31.12.2023

Этнический состав южной америки. Америка: население континента, его происхождение и особенности Число жителей в южной америке


Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытнообщинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы, прежде всего, подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

Народы тропических лесов и саванн:

Коренное население: араваки, карибы, тупи-гуарани жес.

Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство, у некоторых племен - садоводство. Охота и собирательство играют второстепенную роль. Основные сельхозкультуры: кукуруза, маниока, тыква, батат, бобы, хлопчатник, табак. В рыболовстве используются различные ловушки, сети, ставятся изгороди, отравляют водоемы. Охотились на обезьян, птицу, реже на оленей и тапиров. Орудия охоты: лук, стрелы, дротики, копья с металлическим наконечником, отравленные стрелки, духовое ружье. Собирали фрукты, орехи, моллюсков, черепашьи яйца. Были развиты ремесла: обработка дерева, камня, изготовление орудий труда, гончарство, плетение. Основная пища: рыба, реже мясо. Средства передвижения: долбленые лодки, большие плоты с навесом, вмещавшие до 50 человек. Одежда: до прихода европейцев почти отсутствовала: пояс, набедренные повязки из луба. Были распространены украшения, раскраска тела и татуировка. Жилище представляло собой один большой дом, где жили до 100 человек. У каждой семьи был свой очаг. Дома были прямоугольными или округлыми в плане с двускатной крышей из пальмовых листьев, также существовала коническая крыша. Наиболее отсталые племена жили в шалашах, ставили ветровые заслоны. Социальная организация: общественной единицей была община. Земля и крупные орудия труда принадлежали общине, личные предметы после смерти человека либо уничтожались, либо погребались с умершим. Были развиты рациональные знания: ботаника, зоология, география, астрономия, они составляли карты и чертежи. Верования: анимизм, промысловые культы. Они верили в переселение душ, существовали жертвоприношения. Также устраивались различные празднества, играли на различных инструментах, устраивали соревнования.

Народы Льянос Ориноко:

На этой территории проживали отсталые кочевые племена. Они говорят на обособленных языках. Основными занятиями были охота, собирательство, рыболовство. В основном собирали растительную пищу. Некоторые племена не имели жилищ, иногда делали примитивные ветровые заслоны, шалаши. В дождевой сезон индейцы сооружают полусферические хижины, покрытые пальмовыми листьями. Одежды было минимум, иногда носили набедренные повязки. Социальная организация: живут первобытным строем. Во главе группы стоял вождь. Его звание переходит по материнской линии. Существовала экзогамия - запрет браков внутри родственной группы. Верования: вера в культ природы, существовали дух луны (создатель мира и людей), дух подземного мира (злая сила). Выделялись шаманы, чаще ими были женщины.


Народы Чакон:

Это территория Боливии, Аргентины, Парагвая. Народы: араваки, маскои, тупи, матако.

Основными занятиями были собирательство (растительная пища, личинки, побеги и плоды, мед диких пчел) и охота на страусов, тапиров, ягуаров. Орудия охоты: дубинки, копья, лук, стрелы. Было развито рыболовство, для этого использовались сети, ловушки. Незначительно развито мотыжное земледелие, выращивали тыкву, бобовые, кукурузу, табак, хлопья. Одежда: плащевидные накидки из шкур и хлопка, набедренные повязки из меха. Носили украшения, ожерелья из перьев, раковин, браслеты. Была распространена окраска тела, татуировка. Жилище: плетеные хижины полусферической формы. Они располагались по кругу или параллельными рядами. Социальная организация: существовало социальное расслоение. Выделялись группы воинов, зависимы и рабы. Во главе стоял вождь, он мог иметь нескольких жен. Существует парный брак. Юноши и девушки при вступлении в половую зрелость проходили обряд инициации. Религия: вера в культ природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение. Проводились обряды, ритуалы лечения и похорон. Они сопровождались танцами.

Народы Пампы и Патагонии :

Коренное население: патагонцы. Они занимались охотой и собирательством. Орудия охоты: лук, стрелы. Домашним животным была лама. Развивалось ремесло: ткачество, плетение, изготавливали оружия, седла, серебряные украшения, ножи. Жилище: каркасное, накрытое шкурой ламы. Одежда была из шкур. Мужчины носили штаны и рубаху, плащ, женщины - кожаный передник, плащ. Пища: мясо, различные плоды. Социальная организация: общественная единица - община из групп по 30-40 семей. Во главе общины стоял вождь. Практиковался парный брак. Девушки проходили обряд инициации. Верования: вера в духов природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение.

Народы Центрального Чили:

Коренные народы: арауканы, чанго. Основные занятия: скотоводство, рыболовство, подсечно-огневое земледелие. Землю обрабатывали плугом. Охота была слабо развита. Орудия охоты: лук, стрелы. Ремесла: плетение, гончарство, обработка дерева, кожи. Одежда: плащ, повязки из кожи. Жилище было округлой формы с конической крышей. Социальное устройство: в обществе выделялись вожди, воины, рабы. Религия: тотемизм, шаманизм, анимизм.

Народы о. Огненная земля:

Коренное население: она, алакалуфыы. ямоны. Основными занятиями были собирательство (плоды, коренья), охота на птиц, ламу, морских животных. Основные орудия: гарпуны, лук, стрелы. Традиционная одежда была из шкур, утварь изготовлялась из кости, камня. Жилище представляло собой наземные, каркасные хижины. Социальная организация: общественная единица - община из 2-3 семей. Общины объединялись в роды. Браки были экзогамными. Верования: анимизм, шаманизм. Существовали сложные обряды инициации.

Народы Южной Америки до европейского завоевания

Обширные пространства Южной Америки были заселены племенами с примитивной техникой, принадлежавшими к различным языковым семействам. Таковы были рыболовы и собиратели Огненной Земли, охотники степей Патагонии, так называемой пампы, охотники и собиратели восточной Бразилии, охотники и земледельцы лесов бассейна Амазонки и Ориноко.

Огнеземельцы

Огнеземельцы относились к числу самых отсталых племён мира. На архипелаге Огненная Земля обитали три группы индейцев: селькнам (она), алакалуфы, ямана (яганы).

Селькнам жили в северной и восточной части Огненной Земли. Они охотились на ламу-гуанако и собирали плоды и коренья диких растений. Их оружием были лук и стрелы. На островах западной части архипелага обитали алакалуфы, занимавшиеся рыбной ловлей и сбором моллюсков. В поисках пищи они проводили большую часть жизни в деревянных лодках, передвигаясь вдоль берегов. Меньшую роль в их жизни играла охота на птиц при помощи лука и стрел.

Ямана жили отдельными родами, называвшимися укур. Этим словом обозначали и жилище и обитавшую в нём общину сородичей. В отсутствие членов данной общины их хижина могла быть занята членами другой общины. Собрание многих общин происходило редко, большей частью в том случае, когда море выбрасывало на берег мёртвого кита; тогда, обеспеченные пищей на долгое время, ямана устраивали празднества. В общине ямана не существовало расслоения, старейшие члены группы не пользовались властью над сородичами.

Индейцы пампы

Ко времени вторжения европейцев индейцы пампы были пешими бродячими охотниками.Основным объектом охоты и источником пропитания были гуанако, на которых охотились с бола - связкой ремней с прикреплёнными к ним тяжестями. Постоянных селений у охотников пампы не существовало; на временных стойбищах они возводили палатки-навесы из 40-50 шкур гуанако, которые служили жильём для всей общины. Одежда изготовлялась из кожи; главной частью костюма был меховой плащ, который стягивался на талии поясом.

Патагонцы жили и кочевали небольшими группами кровных родственников, объединявшими по 30-40 брачных пар с их потомством. Власть вождя общины сводилась к праву давать распоряжения при переходах и на охоте; вожди охотились наряду с другими. Самая охота носила коллективный характер.

В религиозных представлениях индейцев пампы значительное место занимали анимистические верования. Патагонцы населяли мир духами; особенно развит был культ умерших родичей.

Арауканы жили в южной части центрального Чили. Находясь под влиянием племён кечуа, арауканы занимались земледелием и разводили лам. У них были развиты выделка тканей из шерсти ламы-гуанако, гончарное дело и обработка серебра. Южные племена занимались охотой и рыбной ловлей. Арауканы прославились упорным сопротивлением, которое они оказывали европейским завоевателям в течение более 200 лет.В 1773 г. независимость Араукании была признана испанцами. Лишь в конце XIX в. колонизаторы завладели основной территорией арауканов.

Индейцы Восточной Бразилии

Племена группы же, обитавшие на территории Восточной и Южной Бразилии, - ботокуды, канелья, кайяпо, шаванты, каинганг и другие, более мелкие, занимались преимущественно охотой и собирательством, совершая переходы в поисках дичи и съедобных растений. Наиболее типичными для этой группы были ботокуды, или боруны, которые до вторжения европейских колонизаторов населяли побережье, а позже были оттеснены в глубь страны. Главным их орудием был лук, с которым охотились не только на мелких животных, но и на рыбу. Женщины занимались собирательством. Жилищем ботокудов служил заслон от ветра, крытый пальмовыми листьями, общий для всего кочевья. Вместо посуды они употребляли плетёные корзины. Своеобразным украшением ботокудов были вставлявшиеся в прорезы губ маленькие деревянные диски - «ботока» по-португальски. Отсюда и наименование ботокудов.

Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко

В начальный период европейской колонизации в северо-восточной и центральной части Южной Америки жили многочисленные племена, принадлежавшие к разным языковым группам, главным образом к аравакам, тупи-гуарани и караибам. Занимались они большей частью подсечным земледелием и жили оседло.

Племена тропических лесов занимались подсечно-огневым земледелием. Мужчины подготовляли участки, разводили костры у корней деревьев и подрубали ствол каменными топорами. После того, как деревья высыхали, их валили, ветки сжигали. Выращивали корнеплод маниоку, кукурузу, батат, бобы, табак, хлопчатник.

Индейцы бассейна Амазонки и Ориноко жили родовыми общинами и вели общее домохозяйство. У многих племён каждая община занимала одно большое жилище, составлявшее всё селение. Такое жилище представляло собой круглое или прямоугольное сооружение, крытое пальмовыми листьями или ветками. Стены были из столбов, переплетённых ветками, их обкладывали циновками и обмазывали. В этом коллективном жилище каждая семья имела свой очаг. В коллективном владении общины находились охотничьи и рыболовческие угодья.

IIДревние народы Мексики и Центральной Америки

Центральная Америка

В физической географии под Центральной Америкой чаще всего понимают часть североамериканского континента от перешейка Теуантепек до Панамского перешейка (иногда территорию продлевают за пределы обоих перешейков по разным соображениям - например, проводят северную границу по границе Неотропической зоны).

Народы южной части северного континента и Центральной Америки создали развитую земледельческую культуру и на её основе высокую цивилизацию.

Данные археологии, находки каменных орудий и скелета ископаемого человека, говорят о том, что на территории Мексики человек появился 15-20 тыс. лет тому назад.

Центральная Америка является одной из наиболее ранних областей культуры кукурузы, бобов, тыквы, помидоров, зелёного перца, какао, хлопчатника, агавы, табака.

Население размещалось неравномерно. Районы оседлого земледелия - в центральной Мексике и на нагорье южной Мексики - были густо населены. В районах с преобладанием переложного земледелия (например, на Юкатане) население было более распылено. Большие пространства северной Мексики и южной Калифорнии были редко заселены бродячими племенами, занимавшимися охотой и собирательством.

Майя - единственный народ Америки, оставивший письменные памятники. История майя развивалась на севере Юкатана.Основным видом производства у майя было подсечно-огневое земледелие.

Пищу животного происхождения майя получали от охоты и рыболовства. Домашних животных у них не было. Охота на птиц велась при помощи метательных трубок, стрелявших глиняными шариками. Боевым оружием являлись также дротики с кремнёвыми наконечниками. Лук и стрелы майя заимствовали у мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

Жители селения майя составляли соседскую общину; обычно её членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Другие работы - охота, рыбная ловля, добыча соли - выполнялись сообща, но продукты делились.

У майя была патриархальная семья, владевшая собственностью. Чтобы получить жену, мужчина должен был некоторое время работать на её семью, затем она переходила к мужу.

В религии майя к началу XVI в. древние верования отступили на задний план. Жрецы к этому времени уже создали сложную богословскую систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Религиозные верования майя включали в себя и примитивные образные представления о природе.

Майяпан после 1441 г. был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя - люди ица обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица (Тайя-Саль), который оставался недоступным испанцам до 1697 г Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541-1546 гг. европейскими завоевателями, подавившими героическое сопротивление майя.

Тольтеки Теотиуакана

В долине Мехико, по преданиям, первым многочисленным народом были тольтеки. Ещё в V в. тольтеки создали свою цивилизацию, прославившуюся монументальными архитектурными сооружениями Тольтеки, царство которых существовало до X в., принадлежали по языку к группе науа. Крупнейшим их центром был Теотиуакан, развалины которого сохранились до настоящего времени к северо-востоку от озера Тешкоко. Тольтеки возделывали уже тогда все те растения, которые испанцы застали в Мексике. Они изготовляли из хлопкового волокна тонкие ткани, их сосуды отличались разно образием форм и художественной росписью. Оружием служили деревянные копья и палицы с вкладышами из обсидиана (вулканического стекла). Из обсидиана же вы тачивались ножи.

Жилые поселения. В нескольких километрах от Теотиуака-на находятся остатки одноэтажных домов из необожжённого кирпича. Каждый из них состоит из 50-60 комнат, расположенных вокруг внутренних двориков.

Общественный строй тольтеков неясен Судя по различиям в одежде и украшениям из золота и серебра, нефрита и порфира, знать сильно отличалась от рядовых членов общества; особенно привилегированным было положение жречества. Сооружение огромных, богато украшенных культовых центров требовало труда масс общинников и рабов, вероятно из военнопленных.

Сапотеки

Под влиянием культуры Теотиуакана находился народ Южной Мексики - сапотеки. Около города Оахака, где была столица сапотеков.Сложный и богатый погребальный культ, о котором можно судить по гробницам, свидетельствует о том, что знать и жречество находились в привилегированном положении. Скульптуры на керамических погребальных урнах интересны изображением одежды знатных лиц, в особенности пышных головных уборов и гротескных масок.

Чибча, или муиска

Группа племён языковой семьи чибча, обитавшая на территории нынешней Колумбии в долине реки Богота, известная также под названием "муиска", создала одну из развитых культур древней Америки.

Долина Боготы и окружающие её горные склоны богаты естественной влагой; вместе с мягким ровным климатом это способствовало образованию здесь густонаселённых районов и развитию земледелия. Страна муиска была заселена в глубокой древности примитивными племенами аравийской языковой семьи. Племена чибча проникли на территорию нынешней Колумбии из Центральной Америки, через Панамский перешеек.

Ко времени вторжения европейцев муиска выращивали многие культурные растения: на горных склонах картофель, кинуа, кукурузу; в тёплой долине - маниоку, батат, фасоль, тыкву, томаты и некоторые фрукты, а также хлопчатник, табак и кустарник коку. Землю обрабатывали примитивными мотыгами - сучковатыми палками. Домашних животных, кроме собак, не было. Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота, как единственный источник мясной пищи.

Большим достижением их культуры было ткачество. Из хлопкового волокна пряли нити и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки. Одеждой муиска служили плащи - полотнища из этой ткани. Дома строили из дерева и камыша, обмазанного глиной.

Муиска жили патриархальными семьями, каждая в особом доме. Брак совершался с выкупом за жену, жена переходила в дом мужа. Была распростронена полигамия; рядовые члены племени имели по 2-3 жены, знатные - по 6-8, а правители - по нескольку десятков.

Этнический состав населения Южной Америки весьма пестр: потомки переселенцев из Европы, метисы (потомки от браков белых и индейцев), мулаты (потомки от браков белых и негров), индейцы, китайцы и др. Большинство населения материка составляют метисы и мулаты. Сохранилось и довольно много представителей коренных народов, чьи предки населяли Южную Америку ещё до её завоевания испанцами и португальцами.

Наиболее однородны по национальному составу переселенческие страны - Аргентина, Уругвай, Чили. Наибольшая доля индейского населения в Боливии (63%) и Гватемале. Южная Америка относится к числу регионов с быстрым ростом населения (около 20 %), что обусловливает "молодость" жителей в большинстве государств. Основные районы концентрации населения - побережье океанов, острова Вест-Индии, некоторые горные территории. Обширные области бассейнов Амазонки, Ориноко, Парагвая, напротив, заселены редко.

Индейцы Южной Америки оказали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население сохранилось до нашего времени только в самых труднодоступных районах материка - в амазонской сельве (народы бороро, ботокуды, гуахибо и др.), во влажных экваториальных лесах на севере Тихоокеанского побережья (чоко, эмбера) и в горных "медвежьих углах" (мотилоны, араваки, яганы), принеся в XX в. первобытные традиции.

Большинство южноамериканских стран - бывшие колонии Испании. По Тордесильясскому договору 1494 г. линия раздела сфер испанского и португальского влияния в Новом Свете была установлена примерно по 4б° 30" западной долготы: к Португалии отошла только северо-восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Хотя в дальнейшем Бразилия переступила этот рубеж, продвинув свои границы далеко на запад от первых португальских поселений, она осталась единственным государством в Южной Америке, в котором основной язык - португальский.

Образовавшаяся на стыке владений Испании и Португалии не занятая никем территория между болотами дельты реки Ориноко и устьем Амазонки привлекла внимание других европейских держав, вступивших на путь колониальных захватов. Позднее этими землями завладели Великобритания, Нидерланды и Франция.

Южноамериканские страны сильно различаются по этническому составу населения. В андийских странах преобладают индейцы и метисы. Самая "индейская" из этих стран - Боливия, где народы кечуа и аймара составляют большинство населения. В соседних Перу и Эквадоре примерно каждый второй житель - кечуа и очень много метисов. Метисы составляют большинство населения и в равнинном Парагвае, где почти все говорят не только на испанском, но и на индейском языке гуарани.

В Бразилии и странах Карибского бассейна - Венесуэле и Колумбии, куда для работы на плантациях тысячами завозили африканских невольников, много людей с чёрным цветом кожи. Почти каждый четвёртый житель Бразилии - мулат, а в её северо-восточном районе - "колыбели" плантационного хозяйства, мулаты и негры составляют 3/4 жителей. Но есть страны, где они встречаются очень редко, например Перу; здесь рабов-негров совсем не использовали на сельскохозяйственных работах.

В странах поздней колонизации, массовое заселение которых началось во второй половине XIX столетия, - Аргентине и Уругвае - преобладают потомки европейских иммигрантов; индейцы, метисы и мулаты составляют в них менее 10 % населения. В отличие от андийских стран, в колонизации которых участвовали в основном выходцы из Испании, состав переселенцев из Европы был здесь более пёстрым: приезжало много итальянцев, немцев, славян, в том числе и эмигрантов из России. Они предпочитали селиться вместе, образуя замкнутые национальные колонии.

От бывших испанских и португальских колоний по этническому составу заметно отличаются Суринам и Гайана, где много выходцев из Азии (в основном индийцев, которых использовали в качестве рабочей силы на плантациях). В южноамериканских странах можно встретить и людей с арабскими именами. Переселенцы с Ближнего Востока не столь многочисленны, но благодаря своей активности (большинство из них - торговцы и предприниматели) они смогли добиться высокого положения на новой родине и даже стали первыми лицами государства. Так, в 90-х гг. XX в. президентом Аргентины стал Карлос Сауль Менем, а Эквадора - Джамиль Мауад Витт; они оба - сыновья иммигрантов-арабов. Особенно активно заявляют о себе в последнее время японцы, которые оказались в Южной Америке в период более поздней иммиграции, в 30 - 40-х гг. XX в. Один из них - Альберто Фухимора - в 1990 г. был избран президентом Перу, а в 1995 г. переизбран на второй срок.

Бразилия - самая большая по площади южноамериканская страна и одна из самых пёстрых по этническому составу стран Южной Америки, хотя 95 % её жителей именуют себя просто бразильцами (большинство из них католики).

Первые португальские колонисты, прибывшие в Бразилию в 16 в., испытывали нехватку рабочей силы на плантациях сахарного тростника. Поскольку попытки порабощения местных индейцев не увенчались успехом, пришлось привозить невольников из Африки. По оценкам, с середины 16 в. до отмены рабства в 1888 в Бразилию было ввезено 4 млн. невольников.

