количественные числительные
В составе количественных существительных выделяется 39 слов, которые могут выразить абсолютно все числовые значение. Первая группа: единицы до 19 (19); вторая: названия десятков после первого (20-9

Склонение и особенности синтаксического употребления количественных числительных
Числительные сложились в языке недавно. В их склонении много разных разновидностей. Если максимально обобщить эти типы, то получится семь самостоятельных групп, не равноценных в количественном отно

Собирательные числительные
В русском языке существует 9 числительных: от двое до десятеро. Образуются от основ количественных числительных с помощью суффиксов –оj (двое, трое), с помощью суффикса –ер (остальные). Собирательн

Дробные числительные
Обозначают количество частей, на которое разделено некое целое, и число частей, которое взято из этого целого. Дробные числительные в языке не могут быть посчитаны, потому что каждая целая часть мо

Вопрос о порядковых числительных. Сходство и различие между порядковыми числительными и именами прилагательными.
Обозначают место предметов в счетном ряду. Как все адъективные слова порядковые числительные характеризуются теми же морфологическими и синтаксическими признаками, которые свойственны прилагательны

Лексико-грамматические разряды местоимений, их семантические и морфологические особенности.
Лексико-грамматические разряды местоимений В традиционной классификации местоимений выделяется 9 разрядов: личные, возвратное, указательные. притяжательные, вопросительные, относительные,

Морфологическая парадигма глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола (в широком смысле).
Глагол как часть речи объединяет слова со значением действия, процесса или состояния, протекающих во времени. Эти значения глагол выражает в категориях: 1. Вид; 2. Время;

Морфологическая парадигма глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Глагол имеет очень разветвленную систему форм. Морфологическая парадигма – это система всех словоформ той или иной части речи. Способность слова образовывать морфологическую парадигму называется сл

Инфинитив как исходная форма морфологической парадигмы глагола.
Инфинитив является исходной, т.е. словарной, формой глагола, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив является неизменяемой формой глагола. Он обозначает действие вне его отнош

Основы глагола и их роль в образовании глаг. форм.
Все глагольные формы образуются от двух основ, которые называются основа инфинитива и основа Н.в. ОИ (=основа прошедшего времени). ОНВ (совпадает с основой будущего простого времени). ОИ н

Спряжение как изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения.
В настоящем и будущем времени глаголы располагают двумя наборами окончаний, которые представляют собой первое и второе спряжение. I II 1

Правило А.А. Зализняка о правописании безударных гласных в основе инфинитива и в окончаниях личных форм глагола.
Зализняк отмечал, что существующее правило определения спряжения является неудовлетворительным. Оно позволяет сделать правильный выбор между –е или –и в личных окончаниях глагола только при условии

Видовая пара. Вопрос о чистовидовых приставках. Одновидовые глаголы. Способы глагольного действия.
Два глагола, различающиеся видом и совпадающие по лексическому значению, называются видовой парой. По способам образования видовой пары все глаголы могут быть разделены на 3 группы: а) соотноситель

Двувидовые глаголы. Особенности их контекстуального употребления. Представление двувидовых глаголов в словарях русского языка.
Двувидовые – это глаголы, у которых в одной лексеме заключено значение обоих видов и реализация видового значения зависит от контекста, например, женить: женить сына/женю сына через год, казнить: к

Категория времени
Выражает отношения действия к моменту речи – это главное исходное значение форм времени. Если действие прямо и непосредственно соотносится с временной шкалой, то это абсолютное значение времени. Ес

Значение и образование форм настоящего и будущего времени глагола.
Настоящее время 1. Обозначает действие, осуществляющееся в момент речи. 2. Образуется от ОНВ (пишу – пишут). 3. Изменяется по лицам и числам. Основное значение момента ре

Категория лица глагола. Глаголы с неполной личной парадигмой. Безличные глаголы.
Категорию лица имеют только формы НВ и БВ изъявительного наклонения. Формальным показателем категории лица является личное глагольное окончание. Личное глагольное окончание указывает на ли

Адъективация как процесс, представленный в формах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Причастия имеют общие признаки с глаголом и с прилагательным. Процесс перехода причастия в прилагательное называется адъективацией (Покрашенный рабочими пол – покрашенный пол – причастие в значении

Деепричастие как неспрягаемая форма глагола. Образование причастий сов. и несов. вида. Адвербиализация.
Неспрягаемая форма глагола. В предложении деепричастие выполняет функцию второстепенного сказуемого (Пес бежит за ней, ласкаясь). Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия.

Наречие. Разряды наречий по значению. Морф. и синт. признаки наречий. Образование наречий. Адвербиализация.
Наречие – самостоятельная знаменательная часть речи, но долго не признавали самостоятельной частью речи, так как они не изменяются. Наречие – часть речи, обозначающая непроцессуальный приз

Модальные слова и их место в морфологической системе русского языка. Междометия и звукоподражания.
Модальные слова признают особой частью речи далеко не все. Междометия – особая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Грамматически не связана с

Выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди , пойдём , говорите .

Значение

Индоевропейский праязык имел только три формы настоящего повелительного наклонения:

  1. с суффиксом -dhi (санскр. -dhi и -hi , др.-греч. -θι , ср. санскрит. crudhì , ihì , греч. κλῦθι, ἴθι - послушай, приди);
  2. чистая глагольная основа с тематическим гласным е в конце: пра-и.е. *bhere , санскр. bhára , гр. φέρε - «принеси»;
  3. такая же основа с вышеупомянутым суффиксом -tôd (санскрит. bháratâd , греч. φερέτω), употреблявшаяся первично во всех трех числах не только второго, но и третьего лица (такое употребление её встречается и в санскрите).

Отсюда можно вывести правдоподобное предположение, что и другие перечисленные выше формы повелительного наклонения некогда употреблялись для всех лиц и чисел без всякого изменения; выражая просто известное требование, без определенного отношения к какому-нибудь лицу, вроде теперешнего неопределенного наклонения в смысле повелительного: «молчать!» и т. п. Кроме этих исконных, древних форм, в смысле повелительного наклонения в индоевропейском праязыке употреблялись и формы так называемых:

  1. инъюнктива вроде санскрит. bhárata , bháraiam , греч. φέρετε, φέρετον и др.,
  2. сослагательного наклонения (санскрит. 1 л. мн. действ. bhárâma , средн. bhárâmahâi ),
  3. желательного (старослав. бери , берете ),
  4. изъявительного и даже неспрягаемых глагольных образований.

В английском языке

Основная статья: Повелительное наклонение (английский язык)

В славянских языках

В славянском языке формами старого повелительного наклонения можно считать только формы нетематических глаголов вроде виждь , яждь , даждь , веждь , русские вишь (вижь), ешь (вместо еж). Остальные славянские формы повелительного наклонения суть формы желательного .

Русский язык

В русском языке повелительное наклонение может образовываться синтетически (изменением формы или добавлением аффикса «-те») и аналитически (с помощью частиц «пусть», «пускай», «да» , «давай/давайте» ). Аффиксы, с помощью которых образуются синтетические формы (-и-, нулевой суффикс, -те ) интерпретируются по-разному: как суффиксы , окончания , частицы; некоторые учёные вообще не расшифровывают статус данных аффиксов .

II лицо единственного числа

II лицо множественного числа

Форма множественного числа образуется путём присоединения постфикса -те : верь - верьте, ляг - лягте, пой - пойте, давай - давайте.

I лицо множественного числа

Для некоторых глаголов встречается форма повелительного наклонения I лица множественного числа, иногда называемая побудительной. Она образуется от формы I лица множественного числа изъявительного наклонения добавлением постфикса -те : идёмте , споёмте , поедемте . Эта форма употребляется только в обращении ко многим лицам или к одному уважительно (на вы ).

См. также

Литература

  • Brugmann. Grundriss der vergl. Grammatik d. indogerman. Sprachen (т. II, 1315 и слл.);
  • Delbrück. Vergl. Syntax der indogerm. Sprach. (т. II, 357 сл.);
  • Thurneysen. Der idg. Imperativ (Kuhnes Zeilschr. f. vgl. Sprachforscb., XXVII);
  • Pott. Ueber die erste Person des Imperat. (Kuhn-Schlelcher, Beiträ ge zur vgl. Sprachf., т. I);
  • Madvig. De formis imperativi passivi (Kouenr., 1837 г., Opuscula, II);
  • Schmidt. Ueber den latein. Imperat. (Zeilschr. f. d. Gymnasialwesen, 1855, 422);
  • Ch. Turot. De l’imperatif futur latin (Revue de philol., IV);
  • Kern. Eine Imperativform im Got. (Kuhn’s Zeitschr. etc, XVI).