17.11.2023

Царство Растения. Урок биологии "Общая характеристика водорослей


Вопрос 1. Какое строение имеет растительная клетка?

Растительная клетка состоит из клеточной стенки (оболочки), цитоплазмы и органелл, которые находятся в цитоплазме: ядро, вакуоли с клеточным соком и пластиды.

Вопрос 2. Что такое пластиды?

Пластиды - это мембранные органоиды, встречающиеся у фотосинтезирующих организмов (высшие растения, низшие водоросли, некоторые одноклеточные организмы).

Вопрос 3. Какие пластиды вы знаете?

Хлоропласт, лейкопласт, хромопласт.

Вопрос 4. Что такое пигменты?

ПИГМЕНТЫ – окрашенные вещества тканей организмов, участвующие в их жизнедеятельности. Обусловливают окраску организмов; у растений участвуют в фотосинтезе (хлорофиллы, каротиноиды), защищают организм от вредного действия ультрафиолетовых лучей (у растений - каротиноиды, флавоноиды). Некоторые пигменты применяют в пищевой промышленности и медицине.

Вопрос 5. Что называют растительной тканью?

Растительная ткань - группа клеток, которые имеют общее происхождение, выполняют одну или несколько функций и занимают свойственное им положение в организме растения. Органы растения образованы разными тканями.

Лабораторная работа № 9. Строение зелёных одноклеточных водорослей.

1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заострённым передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

3. Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

Хроматофор хлореллы имеет вид сильно вырезанной чаши, в нём откладывается крахмал. Хроматофор хломидомонады имеет характерную чашевидную форму. За счет таких впячиваний хроматофора, увеличивается площадь распространения хлоропластов.

5. Зарисуйте клетку и подпишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

При увеличении я увидел(а) практически такое строение водорослей, как на рисунке в учебнике.

Вывод: строение зелёных одноклеточных водорослей мы рассмотрели на примере хломидомонады и хлореллы. Эти водоросли состоят из клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра и хроматофора. У хломидомонады есть еще красный «глазок», который чувствителен к свету, и жгутики, с помощью которых хломидомонада двигается (в отличии от хлореллы).

Вопрос 1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Водоросли относятся к низшим растениям, т.к они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Вопрос 2. Где обитают зелёные одноклеточные водоросли?

Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

Вопрос 3. Какое строение имеет хламидомонада?

Хламидомонада - одноклеточная зелёная водоросль грушевидной формы. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки.

Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты у хламидомонады находятся в крупной чашеобразной пластиде, которая у водорослей называется хроматофор (в переводе с греческого - «несущий свет»). Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придаёт зелёную окраску всей клетке.

Вопрос 4. Где обитают и какое строение имеют зелёные многоклеточные водоросли?

У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс. Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.

В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зелёные комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток - хроматофоры в виде спирально закрученных лент.

Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см и толщиной всего две клетки.

Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах.

Вопрос 5. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?

Бурые водоросли в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей - желтовато-бурая окраска слоевищ.

Бурые водоросли - многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.

У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями.

В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста. В прибрежной полосе Чёрного моря часто встречается бурая водоросль цистозейра.

Вопрос 6. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?

Красные водоросли, или багрянки, - в основном многоклеточные морские растения. Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Очень немногие из красных водорослей одноклеточные.

Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. Но среди них есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и жёлтой.

Внешне красные водоросли весьма разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Часто они очень красивы и причудливы.

В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100-200 м. В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира и др.

Вопрос 7. Что такое слоевище?

Слоевище, или таллом, - вегетативное тело грибов, водорослей, лишайников, некоторых моховидных, не дифферинцированное на органы и не имеюие настоящих тканей.

Вопрос 8. Что такое хроматофор?

Хроматофоры – мембранные внутриклеточные структуры в виде пузырьков, в которых находятся светочувствительные пигменты и проходят начальные этапы фотосинтеза у некоторых фотосинтезирующих бактерий.

Вопрос 9. Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?

Ризоиды - выросты нижней части водорослей, лишайников, хвощей, плаунов, мхов, представляющие собой нитевидные образования, которые служат для прикрепления. В отличие от корней, гораздо более сложной структуры, состоящей из множества элементов и гораздо более сложно организованную, ризоиды образованы одной или, в лучшем случае, несколькими клетками.

Вопрос 10. Какое значение имеют водоросли в природе?

Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.

Вопрос 11. Как человек использует водоросли?

Человек использует морские водоросли в химической промышленности. Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на. корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар-агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.

Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты йодом.

Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту), ульву (морской салат), порфиру и др. Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод. Чрезмерное размножение водорослей, например в оросительных каналах или рыборазводных прудах, может принести вред. Поэтому каналы и водоёмы приходится периодически очищать от этих растений.

Подумайте

Почему даже у многоклеточных водорослей, имеющих большие размеры, отсутствует сосудистая система?

Водоросли живут в питательном "растворе" и могут всасывать его всей поверхностью. Поэтому у них нет таких органов, как стволы, стебли и ветви, и отсутствует сосудистая система, выполняющая у наземных растений транспортную функцию, ведь им нет нужды перемещать по своему телу воду и питательные вещества. Все необходимое водорослям поступает к ним извне прямо туда, где эти вещества будут использованы.

Задания для любознательных

Осторожно снимите зелёный налёт с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зелёный налёт. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.


Вывод: образуют зелёные налёты в нижней части деревьев, на заборах и т. п. приспособившиеся к наземной жизни различные одноклеточные зелёные водоросли (например в нашем случае это плеврококк и хлорококк). Под микроскопом видны одиночные клетки или группы клеток зелёных водорослей. Единственный источник влаги для этих водорослей - атмосферные осадки (дожди и роса). При недостатке воды или при низких температурах плеврококк и другие наземные водоросли могут проводить часть жизни в состоянии покоя. В нашем случае удалось найти эти две водоросли на разных деревьях.

36. Закончите схему «Значение растений»
В природе
Воздух – обогащают кислородом, поглощают углекислый газ.
для животных – пищей источник – питаются хищники.
В жизни человека
Источник – пища, сырьё.
сырьё для отраслей промышленности – злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, Кормовые и технические
Познавательное – высокоурожайные сорта культурных растений, устойчивые сорта культурных растений
Эстетическое – растения очень красивые
37. Закончите определение.
Ботаника – наука о растениях.
38. Сравните строение низших и высших растений. Заполните таблицу.

Группа растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

39. Выполнив лабораторную работу «Строение зелёных (одноклеточных) водорослей», укажите, клетки каких водорослей изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – жгутики
2 – оболочка
3 – цитоплазма
4 – ядро
5 – хроматофор
6 – красный глазок
Вывод: все водоросли – низшие растения одинаковы по строению. У хламидомонады имеются жгутики и красный глазок.
40. Укажите, какие многоклеточные водоросли изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – оболочка
2 – хроматофор
3 – цитоплазма
4 – ядро

41. Заполните таблицу.

