12.05.2019

Имя существительное морфологические признаки склонение род число падеж. Имя существительное. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительных


Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

Общее грамматическое значение - это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:

1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт­фель, кровать, лампа);

2) названия живых существ (чело­век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);

3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);

5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море ; см. Как определить род имени существительного?;

2) изменяются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;

3) изменяются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в русском языке?

Изменение по падежам и числам называется склонением . См. Как определить склонение имён существительных?

Начальная форма существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения:

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - подлежащее ;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - дополнение ;
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение ;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - обстоятельство места ;
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) - приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли обращения (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

нарицательные существительные - это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна ;

собственные существительные - это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .

Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не сочетаются с именами числительными (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли ). Город Набережные Челны.
5) Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные - в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло­гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

конкретные - это существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );

вещественные - это существительные, которые называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало , а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );

отвлечённые (абстрактные) - это существительные, которые называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );

собирательные - это существительные, которые называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы );

единичные - это существительные, которые являются разновидность вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Например: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, солома - соломина .

ЗАДАНИЕ. Зарисовать таблицу. Выучить

Письменно

Перепишите. Надпишите разряды имён существительных по значению (собственные – нарицательные; одушевлённые – неодушевлённые; конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные).

1. Был пасмурный, но душный день. Крюков бесцельно бродил по комнатам, засматривал в окна или же перелистывал давно уже надоевшие альбомы. В этот день ему почему-то казалось, что дети ведут себя отвратительно, жена плохо глядит за прислугой, что расходы ведутся несообразно с доходами (Чехов). 2. Так росла молодёжь вместе со своим городом, вместе со своим парком и по-своему крестила его районы, слободки, улицы (Фадеев). 3. – Расплывчатое свечение, которое коромыслом огибает всё небо, называется Млечным Путём, – тихо сказал учитель (Закруткин). 4. Китайцы старались палками выбросить животное на берег (Арсеньев). 5. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю (Гоголь).

Информатика

Выучить: §12, стр. 83-85

5 КЛАСС (литература)

ТЕМА «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи:

ПИСЬМЕННО (выучить)

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Юмор – это всегда какой смех? (Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.

Понравился ли вам рассказ? Какое впечатление произвел он на вас?

Наверняка некоторые значения слов показались вам не совсем понятными.


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о имени существительном.

Задачи:

    Отработать понятие постоянные и непостоянные признаки существительного.

    Определить роль имени существительного в речи.

    Формирование орфографической зоркости.

    Формирование осознанного понимания значимости русского языка.

    Развивать интерес к предмету

    Развитие устной речи

Тип урока: обобщающий

Форма : комбинированный.

План урока.

    Организационный момент.

Организация класса на учебный процесс. (1мин)

Запись числа.

    Языковая разминка .

    Запись слов под диктовку с комментированием.

« Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.»

    А) Поставьте точку над словами, в которых есть орфограмма – гласная буква.

Б) Поставьте галочку над теми словами. в которых есть орфограмма- согласная.

3. Какое слово отметили дважды? Почему?

4. Разбор по составу слово – водомерка.

5. Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (8 мин)

III . Определение темы и цели урока.

Посмотрите, что объединяет все эти слова?

Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

    Какое слово получилось?

    Какой буквы не хватает? Какова её роль в слове? (1мин)

Сегодня мы поговорим о существительном. Откройте учебник на стр.85. Что вы знаете о имени существительном? Если эта тема не новая, зачем ещё раз об этом говорить? Какова цель?

Цель: обобщить и систематизировать знания. (2мин)

IV . Повторение.

    Роль существительного в речи.

На столе у вас лежит отрывок из рассказа Мамина – Сибиряка «Емеля –охотник». Прочитайте его.

« В той …, которая стоит у самого … живёт старый …. …. С маленькой …. …. . …. …. Совсем вросла в …. и глядит на … божий всего одним … ; …. на …. Давно прогнила, от … остались только обвалившийся …. .»

    Можно ли это назвать текстом? Почему?

    Что нужно сделать, что бы понять написанное?

    Вставьте подходящие слова в соответствии с заголовком. Например…

    Слова, какой части речи использовали?

Какой мы можем сделать вывод … Для чего нужны существительные в речи?

Вывод: Без существительного не возможно построение предложений и в устной и письменной речи.

(вывод закрепляется на доске)

Что обозначает имя существительное?

Вывод: Имя существительное обозначает: предметы, явления и состояния . (5мин)

    Постоянные и непостоянные признаки.

    Назовите отличие существительных.(1мин)

Родник ребёнок -одушевлённые. неодушевлённые

Родник родники - ед. ч. и мн. ч.

Родник Родина - м.р. ж.р.

    Потренируемся отличать в упражнении 102 стр. 85(2-3 мин)

    Работа проводиться по вариантам.

    Два человека у доски от первого и второго варианта с комментированием после выполнения.

    1вариант выписывает одушевлённые и выполняет соответствующую работу.

    2 вариант выписывает неодушевлённые и т.д.

И так, что мы определяли у существительного в этом упражнении?

(Учащиеся называют: род, число, одуш. , неодуш. Учитель прикрепляет это в разных местах)

    Почему я разделила эти признаки?

Вывод: потому, что у существительного, есть постоянные признаки и непостоянные.

    Как понять постоянный?

    Существительное-член предложения.

Мы работали со словом. Что можно составить из слов?

Давайте посмотрим, чем может быть существительное в предложении?

    Упражнение 103.

    Определите первый шаг работы.

    Спишите самостоятельно предложение № 2,4, 5.

    Два ученика работают у доски с предложение №2 и 5 ,с обратной стороны доски.

    Проверка по доске.

    Коллективное выполнение второго шага совместно с доской.

    Назовите существительные, которые являются главными членами предложения? Второстепенными?

Вывод: Имена существительные могут быть в предложении и главными и второстепенными.

    Выполнить самостоятельно разбор слов под цифрой 2.

Физкультминутка.

V. Обобщение по проделанной работе.

Мы с вами повторили всё ,что знаем о существительном. Определите по сложившейся схеме этапы нашей работы по нашей теме.

Что можете рассказать о существительном?

(Выслушивается 2-3 человека)

VI . Самостоятельная работа. (5мин)

Скажите, пожалуйста, все свои знания о существительном письменно, где вы можете изложить?

(В морфологическом разборе.) Что значит морфологический разбор? Что вы можете указать?

Работа по вариантам:

    1вариант найдите в упражнении103 в первом предложении существительное – кукушка.

    2 вариант - в 3 предложении –овсянка.

Заключительные слова:

Поблагодарить за урок.

Запись домашнего задания:

Упр 104 или упр. 105.

Сбор тетрадей.

c маленькой …. …. . …. c

« В той … , которая стоит у самого … , живёт старый …. …. c маленькой …. …. . …. c овсем вросла в …. и глядит на … божий всего одним … . …. на …. давно прогнила, от … остались только обвалившийся …. .»

« В той … , которая стоит у самого … , живёт старый …. …. c маленькой …. …. . …. c овсем вросла в …. и глядит на … божий всего одним … . …. на …. давно прогнила, от … остались только обвалившийся …. .»

« В той … , которая стоит у самого … , живёт старый …. …. c маленькой …. …. . …. c овсем вросла в …. и глядит на … божий всего одним … . …. на …. давно прогнила, от … остались только обвалившийся …. .»

« В той … , которая стоит у самого … , живёт старый …. …. c маленькой …. …. . …. c овсем вросла в …. и глядит на … божий всего одним … . …. на …. давно прогнила, от … остались только обвалившийся …. .»

« В той … , которая стоит у самого … , живёт старый …. …. c маленькой …. …. . …. c овсем вросла в …. и глядит на … божий всего одним … . …. на …. давно прогнила, от … остались только обвалившийся …. .»

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет следующие формы:

  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это ): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

  • существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

  • настоящее время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: захотел бы ;
  • женский род: захотела бы ;
  • средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

  • Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);
  • Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
  • У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение);
  • Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

12. Морфологический разбор глаголов (план)

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, несовершенный);
  • возвратность (невозвратный, возвратный);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься — люби и саночки возить .

Любишь

что делаешь?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.

Кататься

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.

Люби

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

Возить

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне: