12.08.2023

"Хочу в игру": как "группы смерти" убивают подростков. Примеры деструктивной пропаганды в компьютерных играх А что же в России


В Мариуполе 15-летняя девочка выпрыгнула с 13 этажа - по рассказам друзей, она была подписана на «группу смерти» в социальной сети и выполняла задания модератора, который и приказал ей шагнуть с высоты.

Журналисты ИА «Вчасно» выяснили, каким образом соцсети заманивают подростков в смертельные игры.

В социальной сети «ВКонтакте» мы без труда нашли более тысячи пабликов на суицидальную тематику. Открытых, которые может читать каждый желающий, и закрытых. Далеко не все они популярны - одни имеют всего несколько сотен подписчиков, другие - тысячи и даже десятки тысяч. Но все они пишут об одиночестве, безнадежности, отчаянии, бессмысленности жизни.

Любимый символ большинства таких пабликов - киты. Они присутствуют в названиях, на картинках, в видео, в постах. Китами называют себя и участники этих групп. Киты выбраны не случайно - эти животные иногда выбрасываются на берег, убивая себя.

«Знаете, отчего киты выбрасываются на берег? От отчаянья», - сообщает одна из групп. «Как ни странно, когда больно - болит», - вторит ей другой паблик.

Многие паблики содержат в названии цифры 4:20 - время, в которое, по статистике, люди чаще всего совершают самоубийство. Некоторые из групп начинают общение именно в 4:20 утра. Звучит невероятно, но некоторые эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра. Если ребенок в это время сидит в интернете, это может оказаться признаком того, что он попал под влияние суицидальных групп.

Впрочем, откровенных призывов к суициду группы не содержат. Если верить информации Роскомнадзора, все паблики, непрекрыто пропагандирующие добровольный уход из жизни - заблокированы. Теперь «поиграть» в смерть необходимо, чтобы на тебя вышли «инструкторы» - подростки размещают на своей странице заявление о готовности вступить в игру и соответствующие хештеги. После этого с ребенком связывается «куратор» и дает задания.

Технология смертельной игры

«Хочу в игру. Дай мне номер. Дай инструкцию. Найди. Меня. Где я?» - подобные сообщения появляются в сети практически каждые несколько минут.

Журналисты ИА «Вчасно» также разместили пару таких объявлений с фейковых аккаунтов - девятнадцатилетнего парня и старшеклассницы. В течение буквально 10 минут с нами связались.

«Привет, я тот кто даст тебе номер и задания, - написал человек с аккаунта некоего Ильи Костлявых. - Ты уверен, что хочешь умереть?».

После того, как наш сотрудник подтвердил это, он получил первое задание - вырезать на запястье номер F57. Так называлась одна из самых популярных «групп смерти», заблокированная после того, как несколько детей, состоявших в ней, совершили самоубийство. Снимок с порезанной рукой куратор приказал выложить в сеть.

«Молодец, жди следующего инструктора, он напишет тебе, - заявил «куратор», получив фотографию выполненного задания. - Мое дело проверить, готов ли ты на все ради смерти».

Второй куратор потребовал у журналиста, скрывавшегося под аккаунтом 15-летней девочки, рассказать почему она решила умереть. В конце концов, он сделал вывод:

«Я думаю, дело в твоих одноклассниках и в том, что ты дно, и это не поправить».

«Куратор» приказал пойти к маме и сообщить: «Я хочу умереть, потому что не вижу смысла в жизни». Выполнение квеста необходимо было записать на видео.

Именно в такую игру и играла в последние дни перед смертью 15-летняя девочка из Мариуполя. На тот момент она переживала разрыв со своим молодым человеком и, скорее всего, находилась в состоянии депрессии — об этом свидетельствуют записи на ее странице в соцсети.




«Квест пройден, - написала девушка на своей страничке. - Остался один шаг».

Мариупольчанка выложила в сеть снимок, сделанный с высоты 13 этажа - эта фотография также была условием квеста. Именно так поступали и многие дети-самоубийцы в России - незадолго перед суицидом, они фотографировали место своей смерти и выкладывали снимок в интернет.

Именно 8 и 9 декабря «группы смерти» анонсировали волну самоубийств среди подростков. Об этом в социальной сети написала москвичка Екатерина Мелихова, оказывающаяся психологическую помощь подросткам:

«8-9 числа намечается новая волна самоубийств. А по сути детей скидывают с крыш. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же».

В последнее время интерес к опасной игре появился и у подростков Украины.

Кто и зачем толкает детей на смерть?

Администратор «групп смерти» и создатель зловещего хештега F57 Филипп Будейкин был задержан в Санкт-Петербурге в начале декабря. Паблики, в которых он толкал детей на смерть - заблокированы. Мужчина признался, что благодаря его непосредственному участию в течение года погибли 17 детей.

Он создал несколько десятков пабликов и «играл» в кошмарные игры с детьми.

Подростков, решившихся на смерть без прямого участия администратора, намного больше. По данным российским СМИ, количество погибших подростков, писавших перед смертью в сети зловещий хештег - около 130.

И, как мы убедились лично, арест Будейкина не остановил волну суицидальных пабликов - тысячи детей публикуют хештеги с просьбой «поиграть». И неизвестные «кураторы» выходят с ними на связь и толкают на смерть.

Теперь эта волна докатилась и до Донбасса — 15-летняя девочка в Мариуполе умерла уже после ареста питерского администратора. А значит — кошмарные игры продолжаются и смерть в прифронтовом городе может оказаться не последней.

Кто это делает и зачем - ответ на этот вопрос должны найти правоохранители. А заодно позаботиться о том, как обезопасить детей от смертельных игр.

К тому же остается открытым вопрос — почему соцсеть «Вконтакте» не закрывает подобные группы?

«У подростков нет понимания, что смерть — это финал», — психолог

«Для подростков представление о конечности бытия слишком сложная конструкция, у них нет понимания того, что смерть — это финал, из которого обратного пути нет, - рассказал журналисту ИА «Вчасно» клинический психолог и гештальт-терапевт Кристина Фомина. - Также в этом возрасте смерть часто крайне романтизируется.

Вспомните культуры эмо и готов, популярные книги и сериалы про вампиров, где уже умершие герои наделены сверхспособностями, и описывается какая-то загробная запредельная любовь. Помимо этого, у подростков еще не до конца сформирована, не устоялась эмоционально-волевая сфера, они реагируют на происходящее быстрее, чем успевают это осознавать.

Часто имеет место и акцентуация характера, акцентуация темперамента, когда у детей ярко выражены те или иные черты, еще не сформированные в окончательный характер. Все эти составляющие делают их легко уязвимыми - несчастная любовь, поссорился с мамой, провалил экзамен - и это становится концом света».

- Поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп, как то меняется? На что нужно обратить внимание родителям?

При суицидальном состоянии люди всегда дают какие-то позывные во внешний мир. Подросток практически всегда идет на суицид для привлечения внимания. Ребенок в такой ситуации может стать замкнутым, скрытным, у него могут появиться новые знакомые или увлечения, о которых он не хочет рассказывать. Или может стать вспыльчивым, раздражительным, может говорить на тему смерти, самоубийства. Делать записи, рисунки такого рода.

Только внимание на подростка нужно обращать не тогда, когда он уже закрылся и режет вены, а каждый день.

Что делать родителям?

У участников «групп смерти» на странице в соцсети могут появляться фотографии с китами — предвестниками смерти.

Некоторые из «групп смерти» начинают общение именно в 4:20 утра. Эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра.

Проверяйте запястье ребенка. Первым заданием в «группах смерти» бывают надрезы на руках F57, F59 (или подобное), а также рисунок кита.

Интересуйтесь событиями из жизни ребенка: есть ли у него конфликты и проблемы общения с другими детьми, не находится ли на данный момент ребенок в состоянии депрессии. Говорите больше с ребенком о том, что происходит в его жизни.


Игру Pokemon Go могут запретить в России. С таким предложением выступил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич. По его словам, "ловля покемонов" негативно сказывается на человеческой психике и создает ощущение вседозволенности. Компьютерные игры далеко не в первый раз вызывают резкую реакцию законодателей, и порой дело доходит до полноценного запрета. Итак, десять игр, которые по каким-либо причинам запрещали в разных странах мира.

KZ Manager Millennium
Где запретили: Германия

Игра получила титул одной из "самых бесполезных" по версии журнала Imagine Games Network. Но это не главная причина запрета в Германии. В стране законодательно запрещено использовать вне научного контекста любые символы Третьего рейха, будь то свастика или изображения Адольфа Гитлера. Действие игры разворачивается в концлагере, где главный герой - надзиратель, и его задача - заставлять заключенных работать, используя репрессивные меры. Интересно, что, несмотря на запрет в Германии, большая часть версий игры существует на немецком языке.

Mortal Kombat
Где запретили: Германия, Южная Корея

Настоящая классика и первая в истории игра с рейтингом "18+". Интересно, что изначально разработчики планировали сделать игру с участием Жан-Клода Ван Дама, но ограничились жанром "файтинг". Mortal Kombat часто критиковали и запрещали за сцены насилия, но тем не менее серия игр, насчитывающая уже 20 частей, остается одной из самых популярных в истории: по ее мотивам нарисованы комиксы, сняты фильмы, мультфильмы и сериалы.

Grand Theft Auto
Где запретили: Таиланд, Малайзия, ОАЭ, Бразилия

Игровое пространство - нелинейная виртуальная реальность, где геймер может свободно перемещаться по городу и делать что угодно: угонять машины и вертолеты, грабить прохожих, использовать различные виды оружия. Именно поэтому в большинстве стран игра имеет рейтинг "только для взрослых". Однако в Бразилии нашли другой повод ограничить доступ к симулятору: в GTA Episodes from Liberty City без разрешения использовали музыку местного композитора. Вероятно, создатели одной из самых прибыльных видеоигр привыкли к тому, что многие звёзды Голливуда добровольно озвучивали персонажей.

The Pokémon Trading Card Game
Где запретили: Саудовская Аравия

Карточная игра про покемонов получила благосклонные оценки критиков в разных странах мира, хоть ее и называли несколько скучной. Задача геймера - перемещаться по игровому пространству, вызывать персонажей на карточный поединок и собирать различные значки. Но главный муфтий Саудовской Аравии увидел в игре пропаганду сионизма. Как заявил религиозный лидер королевства, один из символов в картах напоминает Звезду Давида. А кресты и треугольники, отметил муфтий, обозначают символы христианства и масонства соответственно. В итоге к его мнению прислушались и игру про покемонов запретили на законодательном уровне.

Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure
Где запретили: Австралия

Главный герой игры - граффити-художник, который большую часть времени разрисовывает стены, вагоны и прицепы грузовиков. По сюжету, он использует стрит-арт как средство выражения протеста против ограничения свободы самовыражения. Однако запрет на такую деятельность наложили в реальности: инициатором стал генеральный прокурор Австралии Филип Раддок. По его мнению, игра пропагандирует вандализм: граффити в стране запрещено. У этого решения были противники, которые ссылались на разрешение местных властей играть в уличные гонки и другие игры про граффити, однако цензоры остались непреклонны.

Postal
Где запретили: Новая Зеландия, Австралия, Малайзия, Германия

На обложке этой игры в жанре "шутер" создатели с гордостью писали "запрещена в 13 странах мира". В симуляторе массовых убийств, по мнению законодателей, пропагандируются наркотики и циничное отношение к религиям и различным меньшинствам. В некоторых странах доступ к игре ограничили возрастным цензом. Как уверяют создатели игры, практически любое задание, будь то обналичивание чека или поход в прачечную, можно пройти мирным путём, не прибегая к насилию и незаконным действиям. Но геймеры предпочитают использовать другие возможности игры.

Bully
Где запретили: Бразилия

По версии портала Yahoo! Games, Bully входит в десятку самых противоречивых компьютерных игр всех времён. Действие разворачивается в учебном заведении. Подросток Джимми должен отстоять себя среди школьных группировок, таких как "ботаны", "хулиганы", "мажоры", "качки" и т.д. Для этого главный герой может использовать рогатки, баллончики с краской, скейтборды и петарды. А кроме того, подросток может целовать ровесников любого пола. В Бразилии игру посчитали пропагандой насилия среди несовершеннолетних и ввели денежный штраф в тысячу долларов за ее распространение.

Tom Clancy"s Ghost Recon Advanced Warfighter 2
Где запретили: Мексиканский штат Чиуауа

Главный герой отправляется на север Мексики, чтобы урегулировать конфликт между мексиканскими повстанцами, военными и армией США. По сценарию, в Мехико убивают премьер-министра Канады, под угрозой оказывается жизнь президента США, а власть в республике переходит в руки вооруженных повстанцев. Игра вызвала возмущение в мексиканском штате Чиуауа. Власти региона посчитали ее угрозой туристическому бизнесу. По их мнению, пейзажи, где проходят игровые действия, напоминают северный штат, что оскорбило местных жителей. Примечательно, что игра находится в свободном доступе на всей остальной территории Мексики.

EA Sports MMA
Где запретили: Дания

Игру анонсировали как первый трейлер битвы Федора Емельяненко и Бретта Роджерса. Она сразу стала популярной среди поклонников боев без правил. В распоряжении виртуальных бойцов разного рода приемы защиты и нападения, практически из всех видов боевых искусств. Неожиданной новостью стал запрет EA Sports MMA в Дании. Местные власти обнаружили, что в игре содержится реклама энергетиков, которая незаконна в стране. Создатели игры заявили, что их симулятор максимально соответствует реальности, и отказались вырезать сцены с напитками, поэтому датские геймеры остались без популярной игры.

Company of Heroes 2
Где запретили: Россия

Нетривиальная история запрета игры: ограничить доступ попросили сами пользователи. Сценарий стратегии вызвал возмущение у российских геймеров: по сюжету, советские солдаты должны были убивать друг друга при отступлении, сжигать дома своих соотечественников и расстреливать польских партизан. Сразу после релиза геймеры подписали петицию о запрете игры. Издателю стратегии пришлось прекратить продажи на территории стран СНГ.

В конце октября интернет-сообщества «ВКонтакте», пропагандирующие смерть и суициды, запустили игру. Её суть, по выражениям создателей — «Самопознание через самоуничтожение».

Руководители этих сообществ даже определили даты «выпиливания» подростков (так на сленге в этих группах называется уход из жизни). О смертельных датах общественность предупредил Центр спасения детей от киберпреступлений. Они же назвали и ближайшие даты предполагаемых самоубийств — 17 и 23 ноября.

Как удалось выяснить корреспондентам Myslo, эти даты не случайны. 23 ноября 2015 года покончила с собой 16-летняя Рина Паленкова из Уссурийска. Её тело нашли на железнодорожных путях.

Перед смертью девочка выложила в сеть фото со словами «ня.пока». Вот уже год Рина — кумир подростков, решивших свести счёты с жизнью. Они ставят на аватарки ее фото, восхищаются ею и ее поступком.

14 ноября 2016 года еще одно происшествие случилось в Псковской области. 15-летние парень и девушка заперлись в доме с оружием.

Обстреляли машину полицейских, а после покончили жизнь самоубийством. Все происходящее подростки снимали на камеру мобильного телефона и транслировали в интернет. После их самоубийства в группах смерти их тут же окрестили «современными Бонни и Клайд» и возвели в ранг кумиров.

Смертельный квест

О том, что в социальных сетях живут и процветают группы, пропагандирующие суицид, журналисты из разных городов России писали уже не раз. Однако в октябре руководители опасного движения вновь активизировались. Корреспонденты Myslo провели собственное расследование. И от увиденного пришли в ужас.

В сообществах активно публикуют пропагандирующие самоубийства картинки, записи и видео, запечатлевшие суицид. Администраторы групп напрямую обещают участникам: смерть решит все проблемы разом. Страшно, но подростки легко покупаются на такую рекламу. Для привлечения внимания руководители смертельных сообществ запустили таинственную игру со строгими правилами. Не выполняешь их — вылетаешь из группы.

Попасть в «игру» просто, достаточно опубликовать на стене незамысловатое стихотворение. Мы приведем отрывок текста «Хочу в игру. Разбуди меня в 4.20. Дай мне номер. Дай инструкцию…». Полный текст Myslo не публикует из этических соображений. Запись снабжается определенными хештегами (ключевыми словами), по ним-то руководители сообществ и ищут «своих» в интернет-пространстве.

В сленге у игроков слова «Тихий Дом», «терминал», «Истина». Их значение для непосвященных непонятно. Кроме того, продвинутые игроки общаются на иврите и шифрами, разгадать которые стандартные дешифровщики не в силах. Мы приведем некоторые фразы из зашифрованных публикаций: «Почему вы живете? Смерть бесконечна. Зачем жить, когда вы можете умереть».

«Я твой проводник»

Чтобы понять, как действуют организаторы страшных игр, я, корреспондент Myslo Оксана Косякова решила «ловить на живца» и создала фейковую страницу в социальной сети «ВКонтакте». На странице — все атрибуты разочаровавшегося в жизни подростка — членство в суицидальных сообществах, кит на аватарке (животное в последнее время стало символом суицида, потому что киты часто выбрасываются на берег перед смертью).

Я отметилась в нескольких группах, оставила посты в обсуждениях о наборе игроков, поинтересовалась у «бывалых», как играть. На что тут же получила ответ «Режешь себя? Фотку». Мы прислали фотографию шрамированной руки. Это и оказалось пропуском. «Тебе напишут скоро», — получили мы в ответ.

«Здравствуй. Я твой проводник. Ты звала меня?» - написала нам в личных сообщения некая Александра Ледкова.

Страница явно ненастоящая — ни одной реальной фотографии, на стене записи на языке «гуджарати» — одном из 23 официальных языков Индии.

В переписке проводник интересовался, почему я хочу ИГРАТЬ. И после придуманной мною печальной истории о несчастной любви и непонимании в семье снова потребовал фото шрамов. Я попала в точку!

Организаторы игры собирают именно таких разочаровавшихся в жизни подростков.

Они не говорят напрямую о суициде, но всё и так понятно — они предлагают избавить тебя от проблем.

Я получила новое задание: вырезать на теле слово «Мэй», что означает свобода. Порезы проводник просил сделать более глубокими. Я прислала фото, но этого оказалось мало. «Сильнее», — получила в ответ.

Все фотографии мы, конечно, делали не в реальности — подделали картинки в фоторедакторе. Для входа в игру нужно нанести себе серьезные увечья. Но к чему привели бы такие задания подростка, оставшегося один на один с проблемами? Тех, кто проходят испытание до конца, готовят к суициду...

Тульские подростки в зоне риска

В манящую подростков игру захотели поиграть уже как минимум семь тульских школьников. На них корреспонденты Myslo вышли только потому, что те указали место своего рождения в соцсетях.

Сколько еще подростков из нашего региона в данный момент обдумывают свой суицид, страшно представить. Отследить это практически невозможно.

После волны призывов к игре и заявлении общественников о готовящихся самоубийствах Роскомнадзор закрыл в сети неугодные группы. Но проблему это не решило. Сообщества со страшными постами и фото множатся с огромной скоростью. Подростки вступают в них снова и снова. Обсуждения с избранными переходят в личные сообщения. О чем там общаются, знают только двое.

Чтобы войти в некоторые группы, придется пройти целый квест, выполнить задание, направленное на самоповреждение, составить видеообращение. Организаторы прекрасно понимают, что за ними ведется охота, поэтому не допускают взрослых к игре.

На связь школьники выходят в основном ночью, чтобы родители ни о чем не догадались.

Но все эти условности только в реальности. На своих страницах в соцсетях школьники не стесняются публиковать оправдывающие самоубийство картинки, видео и стихи. Видимо, считают: здесь полностью их территория. В группах они делятся соображениями, как покончить с собой безболезненно и где это лучше сделать. Присылают свои фото с крыш и железных дорог.

«Я умру на твоих глазах», - пишет у себя на странице туляк Андрей. Под постом леденящий душу комментарий: «Жду *-*». Страница комментатора удалена и больше не существует.

Заходим на страницу еще одной тульской школьницы. Девочка пишет:

«Ни к кому нельзя привязываться. Уходят все. Кто-то к другим, а кто-то на небеса». И снова комментарий — картинка с летящим с высотки человеком.

Кто стоит за играми со смертью?

На эти вопросы сейчас пытаются ответить следователи из разных уголков России. На базе Следственного комитета РФ создана специальная рабочая группа. Но пока работа продвигается крайне медленно. Правоохранителям сложно противостоять новому виду онлайн-преступлений.

15 ноября в деле наметился серьезный поворот. СКР сообщил, что полицией задержан один из администраторов группы смерти - Филипп Лис.

Как стало известно Myslo, задержать парня удалось после попытки совершения самоубийства одним из подростков в Санкт-Петербурге. Мальчик выжил и дал показания о постоянном воздействии на него со стороны администратора интернет-сообщества.

Следствие располагает данными о том, что с декабря 2013 по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей. Как установили следователи, доступ к этим группам был строго ограничен и, сродни членству в закрытом клубе, осуществлялся на усмотрение администратора сообщества. На следующем этапе новоиспеченные участники должны были пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых прогрессировал рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: контенту и заданиям, связанным с тематикой смерти, суицида, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.

В подтверждение своих «успехов» ребята направляли администраторам группы, пользующимся непререкаемым авторитетом, рисунки, тексты, фотографии порезов и тому подобное.

Стоит отметить, что последовательному воздействию на детей способствовала четко выверенная с психоэмоциональной точки зрения тактика, ведь выполнение некоторых заданий происходило глубокой ночью, что приводило к систематическому недосыпанию и, как следствие, ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее.

В результате ребенок, вступивший в группу для участия в увлекательной игре и исполнения занимательных и, на первый взгляд, невинных заданий, попадал в сильнейшую психологическую ловушку.

Смерть пропагандировалась как единственный правильный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций, культивировались депрессивные психологические состояния, применение насилия в отношении себя и окружающих, а незыблемые человеческие ценности — семья, друзья, образование — критиковались, высмеивались и обесценивались. Балансируя на грани между виртуальной и реальной действительностью, дети проецировали происходящее на экране в собственную жизнь, воспринимая его как нечто естественное, обыденное, нормальное, в то время как руководители групп крепко держали руку на пульсе, вынуждая ребят выполнять все более изощренные задания.

На данный момент следователями ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу установлено 15 потерпевших — несовершеннолетних, состоявших в «группах смерти» и совершивших суициды в различных субъектах Российской Федерации. Самоубийства еще пятерых ребят не состоялись.

Следователи проводят серию обысков в 10 регионах России, в том числе в Тульской области. Изымаются электронные носители, допрашиваются свидетели и потерпевшие.

Только благодаря показаниям выживших детей у следователей появились основания для задержания. Дело в том, что доказать причастность групп к детским суицидам непросто. В статье «Доведение до самоубийства» написано, что основанием для привлечения по ней являются «угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего». Посты в группах смерти не подходят ни под одно определение.

В Туле уже известны печальные случаи воздействия смертельных групп на подростков. 3 апреля две

Их тела нашли на стройплощадке одного из долгостроев. Рядом с ними — предсмертная записка в стиле рэп, на их страницах в соцсетях сообщения о готовящемся самоубийстве и подписки на смертельные сообщества. В СУ СК РФ по Тульской области возбудили дело по статье «Доведение до самоубийства».

Следователи выяснили: девочки не вступали в переписки, но активно сидели в группах, рассказывающих о суициде. И уже этого хватило, чтобы школьницы сделали решительный шаг.

Андрей Титов

Данных о том, что кто-то из администраторов групп в социальных сетях или сайтов общался лично с погибшими девочками и склонял их к суициду, у следствия нет. Есть сведения, что они сами были подписаны на новости в этих группах и регулярно видели информацию, которая в них размещалась. Тем не менее расследование уголовного дела продолжается, — говорит заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Тульской области Андрей Титов.

Корреспондентам Myslo стало известно, что проведенная посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза установила: информация из интернета повлияла на психику подростков. А сам суицид рассматривался девочками как позитивный выход из ситуации, который позволит им оказаться в другой реальности. Однако на поступок девочек толкнул не только интернет, но и окружающие их проблемы — непонимание в семье и непринятие со стороны сверстников.

Девчонки много обсуждали между собой предстоящий поступок. А также, по словам их знакомых, одна из девочек даже резала руки за некоторое время до трагедии. Могло ли это быть такой же «проходкой» в сообщества или игру? Теперь ответа на этот вопрос не найти.

Как оградить ребенка от вредной информации?

1 ноября в Туле состоялась . В город приехала уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Она рассказала, что о несовершенствах Уголовного кодекса уже известно. И на федеральном уровне борются с недоработками.


Анна Кузнецова

К сожалению, о группах, пропагандирующих суицид, мы узнали, только когда стали разбираться в причинах уже случившихся трагедий. Мы предлагаем внести изменения в статью уголовного кодекса «Доведение до самоубийства», чтобы охватить и виртуальную реальность. Мы работаем над этим. В скором времени будут проведены встречи с руководителями социальных сетей. Мы понимаем, что нельзя откладывать это на завтра, нужно действовать сегодня.

Омбудсмена поддержала и тульская коллега уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова.

Наталия Зыкова

Для жизни наших детей, которые, к сожалению, много времени проводят в интернете, эти группы несут огромную угрозу. Одни сообщества закрываются, открываются следующие. Многие из них зарегистрированы за рубежом, бороться с ними достаточно сложно.

А председатель координационного совета, уполномоченный по правам ребенка ЦФО Ольга Копышенкова согласилась, что для борьбы с опасными сайтами нужны конструктивные методы.

Ольга Копышенкова

К сожалению, дети в школе и социальных сетях ведут себя по-разному. Истинное их лицо и душевные качества открываются именно в соцсетях. Наша задача — сделать так, чтобы дети не были безнадзорными в этом опасном информационном мире. Мы постараемся сделать всё, чтобы спасти наших детей. Процедура закрытия сайта на данный момент очень сложна. Единственный орган, который может закрыть сайт, — это Роскомнадзор. Если взять опыт регионов в ЦФО, то в среднем 50 сайтов в год закрывается именно с помощью работы уполномоченного и детских общественных советов. Нужны новые конструктивные методы на государственном уровне.

Как поступать, чтобы избежать таких проблем в будущем, рассказала доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Лидия Матвеева. Она считает: чтобы решить проблему, нужно создавать новых русских героев, примеры для современной молодежи.


Лидия Матвеева

Объективная реальность, до которой мы с вами дожили, была, естественно, предсказана во всех сакральных текстах. Соблазн пришел как сетевая коммуникация. Можно ли спасти наших детей от информационных драконов? Можно, если начать процесс спасения как можно раньше. У детей до семи лет голос совести еще отчетливо слышен. Необходимо работать с детьми таким образом, чтобы не «Маша и медведь» формировали образ хорошего ребенка, а другой медийный контент. Не Гарри Поттер, а наш человек, который добивается успеха. Необходимо создание для детей нового героического и мифологического эпоса, где было бы восхищение мужеством и доблестью мужчины и преклонение перед тайнами женской красоты.

Сработают ли такие советы на практике? Странно думать, что пропаганда новых русских героев для детей заменит им теплую обстановку в семье. Поэтому все спикеры конференции сошлись во мнении, что многое зависит именно от того, что дети и подростки видят и чувствуют дома. Именно родители должны стать главными помощниками в решении всех подростковых проблем.

От редакции

Myslo много раз поднимал тему детских суицидов. Очередная публикация — не инструмент для наведения паники, а призыв для родителей.

Борьба с организаторами суицидальных сообществ ведется на федеральном уровне. Но отследить каждого ребенка нереально. Это могут только родители.

По словам окружения уже совершивших суицид подростков, дома дети обычно себя ничем не выдают, неплохо успевают в школе, ведут себя как обычно, но открывают волю чувствам только в социальных сетях.

Обратите внимание, если в друзьях у подростков есть странички с фамилиями Холод, Рейх, Лис - чаще всего за такими псевдонимами скрываются участники групп смерти. Насторожитесь, если увидите ключевые слова #f57 #f58 или #морекитов и #тихийдом. Депрессивные публикации подростка — повод обратиться за квалифицированной помощью психолога.

Никто не призывает к тому, чтобы вторгнуться в личную жизнь вашего ребенка-подростка, подсмотреть пароль, влезть под его никнеймом на страницу. Просто толика внимания к ребенку, его поведению, его проблемам и радостям!

Практика показывает: счастливого ребенка к самоубийству через социальные сети не склонить.

Но если в семье человек чувствует себя неуютно, если он думает, что не важен и не нужен, если его не принимают сверстники, если у него комплексы и проблемы, — жди беды. Не будьте равнодушными к своим детям!

Все данные об опасных страницах есть в распоряжении редакции и могут быть переданы в правоохранительные органы по запросу. Информацию о тульских подростках, увлекающихся группами смерти, мы сразу же передали в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

Запрещать нельзя!

Когда по стране прокатилась первая волна суицидов, психологи и государственные деятели немедленно предложили запретить интернет. Это так по-русски! Советовали как минимум отбирать гаджеты у детей с вечера до утра либо вовсе разрешать пользоваться ими только под контролем родителей. Этого делать нельзя, считает Сергей Коваленко, руководитель интернет-проектов издательского дома «Слобода».

Уверен, что нет никакой волны детских самоубийств, связанных со специальными группами «ВКонтакте». Эти группы не причина, а следствие. Так же в мои школьные годы ровесники резали руки под группу Cure и «Агату Кристи» и сочиняли стихи про смерть. Возраст нежный, поиграть в декаданс с единомышленниками — милое дело. А в эпоху социальных сетей это можно делать не выходя из дома. Значит ли это, что, отключив своего ребенка от интернета, вы спасете его? Сомневаюсь, для поколения 2000-х соцсети, наоборот, скорее, главное окно в жизнь.

Ориентировочное время чтения: 8 мин. Нет времени читать?

Какое отношение, казалось бы, могут иметь компьютерные игры к реальному миру, а уж тем более к политике. Самое что ни на есть обыкновенное, как в кинофильмах так и в компьютерных играх, нам могут предоставить некий сюжет, который мы посмотрим, или сами реализуем по ходу игры, а потом этот же сюжет будет реализован уже в реальном мире.

Просмотрев его в фильме, и проиграв в компьютерной игре, нам будет гораздо проще воспринять его в реальной жизни.

Jagged Alliance

Есть такая “прекрасная” серия игр под названием Jagged Alliance, это тактические стратегии, в которых нам отводиться роль командира небольшого отряда наемников из ЧВК (частных военных компаний), задача которых вторгнуться в маленькую страну и уничтожить “Кровавого Тирана”, который угнетает свой многострадальный народ.

Игра действительно хорошо сделана: тиран злой и кровожадный, наемники белые и пушистые, а обычные люди – отзывчивые, которые, видимо, всю свою жизнь ждали, когда же и к ним прилетят горячие ребята с Запада и начнут насаждать демократию.

В рамках игры нам нужно будет захватывать города и стратегически важные объекты, зарабатывать деньги, нанимать новых бойцов, тренировать тапочное ополчение из местных бедолаг и так далее.

Игрушка действительно интересна, как и экономической системой, так и принципом ведения тактического боя. Но суть не в этом, не так давно на рынок в продажу вышла уже третья часть этой игры, а сюжет по-прежнему остался неизменным, кровавый диктор тиранит свой народ, а мы управляя командой бравых молодцов его свергаем.

Соответственно люди, которые играли в эту игру и не увлекаются политикой, вполне спокойно могут отнестись к тому, что происходило в Ливии, или к тому, что сейчас происходит в Сирии. Для них, благодаря этой игре, вполне нормальным является, когда в какой-нибудь стране третьего мира есть какой-то условный диктатор, которого надо свергать.

Это своё рода подготовка сознания людей, к тому, с чем им придётся столкнуться в будущем.

Plague Inc

Вызывает интерес и игра Plague Inc, сюжет которой заставляет задуматься о том, какие цели преследовали ее создатели.

Plague Inc – стратегия и симулятор эпидемии в одной упаковке. Вот так выглядит описание к этой игре: “Сможете ли Вы уничтожить почти 7 миллиардов жителей Земли с помощью вирусов, бактерий и прочих недугов до того, как людишки изобретут лекарство против вашей болезни? Ответ вы получите только после того как заразите первого человека. Plague Inc – уникальное сочетание стратегии и ужасающе реалистичного симулятора от Ndemic Creations. Вы сможете заразить весь мир? Вашей болезнью заражается первый “Больной”. Вы должны положить конец человеческой истории путем развития смертоносности. Блестяще выполненный с инновационным геймплеем Plague Inc выводит стратегии на новый уровень. Вы или мир – выживет сильнейший! Мировой хит с более 70 тыс. 5-звездочных рейтингов со всего мира был отмечен в таких газетах, как The Economist, New York Post, Boston Herald, The Guardian и London Metro”.

Отметим, что если мировые газеты наподобие “The Guardian” рассказывают о чем-то на своих страницах, то это что-то автоматически получает огромную популярность.

Metro: Last Light

Другой показательный пример – это игра Metro: Last Light, сделанная по мотивам книги Дмитрий Глуховского “Метро 2033″. Сюжет игры демонстрирует постапокалиптическое будущее, в котором люди выжили только в метро, и разделились на четыре клана:

Четвертый Рейх – идеологические нацисты. Меряют людям головы, не попадающих в «таблицу» без затей уничтожают. Уничтожают массово, поточным методом без малейшей жалости.

Бандиты . Идеология банальна – грабь, убивай, насилуй. Без жалости и сомнений – женщин, детей, всех слабых унижай, топчи и издевайся. Разврат и животные инстинкты. Кто сильнее, тот и прав.

Ганза с идеологией всё ради наживы. С самого тяжелого горя ближнего надо нажиться. Ничего не может быть сделано без выгоды. Отбирай последнее, используй все возможности поставить соседей в жёсткую зависимость.

Красные – идеология коммунистов-марксистов. Всем всё поровну, без голодных, без нуждающихся, без богачей – все должны работать и не должны голодать. Всё ради выживания сообщества, пусть и в ущерб отдельному индивиду.

И кто же из этих основных группировок становится «врагом всего человечества»? Кто тот кровожадный упырь, который готов уничтожить всех выживших и утопить мир Метро в крови невинных и непричастных? Кто должен быть истреблён, дабы остальные выжили? Конечно, Красные!

Некоторые скажут – да какая разница? Это же всего лишь игра, что такого-то?

Ответ прост - любое художественное произведение влияет на внимающего ему и оставляет в человеке след. Вот играет неокрепший разумом подросток в такую игру про «красных упырей», и у него в голове откладывается, что красные хуже нацистов и бандитов. Про «массовые расстрелы». Про коммунистических предателей, потому как оба встреченные по сюжету игры предателя - красные. Про лагеря с невинно осужденными и кровожадных комиссаров.

Игра подразумевает два варианта концовки – «хорошую» и «плохую».

Для достижения «хорошей» можно брать, к примеру, нацистов «в плен», не убивая затравленных служителей Рейха. При этом красных солдат в плен брать не предлагают, да те и не сдаются – очевидно, дабы не вводить игрока в сомнения относительно своей кровожадности и тупости.

Кстати, «плохая» концовка подразумевает, что главный герой, героически жертвуя собой, спасает всё Метро. Т.е., самопожертвование - это «плохо», а «хорошо» - это если выжить любой ценой. По мнению авторов, вот так.

Дмитрий Глуховский, написавший книгу “Метро 2033″, на основе которой и была сделана игрушка, родился в Москве, в 1979 году, т. е. при поздней советской власти. Был этой властью бесчеловечно воспитан и коварно выучен в особой школе имени Поленова, где ему тоталитарно преподали углублённый курс французского. После чего уехал учиться в Израиль, после работать в Германию, Францию, снова в Израиль. Вернувшись на Родину, написал о ней, о её людях, ведь все персонажи – русские, вот такое великолепное произведение Метро 2033, за что получил, кстати, в Европе премию Еврокон 2007.

Company of Heroes 2

В 2013 году широкий общественный резонанс вызвала игра на тему Второй мировой войны Company of Heroes 2. Количество обмана и унижений имиджа советской армии в этой стратегии просто зашкаливает.

Действие происходит в период Великой Отечественной войны, повествование ведётся от лица простого русского экс-офицера Льва Абрамовича Исаковича, ныне сидящего в заснеженном ГУЛАГе, осуждённого «за неправильное восприятие» военных действий. Антигероем в игре является некий энкавэдэшник. У русских солдат нет оружия, их гонят на баррикады подбадривающими выстрелами в спины, а когда свои солдаты русским мешают, собственные позиции русские просто поджигают. Сами солдаты демонстрируют на диво крепкую психику, поджигая зечем-то русские же дома со своими же мирными жителями.

Деваться игроку, кстати, некуда - иначе миссию не пройдёшь. Кроме того, наши командиры расстреливают своих солдат, когда те отходят с поста, чтобы спасти раненых, и предательски убивают бойцов Войска польского.

Посмотрите видеообзор на Company of Heroes 2, чтобы осознать, что компьютерные игры – это такой же инструмент информационной войны, как и все другие СМИ.


По материалам:

спецпроект

Игры, которые убивают наших детей

Сообщения об очень опасных, а то и вовсе смертельных играх, которыми увлеклись российские подростки, стали столь частыми, что уже вполне уместны такие выражения, как «волна накрыла» и «повальное увлечение».

"Группы смерти", "Беги или умри", "Исчезни на 24 часа": уже не только московским, но и кузбасским школьникам начали приходить такие сообщения в соцсетях, что у любого родителя волосы встанут дыбом. Что за новые опасности грозят нашим детям, а главное – как с ними бороться, будем разбираться в этой статье.

Для начала стоит упомянуть о сообщении, которое активно стали распространять в соцсетях в первых числах февраля 2017 года. Оно начинается словами «Прислали из департамента образования» и содержит предостережение для родителей. В нём описаны крайне опасные игры, которые напрямую угрожают жизни детей. Затем, 7 февраля, детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала полицию заняться расследованием в отношении игры «Беги или умри». А 8 февраля стало 20-летнего парня в Берёзовском. Сразу же появились предположения, что молодой человек состоял в «группе смерти» в социальной сети.

На данный момент всеобщее внимание приковано к трём подростковым «увлечениям»: «Беги или умри», «Исчезни на 24 часа» и «группы смерти» в социальных сетях. В этой статье мы постараемся детально разобраться, что собой представляет каждое из этих явлений и как родителям обезопасить своих детей.

«Беги или умри»

Что это такое?

Это призыв грубо нарушать правила дорожного движения, подвергать опасности собственную жизнь и создавать опасную дорожную ситуацию. Никакой философии у этой «игры», кроме «покажи, как ты крут» нет. Это из той же оперы, что и прыжки в снег с гаражей, автомобильные «зацепоны» и «тарзанки». Ничего не вспомнили о своём детстве, уважаемые родители? Но шутки в сторону: те забавы были точно таким же злом, как и хэштег #бегиилиумри. О том, как опасно перебегать дорогу перед автомобилем, никому рассказывать, думается, не нужно. Зачем же подростки так рискуют? Почему новые поколения не умнеют? Ответы на эти вопросы лежат в области детской психологии.

«По мере взросления, психика ребенка должна пройти стадию индивидуации, которая ознаменует превращение в юношу или девушку. Эта стадия нашла отражение в обряде превращения мальчика в мужчину у примитивных племен, где, проходя ряд рискованных испытаний, мальчик становится мужчиной. Подобные рискованные шаги делают подростки, показывая, что они преодолели страх и совершили этот переход, соответственно в группе подростков существуют те, кто смог это сделать, и те, кто не смог. В этот период формирования психики крайне важно занять в группе определенное место, и страх оказаться отвергнутым группой гораздо сильнее страха смерти и увечий», - объясняет психоаналитик Александр Седов.

Что предпринимают власти?

Что касается массовости игры «Беги или умри», то она, вероятнее всего, существует только на страницах СМИ. После каждого пугающего заголовка в Рунете следует: «В отделе пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД нас заверили, что пока никаких ДТП, связанных с подобными спорами, в регионе зафиксировано не было». Речь идёт о любом регионе России. То есть ДТП с участием детей, как ни жаль, случаются, но все случаи индивидуальны.

Тем не менее, бороться власти уже начали. Как мы уже упоминали, омбудсмен Анна Кузнецова обратилась в МВД и ГИБДД с просьбой разобраться. В дальнейшем, вероятно, последуют визиты представителей ведомств в школы и проведение специальных профилактических занятий.
В Кузбассе такие меры предпринимаются и без участия Кузнецовой.

"Инспекторы по делам несовершеннолетних совместно с сотрудниками ГИБДД проводят рейды по пресечению нарушений ПДД детьми и подростками. В школах полицейские тоже проводят разъяснительную работу. Главное - научить детей безопасному поведению на улицах и на дороге", - рассказали в пресс-службе ГУ МВД Кемеровской области.

Ничего нового: с пелёнок внушать ребёнку, как именно нужно переходить дорогу. И более эффективных способов не существует. То есть вести себя, как все нормальные родители. И примерно с того же возраста начать объяснять разницу между крутостью и дуростью. Тем не менее, раз уж шумиха вокруг этого хэштега уже раздулась, не лишним будет побеседовать ещё раз.

А водителям лишь один совет, тоже старый, как история автомобилестроения: видите на обочине детей или подростков – снижайте скорость. Всегда. С хэштегом или без хештега, никогда не знаешь, что придёт им в голову.

«Исчезни на 24 часа»

Что это такое?

Это призыв спрятаться, чтобы тебя в течении суток никто не нашёл. Мобильный телефон и любые другие средства связи брать с собой запрещено. Какой опасности себя при этом подвергнет ребёнок и что будет твориться с нервами родителей, представить несложно.

О существовании такой забавы миру сообщили СМИ города Ростов-на-Дону, где с разницей в 3 дня пропали два мальчика. Причём, по их данным, один из мальчишек совершенно точно играл в «Исчезни на 24 часа», второй – «вероятнее всего». Мальчиков нашли живыми и здоровыми, полиция ни о какой игре не рассказывала, но, с подачи федеральных СМИ, появилась «игра, которая распространяется среди школьников в Интернете». Правда, о других игроках, за пределами Ростовской области, достоверной информации пока нет. Не факт, что такое явление, как «Исчезни на 24 часа» вообще существует. И уж точно не идёт речи о массовом увлечении.

Что предпринимают власти?

Пока ещё никто из представителей власти официально не признал существования подобного явления, тем более, в масштабах всей страны. На территории Кузбасса подобных исчезновений не наблюдалось. Пропавших людей ищут, но не связывают их исчезновения с какой-либо игрой или хэштегом.

Как родителям бороться с этим злом?

Убегать из дома дети начали не вчера. Причины всегда одни и те же: либо плохие отношения с родителями, либо «навстречу приключениям». В последнем случае может хватить прочитанного «Тома Сойера». Никакого другого средства борьбы с этим, кроме родительского внимания, не существует. Если вы воспитываете ребёнка, уделяете ему много времени, то с высокой долей вероятности поймёте, что он что-то этакое задумал. А если уж упустите момент побега, то вовремя обратитесь в полицию. И самое главное – когда ребёнка вернут домой (либо вернётся сам), не давайте волю гневу, это вам посоветует любой грамотный педагог. Ваша задача – не покарать беглеца, а предотвратить подобные «игры» в будущем. Проведите разбор полётов, разберитесь, что привело к побегу, в общем, договаривайтесь с ребёнком, заключайте с ним соглашение, которое устроит всех. И не поленитесь разъяснить, как это опасно. Не поверите, но подросток может этого элементарно не понимать, несмотря на то, что он у вас уже такой большой.

«Дети в силу ряда причин не способны объективно взвешивать риски, психическая установка «со мной ничего плохого не случится» ещё слишком сильна. Подростки зачастую к атрибутам взрослости относят право распоряжаться собственной жизнью, не имея достаточного взрослого опыта, слишком буквально воспринимая фразу взрослых «я сам хозяин своей судьбы»», - делится знаниями Александр Седов.

«Группы смерти»

Что это такое?

А вот это уже очень серьёзно и по-настоящему страшно. По самым оптимистичным оценкам, число жертв этой «игры» в России - не меньше 15 подростков. Все они совершили самоубийство, и все состояли в так называемых «группах смерти» в социальных сетях. Точкой старта «игры» принято считать 23 ноября 2015 года – в этот день покончила с собой девочка, известная в Сети под ником Рина. В обстоятельствах этой трагедии подробно разбиралась «Новая газета» . Статья имела широчайший резонанс. Именно после неё о «группах смерти» начали уже не говорить, а кричать по всей стране. Впрочем, Следком России заявляет о том, что эти группы начали появляться в сети намного раньше – с 2013 года.

Если не играть словами, то участники таких «групп» - это люди, планомерно подготавливающие собственную смерть под руководством администратора группы. Им поэтапно присылают задания, последним из которых является суицид. Администраторы подобных групп чаще всего сами выходят на подростков, заводят беседу, зовут в «игру». Такие сообщества в соцсетях всегда закрытые, что добавляет им привлекательности в глазах подростков – «Меня пригласили, значит я – избранный!».
В Кузбассе нет официально подтверждённых случаев самоубийств, связанных с «группами смерти». Но это не значит, что наши дети о них не знают. Им прекрасно знакомы страшные хэштеги вроде #f57, #морекитов или #няпока (чуть позже мы расскажем о них подробнее). Но самое страшное – здесь, в Кузбассе, дети получают предложения «начать игру» от вежливых незнакомцев. Кемеровская школьница, получившая послание, переслала его в редакцию Сибдепо.

Никаких прямых призывов, только намёки на свободу, которую обретёт «маленький кит». Даже вроде бы и наоборот - отговаривает. Но, когда мы в редакции ознакомились с этим посланием, нам стало нехорошо. А главное - что ждёт "игрока" дальше. Вот что рассказала корреспонденту Сибдепо кемеровская старшеклассница, получившая это послание.

«Например, #f57, #f58, #морекитов, #тихийдом. Ты должен сделать пост на стене со стихом о суициде и этими хэштегами. Потом тебе пишет куратор, ты рассказываешь, почему решился на суицид, пишешь им свой адрес, номер телефона. Первое задание - это на руке сделать надпись "кит" (бывают другие). Каждый день ты должен будешь заходить в их беседу в 4:20 (такое время, потому что там что-то связано с наркотой). В это время вы слушаете аудио с криками, визжанием и т.п. И каждый день ты пишешь на стене, сколько осталось дней, всего их 50, каждый день - новое задание, последнее - суицид. Если ты отказываешься, тебя начинают запугивать,что приедут в твой дом (адрес ты сам им сказал) и убьют всю семью, звонят по телефону и этим доводят ребёнка до суицида», - рассказала девочка о правилах "игры".

Вот отрывки из переписки нашей героини с одним таким «игруном».


Можно поаплодировать девочке и воспитавшим её родителям. Она быстро поняла, что это уже не смешно и прекратила беседу. Но ведь на её месте мог оказаться тот, кто захотел бы поучаствовать «ради интереса». А что потом, мы уже знаем: выходы в сеть в 04.20, задания, киты, бабочки, «если ты откажешься, мы убьём твою семью» и так далее. А если ребёнок в депрессивном состоянии? Поругавшийся с родителями, расставшийся с девушкой/парнем... Да мало ли какая неприятность может показаться подростку катастрофой века. А именно такие дети - главная цель «кураторов» из «групп смерти».

Филипп "Лис" Будейкин - создатель закрытого сообщества "f57" в социальной сети "ВКонтакте"

Кому и зачем всё это нужно?

Несколько вполне конкретных людей известны следователям СКР и ФСБ, а один – всей России. Его имя Филипп Будейкин, в сети известный как Филипп Лис. Сейчас он арестован, признан вменяемым и ждёт суда. Сам он утверждает, что «увлёкся» и «не хотел», а его целью была лишь популярность в Сети. Это, кстати, вполне возможно – в декабре 2015 года Лис участвовал в масштабном интернет-флешмобе, когда десятки школьников сделали вид, что покончили с собой.

Некоторые из администраторов «групп смерти» известны широкой публике только по своим никам, например Море Китов и Мирон Сетх. Последний, кстати, после того, как «Новая газета» подняла шум, заявил, что журналисты – идиоты, а он преследует благородную миссию.

Этот скриншот опубликовали журналисты портала Lenta.ru . По информации издания, после расследования «Новой газеты», Мирон Сетх решил «развернуть пулемёт», а Море китов просто понял, что ему грозит, и отошёл от управления своими группами. Жаждущий славы Лис притворился Морем Китов, собрал его подписчиков в свою группу f57 и пропагандировал суицид, пока его не арестовали.

Но это лишь единицы. А сколько таких групп появлялось только во «ВКонтакте», не знает никто. Следственный комитет заявляет о 8 сообществах, та же Lenta.ru говорит о сотнях подобных групп.

Кто же они, эти самые «кураторы»? Что ими движет?

Версия Лиса

Люди, желающие популярности и заигравшиеся.

Версия интернет-пользователей

Профессионалы, работающие на могущественных врагов России, с помощью «групп смерти» лишающие нашу страну будущего. Они - тонкие психологи, знают, как и куда нужно наносить психологические удары и лишить жертву воли.

Версия психоаналитика

Эти люди реализуют свои бессознательные потребности, которые не могут реализовать другим способом:
- бессознательные садистические наклонности, желание управлять людьми, ощутить себя властителем над жизнью других.
- реализация собственного агрессивного импульса, возможность прожить крайнюю форму агрессии – по сути убийства другого человека.
- реализация потребности в собственном величии - обретение статуса кумира, властителя над судьбами, удовлетворение от создания собственного культа.

Психоаналитик Александр Седов также посетовал, что тема суицида порой излишне романтизируется в музыке, литературе и кино. И подобные «кураторы» просто используют это. В результате «маленькому киту» кажется, что он будет лежать весь такой прекрасный и бледный. А о вывалившимся языке и расслабившихся сфинктерах «куратор» предпочитает умалчивать. Получается, что всякий раз, «зависая» в социальных сетях, наши дети имеют шанс встретиться с подобным «Лисом» один на один.


кадр из к/ф "Ромео и Джульетта"

Что предпринимают власти?

Работа следственных органов у всех на виду. Как сообщало «РИА Новости» , в ноябре прошлого года сотрудники Следственного комитета провели обыски у администраторов и участников "групп смерти", имеющих псевдонимы "Филипп Море", "Мирон Стех", "Хранитель Истины" и других. Это происходило в 10 регионах России, в том числе и в Кузбассе. О задержании Филиппа Лиса мы уже упоминали.

Руководство социальных сетей регулярно «банит» вновь и вновь появляющиеся сообщества. Даже Instagram, в котором особо не распишешься, объявил о кампании , развёрнутой против пропаганды суицида.

Но это работа, которая ведётся на федеральном уровне. А что же в регионах? В частности, у нас, в Кузбассе? В департаменте образования Кемеровской области рассказали, что никакой рассылки в соцсетях не делали, персонально ни с какими сообществами не борются, а на постоянной основе ведут планомерную работу по профилактике суицида.

«В Кузбассе на постоянной основе проводятся классные часы и беседы с учащимися и их родителями на тему кибербезопасности, в том числе – по вопросам безопасного поведения в социальных сетях», - рассказали Сибдепо в пресс-службе департамента.

Региональная полиция, в свою очередь, предпринимает шаги, направленные конкретно против "групп смерти" в социальных сетях. Как рассказали в пресс-службе ведомства, сотрудники областного ГУ МВД целенаправленно мониторят соцсети, выискивая не только "кураторов", но и детей, проявляющих интерес к суицидальным сообществам.

"При выявлении несовершеннолетних, склонных к совершению суицидов, а также являющихся членами вышеуказанных групп или игр, к работе детьми и с семьями подключаются специалисты всех органов и учреждений системы профилактики. Сотрудники полиции оперативно информируют психологов о случаях, где необходимо их вмешательство, и в максимально короткие сроки подключают таких специалистов к работе по психологическому сопровождению несовершеннолетних", - сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Кемеровской области.

А если говорить о борьбе в масштабах планеты, дельную мысль высказал журналист Максим Кононенко в своей статье «Почему мы до сих пор не готовы к «морю китов»?» . Автор предлагает вообще отказаться от анонимности в интернете. Впрочем, он тут же опровергает свой тезис, напоминая, сколько стран на нашей планете. И что для такого решения все они должны принять соответствующие законы и следить за их исполнением. Нереально? Верно. Поэтому давайте подумаем, что можем сделать мы сами, в собственных семьях.