31.12.2023

Мониторинг эффективность содержания дополнительного образования детей. Мониторинг качества образования в дополнительном образовании детей


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных техников

Ступинского муниципального района

Д О К Л А Д

На тему:

« Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей »

Разработчик:

Педагог дополнительного образования

Зуева С.Б.

Ступино 2016 г.

«Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей»

Проблема мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей актуальна и обусловлена рядом обстоятельств, касающихся реального положения дел в данной сфере, государственной политикой в области образования, векторами демократизации и гуманизации общественных институтов.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

Большой энциклопедический словарь определяет мониторинг как «наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека».

В сфере образования термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг».

«Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

«Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения.

Педагогический мониторинг может осуществляться в разных видах деятельности: управленческой, педагогической, методической.

Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся и сам педагогический процесс).

Если рассматривать мониторинг как наблюдение, оценку и прогноз состояния системы, то детское объединение (студия, кружок, секция, мастерская) – это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предполагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы.

Мониторинг реализации образовательной программы – это формы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации по деятельности объединения, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные решения.

Образовательный процесс – это процесс управляемый. Им управляет тот, кто ставит цель, определяет и использует средства для решения конкретных задач воспитания, обучения и развития, достигает результата (предполагаемого или отличного от него).

Педагог дополнительного образования может стоять перед вопросом: зачем нужен мониторинг? Чем он помогает в практической работе?

Необходимость мониторинга дополнительной образовательной программы обосновывается рядом положений.

    Чем тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов, тем более гибко способен он реагировать на запланированные и внештатные ситуации образовательного процесса. Мониторинг помогает разобраться, какие проблемы в отслеживании и оценивании результатов образовательной деятельности педагога уже решены, какие существуют затруднения в выборе методик, форм диагностики, организации процесса мониторинга и кто (или что) может помочь в их преодолении.

Образное выражение сути мониторинга можно представить фразой: «Если образовательная программа – это компас , то мониторинг – это лоция в бурном море образовательной деятельности».

    По мнению Л.Г. Логиновой, отсутствие осознанного определения своего результата и собственных методик его определения в дополнительном образовании детей ведет к:

    снижению уровня работы, манипулированию ее показателями,

    утрате ответственности за свою деятельность перед детьми, их родителями,

    пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др.,

    использованию формальных способов оценки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит - разрушающих среду самообразования детей.

Теоретические вопросы мониторинга в образовательном процессе, позволяют выделить разную его направленность: на достижения обучающихся, на процесс, на результат деятельности педагога.

В первом случае педагог оценивает изменения в познавательной и личностной сферах детей и подростков и с учетом выявленных результатов определяет собственную профессиональную деятельность.

Ориентация на процесс педагогической деятельности при реализации образовательной программы дополнительного образования связана с анализом достижений и трудностей педагога для достижения поставленной образовательной цели.

При ориентации на конечный результат собственной деятельности педагог направлен только на достижения обучающихся.

Эти направления реализации мониторинга образовательной программы дополнительного образования предполагают и разные подходы к определению критериев или показателей оценки результатов деятельности.

Существующие подходы к регламентации результатов дополнительного образования представляют диаметрально противоположные точки зрения: от фактического отказа от измерения эффективности до введения универсальных параметров для всех направлений и профилей.

Кроме того, общепризнанно, что результаты дополнительного образования не могут сводиться к информационным, инструментальным, здесь первостепенное место должны занимать мотивы, что в свою очередь осложняет формирование представлений о нормах – регламентах.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей :

    личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции).

учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы) .

В практике работы дополнительных образовательных учреждений в качестве показателей оценки сформированности и изменения результатов реализации программы дополнительного образования детей также используются:

    Теоретические и практические знания, умения и навыки в определенной области

    Теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки

    Компетентности, которые заложены в Федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования (метапредметные, предметные и личностные результаты освоения образовательной программы).

Показатели оценки уровня выполнения образовательной программы дополнительного образования детей включают в себя отдельные характеристики.

Дополнительное образование детей в качестве приоритетных направлений выделяет воспитательную и профориентационную концепции, что определяет необходимость отслеживания изменений в личностной сфере, к которой могут быть отнесены психофизиологические характеристики (память, внимание, моторика, координация (ориентировка) в учебном пространстве), когнитивные характеристики, эмоционально-волевая сфера (эмоциональный самоконтроль, преобладающее настроение на занятии, волевые качества, реактивность), ценностные ориентации, коммуникативно-адаптационные способности, мотивационная сфера (Н.Б. Габдулхаметова) .

При выделении показателей оценки результативности образовательного процесса всегда встает вопрос о достаточности и полноте определяемых критериев. Позволяют ли они отразить объективно усвоение программного материала и установить изменения в развитии личности ребенка.

Важной проблемой мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей является определение методов получения объективных данных об изменениях образовательного и личностного характера. Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога. Другими словами, педагог не может использовать психологический инструментарий со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном педагогическом диагностическом арсенале. С другой стороны у любого специалиста с педагогическим образованием есть основы психологических знаний, которых вполне достаточно для получения сведений о развитии ребенка с использованием психолого-педагогического инструментария.

Опыт оценки достижений обучающихся по программе дополнительного образования детей позволяет выделить овладение теоретическими, практическими и общеучебными навыками и умениями, а также осуществлять учет динамики развития личностных качеств. Предметные достижения обучающихся педагог дополнительного образования может оценить по разработанной им в соответствие с авторской программой требованиям к овладению терминологией и соответствия теоретических знаний программным требованиям. Практические навыки реализации программы дополнительного образования.

Для объективизации результатов по каждому из выделенных показателей необходимо подобрать методы диагностики. Основными методами диагностики в дополнительном образовании детей можно считать наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование.

В педагогической практике дополнительного образования детей можно использовать большое количество диагностического инструментария, однако эти методики ориентированы на детей подросткового и юношеского возраста, и мало подходят к дошкольникам и младшим школьникам, которые составляют основную часть контингента дополнительного образования.

Другим вопросом, связанным с диагностикой результативности усвоения образовательной программы в дополнительном образовании детей, остается оценка выделяемых критериев (сопоставление результатов тестовых заданий на разных этапах возрастного развития).

На современном этапе образования необходимость разработки мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является непременным атрибутом педагогического управления образовательным процессом. Педагоги дополнительного образования должны понимать целесообразность применения в своей повседневной практике психолого-педагогической диагностики, необходимость корректировки текущего образовательного процесса, модернизации дополнительных образовательных программ.

В тоже время, существующая практика отслеживания образовательных результатов во внешкольных учреждениях не соответствует современным требованиям. В дополнительном образовании детей чаще всего результаты оцениваются по внешним критериям , к которым можно отнести достижения учащихся в конкурсах и соревнованиях, количество концертных выступлений, наличие у педагога авторской программы и т. д. Такой подход к оценке результативности деятельности педагога не всегда отражает особенности развития ребенка.

Наибольшие трудности связаны с оценкой «внутренних» результатов, связанных с личностным развитием конкретного ребенка в процессе освоения им образовательной программы, успешностью её усвоения.

Сбор данных и оценка результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения образовательной программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти (или разработать) такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц и дневников, а, с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по себе, а особенности детей – сами по себе.

Было бы не правильным говорить об отсутствии мотивации педагога к отслеживанию результатов своего труда. Педагоги ориентируются на возможности детей в овладении программным материалом, анализируют применяемые методы и приемы педагогического воздействия, вносят коррективы (изменения) в профессиональную деятельность. Не всегда этот процесс носит организованный и целенаправленный характер, и оформлен педагогом документально.

В заключении мне хотелось бы сделать акцент на том, что имеющиеся проблемы реализации мониторинга дополнительной образовательной программы, позволяют рассматривать их как поиск возможностей решения поставленной задачи в сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Тема: Мониторинг в дополнительном образовании.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии.. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (наблюдение за образовательным процессом с целью выявления качества знания,)

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким- либо процессом с целью сопоставления последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по чётко определённым показателям. Аспекты мониторинга: · качество образования и воспитания, · образовательные потребности учащихся и родителей, · результативность учебно- воспитательного процесса, · инновационная и экспериментальная деятельность, · эффективность и результативность образовательных программ и т.д.

Виды мониторинга: социологический, психологический, педагогический, образовательный, медицинский и т.д.

Разновидности педагогического мониторинга:

· дидактический /отслеживание различных сторон учебно- воспитательного процесса/,

· воспитательный /слежение за различными сторонами воспитательного процесса/,

· управленческий /отслеживание характера взаимоотношений на различных уровнях: руководитель- педагогический коллектив, руководитель-родители, руководитель- внешняя среда/, · социально- психологический: отслеживание должностных отношений, психологической атмосферы педагогического коллектива, родителей, детей,

· медицинский /отслеживание состояния здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий/.

Педагогический мониторинг включает следующие направления: · диагностика учебно- программной документации, · диагностика эффективности эффективности педагогической деятельности, · диагностика уровня образования учащихся, · диагностика развития личности учащихся.

Способы мониторинга : · текущее наблюдение, · тестирование, · анализ результатов учебной деятельности, · оценка и самооценка и т. д.

Этапы мониторинга: · стартовая диагностика /обзор первичной информации/, · прогнозирование /описание ожидаемых результатов/, · промежуточная диагностика, · коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/, · итоговая диагностика, · оценка результатов.

Этапы диагностической деятельности педагога д/о: · определение объекта, цели и задач диагностики, · подбор и освоение диагностической методики, · обработка полученных материалов, результатов, · выработка и формулировка педагогического диагноза объекта исследования и причина. вызывающая данное состояние, · выработка и формулировка · выработка коррекционных мер в форме определённого плана воздействий на объект с целью приведения его в желаемое состояние. Оформление результатов мониторинга: педагогического прогноза, тенденций развития данного объекта, · сводные таблицы, · диаграммы, · анализ, · информационные листы, · план коррекционной работы и т.д.

Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными.
Современная система образования многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, в ней преобладают процессы саморазвития личности. В данной связи она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество образования. Это мера соответствия между эталонными, определенными государством образовательными уровнями – цензами, с тем, что есть на самом деле, что является итогом обучения и воспитания. Примером таких цензов являются стандарты образования, которые призваны задавать структурный и содержательный минимум, и различные средства констатации достижения обучающимися этого минимума (в образовательной школе – это единый государственный экзамен, в дополнительном образовании – аттестация

обучающихся). Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Изменившееся качество современной жизни сегодня требует от выпускника ОУ ДОД не столько умений выполнять указания педагога, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия.
При организации и проведении мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ ДОД особая роль отводится диагностике, что позволяет получить объективные данные об уровне воспитанности, развития и обученности обучающегося.
В учреждении дополнительного образования детей комплексная диагностика качества образования включает в себя три основных аспекта: дидактический, методический и психологический.
Дидактический аспект результативности включает в себя работу по двум направлениям: диагностика обученности и диагностика обучаемости.
Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются объективность, систематичность и наглядность.

Обучаемость предполагает измерение качества деятельности обучаемых в про-цессе обучения.
Методический аспект включает в себя анализ и оценку качества реализации образовательных программ, на основании которых осуществляется образовательно-воспитательный процесс в учреждении.
Психологический аспект включает: повышение уровня социально-психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности, креативности.
В свете выделенных аспектов мониторинг образовательно-воспитательного процесса в прово-дится по трем направлениям: развитие, воспитание, обучение. В зависимости от задач производится и выбор диагностического инструментария: тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, отчеты и др.
Важнейшим условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе до-полнительного образования детей, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения. Анализ полученных образовательных результатов позволяет судить о достижении целей. Путь анализа лежит через выявление про-блем как разрывов между требуемыми и реальными результатами, поиск их главнейших причин и построение стратегии, гарантирующей их устранение и продвижение вперед.
Анализ ключевых проблем в детских объединениях ведется от конца (т.е. результатов как следствий) к началу (т.е. к процессам и условиям как причинам).
Обученность как показатель качества образовательного процесса
Система диагностики обученности включает в себя:
1.Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2.Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3.Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.
4.Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.
5.Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.
Материалы по мониторингу обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала про-граммы (программного материала) и отражаются в графиках и диаграммах, составленных педагогом или методистом. Отслеживанию подлежат следующие показатели:
–изменения наполняемости детского объединения за последние три года,

показывающие динамику измене-ния спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель);
–количество обучающихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фести-валях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель);
–количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель);
–период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования детей (косвенный показатель);
–творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель);
–мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).
Уровень обученности определяется с помощью проведения проверки знаний, умений, навыков – среза заня-тий, тестирования, проведения творческих отчетов, защиты творческих работ, участия в конкурсах, выставках и др.
Диагностика личностного развития обучающихся в ЦВР «Лад»
Диагностика воспитательных результатов – наиболее трудный аспект педагогической деятельности. В творческих объединениях сконцентрировано внимание на развитии Личности и Гражданина. Не столь важно, каким видом деятельности занят ребенок. Главное – создать условия, в которых его личный и творческий потенциал получит возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», мира, будущего, научить устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе.
Педагогическая диагностика позволяет создать психологический портрет обучающихся, изучить их личностные особенности и профессиональную направленность.
Диагностика личностного развития обучающихся в ЦВР «Лад» проводится два раза в год по следующим параметрам:
–характер изменения личностных качеств;
–направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей

Уровень развития детей определяется с помощью отчетов педагогов по результатам наблюдений, тестов, вопросников, анкет. Уровень воспитанности – по показателям развитости этической культуры, социально-психологических качеств с помощью анкет, тестов, вопросников, наблюдений педагога, оценок товарищей и самооценок, участия в массовых мероприятиях и общественной жизни коллектива.

Для диагностики уровня социально-психологической адаптации детей используются проективные методики («Рисунок семьи», «Не-существующее животное», «Дом-дерево-человек» и др.). Коммуникабельность детей определяется на основе проведения занятий с элементами ролевого тренинга, использования специальных тестов. Креативность детей определяется применением методик, разработанных А.Я. Пономаревым, теста Торранса и др.
Выводы проведенных исследований в ЦВР «Лад»
1.Динамика изменения спроса детей на обучение каждому виду деятельности за несколько последних лет позволяет увидеть степень заинтересованности детей и родителей в освоении того или иного вида деятельности. Повышение интереса может быть только в случае наглядного проявления высокого качества обучения, хороших творческих результатов детей.
По имеющимся спискам детей можно составить график или диаграмму сохранности контингента обучающихся по видам образовательной деятельности (срокам реализации образовательной программы педагога).
2.Результаты участия обучающихся в различных конкурсах, выставках, фестивалях любого уровня, выраженные в количестве завоеванных призовых местах, также могут быть отражены в графике или диаграмме. Эти данные показывают изменения профессионализма обучающихся по данной образовательной программе, т.е. качество полученного дополнительного образования в плане приобретения знаний, умений, навыков.
3.Количество детей, связавших свою дальнейшую профессию с изученным в учреждении видом деятельно-сти, яркий показатель способности педагога увлечь ребенка интересным делом, дать ему полноценные знания, способные четко сориентировать его в будущей профессии.
4.Годы, проведенные обучающимися в учреждении, говорят о поддержке педагогом их желания постигать мастерство, о качестве

реализуемых образовательных программ, актуальности и правильности выбранного педагогического направления. Если дети посещают учреждение много лет, значит им здесь интересно и полезно.
5.Творческие отчеты, конкурсы, выставки, спектакли и другие виды отчетной деятельности по мере реализа-ции образовательной программы четко показывают, какие знания, умения и навыки получены детьми за оп-ределенный период обучения, насколько они совпадают с поставленными в программе задачами. Уровень знаний и умений отражается в отчетах педагогов, мнениях родителей, товарищей по объединению, отзывах зрителей и пр.
6.Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в учреждении, является одним из весо-мых показателей мониторинга. Родители поощряют и способствуют обучению детей в учреждении только в том случае, если явно видят позитивные результаты творческого труда.
7.Возможно использование любых других параметров, если они позволяют увидеть и оценить знания, умения и навыки, полученные детьми.

Программа

«Мониторинг процесса воспитания

обучающихся МКУДО «ИДДТ»

Объединение (кружок) - это основное звено, связующее ребенка и ДДТ в рамках единой воспитательной системы. Каждый кружок имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. Руководители кружков планируют и организуют свою работу в соответствие с концепцией воспитательной системы ДДТ, программой деятельности руководителя по созданию воспитательной системы кружка. Оценить эффективность работы воспитательной системы помогает диагностика и мониторинг развития личности и коллектива.

Под педагогическим мониторингом процесса воспитания педагоги понимают систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы объединения.

Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действие способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.

Стратегия и тактика мониторинга воспитания детей основывается на следующих принципах:

Гуманность - уважение личности каждого участника, соблюдение его достоинства, прав и свобод;

Демократичность - учет интересов всех участников, совместное принятие решений;

Диалог - конструктивное взаимодействие участников даже при отсутствии единых взглядов на те или иные вопросы воспитания;

Конфиденциальность - неразглашение результатов исследований без согласия участников;

Научность - обоснованность используемых понятий, идей и способов действий;

Целостность и системность - последовательная разработка и реализация мониторинга воспитания как системы, а не ряда случайных методик.

Основные функции мониторинга - диагностическая, ориентирующая (направляющая), мотивационно-стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.

Цель мониторинга : оценить состояние и результативность функционирования воспитательной системы объединения, успешность воспитательного процесса в ней и уровень развития коллектива.

Объектом мониторинга является воспитательная система ИДДТ.

Предмет мониторинга – творческий коллектив как условие развития личности ребенка.

Для исследования эффективности воспитательной системы я использую следующие критерии:

    Уровень сформированности коллектива.

    Уровень развития самоуправления

    Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность.

    Уровень состояния психического и физического здоровья обучающихся.

    Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью кружка.

    Уровень воспитанности обучающихся.

    Уровень социального развития обучающихся (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)

В качестве инструментария использую следующие основные методы педагогической диагностики:

    информационно-констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;

    оценочные – оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;

    продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;

    поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия;

    игровые методы.

Критерии, показатели и способы изучения

эффективности воспитательной системы

Критерии и показатели

Диагностические средства

    Развитость физических и психических качеств обучающихся.

Анкета «Отношение к здоровому образу жизни»;

Статистический медицинский анализ состояния здоровья детей.

    Сформированность интеллектуального потенциала личности

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости;

Анкетирование обучающихся.

    Социализированность личности обучающихся.

Методика для изучения социализированности личности обучающихся.

Определение уровня толерантности

(по М.И. Рожкову).

    Развитие креативных способностей.

Наблюдение.

Тест «Изучение интересов обучающихся».

Методика «Карта интересов»

Конкурс идей и проектов.

    Нравственная воспитанность обучающихся.

Научная школа А.И. Шемшуриной

    «Диагностика нравственной самооценки».

    «Диагностика этики поведения».

    «Диагностика отношения к жизненным ценностям».

    «Диагностика нравственной мотивации».

Методика Овчаровой Р.В

«Выявление уровня воспитанности».

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен доктором педагогических наук Н. Е.Щурковой).

    Развитость творческой активности ребёнка.

Педагогическое наблюдение.

Тест «Диагностика общих способностей, ценностных ориентаций личности».

Экран творческой активности учащихся.

    Уровень сформированности коллектива, уровень развития самоуправления в коллективе.

Диагностика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»

(М. И. Рожков).

Методика «Я – лидер» Е.С. Фёдоров; О.В. Ерёмин, Т.А. Миронова.

    Удовлетворённость обучающихся жизнедеятельностью в объединении.

Методика А.А. Андреева

«Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Анкета «Психологический климат в коллективе».

    Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения.

Методика Степанова «Удовлетворённость родителей деятельностью образовательного учреждения».

Отслеживание уровня развития коллектива.

Отслеживание уровня развития коллектива происходило по следующим признакам :

    движение к общезначимой цели,

    самоуправление,

    дисциплина,

    общественное мнение,

    согласованность в работе,

    соотношение руководства и подчинения,

    дружба в коллективе,

    общение в свободное время.

Уровни развития коллектива:

    допустимый,

    критический,

    недопустимый.

Признаки

коллектива

Уровень развития признака

Допустимый

Критический

Недопустимый

Движение к общезначимой цели.

Большинство.

Меньшинство.

Есть сопротивление поставленной цели.

Самоуправление.

Передается часть функций.

Только при участии взрослых.

Только при принуждении.

Дисциплина.

У большинства.

У меньшинства.

Дисциплину держит только старший.

Общественное мнение.

Большинство в результате разъяснения.

Меньшинство.

Полное безразличие.

Согласованность в работе.

Нужно руководство руководителя.

Конфликтность.

Согласованность в отрицательных поступках.

Соотношение руководства и подчинения.

Большинство.

Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители.

Часть учащихся не умеют подчиняться.

Дружба в коллективе.

Доброжелательность в коллективе.

Есть эпизодические конфликты.

Есть отверженные в коллективе.

Общение в свободное время.

Свободное групповое общение.

Ограниченные групповые привязанности.

Конфликтность между группами.

Процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:

    начальный (сентябрь);

    промежуточные (январь, апрель);

    конечный (май).

На данный момент коллективы имеют достаточно высокий уровень сформированности. 87 % обучающихся включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все обучающиеся принимают участие в мероприятиях ДДТ.

Уровень самоуправления коллектива высокий, его средний арифметический показатель 0,9. Жизненное пространство объединения не ограничивается рамками ДДТ.

Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Изменившееся качество современной жизни сегодня требует от выпускника ОУ ДО не столько умений выполнять указания педагога, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг в дополнительном образовании

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, наблюдающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (наблюдение за образовательным процессом с целью выявления качества знания)

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким- либо процессом с целью сопоставления последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по чётко определённым показателям. Аспекты мониторинга:

· качество образования и воспитания, · образовательные потребности учащихся и родителей, · результативность учебно- воспитательного процесса, · инновационная и экспериментальная деятельность, · эффективность и результативность образовательных программ и т.д.

Виды мониторинга: социологический, психологический, педагогический, образовательный, медицинский и т.д.

Разновидности педагогического мониторинга:

· дидактический /отслеживание различных сторон учебно- воспитательного процесса/,

· воспитательный /слежение за различными сторонами воспитательного процесса/,

· управленческий /отслеживание характера взаимоотношений на различных уровнях: руководитель- педагогический коллектив, руководитель-родители, руководитель- внешняя среда/, · социально- психологический: отслеживание должностных отношений, психологической атмосферы педагогического коллектива, родителей, детей,

· медицинский /отслеживание состояния здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий/.

Педагогический мониторинг включает следующие направления: · диагностика учебно- программной документации, · диагностика эффективности эффективности педагогической деятельности, · диагностика уровня образования учащихся, · диагностика развития личности учащихся.

Способы мониторинга : · текущее наблюдение, · тестирование, · анализ результатов учебной деятельности, · оценка и самооценка и т. д.

Этапы мониторинга: · стартовая диагностика /обзор первичной информации/, · прогнозирование /описание ожидаемых результатов/, · промежуточная диагностика, · коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/, · итоговая диагностика, · оценка результатов.

Этапы диагностической деятельности педагога д/о: · определение объекта, цели и задач диагностики, · подбор и освоение диагностической методики, · обработка полученных материалов, результатов, · выработка и формулировка педагогического диагноза объекта исследования и причина, вызывающая данное состояние, · выработка и формулировка · выработка коррекционных мер в форме определённого плана воздействий на объект с целью приведения его в желаемое состояние. Оформление результатов мониторинга: педагогического прогноза, тенденций развития данного объекта, · сводные таблицы, · диаграммы, · анализ, · информационные листы, · план коррекционной работы и т.д.

Мониторинг в образовательном учреждении можно определить, как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными.
Современная система образования многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, в ней преобладают процессы саморазвития личности. В данной связи она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество образования. Это мера соответствия между эталонными, определенными государством образовательными уровнями – цензами, с тем, что есть на самом деле, что является итогом обучения и воспитания. Примером таких цензов являются стандарты образования, которые призваны задавать структурный и содержательный минимум, и различные средства констатации достижения обучающимися этого минимума (в образовательной школе – это единый государственный экзамен, в дополнительном образовании – аттестация

обучающихся ). Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Изменившееся качество современной жизни сегодня требует от выпускника ОУ ДО не столько умений выполнять указания педагога, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия.

При организации и проведении мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ ДО особая роль отводится диагностике, что позволяет получить объективные данные об уровне воспитанности, развития и обученности учащегося.
В учреждении дополнительного образования детей комплексная диагностика качества образования включает в себя три основных аспекта: дидактический, методический и психологический.
Дидактический аспект результативности включает в себя работу по двум направлениям: диагностика обученности и диагностика обучаемости.
Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются объективность, систематичность и наглядность.

Обучаемость предполагает измерение качества деятельности обучаемых в про-цессе обучения.
Методический аспект включает в себя анализ и оценку качества реализации образовательных программ, на основании которых осуществляется образовательно-воспитательный процесс в учреждении.
Психологический аспект включает: повышение уровня социально-психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности, креативности.
В свете выделенных аспектов мониторинг образовательно-воспитательного процесса в проводится по трем направлениям:
развитие, воспитание, обучение. В зависимости от задач производится и выбор диагностического инструментария: тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, отчеты и др.
Важнейшим условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения. Анализ полученных образовательных результатов позволяет судить о достижении целей. Путь анализа лежит через выявление проблем как разрывов между требуемыми и реальными результатами, поиск их главнейших причин и построение стратегии, гарантирующей их устранение и продвижение вперед.
Анализ ключевых проблем в детских объединениях ведется от конца (т.е. результатов как следствий) к началу (т.е. к процессам и условиям как причинам).
Обученность как показатель качества образовательного процесса
Система диагностики обученности включает в себя:
1.Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2.Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3.Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.
4.Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.
5.Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.
Материалы по мониторингу обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в графиках и диаграммах, составленных педагогом или методистом. Отслеживанию подлежат следующие показатели:
–изменения наполняемости детского объединения за последние три года,

показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель);
–количество обучающихся, участвующих в выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель);
–количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель);
–период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования детей (косвенный показатель);
–творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель);
–мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).
Уровень обученности определяется с помощью проведения проверки знаний, умений, навыков – среза занятий, тестирования, проведения творческих отчетов, защиты творческих работ, участия в конкурсах, выставках и др.


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районный центр внешкольной работы»

«Организация и проведение мониторинга

в учреждении дополнительного образования детей»

Составитель:

Анна Валерьевна Творогова методист МОУ ДО «РЦВР»

р.п. Ковернино

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

  • Мониторинг – постоянное наблюдение за каким – то процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положениям.
  • Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Мониторинг

Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации

Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом

Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Организация и проведение мониторинга в системе дополнительного образования детей

  • это процесс непрерывного научно – обоснованного диагностико – прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Виды мониторинга

Мониторинг

Образовательный

Воспитательный

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Система диагностики обученности включает в себя:

  • Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся
  • Текущая проверка в процессе усвоения каждой изученной темы, при этом диагностируется каждый уровень отдельных элементов программы
  • Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала
  • Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса
  • Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Показатели

  • Изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель).
  • Количество учащихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель).
  • Количество детей, связавших будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель)
  • Период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования (косвенный показатель)
  • Творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель)
  • Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель)

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Диагностика воспитательных результатов

Диагностика личностного развития учащихся может проводиться два – три раза в год по следующим параметрам:

  • Характер изменения личностных качеств
  • Направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей

Критерии оценки

Критерии оценки уровня теоретической подготовки (примерные):

  • Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
  • Широта кругозора
  • Свобода воспитания теоретической информации
  • Развитость практических навыков работы со специальной литературой
  • Осмысленность и свобода использования специальной терминологии
  • Критерии оценки практической подготовки (примерные):

  • Соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям
  • Свобода владения специальным оборудованием и оснащением
  • Качество выполнения практического задания
  • Технологичность практической деятельности
  • Критерии оценки уровня развития воспитанности детей (примерные)

  • Культура организации своей практической деятельности
  • Культура поведения
  • Творческое отношение к выполнению практического задания
  • Аккуратность и ответственность в работе
  • Развитость социальных способностей

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Принципы организации мониторинга

  • Принцип деятельностно – событийного подхода к организации мониторинга
  • Принцип концентрированности на учащихся
  • Принцип амбивалентности языка мониторинга (профессионально – педагогического, терминологического и непрофессионального, социокультурного)
  • Принцип информационной оперативности и доступности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Субъект, объект и предмет мониторинга в дополнительном образовании

  • Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается
  • Объектом мониторинга в соответствии с современными требованиями к образованию детей может быть, например: цель деятельности, результаты обучения,
  • воспитания, развития детей, результаты реализации социально-педагогических функций

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Предмет мониторинга – динамика изменения результата

  • Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других
  • Предметом мониторинга на уровне педагога м огут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.
  • Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Критерии и показатели мониторинга

  • Критерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо
  • Показатель – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Показатели мониторинга

  • 1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО.
  • К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.

  • 2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.
  • К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.

  • 3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально- психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

По компонентам (задачам) мониторинга:

  • методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»); видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.)
  • аналитико-оценочные методы: анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки учащихся; тестирование; шкалирование и др.
  • методы обобщения результатов: методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По направленности мониторинга:

  • внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.);
  • внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.).

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По количеству участвующих субъектов:

  • групповые способы
  • коллективные способы
  • индивидуальные способы.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По внешнему выражению способа:

  • вербальные способы (графические, письменные, технические)
  • творческо-активные способы (игра, специально организованная для наблюдения и выявления чего- либо; социальная проба; создание проблемной ситуации; поисково-исследовательские методы организации образовательного процесса)
  • По предмету мониторинга. При таком выборе основания для классификации может быть великое множество групп способов. Например, по масштабу предмета – способы мониторинга воспитательных, учебных и т.д. результатов

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Педагогическая диагностика учащихся объединений в дополнительном образовании

Традиционные:

  • усвоенные знания
  • освоенные способы деятельности (умения и навыки)
  • опыт эмоционально-ценностных отношений
  • Специфические:

  • опыт творчества
  • опыт общения
  • опыт самостоятельной деятельности
  • опыт социально-значимой деятельности

Параметры результативности образовательного процесса

I.Опыт освоения теоретической информации

II. Опыт практической деятельности

III. Опыт эмоционально-ценностных отношений

IV. Опыт творчества

V. Опыт общения

VI. Опыт самостоятельной деятельности

VII. Опыт социально-значимой деятельности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Формы предъявления результатов

Нормы предъявления результата

Преимущества

Ограничения

Выставки

Наглядность, убедительность,

Оценки наблюдателей,

Дети участвуют с удовольствием,

Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми)

Задействованы не все дети,

Зависимость от материально-технического оснащения,

Массовые

мероприятия

Яркость, зрелищность, праздничность

Ограниченное количество детей

Экзамены

Концерты

Наглядность, яркость, зрелищность,

Разнообразность тематики

Традиционная форма, наглядная, очевидная

Стресс для ребенка

Видеозапись

Зримость, наглядность. Можно хранить много лет

Зависимость от материально-технического оснащения

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)

Методика «Образовательные потребности»

Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося

Анкета «Мир ваших увлечений»

Методики изучения умений и навыков

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Анализ состава учащихся

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы

Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Анкеты для родителей

«Позиция родителей в образовательном процессе»

«Мир увлечений вашего ребёнка»

«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Приглашаем к сотрудничеству!

606570 Нижегородская обл

р.п. Ковернино

ул. Карла Маркса, д.8