По происхождению они разделяются на три группы: в первую входят мусульманские племена хауса, манде и фулани из западного Судана; во вторую - йоруба, фон, фанти и ашанти из прибрежных районов западной Нигерии, Бенина и Ганы; в третью - бантуязычные племена Анголы и Мозамбика. В Бразилии невольники ассимилировались, сохранив при этом отдельные элементы коренных африканских культур.

Португальцы, открывшие и колонизировавшие Бразилию, были сравнительно малочисленной нацией, которая в 16 в. насчитывала всего 1 млн. человек. В Португалии труд африканских невольников использовался еще до открытия Америки. Поэтому португальцы довольно терпимо относились к чернокожим людям и смешанным бракам.

Постоянные контакты африканцев, индейцев и белых способствовали созданию смешанной бразильской культуры. Ее основу составляют португальский язык и культура, вобравшие в себя множество элементов африканских и индейских культур.

В 19-20 вв. в Бразилию хлынули переселенцы из других европейских стран, однако доля португальцев в составе иммигрантов оставалась достаточно высокой.

На северо-востоке страны преобладают негры и мулаты, потомки завезённых для работы на плантациях невольников из Африки. Считается, что именно благодаря африканскому влиянию бразильский диалект португальского языка гораздо мягче и напевней португальского, распространённого в метрополии. В Амазонии много метисов-кабокло и сохранились ещё довольно многочисленные индейские племена. На юго-востоке и юге проживают европейские иммигранты, прибывшие из разных стран Старого Света. Особенно тесно связаны с Европой южные районы, где, например, во время восстания фаррапус (порт, "оборванцы") - нищих батраков и пастухов-гаучо - в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. повстанцами командовал знаменитый итальянский революционер Джузеппе Гарибальди.

Любопытно, что представители разных народов, приезжавшие в Бразилию, старались осесть на местности, которая напоминала бы им родину, и придерживались на новой земле своих обычаев. Так, например, в южных штатах - районе поздней европейской иммиграции - итальянцы селились по склонам холмов, где и сейчас занимаются виноградарством. В поселениях славян - поляков, чехов, украинцев и русских - большие территории распаханы под поля пшеницы. Немцы выращивают овощи и разводят свиней. Город Нову-Амбургу (Новый Гамбург), в окрестностях которого были сосредоточены самые крупные немецкие колонии, стал основным центром кожевенно-обувной промышленности. Последней волной эмиграции стало переселение японцев, которые возделывают рис на пойменных землях и прибрежных низменностях штата Риу-Грандиду-Сул.

Еще в начале колониального периода численность коренных жителей Бразилии - индейцев резко сократилась. Лишь немногие из них выжили в иезуитских миссиях; другие, уцелевшие в сражениях с португальцами, чтобы не попасть в рабство, бежали в лесные дебри на западе страны; часть индейцев погибла от европейских инфекционных болезней, часть подверглась ассимиляции. Некоторые индейские племена живут в изоляции в отдаленных и труднодоступных районах, но число таких общин уменьшается по мере освоения западных районов страны. Контакты с европейцами имеют пагубные последствия для коренного населения, принося болезни и разрушая окружающую среду.

Еще одна страна южноамериканского континента - Аргентина. Землю, где ныне находится Аргентина, в древности заселяли племена индейцев: пампа, пуэльче, тэуэльче, атака-ма, чонеки. Когда в начале XVI в. на эту территорию ступили первые европейцы, она уже была завоёвана инками и входила в их обширную империю, раскинувшуюся на просторах не только современной Аргентины, но и Боливии, Чили, Эквадора, Колумбии. Индейские племена, обитавшие на территории Аргентины, жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием. С того момента, когда поднявшийся вверх по Ла-Плате Педро де Мендоса основал в 1536 г. город Буэнос-Айрес, началась испанская колонизация страны. Первоначально въезд в неё разрешался только испанцам и неграм - рабам из Африки. В середине XIX столетия, когда запрет был снят, сюда хлынул мощный поток эмигрантов из Европы. Больше всего приехало итальянцев, но переселялись также немцы, поляки, украинцы и русские. Аргентинская нация складывалась из разнородных элементов, но её объединял испанский язык, на который оказал некоторое влияние язык индейцев кечуа.

В отличие от некоторых других стран Южной Америки, в населении Аргентины доминирует европеоидный элемент - потомки испанских колонистов и эмигрантов из стран Европы, преимущественно из Италии. Коренные жители Аргентины и других районов восточного побережья не создали развитой цивилизации наподобие инкской, сохраняли общинно-родовые отношения и вели кочевой образ жизни. Первые испанские поселенцы проникали на эту территорию тремя путями: морским через Буэнос-Айрес и сухопутными - из Чили, преодолев Анды, и из Перу, через территорию современной Боливии.

Правящие классы и образованная часть общества сохраняли испанские традиции и образ жизни; владея огромными поместьями и рудниками, они отличались высоким уровнем культуры и утонченностью. От союзов испанцев с индейскими женщинами рождались метисы, составлявшие значительную часть населения. Такое смешанное - испано-индейское - происхождение имели знаменитые гаучо - наездники и скотоводы, обитавшие в Пампе и сыгравшие в истории Аргентины примерно такую же роль, как ковбои в США.

Превращение Аргентины из страны метисов в страну с преимущественно белым населением произошло в конце 19 - начале 20 в. Начало этого процесса связывают с именами мыслителей-позитивистов Доминго Фаустино Сармьенто, Хуана Баутисты Альберди и Бартоломе Митре. Разработанная ими концепция развития страны предусматривала увеличение доли населения с европейскими корнями (путем усиленной иммиграции из Европы) и постепенную ассимиляцию метисов-гаучо. Аргентинский социолог Хосе Инхеньерос приводит следующие данные: в 1852 население Аргентины составляло приблизительно 800 тыс. человек, в т. ч.552 тыс. метисов, 100 тыс. индейцев, 15 тыс. негров, 110 тыс. мулатов и 22 тыс. белых. К 1914 общая численность возросла до 7 885 237 человек, включая 4 млн. белых, 3 млн. метисов, 300 тыс. мулатов и 40 тыс. индейцев. В 1932 население Аргентины оценивалось в 11 846 655 человек, из которых только около 1 млн. не принадлежали к белой расе. В 1947, когда численность населения страны была близка к 16 млн. человек, около 89% составляли белые европейского происхождения, 9% приходилось на смешанную группу - метисов и 2% составляли индейцы.

Самая мощная волна иммиграции в страну приходится на годы пребывания у власти президента Хулио Роки (1880-1886 и 1898-1904). В первый же год его президентского правления в Аргентину прибыло 27 тыс. переселенцев; их приток достиг максимума в 1889 (219 тыс. человек). Несмотря на финансовые кризисы и политические волнения, поток иммигрантов из Европы, привлеченных сообщениями о процветании этой страны, возрастал до самого начала Первой мировой войны. С 1900 по 1914 в страну прибыло почти 4 миллиона человек, из которых около 4/5 составляли итальянцы и испанцы. На долю одних итальянцев приходилось до 45% от общего количества иммигрантов, хотя многие из них потом возвращались на родину.

Коренного населения в Аргентине осталось меньше, чем в других странах Южной Америки. В течение трёхвековой истории становления аргентинского государства индейцев, которые неоднократно поднимали восстания против поработителей, вытесняли и уничтожали. Сейчас полукочевые индейские племена общей численностью не более 50 тыс. человек живут лишь на северо-востоке страны. Более 200 тыс. метисов, занимающихся скотоводством в горных районах, наряду с испанским употребляют и язык кечуа.

Для этнического и расового состава населения Южной Америки характерна большая сложность, что связано с особенностями ее исторического развития. Здесь живут представители всех трех больших рас: монголоидной, европеоидной и экваториальной. Здесь обитают примерно 250 больших и малых народов. В отличие от народов Старого Света многие из крупных этносов Южной Америки образовались уже в новое время. В их формировании участвовали три главных элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы, вывозившиеся из Африки.

При этом первое место в социальной иерархии колониального общества принадлежало креолам – родившимся в Америке потомкам испанских и португальских завоевателей. Далее шли индейцы, негры и многочисленные смешанные группы. К смешанным группам относились метисы - потомки от браков креолов с индейцами, мулаты - потомки от браков креолов с неграми и самбо - результат браков негров и индейцев.

В XIX в. и первой половине XX в. белое население Южной Америки значительно возросло. На современной этнической карте Южной Америки отчетливо виден испано-португальский ареал, в пределах которого без особого труда ассимилировались также романоязычные иммигранты. Еще более обширен ареал, где креольское население сочетается с метисами, а также с неграми и мулатами. Наконец, в глубинных районах по-прежнему преобладают индейские народы, общая численность которых к началу 1990-х гг. составляла 35-40 млн. человек.

Если рассмотреть карту народов Латинской Америки, то окажется, что большинство стран этого региона отличается весьма сложным этническим составом. Так, даже без учета мелких индейских племен в Бразилии насчитывается более 80, в Аргентине - около 50, в Боливии, Венесуэле, Перу, Колумбии, Чили - более 25 различных народов. Страны Южной Америки обычно объединяют в несколько групп.

Во-первых, это страны, где основу соответствующих наций составили креолы и другие европейские переселенцы. К ним относятся Аргентина, Уругвай. Во-вторых, это страны, где основу наций составили метисы: Эквадор, Перу, Чили. В-третьих, это страны, где до сих пор преобладают индейцы - Парагвай и Боливия.

Языковой состав населения Южной Америки гораздо более однородный. Со времени начала европейских завоеваний сюда были привнесены испанский, португальский и другие европейские языки. В наши дни испанский язык служит государственным (официальным) языком в большинстве стран, а говорят на нем 240-250 млн. человек. Характерно, что в латиноамериканском испанском языке под влиянием иммиграции появилось немало заимствований из итальянского, французского, немецкого, английского языков. Второе место занимает португальский язык, ставший государственным языком Бразилии. К числу англоязычных стран относится Гайана (бывшая британская колония Британская Гвиана). Французский язык принят в качестве официального в Французской Гвиане (заморский департамент Франции). В Перу, Боливии, Парагвае наряду с испанским официальными языками считаются индейские языки (ацтекский, кечуа, гуарани и др.).

Религиозный состав населения Южной Америки во многом определяется ее этническим составом и также тесно связан с историей ее колонизации. Примерно 9/10 ее населения исповедуют католицизм. Кроме католиков, есть также протестанты и православные, а из приверженцев нехристианских религий индуисты и мусульмане (в среде выходцев из Азии). У некоторых групп индейцев до сих пор сохранились пережитки дохристианских традиционных верований и обрядов. Безусловно, господствующей религией в регионе было и остается христианство. Более того, по общему количеству христиан (158 млн.) Бразилия занимает второе место в мире после США.

Размещение населения в Южной Америке.

Для Южной Америки наиболее типичны показатели плотности в пределах 10-30 человек на 1 км 2 . Плотность ниже этой нормы имеют только Боливия, Суринам, Гайана и особенно Французская Гвиана.

В Южной Америке в целом наименее заселены внутренние районы – огромные пространства тропических лесов Амазонии, часть которых вообще безлюдна, и некоторые горные области Анд. Это свидетельствует о слабой освоенности значительной части территории континента. Что же касается более густо заселенных территорий, то Я. Г. Машбиц в своей известной монографии о Латинской Америке подразделил их в соответствии с двумя различными типами размещения населения: внутренним и приокеаническим.

Внутренний тип расселения характерен для большинства Андских стран. Основная часть населения в них сосредоточена в местностях, расположенных на высотах от 1000 до 2500 м.

Ярким примером страны этого расселенческого типа может служить Боливия, едва ли не самая высокогорная страна мира, где более половины населения живет на плоскогорье Альтиплано, расположенном на высоте 3300-3800 м над уровнем моря.

В отличие от внутриконтинентальной Боливии Колумбия имеет широкий выход к двум океанам. Тем не менее, их побережья заселены довольно редко. Еще реже заселена восточная часть страны, находящаяся в верховьях Ориноко и левых притоков Амазонки. Здесь, в тропических лесах и высокогорных саваннах (льянос), занимающих 3/5 территории Колумбии, проживает только 2 % ее населения, а средняя его плотность составляет примерно 1 человек на 1 км 2 . Основное же население сосредоточено в Андах, преимущественно в межгорных котловинах с благоприятными почвенно-климатическими условиями. В таких котловинах расположены и главные города страны Богота, Медельин и др.

Второй, приокеанический тип расселения особенно характерен для Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, что в значительной мере связано с направлением европейской колонизации.

Еще в 30-х гг. XVI в. вся прибрежная территория Бразилии была разделена на 15 капитанств, земли которых король передавал выходцам из феодальной португальской знати. Так возник приокеанический тип размещения населения, который сохранился до наших дней, когда в пределах узкой приморской полосы, занимающей всего 7 % территории Бразилии, живет около половины ее населения. В то же время на западную половину страны, занимающую более 1/2 ее площади, приходится всего 5 % населения, а средняя плотность его здесь не достигает 1 человека на 1 км 2 .

В Аргентине плотность населения превышает 100 человек на 1 км 2 , тогда как Пампа имеет значительно более редкое население, а в предгорьях Анд и в Патагонии этот показатель находится на уровне 1 человека на 1 км 2 .

Приокеанический тип размещения населения в известной мере характерен и для Венесуэлы. Преобладающее большинство населения сосредоточено здесь в прибрежных и горных районах на севере и северо-западе страны.

К такому же типу расселения можно отнести и Чили, где 3/4 жителей обитают на сравнительно небольшом участке побережья между городами Вальпараисо и Консепсьон.

Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки.

Южная Америка – один из самых высоко урбанизированных регионов мира. Доля региона в общей численности городского населения мира составляет почти 14 %, уступая в этом отношении только зарубежной Азии. По прогнозам ООН, в 2025 г. численность горожан в регионе может приблизиться к 700 млн. человек. Такие страны, как Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили, Бразилия, где в городах живет от 80 до 90 % населения, относятся к числу наиболее урбанизированных в мире. Но при этом нельзя забывать и о том, что городской взрыв в Южной Америке в значительной мере объясняется миграцией в города неимущего сельского населения, и это придает ему характер так называемой ложной урбанизации.

Процесс урбанизации в Южной Америке отражает все основные черты глобальной урбанизации. К ним прежде всего относится концентрация населения в больших городах. В 1870 г. таких городов во всем регионе насчитывалось всего 14, в 1980 г. их стало уже 200, а в 1990 г. - 300. В том числе количество городов (агломераций) миллионеров возросло с 4 в 1940 г. до 42 в середине 1990-х гг., когда они концентрировали уже 38 % всего городского населения. Среди этих самых крупных агломераций по размерам и значению особо выделяются три крупнейших, относящихся к категории сверхгородов – Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.

На Современной политической карте Южной Америки 12 независимых государств. Пятое по площади государство в мире и самое большое на материке Бразилия. К зависимым территориям относится Гвиана принадлежащая Франции и являющаяся в настоящее время её и заморским департаментом. Из официальных языков преобладает испанский, в Бразилии - португальский, в Суринаме - голландский, в Гайане - английский, во Французской Гвиане - французский.

Южную Америку чаще всего подразделяют на группу Андских и группу Приатлантических стран. Аргентину, Чили, Уругвай и Парагвай иногда называют также странами Южного конуса.

По форме правления независимые страны Южной Америки отличаются от стран зарубежной Европы и зарубежной Азии гораздо большей однородностью. Все они имеют республиканский строй и все, за одним исключением, являются президентскими республиками.

По форме административно-территориального устройства в Южной Америке, как, впрочем, и в других крупных регионах мира преобладают унитарные государства. Однако три самых крупных ее страны – Бразилия, Аргентина и Венесуэла – имеют федеративное государственное устройство.

Народонаселение Южной Америки отличается большим разнообразием и колоритом. Оно состоит из представителей самых различных рас, которые в разные периоды истории осваивали этот континент. Характерной чертой является расовое смешение, которое идет очень быстрыми темпами во всех южно-американских странах.

Население материка Южная Америка

Расовый состав жителей Южной Америки весьма сложен, и это связано с особенностями истории развития континента. Здесь обитает более 250 самых разных народов и народностей, которые в течение многих лет находятся друг с другом в самом тесном взаимодействии.

На территории Южной Америки проживают представители трех крупных рас:

  • экваториальной (коренное население - индейцы);
  • европеодиной (потомки иммигрантов из стран Европы);
  • негроидной (потомки чернокожих рабов, привезенных из стран Африки).

Помимо чистых рас, на материке проживают и несколько смешанных групп:

  • метисы - смесь европейцев с индейцами;
  • мулаты - смесь европейцев с африканцами;
  • самбо - смесь индейцев с неграми.

Примечательно, что во времена колониального строя в местном обществе царила особая социальная иерархия, в которой главенствовали креолы - потомки европейских завоевателей, рожденные уже на территории Америки. К низшим сословиям относились все смешанные группы.

История развития

Отличительной чертой формирования народонаселения Южной Америки является его относительная незрелость - всего несколько столетий. До покорения континента испанскими и португальскими захватчиками в конце 15 века, здесь проживали индейские народы и племена, говорившие на языках кечуа, чибча, тупигуа-рани и других. Однако после захвата материка испанцами и португальцами основное население начало стремительно смешиваться.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Индейцы Южной Америки

Этническая структура Южной Америки начала серьезно меняться и после ввоза большого количества чернокожих рабов с африканского континента. Они внесли большой вклад в самобытную культуру народов, населяющих материк.

Рис. 2. Темнокожие жители Южной Америки

Очередной скачок в развитии этнической структуры произошел после признания независимости стран Южной Америки. В этот период континент стал убежищем для многочисленных беженцев из стран Восточной и Западной Европы, Индии, Китая.

Несмотря на большое смешение народностей внутри континента, в некоторых южно-американских странах все же сохранились исконно индейские народы: кечуа, аймара, арауканы. Им удалось сберечь не только расовую чистоту, но и численность. Основным их занятием является земледелие.

Рис. 3. Кечуа - коренной народ Южной Америки

Размещение населения Южной Америки

Средний показатель плотности населения колеблется в пределах 10-25 человек на 1 кв. км. Этот данные отличаются только для Французской Гвианы, Боливии, Гайаны, Суринам - эти регионы населены менее всех остальных.

Особенности природы и климата таковы, что населенность материка неравномерна и неравнозначна. Больше всего людей проживает в крупных городах. Так, например, в Аргентине на 1 кв. км приходится более 100 человек, а в Патагонии этот показатель меньше в 100 раз - всего 1 человек на 1 кв. км.

Меньше всего на материке заселены его внутренние районы - обширные лесные массивы Амазонии, а также некоторые области Анд. Часть этих пространств вообще безлюдна. Это указывает на слабую освоенность большой части территории Южной Америки.

Что мы узнали?

При рассмотрении одной из тем по географии программы 7 класса, мы узнали, как формировалось население Южной Америки, что влияло на эти процессы, и как быстро они протекали. Также мы выяснили, какие основные расы населяют материк, как они смешивались между собой, и какова особенность заселения континента.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 311.

Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас - американской (коренное население - индейцы), европеоидной (потомки переселенцев из ), негроидной (потомки вывезенных из рабов), а также многочисленные смешанные группы - метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идёт быстрыми темпами, причём постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее - низины бассейна .

С приходом европейских завоевателей ( и ) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства и плантациях сахарного тростника на побережье и северо-востоке . На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения.

После обретения независимости резкие изменения этнического состава произошли в , и за счёт массового притока иммигрантов из , и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 - начале 20 вв.), а также в и - за счёт иммиграции из (главным образом из и ). Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, и , аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная , в Бразилии, северо-запад и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках.

Официальный язык подавляющего большинства государств Южной Америки - испанский, Бразилии - португальский. Из индейских языков вторым официальным языком является лишь язык кечуа в Перу. Большим своеобразием отличается , где большая часть населения пользуется индейским языком гуарани, владея в той или иной степени испанским языком. В Гайане, официальный язык - английский, в бывшей Суринаме - голландский, во Французской Гвиане - французский. Большинство верующего населения Южной Америки - . У индейцев значительную роль играют пережитки дохристианских верований, среди части негров бытуют пережитки африканских культов.