Группа водорослей

Среда обитания

Особенности строения

Представители

Зелёные одноклеточные водоросли

Пресные водоёмы

Одна клетка, м.б. жгутики, глазок

Хламидомонада

Зелёные многоклеточные водоросли

Моря, океаны, пресные водоёмы

Улотрикс

Бурые водоросли

Моря, океаны

ламинария

Красные водоросли

Моря, водоёмы

Многоклеточные морские растения

багрянки

42. Закончите схему. Значение водорослей.
В природе:
– обогащают кислородом гидросферу;
- являются пищей водных животных;
- индикаторы загрязнения и заболевания.
В жизни человека:
– химическая промышленность;
- йод, спирт;
- агар-агар;
- блюда пищи;
- хлорелла, хламидомонада, очистка вод.
43. На рисунке подпишите составные части слоевища лишайника.
1 – клетки водоросли
2 – грибница
Вывод: в лишайниках есть клетки водоросли, грибница.
44. Заполните схему.
Формы лишайников:
- накипный, Бацидия;
- листованный, Пармелия;
- кустистые, бородач плад.
45. Почему лишайники способны поселяться в самых бесплодных местах?
Ответ: Потому что им для жизни нужна только вода, её им хватит из дождей, туманов и т.д.
46. Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – мужская особь;
2 – женский экземпляр мха;
3 – коробочка со спорами;
4 – стебель;
5 – листья;
6 – ризоиды (корн. выросты)
47. Выполнив лабораторную работу «Строение мха», сделайте рисунок и вывод.
Вывод: тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами и относятся к высшим растениям.
48. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?
У мхов есть органы, где созревают споры; Ж, М коробочка со спорами. Имеются стебель, листья, ризоиды. Мхи – высшие споровые, а водоросли – низшие.
49. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего хвоща». Подпишите, что изображено на рисунке цифрами:
1 – корни
2 – стебель
3 – колосок со спорами
Вывод: у хвоща есть корни, стебель, споры. Это спороносящее растение и относится к высшим. В колосках созревают споры.
50. Выполнив лабораторную работу «Строение спороносящего папоротника», укажите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – щитовник
2 – стебель
3 – группа спорангиев
4 – поперечный срез листа сорусы
5 – споры
Вывод: у папоротников споры, спорангии, стебель, листья, сорусы. Это высшие растения.

51. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

52. Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». По результатам лабораторной работы заполните таблицу.

53. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».
Формы растений:

– деревья (ясень, клён, дуб)
- кустарники (сирень, шиповник)
- травы (одуванчик)
54. Рассмотрите рисунок учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
1. Дерево – берёза – многолетнее, т.к. надземные и подземные органы не отмирают каждый год.
2. Кустарники(чки) – многолетние.
4. Травы – однолетние, двулетние и многолетние.
55. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МБОУ «СОШ №2»
Учитель: Мельникова Светлана Николаевна
Класс 5
Предмет Биология
Урок № 22
Тема урока: Водоросли - одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» Многообразие водорослей.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся в процессе лабораторной работы.
Образовательная цель: расширение понятийной базы учащихся о многообразии и особенностях строения водорослей, за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: у учащихся формируется элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: учащиеся узнают и формулируют выводы о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
№ Этап урока
методы и приёмы Действия учителя Деятельность
обучающихсяУУД
1 Организационный момент
(Мотивирование к учебной деятельности). Приветствие. Настрой на позитивную работу. Приветствие учителя К,Л2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Расскажите о разнообразие растений.
- Какие признаки присущи представителям царства Растения?
- Что такое ткани и органы? Выделяют существенные признаки растений. П,К3 Выявление места и причины затруднения. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Чем отличаются представители низших и высших растений? Различают высшие и низшие растения. П,К4 «Открытие нового знания» (Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м. Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.
Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как группы низших растений.
П,К,
5 Постановка учебной задачи Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.
Ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли - первые растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные наземные растения произошли от древних водорослей.
Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу? Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека П,К,Л
6 Первичное закрепление
(Реализация построенного проекта). Работа с ЦОР. Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net Характерные признаки водорослей.
- Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.
- В природе существует около 30 тысяч водорослей.
- Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.
- Относятся к низшим растениям.
- Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
- Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.
- Самые древние растения на Земле.
- Способность к фотосинтезу.

