Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 560 с.В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше — спрос явно превышает предложение.Содержание
:
От автора
Историческое значение термина «менеджмент»
Античный демагог
Деспотия — неограниченная власть
Своекорыстный искатель популярности
Педагог и наставник
Предприниматель и менеджер
Искусство выездки
Мотивация добровольного подчинения
Невидимые факторы успеха
Менеджер — наемный работник
Мальчик на побегушках? .
Вопросы к главе
Управленческие революции
Первая управленческая революция
Деловые отношения и письменность
Вторая управленческая революция
Третья управленческая революция
Четвертая управленческая революция
Профессионализация менеджера
Специализация менеджера
Корпоративный менеджмент
Пятая управленческая революция
Вытеснение капиталиста
Зарождение теории менеджерской революции
Усиление и господство бюрократии
Менеджеры как социальный класс
Отделение собственности от контроля.
Менеджмент-бум Грядет ди новая управленческая революция?
Управленческие революции в России
Вопросы к главе
Конкретный пример
Свод законов Хаммурапи.
Вопросы к примеру
Конкретный пример
Школа чиновников в Древнем Египте
Вопросы к примеру
Античность: зарождение цивилизованного менеджмента
Кибернетика — искусство управления
Ойкономия — управление хозяйством
Самый рентабельный бизнес
Прекраснее и рациональное
Цивилизация венчурных фирм
Философы — предприниматели Цивилизация культурного рынка
Партисипативный менеджмент древних греков
Вопросы к главе
Макиавелли: технология власти и Дидерстна
Провозвестник европейского менеджмента
Историческое лицо эпохи
Страсть к приобретеним и страх потерять
Победителей не судят
Воля к власти
Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным
Толпа идет за видимостью успеха
Страх и любовь
Честный ошибается чаще
Руководитель не должен быть щедрым
Полезнее держать в страхе
Быть щедрым — значит быть зависимым
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
Качества льва и свойства лисицы
Зависть порождает врагов, напористость — сторонников
Личности и безликости
Принцип относительности. Относительность н принцип разграничения
Кругооборот форм управления
Принцип принятия решений
Значение идей Макиавелли
Вопросы к главе
Основоположники «научного менеджмента»
Развитие теоретических воззрений
Социально-экономические предпосылки
Манчестер — центр менеджмента
Плеяда великих англичан
Эксперимент Болтина и Уатта
Р. Оуэн — прагматик и утопист
Эксперимент в Нью-Ленарке
Крах Оуэна-социалиста Причины взлета и падения
Значение идей Р. Оуэна
Подготовительный этап
Последователи «ранних менеджеров»
Вопросы к главе
«Научный менеджмент» Центр менеджмента перемещается в Америку
Старая фабричная система
Филадельфия — новый центр менеджмента
Общество инженеров-механиков Биография Ф. Тейлора
Лидеры движения «научный менеджмент»
Ф. Джилбретт
Вопросы к главе
Конкретный пример
Правила экономии движений
Вопросы к примеру
Классическая геометрия труда
Законы и принципы научной организации труда
Дифференциальная система оплаты
Обогащение или упрощение труда?
Хронометраж и распределение работ
Вопросы к главе
Управление персоналом. Программа «достигающего рабочего»
Образец — школьный класс
Создать гарантии только для лучших
Работа должна бросать вызов
Мотивация, оценка и продвижение.
Программа «достигающего руководителя»
Функциональное администрирование Социальный мониторинг
Процесс межличностной коммуникации
Стиль руководства
Дисциплинарная система
Вопросы к главе
Конкретный пример
Внедрение тейлоризма в Венгрии
Вопросы к примеру
Рестрикционизм и «работа с прохладцей»
«Работа с прохладцей»
Кому выгоден «середняк»?
Рестикционизм на «Айвазе»
Культурные особенности
Исследования А. Ф. Журавского
«Работа с прохладцей» сегодня
Вопросы к главе
Философия менеджмента Биография Г. Эмерсона
Системы Тейлора и Эмерсона
Всемирная история с позиций менеджмента
Уроки военного предпринимательства
Уроки японского бизнеса
Два типа организации
Пирамида беспорядка
Мания тоннажа
Работа производительная и напряженная
Вид на управленческую пирамиду снизу
Управление от достигнутого
Дисциплина ответственности
Значение идей Г. Эмерсона
Вопросы к главе
Социология бюрократии
Проблема национального своеобразия
Историческая миссия рационализации
Отчуждение и участие в управлении
Легальный тип господства
Сущность бюрократии
Исторические типы бюрократии
Достижение объективности через формализацию
Статус наемного работника
Бюрократия как идеальный тип
Бюрократия и социализм
Вопросы к главе
Конкретный пример
Египетская бюрократия
Вопросы к примеру
Конкретный пример
Инструкция визиря Рехмира
Вопросы к примеру
Административная теория
Личность А. Файоля
Управление как администрирование
Тейлор и Файоль
Функция управления
Принципы управления
Вопросы к главе
Классическая школа менеджмента
Достижения и значение «классиков»
Структура классической шкоды
Формальная логика Муни и Рейли
Лидерство и скалярный принцип
Эстафету принимают англичане
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика
Методология классической школы
Основы классической парадигмы организации
Вопросы к главе
Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
Дореволюционный период
Постреволюционный период
Тектология А. Богданова
Язык науки — язык эпохи
«Индустриальная утопия» О. Ерманского
На стыке разных методологий
Концепция НОТ А. Ф. Журавского
Вопросы к главе
Культура труда и управления А. Гастева
Жизнедеятельность А. Гастева
Концепция культурных установок
Трудовое обучение
Культура труда
Вопросы к главе
Конкретный пример. Памятка-правила
Вопросы к примеру
Разработки харьковской школы управления и психотехника
«Теория распоряжений»
Вопросы дисциплины
Конретный пример
Ситуационный подход Ф. Дунаевского
Развитие психотехники
Психотехника на предприятии
Предпосылки институциализации
Вопросы к главе и примеру
Социальная инженерия и практика ноноведений
Практика А. Гастева
Конструктивизм Н. Витке
Методология Ф. Дунаевского
Практика внедрения: сравнение систем
Вопросы к главе
Хоторнские эксперименты
Хоторнские эксперименты: первый этап
Хоторнские эксперименты: второй этап
Хоторнские эксперименты: третий этап
«Хоторнский эффект»
Пересмотр хоторнского открытия
Вопросы к главе
Конкретный пример
Эксперимент на предприятии «Вольво»
Вопросы к примеру
Иерархия потребностей
Зарождение новых подходов
Структура теории потребностей Д. Маслоу
Динамика потребностей
Потребности на рабочем месте
Теории управления Херцберга М Макгрегора
Двухфакторная теория Ф. Херцберга
Применение твории Херцберга
Теория стилей руководства Д. Макгрегора
Диагностика и внедрение
Взаимосвязь теорий
Конкретный пример. Макгрегор Д.
Человеческий аспект предприятия
Вопросы к главе и примеру
Мотивация менеджеров и предпринимателей
Инстинктивная теория мотивации У. Джемса
Теория ожиданий и ценностей
Мотивация достижения Д. Макклелланда
«Формула успеха» Дж. Аткинсона
Мотивация и вероятность успеха
Атрибутивная теория мотивации
Шкала «интернальности — экстернальности»
Власть и лидерство
Склонность к риску
Когнитивная теория и эвристика мышления
Социальный контекст предпринимательства
Вопросы к главе
Организационное поведение
Что такое социальная организация
Переменные организационного поведения
Виды власти в организации
Ценностный барьер
Шкала Танненбаума и Шмидта
Модель Дж. Хоманса
Теория незрелости К. Арджириса
Теория стилей Р. Лайкерта
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили
Модель Блейка и Моутона
Концепция страха и любви А. Этциони
Модель успешного руководителя Б. Басса
Модель эффективной организации Р. Лайкерта
Выбор стиля
Стратегия организационного изменения
Вопросы к главе
Современный менеджмент
Стратегическое планирование
Маркетинг
Управление качеством
Логистика
Управление проектом и управление затратами
Новые области менеджмента
Управление персоналом и требования к менеджеру
Вопросы к главе
Задачи и упражнения
Упражнения
Задачи
Ответы к упражнениям
Ответы на задачи
Литература
Содержание
Кравченко А. И.
К 78 История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с. - (Gaudeamus)
ISBN 5-8291-0064-9
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций , концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или) руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
ISBN 5-8291-0064-9
© Кравченко А. И., 2000
© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000
От автора
Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше - спрос явно превышает предложение.И тогда остается единственный путь - самообразование. Но и он мало кому доступен, особенно на периферии. В стране не хватает литературы. Предлагаемая книга призвана в какой-то мере помочь изучающим социологию менеджмента. Конечно, она не охватывает всех проблем. В поле зрения автора попали, прежде всего, исторические аспекты, а из современности - те методы и концепции , которые связаны с управлением персоналом. Но это - сердцевина менеджмента.
Personnel Management включает социологические и социально-психологические концепции, принципы и конкретные методы эффективного управления персоналом. Изложение учебного курса обычно начинается с краткой истории предмета исследования, классификации основных школ и направлений, а завершается технологией «человеческих отношений». Кроме того, в содержание цикла обучения включаются такие вопросы, как структура организации, динамика взаимоотношений между руководителем и подчиненными, мотивация и стимулирование труда, модели организационного поведения людей, лидерство и стиль руководства, межличностные отношения в малой рабочей группе, разрешение конфликтов, прикладные программы повышения производительности, управления по целям, обогащения труда, партисипативного менеджмента и некоторые другие темы. Литература по социологии управления в США, Японии и Западной Европе, учитывая научные монографии, статьи в десятках журналов , газетах и других периодических изданиях, а также учебники, пособия, методики, насчитывает сотни тысяч названий. В этой области мы неизмеримо отстаем от цивилизованных стран.
Причин тому много. В 20-е годы у нас наблюдался расцвет исследований в области организации труда и управления. Сегодня мы с ностальгией вспоминаем имена крупнейших представителей отечественной науки - А.Гастева, П.Керженцева, С.Струмилина, Н.Кондратьева, Ф.Дунаевского, Н.Витке, которые достигли значительных успехов. В области НОТ тогда действовало более десяти научно-исследовательских институтов во главе со знаменитым ЦИТом. На предприятиях существовали десятки, если не сотни, психотехнических и социоинженерных лабораторий - предшественников современных служб социального развития.
В те годы мы не стеснялись учиться у капиталистов. В издававшемся Центральным институтом труда журнале «Организация труда» существовала специальная рубрика «За рубежом». Здесь помещались сообщения о всех сколько-нибудь примечательных конференциях по менеджменту, промышленной гигиене, теории и практике администрирования. Свежие новости поступали из Брюсселя, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Берлина. Редакция журнала, а в нее входили и зарубежные ученые, не только держала читателей в курсе международной жизни, но и давала анализ передовых методик и программ управления, созданных за рубежом. Кроме цитовс-кого журнала зарубежная информация поступала и по другим каналам. В стране переводилось тогда до 70 % зарубежных монографий.
По отношению к отечественной науке управления слово «менеджмент» не применялось. В 20-е годы предпочитали говорить о «научной организации труда». Но многие прикладные исследования, социоинженерные проекты, методики профессионального обучения, психологические тесты, эксперименты в области психологии труда и межличностных отношений, вне всякого сомнения, можно отнести к социологии менеджмента. Они получили признание за рубежом. Отдельные цитовские программы считались приоритетными, не знающими аналогов в мировой практике. У А.Гастева и его коллег учились даже зарубежные специалисты.
Вслед за кратковременным всплеском наступил глубокий период застоя. С конца 20-х до конца 50-х годов в стране не было разработано практически ничего существенного, что могло бы обогатить отечественный или зарубежный опыт управления. Именно в эти три десятилетия за рубежом, прежде всего в США, отмечается фундаментальный сдвиг в области науки управления. Знаменитые Хоторнские эксперименты (1927-1932), заложившие основания современной индустриальной социологии и психологии, происходили в тот период , когда в нашей стране постепенно начиналось свертывание научных исследований. В период с 30-х по 60-е годы в США созданы теории управления, которые и по сей день считаются классическими. Напротив, в СССР не произошло никакого накопления научных фактов, а то, что было создано раньше, безвозвратно потеряно. В тот момент менеджмент практически исчез из поля зрения советских ученых и хозяйственных руководителей.
Начиная с 60-х годов наблюдается некоторое оживление по отношению к зарубежному опыту. Появляются первые книги и переводы. В 1970г. переведен сокращенный вариант шеститомного «Курса для высшего управленческого персонала», изданного в США в 1964 г. Пожалуй, впервые менеджмент предстал во всем своем объеме и сложности. Мы смогли узнать не только о подготовке управленческих кадров за рубежом, структуре и методах управления, организации сбыта, юридических вопросах бизнеса и руководстве финансами, но и о том, что можно было бы назвать социологией бизнеса. В особой главе - «Советы управляющему» - приводились традиционные для сферы «человеческих отношений» типы делегирования полномочий, методы ведения беседы и разрешения конфликтов, правила межличностных отношений.
«Эпоха оттепели» вселила надежду и оптимизм. Думалось, что теперь-то отечественная социологическая и экономическая мысль сможет вести открытый диалог с зарубежной наукой, приобщаясь к ее лучшим достижениям. Однако идеологические ограничения проникли и в эту, казалось бы, весьма далекую от политики сферу. Видный советский специалист по организации и управлению В.Афанасьев вспоминал: «В 1967 году написал книгу «Об интенсификации развития социалистического общества». Ее не хотели издавать все из-за той же тейлоровской «буржуазной» идеи «выжимания пота»... И само понятие «управление» вызвало волну протестов. Какое там управление! Есть у нас политика партии, научное политическое руководство, а управление, менеджеризм - западное, «буржуазное» изобретение» (Правда. 1989.8 сентября).
В третьем томе «Философской энциклопедии», изданном в 1964 г., нет статьи о менеджменте, но зато есть о менеджеризме. В ней разъясняется, что менеджеризм является апологией капиталистического способа производства. Удивительно, но и через 25 лет в «Кратком словаре по социологии», изданном уже в 1989 г., о менеджеризме говорится , что эта буржуазная управленческая доктрина имеет явно выраженную апологетическую окраску, игнорирует антагонистические противоречия и неадекватно отражает реальность.
Именно в 60-е годы сформировался своеобразный подход, который вплоть до середины 80-х годов определял официальное отношение к зарубежной науке управления. Его суть состоит в следующем: из всего богатства капиталистического опыта для практики социалистического строительства можно брать только конкретно-практические методы руководства, а теоретическое содержание, обозначаемое как идеология менеджеризма, надо отбросить.
Компромиссная формула, разорвавшая две органические составные части менеджмента - его теорию и практику, была, конечно, данью времени. В условиях господства идеологических запретов иной подход, видимо, был немыслим. В принципе, такая формула, взятая на вооружение в качестве методологического руководства, ненаучна. Она превращает в абстрактную схему то, что создавалось десятилетиями как единый творческий процесс.
Но у нее были позитивные стороны. Благодаря ей можно было, не боясь обвинений в протаскивании чуждой нам идеологии, писать о конкретных исследованиях в области организации труда и подготовки управленческого персонала. Постепенно термин «менеджеризм» уступил место понятию «менеджмент». Сегодня это реальность, о которой говорят вслух и всерьез. Вместе со словами «рынок», «конъюнктура», «реклама» приходят и другие - «бизнес», «предпринимательство». Они неразрывно связаны с понятием «менеджмент», отражающим специфическую реальность. Постепенно мы начинаем осознавать, что западный менеджмент - прежде всего особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами, а не просто совокупность технических процедур и методов.
Использование западной технологии без анализа философии менеджмента - путь, ведущий в никуда. Освоение методических приемов должно сопровождаться анализом фундаментальных путей, на которых эти приемы создавались. Передовые технологии, разработанные за рубежом, будут совсем иначе выглядеть в нашей среде. Механическое заимствование лишь углубляет пропасть , отделяющую нас от Запада. Вряд ли мы когда-либо разгадаем феномен успеха менеджмента, если будем подходить к нему только как к технике управления. Менеджмент - прежде всего философия и культура управления. Японский сталь управления технически ничего нового из себя не представляет. Его загадка - в культурном коде, новом типе поведения и отношений между людьми.
Социальная и экономическая реальность, с которой повседневно приходится сталкиваться нынешнему управленцу, имеет одно неприятное свойство. Она изменяется быстрее, чем меняются наши представления о ней. Не успеваешь оглянуться, как жизненный опыт, накопленный за долгие годы, и устоявшиеся знания, почерпнутые из книг, уже не помогают, а мешают принять единственно верное решение. Забастовки и трудовые конфликты, сделавшиеся в наше дни массовым явлением, со всей очевидностью высветили тот факт, что многие хозяйственники не знают механизма человеческих отношений и мотивов поведения рабочих.
Еще сложнее обстоит дело, когда наши хозяйственники выходят на международную арену и вступают в деловые контакты с зарубежными партнерами. Незнание рыночных законов и коммерческой рекламы, конечно же, затрудняет общение. Но самое главное в том, что наши управленцы и их зарубежные визави говорят, если так можно выразиться, на разных концептуальных языках. За спиной у первых отрывочные сведения, почерпнутые из курса исторического материализма, а у вторых - фундаментальные знания основ социологии управления, современных концепций мотивации и нововведения , практические курсы в области деловых игр, социальной технологии, прикладных исследований.
Диалог культур и приобщение к общечеловеческим ценностям, о чем мы очень много говорим сегодня, не должны ограничиваться сферой гуманитарных мероприятий и философских симпозиумов. Нужны конкретные, ощутимые шаги в области делового взаимопонимания, человеческих контактов. Такие знания и практические навыки призван дать именно менеджмент. По своей природе он интернационален: Ф. Тейлор, П.Друкер или А.Гастев в равной мере признаются классиками социологии организации труда и управления, творцами нового подхода к пониманию человеческого фактора во всех странах.
Книга задумана таким образом, чтобы постепенно сформировать у читателя целостное знание о науке и практике социального управления, т. е. о социологии менеджмента. После каждой главы даются вопросы, углубляющие понимание материала; некоторые из них сопровождаются конкретными примерами. В конце книги приводятся задачи и упражнениям всему пройденному материалу. С их помощью преподаватель сможет контролировать качество знаний учащихся. Упражнения можно разбить на группы, по пять в каждой серии. Таким способом вы получите мшротест. Пять упражнений - пять баллов. От количества выполненных упражнений зависит оценка учащегося. Очень просто и очень эффективно. Если не верите - проверьте сами. В конце книги приведены ответы.
Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше - спрос явно превышает предложение.
Содержание:
От автора
Историческое значение термина «менеджмент»
Античный демагог
Деспотия - неограниченная власть
Своекорыстный искатель популярности
Педагог и наставник
Предприниматель и менеджер
Искусство выездки
Мотивация добровольного подчинения
Невидимые факторы успеха
Менеджер - наемный работник
Мальчик на побегушках? .
Вопросы к главе
Управленческие революции
Первая управленческая революция
Деловые отношения и письменность
Вторая управленческая революция
Третья управленческая революция
Четвертая управленческая революция
Профессионализация менеджера
Специализация менеджера
Корпоративный менеджмент
Пятая управленческая революция
Вытеснение капиталиста
Зарождение теории менеджерской революции
Усиление и господство бюрократии
Менеджеры как социальный класс
Отделение собственности от контроля.
Менеджмент-бум Грядет ди новая управленческая революция?
Управленческие революции в России
Вопросы к главе
Конкретный пример
Свод законов Хаммурапи.
Вопросы к примеру
Конкретный пример
Школа чиновников в Древнем Египте
Вопросы к примеру
Античность: зарождение цивилизованного менеджмента
Кибернетика - искусство управления
Ойкономия - управление хозяйством
Самый рентабельный бизнес
Прекраснее и рациональное
Цивилизация венчурных фирм
Философы - предприниматели Цивилизация культурного рынка
Партисипативный менеджмент древних греков
Вопросы к главе
Макиавелли: технология власти и Дидерстна
Провозвестник европейского менеджмента
Историческое лицо эпохи
Страсть к приобретеним и страх потерять
Победителей не судят
Воля к власти
Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным
Толпа идет за видимостью успеха
Страх и любовь
Честный ошибается чаще
Руководитель не должен быть щедрым
Полезнее держать в страхе
Быть щедрым - значит быть зависимым
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
Качества льва и свойства лисицы
Зависть порождает врагов, напористость - сторонников
Личности и безликости
Принцип относительности. Относительность н принцип разграничения
Кругооборот форм управления
Принцип принятия решений
Значение идей Макиавелли
Вопросы к главе
Основоположники «научного менеджмента»
Развитие теоретических воззрений
Социально-экономические предпосылки
Манчестер - центр менеджмента
Плеяда великих англичан
Эксперимент Болтина и Уатта
Р. Оуэн - прагматик и утопист
Эксперимент в Нью-Ленарке
Крах Оуэна-социалиста Причины взлета и падения
Значение идей Р. Оуэна
Подготовительный этап
Последователи «ранних менеджеров»
Вопросы к главе
«Научный менеджмент» Центр менеджмента перемещается в Америку
Старая фабричная система
Филадельфия - новый центр менеджмента
Общество инженеров-механиков Биография Ф. Тейлора
Лидеры движения «научный менеджмент»
Ф. Джилбретт
Вопросы к главе
Конкретный пример
Правила экономии движений
Вопросы к примеру
Классическая геометрия труда
Законы и принципы научной организации труда
Дифференциальная система оплаты
Обогащение или упрощение труда?
Хронометраж и распределение работ
Вопросы к главе
Управление персоналом. Программа «достигающего рабочего»
Образец - школьный класс
Создать гарантии только для лучших
Работа должна бросать вызов
Мотивация, оценка и продвижение.
Программа «достигающего руководителя»
Функциональное администрирование Социальный мониторинг
Процесс межличностной коммуникации
Стиль руководства
Дисциплинарная система
Вопросы к главе
Конкретный пример
Внедрение тейлоризма в Венгрии
Вопросы к примеру
Рестрикционизм и «работа с прохладцей»
«Работа с прохладцей»
Кому выгоден «середняк»?
Рестикционизм на «Айвазе»
Культурные особенности
Исследования А. Ф. Журавского
«Работа с прохладцей» сегодня
Вопросы к главе
Философия менеджмента Биография Г. Эмерсона
Системы Тейлора и Эмерсона
Всемирная история с позиций менеджмента
Уроки военного предпринимательства
Уроки японского бизнеса
Два типа организации
Пирамида беспорядка
Мания тоннажа
Работа производительная и напряженная
Вид на управленческую пирамиду снизу
Управление от достигнутого
Дисциплина ответственности
Значение идей Г. Эмерсона
Вопросы к главе
Социология бюрократии
Проблема национального своеобразия
Историческая миссия рационализации
Отчуждение и участие в управлении
Легальный тип господства
Сущность бюрократии
Исторические типы бюрократии
Достижение объективности через формализацию
Статус наемного работника
Бюрократия как идеальный тип
Бюрократия и социализм
Вопросы к главе
Конкретный пример
Египетская бюрократия
Вопросы к примеру
Конкретный пример
Инструкция визиря Рехмира
Вопросы к примеру
Административная теория
Личность А. Файоля
Управление как администрирование
Тейлор и Файоль
Функция управления
Принципы управления
Вопросы к главе
Классическая школа менеджмента
Достижения и значение «классиков»
Структура классической шкоды
Формальная логика Муни и Рейли
Лидерство и скалярный принцип
Эстафету принимают англичане
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика
Методология классической школы
Основы классической парадигмы организации
Вопросы к главе
Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
Дореволюционный период
Постреволюционный период
Тектология А. Богданова
Язык науки - язык эпохи
«Индустриальная утопия» О. Ерманского
На стыке разных методологий
Концепция НОТ А. Ф. Журавского
Вопросы к главе
Культура труда и управления А. Гастева
Жизнедеятельность А. Гастева
Концепция культурных установок
Трудовое обучение
Культура труда
Вопросы к главе
Конкретный пример. Памятка-правила
Вопросы к примеру
Разработки харьковской школы управления и психотехника
«Теория распоряжений»
Вопросы дисциплины
Конретный пример
Ситуационный подход Ф. Дунаевского
Развитие психотехники
Психотехника на предприятии
Предпосылки институциализации
Вопросы к главе и примеру
Социальная инженерия и практика ноноведений
Практика А. Гастева
Конструктивизм Н. Витке
Методология Ф. Дунаевского
Практика внедрения: сравнение систем
Вопросы к главе
Хоторнские эксперименты
Хоторнские эксперименты: первый этап
Хоторнские эксперименты: второй этап
Хоторнские эксперименты: третий этап
«Хоторнский эффект»
Пересмотр хоторнского открытия
Вопросы к главе
Конкретный пример
Эксперимент на предприятии «Вольво»
Вопросы к примеру
Иерархия потребностей
Зарождение новых подходов
Структура теории потребностей Д. Маслоу
Динамика потребностей
Потребности на рабочем месте
Теории управления Херцберга М Макгрегора
Двухфакторная теория Ф. Херцберга
Применение твории Херцберга
Теория стилей руководства Д. Макгрегора
Диагностика и внедрение
Взаимосвязь теорий
Конкретный пример. Макгрегор Д.
Человеческий аспект предприятия
Вопросы к главе и примеру
Мотивация менеджеров и предпринимателей
Инстинктивная теория мотивации У. Джемса
Теория ожиданий и ценностей
Мотивация достижения Д. Макклелланда
«Формула успеха» Дж. Аткинсона
Мотивация и вероятность успеха
Атрибутивная теория мотивации
Шкала «интернальности - экстернальности»
Власть и лидерство
Склонность к риску
Когнитивная теория и эвристика мышления
Социальный контекст предпринимательства
Вопросы к главе
Организационное поведение
Что такое социальная организация
Переменные организационного поведения
Виды власти в организации
Ценностный барьер
Шкала Танненбаума и Шмидта
Модель Дж. Хоманса
Теория незрелости К. Арджириса
Теория стилей Р. Лайкерта
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили
Модель Блейка и Моутона
Концепция страха и любви А. Этциони
Модель успешного руководителя Б. Басса
Модель эффективной организации Р. Лайкерта
Выбор стиля
Стратегия организационного изменения
Вопросы к главе
Современный менеджмент
Стратегическое планирование
Маркетинг
Управление качеством
Логистика
Управление проектом и управление затратами
Новые области менеджмента
Управление персоналом и требования к менеджеру
Вопросы к главе
Задачи и упражнения
Упражнения
Задачи
Ответы к упражнениям
Ответы на задачи
Литература
Содержание
История менеджмента - Учебное пособие для студентов ВУЗов - Кравченко А.И. - 2000
В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней - взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.
Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента.
Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.
Кравченко А. И.
История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с. - (Gaudeamus)
ISBN 5-8291-0064-9
УДК334
ББК 65.29
К 78
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»
Античный демагог
Деспотия - неограниченная власть
Своекорыстный искатель популярности
Педагог и наставник
Предприниматель и менеджер
Искусство выездки
Мотивация добровольного подчинения
Невидимые факторы успеха
Менеджер - наемный работник
Мальчик на побегушках?
Вопросы к главе
Глава 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Первая управленческая революция
Деловые отношения и письменность
Вторая управленческая революция
Третья управленческая революция
Четвертая управленческая революция
Профессионализация менеджера
Специализация менеджера
Корпоративный менеджмент
Пятая управленческая революция
Вытеснение капиталиста
Зарождение теории менеджерской революции
Усиление и господство бюрократии
Менеджеры как социальный класс
Отделение собственности от контроля
Менеджмент-бум
Грядет ди новая управленческая революция?
Управленческие революции в России
Вопросы к главе
Конкретный пример 1. Свод законов Хаммурапи
Вопросы к примеру
Конкретный пример 2. Школа чиновников в Древнем Египте
Вопросы к примеру
Глава 3 АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Кибернетика - искусство управления
Ойкономия - управление хозяйством
Самый рентабельный бизнес
Прекраснее и рациональное
Цивилизация венчурных фирм
Философы - предприниматели
Цивилизация культурного рынка
Партисипативный менеджмент древних греков
Вопросы к главе
Глава 4 МАКИАВЕЛЛИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА
Провозвестник европейского менеджмента
Историческое лицо эпохи
Страсть к приобретеним и страх потерять
Победителей не судят
Воля к власти
Свобода - всего лишь желание не быть угнетенным
Толпа идет за видимостью успеха
Страх и любовь
Честный ошибается чаще
Руководитель не должен быть щедрым
Полезнее держать в страхе
Быть щедрым - значит быть зависимым
Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
Качества льва и свойства лисицы
Зависть порождает врагов, напористость - сторонников
Личности и безликости
Принцип относительности
Относительность н принцип разграничения
Кругооборот форм управления
Принцип принятия решений
Значение идей Макиавелли
Вопросы к главе
Глава 5 Основоположники «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Развитие теоретических воззрений
Социально-экономические предпосылки
Манчестер - центр менеджмента
Плеяда великих англичан
Эксперимент Болтина и Уатта
Р.Оуэн - прагматик и утопист
Эксперимент в Нью-Ленарке
Крах Оуэна-социалиста
Причины взлета и падения
Значение идей Р.Оуэна
Подготовительный этап
Последователи «ранних менеджеров»
Вопросы к главе
Глава 6 «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Центр менеджмента перемещается в Америку
Старая фабричная система
Филадельфия - новый центр менеджмента
Общество инженеров-механиков
Биография Ф.Тейлора
Лидеры движения «научный менеджмент»
Ф.Джилбретт
Вопросы к главе
Конкретный пример. Правила экономии движений
Вопросы к примеру
Глава 7 Классическая геометрия труда
Законы и принципы научной организации труда
Дифференциальная система оплаты
Обогащение или упрощение труда?
Хронометраж и распределение работ
Вопросы к главе
Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Программа «достигающего рабочего»
Образец - школьный класс
Создать гарантии только для лучших
Работа должна бросать вызов
Мотивация, оценка и продвижение
Программа «достигающего руководителя»
Функциональное администрирование
Социальный мониторинг
Процесс межличностной коммуникации
Стиль руководства
Дисциплинарная система
Вопросы к главе
Конкретный пример. Внедрение тейлоризма в Венгрии
Вопросы к примеру
Глава 9 РЕСТРИКЦИОНИЗМ И «РАБОТА С ПРОХЛАДЦЕЙ»
«Работа с прохладцей»
Кому выгоден «середняк»?
Рестикционизм на «Айвазе»
Культурные особенности
Исследования А. Ф. Журавского
«Работа с прохладцей» сегодня
Вопросы к главе
Глава 10 ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Биография Г.Эмерсона
Системы Тейлора и Эмерсона
Всемирная история с позиций менеджмента
Уроки военного предпринимательства
Уроки японского бизнеса
Два типа организации
Пирамида беспорядка
Мания тоннажа
Работа производительная и напряженная
Вид на управленческую пирамиду снизу
Управление от достигнутого
Дисциплина ответственности
Значение идей Г. Эмерсона
Вопросы к главе
Глава 11 СОЦИОЛОГИЯ БЮРОКРАТИИ
Проблема национального своеобразия
Историческая миссия рационализации
Отчуждение и участие в управлении
Легальный тип господства
Сущность бюрократии
Исторические типы бюрократии
Достижение объективности через формализацию
Статус наемного работника
Бюрократия как идеальный тип
Бюрократия и социализм
Вопросы к главе
Конкретный пример 1. Египетская бюрократия
Вопросы к примеру
Конкретный пример 2. Инструкция визиря Рехмира
Вопросы к примеру
Глава 12 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Личность А.Файоля
Управление как администрирование
Тейлор и Файоль
Функция управления
Принципы управления
Вопросы к главе
Глава 13 КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА
Достижения и значение «классиков»
Структура классической шкоды
Формальная логика Муни и Рейли
Лидерство и скалярный принцип
Эстафету принимают англичане
«Синтетический подход» Урвика и Гьюлика
Методология классической школы
Основы классической парадигмы организации
Вопросы к главе
Глава 14 ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СССР
Дореволюционный период
Постреволюционный период
Тектология А.Богданова
Язык науки - язык эпохи
«Индустриальная утопия» О.Ерманского
На стыке разных методологий
Концепция НОТ А.Ф.Журавского
Вопросы к главе
Глава 15 КУЛЬТУРА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ А. ГАСТЕВА
Жизнедеятельность А. Гастева
Концепция культурных установок
Трудовое обучение
Культура труда
Вопросы к главе
Конкретный пример. Памятка-правила
Вопросы к примеру
Глава 16 РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
«Теория распоряжений»
Вопросы дисциплины
Конретный пример. Ситуационный подход Ф.Дунаевского
Развитие психотехники
Психотехника на предприятии
Предпосылки институциализации
Вопросы к главе и примеру
Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРАКТИКА НОНОВЕДЕНИЙ
Практика А. Гастева
Конструктивизм Н.Витке
Методология Ф.Дунаевского
Практика внедрения: сравнение систем
Вопросы к главе
Глава 18 ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Хоторнские эксперименты: первый этап
Хоторнские эксперименты: второй этап
Хоторнские эксперименты: третий этап
«Хоторнский эффект»
Пересмотр хоторнского открытия
Вопросы к главе
Конкретный пример. Эксперимент на предприятии «Вольво»
Вопросы к примеру
Глава 19 ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Зарождение новых подходов
Структура теории потребностей Д.Маслоу
Динамика потребностей
Потребности на рабочем месте
Глава 20 ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ХЕРЦБЕРГА М МАКГРЕГОРА
Двухфакторная теория Ф.Херцберга
Применение твории Херцберга
Теория стилей руководства Д.Макгрегора
Диагностика и внедрение
Взаимосвязь теорий
Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия
Вопросы к главе и примеру
Глава 21 МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Инстинктивная теория мотивации У.Джемса
Теория ожиданий и ценностей
Мотивация достижения Д.Макклелланда
«Формула успеха» Дж.Аткинсона
Мотивация и вероятность успеха
Атрибутивная теория мотивации
Шкала «интернальности - экстернальности»
Власть и лидерство
Склонность к риску
Когнитивная теория и эвристика мышления
Социальный контекст предпринимательства
Вопросы к главе
Глава 22 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Что такое социальная организация
Переменные организационного поведения
Виды власти в организации
Ценностный барьер
Шкала Танненбаума и Шмидта
Модель Дж.Хоманса
Теория незрелости К.Арджириса
Теория стилей Р.Лайкерта
«Стимулирующий» и «предупредительный» стили
Модель Блейка и Моутона
Концепция страха и любви А.Этциони
Модель успешного руководителя Б.Басса
Модель эффективной организации Р.Лайкерта
Выбор стиля
Стратегия организационного изменения
Вопросы к главе
Глава 23 Современный менеджмент
Стратегическое планирование
Маркетинг
Управление качеством
Логистика
Управление проектом и управление затратами
Новые области менеджмента
Управление персоналом и требования к менеджеру
Вопросы к главе
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения
Задачи
Ответы к упражнениям
Ответы на задачи
ЛИТЕРАТУРА
Скачать книгу История менеджмента - Учебное пособие для студентов ВУЗов - Кравченко А.И. - 2000
Дата публикации: 14.04.2010 09:42 UTC
Теги: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :.