16.10.2023

Совместное равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM



Тема 4. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ (МОДЕЛЬ IS-LM)

  1. Равновесие на рынке товаров и услуг.

  2. Равновесие денежного рынка.

  3. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.

  4. Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса.

  1. Равновесие на рынке товаров и услуг.
Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка – кривая IS. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).

Простейший графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Графический вывод кривой IS

В квадранте II представлен график функции сбережений S(Y): с ростом дохода Y1 до Y2 сбережения увеличиваются с S1 до S2.

В квадранте III представлен график I=S (линия под углом в 45° к осям координат I и S). I1 = S1, I2 = S2.

В квадранте IV представлен график функции инвестиций I=I(r), показывающий рост инвестиций как функцию, обратную уровню процентной ставки r.

На основе этих данных в квадранте I находим множество равновесных сочетаний Y и r, т.е. кривую IS: IS1(Y1, r1) и IS2(Y2, r2), чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.

Аналогичные выводы могут быть получены с использованием модели Кейнсианского креста (рис. 6.2).

График инвестиций (рис. 6.2, I) показывает, что низкие ставки процента соответствуют высокому уровню инвестиций. При уровне процентной ставки r1 объем плановых инвестиций будет I1. Соответственно, совокупные расходы Е1 (рис. 6.2, II) показаны линией С+I1(r1)+G, которая, пересекаясь с биссектрисой, определяет точку равновесия Е1 и равновесный объем национального дохода Y1. Таким образом, при процентной ставке r1равновесным будет национальный доход Y1. Эти параметры определят точку A (рис. 6.2, III). Если процентная ставка повышается с r1 до r2, инвестиции уменьшаются с уровня I1 до I2 (рис. 6.2, I), кривая совокупных расходов сдвигается вниз, в положение С+I2(r2)+G (рис. 6.2, II). Это, в свою очередь, снижает уровень равновесия национального дохода с Y1 до Y2 (рис. 6.2, III). Эти параметры определят точку В. Если непрерывно изменять значения процентной ставки и для каждого находить соответствующие значения национального дохода, то получим кривую IS (рис. 6.2, III).

Рис. 6.2. Графический вывод кривой IS из модели Кейнсианского креста

Движение вдоль кривой IS показывает, как должен измениться уровень национального дохода при изменении уровня процентной ставки для того, чтобы на рынке благ сохранилось равновесие.

Кривая IS имеет отрицательный наклон, т.е. выпуск, уравновешивающий рынок товаров, падает с ростом ставки процента. Более высокий уровень ставки процента вызывает уменьшение инвестиционных и потребительских расходов, и, следовательно, совокупного спроса (совокупных расходов), что ведет к более низкому уровню равновесного дохода (рис. 6.3).

Кривая IS разбивает экономическое пространство на две области. Во всех точках, лежащих выше, предложение товаров больше спроса на них, т.е. объем национального дохода больше запланированных расходов. В точке А совокупный выпуск Y1 больше, чем равновесный. Этот излишек предложения товаров ведет к незапланированному накоплению запасов, в результате чего снижается объем выпуска и экономика двигается по направлению к кривой IS. Во всех точках ниже кривой IS наблюдается дефицит на рынке благ. В точке В объем совокупного выпуска Y2 ниже равновесного. Избыточный спрос ведет к незапланированному уменьшению запасов, что предполагает рост объема выпуска и смещение по направлению к кривой IS. Таким образом, кривая IS соединяет точки, в которых общее количество произведенных товаров равно общему объему спроса на них.

Сдвиги кривой IS обусловлены изменениями любого из компонентов расходов C, I, G и налогов T. Все, что увеличивает расходы (оптимизм предпринимателей и потребителей, усиливающий их желание увеличивать расходы при любой ставке процента, что ведет к росту потребительских и инвестиционных расходов; рост государственных расходов; снижение аккордных налогов; увеличение трансфертных выплат) сдвигает кривую IS вправо, и наоборот.

Таким образом, кривая IS сдвигается из положения IS1 в положение IS2(рис. 6.4) в результате:

· увеличения потребительских расходов;

· увеличения плановых инвестиций (не связанных с изменением процентной ставки);

· увеличение государственных расходов;

· снижения налогов.

^ Простая алгебра кривой IS

Наиболее полное представление о взаимосвязях между уровнем дохода, ставкой процента и особенностях кривой IS дает ее алгебраический анализ.

Уравнение кривой IS может быть получено путем подстановки функции потребления и инвестиций в основное макроэкономическое тождество и его решение относительно Y.

Уравнение кривой IS относительно Y имеет вид:

Кривая IS имеет отрицательный наклон, т.к. коэффициент при ставке процента отрицателен. Если инвестиции очень чувствительны к ставке процента, то d велико, и кривая IS является более пологой, в противном случае она является относительно крутой. Наклон кривой IS зависит и от предельной склонности к потреблению b: чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше изменение дохода, возникающее в результате изменения ставки процента.

Угол наклона кривой IS определяется двумя факторами: мультипликатором государственных расходов и чувствительностью инвестиций к ставке процента.

Поскольку коэффициент при G (мультипликатор государственных расходов) положителен, рост государственных расходов сдвигает кривую IS вправо, а коэффициент при T (налоговый мультипликатор) отрицателен и рост налогов сдвигает кривую IS влево. Кроме того, чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора, и, следовательно, больше сдвиг кривой IS. Кривая IS сдвигается на меньшее расстояние при изменении налогов, чем при изменении на такую же величину государственных расходов.


  1. ^ Равновесие денежного рынка.
Кривая LM («предпочтение ликвидности – денежная масса») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег . Термин LM отражает это равенство: L (Liquidity Preference) обозначает предпочтение ликвидности, кейнсианский термин для обозначения спроса на деньги, а М (Money Supply) – предложение денег.

В основе построения кривой LM лежит кейнсианская теория предпочтения ликвидности, объясняющая, как соотношение спроса и предложения реальных запасов денежных средств определяют ставку процента. Реальные запасы денежных средств представляют собой номинальные запасы, скорректированные на изменение уровня цен и равные М/Р. В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предложение реальных денежных средств фиксировано и определяется центральным банком. Рассмотрим построение кривой LM на основе графического анализа равновесия денежного рынка.

Рис. 6.5. Графический вывод кривой LM (первый способ)

На рис.6.5 кривая предложения денег – вертикальная линия, соответствующая заданному реальному количеству денег в экономике. Пересечение кривой спроса с кривой предложения денег дает нам ставку процента r1, которая уравновешивает рынок денег при данном уровне дохода Y1. Если доход увеличится до уровня Y2, то кривая спроса на деньги сдвинется вправо, более высокому уровню доходов соответствует более высокая равновесная ставка процента r2. Совокупность всех пар (Y, r), которые уравновешивают рынок денег, даст нам кривую LM.

Точно так же, как экономика стремится к точкам равновесия, лежащим на кривой IS, она стремится и к точкам равновесия, определяемым кривой LM (рис. 6.6).

Если экономическая ситуация соответствует точке слева (сверху) от кривой LM (точка А), то можно говорить об избыточном предложении денег. У людей оказывается больше денег, чем они желают иметь. Для того чтобы избавиться от «лишних» денег, они будут, например, покупать облигации, это повлечет за собой повышение цен на облигации и снижение процентных ставок. При избыточном предложении денег ставка процента будет падать до тех пор, пока не достигнет равновесного уровня, задаваемого кривой LM.

Если экономика описывается точкой справа (снизу) от кривой LM, то можно говорить об избыточном спросе на деньги. В точке В люди хотят иметь больше денег, чем у них есть. Для этого они будут продавать облигации, тем самым снизится их цена и повысится процентная ставка. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока процентная ставка не повысится до равновесного уровня, определяемого точкой на кривой LM.

Рассмотрим альтернативный способ построения кривой LM. Предположим, что объемы предложения денег и спроса на них для сделок не зависят от ставки процента (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Графический вывод кривой LM (второй способ)

В квадранте IV изображен график функции спроса на деньги со стороны активов, а в квадранте II – график функции спроса на деньги в зависимости от дохода (спрос на деньги для сделок – Mdсд). В квадранте III прямая линия показывает, как данное реальное количество денег может быть распределено между спросом на деньги со стороны активов и спросом на деньги для сделок. На основе этих линий в квадранте I определяется множество комбинаций r и Y, соответствующих равновесию на рынке денег.

При ставке процента r0 спрос на деньги со стороны активов равен M 0 dакт. Тогда спрос на деньги для сделок – M 0 dсд. Такое количество денег для указанных целей потребуется только в том случае, если доход будет равен Y0. Следовательно, при r0 и Y0 спрос на рынке денег будет равен их предложению. Можно найти и другую равновесную комбинацию в обратной последовательности.

Если принять во внимание, что предложение денег и спрос на них для сделок могут зависеть от ставки процента, то построение кривой LM усложняется, так как каждой ставке процента соответствуют свои линии в квадрантах II и III.

Таким образом, кривая LM описывает все комбинации процентных ставок и совокупного выпуска, при которых рынок денег находится в равновесии. Точки, лежащие выше линии LM, соответствуют избытку предложения денег, в чем можно убедиться, рассмотрев, например, точку F. Для того чтобы при доходе YF спрос на деньги равнялся их предложению, нужна ставка процента rF. Точка F соответствует более высокой ставке процента, при которой спрос на деньги со стороны активов меньше, чем требуется для полного использования предложенного количества денег. Посредством аналогичных рассуждений можно убедиться в том, что в области, расположенной ниже линии LM, объем спроса на деньги больше их предложения.

Конфигурация кривой LM позволяет выделить на ней три участка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (пологий) и классический (вертикальный).

Следует отметить, что кривая LM, так же как и кривая IS, не выражает функциональную зависимость национального дохода от ставки процента или, наоборот, а определяет все возможные комбинации сочетаний равновесных значений дохода и ставки процента.

^ Простая алгебра кривой LM

Уравнение кривой LM может быть получено путем решения уравнения относительно r.

Уравнение кривой LM относительно r имеет вид: .

Уравнение равновесной ставки процента показывает величину ставки, которая дает равновесие на рынке денег при любом значении дохода и величине реального предложения денег. Вдоль кривой LM величина реального предложения денег фиксирована.

Поскольку коэффициент , характеризующий угол наклона кривой положительный, то кривая LM имеет положительный наклон и отражает прямую зависимость между уровнем дохода и ставкой процента. Более высокий доход предопределяет более высокий спрос на деньги, что ведет к более высокой ставке процента.

Наклон кривой LM зависит от двух параметров: чувствительности спроса на деньги к уровню дохода (e) и чувствительности спроса на деньги к ставке процента (f).

Кривая LM будет более пологая, если:

· чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента велика. Это означает, что даже незначительное изменение ставки процента ведет к существенному изменению спроса на деньги;

· чувствительность спроса на деньги к изменению дохода невелика. Существенное изменение дохода вызывает незначительное изменение спроса на деньги.

К сдвигу кривой LM могут привести два фактора: изменение спроса на деньги и изменение предложения денег.

Рассмотрим, например, рост предложения денег при заданном уровне цен и фиксированном объеме выпуска на уровне Ya (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Сдвиг кривой LM (увеличение предложения денег)

На рис. 6.8, b изображены кривые спроса Md и предложения денег Ms1, а точка их пересечения (точка A) определяет первоначальный уровень процентной ставки r1. Предположим, что центральный банк увеличивает предложение денег, покупая ценные бумаги на открытом рынке. При фиксированном уровне дохода рост количества денег сдвигает кривую предложения денег в положение Ms2, а равновесная ставка процента падает до уровня r2. На рис. 6.8, a снижение равновесной ставки с r1 до r2 соответствует смещению равновесия из точки А в точку А’ и перемещению кривой из положения LM1 в положение LM2 (ниже и правее).

На рис. 6.9 сдвиг кривой LM обусловлен изменением спроса на деньги по экзогенным причинам при заданном уровне цен и фиксированном объеме выпуска на уровне Ya.


Рис. 6.9. Сдвиг кривой LM (увеличение спроса на деньги)

Рассмотрим точку А на первоначальной кривой LM1. Предположим, что в экономике возник финансовый кризис, из-за чего многие компании оказались банкротами. В результате того, что ценные бумаги стали более рискованными активами, у людей появляется желание иметь больше денег. Это увеличение спроса на деньги при фиксированном уровне дохода представлено на рис. 6.9b сдвигом кривой спроса на деньги из положения Md1 в положение Md2. Новое равновесие на рынке денег показывает, что равновесная ставка процента возрастет до уровня r2, а точка равновесия сместится из точки А в точку А’. С ростом спроса на деньги кривая LM на рис. 6.8 а сдвигается из положения LM1 в положение LM2 (вверх и влево).


  1. ^ Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.
Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 6.10).

На рис. 6.10 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM : в уравнение IS и его решения относительно Y :

,

Где .

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) , государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики.

^ Модель IS-LM в различных экономических концепциях

Инструментарий модели IS-LM, предложенный Дж. Хиксом, рассматривается различными экономическими школами.

В классической концепции модель IS-LM можно использовать с определенной долей условности, так как у классиков рынки не являются связанными. Кривая IS должна быть достаточно пологой, поскольку совокупный спрос сильно эластичен по процентной ставке. Кривая LM – вертикальна, фиксируется на уровне естественного выпуска. В данном случае модель IS-LM не является моделью совместного равновесия: один и тот же уровень дохода обеспечивается при любой ставке процента, а уровень естественного выпуска задается количеством используемых факторов производства.

В монетаристской концепции модель IS-LM может быть корректно использована. При этом кривая IS будет достаточно пологой в силу высокой эластичности совокупного спроса по ставке процента. Кривая LM будет достаточно крутой в силу того, что в качестве основного аргумента денежного спроса выступает перманентный доход.

В кейнсианской концепции кривая ISдостаточно крута по причине того, что из всех составляющих совокупного спроса только инвестиционный спрос имеет в качестве аргумента своей функции процентную ставку, и при этом эластичность инвестиционных расходов по процентной ставке невелика. Кривая LMдостаточно полога в силу высокой эластичности спроса на деньги по процентной ставке. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Графический инструментарий модели IS-LM позволяет проанализировать влияние различных вариантов макроэкономической политики на совокупный спрос и рассмотреть, как каждое планируемое изменение в политике воздействует на равновесный уровень дохода.

Кривые IS и LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов, из которых наибольший интерес представляют изменения государственных расходов, налогов и предложения денег, поскольку они являются инструментами фискальной и денежно-кредитной политики. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS, а денежно-кредитной – в сдвигах кривой LM.

Влияние фискальной политики

Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е1 при процентной ставке r1 и национальном доходе Y1 (рис. 6.11).

Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS1 сдвигается в положение IS2. Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту процентной ставки до r2. На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке r1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е2, а совокупный выпуск увеличится до Y2.

Происходит увеличение Y не на DY = Y3 – Y1 (в модели Кейнсианского креста – на величину ), а на величину Y2 – Y1 , т.е. в меньшей степени, чем следовало ожидать: рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов. Прирост государственных расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.

Снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов оказывает такое же воздействие, как и увеличение государственных расходов. Оно приводит к тому, что при любом данном значении процентной ставки совокупный выпуск будет больше вследствие роста располагаемого дохода, потребления и совокупного спроса. Величина этого воздействия определяется налоговым мультипликатором. Однако равновесный уровень дохода также меньше, чем в модели Кейнсианского креста за счет повышения ставки процента.

Таким образом, влияние денежного рынка снижает мультипликативный эффект, однако в какой степени это происходит, зависит от того, в пределах какого из трех участков кривой LM происходит сдвиг кривой IS (рис. 6.12).

Если первоначальное совместное равновесие на рынках товаров и денег представлено на кейнсианском отрезке, то мультипликативный эффект дополнительных государственных расходов проявляется в полной мере (прирост дохода практически равен расстоянию сдвига кривой IS). Это объясняется тем, что в исходном состоянии равновесие установилось при низком уровне национального дохода и близкой к минимальной ставке процента. В подобной ситуации у людей небольшой спрос на деньги для сделок и большой спрос на них со стороны активов. Если при таком состоянии экономики начинает расти совокупный выпуск, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, находящихся в активах, не вызывая существенного роста ставки процента, и планируемый объем инвестиций не будет сокращен.

Последствия сдвига линии IS на промежуточном участке кривой LM проанализированы на рис. 6.11.

Если совместное равновесие на рынках товаров и денег приходится на классический отрезок кривой LM, сдвиг линии IS вообще не изменит совокупный спрос на блага в текущем периоде. Причина заключается в том, что при ставке процента выше максимальной в составе активов домашних хозяйств уже нет денег, поэтому осуществить новые инвестиционные вложения можно только за счет перераспределения существующего объема кредитных средств к более эффективным вариантам. В результате суммарный инвестиционный спрос не изменится, а, следовательно, останется прежним и совокупный выпуск текущего периода.

Равновесный уровень дохода в модели IS-LM будет зависеть и от наклона кривых. Поскольку наклон кривой IS определяется величиной мультипликатора расходов и чувствительностью изменения автономных расходов к ставке процента (чем меньше эти коэффициенты, тем кривая IS более крутая), а наклон кривой LM – чувствительностью спроса на деньги к изменению дохода и изменению ставки процента. Например, эффективность налоговой политики будет сильнее там, где выше предельная склонность к потреблению (кривая IS более пологая). При высоких значениях склонности к сбережению сокращение налогового бремени не приведет к краткосрочной стабилизации, а выразится в образовании дополнительных частных сбережений.

Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо (вверх), что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента.

Влияние денежно-кредитной политики

Пусть первоначально экономика находится в состоянии равновесия в точке Е1 (рис. 6.13). Предположим, что правительство решает снизить уровень безработицы, увеличить объем совокупного выпуска путем увеличения предложения денег. Увеличение предложения денег сдвигает кривую LMвправо (вниз), в результате процентная ставка падает с r1 до r2, величина дохода растет с Y1 до Y2.

Рост предложения денег (сдвиг кривой LM в положение LM2) создает избыточное предложение на рынке денег, в результате чего ставка процента снижается. Ее падение вызывает рост инвестиционных расходов, приводящий к росту спроса на товары и услуги, увеличению совокупного выпуска. Совместное равновесие рынка товаров и денег перемещается в точку Е2, поскольку рост дохода и снижение процентной ставки влекут за собой рост спроса на деньги, который будет продолжаться до тех пор, пока не сравняется с новым, более высоким уровнем предложения денег.

Снижение предложения денег предполагает обратный процесс: сдвиг кривой LM влево, рост ставки процента, снижение объема выпуска.

Степень влияния денежно-кредитной политики на экономику также зависит от наклона кривых IS и LM. При изменении предложения денег на одинаковую величину эффект снижения ставки процента будет тем больше, чем более крутая кривая LM, т.е. ставка процента снизится тем больше, чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению ставки процента. Если кривая IS более пологая, что означает высокую чувствительность расходов к изменению ставки процента и большую величину мультипликатора государственных расходов, то достаточно очень незначительного снижения ставки процента, чтобы существенно увеличились расходы, мультипликативно увеличив доход. Эффективность денежно-кредитной политики тем больше, чем кривая LM более крутая, а кривая IS более пологая.

Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика, инструментом которой выступает увеличение предложения денег (сдвиг вправо (вниз) кривой LM), ведет к росту уровня дохода и снижению ставки процента. Результатом сдерживающей денежно-кредитной политики (сдвиг влево (вверх) кривой LM), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента.

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики

При анализе любого изменения в денежно-кредитной или фискальной политике важно иметь в виду, что инструменты одной политики могут влиять на результаты другой.

Предположим, что правительство озабочено бюджетным дефицитом, и решило увеличить налоги. Рассмотрим, какое влияние эта политика окажет в целом на экономику. В соответствии с моделью IS-LM, результаты будут зависеть от того, какую политику будет проводить Центральный банк в ответ на увеличение налогов. Возможно несколько вариантов.

1. Центральный банк поддерживает предложение денег на постоянном уровне (рис. 6.14а). Увеличение налогов сдвигает кривую IS влево (вниз) в положение IS2. В результате уменьшается совокупный выпуск (более высокие налоги уменьшают потребительские и инвестиционные расходы) и ставка процента (более низкий доход уменьшает спрос на деньги).

2. Центральный банк поддерживает ставку процента на постоянном уровне (рис. 6.14, b). В этом случае увеличение налогов также сдвигает кривую IS влево (вниз) в положение IS2, при этом центральный банк уменьшает предложение денег, чтобы процентная ставка оставалась на первоначальном уровне, кривая LM сдвигается в положение LM2. Доход сокращается на величину большую, чем на рисунке 6.14, а. В первом случае более низкая процентная ставка стимулирует инвестиции и частично возмещает эффект увеличения налогов. В данном случае центральный банк, поддерживая ставку процента на высоком уровне,углубляет спад в экономике.

3. Центральный банк увеличивает предложение денег, чтобы сохранить уровень дохода на постоянном уровне (рис. 6.14, c). Увеличение налогов не повлечет за собой падение совокупного выпуска, поскольку кривая LM сдвигается вниз в положение LM2, чтобы возместить сдвиг кривой IS (более высокие налоги уменьшают потребление, в то же время более низкая процентная ставка стимулирует инвестиции). В этом случае увеличение налогов способствует падению ставки процента.

Рис. 6.14. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной

политики в модели IS-LM

Данный пример иллюстрирует то, что результаты воздействия фискальной политики зависят от политики Центрального банка, т.е. поддерживает ли он предложение денег, ставку процента, или уровень дохода на постоянном уровне.

Комбинируя фискальную и денежно-кредитную политику, можно добиваться решения более сложных задач, чем простое регулирование объема выпуска (например, не изменяя объем выпуска, изменить его структуру). Подобная задача может быть весьма актуальна, если экономика находится в ситуации полной занятости и, следовательно, изменение выпуска нежелательно, однако его структура может требовать изменения.

В модели IS-LM выделяют особые случаи, когда один из видов политики не оказывает никакого воздействия на экономику. Это происходит, когда кривая LM горизонтальна, что соответствует ситуации «ликвидной ловушки»; кривая IS вертикальна, что соответствует ситуации «инвестиционной ловушки».

Экономика попадает в ситуацию ликвидной ловушки , когда процентные ставки настолько низки, что любое изменение денежного предложения поглощается спросом на деньги со стороны активов, уровень дохода падает до низшей отметки. Такая ситуация характерна для экономики, находящейся в состоянии депрессии.

Графически это интерпретируется как пересечение кривых IS и LM в кейнсианской области кривой LM (рис. 6.15).

В ситуации ликвидной ловушки ставка процента минимальна, т.е. альтернативные издержки хранения наличных денег близки к нулю, и поэтому люди готовы держать любое количество денег, которое им будет предложено. В результате даже при нормальном отрицательном наклоне кривой IS увеличение предложения денег Центральным банком не способно обеспечить рост дохода. Обычно увеличение предложения денег снижает ставку процента, так как люди стараются избавиться от избытка денег, покупая облигации. Но если ставка процента находится на минимальном уровне, то цены на активы максимальны и люди стремятся их продать, опасаясь, что цены на них упадут, а их владельцы окажутся в проигрыше. В результате люди предъявляют безграничный спрос на деньги, отказываясь покупать ценные бумаги, и кривая спроса на деньги принимает горизонтальный вид. Это означает, что в функции спроса на деньги коэффициент f , характеризующий чувствительность изменения спроса на деньги при изменении ставки процента, стремится к бесконечности. Кривая LM поэтому тоже горизонтальна, и изменение денежной массы не вызовет ее смещения. Прирост количества денег не сможет никого заставить приобретать ценные бумаги, вся сумма прироста предложения денег хранится в форме наличных денег. Величина дохода остается неизменной на уровне Y0. Стимулирующая денежно-кредитная политика не окажет никакого воздействия ни на ставку процента, ни на объем инвестиций, ни на уровень дохода, т.е. абсолютно неэффективна.

В этом случае эффективность фискальной политики максимальна. Например, рост государственных закупок на увеличивает равновесный доход на , т.е. эффект вытеснения отсутствует, доход возрастает на всю величину мультипликатора.

Другая ситуация получила название инвестиционной ловушки , соответствующая ситуации, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен к ставке процента, поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид, а вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS (рис. 6.16).

В результате любые изменения на денежном рынке, хотя и будут приводить к изменению ставки процента, но не вызовут изменения инвестиционного спроса. В этом случае чувствительность совокупных расходов к изменению ставки процента равна 0, и эффективной будет только фискальная политика. При этом эффективность фискальной политики максимальна, поскольку отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора. Рост государственных расходов, вызывая увеличение совокупных расходов, ведет к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента, но более высокая ставка не приводит к вытеснению расходов частного сектора, поскольку они не зависят от ставки процента. В результате фискального импульса наблюдается полный мультипликативный рост дохода. Денежно-кредитная политика совершенно неэффективна, поскольку снижение ставки процента (от r0 до r1) в результате увеличения предложения денег (сдвиг кривой LM вправо от LM0 до LM1) не повлияет на величину инвестиционных расходов, так как они совершенно нечувствительны к ее изменению.

Такая ситуация может возникнуть по самым разным причинам (например, она характерна для инфляционной экономики, когда ставки процента чрезмерно велики).

Следует иметь в виду, что ликвидная и инвестиционная ловушки имеют место только в кейнсианской модели. Если предположить, что поведение экономических субъектов описывается монетаристскими функциями, то возникает эффект имущества.

Эффект имущества заключается в том, что рост доли денег экономические субъекты воспринимают как нарушение оптимальной структуры портфеля активов, и как рост своего имущества. Поэтому избыток денег они стараются обменять не только на финансовые активы, но и на реальный капитал и реальные блага, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса. Рост совокупных расходов сдвигает кривую IS вправо, ликвидируя ловушки (рис. 6.17).

При анализе модели IS-LM предполагалось, что уровень цен фиксирован, однако это допущение приемлемо только для краткосрочного периода. Рассмотрим, что происходит с моделью IS-LM в долгосрочном периоде при изменении уровня цен, при этом откажемся от допущения, что номинальные и реальные величины совпадают.

Пусть первоначально экономика находилась в равновесии в точке Е1, в которой фактический объем выпуска равен его естественному уровню (рис. 6.18).

Рис. 6.18. Модель IS-LM в долгосрочном периоде

На рис. 6.18, а рост предложения денег приводит к сдвигу кривой LM вправо в положение LM2 и смещению равновесия в точку Е2, где процентная ставка уменьшается, а совокупный выпуск возрастает до Y2. Так как он превышает естественный объем выпуска, то уровень цен увеличивается, предложение денег в реальном выражении сокращается, а кривая LM вновь сдвигается. Экономика возвращается к начальному равновесию.

На рис. 6.18, b увеличение государственных расходов сдвигает кривую IS в положение IS2, а точка равновесия экономики смещается в положение Е2, в котором ставка возрастает до r2 и совокупный выпуск увеличивается до Y2, что превышает его естественный уровень. Уровень цен начинает расти, а реальные денежные остатки сокращаются, при этом кривая LM сдвигается влево – в положение LM2. Долгосрочное равновесие в точке Е3 устанавливается при еще более высокой процентной ставке, а объем выпуска возвращается к своему естественному уровню.

Таким образом, изучение влияния стимулирующей денежно-кредитной или фискальной политики на модель IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика могут влиять на совокупный выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде. Важным моментом при оценке эффективности этих политик с точки зрения увеличения совокупного выпуска является то, насколько быстро наступит долгосрочный период.

В модели AD – AS и модели креста Кейнса рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной. На денежном рынке она устанавливается относительно независимо от равновесия на товарном рынке. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS – LM является объединение товарного и денежного рынков в единое целое. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарных рынках.

Модель IS – LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – это модель товарно-денежного равновесия. Она позволяет выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS – LM является конкретизацией модели AD – AS.

Отметим, что основными уравнениями модели IS – LM являются:

1. Y = C + I + G + X n – основное макроэкономическое тождество.

2. С = a + b (Y – N) – функция потребления, где Т = Т а + tY.

3. I = e – dR – функция инвестиций.

4. X n = g - m′(Y – nR) – функция чистого экспорта.

5. M/P = k ∙ Y – h ∙ R – функция спроса на деньги.

Здесь внутренними переменными модели являются: Y – доход, C – потребительские расходы (потребление), I – инвестиции, X n – чистый экспорт, R – ставка процента, Т – сумма вносимого налога, (Y – Т) – располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений).

К внешним переменным модели относятся: G – государственные расходы, MS – количество денег в обращении, P – уровень цен, t – предельная налоговая ставка.

Эмпирические коэффициенты: a, b, e, d, g, m, n, k, h – являются положительными и относительно стабильными, где а – автономное потребление, величина которого не зависит от текущего располагаемого дохода; b – предельная склонность к потреблению; e – автономные инвестиции; d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента; g – предельная склонность к государственным расходам; m′ - предельная склонность к импортированию; n – эмпирический коэффициент чувствительности чистого экспорта к динамике ставки процента; k – чувствительность спроса на деньги к доходу; h – чувствительность спроса на деньги к ставке процента.

Какие значения примут переменные уравнений в краткосрочном периоде? В данном временном периоде экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов, уровень цен (Р) является фиксированным, а величина ставки процента (R) и совокупного дохода (Y) подвижными. Тогда номинальные и реальные значения всех переменных будут совпадать.

В долгосрочном периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов, уровень цен Р подвижен. В этом случае переменная MS, характеризующая предложение денег, является номинальной величиной. Все остальные переменные модели будут реальными величинами.

Кривой равновесия на товарном рынке является кривая IS. Она представляет собой геометрическое место точек, характеризующих все комбинации Y и R , которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, потребления, инвестиций и сбережений (рис. 20.11). Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).



Рис. 20.11. Кривая IS

На рисунке 20.11 показана кривая IS, которая характеризуется тем, что чем выше ставка процента, тем ниже уровень производимых материальных благ и дохода. Коэффициент / (d + n) характеризует угол наклона кривой IS (параметр первой производной функции IS) относительно оси Y. Он является характеристикой (параметром) сравнительной эффективности фискальной и монетарной политики.

Касаясь характеристики первой производной функции IS (угла наклона ее касательной к оси Y), следует отметить, что кривая IS является более пологой при условии, если:

1) чувствительность инвестиций (d) и чистого экспорта (n) к динамике ставки процента велика;

2) предельная склонность к потреблению (b) является высокой;

3) предельная ставка налогообложения (t) невелика;

4) предельная склонность к импортированию (m′) является небольшой.

Изменения переменных, определяющих функцию IS, приводят к ее сдвигам и изменению угла наклона в системе координат. Под влиянием увеличения государственных расходов G или снижения налогов Т кривая IS смещается вправо, и наоборот. Изменение налоговых ставок t изменяет также и угол ее наклона к оси Y. В долгосрочной перспективе угол наклона кривой IS также может быть измерен с помощью политики доходов. Это связано с тем, что у высокообеспеченных семей предельная склонность к потреблению относительно ниже, чем у малообеспеченных. Остальные параметры (d, n, m′) практически не подвержены воздействию макроэкономической политики и преимущественно являются внешними факторами, также определяющими эффективность данной политики.

Кривой равновесия на денежном рынке является кривая LM. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным банком величине денежного предложения MS. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению (рис. 20.12). Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference = Money Supply).

На рисунке20.12 приведена кривая LM, которая показывает, что чем выше уровень выпуска материальных благ и дохода, тем выше ставка процента. Коэффициент k / h характеризует угол наклона кривой LM (параметр первой производной функции LM) относительно оси Y. Он определяет сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики.

Рис. 20.12. Кривая LM

Характеристика первой производной функции LM (угла наклона ее касательной к оси Y) позволяет сделать следующий вывод. Кривая LM является относительно пологой при условии, если:

1) чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (h) оказывается высокой;

2) чувствительность спроса на деньги к производству экономических благ (ВВП) и доходу (Y) невелика.

Изменение переменных, определяющих функцию LM, приводит к ее сдвигам в системе координат. Так, увеличение предложения денег MS или снижение уровня цен Р сдвигает кривую LM вправо, и наоборот.

Макроэкономическое равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM (рис. 20.13).


Равновесная

Ставка процента

0 Равновесный Y

уровень дохода

Рис. 20.13. Равновесие в модели IS – LM

Равновесный объем производства экономических благ (ВВП) и дохода (Е) может быть найден путем подстановки значения R из уравнения IS в уравнение LM и решения последнего относительно Y. При фиксированном уровне цен Р равновесное значение Y будет единственным. Равновесное значение процентной ставки R может быть найдено путем подстановки равновесного значения Y в уравнение IS или LM и решения его относительно R.

Макроэкономическое равновесие, описываемое в экономике с помощью модели IS – LM, называется крестом Хикса (рис. 20.14).

Рис. 20.14. «Крест» Хикса (общее экономическое равновесие)

«Крест» Хикса – система пересекающихся кривых, показывающая одновременное равновесие на рынке денег и товаров (Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – С. 168; Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – С. 924).

«Крест» Хикса характеризует ситуацию общего экономического равновесия в макроэкономике. Общего потому, что оно складывается на рынках товаров и денег одновременно.

Дж.Р. Хикс, лауреат Нобелевской премии, при разработке концепции потребительского выбора, спроса и обмена отверг основные положения теории предельной полезности. Он предложил ряд понятий и теорем, получивших в современной экономической науке широкое распространение: предельная норма замещения, принцип ее убывания, эффекты дохода и замещения, теорема рационального потребительского выбора. Экономический рост и экономическую динамику Дж.Р. Хикс рассматривает в виде ряда статистических состояний экономической системы. При этом его интересует, прежде всего, выявление и изучение условий, приводящих экономику к общему устойчивому равновесию.

Точка Е на рис. 20.14 есть точка общего макроэкономического равновесия при условии, что в обществе отсутствует дефицит товаров или избыток денег, а все свободные деньги связаны платежами за товары, услуги или инвестициями. Во всех других точках модели IS – LM, приведенной на рисунке 20.14, экономическое равновесие отсутствует.

При снижении ставки процента с r до r 1 в условиях нормального предложения денежной массы уровень валового внутреннего продукта увеличивается. Появляется новая кривая LM 1 и новая точка общего экономического равновесия Е 1 . Кривая LM сдвинулась вправо. При этом произошло движение равновесного уровня производства (дохода) из точки y в точку y 1 , а равновесного состояния экономической системы из точки Е в точку Е 1 .

«Крест» Хикса демонстрирует идеальное рыночное равновесие экономической системы, когда объем валового внутреннего продукта сбалансирован при изменении денежной массы и цен. Одни отклонения погашаются другими отклонениями, что обеспечивает эффективное функционирование макроэкономики.

Однако в реальной действительности, где на макроэкономические процессы воздействует множество факторов, для существующих экономических систем обычным состоянием является рыночное и общее не равновесие. В этих условиях на динамику экономических процессов оказывают влияние колебания уровней цен, занятости, объемов производства, ставки процента, налогов, нормы прибыли. Все это в краткосрочном периоде сообщает экономической системе свойство неравновесности, а в долгосрочном периоде – свойство кризисной ситуации и макроэкономических циклических колебаний.

Задача обеспечения долгосрочного экономического роста не может быть решена только с помощью политики регулирования совокупного спроса. И фискальная, и монетарная экспансия вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и величины ВВП. Необходимы так же долгосрочные стимулы к экономическому росту, которые связаны с проведением эффективной политики в области совокупного предложения.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, часто отмечают:

1) меры по стимулированию текущего объема производства экономических благ. Сюда относят меры по повышению эффективности использования экономических ресурсов и факторов производства; улучшению распределения ограниченных производственных ресурсов между конкурирующими субъектами товарного производства и рынка путем совершенствования и регулирования кредитно-финансовой системы, рынков труда, капитала и земли; реформирования государственного сектора экономики, укрепления правового поля предпринимательской деятельности и бизнеса;

2) меры по долгосрочному повышению темпов роста производства. Здесь следует выделить стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создания новых технологий; стимулирование притока отечественных и иностранных инвестиций, а также проведение структурных преобразований в макроэкономике.

Вот почему важный аспект общего макроэкономического равновесия связан с состоянием совокупного предложения. Если предположить, что совокупное предложение определяется величиной применяемых факторов производства и уровнем технологий, независимо от динамики уровня цен и других номинальных переменных, то в этом случае кривая AS будет вертикальной. Она будет находиться в долгосрочном периоде на уровне потенциально возможного объема производства ВВП. Если же предположить, что совокупное предложение зависит от величины спроса и может колебаться в зависимости от его изменений, то кривая AS в краткосрочном периоде будет горизонтальна. Тогда уровни цен, номинальной заработной платы оказываются менее подвижными по сравнению с объемом выпуска ВВП и другими реальными переменными.

Первая модель формирования совокупного предложения (классическая) объясняет преимущественно долгосрочное поведение экономики. Вторая модель (кейнсианская) характеризует динамику совокупного предложения на краткосрочных интервалах. Теорию совокупного предложения называют иногда теорией ошибок, поскольку отклонения фактического уровня цен от ожидаемого объясняются обычно ошибочными представлениями рабочих и владельцев фирм.

При которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов ≪лишних денег≫, что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.(и наоборот).

Если точка расположена выше кривой.IS, то реальный доход больше совокупных. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство, что повлечёт уменьшение реального дохода. Параллельно будет падать спрос на деньги, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.(и наоборот)

Тяготение эк.сист. к равновесию не означает, что при равновесном выпуске будет достигнута полная занятость. Для её обеспечения правительство должно проводить стабилизационную политику, используя фискальную и денежную политику.
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Важная составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос , аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий , т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
25.Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

Фискальная политика будет относительно эффективной в том случае, если инвестиции(IS крутая) малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mрс и мультипликатора невелико, а спрос на деньги(LM пологая) чувствителен кизменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода. Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь ≪О бюджетном устройстве≫, страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь ≪О налогах и сборах ≫, при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений - местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопреде- лена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня ; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета - в местные.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на 11-15 гг имеетследующие направления:

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

повышение эффективности управления государственным долгом.

снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

повышение эффективности управления государственными финансами;

28.Инструменты денежно-кредитной политики.

Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие , влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные , предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные:

Изменение учётной ставки. Уч. ст. - это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает.

Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия.

Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом , что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт.

Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег.
32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.

Изменение объема национального выпуска связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в том числе труда: для производства большего объема благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены на данный ресурс. Как видим, между ценами на экономические блага и изменением числа занятых в стране существует взаимосвязь. Первым обратил на нее внимание британский экономист А.У. Филлипс - он проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты).

Позже П. Самуэльсон и Р. Солоу подтвердили существование подобной функциональной зависимости применительно к экономике США. Данная связь объяснялась ими тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, способствует снижению уровня безработицы, а с другой - ведет к повышению заработной платы и цен. Графическую интерпретация обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса.

Используя алгебраическую формулу закона Оукена и зависимость между темпом инфляции(разница между факт. уровенм цен в данном и прошлом периодах) и объёмом нац. выпуска составили уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’).

Оно не учитывает того, что на инфляцию могут оказывать воздействие так называемые шоки предложения (ε) - резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции; позитивные - действуют в обратном направлении. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: π=π e -β(u-u’)+ε

Уравнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице между ее фактическим и естественным уровнями. Эта зависимость иллюстрируется движением вдоль кривой Филлипса , изменения инфляционных ожиданий и шоки предложения приводят к ее сдвигу.

Чёткая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде.

Ситуация одновременного существования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стагфляцией.

Ее возникновение монетаристы и неоклассики объясняют с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий, а последователи кейнсианской школы используют для этого анализ шоков предложения. Последние вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменениями технологий производства, стихийными бедствиями и т.д. Обычно рассматривают негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек, которые сдвигают кривую совокупного предложения влево-вверх. Шоки, предложения могут быть и позитивными: улучшение технологий производства, снижение цен на ресурсы и издержек приводят к сдвигу кривой совокупного предложения вправо- вниз, что вызывает рост объема национального выпуска и снижениеуровня цен.
19.Модель IS - LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS - LM и AD - AS .131?

Модель IS -LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.

Можно также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек. Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АD. Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM. На совокупный спрос оказывает влияние проводимая фискальная политика.

В результате проведения стимулирующей фискальной политики кривая совокупного спроса перемещается вправо. К аналогичному сдвигу кривой приводят также рост государственных закупок, снижение налогов. В результате проведения сдерживающей фискальной политики (сокращения государственных расходов, социальных трансфертов, роста налогов) кривая совокупного спроса AD2 сместится влево.

Уменьшение номинальной денежной массы при данном уровне цен приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Степень влияния изменения денежной массы на сдвиг кривой совокупного спроса зависит от величины прироста (сокращения) дохода в модели IS -LM.

Стимулирующие фискальная и денежно-кредитная политика могут влиять на совокупный доход (выпуск) в краткосрочном периоде, но не влияют на уровень выпуска в долгосрочном периоде. Поэтому при оценке их относительной эффективности необходимо учитывать, насколько быстро наступит долгосрочный период.
20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности , поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция ) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги.

Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита.

Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА - превышение расходов бюджета над его доходами. Различают: структурный – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования эк.сист., возникает в результате осознанно принимаемых правительством мер по увеличению гос расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада; циклический – дефицит, являющийся результатом циклического падения производства, автоматического сокращения налоговой поступлений и увеличения гос.трансферов на фоне эк.спада, свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики: инфляция,«эффект Танзи»(налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет, за время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.)

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Кривая IS отражает все комбинации процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в равновесии.Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис. 6.9). Точка Е - единственная,в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Рассмотрим точку А . Она располагается на кривой IS, но вне кривой LM. Известно, что во всех точках,лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них.

Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов «лишних денег», что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой

IS вниз, к точке Е . Точка D расположена на кривой IS ниже кривой LM. В ней_спрос на реальные денежные остатки превышает их предложение. Дефицит денег заставляет экономических субъектов продавать облигации, предложение которых возрастет, что приведет к понижению их рыночной цены и, соответственно, повышению ставки процента. В результате сократятся планируемые инвестиции и совокупные расходы, а следовательно, уменьшится равновесный реальный доход. В итоге экономическая система будет стремиться вверх по кривой IS, к точке равновесия Е .

Рассмотрим далее состояние рынков в точке В. . Поскольку точка В расположена выше кривой IS, то реальный доход Y2 больше совокупных расходов при ставке процента r2. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство,обусловит уменьшение реального дохода. По мере сокращения дохода спрос на реальные денежные остатки будет падать, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.



Точка С расположена на кривой LMниже точки равновесия Е . В точке С при процентной ставкеr1 совокупные расходы превышают реальный доход. Фирмы, реагируя на избыточные совокупные расходы, начнут увеличивать инвестиции, что приведет к росту дохода. При этом будет расти и спрос на реальные денежные остатки. Поскольку предложение денег осталось прежним, увеличение этого спроса приведет к повышению процентной ставки. В результате экономическая система будет стремиться вверх по кривой LM до тех пор, пока не достигнет равновесного состояния в точке Е.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесного состояния товарного и денежного рынков возвращают их в точку равновесия.


20.Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь модели IS-LM и модели AD-AS .

Используя модель IS-LM, построим кривую совокупного спроса. Каждая ее точка будет отражать взаимосвязь уровней цен и дохода (выпуска). Уровню цен Р2 соответствует доход Yx. Найдем на рис. 6.186 точку с координатами (Y1; Р1). Это точка Е"1. Предположим, что уровень цен вырос с Р1 до Р2. Это сократит реальную денежную массу с M/P1 до M/P2.Уменьшение предло-жения денег приведет к повышению процентной

ставки и сдвигу кривой LM1 положение LM2 (см. рис.).

Равновесие на денежном рынке восстановится при более высокой ставке процента - г2. На товарном рынке по мере повышения процентной ставки будут сокращаться инвестиции и совокупные расходы, что обусловит уменьшение реального равновесного дохода с Y1 до Y2. Таким образом, уровню цен Р2 будет соответствовать новое состояние равновесия в модели

IS -LM в точке Е2 при ставке процента r2 и реальном доходе Y2.

На рис. 6.186 построим точку Е"2 с координатами (Y2; Р2). Можно

также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек с координатами (Yi; Pi). Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АР (см. рис. 6.186). Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM.




25.Виды бюдж дефицита. Финиансиров бюдж дефицита .

Различают структурн-й и циклич-ий дефиц. Циклич-ий дефицит – деф бюдж, кот явл-ся рез-ом циклич-ого падения произв-ва, автомат сокращ-ия налогов поступлен и увелич гос трансфертов на фоне эконом спада. Он свидет-ет о недоиспользов произв-ых возможн-ей общ-ва. Структурн деф – это разность м/у расх и дох частями бюдж в условиях достаточно равновесн функцион эконом сист-ы. он возник в рез-те осознанно приним-ых правит-ом мер по увелич-ю гос-ых расх и снижен налогов с целью предотвращен спада.

Методы покрытия бюдж дефиц:

Увелич налогов – возраст гос дох (данная мера исп-ся редко, т.к. сниж-ся делов активн-ть и сокращ объем выпуска)

Денежн финансир-ие – осущ-ся через монитаризацию деф гос бюдж. Монетаризац не обязат сопровожд-ся эмиссией наличности, она может провод-ся в виде: а) расширен кредитов, предоставляемых гос предприят по льготн ставкам %; б) отсроченных платежей (правит-во покуп Т и У, не оплачивая их вовремя)

Долговое финансир посредствам выпуска и продажи гос-ых ЦБ. При внутреннем долгов финансир-ии гос-во продает ЦБ субъектам хоз-ия и населен страны, выплачивая %. Деньги от продажи ЦБ идут на рефинансирование. Если гос ЦБ продаются цент банком, это может привести к расширен предлож денег и инфляц; если финанс-кредитн институт – это ведет к снижен деловой активности. При внешнем долгов финансир-ии гос ЦБ продаются правит-ам, субъектам хоз-ия и населен др стран. Это возможно если дох от ЦБ данной старны выше, чем от обязат-в др гос-в;

Использов ср-в от приватизац гос-ой собств-ти.

ВD=G-T - бюджетный дефицит.

Подходы к регулиров-ию бюдж дефиц:

бюдж должен балансир-ся ежегодно, т.е. кажд финанс-ый год должен обеспечив-ть рав-во м/у дох и расх.

бюдж должен балансиров в ходе эконом цикла, а не ежегодно. В период спадов произ-ва правит-во увелич расх, что ведет к росту дефиц, а в период подъема – сокращ расх, что увеличив излишек дох. В рез-те по окончании промышл-го цикла излишек дох должен покрывать дефицит, образовавш-ся в рез-те спада произв-ва.

концепц функциональных финансов. Цель гос финанс – обеспечен макроэконом равновес. Во-первых: следствием макроэк равновес явл-ся эконом рост, благодаря котор увелич нац дох, а т.ж. растут налогов поступлен в бюдж; во-вторых, правит-во всегда может повысить налоги, выпустив дополнит кол-во денег, и следоват-но, устранить дефицит; в-третьих, бюдж деф не сказыв-ся негативно на развит Э.

26.Гос долг, его виды и соц-эконом последствия. Регулиров гос долга .

Гос долг – сумма задолж-ти страны др странам, своим или иностр юр и физ лицам.

Различают внутренний и внешн-й гос долг. Внутр долг – долг гос-ва населен, предприят, организац своей страны, имеющий форму кредитов, гос займов, др долговых обязат-в, гарантир-ых правит-вом. Внешн долг – задолж-ть гос-ва иностр-ым гос-ам, организац и отдельн лицам др стран. Чтобы оплатить % по внешн долгу и погасить его, нация вынужд отдавать кредиторам ценные Т и У, что негативно сказыв-ся на Э. внешн долг оценив-ся по таким переменным, как доля внешнего долга в ВВП и отношен годового объема выплат по внешн долгу к объему валютн поступлен за год (не долж превыш 25%).

Пути погашен внешнего долга:

Выплата за счет золотовалютн резервов

Консолидац внешнего долга – изменен услов заимствования, связ с изменен сроков погашен, когда краткосрочн обязат-ва (облигац) превращ в долго и среднесрочные.

Конверсия – сокращ общей велич внешн задолж-ти гос-ва посредствам изменен услов предоставлен кредита, форм и сроков ег возвращ, % ставок, т.е. услов, касающ доходности

Обращен к междунар банкам

D/ВВП – бремя гос.долга.

Проблемы при внутр долге:

Выплата % по долгу увелич нерав-во в дох, т.к. гос ЦБ покуп наиболее обеспеченные, а налоги, за счет котор финансир-ся %, платят все.

Чтобы погаш долг и выплачив %, правит-во вынуждено поднимать ставки нал, что сниж стимулы к инвест, а значит замедляет развит Э.

Выпуск в обращен нов ЦБ повыш ставки ссудного %, что осложняет процесс инвестир капиталов.

Болш внут долг отпугивает иностр инвесторов и порождает неуверенность у населен.

Бюдж-налогов экспансия (рост гос расх и сниж налогов) приводит к эффекту замещения , кот выраж-ся в сокращ ур-ня реальн частных планов инвест вследствии увелич гос расх. Если гос расх увелич, то возраст совок расх, дох и потребит-ие расх. Это стимул совок расх и повыш дох с эффектом мультиплик. Увелич дох способст росту спроса на деньги. Повыш спроса на деньги при их фиксир предлож вызывает рост % ставки, что сниж ур-нь инвестиц и чистого экспорта. Паден чистого экспорта связ с ростом совок дох, кот сопровожд увелич импорта.

Степень стабилизац воздейств бюдж дефиц зависит от способа его финансир. В случае монетаризации деф возник сеньораж – дох гос-ва от печати денегю

В услов повыш ур-ня инфляц прояв эффет Оливера-Танзи – сознат-ое затягив налогоплат-ми сроков налогов отчислен в гос бюдж.