1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.
1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. Определить основные элементы её строения. 1.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
2. Изучение строения многоклеточного представителя класса Зелёные водоросли – спирогиры.
2.1. Ознакомиться со строением спирогиры. Определить основные элементы её строения.
2.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
П.К.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ЛР Подготовьте микроскоп к работе и микропрепарат с аквариумной водорослью Лагаросифон (Курчавая Элодея) . Найдите 1 клетку, внимательно изучите её. Определите, чем отграничено содержимое клетки от внешней среды, имеется ли ядро и другие органоиды, характерные для растительной клетки (какие?). Обратите внимание на форму и окраску хроматофора (рис. 102 учебника). Какова его функция? Попытайтесь обнаружить клетки иного строения или ткани. Легко ли это сделать? Почему? Зарисуйте в тетради строение клетки спирогиры. Подпишите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, хроматофор. Сравните строение спирогиры со строением одноклеточных водорослей. Отметьте черты сходства и отличия. Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека К, П, Р,Л8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net ВЫВОДКакой итог мы подведём по нашей ЛР? 3. Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.
П,Р
9 Выпишите их в таблицу:
П
Д.з. П.1
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=42%3A7&id=149%3A2009-08-23-11-36-00&Itemid=103

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с группой растений, называемых водорос-лями; дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений; познакомить со средой обитания во-дорослей, раскрыть особенности строения тела одноклеточных зеленых водорослей как наиболее просто организованных пред-ставителей растительного мира, дать представление о способах их размножения; продолжить формирование знаний о высших и низших растениях; формировать умения работать с микроско-пом и навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблица «Одноклеточные водо-росли», кусочки древесной коры с налетом одноклеточных водо-рослей, горшок с комнатным растением, на поверхности почвы которого обитают одноклеточные водоросли, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума.

Ключевые слова и понятия: водоросли, отдел зеленые водо-росли, отдел бурые водоросли, отдел красные водоросли; низшие растения, таллом (слоевище), одноклеточные водоросли, много-клеточные водоросли; цветение воды, хламидомонада, хлорелла; жгутики, оболочка, цитоплазма, ядро, светочувствительное тельце (глазок), пульсирующие вакуоли, хроматофор; положительный фототаксис; половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, зооспора.

В чем состоит принципиальное отличие высших растений от низших?

Низшие растения не имеют дифференцированных органов — корней, стеблей, листьев и т. д. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие опре-деленные функции. У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Водоросли осуществляют эти функции всей поверхностью тела. Тело водорослей, не дифференцирован-ное на органы, называют талломом , или слоевищем .

Как вы думаете, почему у водорослей нет органов? (Ответы учащихся.)

Так как водоросли обитают в воде или во влажной среде, они могут поглощать различные вещества всей поверхностью, соот-ветственно и фотосинтезировать.

Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточ-ные организмы, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

Изучение мы начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Практическая работа. СТРОЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЗЕЛЕНЫХ ВОДОРОСЛЕЙ

Цели: познакомить со строением одноклеточных зеленых во-дорослей хламидомонады и хлореллы; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения изготовлять временные микропрепараты, навыка выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага, водный раствор йода.

Общие рекомендации. Для проведения работы учителю необхо-димо заранее подготовить культуры водорослей. Хламидомонаду можно найти поздним летом или ранней осенью в лужах или кана-вах с водой. Если зачерпнуть воду стеклянной банкой, а потом по-ставить в теплое ярко освещенное место, то через некоторое время на стенках банки будет хорошо заметен зеленый налет из водорос-лей, который необходимо поместить в питательную среду. (Для наилучшего длительного сохранения растений в живом состоянии используют среду Прата: 0,1 г КК03; 0,01 г К2НР04; 0,01 г М§804;

05 г РеС13 на 1 л воды.) Хлорелла встречается в виде зеленоватого налета в пресных водоемах, на сырой земле или коре деревьев. Водоросли необходимо аккуратно снять и перенести в среду Прата с добавлением агар-агара. В таком виде растения могут оставаться живыми достаточно долгое время.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хламидомонады. Накройте его покровным стеклом.

2.Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микро-скопа. Обратите внимание на грушевидную форму тела хламидо-монады. Понаблюдайте за движениями водоросли. С помощью каких органелл происходит движение?

3.При помощи фильтровальной бумаги уберите лишнюю воду из-под покровного стекла и рассмотрите водоросль при большом увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Какого он цвета? С чем это связано? Найдите светочувствитель-ный глазок. Каковы его функции?

4.Если микропрепарат сделан качественно, вам удастся рас-смотреть пульсирующие вакуоли. Понаблюдайте за их работой.

5.Окрасьте микропрепарат водным раствором йода и снова рассмотрите его. Как изменилась окраска водоросли? С чем это связано?

6.Зарисуйте внешнее строение хламидомонады. Укажите ее основные части.

7.Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хлореллы. Накройте его покровным стеклом.

8..Рассмотрите строение тела водоросли при малом, а потом при большом увеличении. Обратите внимание на шарообразную форму тела водоросли и на отсутствие у нее органов движения.

9..Рассмотрев строение клетки хлореллы при большом увели-чении, найдите оболочку клетки, хроматофор и ядро.

10.Зарисуйте строение хлореллы. Подпишите ее основные части.

11.Сделайте вывод об особенностях строения хламидомонады и хлореллы. Сравните строение этих водорослей. Какая из них устроена наиболее просто? Почему вы так считаете?

Беседа

Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада может раз-множаться как половым, так и бесполым путем.

Летом при благоприятных условиях (при достатке воды, тепла, солнечного света) хламидомонада размножается бесполым спосо-бом — делением.

Прежде чем приступить к делению, хламидомо-нада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материн-ской клетки делится пополам, потом еще раз пополам. Каждая из частей материнской клетки покрывается собственной оболоч-кой и вырабатывает жгутики. В результате под оболочкой обра-зуются 4 маленькие клетки, являющиеся копией материнского организма. Эти клетки называют зооспорами. Основная функция зооспор — размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается и дочерние клетки оказы-ваются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

При неблагоприятных условиях (пересыхание водоема, похоло-дание) хламидомонада размножается половым путем. Содержимое клетки делится, и внутри материнской клетки образуются гаметы с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы вы-ходят наружу. Гаметы активно двигаются в поисках других гамет (образовавшихся из других клеток). Потом гаметы различных ро- дительских клеток соединяются попарно, в результате чего обра-зуется зигота. Зигота покрывается толстой оболочкой и способна в таком состоянии пережить длительное время. Как только насту-пают благоприятные условия, зигота делится пополам дважды, в результате чего образуются четыре молодые хламидомонады.

В отличие от хламидомонады хлорелла размножается исклю-чительно бесполым путем.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие одноклеточные зеленые водоросли вы знаете? При-ведите примеры.

В каких средах обитают водоросли?

Каково строение одноклеточной зеленой водоросли хла-мидомонады?

Как называется тело водорослей?

Объясните, почему у водорослей нет дифференциации ор-ганов.

Какова функция хроматофора?

Каково значение светочувствительного глазка?

Какие общие черты и различия можно заметить в строении хламидомонады и хлореллы?

Какими способами может размножаться хлорелла?

Какими способами может размножаться хламидомонада?

Подведение итогов урока

Творческое задание. Вылепить из цветного пластилина объем-ную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады и хлореллы. Модель можно также сделать из соленого теста. Для этого надо взять в равных пропорциях пшеничную муку и соль, добавить воды и замесить густое тесто. Вылепить модель, поста-вить в духовку на небольшой огонь и держать, пока она не за-твердеет. Вынуть и остудить изделие. Раскрасить его красками. В завершение можно покрыть модель лаком.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попросить у учителя небольшое количество культуры одноклеточной водо-росли хламидомонады. Поместить водоросли в банку с питатель-ным раствором и накрыть ее кусочком стекла. Через некоторое время на стенке прозрачной емкости, обращенной к свету, образу-ется зеленый налет. Это и есть скопление одноклеточной зеленой

Водоросли. Одноклеточные водоросли | Биология 6 класс #13 | Инфоурок

Размножение хламидомонады. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Размножение хламидомонады

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций