01.01.2024

Русский язык. Придаточное изъяснительное предложение


Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Цель урока: познакомить учащихся с придаточными изъяснительными предложениями, входящими в состав СПП

Задачи урока:

Обучающие : находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённых предложений; средства их связи с главным;правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными придаточными.

Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, память, внимание; развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

2.1.Вспомним:

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы делятся СПП?

Назовите средства связи в СПП.

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какое место занимает придаточная часть по отношению к главной?

2.2. Словарный диктант.

Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.

2.3.

Орфоэпическая разминка.

1) Поставить ударение в словах, записанных на доске, и правильно их произнести

таинство убранство

пахота красивее

мельком надолго

жемчуг прибывший

(В первом столбике во всех словах ударение падает на первый слог, во втором столбике - на второй слог)

2.4. Тест на повторение:

1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

2.Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

3.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. (ДА)

    Части СПП равноправны. (НЕТ)

    Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

    Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

    СП имеет 1 ГО (НЕТ)

    Средства связи в СПП – сочинительные союзы (НЕТ)

3.Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.

Постановка целей и задач урока.

    Вспомните второстепенные члены предложения?

    На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

3.1.Проанализируйте предложения по схеме:

А) Выделите грамматические основы.

Б)Объясните знаки препинания.

В)Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов.

Г)Сделайте вывод, заполнив таблицу.

1)Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним.

4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель.

5)Важно было то, что его никто не заметил.

6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.

Обратить внимание учеников на слова в главной части, нуждающиеся в разъяснении (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова слушали, не была уверена, сказал, казалось, важно было, известно . Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.

Разница между союзами и союзными словами. В шестом примере придаточная часть присоединяется союзным словом где, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства места. Во втором примере в роли союза выступает вопросительная частица ли

Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

3.2. Работа с учебником.

4. Тренировочные упражнения.

Записать предложения, указать СПП с придаточными изъяснительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски).

1..Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 2.Командир первой роты спросил, где кормить солдат..3.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише.

5.Закрепление изученного материала

5.1. Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)

Задание 1 Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое со

Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.

5.2. Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

= то , (что =).

2) Художник видит то, чего не видят остальные.

[…то…], (чего…).

3) За всё, что человек берёт , он платит собой.

[…, (что…),…].

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Что вы узнали о СПП с придаточным изъяснительным?

- Ответьте на вопросы:

Как я понял тему урока и как я работал на уроке, используя придаточные изъяснительные?

(-Я считаю, что я понял тему урока.

Я думаю, что я хорошо работал на уроке.

Я уверен, что эти знания мне пригодятся в дальнейшем.).

7 Домашнее задание.

Придаточные определительные

Основные виды придаточных предложений

Придаточная часть СПП. Основные виды придаточных предложений.

Указательные слова

Указательные слова – это определительные и указательные местоимения (тот, этот, такой, всякий ) и наречия (там, туда, тогда, так, потому, оттого ), которые являются членами в главной части СПП. Они служат для связи главной и придаточной частей ССП.

Примеры предложений:

Ствол сосны так блестел , будто весь был в смоле .

Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра .

Тот , кто любит родину, должен служить ей.

Яуверен в том , что наши детимир увидят в золотом расцвете.

О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть .

Придаточная часть СПП – это часть СПП, которая зависит от главной части и содержит в своём составе подчинительный союз или союзное слово. Придаточные предложения подчиняются главному.

Придаточная часть может пояснять :

СПП с придаточным определительным – это такое предложение, в котором придаточная часть относится к существительному или местоимению (тот, каждый, такой, весь, всякий ), стоящему в главной части. Придаточное определительное отвечает на вопросы определения, оно всегда расположено после главной части и присоединяется к ней с помощью союзных слов (который, чей, какой, куда, где, то, что, кто ). Примеры предложений:

В одном месте между утёсами был плоский берег , (который?) куда водой несло много ракушек . , (куда ).
Давно уже поспела полевая клубника , лакомиться (какой?) которой позволяли нам вдоволь. , (которой ).
Расскажи мне ту сказку , которуюлюбиламама . [ ту ], (которую ).
Встают на бумаге слова , (какие?) что полгода я в сердце берёг . , (что ).
Тот , (какой?) кто должен отвечать за других, быстро взрослеет . [ , (кто ) ].
Ядумал о людях , (о каких?) чья жизньбыла связана с этими берегами. , (чья ).

СПП с придаточным изъяснительным – это такое предложение, придаточная часть которого отвечает на вопросы косвенных падежей, и присоединяется к сказуемому, находящемуся в главной части. Придаточные изъяснительные могут стоять перед главной частью, после главной части и внутри главной части. Они присоединяются к главной части при помощи:



1) союзов (что, как будто, чтобы, когда, как ):

2) союзных слов (кто, откуда, то, где, когда, почему, что ):

2) частицы ЛИ в значении союза:

Внимание! Иногда в составе сказуемого глаголы есть, является могут отсутствовать, но они подразумеваются по смыслу. В таких случаях важно не перепутать типы придаточных предложений. Примеры:

Друг мне тот , кому могу всё говорить . Другом для меня является тот, (кто?) кому могу всё говорить . , (кому ). (придаточное изъяснительное)
Вы самый удивительный человек , (какой?) какого я когда-либо встречал . Выявляетесь самым удивительным человеком , (каким?) какого я когда-либо встречал. , (какого
Знание литературы и любовь к ней - это минимум , (какой?) который определяет культуру человека. Знание литературы и любовь к нейесть тот минимум , (какой?) который определяет культуру человека. , (который ). (придаточное определительное)

Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью - это такие предложения, в которых придаточная часть, относящаяся к слову (словосочетанию) в главной части и отвечающая на падежные вопросы, распространяет это слово. Главная часть, не законченная грамматически и лексически, непременно требует своего восполнения в виде придаточной изъяснительной.
Придаточные изъяснительные связаны со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражающими оценку, чаще всего способными к управлению (обычно это глаголы, но ими могут быть и существительные с указанными значениями, краткие прилагательные со значениями эмоционального или волевого состояния, слова категории состояния).
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи союзов что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли, а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что, чей и др.: Наведывалась тетя Граня, мыла, прибиралась, варила, ворчала на него, что мало двигается (В. Астафьев); И не видела Даша, какое лицо было у сестры. (А. Н. Толстой); Понятно, кто представал перед современниками в наилучшем виде (Н. Черкасов); Ты прав... Не знаю, где рожден (М. Лермонтов); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И. Крылов); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (А. Пушкин); Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу, и всегда приглашал к ней оркестр Рябова (А. Куприн); Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли (Э. Казакевич); Никто не знает, чья рука положила эти цветы (А. Куприн); Теперь, говорю, понятно, почему в прошлом году сошел поезд с рельсов (А. Чехов); Мне не хотелось бы рассказывать, сколько еще потом было у нас до осени неприятностей с нашей соседкой (В. Солоухин).
Функция изъяснительной придаточной части заключается либо в описательной замене отсутствующего в главной части члена предложения (подлежащего или дополнения): Потом он видел, как Николаев встал из-за карт (А. Куприн); Требовалось, чтобы в створе развернутых носков помещался ружейный приклад и чтобы наклон всех солдатских тел оказался одинаковым (А. Куприн), либо в конкретизации, наполнении содержанием определительных или указательных местоимений (тот, все, весь): Всю ночь поют в пшенице перепелки о том, что будет урожайный год (М. Исаковский); Молодость хороша тем, что она имеет будущее (Н. Гоголь); Тяжелее всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия (А. Чехов).
Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью могут иметь в главной части соотносительные слова. Функция этих слов неодинакова. Они могут использоваться в целях усиления, выделения, подчеркивания объекта речи, мысли, чувства и т. д. В таких случаях соотносительные слова не являются конструктивно обязательными: Важно было то, что его никто не заметил (М. Горький); Мысль о том, что в отцовском доме живут чужие, равнодушные люди, была невыносима (К. Паустовский); Шли [арестанты] вразброд, в беспорядке, и всех поражало то обстоятельство, что сбоку никто не толкает прикладами (В. Короленко). Такое соотносительное слово не является необходимым структурным элементом и может быть опушено.
Изъяснительной придаточной части требуют слова, преимущественно способные к управлению. Это глаголы (в том числе и причастия и деепричастия): Сошин сожалел, что не владеет кинокамерой (В. Астафьев); Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу (А. Пушкин); слова категории состояния: И ему почему-то становилось досадно, что разговор завершился так просто и так банально (В. Белов).
Кроме того, они могут прикрепляться к кратким прилагательным: Наивен, кто в любви искал покоя (С. Щипачев); Он уже был давно известен тем, что в другом городе и в другой труппе, играя в «Принцессе Грёзеgt;1 зеленого рыцаря, он упал и покатился в своих жестяных латах к рампе, громыхая, как огромный самовар (А. Куприн).
Итак, изъяснения требуют:
  1. глаголы, обозначающие восприятие (услышать, увидеть, почувствовать, ощутить и др.), волевое или эмоциональное состояние (решить, бояться, жалеть, радоваться и др.), сообщение (говорить, кричать, сообщать, объяснять, рассказывать и др.), мыслительную деятельность (думать, понимать, убеждаться, сознавать и др.), сообщение с эмоциональным оттенком (жаловаться, клясться, внушать, грозить, настаивать, угрожать и др.);
  2. управляющие имена прилагательные со значением эмоционального и волевого состояния (уверен, согласен, прав, счастлив, виноват и др.);
  3. слова категории состояния со значением оценки с точки зрения психологической, морально-этической, с точки зрения зрительного и слухового восприятия, а также со значением состояния с модальной окраской (жаль, больно, видно, слышно, нужно и др.).
Круг глаголов, способных присоединять изъяснительную часть непосредственно, очень ограничен (глаголы речи, мысли, чувства, восприятия, желания и др.). Больше того, даже Глаголы этих семантических групп не всегда допускают ее. Например, нельзя сказать: Оратор высказал, что...; выразил, что...; сочувствовал, что... и т. д. Возможность иметь изъяснительную часть определяется не только общими синтаксическими свойствами данных глаголов (способностью к управлению), но и семантической природой каждого слова и подчас его стилистическими свойствами.
Изъяснительная придаточная часть может быть и присуб- стантивной, однако имена существительные, нуждающиеся в изъяснении, очень ограничены своей семантикой. Это отвлеченные существительные со значением восприятия, волевых и эмоциональных состояний, мыслительной деятельности, речи и т. п. (слух, сообщение, известие, заявление, угроза, сознание, убеждение, уверенность, чувство, мысль и некоторые другие), связанные происхождением или семантикой с соответствующими глаголами и сохранившие способность к управлению: И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд (А. Куприн); Плоская мысль, что писательство - легкое занятие, до сих пор колом стоит в мозгах многих людей (К. Паустовский); Через некоторое время, однако, в единственную гостиницу зелено-розового Рамздэля явился расстроенный, промокший Мак-Ку с известием, что его дом только что сгорел дотла (В. Набоков).
Такие изъяснительные придаточные части осложняются определительным оттенком значения, что связано с морфолого-синтаксической природой имени существительного.
Изъяснительные придаточные могут относиться к словосочетаниям, по значению соответствующим глаголам: дать слово, делать вид, иметь в виду, ставить в вину (заслугу), упускать из виду, прийти к заключению, а также к словам-предложениям: спасибо, слава богу и др.: «Слава богу, что могу ехать», - сказал князь Андрей (JI. Толстой); Он дал слово, что уедет первого июля, не раньше (А. Чехов).
Придаточные изъяснительные обычно помещаются после главной части или в середине, но всегда после слов, к которым они относятся.
Вынесение придаточной изъяснительной в начало предложения создает инверсию: Что волки жадны, - всякий знает (И. Крылов).
Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главной части дополнения: Бреясь, он всматривался в свое лицо, в блеск выспавшихся глаз и празднично и весело думал (о чем?), не отпустить ли ему тонкие усики (Ю. Бондарев). Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопрос именительного падежа, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главной части подлежащего: Было удивительно (что?), что об этом до сих пор никто ничего не слышал.
На этом основании некоторые грамматисты различают придаточные дополнительные и придаточные подлежащ- ные, указывая, что, наряду с общими чертами соответствующих разновидностей Изъяснительных придаточных частей (структурно-семантическая неполнота главной части и необходимость изъяснительного распространения того или иного слова в ней), между ними имеется и существенное различие - самая структура главной части. В одном случае главная часть или имеет в своем составе подлежащее и нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Я хочу, чтобы он уехал), или, будучи безличной, не допускает в своем составе подлежащего и тоже нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Мне хочется, чтобы он уехал), в другом же - главная часть не допускает при себе управляемого члена и нуждается в распространении именно подлежащим (Важно, чтобы он уехал).
Необходимо отличать сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной частью от простого предложения, осложненного вводным словом или предложением. Формальным отличительным признаком является наличие союза или союзного слова в сложноподчиненном предложении и отсутствие его в простом. Ср.: Им казалось, что они опять стали маленькими девочками, попали в дом к волшебнику, но он обернулся старым сердитым художником в бархатной куртке (К. Паустовский). - Листья всё падали и падали. и этому, казалось, не будет кониа (К. Паустовский). Ему казалось, что в одесском воздухе к запаху бури примешан слабый запах жаровен, спирта, миндаля (К. Паустовский). - Она была совсем рядом. Казалось, в нее можно было окинить руку (К. Паустовский).

Лангольф Нина Валентиновна

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных

Предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:

  • обучающие формирование умений:
  1. находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
  2. расставлять знаки препинания;
  3. составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
  • развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
  • воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная

План урока.

1. Индивидуальные задания (карточки):

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация.
  1. Повторение изученного материала. Проверка дом/ задания (карточка)

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.(СПП с прид. обс условия)

2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)

3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.(СПП с прид обст цели)

4. Как птица создана для полета, так человек для работы.

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки (Подготовка к ОГЭ) (в паре) № 3, №7

1.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ? (

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

Ответ: 1

3. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. Ответ (4)

  1. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
  1. Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.
  2. Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.
  3. Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.
  4. От этого воздуха часто болела голова.

Ответ: 1

3. (4.) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4)Он был рад, что мать не видит его слёз . Ответ (1)

7 .1 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Ответ: рыцарем без имени

2.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - нападали с ожесточением

7.3.Замените словосочетание хоровой коллектив построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - коллектив хора

  1. 4.Замените словосочетание железной трубки, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - трубка из железа

5.Замените словосочетание дни после войны , построенное на основе связи управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: послевоенные дни

7.6. Замените словосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ танки немцев

3.Фронтальный опрос. (работа в паре)

1. На какие виды делятся СПП по их значению? (работа в паре)

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).

Тест на повторение: (индивидуально)

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

  1. Части СПП равноправны. (НЕТ)
  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
  3. Какое – это придаточное (определительное)
  1. Изучение нового материала.

Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными

Находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

Определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

составлять схемы предложений с указанными придаточными;

Различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
  1. Работа с таблицей

Презентация опорной схемы

IV. Первичное закрепление

  1. Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). , (насколько).

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.

4. Известно (), что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны, всякий знает ().

6. Сколько он так просидел, трудно сказать ().

7. Ты говоришь, (о чем?) что теплой дождемся весны.

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.

Физкультминутка .

Начинаем шаг на месте.

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит – мы пришли

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох.

Вдох, выдох.

V. Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант.

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
  2. Казалось, что город устал от зимы.
  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.
  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
  10. Дом, в котором я живу, находится в новом районе

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. (придаточные определительные)

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. (придаточные изъяснительные)

2. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией, но и дополнял характеристику скульптурного облика.

  • ВАЯТЕЛЬ,-я; м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
    Скульптор. Античные ваятели (Ваять- лепить из глины или высекать из камня

художественное произведение.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

  1. Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;
  2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

  1. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся .

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

  1. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

  1. В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI. Рефлексия деятельности на уроке повторил…

Узнал…

Сегодня на уроке я научился… познакомился… понял…

Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением речи, мысли, действия в главной части СПП.

Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы … косвенных падежей

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи

подчинительных союзов и союзных слов. Дз

Д/з

Подготовка к ОГЭ

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 (1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)

12 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(1,2- вводная конструкция)

3.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался . (3,4)

1. Индивидуальные задания (карточка):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Задание 2. Объяснить все оставшиеся знаки препинания.


В русском языке имеют неоднородную структуру, разные средства связи и оттенки значения. Придаточные части в них делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Придаточные изъяснительные

Как и все типы изъяснительным строится по принципу смысловой и структурной неполноты в главной части, что является необходимым условием наличия придаточной как дополняющего и поясняющего компонента. У синтаксических конструкций этого типа в главной части, как правило, отсутствует один из членов: подлежащие или дополнение. Задача придаточной части - восполнить недостающие элементы, пояснить их, если нужно, распространить: Долгими промозглыми ночами мне мечталось о том, что однажды пригреет солнце, наступит весна, и весь этот ад холода и сырости покинет нас хоть на какое-то время.

Придаточное изъяснительное предложение присоединяется к главному с помощью и союзов: насколько, где, что, сколько, чтобы, как будто и др. Основной тип связи между двумя частями - управление: глагольные формы главного управляют грамматическими формами других членов придаточного: Тот наивен и глуп, кто считает, что подлеца можно исправить, перевоспитать.

Придаточное изъяснительное требуется в главной части которого есть:

1. Глаголы лексико-семантических групп:

  • «восприятие»: ощутить, услышать, почувствовать и др.;
  • «эмоциональное-психологическое состояние»: хотеть, скучать, радоваться, грустить, сожалевать и др.;
  • «говорения»: пояснить, договориться, рассказать, кричать, вопить, говорить и др.;
  • «мыслительный процесс»: считать, понимать, думать и др.;
  • «эмоциональное сообщение»: угрожать, молить, жаловаться.

2. Прилагательные, выполняющие функцию управления и выражающие разные оттенки эмоциональных состояний: счастлив, согласен, виноват .

3. Модально-предикативные единицы: нужно, больно, жаль .

В изъяснительное всегда находится после определяемых слов. Этот критерий является главным ограничением. Место придаточного может быть после главного или же внутри него: О том, что многие законы природы перестают работать, учёные вновь серьёзно заговорили в последнее время.

Лексические группы СПП с придаточными изъяснительными

Союзы, которые присоединяют придаточную часть к главной, помогают выразить некоторые смысловые отношения, возникающие между конструкциями СПП, например:

  1. Придаточное изъяснительное с союзом что повествует о фактах, которые реальны и имеют место быть: Я не ошибся в утверждении, что гроза начнётся не раньше вечера.
  2. Союз как в СПП относится к тем словам в главном предложении, которые связаны с выражением мыслительных процессов и восприятия: Мы заметили, как из общей массы конников выделился один и поскакал чуть поодаль.
  3. Придаточное изъяснительное, присоединённое к главному союзами словно, как будто, как бы и др. придают предикативной единице общий оттенок смысловой неуверенности, элемент предположительности того, о чём в нём сообщается: Ему показалось, будто мать им не совсем довольна.

Таких дополнительных оттенков, естественно, достаточно много. Благодаря им, расширяются коммуникативно-информационные рамки сложноподчинённых предложений и увеличивается их общее количество в нашей речи.